Где в россии нужны инженеры

Работа для инженеров за границей

Квалифицированные специалисты всегда нужны за рубежом, поскольку техническое образование, полученное в одной из стран постсоветского пространства, считается лучшим в мире. Поэтому инженеры могут вполне отправляться на работу за границу.

Куда можно поехать

Работу инженером за границей и другими востребованными профессиями можно найти во многих странах:

  • Германия;
  • Испания;
  • Болгария;
  • Венгрия;
  • Польша;
  • Австралия;
  • Япония;
  • Бразилия;
  • Великобритания;
  • Турция;
  • Соединенные Штаты Америки;
  • Канада;
  • Скандинавские страны;
  • Швейцария;
  • Словения;
  • Хорватия;
  • Финляндия;
  • Португалия;
  • Италия.

Отличаются только условия работы и уровень заработной платы. Во всех странах инженеры нужны как на краткосрочные, так и на длительные проекты. Устроиться можно в большую или маленькую компанию, фирму и корпорацию.

Особенности трудоустройства в развитых странах

Особенности трудоустройства в некоторых странах:

  • Германия обладает высокими технологиями, в стране постоянно реализуются технологические проекты, призванные улучшить жизнь обычных людей. Поэтому устроиться инженеру с опытом работы можно без особых проблем. Существует только градация в оплате труда. Например, молодые специалисты в месяц могут получать около 4 тысяч евро, а квалифицированные сотрудники, проработавшие в выбранной сфере, будут получать около 5400 евро;
  • Соединенные Штаты Америки постоянно приглашают инженеров на работу в крупные корпорации, организации и компании. Уровень зарплаты зависит от образования, квалификации, знания языка, и будет составлять несколько тысяч долларов;
  • В Объединенные Арабские Эмираты нужны как опытные инженеры, так и те, стаж работы которых небольшой. Основные вакансии существуют на нефтяных вышках. Работа на проектах в ОАЭ поможет быстро отточить мастерство и приобрести необходимый международный опыт;
  • Словения и Хорватия активно развивают технологические отрасли, поэтому сюда приглашают специалистов со всего мира. Недостатком является то, что уровень заработной платы тут несколько меньше, чем в Германии или скандинавских странах.

Вернуться к оглавлению

Вакансии для инженеров

За рубежом под инженером понимается специалист, который имеет высокий уровень знаний в сфере организации производства, компьютерных технологий, в экономике, современной технике, инженерии. Такой работник способен решать задачи и задания производства различными методами и способами, выбирая оптимальный и эффективный.

Если раньше специалистов-инженеров готовили только по техническим направлениям, то сейчас специфика несколько изменилась.

Инженеры нужны не только на заводах и стройках, но и в других местах.

Требования к соискателям

Устроиться на работу за рубежом могут люди, которые отвечают следующим требованиям:

  • Высокий уровень знаний;
  • Наличие практических навыков, которые можно быстро применить в реализации конкретного проекта;
  • Владение одним или несколькими иностранными языками;
  • Умение пользоваться компьютерными технологиями, разработками и программами нового поколения. В частности, знать такие программы, как CAM, AutoCad, SchueCad, SchueCal, Wictop, RevnaPro, Athena;
  • Высоко ценятся специалисты в узких инженерных и технических направлениях;
  • Трудовой стаж равен двум годам или больше. Именно это определяет формирование заработной платы и востребованности специалиста;
  • Обработка статистических материалов, работа с расчетами;
  • Уметь строить графики и модели;
  • Нелишним будет наличие диплома о докторской степени или о втором техническом образовании.

Иностранцы в разных странах могут устроиться на такие вакансии, как:

  • Инженер-строитель;
  • Инженер-конструктор;
  • Горный инженер;

Условия работы

В каждом конкретном случае специализацию и навыки работодатель будет уточнять отдельно, но в целом за границей существуют практически одинаковые условия в контрактах для инженеров. В частности, рабочей день является полным, и длиться 7-8 часов. Рабочая неделя составляет 5-6 дней, что заранее прописывается в контракте по результатам собеседования. Инженеры в разных сферах должны делать следующее:

  • Осуществлять расчеты;
  • Разрабатывать проектную документацию;

разработка проектной документации

Работодатель обеспечивает контакт, срок действия которого составляет не меньше одного года. Помогает в оформлении приглашения, визы, поиске жилья, предоставляет социальный пакет.

Обычно работодатель предлагает комфортные апартаменты, общественную и психологическую адаптацию, своевременную оплату труда.

Зарплата инженеров в Европе и США

Зарплата инженера в разных странах Европы может колебаться в пределах от 1 до 4 тысяч евро. В Канаде и Соединенных Штатах начинается от 3-4 тысяч долларов в месяц.

Какие инженеры нужны России?

Впервые за последние годы заметно вырос конкурс на инженерные специальности. Прежде всего на те, по которым готовят кадры для авиационной, атомной промышленности, строительства и оборонных предприятий.

Александр Алексеевич, в этом году средние баллы на ЕГЭ по химии, физике, математике гораздо ниже, чем раньше. В технические вузы, видимо, придут студенты с тройками по профильным предметам. Можно из троечника сделать хорошего инженера?

Александр Климов: Снижение баллов не означает, что выпускники школ стали что-то хуже знать. Знания в среднем не изменились, просто мы честно их оценили. Думаю, в этом году снижения уровня подготовки абитуриентов в технических вузах не произойдет. У нас есть успешные технические вузы с отличными программами, высокими конкурсами. Их выпускники востребованы на ведущих предприятиях, работают по специальности, имеют высокую зарплату.

Может, настало время поменять учебники и программы по физике, химии. Увеличить часы на эти предметы? Вот у вас, наверное, не два урока физики в неделю было, а три или даже четыре?

Александр Климов: Взрывное развитие Интернета открыло широкий доступ к информации. Если раньше ученик приходил на урок астрономии и узнавал что-то новое о звездах и планетах от учителя, то сейчас он может зайти на сайт и посмотреть фотографии поверхности Марса или активности Солнца, может послушать выступления ведущих ученых.

Меняются технологии преподавания. Сейчас многие физические и химические явления моделируются на компьютере. У преподавателей появляются новые возможности. Можно даже за два часа в неделю интересно давать любой предмет. Кстати, министерство реализует масштабный проект по созданию новых программ для подготовки будущих школьных учителей. В нем участвует 35 вузов, в том числе лидеры педагогического образования.

Откроются ли снова станции юных техников, кружки моделирования и радиотехники, которые прежде были в каждом районе?

Александр Климов: Минобрнауки разработало трехлетний план по привлечению талантливых выпускников школ для обучения на инженерных специальностях вузов. Один из пунктов – поддержка центров технического творчества молодежи, которые работают в регионах. С 2013 года их координацией в России занимается один из ведущих технических вузов “Станкин”. Федеральный центр технического творчества учащихся взял на себя функции научно-методического, организационного и информационного сопровождения процессов создания интегрированного пространства инженерного образования и научно-технического творчества молодежи. В масштабах страны “Станкин” координирует работу 730 центров технической направленности. 800 тысяч обучающихся!

Центр проводит финалы Всероссийского конкурса юных изобретателей и рационализаторов, Всероссийского конкурса медиатворчества и программирования среди обучающихся “24 bit”, Всероссийского конкурса по робототехнике и интеллектуальным системам. А с этого года будет проводиться “политехническая олимпиада” для учеников 9 – 11 классов. Она будет в большей степени требовать от школьников технической смекалки.

Эта олимпиада будет давать льготы при поступлении в вузы?

Александр Климов: Она уже вошла в официальный список, утвержденный министерством. В зачислении на программы инженерного образования победителей и призеров этой олимпиады в первую очередь заинтересованы региональные политехнические вузы. Почему? Значительная часть предприятий, особенно оборонно-промышленного комплекса, находится в регионах России. Например, на “Севмаш” в городе Северодвинске, где производят атомные подводные лодки, идут работать в основном выпускники Северного (Арктического) федерального университета.

