Особенности миграционных процессов в россии: анализ, причины, роль государственного управления

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА МОДЕЛИ РЕГУЛИРОВАНИЯ МИГРАЦИОННЫХ ПРОЦЕССОВ В РЕГИОНЕ (НА ПРИМЕРЕ ОМСКОЙ ОБЛАСТИ)

Полный текст:

  • Аннотация
  • Об авторе
  • Список литературы
  • Cited By
Аннотация

Введение. В статье рассматриваются вопросы регулирования миграционных процессов. Материал излагается на основе исследования миграционных ожиданий населения Омской области, проведенного под руководством автора.

Материалы и методы. Эмпирический анализ дает основания для определения методологических предпосылок разработки модели регулирования. Выделяются три подхода, которые стали основой для разработки модели: системный, институциональный и программно-целевой. На основании теоретического анализа доказывается необходимость и возможность разработки региональной миграционной политики. Дается обоснование использования понятия «регулирование» взамен понятия «управление», предлагается использование институционального подхода, поскольку миграционные ожидания базируются на неформальных институтах. Развивается тезис о соотношении объективного и субъективного в формировании миграционных ожиданий. Различая понятия «причина» и «факторы», автор уточняет классификацию факторов миграции и выделяет политическую, социальную, экономическую и географическую среду. Далее в статье выделяются факторы, исходящие из каждого вида среды.

Результаты и обсуждение. В статье показывается, что политическая среда в большей степени относится к параметрам внешней относительно региона среды. При исследовании выявлено, что немаловажным фактором миграции в условиях чрезмерной дифференциации развития регионов, удаленности от центральных городов является доступность к культурным и досуговым ценностям, возможности туризма, отдыха. Результаты исследования показали, что экономическая среда определяется как внешними условиями, не зависящими от региона (экономическая политика страны, стадии развития экономики России, программы экономического развития отраслей, налоговая политика и пр.), так и внутренними условиями (политика относительно предпринимательства, поддержка отраслей, субсидирование, грантовая поддержка, инвестиционная привлекательность региона и пр.). На экономическую среду региона существенно повлияла федеральная политика относительно регистрации субъектов хозяйствования.

Значимость. Автор обосновывает роль и полномочия субъектов регулирования миграционных процессов исходя из особенностей внешней и внутренней среды. При анализе возможностей регулирования миграционных процессов приводятся статистические данные и результаты исследования, проведенного авторским коллективом. В статье приводится опыт регулирования миграционных процессов в Омской области.

Заключение. В заключение делается вывод о том, что необходимо дополнить показатели эффективности регулирования миграционных процессов в регионе показателями мониторинга миграционной привлекательности не только региона в целом, но и отдельных направлений его жизнедеятельности.

Ключевые слова

Об авторе

Половинко Владимир Семенович – доктор экономических наук, профессор, заведующий кафедрой экономики и управления человеческими ресурсами

Scopus Author ID – 56.728.354.400: Web of Science – А-4317-2017

644053, г. Омск, площадь Лицкевича, д. 1, каб. 307

Список литературы

1. Арбуз А.В. Экспертная оценка миграционных процессов в Омской области // Вестник Омского университета. Серия «Экономика». 2017. № 3 (58). С. 165 – 173

2. Виноградова А.В. Институциональная экономика: теория и практика. Нижний-Новгород. 2012. 70 с

3. Диннер И.В. Профориентация как фактор регулирования миграционных процессов и рынка труда // Вестник Омского университета. Серия «Экономика». 2017. № 2 (58). С.139 – 145.

4. Клир Дж. Наука о системах: новое измерение науки // Системные исследования: методологические проблемы: Ежегодник. М. : Наука, 1983. С. 65 – 87.

5. Коуз Р.Г. Природа фирмы / Теория фирмы / Под ред. В.М. Гальперина. СПб. : Экономическая школа, 1995. 534 с.

6. Кохужева С. Н. Программно-целевое управление социально-экономическим развитием региона: роль организационно-экономического механизма в разработке региональных целевых программ социально-экономического развития // Российское предпринимательство. 2011. N 8, вып. 1. С. 156 – 161.

7. Краткий словарь по социологии / под ред. Д.М. Гвишиани, Н.И. Лапина. М. : Политиздат; 1988. 479 с.

8. Кузьмин С.А. Социальные системы: опыт структурного анализа. М. : Наука, 1996. 191 с.

9. Могилевский В.Д. Методология систем: вербальный подход / Отд. Экон. РАН; науч.-ред. совет изд-ва «Экономика». М. : ОАО «Изд-во «Экономика», 1999. 215 с.

10. Норт Д. Институты, институциональные изменения и функционирование экономики. М. : Начала, 1997. 7 с.

11. Нуреев Р.М. Россия: резервы институционального развития // Журнал институциональных исследований. 2009. № 1. С.6 –21.

12. Олейник А.Н. Институциональная экономика. М. : Инфра-М, 2002. 416 с.

13. Основные показатели миграции населения Омской области (http://omsk.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_ts/omsk/ru/statistics/population Дата обращения – 21.12.2017).

14. Паньков А.Ф. Теория развития систем и системная теория логики : В 2 кн. Пермь : Изд-во МП «Книга», 1993

15. Половинко В.С. Диннер И.В. Влияние профориентации на миграцию и перспективы рынка труда // Вестник Тюменского государственного университета. Социально-экономические и правовые исследования. 2017. Том 3. № 3. С. 19 –32.

16. Половинко В.С. Управление персоналом: системный подход и его реализация. М. : Знание-Информ, 2002. 514 с.

17. Пригожин А.И. Системы и люди. М. : Политиздат, 1983. 176 с.

18. Сводный годовой доклад «О ходе реализации и об оценке эффективности государственных программ Омской области за 2016 год» (http://omskportal.ru/ru/government/Gosprogrammy.html. Дата обращения 23.12.2017).

19. Управление –это наука и искусство: А. Файоль, Г. Эмерсон, Ф. Тейлор, Г. Форд. М., Проспект, 2002. 435 с.

Для цитирования:

Половинко В.С. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА МОДЕЛИ РЕГУЛИРОВАНИЯ МИГРАЦИОННЫХ ПРОЦЕССОВ В РЕГИОНЕ (НА ПРИМЕРЕ ОМСКОЙ ОБЛАСТИ). Научный рецензируемый журнал “Вестник СибАДИ”. 2018;15(1):140-149. https://doi.org/10.26518/2071-7296-2018-1-140-149

For citation:

Polovinko V.S. GENERAL CHARACTERISTICS OF MIGRATION PROCESSES’ REGULATION IN THE REGION (ON THE BASIS OF OMSK REGION). The Russian Automobile and Highway Industry Journal. 2018;15(1):140-149. (In Russ.) https://doi.org/10.26518/2071-7296-2018-1-140-149


Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.

Миграционные процессы в РФ

Миграционные процессы имеют свои особенности, вызванные экономическими, культурными и социальными причинами. Их регулирование — одна из обязанностей государства. Бесконтрольная миграция может приводить к конфликтам, перенаселению одних регионов и к недостатку жителей в других.

Особенности миграционных процессов в России

Миграция в РФ характеризуется преобладанием внутренних процессов над внешними. Большинство граждан РФ переезжают внутри страны, а не выбывают за рубеж. Для внешней миграции характерно преобладание въезда над выездом.

Понятие миграционных процессов

Под миграционным процессом понимается постоянно действующие события, связанные с переменой места жительства гражданами и приводящие к механическому росту населения в одних регионах, и падению — в других.

Виды и классификации миграционных процессов

  • Внутренней — происходит переселение граждан внутри страны из одного региона в другой;
  • Внешней — прибытие граждан из-за границы либо, наоборот, убытие за рубеж.
  • Внутрирегиональную — переселение осуществляется внутри одного региона, например, переезд из села в областной центр;
  • Межрегиональную — переселение из одного субъекта РФ в иной.
  • Иммиграцию — въезд в страну прибытия;
  • Эмиграцию — выезд из страны.
  • Постоянные — смену места жительства и переезд на новое место проживания;
  • Временные — переезд на определенный срок без смены постоянного места жительства.
  1. Принятие решения;
  2. Переселение;
  3. Адаптацию на новом месте.

Причины миграции

  • Экономическая — связана с намерением улучшить финансовое положение;
  • Политическая — вызвана невозможностью реализации своих прав в месте убытия, преследованием по политическим мотивам и т. д;
  • Культурная — связана с намерением мигранта переселиться в более подходящие культурные условия;
  • Природно-климатическая — желание переехать в местность с благоприятными климатическими условиями;
  • Военная — вызвана военными конфликтами;
  • Личная, связанная с особой мотивацией, подталкивающей мигранта к переселению.

Влияние на экономику страны

Миграция, как любой сложный процесс, имеет двойственное влияние. Если говорить конкретно о России, то эмиграцию можно однозначно назвать негативным фактором для экономики. Как правило, из страны уезжают квалифицированные кадры — происходит «утечка мозгов».

  • Постоянные иммигранты до последнего времени полностью компенсировали естественную убыль населения в России. Тем самым увеличивался процент трудоспособного населения страны;
  • Временная трудовая иммиграция решает проблему кадрового голода в некоторых отраслях экономики;
  • Нелегальная иммиграция увеличивает социальную напряженность и способствует утечке капиталов из страны в виде денежных переводов.

Отличительные черты миграционных процессов в России

Для внешней миграции России с момента краха СССР было характерно превышение числа прибывших над числом выбывших. Особенно крупные процессы отмечались в 90-е годы XX столетия, когда производился обмен населением между Россией и странами бывшего СССР.

С началом нового столетия общий поток перемещающихся граждан упал почти в два раза, но тенденция осталась неизменной. Большинство прибывающих в Россию лиц являются гражданами стран СНГ и Балтии.

