Планирование аудита

CATBACK.RU

СПРАВОЧНИК

ДЛЯ ЭКОНОМИСТОВ

Планирование аудита

Аудиторская организация должна начинать планировать аудит до написания письма–обязательства и до заключения договора с экономическим субъектом о проведении аудита.

Планирование аудита – самостоятельный и обязательный этап аудита, заключающийся в определении стратегии и тактики аудита, объема аудиторской проверки, разработке аудиторской программы и конкретных аудиторских процедур.

Аудитор должен тщательно планировать свою деятельность по трем основным причинам:

  • это дает аудитору возможность получить достаточное количество свидетельств о положении дел клиента;
  • поможет удержать в разумных пределах затраты на аудит;
  • позволит избежать недоразумений с клиентом.

Задачами планирования аудита являются:

  • установление этапов и сроков работы с клиентом;
  • определение затрат;
  • рациональное использование рабочего времени специалиста;
  • подготовка адекватной рабочей группы специалистов для работы с клиентом;
  • определение разделов аудита, имеющих наибольшее значение для формирования аудиторского мнения;
  • распределение между специалистами разделов аудита, обязанностей и ответственности;
  • создание условий для осуществления последовательного контроля за аудитом;
  • обеспечение взаимодействий с бухгалтерией аудиторской фирмы по вопросам финансового планирования.

Планирование аудита должно проводиться аудиторской организацией в соответствии с общими принципами проведения аудита, а также в соответствии со следующими частными принципами: комплексности планирования; непрерывности планирования; оптимальности планирования.

Принцип комплексности планирования аудита предполагает обеспечение взаимоувязанности и согласованности всех этапов планирования – от предварительного планирования до составления общего плана и программы аудита. Принцип непрерывности планирования аудита выражается в установлении сопряженных заданий группе аудиторов и увязке этапов планирования по срокам и по смежным хозяйствующим субъектам (структурным подразделениям, выделенным на отдельный баланс, филиалам, представительствам, дочерним организациям).

Принцип оптимальности планирования аудита заключается в том, что в процессе планирования аудиторской организации следует обеспечить вариантность планирования для возможности выбора оптимального варианта общего плана и программы аудита на основании критериев, определенных самой аудиторской организацией. Настоящее федеральное правило аудиторской деятельности, разработанное с учетом международных стандартов аудита, устанавливает, что и аудиторская организация, и аудитор обязаны планировать свою работу так, чтобы проверка была проведена эффективно.

Необходимость планирования аудитором своей работы объясняется тем, что:

  • оно способствует тому, чтобы важным областям аудита было уделено необходимое внимание, чтобы были выявлены потенциальные проблемы и работа была выполнена потенциальные проблемы и работа была выполнена с оптимальными затратами, качественно и своевременно;
  • планирование позволяет эффективно распределять работу между членами группы специалистов, участвующих в аудиторской проверке, а также координировать такую работу;
  • планирование позволяет организовать внутренний контроль за качеством выполнения аудиторских работ. При планировании аудита следует выделить следующие основные этапы:
  • предварительное планирование аудита;
  • подготовка и составление общего плана аудита;
  • подготовка и составление программы аудита.

На этапе предварительного планирования аудитор должен ознакомиться с финансово-хозяйственной деятельностью экономического субъекта.

К этапу предварительного планирования аудита арендных отношений можно отнести:

• сбор информации о специфике и условиях бизнеса экономического субъекта (в том числе о его аффилированных лицах);

• анализ финансового состояния экономического субъекта и предварительное определение применимости допущения о непрерывности его деятельности;

• знакомство с системами бухгалтерского учета и внутреннего контроля;

• предварительную оценку аудиторского риска;

• предварительную оценку трудозатрат на проведение аудита и формирование аудиторской группы;

• определение задач и общей стратегии проверки.

Цель предварительного планирования – оценка возможности проведения аудита и принятие решения о предполагаемых масштабах и продолжительности проверки. Условно этот этап можно разделить на две стадии: до принятия решения о проведении аудита и подписания договора с клиентом и после подписания договора.

По итогам данного этапа может быть принято решение о невозможности проведения аудита, если определенный на стадии предварительного планирования объем проверки не соответствует возможностям аудиторской фирмы либо руководство организации не предоставляет необходимые для проверки документы.

На этапе предварительного планирования аудитору необходимо проводить аналитические процедуры с элементами анализа финансового состояния экономического субъекта, направленные на определение объема предстоящей проверки и выявление областей учета, требующих повышенного внимания аудитора. Кроме того, с помощью аналитических процедур аудитор определяет вероятность банкротства организации и применимость допущения о непрерывности деятельности.

В процессе предварительного планирования наибольшее распространение получили следующие процедуры финансового анализа:

• проверка показателей бухгалтерской отчетности на наличие арифметических ошибок;

• вертикальный анализ бухгалтерской отчетности, который состоит в определении доли укрупненных статей в общем итоге (валюте баланса) и в итоге соответствующего раздела баланса;

• горизонтальный анализ бухгалтерской отчетности, который заключается в расчете абсолютных и относительных отклонений значений статей отчетности для оценки отклонений показателей в динамике и определения существенности этих отклонений;

• расчет основных финансовых коэффициентов и оценка их в динамике;

• сравнение показателей отчетности экономического субъекта с данными по соответствующей отрасли;

• сопоставление данных отчетности с прогнозными (плановыми) показателями.

На стадии предварительного планирования весьма важно оценить системы бухгалтерского учета и внутреннего контроля, так как их состояние считается одним из главных факторов, влияющих на возможность проведения аудита и объем трудозатрат.

Далее, аудитору необходимо составить и документально оформить общий план аудита, описав в нем предполагаемые объем и порядок проведения аудиторской проверки. Общий план должен служить руководством в осуществлении программы удита.

При разработке общего плана аудита предприятия аудитору необходимо принимать во внимание:

а) деятельность аудируемого лица, в том числе: • общие экономические факторы и условия в отрасли, влияющие на деятельность аудируемого лица; • особенности аудируемого лица, его деятельности, финансовое состояние, требования к его финансовой (бухгалтерской) или иной отчетности, включая изменения, произошедшие с даты предшествующего аудита; • общий уровень компетентности руководства; б) системы бухгалтерского учета и внутреннего контроля, в том числе:

• учетную политику, принятую аудируемым лицом, и ее изменения;

• влияние новых нормативных правовых актов в области бухгалтерского учета на отражение в финансовой (бухгалтерской) отчетности результатов финансово-хозяйственной деятельности аудируемого лица;

• планы использования в ходе аудиторской проверки тестов средств контроля и процедур проверки по существу;

в) риск и существенность, в том числе:

• ожидаемые оценки неотъемлемого риска и риска средств контроля, определение наиболее важных областей для аудита;

• установление уровней существенности для аудита;

• возможность (в том числе на основе аудита прошлых лет) существенных искажений или недобросовестных действий;

• выявление сложных областей бухгалтерского учета, в том числе таких, где результат зависит от субъективного суждения бухгалтера, например, при подготовке оценочных показателей;

г) характер, временные рамки и объем процедур, в том числе:

• относительную важность различных разделов учета для проведения аудита;

• влияние на аудит наличия компьютерной системы ведения учета и ее специфических особенностей;

• существование подразделения внутреннего аудита аудируемого лица и его возможное влияние на процедуры внешнего аудита;

д) координацию и направление работы, текущий контроль и проверку выполненной работы, в том числе:

• привлечение других аудиторских организаций к проверке филиалов, подразделений, дочерних компаний аудируемого лица;

• количество территориально обособленных подразделений одного аудируемого лица и их пространственную удаленность друг от друга;

• количество и квалификацию специалистов, необходимых для работы с данным аудируемым лицом;

е) прочие аспекты, в том числе:

• возможность того, что допущение о непрерывности деятельности аудируемого лица может оказаться под вопросом;

• обстоятельства, требующие особого внимания, например, существование аффилированных лиц;

• особенности договора об оказании аудиторских услуг и требования законодательства;

• срок работы сотрудников аудитора и их участие в оказании сопутствующих услуг аудируемому лицу;

• форму и сроки подготовки и представления аудируемому лицу заключений и иных отчетов в соответствии с законодательством, правилами (стандартами) аудиторской деятельности и условиями конкретного аудиторского задания.

На базе общего плана аудита в аудиторских фирмах разрабатывают программу аудита, которая определяет характер, временные рамки и объем запланированных аудиторских процедур, необходимых для осуществления общего плана аудита.

В процессе подготовки программы аудита аудитор обязан принимать во внимание полученные им оценки неотъемлемого риска и риска средств контроля, а также требуемый уровень уверенности, который должен быть обеспечен при процедурах проверки по существу, временные рамки тестов средств контроля и процедур проверки по существу, координацию любой помощи, которую предполагается получить от аудируемого лица, а также привлечение других аудиторов или экспертов.

