Правовой статус беженцев и вынужденных переселенцев: оформление заявления

Главное за сегодня

Тарифы разработаны по принципу “дальше едешь – меньше платишь”.

Банк ВТБ запустил новый сервис “Личный кабинет пассажира”.

С 4 ноября все собственные поезда ЦППК, курсирующие по МЦД, стали тематическими.

Популярные статьи

Инфографика

  • Инфографика ЖКХ
  • Недвижимость
  • Как сделать ремонт квартиры
  • Всё об авто
  • Красота и здоровье
  • Спорт и здоровый образ жизни
  • Беременность и роды
  • Главная страница
  • Жизнь в Москве
  • Правовые отношения и личные документы
  • Беженцы и иммигранты

Статус беженца: как получить, продлить срок действия, и в каких случаях можно лишиться

В статье пойдет речь о порядке предоставления статуса беженца и вынужденного переселенца, продлении срока действия статуса и об основаниях для его утраты.

Материалы по теме:

Содержание

  • Правовой статус вынужденного переселенца и беженца
  • Предоставление статуса
  • Оформление пакета документов
  • Продление срока действия статуса беженца (вынужденного переселенца)
  • Утрата и лишение статуса вынужденного переселенца

Юридическая база разрешения вопросов беженцев и вынужденных переселенцев состоит из: Конституции РФ, федеральных законов «О беженцах» и «О вынужденных переселенцах», «Административного регламента Федеральной миграционной службы по исполнению государственной функции по предоставлению статуса вынужденного переселенца, продлению срока его действия, утрате и лишению статуса вынужденного переселенца, а также по учету вынужденных переселенцев» (утвержден приказом ФМС России № 465) и «Административного регламента МВД России по предоставлению государственной услуги по рассмотрению ходатайств о признании беженцем на территории Российской Федерации и заявлений о предоставлении временного убежища на территории Российской Федерации», утвержденный приказом ФМС России от 19.08.2013 г. №352.

Прекращение существования СССР вызвало, по ряду причин, несколько волн переселения в Россию русских и русскоязычных бывших советских граждан, внезапно ставших, помимо своей воли, жителями иностранных государств. Острые межнациональные конфликты в регионах самой России также приводили и приводят к вынужденному переселению большого числа граждан внутри нее.

Правовой статус вынужденного переселенца и беженца

Понятия «беженец» и «вынужденный переселенец» отличаются друг от друга. Главное отличие здесь – в гражданстве. Беженец не является гражданином РФ. Определение понятия «беженец» в международном праве содержится в двух основных документах: Конвенции ООН 1951 года «О статусе беженцев» и Протоколе 1967 года к ней же.

Беженец – не является гражданином РФ и находится вне страны своей гражданской принадлежности (для бывших граждан СССР, потерявших после распада гражданство, – вне страны своего прежнего обычного места жительства).

Вынужденный переселенец – гражданин РФ, либо иностранный гражданин, постоянно проживающий на законных основаниях на территории России, вынужденный покинуть прежнее место жительства и переселиться в другой субъект РФ. К примеру, человек, проживавший во Владивостоке, в силу преследования его по этническому признаку, переехал на постоянное жительство в Москву.

Также вынужденным переселенцем может быть также признан бывший советский гражданин, постоянно проживавший на территории одной из республик бывшего Союза, который получил статус беженца РФ и утратил его в связи с приобретением российского гражданства, если в период действия статуса беженца он был вынужден сменить место проживания и переехать в другой субъект Федерации.

Беженцы и вынужденные переселенцы – люди, подвергавшиеся гонениям и враждебному отношению по различным признакам на родине, вынужденные по этой причине покинуть ее в силу обоснованных опасений за свои здоровье и жизнь, а также за здоровье и жизнь близких. Основные признаки, по которым иностранцы и граждане РФ могут получить статус беженца или переселенца, следующие:

  • расовая или национальная принадлежность,
  • принадлежность к социальной группе,
  • политические убеждения,
  • вероисповедание,
  • язык.

Правовой статус беженца и правовой статус вынужденного переселенца совпадают с точки зрения оснований миграции, предоставления и создания благоприятных условий для их жизни в РФ.

Порядок оформления статуса беженца и порядок оформления статуса вынужденного переселенца аналогичны.

Предоставление статуса

Статус беженца или переселенца может получить как один человек, так и его домочадцы, в случае, если все они были подвергнуты гонениям на родине по перечисленным выше признакам.

В соответствии с положениями закона «О беженцах» иностранный гражданин, находящийся за пределами государства гражданской принадлежности может обратиться с ходатайством о признании беженцем в российское загранпредставительство, на границе либо на территории Российской Федерации. Ходатайства, принятые загранпредставительствами, рассматривает и принимает по ним решения МВД России.

Для получения статуса нужно подать ходатайство вместе с определенным набором документов в территориальный орган Главного управления МВД РФ по вопросам миграции (ГУВМ).

Бланк ходатайства выдается в этой же миграционной службе. В случае, когда лицо, желающее стать беженцем, еще находится за границей РФ, ему нужно обращаться в дипломатическое представительство или консульство РФ в государстве пребывания. При отсутствии возможности самостоятельно подать ходатайство, оно может быть подано уполномоченным представителем на основании доверенности.

Для получения статуса вынужденного переселенца необходимо:

  1. ходатайствоо предоставлении временного убежища на территории Российской Федерацииhttps://www.gosuslugi.ru/api/catalog/v3/srfile/358829/download?version=2
  2. паспорт или иной документ, удостоверяющий личность
  3. Документы и материалы, представленные заявителем в обоснование своего ходатайства о признании беженцем или заявления о предоставлении временного убежища
  4. Дактилоскопическая карта
  5. Анкета лица, ходатайствующего о признании беженцем на территории Российской Федерацииhttps://www.gosuslugi.ru/api/catalog/v3/srfile/358851/download?version=2
  6. документ, подтверждающий принадлежность к гражданству Российской Федерации (для граждан РФ),
  7. свидетельство о рождении (для лиц, не достигших 14-летнего возраста).

