Штрафы за платон хотят повысить

Правительство хочет повысить штрафы за неплатежи в системе «Платон»

Правительство внесло в Думу проект закона, предполагающий повышение штрафов за неуплату в системе «Платон» до 20 000 руб., передает «Интерфакс».

Согласно законопроекту штраф может быть повышен в четыре раза – с 5000 до 20 000 руб. (ст. 12.21.3 КоАП). Помимо этого появится возможность привлекать нарушителя к ответственности в течение полугода, а не двух месяцев.

В пояснительной записке к законопроекту говорится, что увеличение штрафа будет стимулировать собственников транспортных средств соблюдать российское законодательство.

По мнению авторов законопроекта, сумма штрафа менее 20 000 руб. не будет давать должного результата.

Рассылки «Ведомостей» — получайте главные деловые новости на почту

Отвлекает реклама? С подпиской вы не увидите её на сайте

  • Подписка
  • Реклама
  • Справочник компаний
  • Об издании
  • Редакция
  • Менеджмент
  • Архив
  • Наши проекты

    • HBR Россия
    • Как потратить
    • Ведомости&
    • Карьера
    • Конференции
    • Практика

    Контакты

    Рассылки «Ведомостей» — получайте главные деловые новости на почту

    Ведомости в Facebook

    Ведомости в Twitter

    Ведомости в Telegram

    Ведомости в Instagram

    Ведомости в Flipboard

    Электронное периодическое издание «Ведомости» (Vedomosti) зарегистрировано в Федеральной службе по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия 22 декабря 2006 г. Свидетельство о регистрации Эл № ФС77–26576.

    Рекламно-информационное приложение к газете «Ведомости». Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) за номером ПИ № ФС 77 – 77720 от 17 января 2020 г.

    Любое использование материалов допускается только при соблюдении правил перепечатки и при наличии гиперссылки на vedomosti.ru

    Новости, аналитика, прогнозы и другие материалы, представленные на данном сайте, не являются офертой или рекомендацией к покупке или продаже каких-либо активов.

    Сайт использует IP адреса, cookie и данные геолокации Пользователей сайта, условия использования содержатся в Политике по защите персональных данных

    Все права защищены © АО Бизнес Ньюс Медиа, 1999—2020

    Любое использование материалов допускается только при соблюдении правил перепечатки и при наличии гиперссылки на vedomosti.ru

    Новости, аналитика, прогнозы и другие материалы, представленные на данном сайте, не являются офертой или рекомендацией к покупке или продаже каких-либо активов.

    Все права защищены © АО Бизнес Ньюс Медиа, 1999—2020

    Электронное периодическое издание «Ведомости» (Vedomosti) зарегистрировано в Федеральной службе по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия 22 декабря 2006 г. Свидетельство о регистрации Эл № ФС77–26576.

    Рекламно-информационное приложение к газете «Ведомости». Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) за номером ПИ № ФС 77 – 77720 от 17 января 2020 г.

    Сайт использует IP адреса, cookie и данные геолокации Пользователей сайта, условия использования содержатся в Политике по защите персональных данных

    Соответствующий законопроект внесен в Госдуму

    В Госдуме хотят серьезно доработать систему взимания платы с владельцев грузовиков за проезд по федеральным трассам. В своем законопроекте депутаты предлагают радикально снизить размер штрафных санкций за неоплату проезда — с 450 тыс. руб. до 10 тыс. руб. Кроме того, предлагается разрешить перевозчикам платить за проезд постфактум, а не авансом. В Росавтодоре идею снижения штрафов концептуально поддержали, ссылаясь на «текущую экономическую ситуацию». Минсельхоз, в свою очередь, хочет освободить от дорожного знака свою спецтехнику — молоковозы и скотовозы.

    Законопроект в Госдуму внесла группа депутатов — глава комитета по транспорту Евгений Москвичев («Единая Россия»), его замы Виталий Ефимов («Единая Россия») и Михаил Брячак («Единая Россия»). Поправки вносятся в закон «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности», КоАП РФ и другие нормативные акты. Общий смысл поправок — «адаптация» автомобильного бизнеса к системе взимания платы (СВП) «Платон», в рамках которой с 15 ноября за проезд по федеральным трассам с владельцев 12-тонных грузовиков берут 1,53 руб./км. За неоплату проезда действует штраф — 40 тыс. руб. для индивидуального предпринимателя и 450 тыс. руб. для юридического лица (санкции работают пока только в Московской области, по всей России они начнут применяться только с мая 2016 года).

    Размеры штрафов предлагается радикально сократить. «Полагаем, что размер штрафа должен соответствовать уровню 10 тыс. руб.,— сказано в пояснительной записке.— В противном случае, учитывая преобладающее число в автомобильной отрасли субъектов малого и среднего бизнеса, указанные размеры наказаний приведут к их неминуемому банкротству и масштабным социальным последствиям».

    Почему дальнобойщики вышли на забастовки

    Кроме того, говорят депутаты, есть риск получить несколько штрафов за одно и то же нарушение. Контрольная система «Платона» состоит из автоматических камер, установленных вдоль дорог (сейчас их 20, через несколько лет будет более 480). «Велика вероятность многократной фиксации повторного нарушения при выполнении перевозчиком одной перевозки и, соответственно, применения к нему многократных штрафных санкций,— сказано в пояснительной записке.— Считаем необходимым исключить повторную фиксацию правонарушения в один и тот же день». Депутаты приводят в пример систему контроля проезда грузовиков на МКАД (там действует дневной запрет движения): в течение одной поездки может прийти несколько штрафов на 5 тыс. руб. с разных камер.

    Другое нововведение касается ситуации с иностранными перевозчиками, которые пользуются для проезда федеральными трассами. Сейчас к ответственности привлекаются только российские перевозчики, зарубежные компании от санкций, применяющихся для «Платона», освобождены. «В сложившихся условиях иностранные автомобилисты смогут безнаказанно уклониться от внесения платы за проезд. Ее введение еще более подорвет позиции отечественного транспортного бизнеса на рынке международных автоперевозок»,— считают депутаты. Для решения проблемы поправки вносятся в КоАП.

    Система «Платон» атакована хакерами

    Кроме того, парламентарии предлагают поменять предоплатную систему проезда на постоплатную. Сегодня водитель грузовика, согласно правилам «Платона», должен согласовать и оплатить заранее маршрут движения (через терминал или личный кабинет). «С учетом практики современного бизнеса это очень обременительное требование»,— говорят депутаты. Отметим, что оплачивать проезд заранее не обязательно: можно установить в салон большегруза следящий прибор, который будет списывать деньги со счета по мере движения машины. В Минтрансе уже заявили о случаях, когда мошенники пытаются продать эти устройства в то время, как они раздаются бесплатно грузоперевозчикам в 138 офисах оператора «Платона».