Общий план аудита и программа аудита должны по мере необходимости уточняться и пересматриваться в ходе аудита. По окончании процесса планирования аудита общий план и программа аудита должны быть документально оформлены в установленном порядке.

Источник – Основы аудита : учебное пособие / Н.А. Богданова, М.А. Рябова. – Ульяновск : УлГТУ, 2009. – 229 с.
Абакумова А.В. Основы аудита. Учебное пособие. – СПб.: СПб ГУИТМО, 2009. – 56 стр.

Планирование аудита

I. Введение

1.1. Настоящий стандарт подготовлен в соответствии с Законом Азербайджанской Республики “Об аудиторской службе” и Международными аудиторскими стандартами “Планирование аудита” (Audit planning).

1.2. Цель стандарта заключается в определении норм, применяемых аудиторскими организациями или независимыми аудиторами (далее”аудитор”) при планировании аудита бухгалтерского (финансового) отчета хозяйствующего субъекта.

1.3. Задачи стандарта:

а) определение начального этапа планирования аудита;

б) определение принципов подготовки общего плана и программы аудита;

в) определение порядка подготовки и составления общего плана и программы аудита.

1.4. При проведении аудита, предусматривающего подготовку официального аудиторского заключения, требования стандарта являются обязательными для всех аудиторов, а при добровольном аудите, не требующем подготовки аудиторского заключения, а также при оказании других аудиторских услуг они носят рекомендательный характер. В случаях уклонения от обязательных требований этого стандарта при выполнении конкретного задания аудитор обязан в обязательном порядке отметить это в своих рабочих документах, а также в официальном отчете, представляемом им руководству хозяйствующего субъекта, заказавшего аудит или другие аудиторские услуги.

II. Назначение и принципы планирования аудита

2.1. Аудитор должен запланировать аудит после заключения с хозяйствующим субъектом договора на проведение аудита.

2.2. Планирование заключается в подготовке общего плана аудита, в котором указываются объем аудита, виды планируемых работ и сроки их исполнения, а также аудиторской программы, определяющей объем, виды и последовательность аудиторских процедур, необходимых для подготовки заключения о бухгалтерском (финансовом) отчете хозяйствующего субъекта.

2.3. Аудитор обязан вести планирование аудита в соответствии с общими принципами аудита, а также следующими специальными принципами:

а) комплексность планирования;

б) детальность планирования;

в) оптимальность планирования.

2.4. Принцип комплексности планирования аудита предусматривает обеспечение взаимной согласованности всех этапов планирования, начиная с начального планирования и кончая составлением общего плана и программы аудита.

2.5. Принцип детального планирования аудита выражается в передаче аудиторской группе координированных заданий и в координировании этапов планирования по срокам и хозяйствующим субъектам. При планировании периода аудита аудитор обязан своевременно вносить изменения в план и программу проведения аудита с учетом изменений в финансово-хозяйственной деятельности хозяйствующего субъекта в течение указанного периода и результатов промежуточных аудиторских проверок.

2.6. Принцип оптимальности планирования аудита заключается в том, что в процессе планирования аудитор обязан обеспечить вариантность планирования для того, чтобы было возможно выбрать оптимальный вариант общего плана и программы аудита на основе критериев, выбранных самим аудитором.

2.7. При планировании аудита аудитор должен выделить следующие основные этапы:

а) начальное планирование аудита;

б) подготовка и составление общего плана аудита;

в) подготовка и составление программы аудита.

Полный текст доступен после регистрации и оплаты доступа.

Планирование аудиторской проверки по МСА

МСА 300 Планирование аудита

Планирование аудита – это разработка общей стратегии и детального подхода применительно к ожидаемому характеру, срокам и масштабам аудиторской проверки.

Цель планирования аудита по МСА

Цель планирования – эффективное и своевременное проведение аудита. В МСА 300 «Планирование» установлены стандарты и предоставлены рекомендации по планированию аудита финансовой отчетности. Данный МСА предназначен для повторного аудита, а для первоначальной проверки необходимо расширить круг рассматриваемых вопросов, о чем будет сказано ниже.

Планирование призвано помочь в правильном распределении работы между членами аудиторской группы и координации работы других специалистов. Объем планирования зависит от:

– размера проверяемого субъекта;

– сложности предстоящей проверки;

– опыта работы аудитора, в том числе с данным субъектом;

– знания бизнеса клиента.

Планирование не является этапом аудита, отделенным от основного процесса. Это продолжающийся и повторяющийся процесс, который начинается вскоре после окончания предыдущего задания и продолжается до завершения текущей проверки. Тем не менее, планируя аудит, аудитор рассматривает временные рамки окончания процесса планирования и аудиторские процедуры, которые необходимо завершить в первую очередь для того, чтобы продолжить аудиторскую проверку. Например, аудитор планирует обсуждение с членами аудиторской группы аналитических процедур оценки аудиторского риска, достижение общего понимания нормативных актов, регулирующих деятельность клиента, определение существенности, необходимости привлечения эксперта и других процедур оценки риска с тем, чтобы определить риск существенных искажений отчетности и дальнейшие процедуры по ее проверке.

Элементы планирования аудита по МСА

Планирование состоит из следующих элементов, изложенных в МСА 300:

– выработка общей стратегии проверки;

– составление плана аудита;

– внесение изменений в план в ходе проверки;

– осуществление руководства, контроля и надзора;

– документирование действий, связанных с вышеперечисленными аспектами.

Процесс планирования начинается с подготовительной работы по заданию. При этом аудитор должен выполнить следующие действия:

– согласно МСА 220 провести процедуры, касающиеся продолжения работы с клиентом и специфики аудиторского задания, и оценить соблюдение этических требований;

– обеспечить понимание условий задания в соответствии с МСА 210.

Данные установки МСА 300, в частности, означают, что аудитор должен определить, не существует ли каких-либо причин отказа от продолжения работы с данным клиентом (например, если клиент начал деятельность, не входящую в компетенцию аудиторской группы) или отказа от принятия задания (так, может быть выявлено, что руководство клиента и назначенный партнер состоят в близких родственных отношениях, что нарушает принцип независимости). После этого требуется обратиться к письму о проведении аудита, чтобы определить ожидания клиента от предполагаемой проверки и уяснить, насколько клиент осведомлен о требованиях, предъявляемых к нему при проведении аудита.

Разработка общей стратегии аудита. Общая стратегия аудиторской проверки включает в себя определение объема аудита, его сроков и направлений проверки. Стратегия служит основой для дальнейшего детального составления плана аудита.

Разработка общей стратегии планирования аудита по МСА

В процессе разработки общей стратегии учитываются результаты подготовительного этапа планирования и проводится следующая работа:

1. Определяются характеристики задания, влияющие на его объем: применяемые основы финансовой отчетности, специфические отраслевые требования, наличие обособленных подразделений и др.

2. Устанавливаются требования к отчетности по результатам выполнения задания, включающие сроки окончания проверки, промежуточного и окончательного отчетов, даты сообщения информации по результатам аудита представителям руководства клиента.

3. Рассматриваются важные факторы, которые могут оказать влияние на направление действий аудиторской группы. Среди этих факторов – уровень существенности, выявление участков, наиболее подверженных риску возникновения существенных искажений, предварительная оценка эффективности внутреннего контроля аудируемой организации, определение значительных специфических особенностей деятельности предприятия и его отчетности. Планируемые аспекты общей стратегии аудита охватывают:

– кадровый потенциал и его распределение по направлениям, этапам проверки – учитывается наличие специалистов, имеющих опыт работы с данным клиентом; способных справиться с повышенными областями риска, отвечающих требованиям, предъявляемым к экспертам, для решения сложных вопросов; определяется очередность привлечения данных специалистов на начальном, промежуточном и заключительном этапах аудита;

– руководство кадрами – планируется инструктаж персонала, обсуждение вопросов с членами аудиторской группы, текущий очный и заочный контроль проведения проверки и обзорная проверка качества выполнения задания.

При аудите малых предприятий в проведении проверки участвует небольшая группа; как правило, это может быть партнер, он же единоличный исполнитель или партнер и еще один член аудиторской группы. Естественно, в таких ситуациях вопросы планирования общей стратегии, описанные выше, носят облегченный характер. Достаточно меморандума, составленного по итогам ранее проводимых проверок на основе рассмотрения рабочих документов и заключений в который вносятся дополнительные вопросы по результатам обсуждения с менеджером – собственником предприятия.

Составление плана аудита не является каким-то отдельным этапом планирования. Он тесно связан с разработкой общей стратегии и начинает формироваться именно в период ее рассмотрения, но отличается тем, что в плане, оформленном документально, конкретизируются характер, сроки и объем аудиторских процедур, которые необходимо выполнить, чтобы снизить аудиторский риск до приемлемого уровня.