Все документы подаются в оригинале.

Если лицо, претендующее на получение статуса беженца или переселенца, еще не оставило свое текущее место жительства, прилагает к ходатайству нотариально заверенные копии этих документов.

Оформление пакета документов

Ходатайство заполняется черными или синими чернилами на русском языке, разборчивыми буквами. Степень родства указывается по отношению к лицу, подающему ходатайство. При наличии гражданства или подданства нескольких государств указывается каждое из этих государств.

К ходатайству должны быть приложены черно-белые фотографии заявителя и членов его семьи.

Сведения о родных, не достигших 18 лет, заносятся в ходатайство одного из родителей, опекуна или либо одного из членов семьи, достигшего возраста восемнадцати лет, с которыми они прибыли на территорию РФ и которые добровольно взяли на себя ответственность за их воспитание и содержание.

Также, если в семье заявителя родственники, достигшие 18 лет, ходатайство о признании беженцем (вынужденным переселенцем) подается каждым из них.

При подаче ходатайства должны присутствовать все члены семьи, сведения о которых заносятся в ходатайство.

Заявитель в установленном порядке проходит дактилоскопическую регистрацию и фотографирование. Все лица, ходатайствующие о предоставлении убежища в Российской Федерации, проходят обязательное медицинское.

Ходатайства, принятые на границе и на территории страны, рассматривают и принимают по ним решения соответствующие территориальные органы МВД России. Ходатайства о признании беженцами подаются всеми совершеннолетними заявителями, а также несовершеннолетними несопровождаемыми лицами. Заявителям предоставляется квалифицированный переводчик. Процедура рассмотрения ходатайства двухступенчатая и состоит из предварительного рассмотрения ходатайства и рассмотрения ходатайства по существу.

Предварительное рассмотрение ходатайства осуществляется в срок до 5 дней, рассмотрение по существу — до трех месяцев. В отдельных случаях МВД России может разрешить продлить срок рассмотрения ходатайства еще на три месяца.

На период рассмотрения ходатайства по существу заявителю выдается свидетельство о рассмотрении ходатайства о признании беженцем по существу, которое является документом, удостоверяющим личность заявителя, и дает ему право на пребывание на период рассмотрения ходатайства и возможного обжалования отказа в признании беженцем. Национальные документы заявителя сдаются на хранение в территориальные органы МВД России.

При вынесении положительного решения лицу, признанному вынужденным переселенцем (беженцем) в территориальном органе ГУВМ (или же посольстве, консульстве) под расписку при предъявлении документа, подтверждающего личность, выдается удостоверение вынужденного переселенца (беженца). Сведения о детях, не достигших 18 лет, заносятся в удостоверение одного из родителей, опекунов либо родственников, достигших 18 лет.

Для выезда за пределы Российской Федерации беженцам оформляется проездной документ. Для выезда из Российской Федерации и въезда на ее территорию беженцу с проездным документом не требуется получение российских виз.

Отказ в признании человека беженцем или переселенцем может быть вынесено по нескольким основаниям:

  • человек умышленно сообщил ложные сведения либо предъявил фальшивые документы, служившие основанием для признания его вынужденным переселенцем,
  • человек совершившее тяжкое преступление,
  • человек не обратился без уважительных причин в уполномоченные органы с ходатайством о признании его вынужденным переселенцем (беженцем) в течение двенадцати месяцев со дня выбытия с места жительства либо в течение одного месяца со дня утраты статуса беженца.
  • если человек покинул место жительства по экономическим причинам, либо вследствие голода, эпидемии или природных и техногенных катаклизмов.

Продление срока действия статуса беженца (вынужденного переселенца)

Статус беженца предоставляется без указания срока. Каждые полтора года беженец проходит переучет. В ходе переучета решается вопрос о сохранении статуса беженца либо об утрате или лишении статуса.

В соответствии федеральным законом РФ «О вынужденных переселенцах», если у вынужденного переселенца (беженца) есть обстоятельства, препятствующих ему в обустройстве на новом месте жительства, статус сохраняется.

Для переучета к заявлению о переучете необходимо представить документы:

  • удостоверение вынужденного переселенца (беженца),
  • копия паспорта,
  • справка об отсутствии у заявителя и членов его семьи жилого помещения на правах собственности по месту его регистрации,
  • договора найма (аренды) или поднайма (субаренды) жилья (для вынужденных переселенцев, имеющих регистрацию в жилом помещении),
  • другие документы, подтверждающие наличие обстоятельств, препятствующих в обустройстве на новом месте жительства.

Документы подаются не позднее дня истечения срока действия ранее ободренного статуса каждым из беженцев, достигших 18 лет.

Срок действия статуса вынужденного переселенца не продлевается:

  • при отсутствии у вынужденного переселенца обстоятельств, препятствующих в обустройстве;
  • в случае пропуска без уважительных причин срока обращения с заявлением о продлении статуса.

Утрата и лишение статуса вынужденного переселенца

Cтатус вынужденного переселенца (беженца) утрачивается в случаях:

  • прекращения гражданства РФ,
  • выезда для постоянного проживания за пределы России,
  • истечения срока предоставления статуса вынужденного переселенца (беженца).

Решение о лишении статуса вынужденного переселенца (беженца) принимается территориальным органом ГУВМ в случае уличения переселенца (беженца) в том, что он умышленно сообщил ложные сведения или предъявил фальшивые документы.