    Доработать систему взимания платы хотят и в Минсельхозе, куда поступают обращения от ведущих отраслевых союзов и предпринимательских объединений, обеспокоенных новым сбором, сообщает «Интерфакс» со ссылкой на пресс-службу ведомства. «Беспокойство связано с тем, что взимание платы за проезд может привести как к росту затрат сельхозпроизводителей, так и к повышению цен на сельхозпродукцию»,— пояснили в министерстве. В связи с этим Минсельхоз прорабатывает вопрос «об освобождении транспорта сельхозпроизводителей и специализированных автомобилей, таких как молоковозы и скотовозы, от уплаты дорожного сбора»

    Напомним, что в минувшую среду, 11 ноября, дальнобойщики провели акции протеста, требуя отменить сбор оплаты за проезд по федеральным трассам. За день до этого правительство на 59% снизило тарифы. Сегодня, 16 ноября, «Платон» подверглась массовой компьютерной атаке, о чем уже сообщал “Ъ”. В компании «РТ-Инвест Транспортные системы» (оператор «Платона») законопроект не комментируют.

    В Росавтодоре (госзаказчик «Платона») “Ъ” заявили, что «принимают активное участие в обсуждении законопроекта о применении равных мер ответственности к нарушителям». «Применение утвержденных на сегодняшний день штрафов к перевозчикам в размере 40 тыс. руб. для индивидуальных предпринимателей и 450 тыс. руб. для юридических лиц в текущей экономической ситуации по прогнозам может привести к негативным последствиям для перевозчиков,— заявили “Ъ” в пресс-службе ведомства.— В связи с этим в Росавтодоре выступают за конструктивное рассмотрение данного вопроса, с учетом интересов и государства, и предпринимателей».

    М11 пока будет бесплатной

    Грузоперевозчики по-разному восприняли инициативу депутатов. «10 тыс. руб. — более реальная, посильная, сумма,— считает руководитель транспортной службы логистической компании ”ПЭК” Игорь Алексашов.— Действующий штраф способен просто похоронить мелких и средних перевозчиков. К тому же это риск ухода ряда игроков рынка в тень за счет перерегистрации на физлица». «Даже двухкратного уменьшения суммы штрафа недостаточно для нормальной работы перевозчиков, возможна волна банкротств небольших компаний», — говорит, в свою очередь, директор по операциям компании FM Logistic Александр Павлов.

    Эксперты при этом подчеркивают, что есть и другие проблемы, с которыми столкнулись компании после запуска «Платона». В частности, по словам господина Павлова, в личном кабинете пользователя невозможно построить маршрут (для приобретения маршрутной карты и ее оплаты). Некорректно списываются средства со счета: уже зафиксирован случай, когда было списано 12 тыс. руб. при стоимости маршрута 600 руб., утверждает он. «Несколько бортовых устройств вышли из строя, не проработав и 24 часов с момента установки»,— рассказал он.— Система не дает возможности скорректировать маршрут с целью оптимизации количества километров пройденных по платной дороге». «Сайт системы постоянно ”висит” и выдает ошибку, автомобили при этом уже в пути,— говорит Игорь Алексашов.— То есть имеется риск ошибочного выставления штрафов. Получается, что транспортные компании зажаты между молотом и наковальней: с одной стороны не работающий ”Платон”, с другой — обязательство перед клиентом. Поедешь на загрузку без оформления карты — штраф, не поедешь на загрузку — штрафные санкции от клиента».

    Тариф системы “Платон” с 1 июля будет проиндексирован на 14 коп. и составит 2,04 руб./км

    Как говорится в сообщении Минтранса РФ, об этом сообщил вчера министр транспорта Евгений Дитрих по итогам обсуждений ведомства с представителями ассоциаций грузоперевозчиков и грузоотправителей, а также с руководителями логистических компаний.

    В министерстве отмечают, что дальнейшие планы по индексации учитывают требование грузоперевозчиков о предсказуемости тарифа. “Для снижения нагрузки на предпринимателей и обеспечения плавности изменения инфраструктурного тарифа мы отказались от одномоментной индексации сразу на полный размер накопленной инфляции и достигнем этого показателя в течение трех лет. С 1 февраля 2020 года тариф госсистемы “Платон” составит 2,2 руб./км, с 1 февраля 2021 года – 2,35 руб./км. Далее индексация будет проводиться с 1 февраля каждого календарного года на размер годовой инфляции, согласно прогнозам, примерно на 4%”, – пояснил Е.Дитрих. Такой подход, по мнению министра, также позволит увеличить количество ремонтируемых дорог и мостов за счет дополнительных средств от системы “Платон”, что положительно скажется на безопасности движения и скорости доставки грузов.

    При этом в Минтрансе подчеркивают, что “размер индексации тарифа государственной системы “Платон” с 1 июля 2019 года будет снижен более чем в два раза от величины накопленной инфляции”.

    “Соответствующее правительственное постановление будет опубликовано в ближайшее время. Сегодня действует льготный тариф – 1,9 руб. за километр. Планируемая изначально ежегодная индексация платы по системе “Платон” на размер инфляции ранее переносилась трижды – в 2016, 2017 и 2018 годах”, – указывает министерство.

    Как говорится в сообщении, в системе “Платон” зарегистрировано 1,2 млн транспортных средств. “Объем поступлений в Дорожный фонд России за время её работы достиг 77 млрд руб. За счет этих средств уже отремонтировано свыше 2 тыс. км дорог, восстановлено и построено более 30 мостов в 40 регионах страны. Также в рамках проекта Общероссийского народного фронта “Карта убитых дорог” на основании выбора грузоперевозчиков выполнен ремонт 700 км федеральных дорог, ведется реконструкция трассы Р-243 от Костромы до Перми”, – отмечает Минтранс.

    При этом первоначально при запуске “Платона” тариф планировалось установить на уровне 3,73 руб. за 1 км и ввести штрафы за неоплату проезда до 1 млн руб., но после массовых акций протеста дальнобойщиков и обращений бизнеса был введен так называемый льготный тариф – 1,53 руб. за 1 км. Предполагалось, что с 15 апреля 2017 года тариф будет поднят до 3,06 руб. за 1 км, но позднее решение было пересмотрено, и тариф вырос до 1,91 руб. за километр пути. В Минтрансе затем указывали, что вопрос об индексации льготного тарифа системы “Платон” будет обсуждаться только после усиления контроля за нарушителями и предоставления первых результатов этой работы грузоперевозчикам.

    Система взимания платы с грузовиков с разрешенной максимальной массой более 12 тонн в счет возмещения ущерба при движении по федеральным автомобильным дорогам, получившая название “Платон”, заработала в России с 15 ноября 2015 года. Создателем и оператором системы стало ООО “РТ-Инвест Транспортные Системы”.