Читайте также:  Сколько действительна копия трудовой книжки для банка

Состав плана аудита по МСА

План должен содержать:

– детальную информацию о характере, сроках проведения и объеме процедур оценки рисков существенных искажений в соответствии с МСА 315;

– подробную информацию о характере, временных рамках и объеме аудиторских процедур в отношении каждой существенной группы операций, остатков по счетам, раскрытия информации в отчетности в соответствии с МСА 330;

– перечень других процедур, которые необходимо выполнить для того, чтобы проведенный аудит соответствовал МСА.

В приложении к МСА 300 перечисляются аспекты, которые могут приниматься во внимание при выборе общей стратегии и составлении плана аудита:

– применяемые основы финансовой отчетности, подлежащей аудиту;

– отраслевые особенности составления финансовой отчетности;

– планируемый объем аудита, рассчитанный с учетом работы с обособленными подразделениями;

– характер контроля, осуществляемого головной организацией в отношении дочерних обществ, знание о котором необходимо для определения порядка составления консолидированной отчетности группы;

– использование работы других аудиторов при проведении аудита обособленных подразделений;

– характер операционных сегментов деятельности, которые подлежат аудиту, в том числе и для определения потребности аудитора в специальных знаниях;

– валюта представления финансовой отчетности, включая необходимость любого валютного пересчета в ходе аудита;

– необходимость проведения обязательного аудита индивидуальной финансовой отчетности, помимо аудита консолидированной отчетности;

– наличие службы внутреннего аудита и возможности использования ее работы;

– использование аудируемым лицом услуг специализированных обслуживающих организаций, а также способ, каким аудитор может получить доказательства относительно организации и функционирования соответствующих средств контроля;

– возможность использования доказательств, полученных в ходе предыдущих проверок;

– влияние информационных систем на аудиторские процедуры, в том числе на доступность баз данных, а также ожидаемая польза от применения методов аудита с использованием компьютеров;

– соотнесение планируемого объема и временных рамок аудита с рассмотрением промежуточной финансовой отчетности;

– обсуждение вопросов, которые могут повлиять на аудит, с персоналом аудиторской фирмы, ответственным за оказание данному аудируемому лицу других видов услуг;

– возможность общения с сотрудниками аудируемого лица и доступность данных.

Внесение изменений в план в ходе проверки. Как уже говорилось, планирование – непрерывный процесс, обновляемый по мере выполнения отдельных пунктов плана аудита. Выполнив процедуры оценки риска, аудитор переходит к уточнению и выполнению процедур проверки по существу, а потребность в проведении процедур проверки одних операций может проявиться ранее, чем ранее запланированная одновременная проверка других операций. Это происходит из-за получения информации в ходе аудита, которая требует корректировки характера, сроков и объема ранее намеченных процедур. В таких случаях аудитор определяет новые направления стратегии аудита, изменяет детали плана проверки и документирует их.

Осуществление руководства, контроля и надзора. В процессе разработки плана аудитором учитываются необходимые контрольные мероприятия, зависящие от множества факторов: размера и структуры аудируемого лица, областей аудита, риска существенных искажений, способностей и компетентности персонала, проводящего проверку. Указания по осуществлению руководства, контроля и надзора в процессе аудита содержатся в МСА 220.

Процесс планирования аудита по МСА

Процесс планирования подразделяется на два этапа.

1. Этап предварительного планирования, включающий в себя знакомство аудитора с аудируемым лицом, составление и направление ему письма-обязательства, а также заключение договора.

При знакомстве с организацией уделяется внимание вопросам:

— понимания ее бизнеса и его организации, масштабов, надежности;

— проверки соблюдения принципа непрерывности деятельности;

— тестирования системы внутреннего контроля.

2. Этап непосредственного планирования, состоящий из процессов составления общего плана и программы аудита.

Целью предварительного планирования является оценка возможности проведения аудита, объема (длительности, стоимости) предстоящих работ, а также подготовка информационной базы для последующего этапа планирования.

Процесс предварительного планирования начинается с общего знакомства проверяемого субъекта и заканчивается заключением с ним договора.

Пример планирования аудиторской проверки из практики

Аудиторская фирма заключила договор на проведение аудита с оптово-розничной организацией. При разработке общего плана и программы аудита старший аудитор решил сократить объем аудиторских процедур, мотивируя свои действия следующими фактами:

а. высокая квалификация аудиторов;

б. однотипность и массовость товарных операций;

в. простота учетной политики клиента.

Определите правомерность действий аудитора и дайте им оценку.

Планирование аудиторского задания является непрерывным процессом. Предварительное планирование должно обеспечить уверенность в том, что аудитор рассмотрел разные события и обстоятельства, которые могут отрицательно повлиять на возможности выполнения аудита, таким образом, чтобы снизить аудиторский риск до приемлемо низкого уровня. По результатам предварительного планирования разрабатывается общая стратегия аудита, помогающая аудитору определить характер, сроки и объем ресурсов, необходимых для выполнения всех условий аудиторского задания.

После принятия стратегии аудита разрабатывается тактика проверки в виде детального плана (программы). В соответствии с МСА 300 «Планирование аудита финансовой отчетности», планирование аудиторской проверки позволяет:

— обозначить наиболее важные области аудита;

— эффективно распределить объем работ среди аудиторов;

— определить размеры субъекта, сложность аудиторской проверки;

— приобрести знания о бизнесе клиента;

— обозначить существенные события, операции, влияющие на финансовую отчетность.

Форма и содержание плана аудита может изменяться в зависимости от размеров бизнеса экономического субъекта; сложности аудиторской проверки; конкретных методик и технологий, применяемых аудитором в процессе аудита. Аудитор может обсудить элементы плана аудита и определенные аудиторские процедуры с руководством клиента в целях координации своих действий с работой персонала клиента для обеспечения эффективности проверки. Однако за аудитором сохраняется ответственность за план и программу аудита.

1.3. Планирование и программа производственного аудита

1.3. Планирование и программа производственного аудита

Порядок планирования аудита, в том числе и производственного, определяется правилом (стандартом) аудиторской деятельности “Планирование аудита” [14,102,117].

Планирование способствует тому, чтобы важным областям производственного аудита было уделено необходимое внимание, выявлены потенциальные проблемы, работа была выполнена с оптимальными затратами, качественно и своевременно.

При планировании производственного аудита аудиторской организации следует выделить следующие основные этапы:

а) предварительное планирование аудита;

б) подготовка и составление общего плана аудита;

в) подготовка и составление программы аудита.

Содержание предварительного планирования производственного аудита

На этапе предварительного планирования, аудитор должен ознакомиться с финансово-хозяйственной деятельностью экономического субъекта и получить общую информацию о фирме, оценить возможность проведения аудита.

При планировании состава специалистов, входящих в аудиторскую группу, аудиторская организация обязана учитывать:

  1. Бюджет рабочего времени для каждого этапа аудита: подготовительного, основного и заключительного;
  2. предполагаемые сроки работы группы;
  3. количественный состав группы;
  4. должностной уровень членов группы;
  5. преемственность персонала группы;
  6. квалификационный уровень членов группы.

Принципы подготовки общего плана и программы аудита

В процессе подготовки общего плана и программы аудита аудиторская организация оценивает эффективность системы внутреннего контроля, действующей у экономического субъекта, и производит оценку риска системы внутреннего контроля (контрольного риска). Система внутреннего контроля может считаться эффективной, если она своевременно предупреждает о возникновении недостоверной информации, а также выявляет недостоверную информацию. Оценивая эффективность системы внутреннего контроля, аудиторская организация должна собрать достаточное количество аудиторских доказательств. Если аудиторская организация решает положиться на систему внутреннего контроля и систему бухгалтерского учета для получения достаточной степени уверенности в достоверности бухгалтерской отчетности, она должна соответствующим образом скорректировать объем предстоящего аудита.

При подготовке общего плана и программы аудита аудиторской организации следует установить приемлемые для нее уровень существенности и аудиторский риск, позволяющие считать бухгалтерскую отчетность достоверной.

Планируя аудиторский риск, аудиторская организация определяет внутрихозяйственный риск бухгалтерской отчетности и риск контроля, которые присущи этой отчетности независимо от аудита экономического субъекта. С помощью установленных рисков и уровня существенности аудиторская организация выявляет значимые для аудита области и планирует необходимые аудиторские процедуры. В процессе аудита могут возникнуть обстоятельства, влияющие на изменение аудиторского риска и уровня существенности, установленные при планировании.

Составляя общий план и программу аудита, аудиторской организации следует учитывать степень автоматизации обработки учетной информации, что также позволит аудиторской организации точнее определить объем и характер аудиторских процедур, аудиторская организация, если сочтет это целесообразным, может согласовать с руководством проверяемого экономического субъекта отдельные положения общего плана и программы аудита. При этом аудиторская организация является независимой в выборе приемов и методов аудита, отраженных в общем плане и программе, но несет полную ответственность за результаты своей работы в соответствии с данным общим планом и данной программой.