Решения об утрате или лишении статуса беженца или вынужденного переселенца также может быть обжаловано. Отрицательные решения по ходатайству на каждом этапе заявители могут обжаловать в МВД России либо в Суд. Жалобы на решения территориальных органов ГУВМ МВД России рассматриваются обычными судами в рамках гражданского судопроизводства.

КС Ингушетии признал норму программы по обустройству беженцев из Чечни неконституционной

Москва. 4 марта. INTERFAX.RU – Конституционный суд Ингушетии вынес постановление о признании подпункта положения о жилищном обустройстве беженцев из Чечни, пожелавших остаться в Ингушетии, неправомерной, сообщил агентству “Интерфакс” представитель суда.

“Провозглашено постановление по жалобе гражданки о проверке конституционности подпункта “д” пункта 3 положения о жилищном обустройстве вынужденных переселенцев из Чечни в рамках подпрограммы “Социально-экономическое развитие Ингушетии на 2014-2016 годы” госпрограммы республики “Развитие сферы строительства, архитектуры и ЖКХ Ингушетии”, утвержденного постановлением правительства региона в сентябре 2014 года”, – сказал собеседник агентства.

По его словам, заявительница Мадина Дзортова считает, что оспариваемая норма лишает граждан, признанных в установленном порядке вынужденными переселенцами, права на получение жилья, а потому противоречит части 2 статьи 7, части 2 статьи 18 и частям 1 и 3 статьи 39 Конституции Ингушетии.

“В ходе заседания данный подпункт признан не соответствующими Конституции Ингушетии, ее статьям 18 (часть 1), 39 (части 1 и 3) и 54 (часть 3) во взаимосвязи со статьей 7 (часть 2) “, – уточнил представитель КС.

Суд считает, что местному парламенту надлежит законодательно урегулировать вопросы предоставления жилья из жилищного фонда региона вынужденным переселенцам, покинувшим Чечню и изъявившим желание остаться на постоянное жительство в Ингушетии.

В середине февраля минувшего года группа переселенцев из Чечни, желающих остаться жить в Ингушетии, организовали пикет у здания Госдумы РФ с требованием обеспечить их жильем. Глава Ингушетии Юнус-Бек Евкуров назвал пикет политизированной предвыборной акцией, а заявления об отсутствии помощи в обустройстве – голословными.

По его словам, вся необходимая работа с этой категорией граждан проводится в республике в полном объеме. “Проблема с обеспечением переселенцев жильем, стоявшая столько лет, была решена в республике только в эти годы при поддержке федерального центра. Получить жилье смогли тысячи человек”, – отметил глава республики.

Евкуров отметил, что в декабре 2017 года по его поручению была создана специальная рабочая группа под руководством заместителя председателя правительства региона, в которую были включены и те активисты, которые протестовали в Москве. В течение месяца рабочая группа составила списки из порядка 280 семей, которым не продлен статус.

Согласно законодательству, некоторые семьи не имеют права на получение жилья в силу поправок, внесенных 30 декабря 2015 года в основной закон “О вынужденных переселенцах”. В связи с этим глава республики предложил передать все списки в прокуратуру республики, которая отдельно проанализирует каждый случай отказа в продлении статуса вынужденного переселенца. Все участники рабочей группы приняли это предложение, и списки были направлены в прокуратуру.

Как сообщал агентству “Интерфакс” председатель общественного совета Назрани, член рабочей группы по работе с вынужденными переселенцами Магомед Костоев, после военных действий в Чечне в Ингушетии осело много вынужденных переселенцев. В 2017 году в Назрани был построен большой микрорайон “Юбилейный”, который во многом решил проблемы этих людей.

По данным пресс-службы постпредства Ингушетии в Москве, 14 февраля немногочисленная группа вынужденных переселенцев из Чеченской республики провела несанкционированный пикет напротив здания Госдумы. Участники пикета требовали обратить внимание на проблему получения жилья по закону “О вынужденных переселенцах” от 1993 года.

Эксперты: статус беженца в России получили всего 317 украинцев

Автор фото, RIA Novosti

По данным ФМС, в России находятся 2,6 млн граждан Украины, в т.ч. 1 миллион – из Донбасса. На фото – КПП “Успенка” на украинско-российской границе в феврале 2015 года.

Статус беженца в России получили всего 317 бежавших от войны на Украине, а право на “временное убежище” и участие в программе переселения предоставлено ещё примерно 420 тысячам – таковы данные экспертов Комитета гражданских инициатив.

В обнародованном в среду докладе эксперты, привлечённые Комитетом гражданских инициатив, заявляют, что Федеральная миграционная служба не смогла наладить работу с украинскими беженцами, и основную нагрузку, связанную с их расселением, помощью и предоставлением им работы, взяли на себя простые россияне.

“Практика работы с беженцами показала, что вместо оказания конкретной помощи затягивается решение вопросов с предоставлением социальной помощи, выделением жилья, оформления статуса беженца и временного убежища. Оформление статуса беженца затягивается на месяцы”, – говорится в резюме доклада, который в среду представили публике президент фонда “Миграция ХХ1 век”, бывший заместитель директора ФМС Вячеслав Поставнин, заведующая лабораторией миграционных исследований Института народнохозяйственного прогнозирования РАН Жанна Зайончковская и другие специалисты по миграции.

“Несмотря на то, что, когда начались уже боевые действия, было совершенно очевидно, что к нам придут беженцы, мы не делали ровным счётом ничего. У нас удостоверение временного убежища появилось через полгода после того, как хлынул поток беженцев. Это просто никуда не годится. О какой (последовательной) политике тут можно говорить, когда бумажку не могли напечатать вовремя!” – сказал Вячеслав Поставнин.

При этом, по словам Поставнина, принятые до украинского кризиса законы, в некоторых аспектах ужесточающие условия легализации иммигрантов, помешали быстро и без волокиты решить проблему украинских беженцев.