Или, скажем, Воткинский завод в Удмуртии изготавливает ракеты “Тополь-М”, “Булава”, “Искандер-Э”, ракеты-носители “Старт” для запуска коммерческих спутников. Редкий выпускник московского вуза приедет работать в город Воткинск. Большинство молодых инженеров, приходящих на это предприятие, заканчивают Ижевский государственный технический университет имени М.Т. Калашникова. Поэтому система “политехнических олимпиад” должна быть выстроена так, чтобы стимулировать выпускников школ к поступлению в опорные региональные вузы.

Какие инженеры нужны сегодня России?

Александр Климов: Самый массовый класс – инженеры в области эксплуатации технических систем. Техника становится все более сложной. Недавно в одном из техникумов Северной Осетии посмотрел современный хлебоуборочный комбайн. Автоматизация, GPS, самые современные технологии. Чтобы обслуживать такую технику, надо иметь высшее образование. Я думаю, что инженерам по эксплуатации достаточно закончить качественную программу “прикладного бакалавриата”.

Другие требования предъявляются к инженерам – проектировщикам, конструкторам, технологам. Я, к слову, сам инженер, шесть лет отработал на Волжском автозаводе в Управлении главного конструктора, потом в Научно-техническом центре, где был испытателем автомобильной техники. Для такого типа инженерных работников желательно иметь конструкторскую или технологическую магистерскую подготовку. Третья категория инженеров – это инженеры-исследователи. В разных областях: в нанотехнологиях, микроэлектронике, биосистемах. Тут уже необходима аспирантура.

Я предполагаю, что сейчас у нас самый большой дефицит линейных инженеров. Мы в прошлом году распределили на конкурсной основе 4,5 тысячи бюджетных мест по программам прикладного бакалавриата. В этом году их уже 25 тысяч.

Почему технические вузы почти всегда в черных списках мониторинга минобрнауки?

Александр Климов: Я бы не сказал, что технические вузы имеют плохие показатели мониторинга. Например, по показателям результативности науки эти вузы часто являются лидерами в регионах. Хотя отдельные вузы действительно из года в год не преодолевают пороговых показателей мониторинга. Ситуацию в конкретном вузе или филиале мы подробно рассматриваем, особенно если этот вуз или филиал готовит специалистов для реального производства.

В этом году мы направили в 171 филиал письма с рекомендациями прекратить прием студентов на непрофильные специальности (примерный список). В списке филиалы технических вузов, основная задача которых готовить инженеров. Если в вузе или филиале не занимаются тем, ради чего он был создан, для чего он нужен?

Один из проректоров большого технического университета рассказал: раньше на предприятии могли работать 60 процентов выпускников, сейчас соответствуют требованиям только 20. Может, надо уменьшить количество мест в вузах, но лучше учить, поднять стипендии и зарплаты?

Александр Климов: Каждый год вузы получают около полумиллиона бюджетных мест. Примерно половина из них связана с подготовкой инженеров. Так что проблем с количеством мест нет. У нас, к сожалению, пока нет такого количества выпускников школ с хорошими результатами ЕГЭ по математике, физике, химии. Но кадры-то предприятиям нужны! Только готовят их не всегда там, где есть производство.

По содержанию программ мы ожидаем утверждения профессиональных стандартов. На основании профессиональных стандартов будем актуализировать образовательные стандарты. Это позволит точнее учитывать требования работодателей.

И как быть? Нельзя же закрыть МИСиС или “Станкин”, потому что в столице нет сталелитейного производства.

Александр Климов: Думаю, что в Москве можно готовить инженеров-исследователей, а на предприятиях, в том числе оборонных, активнее открывать базовые кафедры совместно с разными техническими университетами. С 1 сентября 2013 года вузам разрешено обучать студентов прямо на производстве – вести аналитические сессии, мастер-классы, семинары, проектные разработки.

Есть ли у минобрнауки прогноз: сколько инженеров понадобится в ближайшие годы?

Александр Климов: Когда я задаю вопрос представителям высокотехнологичных корпораций, сколько инженеров им потребуется до 2020 года, мне отвечают: “А какой технологический сценарий будет основным? Если работать дальше так, как сейчас, то столько же и нужно. А если на базе суперсовременных технологий проектирования и производства, то в три раза меньше. Только тогда нам будут нужны другие инженеры!”

Когда Объединенная авиастроительная корпорация стала разбираться, какие специалисты им нужны, чтобы строить современные самолеты, выяснилось, что половины требуемых специалистов не готовят ни в одном ведущем авиационном вузе. Часть проектных и технологических компетенций отсутствует в самих корпорациях. Поэтому в России начал реализовываться проект “Глобальное образование”, по которому лучшие выпускники бакалавриата и специалитета смогут за счет бюджета учиться в ведущих мировых университетах в обмен на обязательство вернуться в Россию и отработать на ведущих предприятиях три года. Мы рассчитываем, что это позволит сформировать те компетенции, которые у нас пока недостаточно развиты.

То есть уже в сентябре бакалавры, которые в этом году закончили вузы и поступили в западные университеты, могут прийти в минобрнауки за деньгами?

Александр Климов: Не только они, но и те студенты, которые уже учатся в магистратурах и аспирантурах ведущих вузов мира. Рассчитываем, что таких в этом году будет не меньше 150 человек.

Инженер

Видео о профессии

Инженеры – это своего рода изобретатели. Представители специальности облегчают жизнь и труд людей с помощью сложных механизмов и функциональных устройств. Сложно найти категории производства, социальной и общественной жизни, в которых обошлось без их участия. С каждым годом потребность в работниках направления повышается. При этом вузы, обучающие профессии инженера, предоставляют все больше квалифицированных выпускников для разных сфер жизнедеятельности человека. Трудно определить самые востребованные ниши по этому профилю – кадры нужны везде.

Инженер – описание профессии и ее направления

Основные цели специальности, инженер – создание и усовершенствование технических приспособлений, отслеживание их результативного и бесперебойного функционирования.

На плечи работников ложится не только необходимость спроектировать, собрать и испытать изобретение, но и сопроводить процесс его эксплуатации, разработать методы ремонта. При этом не все, что обычно делают инженеры, связано с поддержанием цикла работы технического изделия. Определенные категории сотрудников профиля занимаются научной деятельностью.

Виды специализаций инженеров:

  • технолог – оптимизирует процесс работы установок, устройств, роботов и совершенствует их;
  • конструктор – проектирует, создает и испытывает новые изобретения;
  • физик – применяет профильное образование и знания по физике для разработки новых изделий и повышения их функциональности;
  • биолог – основываясь на знаниях и биологических процессах, решает технические задачи (клонирование органов, стимулирование роста растений);
  • программист – пишет программное обеспечение и алгоритмы для достижения максимального уровня автоматизации производства;
  • экономист – анализирует экономические показатели и ищет пути их улучшения;
  • военный – применяет навыки инженера для создания военной техники, ее обслуживания и улучшения.

Тем, кто планирует связать свою жизнь с инженерным делом, рекомендуется изучить описание профессии в каждом конкретном случае. Окончательный выбор влияет на то, какие предметы нужно сдавать при поступлении в вуз, каким будет набор профилирующих дисциплин. Он определит место службы, требования к специалисту и перечень должностных обязанностей.

Где можно работать по специальности

В инженерах нуждаются многие категории предприятий. Без них не обходятся изобретательское, конструкторское и производственное направления. Опытный специалист может применять свои профессиональные навыки в НИИ, конструкторских бюро, производственных заводах, коммерческих предприятиях. Профильное высшее образование данного типа востребовано в медицине и металлургии, строительстве и связи, машиностроении, военном производстве и многих других отраслях.

Характеристика специалиста

Профессия инженера требует наличия обширных профильных знаний. Чтобы работать по направлению, необходимо получить высшее образование, среднего или средне-специального недостаточно.

Независимо от категории специализации работника, существуют требования к типу его мышления – оно должно быть математическим, логическим, предрасположенным к анализу.