Результаты проводимых аудиторской организацией процедур при подготовке общего плана и программы следует детально документировать, так как данные результаты являются основанием для планирования аудита и могут использоваться в течение всего процесса аудита.

Составной частью общего плана являются положения по планированию управления и контроля качества выполняемого аудита. В общем плане рекомендуется предусмотреть:

  • формирование аудиторской группы, численность и квалификацию аудиторов, привлекаемых к проведению аудита;
  • распределение аудиторов в соответствии с их профессиональными качествами и должностными уровнями по конкретным участкам аудита;
  • инструктирование всех членов команды об их обязанностях, ознакомление их с финансово-хозяйственной деятельностью экономического субъекта, а также с положениями общего плана аудита;
  • контроль руководителя за выполнением плана и качеством работы ассистентов аудитора, за ведением ими рабочей документации и надлежащим оформлением результатов аудита;
  • разъяснение руководителем аудиторской группы методических вопросов, связанных с практической реализацией аудиторских процедур;
  • документальное оформление особого мнения члена аудиторской группы (исполнителя) при возникновении разногласий в оценке того или иного факта между руководителем аудиторской группы и ее рядовым членом.

Аудиторская организация определяет в общем плане роль внутреннего аудита, а также необходимость привлечения экспертов в процессе проведения аудита.

Программа аудита является развитием общего плана аудита и представляет собой детальный перечень содержания аудиторских процедур, необходимых для практической реализации плана аудита.

Программа служит подробной инструкцией ассистентам аудитора и одновременно является для руководителей аудиторской организации и аудиторской группы средством контроля качества работы.

Аудитору следует документально оформить программу аудита, обозначить номером или кодом каждую проводимую аудиторскую процедуру, чтобы аудитор в процессе работы имел возможность делать ссылки на них в своих рабочих документах.

Аудиторскую программу следует составлять в виде программы тестов средств контроля и в виде программы аудиторских процедур по существу.

Программа тестов средств контроля представляет собой перечень совокупности действий, предназначенных для сбора информации о функционировании системы внутреннего контроля и учета. Назначение тестов средств контроля в том, что они помогают выявить существенные недостатки средств контроля экономического субъекта.

Аудиторские процедуры по существу включают в себя детальную проверку верности отражения в бухгалтерском учете оборотов и сальдо по счетам. Программа аудиторских процедур по существу представляет собой перечень действий аудитора для таких детальных конкретных проверок. Для процедур по существу аудитору следует определить, какие именно разделы бухгалтерского учета он будет проверять, и составить программу аудита по каждому разделу бухгалтерского учета.

В зависимости от изменений условий проведения аудита и результатов аудиторских процедур программа аудита может пересматриваться. Причины и результаты изменений следует документировать.

Выводы аудитора по каждому разделу аудиторской программы, документально отраженные в рабочих документах, являются фактическим материалом для составления аудиторского отчета (письменной информации руководству экономического субъекта) и аудиторского заключения, а также основанием для формирования объективного мнения аудитора о бухгалтерской отчетности экономического субъекта.

  • описывать сущность процедур, отражая важные детали, давать инструкции членам аудиторской команды;
  • отражать продолжительность проверки и ожидаемый срок выполнения;
  • содержать следующую информацию по каждой процедуре:
    • ссылку на рабочие документы, отражающие полученное доказательство;
    • инициалы члена аудиторской команды, выполняющего работу;
    • дату окончания работы;
    • информацию о выявленных исключениях из правил и их разъяснение.

По окончании процесса планирования, аудита общий план и программа аудита должны быть оформлены документально и завизированы в установленном порядке.

Федеральным агентством по управлению федеральным имуществом разработано техническое задание на проведение обязательного аудита федеральных государственных унитарных предприятий и организаций, в уставном капитале которых присутствует доля Российской Федерации. При этом сформулированы и задачи производственного аудита- Таблица 3.

Задачи и подзадачи производственного аудита организации

AS 2101: Планирование аудита

Дата вступления в силу: для проверок финансовых периодов, начинающихся с или после 15 декабря 2010 г.

Введение

.01 Этот стандарт устанавливает требования к планированию аудита.

.02 Целью аудитора является планирование аудита для эффективного проведения аудита.

Ответственность партнера за планирование

.03 Ответственный партнер (1) отвечает за выполнение аудиторского задания и его эффективность. Соответственно, партнер несет ответственность за планирование аудита и может обратиться за помощью к соответствующим членам аудиторской команды для выполнения этой обязанности.

Сотрудники аудиторской команды, которые помогают партнеру в планировании аудита, также должны соответствовать соответствующим требованиям настоящего стандарта.

Планирование аудита

.04 Аудитор должен правильно планировать аудит. Этот стандарт описывает обязанности аудитора по правильному планированию аудита. (2)

.05 Планирование аудита включает в себя создание общей стратегии аудита и составление плана аудита, который включает, в частности, запланированные процедуры оценки рисков и запланированные ответы на риски существенных искажений.

Планирование – это не дискретная фаза аудита, а скорее непрерывный и итеративный процесс, который может начаться вскоре после (или в связи) с завершением предыдущей проверки и продолжается до завершения текущей проверки.

Предварительные действия при выполнении аудиторской проверки

.06 Аудитор должен выполнить следующие действия в начале аудита:

  • a. Выполнить процедуры, касающиеся продолжения отношений с клиентом и конкретного аудиторского задания, (3)
  • b. Определить соответствие требованиям независимости и этики и

Примечание. Определение соответствия требованиям независимости и этики не ограничивается предварительными действиями и должно быть переопределено при изменении обстоятельств.

  • c. Установить понимание условий проведения аудита с комитетом по аудиту в соответствии с AS 1301 «Связи с комитетами по аудиту».

Планирование мероприятий

.07 Характер и объем необходимых мероприятий планирования зависят от размера и сложности компании, предыдущего опыта работы аудитора с компанией и обстоятельств, возникающих во время аудита.

При разработке стратегии аудита и плана аудита, как описано в параграфах .08-10., аудитор должен оценить, важны ли следующие вопросы для финансовой отчетности компании и внутреннего контроля за финансовой отчетностью, и если да, то каким образом они повлияют на процедуры аудитора:

  • Знание внутреннего контроля над финансовой отчетностью компании, полученные в ходе других заданий, выполненных аудитором;
  • Вопросы, затрагивающие отрасль, в которой работает компания, такие как практика финансовой отчетности, экономические условия, законы и правила, технологические изменения;
  • Вопросы, касающиеся бизнеса компании, включая ее организацию, операционные характеристики и структуру капитала;
  • Степень недавних изменений в компании, если таковые имеются, – ее деятельности или ее внутреннего контроля над финансовой отчетностью;
  • Предварительные суждения аудитора о существенности, (5) рисках и, в рамках интегрированных аудитов, другие факторы, связанные с определением существенных недостатков;
  • Недостатки контроля, о которых ранее сообщалось комитету по аудиту (6) или руководству;
  • Правовые или нормативные вопросы, известные компании;
  • Тип и объем имеющихся доказательств, связанных с эффективностью внутреннего контроля над финансовой отчетностью компании;
  • Предварительные суждения об эффективности внутреннего контроля за финансовой отчетностью;
  • Публичная информация о компании, относящаяся к оценке вероятности существенных искажений финансовой отчетности и эффективности внутреннего контроля компании за финансовой отчетностью;
  • Знания о рисках, связанных с компанией, оцениваются как часть оценки клиента аудитором; а также
  • Относительная сложность операций компании.

Примечание. Многие более мелкие компании имеют менее сложные операции. Кроме того, некоторые более крупные, сложные компании могут иметь менее сложные бизнес-единицы или процессы. Факторы, которые могут указывать на менее сложные операции, включают:

  • сокращение числа бизнес-единиц;
  • менее сложные бизнес-процессы и системы финансовой отчетности;
  • более централизованные функции бухгалтерского учета;
  • широкое участие высшего руководства в повседневной деятельности предприятия;
  • меньшее количество уровней управления, каждый из которых – с широким диапазоном контроля.

Стратегия аудита

.08 Аудитору следует создать общую стратегию аудита, которая устанавливает объем, время и направление аудита и направляет разработку плана аудита.

.09 При определении общей стратегии аудита аудитор должен учитывать:

  • a. Цели аудиторской отчетности и характер коммуникаций, требуемых стандартами PCAOB, (7)
  • b. Факторы, которые играют важную роль в руководстве деятельностью аудиторской команды, (8)
  • c. Результаты предварительных мероприятий аудита (9) и оценка аудитором важных вопросов в соответствии с пунктом .07 настоящего стандарта и
  • d. Характер, сроки и объем ресурсов, необходимых для проведения аудита (10).
Читайте также:  Заполняем формы отчетности для малых предприятий

План аудита

.10 Аудитору следует разработать и документировать план аудита, который включает описание:

  • a. Планируемого характера, сроков и степени процедур оценки рисков (11);
  • b. Планируемого характера, сроков и объема проверок контроля и основных процедур; (12) и
  • c. Других запланированных процедур аудита, которые должны выполняться таким образом, чтобы аудит соответствовал стандартам PCAOB.