Особенностью внутренней миграции с 90-х годов остается западный вектор. Жители Дальнего Востока, Сибири и Крайнего Севера переезжают в города на западе страны, особенно в Москву, Санкт-Петербург и южные регионы.

Также произошло разделение регионов на доноры и реципиенты миграции. В одних субъектах РФ наблюдается значительное превышение числа выбывших над прибывшими, в других отмечается постоянный отток населения.

Тенденции и прогнозы миграционных процессов в России

Прогнозы внешних миграционных процессов в России зависят от состояния экономики РФ и окружающих стран. Для внутренней миграции ожидается дальнейшее укрепление уже существующих тенденций.

Тенденции внешних миграционных процессов

Политические и экономические события в странах СНГ несколько изменили внешние миграционные процессы в России. Экономический кризис последних лет снизили потенциал трудовой миграции в России из стран Средней Азии. В 2015 – 2016 гг впервые за многие годы отмечалось увеличение оттока населения в Центральную Азию.

Известные события на Украине привели к тому, что миллионы граждан этой страны прибыли на территорию РФ. Часть из них — временные трудовые мигранты, но немало постоянных переселенцев и беженцев.

В 2020 году общее число иммигрантов снизилось и уже перестало компенсировать естественную убыль населения России. Эта тенденция связана со стабилизацией ситуации на Украине, а также с недостаточной привлекательностью РФ как места для трудовой миграции для жителей стран Центральной Азии.

Но это не мешает оставаться России одной из наиболее привлекательных стран для мигрантов в мире. Постоянно на территории страны обитает более 10 млн. лиц без гражданства РФ.

Демографы РФ считают, что последующая иммиграция если не компенсирует планируемую естественную убыль населения, то хотя бы смягчит этот процесс.

Прогнозы внутренних миграционных процессов

Для внутренней межрегиональной миграции предположительно продолжат действовать тенденции, заложенные еще в 90-е годы.

  1. Западный — исход населения с Дальнего Востока и Крайнего Севера в Европейскую часть РФ;
  2. Южный — переселение граждан из холодных регионов в южные субъекты РФ (Краснодарский край, с недавнего времени — Крым).

Основными реципиентами по-прежнему останутся крупные города (Москва, Санкт-Петербург, Екатеринбург, Новосибирск), а также экономически успешные субъекты РФ: Московская, Ленинградская и Тюменская области, Ханты-Мансийский автономный округ.

Многим другим регионам грозит дальнейшая потеря населения, снижающая их экономический потенциал.

Роль государственного управления в регулировании миграционных процессов в России

Существующие тенденции могут меняться под воздействием государственного управления. Правительством, президентом и Федеральным Собранием РФ разработано несколько программ, направленных на управление потоками переселенцев:

  1. В октябре 2018 года был опубликован Указ Президента РФ «Концепция государственной миграционной политики до 2025 года». В концепции были определены стратегии развития и демографической политики Дальнего Востока и Байкальского региона, направленные на привлечение граждан;
  2. Основу внешней миграционной политики РФ составляет «Программа по переселению соотечественников». В ней определены приоритетные регионы для переселения. В рамках этой программы переселенцам предоставляются льготы, в том числе компенсации за переезд, упрощенная схема предоставления гражданства, а в некоторых субъектах и подъемные выплаты;
  3. Осенью 2018 года Госдумой были внесены поправки в Закон «О гражданстве». Изменения предоставили президенту возможность определять категории граждан, имеющих право на получение гражданства РФ в упрощенном порядке. Под действие этого законопроекта попали граждане стран Балтии, Украины, Приднестровья и Молдавии.
  • Программа переселения граждан из районов Крайнего Севера;
  • Программа «Дальневосточный гектар», направленная на переселение граждан в регионы Дальнего Востока.

Для современных миграционных процессов в РФ характерно преобладание внутренней миграции над внешней, а для последней — преобладание прибытия над убытием. Изменение политической и экономической ситуации в России и основных странах-донорах может переломить существующие тенденции. Поэтому сейчас государством предпринимаются усилия, направленные на регулирование переселенческих потоков и привлечение постоянных, а не временных иммигрантов.

Введение – Миграционные процессы в Ингушетии XIX–XXI вв.: историко-политологическое исследование

Проблема миграционных потоков является одним из важнейших факторов, осложняющих современное мировое развитие. Миграция рассматривается не только как территориальное перемещение групп населения, а как сложный общественный процесс, затрагивающий многие стороны , политической и культурной жизни.

Миграции оказывают существенное влияние на все сферы жизнедеятельности общества в современных политических и экономических условиях. Интенсивные геополитические изменения в мире порождают новые причины и мотивации миграций, превращая человеческие ресурсы в ключевой источник развития стран и регионов, преобразуя миграционные процессы в глобальное явление. Очевидность данных процессов усиливает необходимость и значимость исследования миграционных проблем.

Масштабы происходящих миграций, их направленность и последствия требуют нового понимания миграций как процесса. Миграционные потоки влияют на экономическую, демографическую, религиозную, этническую ситуацию в любом государстве, на его политическую стабильность и развитие в целом. Массовость этого процесса обуславливает необходимость учета миграционной ситуации для принятия решений, прежде всего в политической сфере, для обеспечения национальной безопасности и разработки миграционной политики, соответствующей современным политическим реалиям.

Миграционные процессы, как явление , отличаются сложностью и неоднозначностью, требуют исследования причин и факторов формирования мотивации к миграциям, самого процесса миграционных передвижений, включая сложности социокультурной адаптации мигрантов и их влияния на стабильность в принимающей стране.

Проблемы внутренней и внешней миграции населения характерны сегодня для многих государств планеты, в том числе и для России, что отчасти обусловлено высокой миграционной привлекательностью нашей страны и усилившимися в результате различных конфликтов миграционными потоками. Но как и во всех других странах, сталкивающихся с проблемами миграции, в России миграционная обстановка имеет свои особенности. Они объясняются, в частности, масштабами Российской Федерации — самой большой страны мира, многоэтничностью ее населения, федеративным устройством государства, неравномерностью заселения страны и различным уровнем экономического и социального развития ее регионов, своеобразием исторического наследия каждого из них. Этот перечень особенностей можно продолжать. Свои отличия имеет миграционная обстановка в регионе, где находится Ингушетия. Изучение миграционных процессов в Ингушетии и является предметом этой книги.

Внимание к теме ингушской миграции обусловлено масштабностью изменений, произошедших в этнокультурном пространстве народов Северного Кавказа в результате массовых миграционных волн. Кроме того, большой интерес представляют жизнь и духовное наследие ингушской эмиграции, оказавшейся за рубежом в разные исторические периоды. Осмысление сущности и характеристик феномена российского зарубежья, соотнесение его со всеми эмиграционными потоками с территории России, где малоизученным звеном является ингушская эмиграция, ее роль и место в и политическом процессе — важное условие формирования полной картины истории и мотивации исхода эмигрантов из нашей страны.

Следует отметить, что с гг. по настоящее время миграция населения в Республике Ингушетия остается интенсивной, однако факторы, определявшие и все еще определяющие миграцию в Ингушетии, на различных исторических этапах отличаются. Существует еще одна важная сторона проблемы — необходимость совершенствования системы управления миграциями, чего невозможно добиться без проведения исследований самой миграции. В общероссийском масштабе исследования по региональным особенностям миграции населения есть. Однако научных исследований, посвященных миграционным процессам в современной Ингушетии и их последствиям, пока немного.

Проблема адаптации и интеграции мигрантов на новом месте является важной составной частью эффективной миграционной политики государства. Серьезным препятствием для успешной адаптации мигрантов является нетерпимость принимающего общества, которая отчасти стимулируется медиа и СМИ (традиционными, в том числе), нередко занимающими агрессивную позицию по отношению к мигрантам.

Мигрантский вопрос часто политизируется, а конструируемый в образ «лица кавказской национальности», «среднеазиата», «приезжего», — именно как образа «чужого/другого» — способствует возникновению мигрантофобии и этнофобии в принимающем обществе. В качестве чужих при этом может выступить кто угодно — человек (люди) другой расы, национальности, религии, политических взглядов.

В условиях глобализации и развития общества миграция выступает как неразрывная составляющая политического процесса; наблюдается политизация миграционных процессов; миграция становится элементом системы национальной безопасности. Мигранты же определяются как люди, которые были вынуждены покинуть традиционное место жительства. В новой среде они пытаются осуществлять свои политические интересы через различные формы участия в политической деятельности, что и приводит к появлению «в сознании людей ценностных ориентиров, с помощью которых они оценивают политические события» [1].

Значимыми политическими участниками делает мигрантов их активное участие в жизни государства. Анализируя миграционные процессы в рамках знания, нам необходимо учитывать социокультурный анализ, целью которого является выявление взаимосвязи политической культуры и политической социализации в ингушском обществе, а также степень культурной обусловленности политических процессов в республике.

Существенной политической и государственной задачей остается сохранение стабильности обстановки и поддержание правопорядка в федеральном округе (СКФО). К особенностям данного региона следует отнести его геополитическое положение, геоклиматическую привлекательность, высокую плотность и темпы прироста населения, сохраняющуюся межэтническую и религиозную напряженность. Многочисленные межэтнические споры на приграничных территориях также негативно влияют на стабильность в регионе. Россия и Северный Кавказ рассматриваются населением, оказавшимся в зонах конфликтов, как районы возможного укрытия.

Разработанная Стратегия развития федерального округа до 2025 г. определяет основные направления, способы и средства достижения стратегических целей устойчивого развития и обеспечения национальной безопасности Российской Федерации на территориях Республики Дагестан, Республики Ингушетия, Республики, Республики, Республики Северная Осетия, Чеченской Республики и Ставропольского края [2].

Миграционные процессы в данном регионе оказываются геополитическим фактором, существенно влияющим на общую ситуацию на Северном Кавказе. Сохраняющийся конфликтный потенциал региона представляет собой значительную угрозу национальной безопасности России.