    “Абсолютно бесправны”. Дальнобойщики из-за “Платона” избавляются от машин

    Дальнобойщики из небольших компаний избавляются от машин, утверждая, что “Платон”, система взимания платы с грузовиков массой свыше 12 тонн, убивает их бизнес. “Платон” действует с ноября 2015 года. Ещё тогда перевозчики предупреждали, что “Платон” – это уже третий возложенный на них налог, и он станет “последним бревном, которое переломит хребет отрасли” грузоперевозок. Теперь они в этом убедились на практике.

    – Фактически всё, о чём тогда говорили, сбылось, – говорит Вадим Яцук, председатель Ленинградского областного отделения “Объединения перевозчиков России” (ОПР). – Я свой первый грузовик купил в 1994 году, и с того момента у меня всегда была одна машина, на которой я сам работал. Плавно развивал свой бизнес с ГАЗ-66 до тяжёлых тягачей. И вот теперь машина стоит разобранная до лучших времен. Мне выгоднее сейчас шабашить – класть кафель, чем перевозить грузы. И именно “Платон” стал последней каплей.

    Дальнобойщики трижды платят за право ездить по дорогам: сначала транспортный налог (около 40 тысяч рублей в год, вне зависимости от того, ездишь ты на машине или нет). Затем акциз, заложенный в цену дизельного топлива: 8 рублей за литр, и, наконец, “Платон”. Всего за время существования “Платона” с грузовиков в дорожный фонд было собрано 73,7 млрд рублей.

    – Когда вводили акциз, то обещали, что отменят транспортный налог, – поясняет Яцук. – Звучало логично: мол, теперь будешь платить, только когда заправляешься, а значит, ездишь. А если машина стоит полгода-год, то платить не надо. Потому что и транспортный налог, и акциз – это именно плата за амортизацию дорог, за то, что мы по ним ездим, и их надо ремонтировать. Но в итоге транспортный налог не отменили! Так мы стали платить уже два раза налог за одно и то же – за право ездить по дорогам общего пользования. Но бездонному карману мало: ввели “Платон”. Это третий сбор на то же самое, на разбитые дороги, сейчас он два рубля за километр.

    – Я индивидуальный предприниматель, занимаюсь перевозками с 2006 года, у меня было пять машин, сейчас осталось три, – говорит Алексей Меньшиков, председатель “ОПР” Мурманска. – Две продал, потому что не особо хорошо дела в перевозках обстоят у нас в Мурманском регионе. Оплата наших услуг заказчиками осталась на уровне 2006–2008 годов. При этом инфляция каждый год растёт: топливо, запчасти. Да ещё добавили акциз, а потом “Платон”.

    Дальнобойщик из Карелии Виталий Попов первый кооператив “Экспресс” зарегистрировал в 1989 году:

    – Я всю свою сознательную жизнь занимаюсь перевозками. В 2016 году у меня было семь машин, сейчас три, а скоро останется одна. До 2012–13 года было нормально, затем начались проблемы: как ни крутишься, денег не хватает, пришлось кредиты брать. А потом захотели ввести “Платон”.

    Я поначалу был готов платить, хотя и непонятно, из каких средств. Но тут ребята стали перекрывать Лесной проспект в Петрозаводске. Я пошёл, пообщался и тогда потихоньку начал задумываться. Потому что мне не только не создают условия для развития бизнеса, но наоборот, всячески пытаются меня придушить. Пока могу платить – должен платить, а когда сдохну – должен быть похоронен за свой счет.

    Ежедневная борьба с переменным успехом

    Система “Платон” работает так: в любом крупном городе есть офис, куда дальнобойщик обязан прийти, открыть счёт и взять коробочки-транспондеры. Эти коробочки устанавливаются в машины, которые фиксируют проезд через рамки “Платона” на федеральных дорогах. За каждый такой проезд снимается плата со счёта. Если коробочки в машине нет или она выключена, то система это фиксирует и отправляет нарушителю штраф.

    – Я в свою машину коробку “Платона” не ставил, – говорит Вадим Яцук из Ленобласти. – Но и те, кто ставит, пытаются как-то её обойти. Про таких дураков, чтобы честно платили “Платону” и работали, я не слышал. Все пытаются как-то обходить, потому что иначе разоришься: кто номера тряпками закрывает перед воротцами, кто просто выключает прибор; есть безумные эпизоды проезда рамок по встречке. Даже машины государственных унитарных предприятий, как я знаю, ездят по федеральным трассам с выключенными приборами. Потому что в цену госконтрактов “Платон” не входит. При этом, как устроена система “Платон”, никто толком не знает, можно только догадываться. И это понятно: если бы точно знали все механизмы, сразу бы стали искать возможность, как избежать. Первые годы “Платон” работал, кто-то ему, наверное, платил, но штрафы система никому не отправляла. А в прошлом году, как раз после чемпионата мира по футболу – стали приходить штрафные квитанции. Причём опять же система непонятна: иногда проедешь под рамкой – штраф приходит, а иногда – нет. От чего зависит, никто не знает. Штрафы эти мало кто платит: они копятся, и пока что никто через суд или приставов оплату по ним истребовать не пытается. Но все понимают, что это до поры до времени.

    У Алексея Меньшикова из Мурманска штрафов скопилось уже на 70 тысяч рублей:

    – Коробочки я в свои машины не устанавливал, принципиально, так как “Платон” – это необоснованный побор. Мы примерно знаем, где находятся рамки, пытаемся номера закрывать. Штрафы не оплачиваю и не собираюсь: ожидаю, что всё-таки свершится какое-то событие по смене руководства страны, политики страны по отношению к бизнесу, и “Платон” будет отменён. Но в целом, даже если бы я платил штрафы, это было бы выгоднее, чем ставить коробочку: дорога Мурманск – Петербург, если платить “Платону”, обойдётся в 4,5 тыс. руб. А штраф – 5 тысяч, и он ещё не каждый раз приходит. Получается, выгоднее штрафы, – полагает Меньшиков. – Надо честно признать, что, если бы я полностью платил по “Платону”, я бы, скорее всего, не разорился. Всё-таки у нас северная специфика, тарифы на оплату перевозок побольше, чем в центральной России. Сидел бы на минимальном доходе, на грани выживания, с постоянным риском, что если что-то случится, то денег не хватит. Крупные компании у нас ездят с “Платоном”, индивидуалы вынуждены рисковать и не ездить, хотя и отвечают в случае взыскания всем своим имуществом.

    Виталий Попов, председатель “ОПР” Карелии, не ставил коробки в свои машины.

    – Бумажки, которые приходят и на которых написано “постановление”, штрафами я не называю: признать меня виновным и наложить штраф может только суд, – заявляет он. – Я пытался оспорить одну из таких бумажек в суде, но безуспешно. У нас в регионе компаний, которые могли бы добросовестно платить “Платон” и при этом работать с прибылью, я не знаю. Но многие владельцы машин перекладывают штрафы на водителей. Вот как это делается: сейчас мелкие и средние предприятия, у которых было до 20 машин, от них избавляются. Ставят в машину коробку “Платон” и отдают под “отбой” водителю, чтобы сам работал. Если приходит штраф на машину, они его оплачивают, а потом требуют с водителя его возместить.