Место проведения аудита

.11 При проверке финансовой отчетности компании с операциями в нескольких местах или подразделениях (13) аудитор должен определить степень, с которой аудиторские процедуры должны выполняться в выбранных местах или бизнес-единицах, для получения достаточных соответствующих доказательств для получения разумной уверенности в том, не содержит ли консолидированная финансовая отчетность существенные искажения.

Это включает определение местоположений или бизнес-единиц, где выполняются процедуры аудита, а также характер, сроки и объем процедур, которые должны выполняться в этих отдельных местах или бизнес-единицах.

Аудитор должен оценить риски существенного искажения консолидированной финансовой отчетности, связанные с местоположением или бизнес-единицами, и сопоставить совокупность внимания аудитора, уделяемого местоположению или бизнес-единице, со степенью риска существенных искажений, связанных с этим местоположением или бизнес-единицей.

.12 Факторы, которые имеют отношение к оценке рисков существенных искажений, связанных с конкретным местоположением или бизнес-единицей, и определение необходимых процедур аудита включают:

  • a. Характер и количество активов, обязательств и транзакций, выполняемых в месте нахождения или бизнес-единицах, включая, например, значительные транзакции, которые выходят за рамки обычной деятельности компании или которые в противном случае выглядят необычными из-за их времени, размера, или характера («существенные необычные транзакции»), выполненные в месте нахождения или бизнес-единице; (14)
  • b. Существенность местоположения или бизнес-единицы; (15)
  • c. Конкретные риски, связанные с местонахождением или бизнес-единицей, которые представляют разумную возможность (16) существенного искажения консолидированной финансовой отчетности компании;
  • d. Являются ли риски существенных искажений, связанных с местоположением или бизнес-единицей, применимыми к другим местоположениям или бизнес-единицам, которые в совокупности представляют разумную возможность существенного искажения консолидированной финансовой отчетности компании;
  • e. Степень централизации записей или обработки информации;
  • f. Эффективность среды контроля, особенно в отношении контроля руководства над делегированием полномочий и его способности эффективно контролировать деятельность в месте нахождения или бизнес-единице; а также
  • g. Частота, время и объем деятельности по мониторингу компанией местоположений или бизнес-единиц.

Примечание. При проведении аудита внутреннего контроля над финансовой отчетностью см. Приложение B «Особые темы» AS 2201 (17), где описываются ситуации, когда компания имеет несколько местоположений или бизнес-единиц.

.13 При определении местоположений или бизнес-единиц, в которых должны выполняться процедуры аудита, аудитор может принимать во внимание соответствующие процедуры внутреннего аудита, как описано в AS 2605, «Рассмотрение функции внутреннего аудита» или другие процедуры, как описано в AS 2201. AS 2605 и AS 2201 устанавливают требования, касающиеся использования внутреннего аудита и других процедур аудита, соответственно.

.14 ​​AS 1205 “Часть аудита, проводимая другими независимыми аудиторами”, описывает обязанности аудитора в отношении использования работы и отчетов других независимых аудиторов, которые проверяют финансовые отчеты одного или нескольких местоположений или бизнес-единиц, включенных в консолидированную финансовую отчетность (18).

В этих ситуациях аудитор должен выполнять процедуры, указанные в пунктах .11 -13 настоящего стандарта, для определения местоположений или бизнес-единиц, в которых должны выполняться процедуры аудита.

Изменения при проведении аудита

.15 Аудитор должен изменить общую стратегию аудита и план аудита при необходимости, если обстоятельства существенно меняются в ходе аудита, включая изменения, вызванные пересмотренной оценкой рисков существенных искажений или обнаружением ранее неопознанного риска существенного искажения.

Лица со специальными навыками или знаниями

.16 Аудитор должен определить, необходимы ли специальные навыки или знания для проведения соответствующих оценок риска, планирования или выполнения аудиторских процедур или оценки результатов аудита.

.17 Если лицо, обладающее специальными навыками или знаниями, нанято аудитором, участвующим в аудите, аудитор должен обладать достаточными знаниями предмета, подлежащего рассмотрению таким лицом, чтобы аудитор мог:

  • a. Сообщать этому лицу о целях работы;
  • b. Определять, соответствуют ли процедуры этого лица целям аудитора; а также
  • c. Оценивать результаты процедур этого лица, поскольку они касаются характера, сроков и объема других запланированных аудиторских процедур и влияют на отчет аудитора.

Дополнительные соображения при первичных аудитах

.18 Перед началом первичного аудита аудитор должен предпринять следующие действия:

  • a. Выполнить процедуры, касающиеся взаимодействия с клиентов и специфики аудиторского задания; а также
  • b. Обсудить с аудитором-предшественником ситуацию, в результате которой произошла смена аудиторов, в соответствии с AS 2610 «Первоначальные аудиты – коммуникации между аудитором-предшественником и аудитором-преемником».

.19 Цели планирования аудита одинаковы для первоначальной проверки и повторного аудита.

Однако для первоначальной проверки аудитор должен определить дополнительные мероприятия по планированию, необходимые для создания соответствующей стратегии аудита и плана аудита, включая определение процедур аудита, необходимых для получения достаточных соответствующих аудиторских доказательств относительно начальных балансов. (19)

Приложение A – Определения

.A1 Для целей настоящего стандарта термин, указанный ниже, определяется следующим образом:

.A2 Партнер – член аудиторской команды с основной ответственностью за аудит.

Сноски (AS 2101 – Планирование аудита):

1. Термины, определенные в Приложении A “Определения”, выделяются жирным шрифтом при первом появлении.

2. Термин «аудитор», используемый в настоящем стандарте, охватывает как партнера, так и членов аудиторской команды, которые помогают партнеру при планировании аудита.

3. Параграфы .14 – .16 QC sec. 20, “Система контроля качества бухгалтерского учета и аудита фирмы”. AS 1110, «Связь стандартов аудита с стандартами контроля качества», объясняет, как стандарты контроля качества связаны с проведением аудиторских проверок.

[4.] [Сноска удалена.]

6. Если аудиторский комитет не существует в компании, все ссылки на комитет по аудиту в этом стандарте распространяются на весь совет директоров компании. См. 15 U.S.C. §§ 78с(а)58 и 7201(а)(3).

7. См., например, AS 1301. Кроме того, в соответствии различными законах или правилами необходима коммуникация по другим вопросы (См., например, правило 2-07 Правил SX, 17 CFR 210.2-07 и правило 10A-3 в соответствии с Законом о ценных бумагах 1934 года, 17 CFR 240.10A-3.). Требования настоящего стандарта не влияют на коммуникации, требуемые другими законами или правилами.

9. Параграф .06 настоящего стандарта.

10. См., например, параграф .06 AS 1015 “Надлежащий профессионализм при выполнении работ”, параграф .16 настоящего стандарта и параграф .05a. AS 2301 “Ответ аудитора на риски существенного искажения”.

11. AS 2110 “Определение и оценка рисков существенного искажения”.

12. AS 2301 и AS 2201, «Аудит внутреннего контроля за финансовой отчетностью, интегрированный с аудитом финансовой отчетности».

13. Термин «бизнес-единицы» включает дочерние компании, подразделения, филиалы, компоненты или инвестиции.

14. Параграф .66 AS 2401 «Рассмотрение мошенничества в аудите финансовой отчетности».

15. AS 2105.10 описывает рассмотрение существенности при планировании и выполнении процедур аудита в отдельном месте или бизнес-единице.

16. Существует разумная возможность события, используемого в этом стандарте, когда вероятность события «разумно возможна» или «вероятна», поскольку эти термины используются в Кодификации стандартов бухгалтерского учета FASB, тема «Непосредственные условия», пункт 450 -20-25-1.

17. AS 2201.B10-.B16.

18. Для интегрированных аудитов см. также AS 2201.C8-C11.

19. См. также параграф .03 AS 2820 «Оценка согласованности финансовой отчетности».

3.2 Планирование аудита

Эффективное проведение всех процедур в ходе аудита базируется на их тщательном планировании и подготовке. Поэтому первым (начальным) этапом аудиторской проверки является этап планирования. Целью планирования аудита является определение его стратегии и тактики, составление общего плана аудиторской проверки, разработка аудиторской программы.

Процесс планирования аудита проходит несколько стадий:

подготовка и составление общего плана;

подготовка и составление программы.