Желаемые личные качества инженера:

  • аккуратность вплоть до педантичности;
  • ответственность и усидчивость;
  • креативность и наличие пространственного воображения;
  • целеустремленность и инициативность;
  • уверенность в своих силах и умение отстаивать точку зрения.

Профессия инженера – это призвание. Удовлетворить все перечисленные требования способен тот человек, который готов часами выполнять сложные математические вычисления и искать решение поставленной задачи. Он готов регулярно посещать профильные форумы и курсы, чтобы повышать свои квалификационные показатели и приобретать новые умения.

Преимущества и недостатки профессии

У должности инженера имеются положительные и отрицательные стороны. Как показывает практика, людей, влюбленных в это направление, его минусы не пугают и не отталкивают. Многие готовы заниматься выбранным делом даже в том случае, если им не обещают высокую зарплату или возможности карьерного роста.

Плюсы направления

Сегодня о профессии инженер говорят, как об одной из самых востребованных специальностей. По статистике, 80% людей, получивших профильное образование, трудоустраиваются в течение 3-6 месяцев. Благодаря разнообразию предложений от работодателей, даже молодой специалист может выбрать наиболее интересное направление.

Еще одним плюсом считается рост заработной платы работников в ответ на повышение их профессионализма. В случае необходимости дипломированный инженер в России всегда может повысить свои квалификационные показатели за счет обучения на коммерческих и бюджетных форумах или курсах. Люди, которые всегда готовы учиться в данной отрасли, способы занимать ключевые позиции на предприятиях с мировым именем.

Также людей привлекает четкий перечень должностных обязанностей инженера. Он зависит от направления его деятельности и поставленных задач. Чаще всего такие сотрудники работают по собственному графику, который позволяет им равномерно распределить свои силы и максимально быстро добиться поставленной цели.

Минусы инженерного дела

На первом месте в списке недостатков инженерных специализаций стоит необходимость выполнять монотонную работу, которая требует особой концентрации. Малейший просчет работника или совершенная на практическом этапе ошибка создают риск снижения эффективности производства и даже развития опасной ситуации. При этом зарплата инженера не всегда соответствует такому уровню ответственности.

Не так просто получить образование в данной области. Мало поступить в выбранный вуз, надо еще и посвятить несколько лет изучению ряда сложных дисциплин: математический анализ, сопромат, черчение и многочисленные узконаправленные предметы. С получением диплома и началом работы в должности инженера эти сложности не заканчиваются. Амбициозный и ответственный специалист должен постоянно совершенствовать свои навыки, быть в курсе последних технических тенденций и научных достижений.

Мало знать все то, что нужно, чтобы стать хорошим инженером. Надо обладать огромным терпением, чтобы добиться успеха на этом поприще. В течение первых лет после окончания вуза только самая талантливая и активная молодежь получает желаемые должности в интересной отрасли. А основной доле выпускников приходится сначала накапливать опыт и зарабатывать имя, трудясь за минимальный оклад.

Как стать инженером?

Планируя заявить о себе в перспективной, но специфической отрасли, рекомендуется оценить степень совместимости с направлением. В этом поможет профориентация. Комплекс мероприятий, основанный на тестировании, позволит установить тип личности, склад ума, особенности мышления соискателя.

Первые шаги в инженерном деле

В теории требования вузов к будущим инженерам редко выходят за пределы школьной программы. На практике большое внимание уделяется достижениям абитуриента. Хороший специалист получится из молодого человека, который с ранних лет увлекается техникой, моделированием и конструированием изделий. Дополнительным плюсом станет усиленное изучение в школе таких дисциплин, как физика и математика. Шансы на завидную карьеру повышаются у ребят, которые посещали кружки техников, факультативы по изучению биологических, химических и физических процессов.

Куда пойти учиться на инженера?

Выбирая между различными профильными вузами, рекомендуется изначально определиться с интересами и дальнейшими целями. Это повлияет на то, какие экзамены нужно сдавать на инженера и установит перечень изучаемых дисциплин. Будущие робототехники посвящают основное время освоению принципов работы искусственного интеллекта. У авиаторов на первом месте физика, правила конструирования аппаратов и авионика. Биотехнологи зубрят биологию и химию. Независимо от категории обучения, много времени отводится математическим и техническим дисциплинам.

Образовательные учреждения с самыми престижными инженерными вузами:

  • Государственный университет МФТИ;
  • МГУ;
  • МИФИ – Национальный исследовательский ядерный университет;
  • НИУ «Высшая школа экономики»;
  • РЭУ имени Г.В Плеханова;
  • МГТУ имени Баумана;
  • Политехнический университет Санкт-Петербурга.

Какие предметы сдавать на инженера, зависит от типа выбранной специализации. Большая часть вузов ограничивается результатами ЕГЭ по русскому языку, математике и физике. Университеты имени Плеханова и Баумана, МГУ и МФТИ зачастую проводят дополнительные вступительные испытания с целью более тщательного отбора соискателей на места.

Возможности карьерного роста в профессии

Инженер в России имеет хорошие шансы на развитие своего таланта при условии наличия у него высокого уровня квалификации. Особенно активные молодые люди уже в студенческие годы находят места для стажировки, подрабатывают лаборантами или техниками на своих же кафедрах. К моменту получения диплома они уже обладают практическим опытом и им не страшны требования работодателей.

Инженер в России с каждым годом получает все больше шансов на карьерный рост. Многие сферы деятельности, в которых не обойтись без таких сотрудников, стремительно развиваются благодаря коммерческим вложениям и государственным грантам. Нередки случаи, когда уже через 5-7 лет работы молодые профессионалы получают должности руководителей проектов. Амбициозные работники, генерирующие смелые и перспективные идеи, получают возможность их самостоятельной реализации в команде единомышленников.

Сколько зарабатывает инженер?

Уровень зарплаты инженера значительно колеблется в зависимости от стажа, квалификации, сферы деятельности сотрудника. На начальном этапе она составляет 15 – 25 тыс. рублей в месяц.

По данным на второй квартал 2017 года средняя зарплата инженера с опытом составляет от 35 до 70 тыс. рублей.

Профессионалы, которые заняты на ответственных постах, сложных, опасных или стратегических важных производствах, получают в разы больше. На высокий доход могут рассчитывать работники коммерческих частных организаций. Их доходы составляют в среднем 80 — 130 тыс. рублей в месяц.

Зарплата на 31.10.2020

Россия
25000—100000 ₽

Москва
60000—150000 ₽

За последние 10 лет специфика работы в сфере инженерного дела кардинальным образом поменялась. Теперь это востребованная профессия, которая приносит своим представителям не только моральное удовлетворение, но и финансовое благополучие. С каждом годом, область развивается все активнее, появляются новые направления и группы специализации. Каждая из них нуждается в молодых и увлеченных делом кадрах.

“Инженеры не нужны нашей экономике”

По итогам приемной кампании в вузы наиболее востребованными у абитуриентов остались экономические и юридические факультеты. Технические специальности не вошли даже в десятку популярных. Будущих студентов отпугивает как тяжелый процесс учебы, так и неясные перспективы трудоустройства, рассуждают эксперты.

Молодые россияне не хотят быть инженерами. Самыми популярными дисциплинами у абитуриентов в этом году остались экономика, госуправление и юриспруденция. То есть, профессии, представителей которых в стране и так хватает. Об этом сообщил замминистра образования Александр Климов, на совещании по итогам приемной кампании в высшие учебные заведения. По его словам, инженерно-технологические направления вообще не попали в список первых десяти приоритетов у абитуриентов. Это связано с тем, что инженерам сложнее найти работу, считает заведующий отделом социологии фонда “Индем” Владимир Римский.