    Чем плох большой бизнес

    Крупным сетевым компаниям, по общему мнению, приходится легче, чем средним и тем более индивидуальным предприятиям.

    – Крупный бизнес выживает за счёт нарушений, – считает Вадим Яцук из Ленобласти. – Во-первых, Трудового кодекса: водители там на положении рабов. Их вынуждают работать по 16 часов в сутки за 40–50 тысяч рублей в месяц, при этом без оформления по ТК РФ. И, конечно, перегрузы: те же самосвалы ездят с 40–50 тоннами на борту при разрешённых 20. При этом их никогда не тормозят! У их владельцев договорённости, всё проплачено заранее. Зато на мелких и средних перевозчиках отыгрываются: под лупой ищут нарушения. Поэтому мы работаем строго по закону. Я знаю, что в Ростове зерновозы возят уже по 60 тонн вместо заявленных 20: перегружают втрое, потому что иначе денег не хватает на содержание машины и семьи. А вот от таких перегрузов дороги как раз и разрушаются!

    Как рассказывает Алексей Меньшиков из Мурманска, в северных крупных компаниях также практикуется выжимать максимум из сотрудников:

    – Их водители работают по 12–14 часов, спят в кабинах, поесть в кафе себе могут позволить раз в неделю. Но при этом многие довольны своим положением: зарплаты всё-таки выше, чем у медиков с учителями. При этом мы, некрупные перевозчики, себе такого не позволяем: мы стараемся быть более лояльны к сотрудникам, и зарплату сделать побольше, и исходить из восьмичасового рабочего дня. Насчёт перегрузов у крупных компаний: бери весы и проверяй самосвалы с сыпучими материалами – каждый первый будет с перегрузом. Хоть мы и коллеги, но у меня к ним отношение, как к вредителям. Так что объективно сейчас мы, индивидуальные предприниматели – на высоте с точки зрения соблюдения закона. Но нас выдавливают.

    Виталий Попов из Петрозаводска вообще не уверен, что крупные компании платят акциз и “Платон”:

    – Я общаюсь с водителями таких компаний, они говорят, что заправляются от 18 до 26 рублей за литр, их компании выдают им специальные скидочные карты. А я плачу по 47 рублей! То есть как минимум у них из топлива вынимаются акцизы. Каким образом это делается? Кто с кем договорился? И то же самое с “Платоном”: я не уверен, что один олигарх, Сергей Матвиенко, так просто согласится платить другому, Ротенбергу. Так что, подозреваю, что их машины фотографируют на рамках, фиксируют нарушения, но эти фотографии отфильтровываются, и штрафы просто не отправляют. Так же как камеры “не видят” машины судей, которые ездят по выделенным полосам или превышают скорость.

    “Платон” – лишь вершина айсберга

    Вадим Яцук уверен, что всё происходящее – не случайное стечение обстоятельств, а намеренное разрушение малого бизнеса:

    – Нас выдавливают так же, как уже выдавили мелких перевозчиков из пассажирского транспорта и из такси. Там остались только крупные игроки, и водители у них абсолютно бесправны, еле сводят концы с концами, хотя работают на износ. И на “Платоне” процесс уничтожения малого бизнеса не остановился. Например, сейчас крупные клиенты требуют НДС, а у меня упрощёнка в ИП: индивидуалу невыгодно держать бухгалтера ради одной-трех машин. А раз так, мы оказались заложниками “прокладок”: больших компаний, которые берут контракты, а потом нанимают нас на субподряд. Но эти контракты уже заключены, а значит, я лишен возможности переговоров с клиентом: либо бери подряд, либо нет. Даже если для выполнения условий контракта требуется работать с нарушениями. А отсюда вытекает ещё один важный момент: ответственность за перегрузы, за превышение рабочего времени водителем ложится по закону только на владельца грузовика. И никогда – на того, кто заказывает незаконную перевозку. А ведь это государство в госконтрактах прописывает нерентабельные цены – такие, по которым невозможно возить, соблюдая закон!

    Вадим Яцук предлагает обратить внимание и на медицинский контроль над водителями:

    – Я теперь каждый день должен, прежде чем сесть за руль, добраться до сертифицированной поликлиники и получить разрешение работать на транспорте. Понятно, что для индивидуала это заведомо невыполнимое условие. Приходится ехать, рискуя нарваться на гигантский штраф.

    Слова Вадима Яцука подтверждает Виталий Попов:

    – Существует множество серых схем по выкачиванию денег из мелких перевозчиков. Несколько таких в Карелии я вскрыл. Например, меня тормознули на посту, нашли якобы нарушение и оттащили на эвакуаторе на штрафстоянку. Я предоставил документы. Снял все претензии, тогда мне говорят: оплачивайте эвакуатор. Я отвечаю: выставьте счёт. И мне дают договор. То есть выглядит всё так, будто я сломался или напился и вызывал эвакуатор по собственной воле! Понятно, что большинство платит не глядя, а эвакуатор и стоянка принадлежат начальнику ГИБДД или кому-то ещё из чиновников. Я говорю: так не пойдёт, предоставьте мне документ, на основании которого инспектор ДПС вызвал эвакуатор. И почему именно этот эвакуатор, копия договора с ГИБДД есть у него? Они: тогда транспортное средство не отдадим. Я не спорю, а вызываю дежурного по управлению Ространснадзора. Узнав, что дежурный едет, мне предлагают забрать машину и уезжать без оплаты. Думали, я схвачу и убегу. Но я дождался дежурного и написал заявление. Результатов пока не знаю. Или вот ещё вариант: у стационарного поста ГИБДД есть пункт весового контроля. Задуман он был для самопроверки: заехал, взвесился, проверил, правильно ли ты загружен. Если окажется, что груз расположен неправильно, с помощью местных грузчиков устранил нарушение, получил от них квиточек на оплату и переслал его грузоотправителю, который плохо тебя загрузил. А теперь сделали как? Прямо у весов стоит инспектор Ространснадзора. И если у тебя нарушение в загрузке – сразу выписывает штраф. Выжить в этой системе могут только те, кто пристроился к корыту. Малый бизнес из перевозок скоро выдавят окончательно.