В соответствии с правилом (стандартом) «Письмо-обязательство аудиторской организации о согласии на проведение аудита» работа с ООО «ЭПРОМ», должна начинаться с предварительного планирования. Письму-обязательству о согласии на проведение аудита должно предшествовать официальное предложение ООО «ЭПРОМ» с просьбой об оказании ему аудиторских услуг. После этого обычно аудитор проводит предварительное планирование и знакомство с организацией клиента. Правильнее сказать, на данной стадии происходит обоюдное знакомство потенциальных партнеров: аудиторской организации и потенциального клиента, обмен информацией, которая позволила бы каждой из сторон (в первую очередь аудиторской организации) принять решение о принципиальной возможности и целесообразности дальнейшего сотрудничества.

По завершении стадии предварительного планирования аудитор должен принять решения:

о принципиальной возможности аудита бухгалтерской отчетности ООО «ЭПРОМ»;

о принципиальной возможности сотрудничества с ООО «ЭПРОМ»;

о наличии в аудиторской организации необходимых ресурсов для качественного аудита бухгалтерской отчетности ООО «ЭПРОМ».

Основные процедуры предварительного ознакомления аудитора с клиентом:

определение цели проверки у данного клиента и возможного использования ее результатов;

определение отраслевых особенностей и специфики деятельности ООО «ЭПРОМ», его организационно-управленческого устройства;

знакомство с прежними аудиторскими заключениями, отчетами внутренних аудиторов, материалами налоговых проверок;

экспресс-анализ отчетности, предварительное знакомство с состоянием бухгалтерского учета и системы внутреннего контроля клиента;

оценка собственной способности аудитора к выполнению работы с точки зрения наличия подготовленного персонала, знания специфики отрасли, особенностей её законодательного регулирования и т.д.

В общем плане аудита предусматриваются сроки проведения аудита, составляется график проведения аудита, отчет и аудиторское заключение.

В процессе планирования затрат времени аудитору необходимо учесть:

а) реальные трудозатраты;

б) уровень существенности;

в) проведенные оценки рисков аудита.

В общем плане аудиторская организация определяет способ проведения аудита на основании результатов предварительного анализа, оценки надежности системы внутреннего контроля, оценки рисков аудита. Для повышения доверия и действенности аудита аудитор может предварительно согласовать свой план с клиентом

Этапы аудита

Аудит системы качества проводится, как правило, в 3 этапа, каждый из которых включает в себя определенную последовательность работ.

Основными этапами аудита являются следующие:

подготовка к аудиту;

Эти этапы аудита выполняются при любом виде аудита, как внешнем, так и внутреннем. В зависимости от того, какой вид аудита проводится (первой стороны, второй стороны или третьей стороны) изменяется ответственность за работы этапов аудита, при этом состав работ остается одинаковым при всех видах аудита.

Планирование аудита

Аудит – это процесс, который отвлекает много временных ресурсов организации. Для сокращения затрат времени и повышения эффективности аудита каждый аудит необходимо планировать.

Планирование аудита на начальном этапе включает в себя следующие действия:

определение необходимых спецификаций или требований, по которым будет проводиться аудит. В зависимости от вида и масштаба аудита такими спецификациями могут быть – стандарт ИСО 9001:2015, документированные процедуры системы качества, документированные требования на процессы или отдельные регламенты и правила работы.

ознакомление с документацией (положения о подразделении, схемы процессов, документированные процедуры и т.п.). Это необходимо с одной стороны для того, чтобы аудиторы лучше разбирались в деятельности проверяемых сотрудников и подразделений, а с другой стороны позволяет наметить необходимый круг вопросов к сотрудникам и определиться со сценарием аудита.

проверка соответствия документации нормативным требованиям. Документация подразделений разрабатывается на основании определенных требований, поэтому перед началом аудита необходимо проверить саму документацию, все ли требования по управлению процессами или работой подразделений в ней отражены.

анализ результатов предыдущих аудитов, если предстоящий аудит будет не первым. При планировании нового аудита необходимо в первую очередь проверить исправление несоответствий, выявленных в ходе предыдущего аудита и устранение причин несоответствий.

определение структуры и группы аудита. Под структурой аудита понимается выбор вида проводимого аудита и порядок проверки подразделений. Например, если выбирается вид аудита по процессам, то необходимо спланировать посещение подразделений таким образом, чтобы следовать по цепочке процесса.

определение продолжительности аудита. На основании изучения документации и предварительной информации о последовательности проверки, необходимо определить, сколько времени может понадобиться для проведения аудита в подразделениях.

согласование времени проведения аудита. Это необходимо, чтобы и аудиторы и сотрудники подразделений могли спланировать свою работу на время проведения аудита.

В зависимости от того, внешний это аудит или внутренний, ответственность за планирование аудита будет лежать на внешних аудиторах (в случае внешнего аудита), либо внутренних аудиторах или специалистах по качеству (в случае внутреннего аудита).

Планирование и согласование условий проведения аудита

Планирование аудита в деталях завершает этап подготовки к аудиту. В ходе выполнения этой работы окончательно формируется необходимая информация для проведения аудита, выясняются условия проведения аудита, уточняется время и порядок аудитных бесед. Условия проведения аудита на предприятиях могут быть разные. Для проведения аудита может потребоваться административная поддержка, выделение сопровождающего (например, представителя высшего руководства), соблюдение специальных требований по безопасности, использование спецсредств или спецодежды. Все эти вопросы должны быть решены до открытия аудита.

Кроме того, планирование аудита должно включать в себя следующие виды работ:

анализ информации о проверяемых подразделениях . Необходимо обобщить все данные, полученные в результате изучения документации каждого из подразделений и на основании этой информации определить более детально проверяемые требования, а также состав сотрудников каждого из подразделений, с которыми должны быть проведены аудитные беседы. Кроме того, анализ информации позволяет уточнить время проведения аудита в подразделении и состав необходимой документации, записей по качеству, которые должны предоставить сотрудники во время аудита.

подготовка программы аудита . Программа аудита это документ, в котором указан состав проверяемых подразделений и сотрудников, время (в часах) проведения аудитных бесед в каждом подразделении, состав требований, которые должны быть проверены в подразделениях или у сотрудников. Также в программе аудита указываются сотрудники подразделений, ответственные за проведение аудита в их подразделении.

распределение аудиторов по подразделениям . В том случае, когда аудиторов несколько, необходимо спланировать работу аудиторов по подразделениям. Как правило, распределение аудиторов по подразделениям указывается в программе аудита. Для случая внутреннего аудита важно обратить внимание на соблюдение требований объективности аудита. Распределение внутренних аудиторов должно быть выполнено таким образом, чтобы они не проверяли свою собственную работу или работу своего подразделения.

подготовка вопросника по аудиту . Каждый из аудиторов готовит свой вопросник, по тем подразделениям или области проверки, на которые он назначен аудитором. Вопросник – это документ, в котором аудитор определяет состав вопросов, требующих уточнения в ходе аудита в подразделении.

проведение инструктажа аудиторов . Инструктаж проводится в том случае, если аудиторов несколько. Проводит его ведущий аудитор. Как правило, инструктаж касается вопросов взаимодействия между аудиторами по ходу проведения аудита, соблюдения правил техники безопасности в проверяемых подразделениях, а также правил ведения записей по ходу аудита.

Открытие аудита

После завершения мероприятий по подготовке аудита начинается этап аудита, связанный с проведением проверок подразделений и сотрудников организации. Проведение проверок начинается с открытия аудита. При внутреннем аудите, в том случае, когда организация большая, открытие аудита проводится в виде собрания представителей проверяемых подразделений, руководства организации и аудиторов. В ситуации внешнего аудита, собрание открывающее аудит, проводится всегда, вне зависимости от размеров организации.

На собрании, открывающем аудит, ведущий аудитор напоминает про цели аудита и критерии, по которым будет проводиться аудит. Далее осуществляется краткое представление порядка аудита. Если аудит будет проводить группа аудиторов, то представляется порядок работы группы.

В ходе собрания проверяется выполнение необходимых условий для проведения аудита, например обеспечение спецодеждой, обеспечение транспортом, наличие сопровождающих и пр. Ведущий аудитор объясняет, что по завершении аудита будет подготовлен отчет по аудиту, в котором определены все результаты аудита. При необходимости, может даваться объяснение классификации несоответствий, которые будут обнаруживаться в ходе аудита.

Возможно что со стороны руководителей подразделений или других участников собрания открывающего аудит возникнут вопросы по порядку аудита, тогда аудиторы должны ответить на все эти вопросы.

В том случае, когда проводится внутренний аудит, а организация небольшая, открытие внутреннего аудита может проходить менее официально. Тем не менее, желательно перед началом аудита собрать руководителей подразделений и еще раз напомнить им о проведении аудита, целях аудита и его порядке.

Проверка на местах

Проверка на местах – это одна из главных составляющих процесса аудита. В ходе проверки на местах аудиторы осуществляют сбор информации и объективных свидетельств для подтверждения соответствия, либо не соответствия проверяемых подразделений критериям аудита.