Одной из самых больших проблем региона остается терроризм. Широк спектр задач по его предотвращению. В этой связи необходим комплексный и последовательный подход к борьбе с международным терроризмом. Применение этого подхода предполагает специальные программы экономического и развития, учет особенностей миграций на Северном Кавказе. Рассматриваемому региону принадлежит немалая роль в формировании единого антитеррористического пространства.

Актуализирует тему исследования и аспект миграции, то есть влияние экстремистской идеологии на северокавказскую миграционную мобильность, что особенно важно для Республики Ингушетии.

С момента миграций беженцев из Чечни в гг. в СевероКавказском регионе наблюдались волны распространения радикальных взглядов в исламе, идеологическая пропаганда экстремизма.

Религиозный фактор в современных политических условиях может иметь как стабилизирующее, так и дестабилизирующее влияние. В связи с этим необходимо выявлять и учитывать механизмы взаимодействия религии и миграционного процесса, как части политического, с целью разработки мер по обеспечению стабильности и государственной безопасности.

Читайте также:  Что нужно знать об отдыхе в Абхазии в сезоне 2020 года

Неконтролируемые миграционные потоки на территории Ингушетии приводят к негативным последствиям в республике. Возросшая в последнее время нелегальная миграция в Ингушетии содействует криминализации общества, связи нелегалов с преступными группировками, коррупции властных структур, проникновению и распространению экстремизма, терроризма и политического радикализма. Свидетельством данных тенденций является неоднократное задержание на территории республики боевиков террористической группировки Исламское государство, запрещенной в Российской Федерации.

Миграции должны способствовать поддержанию стабильности численности населения в республике, выполнению экономических задач, однако приходится констатировать меняющийся характер миграционной мобильности и неэффективность государственного регулирования в данной сфере.

Многоаспектная проблема миграций в современных условиях становится одной из центральных как в политической науке, так и в политической жизни государства. Реализация политического курса, государственного управления напрямую связана с миграционной ситуацией в государстве. Миграционная ситуация сегодня определяющим образом влияет на характер и методы осуществления государственной политики.

Политологическое знание, которое теоретически осмысливает новые тенденции в жизнедеятельности обществ, народов и государств в современных условиях, требует в том числе исследования миграционных процессов и их влияния на развитие государства, на реальное взаимодействие субъектов политики, на политические процессы.

Политологический анализ является преимущественным при рассмотрении миграционных процессов как одного из факторов, определяющих стабильность в республике. Сегодня мы наблюдаем, как миграционные потоки превращаются в мощный политический фактор. Миграция обновила политическую повестку дня, выдвинув на передний план вопросы безопасности, стабильности и интеграции.

Основой стабильности и одновременно необходимым инструментом реализации политического курса в данной сфере является создание системного, непротиворечивого и эффективного законодательства, регламентирующего миграционные передвижения и межнациональные отношения.

Проведенный анализ российской миграционной политики позволяет говорить о ее эволюции — после гг. неоднократно обновлялась законодательная база, введены новые нормы закона о дифференциации определения степени нарушений, новые требования к мигрантам (сдача экзамена, тестирование, патент ).

Таким образом, совершенствование миграционной политики имеет своей конечной целью повышение эффективности государственного управления в данной сфере, что может быть достигнуто только при комплексном подходе к решению данной политической задачи.

Автор посчитал возможным дополнить основной текст монографии некоторыми приложениями. Так в приложении 1 представлены избранные биографии некоторых деятелей ингушской эмиграции XX в. Предлагаемые читателю биографии не претендуют на полноту и представляют собой обзор важнейших, наиболее ярких эпизодов событий из жизни и деятельности ингушских эмигрантов XX в.

Представители народов Северного Кавказа внесли свой вклад в общую картину становления и эволюции феномена российского зарубежья, участвуя в работе различных организаций — комитетов, союзов и издательств. Проживавшие в Европе представители ингушской эмиграции активно участвовали в работе такого рода обществ. Они сыграли существенную роль в создании высокого уровня социокультурных ценностей, единого , поля, объединяющего людей в силу их принадлежности к общей родине — России и ее исторической судьбе. Ингушская община в Европе активно принимала участие в диалоге культур в рамках единого цивилизационного пространства русского зарубежья.

Главным средством сохранения и развития языка, традиционной духовной культуры для большинства кавказских общин являлись центры, которые играли важную роль в адаптации ингушских эмигрантов. Северокавказские просветительские объединения, общества взаимопомощи и землячества были открыты для культурного диалога с представителями Русского мира. В Париже была возможность свободных дискуссий в эмигрантской среде.

Сегодня для исследователей, занимающихся историей ингушского народа, большой интерес представляет духовное наследие представителей ингушского зарубежья, оставивших заметный след в истории эмиграции и своей родины — Ингушетии. Среди них — такие яркие исторические личности — политические деятели, просветители и публицисты, как Магомед и Джабагиевы, Магомет Котиев, Бексултан Котиев, Созерко Мальсагов, Джемалдин Албогачиев, Муртазала Куриев, Мурат Базоркин — представители первой волны послереволюционной эмиграции; Ибрагим Гелисханов, Ахмет Ужахов, Якуб Озиев и др. — представители второй волны эмиграции, оказавшиеся за рубежом после Второй мировой войны. Благодаря их усилиям в Европе функционировала интеллектуальная и духовная жизнь, которая способствовала сохранению и развитию ингушской культуры и науки.

В 1990 — начале гг. для Ингушетии характерным явлением стала так называемая «утечка умов». Сегодня в различных городах Европы и мира живут ингушские соотечественники, часть творческой интеллигенции, создателей и основных носителей научных, духовных, интеллектуальных и других ценностей. Среди них — Марет Цароева, Пара Парчиева, Хамзат Беков и др.

Приложение 2 носит иллюстративный характер. В нем воспроизведены внешний вид целого ряда кавказских изданий, выходивших в свет в эмиграции и сегодня являющихся библиографической редкостью.

В приложении 3 приведены копии писем В. Джабагиева .

В приложении 4 публикуется отрывок из неопубликованной статьи с описанием побега Созерко Мальсогова из заключения.

Примечания

1. Ефимов миграциология: миграционные процессы в контексте политологических проблем. Ставрополь, 2005. С. 9.

2. Стратегия развития федерального округа до 2025 г.

ОСОБЕННОСТИ МИГРАЦИОННОЙ ПОЛИТИКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Миграция – естественное проявления мобильности человека, мотивированное его стремлением к улучшению условий своего существования, к более полному и надежному удовлетворению своих потребностей. Согласно П.В. Василенко, «на протяжении полутора столетий миграция населения всегда оставалась в фокусе исследований западных учёных, в результате чего возникло множество теорий. Постоянный интерес к изучению этого явления может говорить о продолжающемся усилении роли миграции в жизни общества» [1, с. 41]. По данным Краткого аналитического отчета о научно-исследовательской работе по теме: «Анализ практик трудовых отношений иностранных граждан (трудовых мигрантов) и их влияния на трансформацию трудовых отношений российских граждан», базирующегося на данных опроса «Левада-Центра» (май-июнь 2013 г.) в 22 регионах России, «основные виды занятости мигрантов: оптовая и розничная торговля; ремонт автотранспорта и бытовых изделий – 33,1%, строительство – 26,8%, коммунальные, социальные и персональные услуги – 17,0%. На иные виды экономической деятельности приходится 23,1% работников-мигрантов. Сферы занятости российских работников, в силу особенностей формирования выборочной совокупности, практически аналогичны: 32,7%, 24,6% и 17,6%, соответственно [2, с. 85].

Какие ожидания движут мигрантами? Какая мотивация заложена в миграционной политике? Предполагается ли социальная поддержка? Ответы на эти вопросы мы попробуем найти в ходе изучения подходов к исследованию миграционной политики в экономической, социальной и политической географии.

Экономический география – наиболее универсальный, объединяющий значительное количество теорий на протяжении нескольких столетий (А. Смит, Т. Мальтус, К. Маркс, Д. Кейнс и др.) подход к изучению миграционной политики. Среди российских специалистов, исследовавших миграцию в рамках этого подхода, можно выделить следующих: Л.А. Абалкин, Г.С. Витковская, Ж.А. Зайончковская, Л.Л. Рыбаковский, А.В. Топилин. В рамках данного подхода миграция предстает как один из важнейших регуляторов численности трудоспособного населения, катализатор перераспределения трудовых ресурсов в зависимости от уровня их квалификации, стимулирующий конкуренцию на рынке рабочей силы, способствующий тем самым качественному ее изменению в соответствии с потребностями общества.

Согласно С.Е. Метелёву, «превращение человеческих ресурсов в ключевой источник социально-экономического развития государств усиливает значимость изучения миграционных проблем, однако в ходе поиска учеными путей изменения парадигмы устройства жизнедеятельности отдельных стран и мирового сообщества, отвечающей угрозам и вызовам постиндустриальной эпохи, в настоящее время сложилась явная недооценка роли миграционных процессов и нелегальной миграции, непосредственно оказывающих огромное воздействие на формирование новых факторов экономического роста» [3, с.3].

В процессе миграции участвуют страны-доноры и страны-рецепторы. Экономическая география изменяет факторную модель. Согласно позиции Т.А. Прудниковой, «миграция населения – сложный процесс, состоящий из множества событий, влекущих за собой смену места жительства» [4, с.7]. При этом важнейшим объектом исследования миграционной политики в социальной географии, с нашей точки зрения, выступает именно международная миграция, так как она оказывает непосредственное социально-экономическое и демографическое воздействие на многие регионы и страны.