“Самое главное — это просто наша экономическая ситуация. Посмотрите внимательно, что происходит. Сама экономика не требует инженеров. Нет их, инженеров, они не нужны нашей экономике. И если ты инженер, то у тебя какая-то конкретная специальность и она довольно узкая. При каких-то проблемах на рынке труда тебе будет очень трудно найти новое место работы. Если ты бухгалтер, ты найдешь работу почти всегда. Особенно в крупных городах. Просто молодые люди видят вокруг себя, что происходит”, — говорит он.

Абитуриенты стремятся получить “статусную” профессию, отметил старший аналитик рекрутинговой компании Superjob.ru Ольга Чекалдина.

“Во-первых, инженерное образование очень сложное, непросто как учиться, так и работать впоследствии. Не каждый человек может стать хорошим инженером. Во-вторых, это престиж или мода на какие-либо профессии, которые существуют. К сожалению, профессия инженера утратила свой статус”, — говорит она.

Специалисты портала HeadHunter заявляют, что больше всех сейчас получают на рынке труда именно инженеры.

Согласно данным социологов, самые большие зарплаты получают специалисты в IT-секторе. Зарплаты программистов начинаются от 15 тыс. и достигают в среднем 75 тыс. руб. На втором месте юристы. Заработная плата, в зависимости от опыта работы, может колебаться от 35 до 100 тыс. руб.

На третьем месте – водители. Опытный водитель грузовой машины или автобуса может рассчитывать на 60 тыс. руб. Далее следуют менеджеры – от 35 до 55 тыс. руб. в месяц; врач-стоматолог — 65 тыс. (зарплата у них выше, но меньше вакансий); инженер, повар, специалисты банковского дела и турфирм — зарплата от 10 до 60 тыс. руб. в месяц. Среди самых востребованных профессий в России работодатели называют урбанистов-экологов, архитекторов и транспортников. Между тем, уже сейчас в стране катастрофически не хватает слесарей и квалифицированных специалистов в области животноводства.

В этом году в России чуть меньше половины всех бюджетных мест составили именно инженерные и технологические специальности. В свою очередь, гуманитарным наукам было отдано только 3%.

Кадровый запрос: в России возник дефицит консультантов и инженеров

На российском рынке труда больше всего не хватает бизнес-консультантов, инженеров, рабочих и страховщиков. По данным Headhunter, в среднем в январе на одну такую вакансию приходилось меньше двух соискателей. Дефицит таких специалистов, особенно инженеров и «синих воротничков», чреват стагнацией или даже сокращением промышленного производства, предупреждают опрошенные «Известиями» эксперты. Выходом для компаний может стать корпоративное обучение будущих специалистов «под себя».

Индекс востребованности

В среднем по рынку в России в январе на 100 вакансий приходилось 710 подходящих резюме, следует из данных Hedhunter, предоставленных «Известиям». В этом случае рассчитываемый компанией hh.индекс (соотношение числа вакансий и числа резюме) составляет 7,1. Однако по ряду специальностей показатель гораздо ниже — порой работодатель не может выбирать даже из двух кандидатов.

Меньше всего соискателей подходят для работы по профессиям, объединенным исследователями в группу «Консультирование». Это методологи, тренеры по обучению, консультанты по проектам, менеджеры проектов, специалисты по операционной эффективности и аналитики-социологи. В среднем по этим специальностям на 100 вакансий есть 110 подходящих кандидатов.

На втором месте по сложности поиска для HR-специалиста — инженеры различных специализаций (по применению, внедрению, энергетике, наладке и испытаниям), монтажники и диспетчеры-координаторы. Их исследователи объединили в группу «Инсталляция и сервис» со средним индексом 1,3.

Третье место разделяют рабочий персонал и специалисты в сфере страхования с показателем 1,9.

Также число подходящих резюме заметно ниже среднего по вакансиям в медицине и фармацевтике (2,3), IT (2,9), автомобильном бизнесе (3,2), сферах продаж (3,2), банковской и строительной отраслях, гостиницах и ресторанах (3,6 по последним трем).

В избытке кандидатов на посты высшего менеджмента (13,1), вакансии для студентов и людей без опыта работы (10,5) в сфере развлечений и массмедиа (9,1). Довольно много юристов (8,5), административного персонала (7,8) и бухгалтеров (7,3).

Если сравнивать ситуацию на рынке труда с той, что была в январе прошлого года, можно отметить: средний индекс по всем сферам вырос с 6,5 до 7,1. Несколько увеличилось число кандидатов и в дефицитных сферах (индекс в консультировании год назад составлял 0,9), и в наиболее востребованных (на одну позицию топ-менеджера в январе 2019-го метили в среднем авторы 12,8 резюме).

Экономическая угроза

Дефицит бизнес-консультантов, инженеров и рабочих грозит стране замедлением роста промышленности, полагает проректор Академии труда и социальных отношений Александр Сафонов.

— Не восполнять этот кадровый дефицит, особенно инженеров и рабочих, с точки зрения государства означает потерю кадрового потенциала для промышленного производства. Улучшить ситуацию поможет как минимум информационная поддержка. Например, Канаде есть специальный ресурс для родителей старшеклассников, на котором есть вся информация о востребованных профессиях, в том числе с разбивкой по регионам, данные о перспективах роста, в том числе горизонтального развития (горизонтальным карьерным ростом считается развитие компетенций «вширь», например углубление специализации или освоение смежных областей, а не переход к управленческим позициям вверх по карьерной лестнице. — «Известия»), — рассказал специалист.

По его мнению, дефицит консультантов продиктован тем, что большинство таких специалистов высокого уровня не готовы работать по найму и развивают свое дело.

Среди инженеров после получения диплома в профессии остается от силы 20% от общей численности выпускников, и это одна из причин нехватки этих специалистов, утверждает доцент базовой кафедры торгово-промышленной палаты «Развитие человеческого капитала» в РЭУ им. Г.В. Плеханова Людмила Иванова-Швец.

— На начальных инженерных позициях очень низкая заработная плата, практически нет системы наставничества. Потом, компаниям нужны не просто инженеры-электрики или инженеры-проектировщики, а узкие специалисты, в том числе заточенные под конкретную компанию, а таких на рынке труда почти нет, — рассуждает эксперт.

Ситуация могла бы измениться, если бы работодатели были готовы вкладываться в дополнительное обучение молодых специалистов и обеспечить достойную систему вознаграждения, полагает она.

Дефицит рабочих же продиктован низким уровнем зарплат, утверждает Александр Сафонов. Молодежь предпочитает получать высшее образование, связывая с этим перспективы роста заработка. Сегодня рабочие не могут рассчитывать на высокие доходы не только в начале, но и вообще за всю карьеру, считает эксперт.

Наконец, нехватка страховщиков связана с нежеланием большинства соискателей заниматься навязыванием дополнительных продуктов при продажах, обеспечивающих большую часть заработка.

Как ранее сообщали «Известия», 72% россиян готовы сменить профессию. 44% согласны даже на кардинальную смену деятельности, а 28% хотели бы освоить смежную специальность. Недовольство нынешней работой может быть связано как с неверным выбором при поступлении в вуз, так и с низким уровнем зарплаты.

Доводящие до ума. Нужно ли России столько же инженеров, как РСФСР?

ЮНЕСКО объявило 4 марта Всемирным днём инженерии. Впервые он отмечается в этом году. Есть ли что празд­новать в России?

Советский Союз был страной инженеров. Только в РСФСР на заводах, в НИИ и вузах трудились 12 млн специалистов с выс­шим техническим образованием. Теперь точной статистики нет, потому что неясно главное – кого считать инженером. В годы рыночных реформ выпускники советских политехов повально переквалифицировались в финансистов, менеджеров по продажам и предпринимателей. Многие обладатели современных инженерных дипломов не находят работу по специальности до сих пор. В Российском союзе научных и инженерных общественных объединений (РосСНИО) к инженерам причисляют тех, кто реально ведёт новые разработки или непосредственно занят в производ­стве. Таких специалистов в России сегодня только 2 млн. Но значит ли это, что уровень нашей инженерии тоже упал?

«АиФ» решил обсудить этот вопрос с первым вице-президентом РосСНИО ­Сергеем Друкаренко.