Читайте также:  Какой расчёт 6-НДФЛ сдавать в июле и как заполнить

Проверка на местах включает в себя проведение аудитных бесед и выборочные проверки документов, выполняемой работы или продукции (результатов работы). Аудитные беседы всегда проводятся на рабочих местах сотрудников. В ходе таких бесед проверяются предположения, сделанные при работе с документами (на этапе подготовки к аудиту) и определяются объекты для выборочных проверок. Выборочные проверки осуществляются для подтверждения данных аудитных бесед и результатов предварительного изучения документов.

При проверке на местах, аудиторам необходимо:

проверить работу сотрудников выборочным методом – проверить всю работу сотрудников у аудитора не хватит времени, поэтому любой аудит это выборочная проверка отдельных действий, результатов работы или операций, выполняемых сотрудником;

задать вопросы из вопросников по аудиту и сравнить обнаружения с требованиями – вопросник используется аудитором как памятка, в которой указано что необходимо спросить, на какие действия в работе сотрудников необходимо обратить внимание, но не более того. По ходу беседы, необходимо задавать вопросы исходя из того, что и как отвечает сотрудник;

установить соответствие или несоответствие требованиям – установить соответствия или несоответствия можно только на основании ответов сотрудника и их сравнения с выборочной проверкой работы сотрудника или каких-либо документов, записей;

записать результаты наблюдений и проверок – это одно из обязательных требований. По ходу аудита, аудитор обязан вести записи аудита и точно фиксировать все результаты проверок.

Если в ходе аудитной беседы и выборочной проверки у сотрудника обнаружены несоответствия, то все выявленные несоответствия необходимо сотруднику сообщить и объяснить, почему эти обнаружения являются несоответствиями, какие требования сотрудником не были выполнены.

Закрытие аудита

Закрытие аудита относится к завершающим действиям этапа проведения проверок и выполняется после завершения всех мероприятий программы аудита, т.е. фактически, когда завершены все аудитные беседы и проверки на рабочих местах сотрудников.

Мероприятия по закрытию аудита, как правило, следующие:

определение общего количества несоответствий по всем проверенным подразделениям – необходимо посмотреть, что за несоответствия в подразделениях выявлены, есть ли повторяющиеся несоответствия, какое количество несоответствий. Большое количество повторяющихся несоответствий говорит об их системном характере;

согласование и распределение несоответствий по категориям – категория несоответствий говорит о серьезности последствий этих несоответствий для работы организации и для системы качества. Согласование несоответствий проводится между аудиторами. Если в аудите принимало участие несколько аудиторов, то может потребоваться согласование формулировок несоответствий;

определение слабости системы менеджмента качества и возможностей для улучшения системы – на основании собранных вместе и рассмотренных несоответствий аудиторы определяют, в чем может заключаться слабость применяемых методов работы, и исходя из причин этих слабостей могут предложить, что нужно сделать, чтобы улучшить работу системы качества;

определение степени соответствия системы качества критериям аудита – степень соответствия представляет собой некоторый количественный показатель. В ситуации внутреннего аудита метод определения этого показателя организация определяет сама. В этом случае, этот показатель необходим для определения работы и развития системы качества в динамике. В ситуации внешнего аудита определение степени соответствия системы качества критериям аудита может быть менее формализовано (особенно часто это встречается в ситуации сертификационного аудита). При внешнем аудите степень соответствия системы качества определяется на основании экспертного мнения аудитора исходя из характера и количества выявленных несоответствий;

информирование высшего руководства организации о результатах аудита – по завершении всех мероприятий программы аудита и определения слабостей системы качества, а также степени ее соответствия требованиям необходимо довести до сведения руководства организации все выявленные проблемы;

согласование сроков и состава корректирующих действий – аудиторы должны проверить корректность мероприятий, которые будут предпринимать руководители или сотрудники подразделений в которых выявлены несоответствия для их исправления, и согласовать сроки выполнения этих мероприятий.

Оформление результатов аудита

Последний этап аудита – это этап последующих действий. Последующие действия подразумевают оформление результатов аудита и закрытие корректирующих действий. Оформление результатов аудита принято относить к этапу последующих действий в связи с тем, что это мероприятие может быть растянуто по времени. Не всегда есть возможность по завершении проверок на месте окончательно оформить результаты аудита. Например, такая ситуация возникает когда в протоколах регистрации несоответствий отмечается результат выполнения корректирующих действий. В таком случае, окончательно оформить протокол регистрации несоответствий возможно только после завершения корректирующих действий, а выполнение этих действий может потребовать нескольких месяцев.

Оформление результатов аудита включает в себя подготовку итогового отчета по аудиту, оформление всех протоколов несоответствий, подготовку предложений по улучшению системы качества.

В итоговом отчете по аудиту указываются все выполненные мероприятия по аудиту, состав всех проверенных подразделений, выявленные несоответствия, общая оценка работы системы качества.

В протоколах несоответствий регистрируются выявленные несоответствия, указывается их категория. Также в протоколах регистрации несоответствий могут указываться корректирующие действия по устранению выявленных несоответствий.

Предложения по улучшению системы качества могут включаться в состав итогового отчета по аудиту.

Закрытие корректирующих действий

Закрытие корректирующих действий осуществляется после того, как подразделения или сотрудники которым в ходе аудита были выставлены несоответствия, устранят эти несоответствия и выполнят корректирующие мероприятия. Соответственно, аудиторы должны проверить устранение замечаний аудита и выполнение корректирующих действий. В случае необходимости, если в подразделении было выявлено много несоответствий или несоответствия носили критический характер, аудиторы могут провести повторный аудит.

Если корректирующие действия действительно выполнены и устранены причины возникновения несоответствий, т.е. корректирующие мероприятия признаны аудиторами результативными, аудиторы закрывают несоответствия в протоколах регистрации несоответствий. На этом проведение аудита можно считать завершенным.

План и программа аудита

Как вид аудита влияет на план и программу аудита

Планирование — обязательный этап в процессе подготовки и проведения любого вида аудита (финансового, кадрового, инвестиционного, технического, промышленного и др.). Документами планирования являются планы, графики, программы и т. д. У каждого такого документа свое назначение. Например:

  • План содержит описание областей проверки, сроки ее проведения, составы групп исполнителей и их распределение по участкам контроля.
  • В программах аудита расписываются процедуры, которые проводятся на конкретном участке контроля.

Требования к составу, содержанию и форме документов планирования, а также описание технологии их составления содержатся в разных документах в зависимости от вида аудита. Это могут быть международные или утвержденные на федеральном уровне стандарты (правила), ГОСТы, внутренние инструкции компаний и предприятий.

Об особенностях проведения разных видов аудита рассказывают материалы нашей одноименной рубрики, например:

Провести аудит основных средств, в т. ч. с учетом сложной эпидемиологической ситуации 2020 года, связанной с распространением коронавирусной инфекции, вам помогут разъяснения профессионального аудитора. Посмотреть их можно в КонсультантПлюс, бесплатно получив пробный полный доступ к системе.

Далее подробнее остановимся на документах планирования независимого аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности.

Разбираемся с терминами: МСА или ФПСАД

Как составить план и программу аудита бухгалтерской отчетности? Прежде чем искать ответ на этот вопрос, разберемся с терминологией.

Планирование в этой области аудита до 2017 года происходило по отечественным правилам. Без предварительно разработанных плана аудита и программы аудита не проводилась ни одна аудиторская проверка. Общий план аудита и программа аудита составлялись по нормам Федерального правила (стандарта) аудиторской деятельности (ФПСАД) № 3 «Планирование аудита». Каждому документу был посвящен отдельный раздел:

В настоящее время отечественные стандарты аудита отменены. Аудиторская деятельность, в том числе процедуры планирования аудита, осуществляется по МСА — Международным стандартам аудита (п. 1 ст. 7 закона «Об аудиторской деятельности» от 30.12.2008 № 307-ФЗ).

Такие понятия, как «общий план аудита» и «программа аудита», в МСА 300 «Планирование аудита финансовой отчетности» отсутствуют (введен в действие в РФ приказом Минфина от 09.01.2019 № 2н). Стандарт оперирует терминами «общая стратегия аудита» и «план аудита»:

Таким образом, применение привычного для практикующих аудиторов и студентов финансовых вузов термина «общий план аудита» некорректно. Программы аудита по-прежнему разрабатываются и используются, хотя в МСА 300 они не упомянуты.

О планировании в различных сферах деятельности рассказывается в материалах:

Для чего составляются общая стратегия и план аудита

Общая стратегия и план аудита обязательно включаются в состав аудиторской документации. Процессу их оформления предшествуют:

  • обсуждение стратегии аудита;
  • составление перечня необходимых аудиторских процедур;
  • распределение задания между членами аудиторской группы;
  • утверждение временных рамок выполнения этапов аудиторского задания.