Контингент как манна

“А в условиях, когда у нас не хватает населения и квалифицированной рабочей силы, можно было бы что-то сделать, чтобы предложить этим людям, которые бежали в Россию, остаться и стать российскими гражданами”, – добавил Евгений Гонтмахер, известный экономист и член КГИ.

Читайте также:  Рвп в крыму в 2020-2021 году: разрешение на временное проживание

“Такой контингент идёт – образованный, культурно полностью идентичный. Ну хватайте же! Война – войной, но манна с неба бывает и во время войны. Но Россия продемонстировала, что она быстро сорганизоваться не может. Под эти крики – и запись в “Концепции миграционной политики”, что рынок труда нуждается в мигрантах [. ] – ну и где ваш рынок труда? Где ваша готовность?” – заочно обратилась к российским властям завлабораторией миграционных исследований Института народнохозяйственного прогнозирования РАН Жанна Зайончковская.

По данным ФМС, о которых напомнила на презентации доклада заведующая отделом диасппоры и миграции Института стран СНГ Александра Докучаева, с весны 2014 года в Россию въехали и не выехали 1,09 млн граждан Украины.

Заявления о статусе беженца подали более 6 тысяч человек, заявления о временном убежище – 395 тысяч, о разрешении на временно проживание – 260 тысяч, об участии в программе переселения – 146 тысяч.

Евгений Гонтмахер, Вячеслав Поставнин и другие специалисты по миграции упрекают российские власти в неспособности обернуть поток беженцев из Донбасса на пользу России

Авторы доклада напоминают, что обладатель официального статуса беженца в России получает права (на трудоустройство, например) наравне с россиянами. Кроме того, ему выплачивается единовременное пособие.

“Статус временного убежища дает право на работу и это при условии, что мигранты сами нашли себе жилье, иначе они не получат этот статус. Для получения статуса временного убежища необходимо и подтверждение отсутствия заболеваний, что также требует времени, в связи с чем реальный срок предоставления временного убежища составляет от 1 до 3 месяцев. А в это время им нужно на что-то жить. И им приходится трудоустраиваться нелегально”, – пишут авторы доклада.

“Временное убежище”, по подсчётам авторов доклада, в России получили 378 тысяч жителей Украины.

Статус участника же государственной программы по переселению, как пишут авторы доклада, “дает возможность получить российское гражданство при условии, что украинские беженцы имеют регистрацию по месту проживания, что для большинства из них, как и переселяющихся соотечественников из других государств СНГ, практически нереально”.

О правовом статусе беженцев и вынужденных переселенцев в России

Определение беженцев и вынужденных переселенцев различается только в отношении субъекта: первые, в отличие от вторых, не являются гражданами Российской Федерации (РФ). Причины, по которым состоялось перемещение объекта на иную территорию, одинаковы – это либо опасение, риск подвергнуться враждебным кампаниям либо уже совершенное в отношении личности преступное действие. Официально присвоенный перемещенным лицам правовой статус беженцев и вынужденных переселенцев позволяет получить некоторые выгоды согласно Федеральным законам (ФЗ) 4528-І и 4530-І.

Обзор причин переселения

Причинами переселения людей – перемещения их с одного места жительства на другое – могут быть реальные риски подвергнуться притеснению по социальным признакам:

  • расовой либо национальной принадлежности;
  • вероисповеданию;
  • языку;
  • политическим убеждениям;
  • принадлежности к определенной социальной группе.

Миграционный процесс, как массовое явление, подлежащее статистическому учету, кроме социальных и политических, может быть вызван причинами природного, экономического, военного либо иного характера.

Ознакомьтесь подробнее с особенностями процесса переселение .

В отношении мигрантов тщательно разработана нормативно-правовая база – как в международном, так и в российском законодательстве.

Права лиц, получивших статус переселенца в Российской Федерации

После того как перемещенное лицо оформит ходатайство на получение статуса вынужденного переселенца, а органы Главного управления по вопросам миграции (ГУВМ) МВД РФ его зарегистрируют, ему по закону предоставляются определенные права.

Что дает статус вынужденного переселенца:

  1. Право получить единоразовое денежное пособие; размер его определяет Правительство РФ, но сумма не должна быть меньше ста рублей.
  2. Получить направление на проживание в центре для вынужденных переселенцев, если перемещенному лицу негде жить.
  3. Право получить компенсацию проезда от места регистрации ходатайства до места временного проживания. Условие справедливо для малоимущих семей или лиц, иным переселенцам государство только содействует в обеспечении проезда или провоза багажа.
  4. Право жить в центре временного проживания, получать питание, пользоваться коммунальными услугами.
  5. Право получать медпомощь и лекарственные препараты в медицинских учреждениях.

Конституционное право России рассматривает вынужденного переселенца как гражданина РФ (либо иностранца или лицо без гражданства, но проживающего на законных основаниях в России), вынужденного покинуть место своего жительства и прибыть на иную территориальную единицу Федерации. Определение «беженец» можно применить к лицу, прибывшему на территорию России из другой страны и не являющемуся гражданином РФ.

Основы конституционно-правового статуса беженцев и вынужденных переселенцев в РФ, то есть совокупность прав и обязанностей этих лиц сходны. В течение трех месяцев после подтверждения своего положения переселенцы имеют право:

  • выбрать место для постоянного места жительства из числа предложенных ГУВМ МВД;
  • приобрести российское гражданство на льготных условиях;
  • рассчитывать на всестороннюю помощь со стороны органов власти.

Вынужденные переселенцы также могут потребовать ссуду на строительство или приобретение жилья в РФ, причем государство должно предоставить долговременный и беспроцентный заем.