Международная миграция населения представляет собой территориальные (пространственные) передвижения людей через государственные границы, связанные с изменением постоянного места жительства и гражданства, обусловленным различными факторами (семейными, национальными, политическими и другими). Л.Л. Рыбаковский, В.А. Ионцев, Л.Б. Карачурина предложили определенную классификацию основных видов и форм международной миграции населения [5]. В своих работах они рассматривали следующие миграции: эпизодическую (или циркуляционную), приграничную (или маятниковую), возвратную (постоянную, сезонную, учебную, нелегальную), вынужденную, пошаговую, безвозвратную (переселенческую, брачную, «утечку умов»), обратную (реэмиграцию, репатриацию). Однако это далеко не весь исчерпывающий перечень видов международной миграция населения для систематизации подходов миграционной политики в социальной географии. В частности, в ХХ веке Эверест Ли выдвинул теорию «притяжения–выталкивания» [6, с.48]. Согласно данной теории, единица анализа миграции — индивид, семья, общественная структура. Теория «притяжения–выталкивания» («pull/push») изучает на микроуровне международную и внутреннюю миграции всех видов.

Изучение и измерение миграционного опыта, по нашему убеждению, может быть положено в основу прогнозирования миграционной подвижности. Мы полагаем, что в миграционной политике должна создаваться «миграционная история» единицы миграции по аналогии с «кредитной историей» в банковской сфере. Это позволит прогнозировать миграционную подвижность, потоки которой необходимы для формирования границ и ресурсного обеспечения социальной географии.

С точки зрения Т.Н. Балашовой, «в последние десятилетия наблюдается значительное оживление миграционных процессов, связанное с политическими и социально-экономическими потрясениями в жизни многих стран мира. Сложность данного явления зачастую приводит к противоречиям между интересами государства (в том числе всего мирового сообщества как глобального механизма социальной организации) и правами отдельной личности, нации, этнической группы» [7, с. 7]. Это объясняется, по мнению большинства ученых, «чрезмерной политизацией и идеологизацией» проблем миграции. Именно в этом и заключается специфика изучения миграционной политики в политической географии.

Несмотря на сложность и противоречивость современной миграционной политики, однозначно можно сказать, что она – необходимая, значимая сфера государственной деятельности, предопределенная взаимосвязью миграционных процессов с потребностями общества в экономике, демографии, геополитике, семейной политике, культуре и науке [8, с. 22].

Заметим, что Россия занимает второе место в мире (после США) по числу мигрантов. На территории страны в настоящее время находятся порядка 11 млн. иностранцев. Из них 5,8 млн. – это лица, пребывающие на территорию РФ с частными целями – учеба, лечение или туризм. Еще 1,9 млн. человек имеют право на осуществление трудовой деятельности, то есть имеют разрешение на работу. За последние четыре года число мигрантов в России увеличилось почти на 40% [9].

Миграционная политика проводится в соответствии с теми принципами, которые составляют фундаментальные основы государства (Конституция, международные правовые акты и т.д.). Миграционная политика любой страны традиционно состоит из трех частей – концепция, задачи, механизмы реализации. Разработана концепция развития миграционной политики и в Российской Федерации до 2025 года. В указанном документе отмечено: «Миграционные процессы играют значимую роль в социально-экономическом и демографическом развитии Российской Федерации. За последние два десятилетия миграционный прирост в значительной степени компенсировал более половины естественной убыли населения» [10].

Концепцией определяются цели, принципы, задачи, основные направления и механизмы реализации государственной миграционной политики Российской Федерации. Применительно к проблеме нашего исследования, миграционная политика с позиций экономической географии определена Концепцией долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации до 2020 года, с точки зрения социальной географии – Концепцией демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года, с ракурса политической географии – Концепцией государственной национальной политики Российской Федерации и Стратегией национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года.

Актуальность разработанной Концепции для России доказывается следующими фактами. По данным ФМС, за первое полугодие 2014 г. за нарушение миграционного законодательства из страны было выдворено 62,5 тыс. иностранцев. При этом за нарушения российских законов вернуться обратно не могут более 900 тыс. человек. Основным нарушением является превышение срока законного пребывания на территории России (превысили срок пребывания в России в 2014 г. свыше 3 млн. иностранцев) [9]. Заметим, что на депортации одного нелегала транспортные расходы составляют около 30 тыс. руб. в большинстве случаев эти затраты погашаются за счет средств российских налогоплательщиков.

По данным Федеральной миграционной службы, в 2013 г. в Россию въехали 17 млн. 342 тыс. иностранцев, были поставлены на миграционный учет – 7 млн. 76 тыс. человек (в 2012 году — 15,9 млн. иностранцев, из них на миграционный учет встали 6 млн. 480 тыс. человек) [11]. Было выдано 1 млн. 274 тыс. разрешений на работу, для высококвалифицированных специалистов оформлено 156 тыс. разрешений на работу. За семь месяцев 2014 г. в РФ въехали 10 млн. 470 тыс. 414 иностранцев, были поставлены на миграционный учет 5 млн. 453 тыс. 137 человек. Выдано 770 тыс. 624 разрешения на работу, для высококвалифицированных специалистов — 73 935. Оформлено 1 млн. 646 тыс. 164 патента.

Вопросы миграционной политики имеют не просто научный теоретический интерес, но и важный практический, прикладной характер. Более детальное исследование этого многофакторного феномена может стать важным вкладом в эффективное развитие не только отдельных государств, но и мира в целом, так как, управляя процессом «миграционная политика», общество создает необходимые механизмы и инструменты.

При этом общество не стоит на месте, оно развивается, образуя новые и пока неисследованные учеными изменения в миграционной политике. Однако до эталонного варианта миграционной политики еще далеко. На современном этапе требуется усиление роли общественных институтов за контролем миграционной политики.

Это становится чрезвычайно важной задачей, так как в современных условиях миграция работников высокой квалификации является основным источником накопления человеческого капитала, обеспечивающего экономический рост и благосостояние в принимающих странах. Не случайно конкуренция за привлечение таких работников имеет международный масштаб.

Система привлечения временных трудовых мигрантов и определения потребности в иностранной рабочей силе нуждается в совершенствовании. Например, отсутствуют специальные программы каникулярной и сезонной трудовой миграции. Требуется совершенствование порядка привлечения физическими лицами иностранных работников для личных, домашних и иных подобных нужд на основании патентов для осуществления трудовой деятельности.

Необходимы содействие в жилищном обустройстве вынужденных переселенцев, совершенствование процедуры предоставления статуса беженца и временного убежища по гуманитарным обстоятельствам.

Несовершенство действующей системы управления миграционными процессами проявляется в наличии большого числа незаконных мигрантов. Ежегодно в стране от 3 до 5 миллионов иностранных граждан осуществляют трудовую деятельность без официального разрешения. Незаконная миграция, питающая рабочей силой теневой сектор экономики, является одной из главных причин усиления негативного отношения к мигрантам со стороны части населения Российской Федерации. К примеру, А.В. Сухарникова приводит следующую статистику: «Преступность среди мигрантов в России давно превратилась в проблему. О негативном влиянии незаконной иммиграции на сферу правопорядка в России свидетельствуют следующее: согласно статистике МВД РФ за 2012 год, иностранцами было совершено 1,8 процента всех зарегистрированных в России преступлений. В январе 2013 года они совершили 2,3 процента преступлений. Особое беспокойство вызывает рост числа убийств и изнасилований, совершенных мигрантами в крупных городах. Так, в первом полугодии 2011 года каждое седьмое убийство и почти половина изнасилований в Москве совершены иностранными гражданами, в большинстве случаев находящимися на территории столицы нелегально. Общая численность преступлений, совершенных иностранцами, в 2008-2012 годах снизилась вдвое (с 16 до 8 тысяч), но в то же время выросла доля тяжких и особо тяжких преступлений» [12].

В проводимой миграционной политике особенно важным является оказание конкретной помощи, что возможно только при разработанной стратегии государства по регулированию миграционных процессов, существовании отлаженного взаимодействия органов исполнительной власти в данной сфере, их взаимодействии с общественными организациями, функционировании сети территориальных учреждений, учитывающих местную ситуацию и ее особенности, с одной стороны, и с другой – использующих накопленный опыт и применяющих специфические технологии работы. Тогда от рассмотрения теоретических положений о миграции можно перейти к анализу более специфических вопросов современной миграционной политики, в частности, миграционной политики российского государства.

Список литературы:

  1. Василенко, П.В. Зарубежные теории миграции населения / П.В. Василенко // Псковский регионологический журнал. – 2013. – № 16. – С. 36-42.
  2. Мигранты, мигрантофобии и миграционная политика / Отв. ред. В.И. Мукомель – М.: НП «Центральный Дом адвоката», Московское бюро по правам человека, «Academia», 2014. – 245 с. – Режим доступа:
  3. Метелёв, С.Е. Международная трудовая миграция и нелегальная миграция в России: монография / С.Е. Метелёв. – М.: ЮНИТИ-ДАНА: Закон и право, 2012. – 175 с.
  4. Прудникова, Т.А. Миграционные процессы и их влияние на общественную и национальную безопасность. Теоретико-методологические аспекты: монография/ Т.А. Прудникова. – М.: ЮНИТИ-ДАНА: Закон и право, 2011. – 151 с.
  5. Миграция населения. Вып.1: Теория и практика исследования. Приложение к журналу «Миграция в России». (Рыбаковский Л.Л., Ионцев В.А., Карачурина Л.Б. и др.) – М., 2001. – 175 с.
  6. Lee, Everest. A Theory of Migration // Demography. — 1966. — № 1. — Vol. 3. — P. 47-57
  7. Балашова, Т. Н. Миграция и демография как неотложные направления развития приоритетных национальных проектов [Текст] / Т. Н. Балашова // Миграционное право. – 2007. – №1. – С. 19 – 21.
  8. Леонидова, Т. И. Содержание миграционной функции государства: теоретические аспекты [Текст] / Т. И. Леонидова // Миграционное право. – 2007. – № 1. – С. 22– 27.
  9. Миграционная ситуация в России/
  10. Концепция государственной миграционной политики Российской Федерации на период до 2025 года //
  11. [Электронный ресурс]. – Режим доступа:
  12. Сухарникова, А.В. Незаконная миграция и иммиграционный контроль в России / А.В. Сухарникова // Электронный научный журнал «Пространство Закона (Terra Law)». – 2013. – № 2. – Режим доступа: type=»book» name=»ОСОБЕННОСТИ МИГРАЦИОННОЙ ПОЛИТИКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ» author=»Ахмедов Алишер Равшанович» publisher=»БАСАРАНОВИЧ ЕКАТЕРИНА» pubdate=»2017-06-02″ edition=»ЕВРАЗИЙСКИЙ СОЮЗ УЧЕНЫХ_ 30.12.2014_12(09)» ebook=»yes» ]

Особенности миграционных процессов в россии: анализ, причины, роль государственного управления

Миграции принадлежит важнейшая роль в истории человечества, с ней связаны процессы заселения, хозяйственного освоения земли, развития производительных сил, образования и смешения рас, языков и народов. Миграции имеют разнообразный характер, структуру и последствия. Они влияют на межгосударственные отношения и демографическую ситуацию, участвуют в формировании рисунка расселения и состава населения, изменяют рынок труда, его сегментацию и конкуренцию, задавая трудовой потенциал территории и способствуя социально-экономическому развитию страны и разностороннему формированию личности.