    Штрафы за платон хотят повысить

    Сколько дальнобойщиков участвуют в стачке против «Платона»

    17 мая перевозчики намерены встретиться с Минтрансом и Советом по правам человека

    Сколько дальнобойщиков участвуют в стачке против «Платона» 17 мая перевозчики намерены встретиться с Минтрансом и Советом по правам человека

    На МКАД полиция заблокировала колонну дальнобойщиков (обновлено)

    Протестующие водители фур собрались на парковке торгового центра «Шоколад» около Реутова

    На МКАД полиция заблокировала колонну дальнобойщиков (обновлено) Протестующие водители фур собрались на парковке торгового центра «Шоколад» около Реутова

    Роскомнадзор пригрозил заблокировать онлайн-рацию Zello

    Ее активно используют протестующие дальнобойщики

    Роскомнадзор пригрозил заблокировать онлайн-рацию Zello Ее активно используют протестующие дальнобойщики

    Опека попыталась забрать детей из квартиры арестованного лидера дальнобойщиков

    Изъятию детей помешала срочно выписавшаяся из больницы беременная жена активиста

    Опека попыталась забрать детей из квартиры арестованного лидера дальнобойщиков Изъятию детей помешала срочно выписавшаяся из больницы беременная жена активиста

    В России началась бессрочная стачка дальнобойщиков

    Они выступают против системы «Платон» и требуют отставки правительства

    В России началась бессрочная стачка дальнобойщиков Они выступают против системы «Платон» и требуют отставки правительства

    На что живут дальнобойщики Водитель с 20-летним стажем рассказал о попутчиках, системе «Платон», зарплате и тратах

    Дальнобойщики потребовали отставки Путина

    Протестующие водители обвинили правительство и президента в нежелании идти на уступки

    Дальнобойщики потребовали отставки Путина Протестующие водители обвинили правительство и президента в нежелании идти на уступки

    Дальнобойщиков начали штрафовать за неоплату проезда в «Платоне»

    Всего за один день ГИБДД выписала тысячу постановлений на 5 миллионов рублей

    Дальнобойщиков начали штрафовать за неоплату проезда в «Платоне» Всего за один день ГИБДД выписала тысячу постановлений на 5 миллионов рублей

    Движение на месте: Дальнобойщики — о том, почему продолжают протест У «Мега-Дыбенко» в Петербурге дальнобойщики установили протестный лагерь и не планируют его сворачивать. The Village поговорил с участниками акции

    Движение на месте: Дальнобойщики — о том, почему продолжают протест У «Мега-Дыбенко» в Петербурге дальнобойщики установили протестный лагерь и не планируют его сворачивать. The Village поговорил с участниками акции

    Сколько водителей поддерживают запуск «Платона»

    Владельцы легковых авто уверены, что система поможет улучшить состояние федеральных трасс

    Сколько водителей поддерживают запуск «Платона» Владельцы легковых авто уверены, что система поможет улучшить состояние федеральных трасс

    Повышение платы за проезд дальнобойщиков хотят отсрочить

    Ранее предполагалось, что тарифы пересмотрят уже в марте 2016 года

    Повышение платы за проезд дальнобойщиков хотят отсрочить Ранее предполагалось, что тарифы пересмотрят уже в марте 2016 года

    На штрафы дальнобойщикам ввели негласный мораторий

    Официально о нём не заявляется, чтобы владельцы фур не перестали платить вообще

    На штрафы дальнобойщикам ввели негласный мораторий Официально о нём не заявляется, чтобы владельцы фур не перестали платить вообще

    Дальнобойщики возобновят протест на дорогах

    Проведение всероссийской «ежедневной улитки» возобновится 25 декабря

    Дальнобойщики возобновят протест на дорогах Проведение всероссийской «ежедневной улитки» возобновится 25 декабря

    Протестующие дальнобойщики объединяются в профсоюз

    В новую ассоциацию войдут представители как минимум 58 регионов России

    Протестующие дальнобойщики объединяются в профсоюз В новую ассоциацию войдут представители как минимум 58 регионов России

    Дальнобойщики разбили протестный лагерь у въезда в Москву

    Протестующие собираются объединиться в независимый профсоюз

    Дальнобойщики разбили протестный лагерь у въезда в Москву Протестующие собираются объединиться в независимый профсоюз

    Полиция разблокировала МКАД

    Движение на участке от Алтуфьевского до Ленинградского шоссе было полностью парализовано

    Полиция разблокировала МКАД Движение на участке от Алтуфьевского до Ленинградского шоссе было полностью парализовано

    Из-за акции дальнобойщиков перекрыта МКАД

    Внешняя сторона МКАД от Алтуфьевского до Ленинградского шоссе полностью встала

    Из-за акции дальнобойщиков перекрыта МКАД Внешняя сторона МКАД от Алтуфьевского до Ленинградского шоссе полностью встала

    Дальнобойщики завершили акцию протеста в Москве

    Возможно, акцию проведут в столице 6 декабря

    Дальнобойщики завершили акцию протеста в Москве Возможно, акцию проведут в столице 6 декабря

    Мы в соцсетях

    The Village +

    Другие проекты Redefine

    Новости Москвы, Санкт-Петербурга. Люди, места, события. Использование материалов The Village разрешено только с предварительного согласия правообладателей. Все права на картинки и тексты в разделе Новости принадлежат их авторам.

    На Урале появился новый вид мошенничества с автомобилями. Пострадал пенсионер-дальнобойщик

    В Свердловской области с дальнобойщика-пенсионера Александра Сапсая пытаются взыскать 360 тыс. рублей в качестве штрафов за неоплаченные маршрутные карты по системе «Платон». При этом сам пенсионер говорит, что платил исправно, подтверждающие документы у него есть. Юрист пенсионера утверждает, что, скорее всего, проблема со штрафами возникла из-за неполноценности системы «Платон». В Федерации автомобилистов России считают, что проблема в другом — штрафы водителям выписывают из-за новой схемы мошенничества.

    Александр Сапсай живет в поселке Озерный Режевского района и владеет небольшой фирмой по перевозке грузов, у которой есть две машины МАЗ. Когда ввели систему «Платон», фирма зарегистрировала обе машины, а затем начала платить за каждый рейс по маршрутной карте. Мужчина хотел установить на фуры специальные бортовые устройства «Платона», которые бы отслеживали машины и рассчитывали оплату автоматически, но в офисе «Платона» в Екатеринбурге приборов не было в наличии, поэтому долгое время компания пенсионера пользовалась маршрутными картами.

    По словам Сапсая, сотрудница «Платона» по телефону уверяла его, что пока у него нет прибора, он может спокойно ездить по маршрутным картам. Но через два месяца после звонка ему стали приходить уведомления о странных штрафах.

    Первые подозрительные штрафы за неоплаченные рейсы по маршрутной карте — каждый на сумму 5 тыс. рублей — пришли мужчине 8 и 9 марта 2019 года, когда машина стояла возле дома Александра. Перед праздниками он оплатил маршрутную карту, которая действует в течение 10 дней после оплаты, так как собирался в ближайшее время выйти на рейс. Мужчина утверждает, что ни на сайте «Платона», ни в базе Ространснадзора при этом не появилась информация о штрафах на его имя.

    Через год транспортная компания пенсионера все-таки добилась получения бортовых устройств «Платона» для своих грузовиков. Тогда же Александру перестали приходить штрафы, но старые долги никуда не делись. Два месяца назад мужчина недосчитался 5 тыс. рублей со своей пенсии, а в Пенсионном фонде ему сказали обратиться к судебным приставам, так как из пенсии вычли долг по неуплаченному штрафу.