Административно-правовое положение беженцев, вынужденных переселенцев и перемещенных лиц в Российской Федерации – это система прав и обязанностей, свобод и гарантий, которые предоставляются вышеперечисленным объектам российским государством. Важными элементами административно-правового статуса этой категории населения РФ являются гражданство, право- и дееспособность. Причем согласно административно-правовому статусу беженцев и вынужденных переселенцев последние имеют более широкие правоспособности.

Отличия статуса беженца от статуса вынужденного переселенца

Несмотря на то что порядок оформления статуса беженца и вынужденного переселенца, их обязанности и права сходны, отличия все же существуют.

Официально зарегистрированным беженцам предоставлены основные права российских граждан:

  • принимать участие в общественной деятельности;
  • работать по найму;
  • осуществлять предпринимательскую деятельность без специального разрешения;
  • получать соцобеспечение и защиту (для льготных категорий).

Недвижимостью беженцы могут владеть только на тех условиях, что и другие иностранцы: повышенное налогообложение, запрет на приобретение жилья в определенных районах, перечень которых содержится в постановлении Правительства РФ № 508 от 05.07.01.

На беженцев не распространяются следующие преимущества вынужденных переселенцев:

  • выделение безвозмездных субсидий для строительства или приобретения жилья;
  • стипендии при обучении профессии либо переобучении;
  • содействие при переводе детей в российские вузы;
  • включение в списки на получение жилплощади.

При подтверждении статуса беженца или переселенца компетентный орган выдает свидетельство, по истечении срока действия которого нужно покинуть страну либо продлевать действие документа.

Процедура получения свидетельства пошагово

Получение статуса переселенца в России возможно только на территории государства, тогда как беженец может получить правовой статус даже до пересечения границы РФ. Для этого уполномоченным представителем будущего беженца подается письменное ходатайство, заполненное по форме и исключительно на русском языке.

Куда обращаться для получения статуса беженца или вынужденного переселенца

Для получения свидетельства о статусе беженца или переселенца необходимо обратиться в территориальный орган ГУВМ МВД России. Сделать это можно в ближайшем для прибывшего лица городе Федерации, где создано отделение службы по вопросам миграции – это столицы республик в составе РФ, краевые и областные центры, некоторые районные центры и крупные города, в которые прибывает большое количество мигрантов.

У беженцев есть дополнительная возможность подать ходатайство в:

  • дипломатическое представительство или консульское учреждение, если лицо пока находится за пределами России;
  • пограничный орган ФСБ – при законном либо вынужденном пересечении границы РФ.

Инструкция по получению статуса

Пошаговая инструкция, как получить статус вынужденного переселенца:

  • Подать в территориальный орган ГУВМ ходатайство на бланке, который можно заранее скачать с сайта управления.
  • В ходатайстве обосновать необходимость получения статуса.
  • Подписать бланк.

В течение 3 месяцев со дня подачи ходатайства должно быть вынесено решение о присвоении гражданину РФ статуса вынужденного переселенца.

Документы для получения свидетельства

Отличия процедуры получения правового статуса для беженцев и вынужденных переселенцев еще и в том, что в первом случае принимается только письменное ходатайство, а во втором возможна подача электронного документа.

Лицо, претендующее на статус вынужденного переселенца, должно приложить к ходатайству такие документы:

  1. Документ, удостоверяющий личность , и свидетельство о рождении для детей до 14 лет.
  2. Свидетельство о заключении брака .
  3. Документы, подтверждающие родственные отношения между членами семьи (об удочерении / усыновлении, подтверждении отцовства, смене фамилии, расторжении брака). Могут понадобиться при въезде в Россию с семьей.
  4. Документ, подтверждающий полномочия представителя.

К пакету документов прилагают 2 фото заявителя и по 2 фото каждого члена семьи, достигших 18 лет.

Приглашение для получения статуса переселенца потребуется только для желающих участвовать в Программе РФ по содействию переселению соотечественников, проживающих за рубежом (Указ Президента России от 22.06.06).

Что касается вынужденных перемещенных лиц, им, кроме заполненного ходатайства, понадобятся и другие документы, но приглашение от гражданина РФ в их число не входит.

Претендующий на статус беженца подает только ходатайство.

Особенности процедуры оформления заявки

Заявка или ходатайство, которое заполняет перемещенное лицо, состоит из 23 пунктов. При его заполнении нужно детально описать все причины, по которым заявитель вынужден был покинуть постоянное место жительства. При наличии документов, подтверждающих эти причины, их ксерокопии также прилагаются.

При принятии решения экспертная комиссия рассматривает и проверяет анкетные данные перемещенного лица, при необходимости проводит индивидуальные собеседования или проверки для подтверждения предоставленной информации.

Сколько нужно заплатить за получение статуса

За оформление ходатайства для получения статуса беженца или вынужденного переселенца в РФ госпошлина не предусмотрен. Процедуры подачи ходатайства,продления удостоверения, обжалования в случае отказа полностью бесплатны. Единственное, на что, может быть, придется потратиться – распечатка бланка заявки.

Срок действия статуса беженца и вынужденного переселенца

Для беженцев и переселенцев различается срок действия подтвержденного правового статуса:

  • вынужденным переселенцам статус выдается сроком на 5 лет, в дальнейшем при необходимости документ продлевается ежегодно, если для этого есть основания;
  • для беженцев срок действия статуса Законом не утвержден, сказано лишь, что удостоверение подтверждает личность субъекта и действует на всей территории РФ.

Основание и документы для продления статуса

Основаниями для продления статуса вынужденного переселенца, как указывают изменения к Закону (ФЗ-467 от 30.12.15), является отсутствие собственного жилья у заявителя, обусловленное различными причинами, в частности, непредоставлением соцвыплат, помощи, ссуды или субсидии от государства. Для продления статуса в орган ГУВМ нужно принести:

  • 2 заявления – о просьбе продления и согласии на обработку персональных данных;
  • паспорт или другой удостоверяющий личность документ;
  • само удостоверение переселенца.