Актуальность тему подтверждается пристальным вниманием исследователей к данной проблеме. Разнообразные аспекты миграции изучали А.В. Толстокорова, М.С. Лапина, О.В. Лихоманов, И.В. Соснина, Е.В. Донец, Е.В. Курушина, И.В. Дружинина, С.П. Анофриков, М.В. Рязанцева. Значительное число нормативно-правовых актов, принятых в течение последнего времени с целью регуляции миграционных процессов (ФЗ «О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации», ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации», ФЗ «О мерах по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом» и др.), также служат подтверждением необходимости всестороннего изучения данного процесса не только в теоретическом, но и в практическом плане.

Читайте также:  Работа в туризме за рубежом: трансферный и отельный гид, а также другие профессии

В данном статье проанализированы причины усиления миграционных процессов в Дальневосточном федеральном округе (ДФО), на территории которого реализуется пилотный проект по созданию так называемых «территорий опережающего развития (ТОР)», призванных способствовать росту предпринимательской активности и экономическому росту [7]. В ходе исследования использованы методы сравнения, описательной статистики. Информационную базу исследования составили официальные данные Федеральной службы статистики за период 2011-2015 гг.

Результаты исследования и их обсуждение

Проблемы миграционных процессов в своих научных работах затрагиваются многими современными учеными. Демографические вызовы, такие как старение населения, изменение его демографического состава, рост продолжительности жизни вместе со спадом рождаемости, а также качественный состав миграции и ее влияние на рынок труда волнуют каждого. Именно поэтому сегодняшние авторитеты в области демографии, экономики и социологии труда стремятся найти и предложить обществу качественно новые методы и подходы к исследованию прогнозирования и оценки состава миграционных потоков, с целью управления ими в будущем.

Так, например, А.В. Толстокорова, предлагает метод сценарного анализа прогнозирования миграции. Изначально метод был разработан для бизнеса и применялся к процессам, имеющим высокий уровень неопределенности и протекающим в турбулентной среде. Сейчас же, с помощью метода представляется возможным моделирование в наибольшей степени вероятного хода развития событий в миграциологии для того, чтобы предугадать риски, дать оценки их возможным последствиям и выработать стратегии, позволяющие избежать негативных сценариев развития [10].

Интересным представляется метод, выдвинутый М.С. Лапиной и О.В. Лихомановым, заключающийся в применение метода прогнозирования к анализу миграции населения вследствие лесных пожаров. Суть метода состоит в управлении процессом миграции путем предоставления пострадавшему от пожаров населению нового жилья взамен сгоревшего и возможности заново получить работу на различных предприятиях региона, в который направляется миграционный поток [4].

Соснина И.В. с целью изучения процесса интеграции мигрантов в новом социуме рассматривает биографический метод в исследовании миграции и считает, что данный метод обладает широким потенциалом для анализа поля межкультурного взаимодействия [8]. Проведенное исследование позволяет определить изменение мобильности мигранта в зависимости от возрастных, гендерных, этнических характеристик, а также в какой степени миграционная политика страны, мотивы миграции, культурные и социальные факторы влияют на долгосрочность пребывания в стране мигранта.

Е.В. Донец видит возможным изучение интеграционного потенциала мигрантов в Российской Федерации на базе переписи населения. Согласно ее теории, перепись населения выступает уникальным источником персональных характеристик мигрантов (занятость, источники средств к существованию, жилищные условия), позволяя связать эти данные с их положением [2]. Полученные результаты, по ее мнению, представляют собой основу для разработки эффективных программ адаптации и интеграции, благодаря им возможна предварительная оценка объемов работы в этом направлении и затрат, в том числе в территориальном разрезе, а сравнение результатов способствует выявлению назревающих проблем мигрантов и своевременной разработке действенных мер миграционной политики.

Курушина Е.В. и Дружинина И.В. принимают во внимание модель человека рационального, выстраиваемого свое поведение по принципу максимальной полезности. Таким человеком, в качестве характеристик привлекательности территорий, выбираются те, которые отражают степень удовлетворения его физиологических и социальных потребностей. К подобным показателям исследователи относят уровень жизни, безопасность, возможность общения и достижения успеха, поэтому при разработке экономических моделей, ориентированных на привлечение мигрантов, органам власти следует учитывать вышеперечисленные мотиваторы [3].

Наконец С.П. Анофриковым изучались вопросы, связанные с влиянием миграционных процессов на состояние рынка труда. Анофриков в своем исследовании утверждает, что с развитием миграции на рынке труда повышается уровень напряженности, связанный с ростом конкуренции, снижаются доходы населения из-за невысоких притязаний мигрантов к уровню заработной платы, возникает проблема экономической безопасности, обусловленная зависимостью экономики, принимающей мигрантов страны от их услуг на рынке труда [1]. Однако обозначенным моментам автором противопоставляются положительные факты, вызванные миграцией, к ним он относит: решение проблемы старения населения за счет мигрантов трудоспособного возраста, обеспечение благодаря миграции бесперебойной работы предприятий с непривлекательными рабочими местами для местного населения и снижение издержек производства, а, следовательно, замедление инфляции по причине низких претензий мигрантов к уровню дохода.

Миграционные процессы обусловлены влиянием множества факторов, прежде всего экономическими, демографическими, политическими, этническими, природно – климатическими [9].

В ближайшее время, по мнению специалистов, в России ожидается продолжение сокращения числа трудоспособного населения. Дешевая рабочая сила, перемещение производств в густозаселенные регионы страны и увеличение производительности труда не смогут компенсировать данную проблему. В стране возникнет дефицит трудовых ресурсов, тогда иммиграция останется единственно возможным способом восполнения такого ресурса как труд. Россия по численности мигрантов занимает третье место в мире [6]. Только за 2014 год, по данным статистики, на территорию РФ прибыло более 570 тыс. человек [5]. Каждый год из дальнего, а большей частью ближнего зарубежья в Россию прибывает немалое число работников, прежде всего из таких стран как Украина, Грузия, Казахстан, Узбекистан и Киргизия. Неготовность населения России работать на низкооплачиваемых местах, малоквалифицированном, непрестижном производстве, дефицит представителей рабочих профессий и специальностей, нежелание трудиться в неблагоприятных условиях диктуют неизбежность привлечения труда иностранных граждан на предприятия нашей страны, особенно в такие отрасли как сельское хозяйство, строительство, добывающие.

Внутренняя и внешняя миграции, ее интенсивность и структура оказывают значительное влияние на формирование качественного состава трудовых ресурсов России, их конъюнктуру как на рынке труда отдельных регионов, так и в стране в целом, оказывая позитивное либо негативное влияние на эволюцию рыночных отношений.

Вопросы развития восточных территорий России, привлечения и закрепления населения в них решались с давних пор. К освоению дальневосточных территорий призывали Михаил Ломоносов, министры царской России Витте и Столыпин. Реализация геополитической задачи закрепления населения в этом регионе актуализировалась в связи со значительными масштабами его сокращения с начала 1990-х годов.

Еще до присоединения Дальневосточного края к России царское правительство всячески поощряло заселение этого региона. Осваивались необжитые места и решались важнейшие проблемы слаборазвитой территории. Темпы прироста населения Дальнего Востока превосходили российские показатели при постоянном увеличении его доли в населении России. Однако общие и среднегодовые темпы прироста населения имели тенденцию к снижению. В кратчайший период, последовавший за катастрофическим распадом СССР, для Дальнего Востока характерной стала нисходящая демографическая динамика, обусловленная стремительным оттоком населения за пределы Дальнего Востока и дополнившаяся с 1993 г. естественной убылью.

Анализ ситуации в ДФО позволил выделить факторы, которые влияют на приток мигрантов в регион. По нашему мнению, к ним можно отнести следующие факторы:

1. Стагнация в сельском хозяйстве. Существование большого числа фермерских хозяйств, которые не способны предоставить населению страны продовольствие в необходимом размере привело к тому, что государство, обладая огромными землями и пастбищами, превратилось в импортера мяса, птицы, хлеба. Только с помощью китайцев, корейцев и других гастарбайтеров сейчас удается решать проблему производительности труда и роста урожайности в сельском хозяйстве.