«Долина смерти» позади?

Алексей Макурин, «АиФ»: В каких отраслях звание «инженер» сегодня снова звучит гордо?

Сергей Друкаренко: В добыче и переработке сырья, атомной энергетике, в сфере электронных и цифровых технологий, оборонно-промышленном комплексе. То есть там, где идёт рост производства и внедряются передовые отечест­венные разработки. Я думаю, «долину смерти», когда престиж инженера в России упал до минимума, мы уже прошли. Руководители предприятий и рекрутеры говорят, что возрождается потребность в высококвалифицированных технических специалистах.

– А какова ситуация в секторах, ориентированных не на экспорт и оборону, а на российское население?

– В потребительской сфере, если не считать интернет, связь, транспорт и строительство, настоящих инженеров недостаточно. Скажем, в легковом автомобилестроении их меньше, чем в грузовом.

– Почему?

– Легковые машины, которые собираются в России, сконст­руированы на базе иномарок. А КамАЗ, ГАЗ и «Урал», чью технику покупает армия, больше ведут собственных разработок, чтобы не зависеть от иностранных. Инженерное дело было высоко развито в СССР в силу того, что страна сама делала почти всё, что ей было нужно. Сейчас Россия – часть глобального рынка. Но, если мы хотим сохранить статус великой державы, у нас нет иного пути, как возродить своё производство и свой инженерный корпус.

Наследники Левши

– Какие достоинства советской инженерии удалось сохранить, несмотря ни на что?

– Нашим техническим специалистам всегда была присуща высокая креативность – стремление усовершенствовать оборудование и технологии. Неслучайно одним из воплощений русского характера стал лесковский Левша. И сейчас появляется всё больше молодых инженеров, которые горят желанием взять недостижимые высоты в профессии. Мы видим это по участ­никам конкурса «Инженер года», который Российский союз научных и инженерных общественных объединений ежегодно проводит уже 20 лет. В последний раз свои исследовательские разработки представили 70 тыс. инженеров. Сегодня половине победителей нет ещё 40 лет, тогда как во времена, когда наш конкурс только начинался, лауреатам в среднем было около 50.

Другая особенность российской инженерной школы – фундаментальное образование. Выпускники наших технических вузов быстрее, чем узкие специалисты, адаптируются в новой обстановке и решают нестандартные прикладные задачи. Это очень ценят за рубежом, где высок спрос на российских инженеров самого разного профиля – и программистов, и механиков, и электронщиков.

– Почему тогда Россия отстаёт от ведущих стран по количеству получаемых патентов?

– Нашим изобретателям не хватает знаний в области патентоведения. А предприятия и государство плохо помогают им в этом. Руководителям промышленных гигантов часто проще купить уже опробованную технологию за рубежом, чем брать на себя ответственность за внедрение новых методов. А вдруг они не будут работать? А вдруг банк не даст под них финансирование?

– Они более самостоятельны, более настойчивы в отстаивании своей позиции, чем предшественники. Среди них больше специалистов с научной степенью и хорошим знанием иностранного языка. И у них выше менеджерский уровень: они лучше умеют презентовать свои идеи и внедрять в практику, организуя проектные команды и налаживая коммуникации со своими партнёрами, руководителями и подчинёнными.

– Сколько лет формируется такой профессионал?

– Не меньше семи. Такой стаж после окончания технического университета, например, нужен в Японии, чтобы получить квалификацию профессио­нального инженера. Причём присваивает её не государство, а инженерная общественная организация. Получают сертификат «Профессиональный инженер России» и лауреаты нашего конкурса. У многих затем повышаются и должность, и зарплата. На крупных предприятиях, чтобы поучаствовать в конкурсе «Инженер года», надо даже отстоять очередь.

– Много ли хороший инженер зарабатывает?

– От 70 тыс. руб. Самые высокие заработки (до 200–250 тыс. руб.) сегодня у технических директоров и программистов, создающих мобильные приложения и программы на особо востребованных языках. Но немало на российских заводах инженеров, получающих всего 25–35 тыс. руб.

Не просто технари

– Сколько вузов в России готовят инженерные кадры?

– Включая филиалы, их сегодня более 900. Конкурс на бюджетные места в них растёт. Но полностью потребности экономики они не обеспечивают. Во-первых, вузы, предприятия и министерства в современной России разобщены, никто не в состоянии дать точный прогноз, сколько завтра понадобится стране инженеров того или иного профиля. Во-вторых, география образовательных центров и центров промышленного роста не всегда совпадает. Сейчас, например, быстрее других регионов развивается Дальний Восток, где технических вузов мало. И желающих переехать туда из других регионов тоже немного. Часть проблем решает возрождение целевой подготовки кадров. Но внедряют её только самые крупные и стабильные компании.

– Людям, выбравшим техническую специальность, изначально прививаются важнейшие качества, которые требуются для управления. Они решают локальные задачи, но умеют мыслить глобально. Они знают, как организовать сложную работу, тщательно взвешивают риски и из нескольких решений выбирают такое, которое не приведёт к остановке уже налаженного процесса. Возможно, если бы в начале 90-х годов в Правительстве России было больше инженеров, кризис в стране был бы не таким страшным. Новый премьер-министр Михаил Мишустин, кстати сказать, – инженер. Впервые за 30 лет.

«АиФ» и РосСНИО поздравляют всех инженеров с профессиональным праздником!

Информационно-аналитический журнал

Что надо изменить в системе высшего образования, чтобы вернуть российской инженерно-технической школе былую славу? Об этом рассуждают ученые Алтайского государственного технического университета им. И.И. Ползунова доктор физико-математических наук Б. Семкин и кандидат технических наук Т. Свит.

Количество пора заменить качеством Пути развития и проблемы современного инженерно-технического образования

Борис СЁМКИН, доктор
физико-математических наук, профессор

Татьяна СВИТ, кандидат технических наук, профессор

В ХIХ и ХХ веках Россию называли страной инженеров и изобретателей. Институты советского времени готовили инженерные кадры чуть ли не самой высокой квалификации в мире.

В настоящее время, несмотря на инновации, а также предпринятые в последние годы значительные инвестиции в образование и науку, наша страна продолжает заметно отставать от мировых лидеров по основным показателям, определяющим уровень научно-технологического развития. Доля России на мировом рынке наукоёмкой продукции составляет всего 0,3-0,5 процента, в то время как доля США достигает 36 процентов, Японии – 30, Германии – 17. Перемены в экономике могут быть реализованы только при наличии высококвалифицированных инженерных кадров.

Что надо изменить в системе высшего образования, чтобы вернуть российской инженерно-технической школе былую славу? Об этом рассуждают ученые Алтайского государственного технического университета им. И.И. Ползунова Борис СЁМКИН, доктор физико-математических наук, профессор, и Татьяна СВИТ, кандидат технических наук, профессор.

  • Нужны ли России инженеры?

На этот счет никаких сомнений. Без инженерного творчества, креативного мышления, изобретательности никакой технический прогресс невозможен.

Сейчас нередко можно услышать, что в нашей стране – перепроизводство инженеров. Действительно, в настоящее время численность специалистов с высшим образованием составляет свыше 14 млн. человек, и более трети из них – инженеры. А существующий рынок труда соответствует в основном потребностям узкого круга отраслей по добыче, переработке, транспортировке сырья, коммуникациям, жизнеобеспечению населения, безопасности страны и т.п. Для них необходимы геологи и горные инженеры, нефте- и газопромысловики, конструкторы и технологи, механики и строители, электрики и теплотехники, специалисты в области информационных технологий и некоторые другие. В названных отраслях на всей огромной территории нашего государства происходит и будет происходить естественная ротация инженерных кадров. Но, поскольку страна постепенно становится на рельсы инновационной экономики, начнут интенсивно развиваться и другие отрасли, подчас хорошо забытые. Поэтому однозначно – в будущем выпускники инженерных специальностей будут пользоваться большим спросом.