В случае с беженцами, информация довольно противоречива: часто указывают срок действия свидетельства – 3 года, с возможностью ежегодного либо единоразового его продления. Закон же четко не прописывает длительность действия и возможности продления документа, конкретно указывая лишь пункты, при которых статус беженца может быть утрачен.

Возможные проблемы переселенцев

У тех, кто получает статус вынужденного переселенца, нередки трудности как правового, так и бытового характера. Перемещенные лица сталкиваются с отказом в предоставлении или продлении им правового статуса, однако даже при получении удостоверения переселенца, сложности не заканчиваются.

Часто даже предусмотренные Законом правовые акты не подкрепляются материально. При этом, сталкиваясь еще и с бюрократией, негативным отношением окружающих, переселенцы ощущают себя ненужными, бесполезными, уязвимыми. Такое состояние лишь приумножает и без того пессимистичный настрой мигрантов.

Основания для отказа в получении статуса беженца или переселенца

Причины, по которым претендующему на статус беженца или вынужденного переселенца может быть отказано в получении удостоверения, прописаны в федерально законе.

Среди оснований для отказа в получении статуса можно отметить следующие:

  • лицо проходит обвиняемым по уголовному делу в РФ;
  • лицо является гражданином иной страны, кроме той, где преследуется;
  • экономические причины, голод, эпидемии, природные или антропогенные ЧС;
  • наличие причин (например, официальный брак), позволяющих получить разрешение на ПМЖ в РФ;
  • предъявление фальшивых документов, предоставление ложных сведений;
  • если лицо не обратилось в ГУВМ с ходатайством в течение года с момента переезда или месяца после получения гражданства на основании статуса беженца (для вынужденных переселенцев) или в течение суток после пересечения границы (для беженцев).

Причины утраты статуса переселенца

Даже после получения статуса переселенца есть вероятность его утраты. К таким случаям относят:

  • прекращение российского гражданства;
  • выезд на ПМЖ на территорию другого государства;
  • истечение срока действия статуса без продления;
  • отсутствует или переклеена фотография;
  • есть исправления в удостоверении или не предусмотренные законодательством записи.

При утере документа, удостоверяющего статус вынужденного переселенца, нужно сообщить об этом в подразделение ГУВМ и написать заявление на выдачу нового.

Последствия лишения статуса

Если лишение статуса произошло из-за сообщения мигрантом ложных сведений, предъявления ненастоящих документов, он должен возместить средства, предоставленные ему государством.

Основание, связанное с истечением срока действия документа, сохраняет право бывшего переселенца на получение возмещения за утраченное им имущество.

В любом случае лицо, утратившее статус переселенца освобождает предоставленное ему временное жилье, а в некоторых случаях может подать обжалование на вынесенное решение.

Беженцы и вынужденные переселенцы: Видео

Присваивание правового статуса беженцев

Беженцы и вынужденные переселенцы — близкие, но отнюдь не тождественные понятия в отечественном миграционном праве. В российской публицистике эти понятия часто смешиваются, хотя с юридической точки зрения они строго разграничены.

Правовой статус беженцев и вынужденных переселенцев

Правовое положение этих двух категорий мигрантов отличны в условиях и сроках предоставления, перечне прав, получаемых мигрантом, а также причиной лишения статуса.

Нормативная база

  • Законом РФ от 19.02.1993 №4530-1 «О вынужденных переселенцах»;
  • Законом РФ от 19.02.1993 №4528-1 «О беженцах».

Также защита прав политических беженцев гарантируется ст. 63 Конституции РФ, действующей на основе Женевской конвенции ООН. Вопросы, касающиеся предоставления социального жилья данным группам мигрантов, регулируются ст. 108 ЖК РФ.

Основания для признания

По причинам предоставления эти понятия максимально близки: и беженцами, и вынужденными переселенцами признаются лица, покинувшие свои дома из-за угрозы жизни и здоровью по причинам расовой, этнической, политической принадлежности либо по мотивам религиозной или социальной вражды.

  • Техногенных катастроф;
  • Стихийных бедствий;
  • Военных действий и т. д.

Отличия беженцев от переселенцев

  • Вынужденный переселенец — это всегда гражданин РФ, беженец — всегда обладает гражданством иного государства либо является лицом без гражданства;
  • Вынужденный переселенец покидает один субъект федерации и переселяется в другой, беженец прибывает на территорию РФ из-за границы.

Права и обязанности мигрантов

  • Участвовать в выборах и референдумах;
  • Работать в качестве государственных и муниципальных служащих;
  • Получать субсидии на покупку жилья и претендовать на улучшение жилищных условий.
  • Получать стипендии во время обучения;
  • Претендовать на получение жилья;
  • Рассчитывать на безвозмездные субсидии на покупку или строительство жилых объектов.

Сроки действия

Статус вынужденного переселенца выдается лицу на 5-летний срок. По его истечению статус продлевается ежегодно при условии, что гражданин не приобрел себе жилье.

Статус беженца предоставляется бессрочно. Раз в полтора года лица, обладающие этим статусом, должны проходить переучет в органе, его предоставившем. По итогам рассмотрения статус подтверждается или аннулируется по причине изменения существенных условий.

Социальная защита беженцев и вынужденных переселенцев

Обе категории мигрантов относятся к лицам, пострадавшим от ущемления своих прав и вынужденным сменить место жительства. Поэтому они вправе рассчитывать на получение определенных компенсаций и социальных льгот.

Пособия и льготы

Вынужденным переселенцам и беженцам предоставляются различные льготы, призванные компенсировать лишения, которые эти лица несут в ходе переселения.