    В региональном управлении ФССП Александру сообщили, что им начали приходить постановления суда о взыскании с него тех самых штрафов за неоплаченные маршрутные карты. Постановления идут до сих пор, все счета пенсионера арестованы.

    В одном из последних документов от судебных приставов говорится, что Сапсай должен заплатить уже порядка 360 тыс. рублей. В разговоре с ним сотрудница ФССП рассказала, что в последнее время стали очень часто и в большом количестве приходить подобные постановления: по ее словам, пострадали тысячи человек.

    «Я работаю, езжу в Москву. Как-то стоял в пробке во Владимирской области, начал по рации с другими [дальнобойщиками] переговариваться, задал вопрос, [были ли они в такой же ситуации, как и я], так сразу же посыпалось ос всех сторон: я пострадал, я пострадал… Я говорю: ребята, надо как-то объединиться, это же все неправильно! Мы же исправно платим деньги. А с нас еще дерут! Это ни в какие рамки не лезет», — возмущается Александр Михайлович.

    Юрист пострадавшего дальнобойщика сообщила Znak.com, что 5 ноября собирается подавать жалобы по постановлениям, которые есть у нее на руках, но она не уверена, удастся ли ей обжаловать решения суда.

    Она утверждает, что, скорее всего, проблема со штрафами возникла из-за неполноценности системы «Платон».

    По ее словам, система до сих пор не настроена надлежащим образом: не проверяется маршрутная карта, нет сопоставления с системой, не отслеживаются оплаченные транспортные средства, двигающиеся по определенным маршрутам. Из-за этого возникают спорные ситуации и дальнобойщики и транспортные компании вынуждены идти в суд, чтобы доказать несправедливость выписанных штрафов.

    В Федерации автомобилистов России придерживаются другой точки зрения. Руководитель организации Максим Едрышов в разговоре со Znak.com сказал, что проблема — в мошенниках, которые изготавливают копии регистрационных номеров автомобилей, а не в системе «Платон».

    «Если бы это был сбой, то это был бы не единичный случай, а таких было бы много по всей стране. Дальнобойщики — достаточно активные граждане, они бы подняли очень большой шум. Тем более [Александру] пришли не за один день штрафы, когда мог бы случиться сбой, а штрафы приходили регулярно и постоянно, то есть, скорее всего, здесь речь идет о двойнике. Такие случаи редко, но бывают», — говорит Максим Едрышов.

    Мошенники пользуются такой схемой: они покупают (или же у них уже давно есть) автомобиль, похожий на машину другого человека, делают фальшивый номер и ездят с ним. Таким образом, мошенник может нарушать ПДД и другие законы, не боясь, что за это его накажут штрафом. Единственный способ остановить поток штрафов, считает глава Федерации автомобилистов России, — подавать заявление в полицию, чтобы она могла найти машину с поддельными номерами и мошенника.

    Систему «Платон» (сокращенно от «платы за тонны») ввели в России в 2015 году. Она предусматривает взимание платы с грузовиков, вес которых превышает 12 тонн. Тогда власти заявили, что за счет собранных средств будут ремонтировать дороги, которым наносят ущерб тяжелые грузовики.

    Оператором «Платона» выступает ООО «РТ-Инвест Транспортные системы», которым владеет бизнесмен Игорь Ротенберг (50%), сын близкого Владимиру Путину олигарха Аркадия Ротенберга, а также ООО «РТ-Инвест» (еще 50%), соучредителем которого выступает госкорпорация «Ростех» (руководит Сергей Чемезов).

    Как только систему ввели в эксплуатацию, на территории России прошли массовые забастовки дальнобойщиков. По сегодняшний день «Платон» периодически вызывает волны недовольств среди водителей, как правило, из-за постоянно повышающейся ставки.

    “ПЛАТОН” – ВСЕ НОВОСТИ

    В зависимости от пробега перевозчики смогут платить за километр пути меньше, это решение принято по итогам встречи с представителями дальнобойщиков.

    По словам первый замминистра транспорта Евгения Дитриха, это предложение поддержали на встрече с главой правительства добросовестные участники рынка.

    Глава ведомства Максим Соколов сообщил, что не знает, до какого периода будет действовать тариф в 1,91 рубля за километр.

    С 15 апреля тариф за проезд большегрузов по федеральным трассам составит 1,91 руб. за километр пути.

    На встрече с представителями малого и среднего бизнеса премьер назвал разумным снизить тарифы в системе «Платон» для тех, кто много ездит.

    Стоимость проезда по федеральным трассам для большегрузных автомобилей составит 3,06 рубля за километр, до второй половины 2018 года других повышений не предвидится.

    Ранее предлагалось повысить тариф поэтапно.

    В министерстве раскритиковали проект Минтранса, который рассчитывает поднять стоимость за километр уже с 1 февраля 2017 года.

    Ранее о возможном увеличении стоимости продовольствия при повышении тарифов на большегрузы заявили производители продуктов.

    К вице-премьеру Аркадию Дворковичу обратились продовольственные союзы. По их мнению, увеличение тарифов приведет к росту цен на продукты на 3-10%.

    Соответствующее предложение главе правительства направил вице-премьер Аркадий Дворкович, в Минэкономразвития хотели бы заморозить тариф до конца 2018 года.

    Система взимания платы «Платон» позволила найти средства на строительство дорожной инфраструктуры, после чего «вопли» от недовольства ею стихли, заявил Сергей Иванов.

    Глава ведомства Максим Соколов указал, что проект в любом случае не коснется физических лиц и не является делом ближайшей перспективы.

    Сейчас плата за километр трассы для большегрузов составляет 1,53 рубля, с 1 января она вырастет до 3,06 рубля.

    Дело молдавского бизнесмена Вячеслава Платона набирает обороты. Его экстрадировали из Украины две недели назад.

    Его обвиняют в причастности к краже миллиарда долларов из банковского сектора Молдовы.

    Как работает система «Платон» и сколько денег уже ушло в государственную казну?

    Предприниматель, ранее задержанный в Киеве, обвиняется в хищении 40 миллионов долларов (800 млн леев).

    Закон освобождает от налога до конца 2018 года компании и собственников транспортных средств массой свыше 12 тонн, которые регистрируются в системе «Платон».

    Глава ведомства Максим Соколов заявил, что действие льготного коэффициента должно когда-нибудь завершиться.

    В судебной инстанции отклонили жалобу дальнобойщиков на незаконность дорожных сборов системы «Платон».

    В системе зарегистрированы 725 тысяч большегрузных транспортных средств, или 75% от общего числа фур массой более 12 тонн.

    Средства пойдут на восстановление и ремонт автомобильных дорог.

    По данным на 28 апреля 2016 года, пользователи Системы «Платон» оформили 7 миллионов маршрутных карт, перевозчикам были выданы более 377 тысяч бортовых устройств.

    Тариф на проезд не будет индексироваться на уровень инфляции до июля 2017 года.