Президент Российской Федерации Д.А. Медведев на встрече с томскими студентами в феврале 2010 года отметил: «В ближайшие пять лет для создания инновационной среды в России потребуются выпускники технических специальностей – инженеры в области компьютерных технологий, биологии, физики, химии». Он считает, что повышение заработной платы инженерно-техническим работникам и создание новых современных производств являются главными условиями для повышения престижа профессии инженера.

В соответствии с правительственной Программой развития экономики в ближайшие годы активизируются все отрасли данной сферы и, в первую очередь, ее важнейшее звено – промышленность. В связи с этим одновременно с подъемом спроса на инженерные кадры ожидается многократное усложнение деятельности специалистов технического профиля. Серьезный дефицит кадров высокой квалификации наблюдается и сейчас практически во всех отраслях промышленного производства. Российское общество остро нуждается в инженерах новой формации, инноваторах. А таких сегодня, по нашему мнению, явно недостаточно. С ростом инвестиций в сферу высокотехнологичного и наукоемкого труда потребность в высококвалифицированных специалистах будет увеличиваться.

Еще в 2008 году на съезде Ассоциации технических университетов в МВТУ им. Баумана отдельные фирмы заявили, что согласны оптом брать инженеров и технологов. Несмотря на это выпускники технических вузов зачастую предпочитают трудиться офисными работниками или продавцами. А если и появляются в цехах, то редко соответствуют новым инновационным программам развития производства. Вот и получается: инженеров много, а выбирать не из кого. Наступило время, когда количественное увеличение численности выпускников инженерных специальностей необходимо заменить качественным ростом.

  • Чем объясняется снижение интереса к техническим профессиям?

С одной стороны, результатами беспрецедентной приватизации государственной собственности в 1992-1995 годах, перепрофилирования целого ряда производств и закрытием многих предприятий и организаций, что сущест венно отразилось на трудоустройстве молодых специалистов. С другой стороны, дают себя знать несравнимо более высокие затраты умственного труда на обучение техническим специальностям, сложность и ответственность труда, относительно тяжелые и часто вредные условия работы на промышленных предприятиях. Все это отпугивает современную молодежь. Понимая, что освоение технических наук намного сложнее, чем гуманитарных и социально-экономических, она выбирает более легкий путь к знаниям. Немаловажную роль при выборе профессии играет и позорно низкая оплата труда инженера на государственных предприятиях и даже в производственно-коммерческих фирмах, по сравнению с намного более высокой зарплатой юристов и экономистов.

  • Какими качествами должен обладать современный инженер?

Задачи реформирования российской экономики по силам специалистам, знающим современную технику и технологии, обладающим креативным мышлением и способностью к изобретательству. Современный инженер – это не только хороший производственник, а специалист, понимающий экономические, экологические, социальные и другие проблемы общества. Он должен отличаться научной и технической эрудицией, стремлением к постоянному развитию своих профессиональных интересов, критическим подходом к поиску конструктивных решений проблем, умением работать с людьми.

В любой области настоящий инженер должен действовать самостоятельно, инициативно и творчески. Необходимые для этого качества являются не только результатом обучения и воспитания в вузе, но также итогом накопленных практических навыков решения задач в ходе профессиональной деятельности.

Одной из главных компетенций инженера становится способность адапти роваться к стремительно возрастающим требованиям в области новых программных продуктов, современной техники, новейших технологий. Он станет тормозом инновационного производства, если к этому не готов.

  • Как модернизировать систему технического образования?

Естественно, ответ должен звучать с учетом перехода образования страны на уровневую подготовку. Государство сохранило прежнюю схему подготовки дипломированных инженеров только по стратегически важным направлениям. Например, таким как физикотехника. И это хорошо. По другим направлениям рыночный спрос на инженеров-инноваторов, разработчиков высоких технологий и наукоемких производств, на наш взгляд, можно удовлетворить только выпускниками магистратуры.

Следует любыми путями восстановить и даже усилить практическую подготовку будущих инженеров путем организации производственной практики на лучших предприятиях отрасли, а также с помощью курсового и дипломного проектирования. Решить проблему эффективности практической подготовки студентов вузы могут либо оплачивая услуги предприятия, либо на иной договорной основе, учитывающей, например, целевую подготовку.

Необходимо тотальное и периодически повторяющееся повышение квалификации профессорско-преподавательского состава в условиях реального функционирования новейших техники и технологий.

Звание инженера можно присуждать не по окончании вуза, а, как принято в ряде стран, лишь после достижения выпускником практических результатов на производстве.

Конечно же, как на этапе обучения, так и в процессе практической деятельности мы снова и снова возвращаемся к необходимости достойной оплаты труда, что позволит автоматически собрать креативный отряд молодежи, необходимый для замены инженерного корпуса.

При подготовке дипломированных инженеров по стратегическим направлениям тоже идет речь о принципиально иной системе высшего образования. Она требует иного содержания учебных курсов, других образовательных технологий, иной организации учебного процесса и информационного обеспечения. Мы полностью согласны с Министром образования и науки РФ А.А. Фурсенко, который заметил, что идея «вернуть все к временам Советского Союза представляет собой типичную реакционную утопию. Вопервых, в стране нет ни финансовых средств, ни задач, адекватных советской системе образования. Вовторых, нет соответствующих преподавателей. Наконец, втретьих, нет таких абитуриентов, которые были в советское время. И если первую проблему както можно решить, а о решении второй – хотя бы помечтать, то третья проблема неразрешима в принципе».

  • Каковы главные условия развития новой модели образования?

Это диверсификация и индивидуализация образовательной деятельности, предоставление студентам режима наибольшего благоприятствования для получения профессии, выбора образовательной траектории. Чтобы создать такой режим, придется многое изменить в работе кафедр, деканатов, факультетов. В полную силу должна заработать система зачетных единиц для измерения трудоемкости основных образовательных программ.

Уровневая система призвана формировать у выпускников профессиональные компетенции, соответствующие быстро меняющимся условиям жизни и профессиональной деятельности. Она крайне необходима, так как триада «знания, умения, навыки» недостаточна для современного производства. «Компетентностный» специалист, в отличие от «квалифицированного», должен еще и реализовать все, что знает, и обладать творческим потенциалом для саморазвития. Компетентностный подход служит способом достижения нового качества образования.

  • В чем сложность перехода на уровневую систему?

Вузам предстоят глобальные изменения в проектировании и организации учебного процесса, перестройка образа мышления управленческого аппарата, преподавателей, студентов. Придется решить проблемы, связанные с преобразованием компетенций в содержание образования и разработкой адекватных измерительных материалов, неготовностью значительной части профессорско-преподавательского состава к изменениям в организации учебного процесса, неполным пониманием сущности уровневой подготовки промышленностью.

Важнейшей проблемой современной высшей школы является развитие интеграции инженерно-технического образования с наукой и производством. В настоящее время всего немногим более 20 процентов преподавательского состава занимаются исследованиями. И выходит, что учат современных специалистов в основном люди, которые перестали быть учеными. Это противоестественно. Без восстановления тесных связей с наукой и производством высшая профессиональная школа не может быть полноценной. Интеграция важна и потому, что технические вузы, даже обладающие развитой материальной базой, не в состоянии приобрести и обслужить очень нужное, но дорогостоящее лабораторное и экспериментальное оборудование для работы в сфере высоких технологий и наукоемких производств. Проблемы интеграции высшей школы и бизнеса можно устранить путем восстановления в вузах деятельности учебно-научно-производственных комплексов, создания на предприятиях, в НИИ и конструкторских бюро филиалов кафедр вузов, учебно-инновационных комплексов, технопарков и т.п.

В новых условиях особого внимания заслуживает создание условий для творчества, развития индивидуальности каждого будущего специалиста. Творческие способности формируются в процессе активного участия студентов в научноисследовательской работе и инженерных разработках. Это повышает уровень мотивации молодежи к занятиям фундаментальной наукой, активизирует включение инновационной деятельности в образовательный процесс.