2. Криминализация и теневизация экономики. Почти половину от внутреннего валового продукта в современных условиях приходится на теневую экономику. Из этой доли где-то 25 % занимает скрываемая, но незапрещенная законом деятельность, так называемая неформальная экономика. Наконец, приблизительно доли ВВП составляет незаконная экономика. Организованным преступным группировкам на данный момент, по оценкам экспертов, подчиненно в районе 60 % государственных и частных предприятий. Существующий порядок включения в финансовые и реальные товарные потоки фиктивных фирм – посредников создает все условия для создания вышеизложенной ситуации. Так, в настоящее время, на территории России функционирует около 550 тысяч такого рода предприятий – посредников, которые либо представляют «нулевые» балансы, либо не отчитываются перед налоговыми органами вовсе.

3. Кризис в идеологии. На смену построению коммунизма, как главной цели не пришло равносильной замены, поэтому недостаток общей национальной идеи, объединяющей всех вокруг, не может не отражаться на любой из сфер жизни общества. Приход взамен единой цели двух мировых задач: «повышения материального благополучия народа» и «создание правового государства» – не смогли помочь в решении проблемы, поскольку готовых решений этих задач никто не имеет.

4. Малосостоятельность государства в задачах социальной защиты населения, особенно малоимущих слоев. Задержка заработных плат и постоянно растущий уровень прожиточного минимума, сопровождающийся повышением цен на продукты и коммунальные услуги приводят к обеднению граждан и повышению социальной напряженности.

В ходе исследования был выполнен также статистический анализ миграционных процессов в ДФО. Как свидетельствуют результата анализа данных за период с 2011 г. по настоящее время, наблюдается стабильный миграционный отток трудовых ресурсов из ДФО. К началу 2015 года население Дальнего Востока насчитывало 6211 тыс. человек, что ниже уровня 2011 года, когда в регионе было зарегистрировано 6284,9 тыс. чел. Только за последние 5 лет регион потерял 73,9 тыс. чел., соответственно снизилась его доля в общей численности населения России – до 4,24 %.

Для анализа статистических данных был применен метод регрессионного анализа. С его помощью была построена модель, характеризующая изменение численности населения ДФО в зависимости от времени. y = 43911,21-18,71t, на основе которого можно определить прогнозную численность населения. Прогнозная численность населения ДФО в 2016 году, по данным полученной модели, будет составлять 6191,9 тыс. человек, в 2017 г. – 6173,1 тыс. человек, в 2018 г. – 6154,4 тыс. человек.

Как показал анализ, в результате миграции ДФО остается в проигрыше, и изменить эту негативную ситуацию в условиях социально-экономического неравенства регионов не просто, но несмотря на то, что число прибывающих на Дальний Восток имеет тенденцию к повышению (на 28,6 %), число убывающих так же растет (на 29,5 %). В результате происходит увеличение отрицательного значения миграционного сальдо (на 39,3 %) и снижение результативности миграции (на 0,66 %).

Современный тренд миграционных потоков вызван неравенством регионов в социально-экономических условиях и комфортности проживания. Темпы роста среднемесячной номинальной начисленной заработной платы населения на Дальнем Востоке отстают от среднероссийских показателей. В то же время все дальневосточные субъекты РФ в результате повышенной стоимости фиксированного набора потребительских товаров и услуг попадают в первую двадцатку самых дорогих регионов страны. Население же хочет социальной справедливости, доступный «социальный лифт». Поэтому рассчитывать, что миграционный поток завернет в суровые природно-климатические условия Дальнего Востока, да еще и с пониженным уровнем материальной обеспеченности, сегодня не следует.

Если процесс старения не затормозить, то в ближайшем будущем регион не справится с решением перспективных задач социально-экономического развития.

Выводы

Проведенный анализ позволил выявить и обобщить причины, которые, по мнению авторов, оказывают негативное влияние на миграционные процессы в ДФО. Демографический потенциал Дальнего Востока и входящих в него территорий опережающего развития остается «слабым звеном». Несмотря на то, что в Дальневосточном федеральном округе особенностями местности и природы созданы все предпосылки успешной реализации программы создания территорий опережающего социально-экономического развития, миграционные процессы, характеризующиеся оттоком населения, могут создать угрозу реализации планов по развитию региона. Федеральному центру и властям региона стоит принять во внимание этот факт, так как именно миграция играет важнейшую роль в развитии производительных сил, формировании состава населения и рынка труда, определении трудового потенциала территории, способствуя социально-экономическому развитию страны и личности.

Роль региональных органов государственной власти в регулировании миграционных процессов

Главная > Курсовая работа >Государство и право

Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова

Филиал в городе Севастополе

Кафедра государственного и муниципального управления

Роль региональных органов государственной власти в регулировании миграционных процессов

Глава I. Проблема миграции и ее современное состояние.…………………………………………5

1.1 Теоретические основы проблемы миграции…………………………………………………….5

1.2 Чем характеризуются современные миграционные процессы в России………………………8

1.3 Социальные и психологические проблемы вынужденных мигрантов.……………………….14

Глава II. Службы миграции и их роль в реализации государственной социальной политики….18

2.1 Основы государственной политики в области миграции……………………………………. 18

2.2 Организация федеральной миграционной службы…………………………………………….21

2.3 Реорганизация государственной миграционной службы в 2002 году………………………. 24

Глава III. Анализ миграционных проблем и путей их решения в Курской области……………..27

3.1 Характеристика миграционных процессов в Курской области………………………………..27

3.2 Деятельность региональной миграционной службы…………………………………………. 29

Миграции населения – перемещения населения, связанные с переменой места жительства. Миграция являются одной из важнейших проблем народонаселения и рассматриваются не только как простое механическое передвижение людей, а как сложный общественный процесс, затрагивающий многие стороны социально-экономической жизни. Миграции сыграли выдающуюся роль в истории человечества, с ними связаны процессы заселения, хозяйственного освоения земли, развития производительных сил, образования и смешения рас, языков и народов. Миграции имеют разнообразные аспекты; их характер и структуру, последствия, которые они вызывают, исследуют ряд наук – демография, экономика, география, социология, статистика, этнография и др. В частности, социальному работнику приходится ориентироваться в социологических вопросах миграции.

Современное рассмотрение проблемы миграции актуально по следующим обстоятельствам. Общественные перемены последнего десятилетия кардинально изменили политическую и социальную ситуацию на постсоветском пространстве, и миллионы людей стали вынужденными мигрантами. В отличие от развитых стран, переживших миграционный бум и не связанных с постоянной иммиграцией, Россия столкнулась с интенсивными миграционными потоками в условиях, когда ее экономическая база оказалась в кризисном состоянии. Приобретая в последние годы ярко выраженный этносоциальный и этнополитический характер, миграция вносит коррективы в жизнь местных социумов, влияет на проводимую суверенными государствами политику, а главное – изменяет личностные характеристики тех, кто вынужден перемещаться на другие территории в поисках спокойной жизни и лучшего будущего.

В течение XX века наблюдалось интенсивное расширение миграционных потоков, а к концу века феномен миграции стал составляющим фактором всех глобальных проблем. И это потребовало новых подходов к миграционной политике, способствующей достижению и поддержанию баланса интересов международных акторов, участвующих в регулировании миграционных процессов.

Актуальность исследования данного феномена на общемировом уровне обусловлена обстоятельствами, к числу которых можно отнести:

. •расширение правового поля и акцентирование внимания международной общественности на проблематике прав человека, к которым, безусловно, относится право свободного передвижения;

. •назревшую необходимость анализа миграции с учетом ее целей, задач и содержания в конкретных регионах Федерации и степени ее воздействия на другие сферы общественных отношений;

. •изменение социальных и политических параметров развития политических новообразований, принятие и претворение в жизнь законов, ущемляющих права иноэтнического населения;

. •необходимость научного осмысления и понимания социально-политической направленности отношений между самими мигрантами, а также между мигрантами и местным населением.

В Концепции внешней политики Российской Федерации отмечается , что Россия, приверженная ценностям демократического общества, включая уважение прав и свобод человека, видит свои задачи в том, чтобы защищать права и интересы российских граждан и соотечественников за рубежом на основе международного права и действующих двусторонних соглашений, будет добиваться адекватного обеспечения прав и свобод соотечественников в государствах, где они постоянно проживают, поддерживать и развивать всесторонние связи с ними и их организациями.

Последствия миграции проявляются в различных сферах: политической, социальной, экономической, культурно-психологической и других. Более того, эти последствия имеют и позитивный и негативный характер, становясь, таким образом, источником конфликтов. Все это определяет актуальность изучения проблем политико-правового регулирования миграции.

Применительно к библиографии, посвященной проблеме миграции, можно отметить следующее. С начала 90-х гг. вышло много специализированных работ, посвященных миграционной проблематике, отражавшие кардинальные социальные и политические изменения, которые имели место до и после распада Советского Союза. Необходимо подчеркнуть, что большинство работ носит ярко выраженную этническую направленность. В работах последнего десятилетия значительное место также было уделено проблеме социокультурной адаптации в иноэтнической или другой среде. Кроме того, широко освещается проблема миграции и в периодической литературе.

Изучение трудов по рассматриваемой проблематике позволяет вычленить основные политические, правовые, экономические, психологические причины миграции.

Объектом исследования выступает миграция населения как феномен международной политической реальности, имеющий проявления в правовой, демографической, экологической и других сферах, а также ее региональный (на примере Курской области) компонент.

Предметом исследования являются закономерности формирования миграционной политики Российской Федерации и ведущих стран мира, направленной на социальную стабилизацию общества и создание предпосылок для устойчивого развития.

Цель работы – проведя системный анализ проблем миграции, выявить региональные характеристики миграции и выработать рекомендации по осуществлению перспективной политики в этой области.

Для достижения данной цели потребовалось решить следующие задачи:

. рассмотреть общетеоретические понятия проблемы миграции;

. определить показатели динамики вынужденной миграции, сравнить их в историческом аспекте;

. проследить изменения интенсивности и направленности миграционных потоков;

. выявить наиболее острые социально-политические и психологические проблемы мигрантов;

. раскрыть особенности государственной политики в области миграции населения;

. предложить ряд практических рекомендаций, направленных на оптимизацию процесса адаптации мигрантов к новым политическим условиям.