  • Денежное пособие в размере не менее 100 руб . в день на каждого члена семьи для ходатайствующих о получении статуса и 150 руб . ежесуточно — для обладающих им;
  • Бесплатное питание;
  • Бесплатный проезд и провоз багажа либо денежную компенсацию в счет этого;
  • Медицинскую помощь и безвозмездное предоставление лекарств;
  • Устройство детей в детские сады и школы;
  • Единовременную денежную выплату (устанавливается субъектом федерации, в котором размещается лицо).
Читайте также:  Оплата государственной пошлины и дополнительных платных услуг

Помощь с местом проживания

Главное, чего лишаются беженцы и переселенцы, это родной дом, поэтому первоочередной задачей для них является поиск нового места проживания. Одной из обязанностей государства в отношении таких лиц является поиск места жительства на временной или постоянной основе.

Для беженцев, а также лиц, ходатайствующих о присвоении такого статуса, открыты Центры для временного размещения. В дальнейшем беженцы получают право поселиться на безвозмездной основе в социальном жилищном фонде.

Вынужденные переселенцы также размещаются в социальном жилищном фонде. Впоследствии они имеют право на получение личного жилья по программе вынужденного переселенца. Государство может предоставить беспроцентную ссуду либо субсидию на строительство или покупку нового жилья.

Помощь с трудоустройством

Преимуществом статуса беженца является необязательность покупки трудового патента. Для других категорий иммигрантов его приобретение обязательно. Единственное ограничение — это невозможность устройства на государственную службу, так как беженцы не обладают гражданством РФ.

Для скорейшей адаптации данных групп мигрантов территориальные и местные органы власти должны способствовать их скорейшему трудоустройству. Биржи труда и центры занятости обязаны зарегистрировать их в качестве безработных, способствовать скорейшему поиску работы, а в случае необходимости и направлять на профессиональное переобучение.

Проблемы, с которыми сталкиваются вынужденные мигранты

Проблемы обеих категорий вынужденных мигрантов связаны с переездом и могут носить разнообразный характер. В первую очередь лиц беспокоят бюрократические препоны. Получение и подтверждение статуса требуют от мигранта многократного посещения государственных органов, сбора документов и готовности к временным затратам.

Еще одна проблема носит бытовой характер. Обустройство быта на новом месте жительства требует больших финансовых затрат и личных усилий. Многим мигрантам требуются годы, чтобы создать сопоставимый с прежним местом проживания уровень достатка и бытовых условий.

Основания для утраты статуса

Статус может быть утрачен при изменении условий, способствующих его получению.

  • Утрата российского гражданства;
  • Переселение на постоянное место жительства за рубеж;
  • Возвращение в регион убытия на ПМЖ;
  • Выявление того, что лицо предоставило неверные сведения либо поддельные документы при оформлении;
  • Истечение срока действия статуса.

  • Получение гражданства РФ или иной страны;
  • Получение вида на жительство в Российской Федерации;
  • Возвращение в страну убытия;
  • Изменение фактических обстоятельств, вынудивших беженца покинуть родину;
  • Судимость за уголовное преступление на территории России;
  • Привлечение к административной ответственности за распространение наркотических средств;
  • Предоставление ложных сведений либо фальшивых документов при оформлении.

Обе категории вынужденных мигрантов объединяет причина предоставления такого статуса — преследование или угроза жизни по политическим, этническим, языковым, социальным или иным близким мотивам. Однако предоставляемые права и возлагаемые обязанности, а также условия получения статуса различаются из-за того, что вынужденные переселенцы переселяются внутри РФ и имеют ее гражданство, а беженцы, наоборот, являются иностранцами.

Правила для особых категорий иностранцев: беженцев, переселенцев, высококвалифицированных специалистов

Р аботодателю, прежде чем принять решение о приеме на работу иностранного гражданина, в первую очередь необходимо определиться со статусом привлекаемого иностранного работника, который подразумевает не только отличия в порядке оформления трудовых отношений, но и разные процедуры взаимодействия с государственными органами. Рассмотрим порядок оформления отношений с добровольными и вынужденными переселенцами, беженцами, а также высококвалифицированными специалистами.

Соотечественники

Участники государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в РФ соотечественников, проживающих за рубежом 1 (далее – программа), и члены их семьи имеют право на получение разрешения на временное проживание без учета квоты, утвержденной Правительством РФ, вида на жительство и на приобретение гражданства РФ в упрощенном порядке.

См. статью «Порядок оформления на работу иностранных граждан»

Работодателю не нужно получать разрешение ФМС России на привлечение и использование иностранных работников – участников программы, а самим соотечественникам (иностранным гражданам) не требуется разрешение на работу (подп. 2 п. 4 ст. 13 Федерального закона от 25.07.2002 № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации», далее – Закон № 115-ФЗ).

Следовательно, оформление на работу участника программы и члена его семьи должно происходить на тех же условиях, что и прием на работу российского гражданина (при наличии свидетельства участника программы). Поэтому нет необходимости уведомлять органы ФМС России и службу занятости населения о приеме на работу таких сотрудников или членов их семьи.

Беженцы и вынужденные переселенцы

Сразу следует отметить, что на основании Конвенции ООН от 28.07.1951 Российская Федерация предоставляет убежище иностранным гражданам и лицам без гражданства, ищущим убежища на ее ­территории, в том ­числе за счет признания беженцем.

Порядок признания беженцем регулируется Федеральным законом от 19.02.1993 № 4528–1 «О беженцах» (далее – Закон о беженцах). Лицу старше 18 лет, признанному беженцем, в ФМС России выдается удостоверение беженца 2 , которое является также документом, удостоверяющим личность владельца, и дает право на нахождение в РФ (ст. 3 Закона о беженцах). Документ выдается на срок признания его владельца беженцем, но не более чем на три года, продление – не более чем на год (п. 3 Положения об оформлении, выдаче и обмене удостоверения беженца, ­утвержденное Постановлением № 356).