Улучшение качества подготовки инженеров невозможно без интенсификации образовательного процесса, использования ресурсов нового поколения, адаптированных к индивидуальным особенностям обучающихся, нацеленных на активизацию само стоятельной работы.

Вакансии и работа инженером-технологом в России

    Неактуально Мошенническая

Инженер-технолог (пивовар)

  • КОНСАЛТ-СЕРВИС
  • Москва

    Неактуально Мошенническая

Инженер-технолог

  • Кадровое агентство уникальных специалистов
  • Иваново

    Неактуально Мошенническая

Инженер-технолог

  • Строительная компания
  • Москва

    Неактуально Мошенническая

Инженер-технолог (металлургия)

  • ООО “Метмаш”
  • Бор
    Неактуально Мошенническая

Инженер-технолог (механическая обработка изделий)

  • ООО “Метмаш”
  • Бор
    Неактуально Мошенническая

Инженер-технолог

  • ООО “БашКартон”
  • Уфа
    Неактуально Мошенническая

Инженер-технолог

  • ООО “НОВОРОС”
  • Новочеркасск
    Неактуально Мошенническая

Инженер технолог проектировщик Отдела инжиниринга и проектирования

  • Государственный институт лекарственных средств и надлежащих практик
  • Москва

    Неактуально Мошенническая

Инженер-технолог (парфюмерное производство)

  • Новая Заря
  • Москва

    Неактуально Мошенническая

Инженер-технолог со знанием SolidWorks

  • Gabino
  • Всеволожск

    Неактуально Мошенническая

Инженер-технолог

  • Цепи
  • Тихий Дон

    Неактуально Мошенническая

Инженер-технолог

  • ДимАл
  • Вахруши

    Неактуально Мошенническая

Инженер-технолог по механической обработке деталей

  • Калашников
  • Москва

    Неактуально Мошенническая

Инженер-технолог

  • ПАО Техприбор
  • Санкт-Петербург

    Неактуально Мошенническая

Инженер-технолог

  • ПАО Техприбор
  • Санкт-Петербург

    Неактуально Мошенническая

Инженер-технолог (радиоэлектроника)

  • НПФ Микран
  • Томск

    Неактуально Мошенническая

Инженер-технолог

  • Л’Этуаль
  • Дедовск

    Неактуально Мошенническая

Инженер-технолог (производство метизов)

  • Кадровый центр STAFF-Профи
  • Екатеринбург

    Неактуально Мошенническая

Инженер-технолог по внедрению абразивных материалов (бренд 3М)

  • РИ-Групп
  • Ижевск

    Неактуально Мошенническая

Ведущий инженер-технолог по нефтегазовому оборудованию

  • Газстройдеталь
  • Тула

    Неактуально Мошенническая

Инженер-технолог (термообработка)

  • Мотовилиха – гражданское машиностроение
  • Пермь

    Неактуально Мошенническая

Инженер-технолог программист 1 категории

  • Южный завод тяжелого станкостроения
  • Краснодар

    Неактуально Мошенническая

Инженер-технолог (конструктор)

  • З-д Айсберг
  • Сосновоборск

    Неактуально Мошенническая

Инженер-технолог

  • НПК Дацин Кемикал
  • Самара

    Неактуально Мошенническая

Менеджер собственного производства (инженер-технолог пищевого производства)

  • МАГНИТ
  • Волгоград

    Неактуально Мошенническая

Инженер-технолог

  • ПАО Техприбор
  • Санкт-Петербург

    Неактуально Мошенническая

Инженер-технолог по металлообработке

  • Союз Индустрия Профессионал
  • Москва

  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5

Вопросы и ответы

Как связаться с работодателем по вакансии инженер-технолог?

Не могу найти контакты работодателя — где искать?

Как разместить вакансию?

Как создать резюме в России?

Когда лучше искать работу инженером-технологом в России?

7 причин, почему инженеры — это новые рок-звёзды

В начале XXI века одними из самых нужных специалистов были юристы и экономисты. Им на смену пришли финансовые аналитики и программисты, а теперь на рынке труда огромная потребность в инженерах. Вместе с Департаментом инвестиционной и промышленной политики города Москвы рассказываем, почему сегодня такие специалисты — это новые рок-звёзды.

Промышленность в России активно развивается, а значит, ей нужны новые кадры — в том числе и инженеры. Только в Москве сейчас более 650 крупных промышленных предприятий. Они работают на атомную энергетику, авиационную и космическую отрасли, производят электронику, продукты питания и лекарства. Все эти фабрики и заводы нуждаются в инженерах, которые разбираются в передовых технологиях.

Министерство труда России даже заявило Минтруд назвал профессии с переизбытком и дефицитом специалистов , что в стране катастрофически не хватает представителей технических профессий. И спрос на них в ближайшие 20 лет будет только расти.

Инженеры сегодня: кто они?

Этим словом принято называть большинство людей с высшим техническим образованием. Сейчас инженеры нужны в любой отрасли, где внедряются современные технологии. Поэтому представителю этой профессии надо быть специалистом в разных сферах деятельности. Чтобы оставаться востребованными, инженерам нужно осваивать системное администрирование, дизайн и программирование, а ещё изучать маркетинг, робототехнику и работу с искусственным интеллектом.

Задача человека этой профессии — разрабатывать и проектировать принципиально новые технические решения, дорабатывать уже существующие и воплощать эти изобретения в жизнь. С развитием промышленности и высоких технологий к традиционным специальностям вроде инженера‑конструктора или инженера‑энергетика добавились и новые профессии:

  • Архитектор виртуальной реальности. Думаете, что он делает VR‑игрушки для геймеров? Всё несколько сложнее. Виртуальная реальность используется не только в сфере развлечений, но и, например, в медицине. С её помощью можно обучать Медицина в «полном объёме»: как виртуальная реальность спасает людей будущих хирургов и проводить сложные операции. Над созданием подобных симуляторов и работает архитектор.
  • Инженер имплантатов. Иначе говоря, это разработчик высокотехнологичных протезов, который разбирается в биологии, генетике и биомедицинской инженерии. Работа таких специалистов меняет медицину: людям не нужно ждать годами очереди на пересадку органов, ведь создать необходимый материал для трансплантации можно в лаборатории. С помощью имплантатов можно лечить серьёзные болезни: например, учёные из Новосибирска создали Новосибирские учёные создали первый в мире разлагающийся биоимплант для лечения глаукомы биоразлагаемый микропротез, спасающий от глаукомы.
  • Инженер‑робототехник. Проектирует и обслуживает андроидов (домашних, военных, медицинских, промышленных), занимается созданием беспилотных автомобилей и летательных аппаратов. Робототехники могут работать во многих сферах промышленности: от машиностроения и космической отрасли до производства умного оборудования для современных заводов. Строго говоря, они нужны везде, где андроиды скоро заменят рабочих.
  • IT‑инженер. Занимается разработкой архитектуры информационных систем, проектирует их интерфейсы и разрабатывает модели применения Big Data. Востребованность этих специалистов продиктована развитием умных технологий. К примеру, инженер IoT оптимизирует реальность под нужды человека, используя возможности интернета вещей. Сейчас это умные дома, где можно вскипятить чайник по команде со смартфона и послать сигнал розетке, чтобы она выключила утюг. А в будущем умными станут целые города.
  • Инженер‑биотехнолог. Профессия на стыке химии, биологии и медицины. Такой специалист может работать на предприятиях, где создают лекарства и продукты питания, а также на крупных производствах, которым нужно контролировать экологическое состояние окружающей среды. Так, именно биотехнологи способны решить проблему обилия мусора на планете: они вывели Израильские биотехнологи научили бактерии разлагать пластик новый штамм бактерии, которая может разлагать пластик.

Эти профессии — отличный выбор не только для тех, кто вот‑вот окончит школу и пока лишь выбирает, на кого пойти учиться. Уже состоявшиеся специалисты технической сферы наверняка найдут в этом списке перспективные идеи для профессиональной переподготовки.