    Нынешняя стоимость 1,53 рубля за километр сохранится до октября, а не удвоится с 1 марта, как предполагалось ранее.

    Пресс-секретарь президента Дмитрий Песков сообщил, что нежелание правительства поддержать эту инициативу не означает, что не будут рассмотрены другие варианты.

    Глава правительства подчеркнул, что само по себе взимание платы за проезд необходимо, но надо сделать его более удобным.

    Предложения правительство должно предоставить до 1 апреля текущего года.

    По словам вице-премьера РФ, к настоящему времени эффект системы был очень небольшой и составлял десятые доли процента.

    Президент России не исключил, что цены на нефть еще не скоро поднимутся, и призвал министров не допустить роста цен в магазинах.

    Фирмы «Энка», «Ренессанс Констракшн» и «Одак Групп» смогут работать в РФ, пока не кончится их контракт.

    Планируется, что аналог системы будет действовать на региональных и муниципальных трассах.

    Президент рассчитывает, что вскоре после начала взимания платы за проезд по федеральным трассам с большегрузов для них отменят транспортный налог.

    Президент отметил, что все сборы от системы идут не в частный карман, а в дорожный фонд, хотя общественность и Счетная палаты могут проверить расходование средств.

    По заявлению пресс-секретаря президента, если на пресс-конференции будет задан вопрос о системе выплат с владельцев большегрузов, Владимир Путин сможет дать детальный ответ.

    Президент уже подписал соответствующий указ.

    Глава ведомства Роман Старовойт со ссылкой на межведомственный мониторинг указал, что рост тарифов на перевозки грузов не подтверждается.

    Глава правительства одобрил саму идею дополнительной платы за пользование дорогами для фур и подчеркнул, что ее надо довести до конца.

    Госдума в пятницу приняла во втором и третьем чтениях законопроект, который закрепляет взимание платы на федеральных трассах с грузовиков массой свыше 12 тонн и снижает штрафы за ее отсутствие.

    Замглавы ведомства Николай Асаул утверждает, что штрафы снизятся, а оплата будут взимать по реально состоявшемуся маршруту.

    Пресс-секретарь президента Дмитрий Песков подчеркнул, что Владимир Путин в курсе ситуации и регулярно получает доклады.

    Газета «Ведомости» утверждает, что было решено сократить размеры штрафов для владельцев грузовиков. В самом Росавтодоре эту информацию опровергли.

    В настоящее время водителям грузовиков грозит санкция за отсутствие прибора учета в размере 50 тысяч, а для компаний – 450 тысяч рублей.

    В Подмосковье начала действовать система, которая требует с водителей грузовиков платы за каждый километр.

    Всего было зарегистрировано более 600 тысяч автомобилей, более половины из них – грузовики массой свыше 12 тонн.

    На дороге в толпу бастующих водителей врезалась фура. В результате инцидента один человек погиб.

    Перевозчики заявляют о несовершенстве системы оплаты проезда грузовиков по федеральным трассам и предупреждают о перебоях поставок.

    Как “Платон” разделил дальнобойщиков

    Система сбора средств с большегрузов за проезд по федеральным трассам “Платон”, не приносящая дорожному хозяйству России ничего, кроме убытков, разделила дальнобойщиков на два лагеря: провластных и оппозиционных. Последние начали вчера бессрочную стачку, требуя отмены системы “Платон”, запущенной в ноябре 2015 года. А провластные дальнобойщики встретились в минувший четверг с премьер–министром РФ Дмитрием Медведевым, похвалили “Платон”, заявив, что эта система сбора денег очень полезна: обеляет рынок, делает его более прозрачным… и договорились с правительством о скидках.

    Две формы протеста против «Платона»

    Предполагалось, что с середины апреля каждый 12–тонный грузовик будет платить за 1 км проезда по федеральной трассе 3,06 рубля. Пока плата составляет 1,53 рубля за 1 км. За 3 дня до акции протеста премьер Дмитрий Медведев распорядился повысить тариф не вдвое, а всего на 25%, до 1,91 рубля.

    По просьбе провластных дальнобойщиков премьер распорядился проработать систему скидок для грузоперевозчиков: чем больше фура проходит по федеральной трассе, тем меньше платит за проезд по ней. Но лояльным дальнобойщикам этого мало. Они хотят добиться от властей ограничения допуска на рынок новых игроков и вытеснить с рынка, по их мнению, недобросовестных индивидуальных предпринимателей, которые не платят налогов, не оплачивают проезд по федеральным трассам, поэтому могут демпинговать. В связи с этим на встрече с премьером дальнобойщики предлагали увеличить в 5 раз, до 50 тыс. рублей, штрафы за неоплату проезда по федеральным трассам. Действующие штрафы (5 тыс. и 10 тыс. рублей — при вторичном нарушении за сутки) не пугают недобросовестных перевозчиков, утверждают лояльные дальнобойщики. Кроме того, премьер поручил разобраться с системой весогабаритного контроля, штрафстоянок, упростить лизинг грузовиков и т. п.

    Конкуренция на рынке очень высокая, утверждают владельцы транспортных средств, она не позволяет полностью включить плату за проезд по федеральным трассам в себестоимость, то есть увеличить цену доставки груза на тариф “Платона” — система съедает часть прибыли грузоперевозчиков.

    В целом “Платон” при действующих тарифах приносит дорожному хозяйству РФ только ущерб. Выгоду получают исключительно владельцы OOO “РТ–Инвест Транспортные системы” (РТИТС — оператор системы “Платон”, принадлежит Игорю Ротенбергу и фонду “РТ–инвест”). За 2016 год дальнобойщики заплатили “Платону” 18,5 млрд рублей. Из них 12,5 млрд рублей причитаются РТИТС. Остается 6 млрд рублей, которые направили на ремонт федеральных дорог. Но при этом дальнобойщики, платящие “Платону”, получили право не отчислять транспортный налог в региональные дорожные фонды.

    Собираемый со всех дальнобойщиков транспортный налог составлял 9 млрд рублей в год. Теперь же из–за “платоновщины” региональные дорожные фонды сокращаются. После 25%–ного повышения тарифа “Платон” соберет за 2017 год 23 млрд рублей, подсчитали в Минтрансе. Возросший на 25% объем сборов тоже не покроет потери региональных дорожных фондов, особенно с учетом ежегодной компенсации вознаграждения РТИТС. Компенсировать потери региональных дорожных фондов может повышение ставки транспортного налога с владельцев легковых машин и грузовиков менее 12 т. Возможно, этого и стоит ожидать от властей в регионах.

    Оператор “Платона” собрался отслеживать все грузовики и автобусы в России

    Автор фото, TASS

    Оператор “Платона” вошел во вкус и хотел бы еще плотнее контролировать грузовой транспорт и пассажирские перевозки

    “РТ-Инвест Транспортные Системы”, компания сына друга Путина, убеждает правительство сделать ее крупнейшим игроком на рынке мониторинга перемещений грузовиков и автобусов.