Составлению плана всегда предшествует разработка общей стратегии аудита. Что она включает, смотрите на рисунке:

Из содержания ныне не действующего п. 8 ФПСАД № 3 следует, что общий план проведения аудита составляется для определения предполагаемых объемов и порядка проведения аудиторской проверки. Международные стандарты предусматривают следующее назначение для плана аудита (п. 9 МСА 300):

Как по отечественным, так и по международным стандартам план аудита описывает характер, сроки и объемы аудиторских процедур, выполняемых членами аудиторской группы.

В целом планирование — продолжительный циклический процесс, длящийся на протяжении всей аудиторской проверки. К примеру, на предварительном этапе планирования производится оценка рисков. Результат такой оценки влияет на характер, объем и сроки последующих аудиторских процедур. Поэтому запланировать их ранее, чем будут оценены риски, невозможно. Кроме того, часть последующих аудиторских процедур (по оценке отдельных видов операций, остатков по счетам и раскрытия информации) можно начать до начала всех остальных аудиторских процедур.

Как выглядит заполненный образец стратегии и плана аудита (пример)

Универсальных способов заполнения бланков стратегии и плана аудита не существует, так как каждое предприятие (аудируемое лицо) обладает специфическими особенностями и требует персонального подхода, оценки рисков и формирования ресурсов для проведения аудита. Как может выглядеть стратегия аудита, смотрите на рисунке:

После того как будет утверждена общая стратегия аудита, разрабатывается план. Пример плана аудита (выдержку) смотрите на рисунке:

В интернете можно встретить заполненные образцы общего плана аудита, но признать их актуальными затруднительно, так как понятие «общий план аудита» и правила его составления регламентированы не действующим в настоящее время стандартом.

На нашем сайте вы найдете актуальные образцы бухгалтерских и кадровых документов, налоговых деклараций, отчетов и регистров:

Итоги

Планирование является важным этапом любой аудиторской проверки. При проведении аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности его проводят исходя из требований международных стандартов аудита. Процесс планирования подлежит документированию, в том числе обязательно оформляются план и общая стратегия аудита. У каждого документа свое назначение. Для каждого аудируемого лица документы составляются персонально с учетом потенциальных рисков и последующих аудиторских процедур.

27. Планирование аудита

27. Планирование аудита

Планирование аудита должно проводиться аудиторской организацией в соответствии с общими принципами проведения аудита, а также в соответствии со следующими частными принципами планирования – его комплексности, непрерывности, оптимальности.

Планирование аудиторской проверки производится в три этапа .

1-й этаппредварительное планирование , которое производится на этапе выбора клиента; по результатам этой работы аудиторской проверки может вообще не быть, если обнаружится высокий уровень внешнего риска.

2-й этап – разрабатывается общий план аудита с указанием ожидаемого объема, графиков и сроков проведения аудита. При расчете сроков проверки следует учесть реальные трудозатраты, уровень существенности и аудиторский риск.

В общем плане рекомендуется предусмотреть:

а) численность и квалификацию аудиторов в аудиторской группе;

б) распределение аудиторов в соответствии с их профессиональными качествами и должностными уровнями по конкретным участкам аудита;

в) инструктирование всех членов команды об их обязанностях, ознакомление их с финансово-хозяйственной деятельностью экономического субъекта, а также с общим планом аудита;

г) контроль руководителя группы за выполнением плана, качеством работы членов группы, за ведением ими рабочей документации и надлежащим оформлением результатов аудита.

3-й этап – составляется аудиторская программа , определяющая объем, виды и последовательность осуществления аудиторских процедур.

Программа аудита является развитием общего плана аудита и представляет собой детальный перечень аудиторских процедур, необходимых для практической реализации плана аудита. Она является, с одной стороны, подробной инструкцией, с другой стороны – средством контроля качества.

Каждая аудиторская процедура в программе должна иметь свой номер или код , на который будет ссылаться аудитор в рабочих документах.

При планировании должны быть соблюдены его общие принципы: комплексность, непрерывность, оптимальность .

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Читать книгу целиком

Похожие главы из других книг:

1.1. ЦЕЛИ АУДИТА

1.1. ЦЕЛИ АУДИТА Целью аудита учредительных документов и порядка формирования уставного капитала являются:1) формирование мнения о достоверности данных показателей бухгалтерского баланса о величине уставного капитала (фонда) организации;2) оценка правильности и

2.1. ЦЕЛИ АУДИТА

2.1. ЦЕЛИ АУДИТА Аудиторская проверка операций с денежными средствами включает проверку кассовых, банковских и валютных операций. Основная цель проверки – установление законности, достоверности и целесообразности совершения операций с денежными средствами

5.1. ЦЕЛИ АУДИТА

5.1. ЦЕЛИ АУДИТА Целью аудита нематериальных активов является:• оценка достоверности данных бухгалтерского баланса, отраженных по строке «Нематериальные активы», а также пояснений к этому показателю;• определение соответствия применяемой организацией методики учета

8.1. ЦЕЛИ АУДИТА

8.1. ЦЕЛИ АУДИТА Цель аудита учета затрат на производство – установление обоснованности формирования и правильности учета издержек производства.Задачами проверки учета затрат на производство являются:• оценка обоснованности применяемого метода учета затрат, варианта

10.1. ЦЕЛЬ АУДИТА

10.1. ЦЕЛЬ АУДИТА Цель аудиторской проверки соблюдения трудового законодательства и расчетов по оплате груда – оценка достоверности расчетов по оплате труда штатного и внештатного персонала и соответствие его нормативным документам, а также подтверждение того, что

12.1. ЦЕЛЬ АУДИТА

12.1. ЦЕЛЬ АУДИТА Цель аудиторской проверки учета кредитов и займов – получить доказательства достоверности показателей отчетности, отражающих задолженность организации по полученным заемным средствам.Для достижения цели аудиторской проверки учета кредитов и займов

13.1. ЦЕЛИ АУДИТА

13.1. ЦЕЛИ АУДИТА Цель аудита выпуска готовой продукции и ее реализации – установление полноты оприходования готовой продукции, правильности исчисления выручки от реализации и себестоимости реализованной продукции.В ходе проверки аудитор решает следующие задачи:•

14.1. ЦЕЛИ АУДИТА

14.1. ЦЕЛИ АУДИТА Цель аудиторской проверки финансовых результатов – установление достоверности отражения в учете и отчетности прибылей и убытков, а также законности распределения и использования чистой прибыли.В ходе проверки правильности формирования финансового

10. Документирование аудита

10. Документирование аудита Вопросы, связанные с документированием аудита, регулируются следующими стандартами: «Документирование аудита», «Планирование аудита», «Порядок составления аудиторского заключения о бухгалтерской отчетности».Аудиторская организация и

37. Документирование аудита

37. Документирование аудита Аудиторская организация и индивидуальный аудитор должны документально оформлять все сведения, которые важны с точки зрения представления доказательств, подтверждающих аудиторское мнение, а также доказательств того, что аудиторская

Глава 5. Стратегия внутреннего аудита и долгосрочное планирование (год и более), позиционирование

Глава 5. Стратегия внутреннего аудита и долгосрочное планирование (год и более), позиционирование Стратегия функции внутреннего аудита является сферой ответственности как аудиторского комитета, так и руководителя ПВА.На практике я не встречался с активной позицией

Планирование жизни vs. финансовое планирование

Планирование жизни vs. финансовое планирование Последние несколько лет в наши разговоры о политике – как в средствах массовой информации, так и за столиками кафе – стали вклиниваться рассуждения о деньгах, что ведет к необходимости затрагивать все более сложные вопросы.

ЕСТЬ ПЛАНИРОВАНИЕ И ПЛАНИРОВАНИЕ

ЕСТЬ ПЛАНИРОВАНИЕ И ПЛАНИРОВАНИЕ То, что коммунизм исчез, с практической точки зрения не означает, что прекратило свое существование и планирование. Правительства капиталистических стран тоже занимаются планированием, хотя и не таким всеобъемлющим, как

2. Возникновение аудита. Сущность и содержание аудита

2. Возникновение аудита. Сущность и содержание аудита Родиной аудита считается Англия (с 1844 г.), где вышла серия законов, согласно которым правления акционерных компаний обязаны приглашать не реже одного раза в год специального человека для проверки бухгалтерских счетов

58. Документирование аудита

58. Документирование аудита Аудиторская документация помогает упорядочить процесс аудита, вести его по разработанной для аудиторской фирмы схеме.В аудиторской документации можно выделить две группы :1) нормативно-справочная и налоговая документация;2) рабочие бумаги,

ПЛАНИРОВАНИЕ ЧЕЛОВЕЧЕСКИХ РЕСУРСОВ И ПЛАНИРОВАНИЕ БИЗНЕСА

ПЛАНИРОВАНИЕ ЧЕЛОВЕЧЕСКИХ РЕСУРСОВ И ПЛАНИРОВАНИЕ БИЗНЕСА Планирование человеческих ресурсов должно составлять неотъемлемую часть планирования бизнеса. Стратегическое планирование необходимо для определения того, какие изменения будут произведены в объемах и видах