Структурно курсовая работа состоит из трех глав. В первой главе дается общий теоретический анализ проблемы миграции. Рассмотрение базисных определений дополнено здесь общим обзором психологических и социальных проблем вынужденных мигрантов. Во второй главе раскрывается сущность государственной политики в области миграции, а также ее реализации через специализированные государственные институты. Наконец, третья глава затрагивает практические аспекты функционирования этих институтов на примере миграционных служб Курской области.

Глава I. Проблема миграции и ее современное состояние

Теоретические основы проблемы миграции

Под миграцией населения1 (от лат. migratio — переселение) принято понимать территориальную подвижность (механическое движение) населения, связанную с его перемещением по территории страны (или между государствами), обусловленную, как правило, влиянием разнообразных факторов — социально-экономических, военно-политических, религиозных, природных, экологических; особенностями исторического и хозяйственного развития отдельных регионов и стран.

Согласно определению, данному видным ученым-географом В.В. Покшишевским (1978), под миграциями населения «следует понимать любые его перемещения, связанные с переменой места проживания (изменение государства, области или населенного пункта, в котором живет то или иное лицо, семья или другая более обширная общность людей)». Таким образом, в качестве главного признака миграционной подвижности населения выступает территориальный, а следствием миграций является изменение географии расселения.

Читайте также:  РВП – разрешение на временное проживание

Однако, по мнению ряда специалистов, к миграциям правомерно относить и широко распространенные в крупных городских агломерациях так называемые «маятниковые миграции», связанные с ежедневными поездками на работу и домой из пригородов в города и обратно. Эти поездки носят локальный характер и не сказываются на географическом рисунке расселения, но оказывают существенное влияние на формирование местных систем расселения.

К другим признакам миграции относят функциональный, по которому ее можно подразделить на трудовую, культурно-бытовую, рекреационную (то есть связанную с туризмом и отдыхом), служебные командировки.

По временному признаку выделяются временная, или возвратная (маятниковая, сезонная), и постоянная, или безвозвратная (переселение), миграции. По направлению миграционных потоков их делят на внешние (межконтинентальные и межгосударственные) и внутренние (межрайонные, внутрирайонные). К внешней миграции относятся эмиграция (выезд из страны проживания) и иммиграция (въезд в страну), а также реэмиграция, или репатриация (возвращение выехавших на родину).

Примерами внутренних миграций могут служить переезды жителей из одного города в другой, из села в город (и обратно), из одного региона (субъекта Российской Федерации) в другой. Внутренние сезонные миграции, как правило, усиливаются в период активизации сельскохозяйственных работ (весна, лето, осень), когда повышается спрос на рабочую силу в сельской местности, или во время летних отпусков. В последние годы заметно возросло также число российских граждан, выезжающих на отдых за рубеж.

По форме организации миграция населения делится на организованную, то есть осуществляемую при участии и с помощью государства, и неорганизованную (самодеятельную). Организованная миграция широко использовалась в практике хозяйственного строительства в СССР. Так, в 50—60-е годы ХХ в. значительные трудовые ресурсы (свыше 1,5 млн человек) были направлены на освоение целинных и залежных земель в регионах Северного Казахстана и Южной Сибири. В плановом порядке осуществлялась мобилизация рабочей силы для крупнейших строек страны — сибирских ГЭС, Западно-Сибирского нефтегазового комплекса, Тимано-Печорского ТПК, БАМа, других промышленных объектов, возводимых в районах Севера, Сибири и Дальнего Востока. Одновременно формировались миграционные потоки из РСФСР в республики Средней Азии и в Казахстан, где не хватало квалифицированных кадров для работы на действующих промышленных предприятиях. Такая миграционная политика наряду с положительными имела и отрицательные последствия, поскольку из-за недостаточной приживаемости мигрантов увеличивался отток части населения из районов нового освоения.

Особое место в истории нашей страны занимают принудительные миграции, связанные с насильственным переселением людей в период сталинских репрессий 30—50-х годов и c депортацией целых народов из мест их постоянного проживания главным образом в регионы Сибири, Дальнего Востока, Средней Азии и Казахстана. Так, в 30-е годы высылке подверглись сотни тысяч раскулаченных крестьян, в период Великой Отечественной войны с родных мест было переселено более 1 млн. немцев, а в конце войны насильственному выселению подверглись калмыки, народы Северного Кавказа (ингуши, чеченцы, балкарцы, карачаевцы), крымские татары, турки-месхетинцы, другие народы. В последующем многие из них были возвращены на свою историческую родину, однако полностью восстановить ситуацию 40-х годов не удалось, что спровоцировало ряд межнациональных конфликтов.

Особенности миграционных процессов в россии: анализ, причины, роль государственного управления

Zaslavsky Victor, Fabris Maria. Лексика неравенства к проблеме развития русского языка в советский период. In: Revue des études slaves, tome 54, fascicule 3, 1982. pp. 387-401.

ЛЕКСИКА НЕРАВЕНСТВА К ПРОБЛЕМЕ РАЗВИТИЯ РУССКОГО ЯЗЫКА В СОВЕТСКИЙ ПЕРИОД*

VICTOR ZASLAVSKY et MARIA FABRIS

За сравнительно короткий период, протекший со времени революции 1917 года, русский язык претерпел изменения столь значительные, что исследователи начинают рассматривать советский русский язык как особую семиотическую систему. В частности, Томас Венцлова, применяя понятие « вторичная моделирующая система », развитое в трудах Тартуской семиотической школы, предлагает рассматривать советский русский как некоторую вторичную моделирующую систему, которая, используя русский язык как материал, создает на его основе определенную идеологическую модель мира для всех, кто говорит на советском русском1 . В советском обществе целенаправленная языковая политика играет безусловно большую роль, чем в каком-либо ином индустриальном обществе современности. « Под языковой политикой, — пишет советский лингвист, — мы понимаем совокупность мер, разработанных для целенаправленного регулирующего воздействия на стихийный языковый процесс и осуществляемых обществом (государством)2». Языковое планирование и управление языком используются как важное средство легитимизации и стабилизации советской системы. Государство производит идеологически детерминированную « артикуляцию и классификацию семантического универсума »3 русского языка и создает специальные социальные институты, прежде всего цензуру и редактуру, для реализации своей языковой политики.

Безусловно изменение русского языка в советскую эпоху происходит не только под влиянием целенаправленной языковой политики. Авторы фундаментальной четырехтомной работы Русский язык и советское общество4 справедливо ставят в центр своего исследования проблему взаимодействия внешних (социальных) и внутренних факторов развития языка.

* Texte de la communication présentée au IIe Congrès mondial d’études slaves et est- européennes (Garmisch-Partenkirchen, 30 sept .4 oct. 1980).

1. T. Venclova, « Two Russian sub-languages and Russian ethnie identity», в кн. : Е. Allworth, рея-, Ethnie Russia in the USSR. The dikmmo of dominance, New York, 1980, стр. 249-256. См. также А. и Т. Фесенко, Русский язык при Советах, Нью-Йорк, 1955.

2. Л. Б. Никольский, « Языковая политика как форма сознательного воздействия общества на языковое развитие » Язык и общество, М.» 1968» стр. 114.

3. T. Venclova, ук. соч., стр. 250.

4. М. В. Панов, ред., Русский язык и советское общество, 4 т., М., 1968.

Rev. Êtud. slaves, Paris, LIV/3, 1982, p. 387-401.

Миграция

  • العربية
  • 中文
  • English
  • Français
  • Español

Люди перемещаются с места на место с незапамятных времен. В то время как одни переезжают в поисках лучшей работы, образования, экономических благ или для воссоединения с семьей, другие вынуждены бежать от конфликтов, терроризма или нарушений прав человека. Растет число тех, кто снимается с мест в результате последствий изменения климата, стихийных бедствий или других факторов экологического характера.

В современном мире мы наблюдаем перемещение людей в беспрецедентных масштабах. Большее чем когда-либо число людей живет не в тех странах, в которых они родились. В 2019 году число мигрантов достигло отметки в 272 миллионов. В 2000 году в мире чило мигрантов составляло порядка 173 миллиона человек. Однако доля международных мигрантов в общем числе жителей планеты почти не меняется в течение последних десятилетий: 3,4% в 2017 году, 2,8% в 2000 году и 2,3% в 1980 году.

Для одних миграция является вопросом выбора, для других — вопросом жизни и смерти. Сегодня в мире насчитывается 70 миллионов принудительно перемещенных лиц, включая 26 миллионов беженцев, 3,5 миллиона искателей убежища и более 41 миллионов внутренне перемещенных лиц.

Кто является мигрантом?

По определению Международной организации по миграции (МОМ), мигрантом является любое лицо, которое перемещается или уже переместилось через международную границу или внутри государства и покинуло место своего обычного жительства независимо от (1) юридического статуса лица; (2) добровольного или недобровольного характера перемещения; (3) причин перемещения; или (4) продолжительности пребывания.

Мигранты и цели в области устойчивого развития

В Повестке дня в области устойчивого развития на период до 2030 года содержится признание позитивного вклада миграционных процессов в устойчивое развитие. Одиннадцать из 17 целей в области устойчивого развития содержат задачи и индикаторы, которые применимы к миграции и мобильности. Главный принцип Повестки «никто не будет забыт» применим ко всем людям, включая мигрантов.

Задача 10.7 Повестки призывает «содействовать упорядоченной, безопасной, законной и ответственной миграции и мобильности людей, в том числе с помощью проведения спланированной и хорошо продуманной миграционной политики». Другие цели также включают задачи по борьбе с торговлей людьми, снижению операционных расходов при осуществлении денежных переводов, обеспечению студенческой мобильности.