    Компания предлагает устанавливать всем водителям специальное устройство на базе “Платона”, которое будет отслеживать данные о перемещении и состоянии здоровья водителей.

    “Мужики, извините, засыпаю”

    2018 год, лето. Груженую белую фуру кидает из стороны в сторону на трассе М5 “Урал” в районе Тольятти. Она несется на большой скорости и кажется совершенно неуправляемой.

    В радиоэфире, которым пользуются дальнобойщики, стоял крик вперемежку с матом, вспоминает в разговоре с Русской службой Би-би-си водитель большегруза Владимир Авференок. В тот день он двигался в Москву из Новосибирска и как раз проезжал Тольятти.

    “Его кидало то к обочине, то ко встречке. Было понятно, что водителю либо стало плохо, либо он засыпает”, – говорит Владимир.

    Владимир и водитель еще одной фуры взяли неуправляемый грузовик “в коробочку”, страхуя его сбоку и сзади.

    “Мы сигналили ему в гудок и орали в рацию: дружище, давай уже! Очнись! Тормози! И разбудили. Он очнулся, посмотрел в окно и сказал: мужики, извините! Засыпаю”.

    Засыпавший водитель ушел на стоянку, и никто не пострадал. Но такое происходит регулярно, и не все случаи заканчиваются благополучно, говорит Авференок.

    Российские власти уже много лет пытаются создать эффективную систему контроля за перемещением и режимом труда и отдыха водителей, однако до сих пор следить за этим мешают условия труда и отсутствие инфраструктуры, говорит водитель.

    “Конечно, каждому охота работать с соблюдением режима труда и отдыха – так безопаснее и здоровье не будешь гробить. Но какую зарплату ты тогда получишь в конце месяца?” – так рассуждает большинство дальнобойщиков, говорит Владимир.

    Что предлагает оператор “Платона”

    Чтобы лучше контролировать безопасность перемещения грузовиков с опасным грузом и пассажирских автобусов в прошлом году правительство обязало их владельцев устанавливать систему “Глонасс” – она должна была передавать в Ространснадзор сведения о транспортном средстве, его владельце и его передвижениях.

    Но эта система так и не заработала, утверждал на совещании в минтрансе 15 ноября 2018 года замгендиректора РТ-Инвест Транспортные системы” (РТИТС) Андрей Матюхин. Би-би-си ознакомилась с копией протокола совещания, его подлинность подтвердил близкий к министерству собеседник, не уполномоченный давать комментарии для СМИ.

    К концу ноября 2018 года системой оснастили только 300 тысяч автобусов из более чем 900 тысяч. В итоге в РТИТС предложили использовать собственную систему контроля за передвижением автобусов и грузовиков на основе системы “Платон”, оператором которой компания является. Концепцию представители РТИТС представили на том же совещании в минтрансе. Ее подлинность подтвердили два близких к министерству транспорта человека.

    • Вокруг Москвы строят платную кольцевую дорогу. При чем тут Ротенберг?
    • Кто и как рассчитывал тариф для системы “Платон”
    • Российские дальнобойщики начали стачку против системы “Платон”

    Речь идет о “перспективном унифицированном бортовом устройстве”, которое подключается к спутниковой навигации и собирает данные для “Платона”. К нему же можно подключить датчики, собирающие информацию о пассажиропотоке, проданных билетах и произведенных расчетах, а также о возможных превышениях скорости и чрезмерной усталости водителя (тахограф).

    Предполагается, что все эти данные будут собираться в системе онлайн-мониторинга. В итоге РТИТС как оператор сможет отслеживать перемещение всего грузового транспорта и пассажирских автобусов в режиме реального времени. А Ространснадзор, который тоже получит доступ к этим данным, сможет контролировать режим труда и отдыха водителей и штрафовать за нарушения, говорит источник Би-би-си.

    Еще до начала работы “Платона” профсоюзы дальнобойщиков организовали акции протеста и забастовки. Под давлением дальнобойщиков м интранс замораживал штрафы для нарушителей , пока в Кодексе об административных нарушениях они не были заметно снижены.

    РТИТС является оператором “П л атона” на основе концессионного соглашения с “Росавтодором” .

    Интеграция с “Платоном” может позволить государству создать единую платформу мониторинга пассажирских автобусов, сообщил Би-би-си представитель РТИТС.

    Этот проект компания уже представила на выставке “Транспорт России” в ноябре 2018 года, а саму систему опробовали во время ЧМ-2018 года. Тогда бортовыми устройствами были оснащены 1500 иностранных автобусов с болельщиками. “Нажатием одной кнопки водитель мог передавать сигнал экстренным службам при возникновении чрезвычайных ситуаций в пути, а аппаратура спутниковой навигации передавала точное местонахождение автобусов”, – говорится в комментарии представителя компании.

    Зачем и кому это надо

    Сейчас на всех большегрузах устанавливаются “Эра-Глонасс”, оповещающая в автоматическом режиме экстренные службы в случае ДТП, передатчик “Платона” и тахограф, который частично позволяет контролировать состояние водителей и соблюдение режима труда и отдыха. Но получить информацию с тахографа и проверить режим труда и отдыха водителя можно только на стационарном посту ДПС, говорит гендиректор консалтинговой компании “Инфомост” Борис Рыбак. Собрать такие данные сложно, утверждает собеседник, близкий к минтрансу, еще и потому, что сами перевозчики не хотят делиться информацией.

    • Обяжут ли россиян устанавливать “умные” счетчики газа и за чей счет
    • Друг Путина построит аэропорт на Соловках. Проект изменили из-за патриарха

    В презентации РТИТС утверждается, что разработанное ими бортовое устройство более эффективно, чем существующая система контроля. С его помощью можно получать фактические данные о маршрутах 1,2 млн транспортных средств, а центры обработки данных позволяют хранить и обрабатывать получаемую информацию. Кроме того, система “Платон” уже интегрирована с ФНС, ФТС и МВД, а по всей стране уже работают 138 центров обслуживания, перечисляются достоинства системы в комментарии РТИТС для Би-би-си.

    Но не исключено, что и сама компания РТИТС может иметь выгоду от включения в проект. Компания предложила разрешить использовать полученные данные “для целей осуществления иной, в том числе коммерческой деятельности”. По сути это должно работать так: в едином центре будут аккумулироваться данные о перемещении всех грузовиков и автобусов, а оператор этих данных сможет предоставлять информацию перевозчикам.

    “Частная компания не может обязать всю Россию что-то делать: закупать передатчик, платить за обслуживание, заставить предоставлять эту информацию. А государство может заставить это делать, введя обязательный регламент. Создается огромный монополист сродни Uber и Yandex, который будет иметь возможность обрабатывать такой массив данных. А дальше, научившись это делать, сможет продавать эту услугу и начнет на этом зарабатывать”, – объясняет источник Би-би-си.