Чем инженеры могут заниматься в будущем

По мере развития новых технологий и усиления цифровой революции набор инженерных специальностей станет ещё шире. Вот несколько примеров Атлас новых профессий из «Атласа новых профессий»:

  • Инженер‑космодорожник. Почти как авиадиспетчер, только в космосе. По мере роста количества космических полётов следить за движением кораблей станет всё сложнее. Значит, понадобятся специалисты, которые будут обслуживать околоземную транспортную сеть и отвечать за организацию транспортных потоков в космосе.
  • Тканевый инженер. В будущем необходимые для пересадки органы можно будет выращивать под каждого конкретного пациента. Заниматься этим будут тканевые инженеры. Они могут работать в связке с хирургами‑трансплантологами и создавать технологию производства искусственных органов и тканей.
  • Инженер по безопасности транспортной сети. Возможно, именно благодаря их работе с улиц наконец исчезнут пробки. Выходить на оживлённый перекрёсток с полосатым жезлом не придётся: задача инженера — перестроить транспортную инфраструктуру так, чтобы заранее предупредить возможные проблемы.
  • Архитектор живых систем. Это преемник современных биотехнологов. В городах будущего такие инженеры будут незаменимыми специалистами: они могут проектировать городские фермы и создавать систему переработки мусора с помощью микроорганизмов.

Почему профессия инженера — правильный выбор

1. Инженеры востребованы

Солидный стаж для трудоустройства не нужен: компании согласны и на вчерашних выпускников. Именно инженеры возглавляют Самые востребованные молодые специалисты — инженеры различных специализаций топ позиций, на которые охотно берут молодых специалистов.

Особенно велика потребность в них в динамично развивающихся городах. Например, одни лишь московские заводы и фабрики за первую половину 2018 года произвели ⅙ часть российских несырьевых и неэнергетических продуктов, отправленных на экспорт. И по мере развития новых технологий и наращивания промышленных мощностей потребность в молодых кадрах будет только расти.

2. Инженеров не заменят роботы

По данным Организации экономического сотрудничества и развития, 32% существующих профессий изменятся OECD Employment Outlook 2019 под воздействием технологического прогресса. Многие специальности и вовсе потеряют актуальность, поэтому лучше заранее подготовиться к переменам и задуматься о том, чтобы освоить новую профессию.

Например, искусственный интеллект заменит бухгалтеров и журналистов, а андроиды будут вместо людей участвовать в испытаниях разной степени сложности и опасности. Инженеров преобразования на рынке труда не волнуют, ведь это именно они проектируют роботов.

3. Инженеры двигают прогресс вперёд

Работа должна приносить не только доход, но и ощущение значимости того, что вы делаете. Инженеры не просто создают нужные вещи: они разрабатывают новые продукты и сервисы, которые ещё недавно существовали только на страницах фантастических романов.

Их можно назвать движущей силой прогресса, причём цена этого прогресса не будет заоблачной. Потери при внедрении нового продукта в производство можно будет минимизировать. Ведь грамотный специалист, который дружит с технологиями, уже на ранних стадиях проектирования устранит ошибки без особых затрат.

4. Труд инженеров хорошо оплачивается

Истории, когда инженерам приходилось уходить из любимой профессии, чтобы хоть как‑то заработать на жизнь, остались в прошлом. Сейчас это престижная и прибыльная специальность. Например, в Москве средний заработок Superjob назвал наиболее востребованные в 2020 году инженерные вакансии главного инженера — 120 000–140 000 рублей в месяц, а зарплатный максимум инженера‑робототехника достигает 220 000 рублей в месяц.

Чтобы получать такие деньги, надо прокачивать профессиональные навыки и идти в машиностроение, пищевое и фармацевтическое производство. Например, зарплата главного инженера в тяжёлом машиностроении может достигать 400 000 рублей в месяц.

5. Инженер — перспективная профессия

Современные инженеры — это не узкие специалисты, знания и навыки которых пригодятся в одной‑двух предметных областях. Профессионал XXI века должен не только досконально разбираться в своей сфере, но и обладать развитыми исследовательскими навыками, уметь работать в программах автоматизированного проектирования и владеть иностранным языком хотя бы на уровне чтения технической документации. Для успеха ему также нужно обладать креативными и визионерскими способностями и системным мышлением.

Совокупность всех этих компетенций делает его «универсальным солдатом», который никогда не будет аутсайдером на рынке труда, даже если вдруг лишится работы. Хороший специалист может пройти переподготовку и начать работать в смежной сфере или открыть собственный стартап — есть шанс, что эта затея окажется прибыльной. Например, молодой инженер Палмер Лаки, создавший шлем виртуальной реальности Oculus Rift, заключил О, счастливчик: как создатель шлема Oculus Rift заработал $500 млн в 21 год сделку с Facebook и продал свою компанию за 2 миллиарда долларов.

6. Инженер может работать из любой точки мира

Зачем каждый день убивать время на дорогу до офиса и обратно, если можно оборудовать рабочее место дома? И не только дома: нужен лишь доступ в Сеть, а трудиться можно где угодно, даже на пляже.

Распространение такого подхода поможет работодателям экономить на организации рабочих мест. Не надо тратиться на обустройство офиса, а перспективных соискателей можно искать по всему миру. Для квалифицированных специалистов переход на удалёнку тоже выгоден: можно получить работу с хорошей зарплатой, за которой не придётся переезжать в другой город.

Наконец, такие изменения в организации труда важны ещё и для экологии. Нет масштабной релокации — нет и повышенной нагрузки на инфраструктуру и городскую среду.

7. Чтобы стать высококлассным инженером, не нужно уезжать из страны

Работать над крутыми проектами можно не только за рубежом, но и в России. Например, компания «Моторика» разрабатывает Функциональные протезы рук для решения бытовых и рабочих задач функциональные протезы с дисплеями и чипами для бесконтактной оплаты. А в Сколковском институте науки и технологий создали Инженеры из Сколково создали устройство для имитации контакта с объектами в VR устройство, передающее ощущения от контакта с объектами в виртуальной реальности. Ещё один резидент Сколково — проект QRepublik. Он делает QRepublik ID браслеты помощи — носимые устройства, которые с помощью QR‑кода хранят информацию о состоянии здоровья и заболеваниях владельца.

Сразу предупреждаем: будущим инженерам учиться придётся много. В идеале стоит уже сейчас записать За какими профессиями будущее и почему детей нужно отдавать в математические школы ребёнка в математический кружок или на дополнительные курсы, чтобы потом он добился успехов в этой профессии. Зато с поиском работы у начинающих специалистов вряд ли будут трудности.

Сейчас Москва входит в пятёрку мировых лидеров по приросту инвестиций в промышленность. По итогам первого полугодия 2019 года объём привлечённых средств вырос Инвестиции в промышленность Москвы выросли на 19,5% за I полугодие 2019 года на 19,5% по сравнению с 2018 годом. В столице России регулярно появляются предприятия с высокотехнологичными рабочими местами, предназначенными для специалистов, прошедших современную подготовку.

Уже сейчас даже те, кто только присматривается к профессии инженера, могут своими глазами увидеть работу индустриальных производств. Так, департамент инвестиционной и промышленной политики города Москвы проводит бесплатные экскурсии «Открой#Моспром». Студенты и школьники посещают крупнейшие столичные предприятия и своими глазами видят, как собирают автомобили и самолёты, делают ракеты, пекут хлеб и производят газировку и конфеты. В 2019 году состоялось Более 340 экскурсий и восемь тысяч посетителей: проект «Открой#Моспром» подвёл итоги года более 340 экскурсий: на 30 московских заводах побывали 8 000 человек.

Найти работу можно уже во время учёбы — ДИПП также проводит спартакиаду «Моспром». Участвовать в ней могут не только работники московских промышленных предприятий, но и студенты профильных вузов. Для начинающих специалистов участие в спартакиаде — отличный способ познакомиться поближе с будущими коллегами.