Международная организация по миграции (МОМ)

Международная организация по миграции была основана в 1951 году в качестве межправительственной организации. В своей деятельности МОМ придерживается принципа, согласно которому гуманная и упорядоченная миграция должна приносить пользу и мигрантам, и принимающему их обществу. МОМ совместно со своими партнерами осуществляет деятельность, направленную на оказание помощи в решении оперативных задач в области миграции; разъяснение проблем, связанных с миграцией; поддержку социального и экономического развития через миграцию; всемерное содействие подлинному соблюдению человеческого достоинства мигрантов и заботу об их благополучии. В 2016 году было заключено Соглашение о взаимоотношениях между Организацией Объединенных Наций и Международной организацией по миграции (A/70/976). Так МОМ стала одним из специализированных учреждений ООН.

МОМ разработала платформу «Я — мигрант», на которой можно найти реальные истории мигрантов.

Данные по миграции

В 2019 году число международных мигрантов достигло отметки в 272 миллионов, что на 14 миллионов превышает данные за 2017 год. Женщины составляют 48% от общего числа мигрантов, около 38 миллиона — дети, 4,4 миллиона — международные студенты и 164 миллиона — трудовые мигранты. 75% мигрантов — люди трудоспособного возраста (20-64 лет). Почти 31% всех мигрантов проживают в Азии, 30% — в Европе, 26% — в Северной и Южной Америке, 10% — в Африке и 3% — в Океании (Источник: Портал глобальных данных о миграции)

Так как данные о миграции собираются различными организациями и учреждениями, представить четкую картину о миграции достаточно сложно. Центр МОМ по анализу глобальных данных о миграции поддерживает Портал глобальных данных о миграции, который служит уникальным источником исчерпывающей и актуальной информации в этой области. На веб-сайте собраны данные из различных источников с тем, чтобы представители власти, национальные статистические управления, журналисты и широкая общественность могли представить картину о состоянии миграционных процессов.

Усилия на глобальном уровне

Миграция носит глобальный характер, что требует применения глобальных подходов и принятия глобальных решений. 19 сентября 2016 года Генеральная Ассамблея ООН провела заседание высокого уровня, на котором был представлен доклад Генерального секретаря ООН «В условиях безопасности и достоинства: решение проблемы перемещений больших групп беженцев и мигрантов».

Главы государств и высокие представители единогласно одобрили важнейший итоговый документ — Нью-Йоркскую декларацию о беженцах и мигрантах, в которой выражается политическая воля мировых лидеров, направленная на спасение жизней, защиту прав человека и справедливое распределение ответственности на глобальном уровне.

В марте 2017 года Генеральный секретарь ООН назначил Луизу Арбур своим Специальным представителем по международной миграции для работы с государствами-членами над проектом глобального договора в этой области.

В Нью-Йоркской декларации о беженцах и мигрантах, принятой в сентябре 2016 года, Генеральная Ассамблея решила разработать глобальный договор о безопасной,упорядоченной и регулируемой миграции. Ожидается, что он будет принят на межправительственной конференции, которая пройдет в декабре 2018 года в Марокко. Принятие соглашения предоставит уникальную возможность улучшить управление миграционными процессами, ответить на вызовы современной миграции и укрепить вклад мигрантов в устойчивое развитие.

Русский язык в Узбекистане: мало времени, много желания и фишки в изучении

В начале октября в Узбекистан из России прибыла группа из 32 учителей русского языка – участников образовательного проекта “Зўр!” (“Класс!”). Перед ними стоит задача проверить методику обучения “великому и могучему” в школах страны, а также уровень его знания учениками.

ТАШКЕНТ, 5 окт — Sputnik. Российские педагоги и методисты продолжают работу в регионах Узбекистана, в частности в Наманганской области. О первых итогах проекта, а также наиболее эффективной системе преподавания русского языка в республике корреспонденту Sputnik Узбекистан рассказала филолог Марина Савченко.

Научить говорить

Свои впечатления от пребывания в Узбекистане Марина Савченко описывает не иначе как “большое открытие” – природы и людей, городов и кишлаков.

В то же время, говорит она, для самой республики таким открытием становится преподавание в школах русского языка как иностранного, ведь даже для России это наука новая. Филологи в Узбекистане до сих пор разрабатывают собственные методики обучения и на уроках зачастую используют свои “фишки”.

“Мне была очень интересна одна учительница. Допустим, говоря о глаголах единственного или множественного числа, она детям говорит: “Вот единственное число – ставьте ту букву, которая стоит в начале алфавита: “е” или “и”. А множественное число – ставьте ту букву, которая стоит в конце алфавита: “ю” или “я”, — рассказывает Савченко об одном из таких профессиональных секретов коллег.

Педагог подчеркивает, что очень многое зависит от энергии учителя: если он любит свой предмет, то у его учеников все получится. Савченко приводит в пример преподавателя начальных классов, за три дня организовавшая концерт, на котором выступила вся параллель.

“Ученики все бежали на сцену, потому что у них такой учитель. И она переживала, и дети что-то забывали, но это не главное. Главное, что они говорят и не молчат. Ведь на любом уроке иностранного языка главное – это говорить”, – отмечает Марина Савченко.

Коммуникация – это основа. Но часто учителя-русисты уделяют слишком много внимания разъяснению грамматических и лексических правил, отнимая и так ограниченное время занятий, отведенное на изучение русского языка в школах. Из-за этого ученики просто не имеют возможности применить свои знания на практике.

Лучше меньше, да лучше

Нехватка учебных часов – это главная проблема, связанная с преподаванием русского языка в школах Узбекистана.

Например, даже выделенных в 10-м классе на прочтение и анализ “Капитанской дочки” Пушкина трех часов не хватает, чтобы до конца понять смысл произведения – для этого нужно хорошо знать и историю России, чего конечно нельзя добиться в рамках курса по литературе, тем более за короткий срок.

Отдельный вопрос – правовой статус русского языка в Узбекистане. Так, сейчас он в стране не считается ни языком иностранным, ни вторым государственным. По этой причине непонятно, каким путем русский будет развиваться дальше, в том числе в рамках школьной программы – будет ли расширен список преподаваемых на нем предметов и сколько им уделят учебных часов.

Как говорит Савченко, это наболевшая проблема: учителя-филологи надеются, что “русский язык обретет определенность”, а их ученики на уроках смогут получать тот объем знаний, который в будущем поможет им в жизни.

“Язык нужно учить на эмоциях”

Педагогу из России импонирует та атмосфера, которая складывается на уроках по русскому языку в школах Узбекистана. Дети действительно стремятся выучить неродной для них язык, активно говорят на нем и это им нравится.

Педагоги же всегда поддерживают стремление своих подопечных, “заряжая” учеников положительными эмоциями и желанием трудиться на занятиях.

При обучении носителя русского “мешок” уже полон – ребенок самостоятельно может складывать слова в предложения, научившись этому в семье. Преподавателю остается, вытащив отдельные слова из этого “мешочка”, объяснить, что это за части речи, каким правилам они подчиняются и так далее.

Другое дело, когда обучаешь иностранца. Он еще не знает языка, и для начала ему надо помочь сформировать необходимый словарный запас.

“Ребенку нужно дать собрать этот волшебный мешочек, и только потом, когда он уже владеет им, вынимать из этого мешочка слова и показывать ему. Именно тогда ребенок осознает грамматические нормы, но никак не в обратном порядке”, – поясняет Савченко.

Новые методики и учителя-первопроходцы

Помочь улучшить программу обучения русскому языку в школах Узбекистана призваны новые методики, которые в настоящее время разрабатывают специалисты как в России, так и в самой республике.

Разные авторы выпускают альтернативные серии учебников, по которым уже успешно преподают. Поэтому, считает Савченко, российским и узбекистанским филологам стоит больше сотрудничать, сравнить свои подходы и, возможно, вместе создавать что-то новое.

Свою лепту в это делу внесут и участники образовательного проекта “Зўр!” (“Класс!”), реализацию которого при поддержке властей двух стран и фонда Алишера Усманова “Искусство, наука и спорт” начали в начале октября.

Этот проект без сомнений уникален, а преподавателей, ставших его частью, можно назвать первопроходцами. По результатам тестирования станет понятно, в каких именно направлениях стоит развивать программы обучения.

Так, подавляющее большинство русистов в Узбекистане – это люди старшего поколения. Для них не составляет особой проблемы успешно решить тесты. Однако у многих из них могут быть сложности с письменными заданиями: зачастую школьные учителя – это чуть ли не единственные, кто хорошо владеют русским в ближайшей округе, поэтому без контроля со стороны они могут забыть какие-то сложные конструкции, которые не очень часто употребляются в речи.

Другой аспект – разница в методических понятиях, применяемых в России и в Узбекистане. Некоторые из них называются одинаково, но обозначают совершенно разное. Перед специалистами стоит задача сопоставить их, чтобы в дальнейшем избежать возможных ошибок, подчеркивает Савченко.

Сейчас также очевидно, что стоит обратить внимание на так называемые интегрированные предметы: в их рамках должны изучать не только чисто филологические или литературные темы, но и категории других наук, в том числе технических.

Наконец, в ходе поездок по Узбекистану становится понятно, что степень распространения русского языка отличается от региона к региону. Где-то, как в Ташкенте, возможностей поговорить по-русски намного больше, чем в отдаленных кишлаках.

Специалист считает слишком смелой идею “подтянуть” все области до уровня столицы в знании русского. По ее мнению, продуктивнее будет сосредоточить усилия на обучении языку тех, кто в этом нуждается.

Тем не менее, проект “Зўр!” призван повысить популярность русского в Узбекистане. К концу декабря его первый этап подойдет к концу, участники получат сертификаты, а российские учителя вернутся домой.

Но это только начало: в следующем году в школы республики приедут уже сто преподавателей из РФ, которые займутся расширением спектра учебных дисциплин на русском языке.