Бывает, иностранцам отказывают в праве признания их беженцами, но им может быть предоставлено временное убежище – возможность временно пребывать на территории РФ (п. 2 ст. 12 Закона о беженцах, постановление Правительства Российской Федерации от 09.04.2001 № 274 «О предоставлении временного убежища на территории Российской ­Федерации», далее – Постановление № 274).

Временное убежище предоставляется на срок до одного года, продление срока на каждый последующий год осуществляется решением ФМС России (п. 12 Порядка предоставления временного убежища на ­территории РФ, утвержденного Постановлением № 274).

Обратите внимание, что национальные документы иностранного гражданина, получившего статус беженца или временное убежище (паспорт и (или) другие документы, удостоверяющие личность), в обязательном порядке сдаются им на хранение в ФМС России. Поэтому при трудоустройстве на работу работодатели не ­вправе требовать их для предъявления.

В мае этого года были внесены изменения, согласно которым лица, получившие статус беженца или временное убежище в РФ, могут работать без получения разрешения на работу на территории РФ (подп. 11-12 п. 4 ст. 13 Закона № 115-ФЗ). По сути, правила приема на работу для них те же, что и для иностранцев, прибывших в РФ в порядке, не требующем получения визы (п. 4.5 ст. 13 Закона № 115-ФЗ). Поэтому, например, в отношении граждан Украины работодателю для приема их на работу разрешение на привлечение и использование иностранных работников не требуется.

Соответственно, если иностранные граждане имеют право трудоустраиваться на территории РФ без получения специального разрешения, работодатель не обязан уведомлять ФМС России и службу занятости о приеме на работу иностранцев. В нашем случае – беженцев и ­иностранных граждан, получивших временное убежище.

Работодатель намерен трудоустроить на работу двух граждан Украины, имеющих разный правовой статус. Рассмотрим, как в данной ситуации соблюсти процедуру приема в соответствии с законодательством.

В первом случае гражданин Украины имеет статус беженца, подтвержденный соответствующим удостоверением. Поэтому разрешение на работу при трудоустройстве ему не нужно, так же, как и работодателю – разрешение о привлечении и использовании иностранных работников. Аналогично поступают и в отношении участников программы добровольного переселения (при наличии соответствующего свидетельства), а также граждан, имеющих разрешение на временное проживание или вид на жительство. При отсутствии таких статусов иностранный работник будет вынужден либо ­подождать с трудоустройством, либо оформить разрешение на работу.

Во втором случае гражданин Украины имеет только разрешение на временное пребывание на территории РФ. Поэтому прием его на работу проводится в порядке, предусмотренном для временно пребывающих безвизовых иностранных граждан (с предъявлением миграционной карты). Необходимым условием для оформления трудовых отношений будет являться наличие у гражданина Украины разрешения на работу.

Уведомить ФМС России и службу занятости следует в случаях, когда правовой статус гражданина Украины не позволяет ему трудоустроиться без получения ­специального разрешения.

Уведомление налоговой инспекции

Что же касается уведомления налоговой службы, то однозначного ответа на этот вопрос действующее законодательство, к сожалению, не содержит. С одной стороны, требование об извещении в данном случае налогового органа ст. 13.1 Закона № 115-ФЗ не установлено. Кроме того, на беженцев и иностранных граждан, получивших временное убежище, порядок привлечения и использования иностранных сотрудников не распространяется (подп. 11-12 п. 4 ст. 13 Закона № 115-ФЗ). ­Напрашивается вывод, что налоговый орган уведомлять не нужно.

См. статью «Уведомляем госорганы о трудовых отношениях с иностранцами»

С другой стороны, обязанность по уведомлению налогового органа о привлечении к трудовой деятельности иностранного гражданина возложена на работодателя независимо от того, в визовом или безвизовом порядке прибыл работник в РФ. Кроме того, п. 4 ч. 8 ст. 18 Закона № ­115-ФЗ не содержит условий, при которых уведомлять налоговое ведомство не нужно. Тогда, принимая во внимание, что независимо от статуса такие работники все же являются иностранными гражданами, ­можно сделать вывод, что уведомление необходимо.

С учетом того, что ситуация носит спорный характер и не получила официального разъяснения, а за не уведомление налоговой инспекции работодатель может быть привлечен к административной ответственности по ч. 3 ст. 18.15 КоАП РФ, лучше все же уточнить в своей налоговой инспекции о необходимости уведомления.

Следует напомнить, что на текущий момент срок уведомления налоговиков составляет 10 дней со дня заключения трудового договора (подп. 4 п. 8 ст. 18 Закона № 115-ФЗ).

Обратите внимание, что в Госдуму России внесен законопроект № 601271-6 «О внесении изменения в статью 13 Федерального закона «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» 4 , который дополнит ст. 13 Закона № 115-ФЗ п. 3.1 и обяжет работодателей уведомлять налоговый орган о трудоустройстве каждого иностранного гражданина, временно пребывающего на ­территории РФ, в течение трех рабочих дней.

Порядок предоставления статуса беженца и вынужденного переселенца

Рубрика: Юриспруденция

Дата публикации: 17.11.2018 2018-11-17

Статья просмотрена: 302 раза

Библиографическое описание:

Аликина, К. А. Порядок предоставления статуса беженца и вынужденного переселенца / К. А. Аликина. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2018. — № 46 (232). — С. 98-100. — URL: https://moluch.ru/archive/232/53906/ (дата обращения: 05.11.2020).

Вынужденная миграция является одной из сложнейших проблем, с которыми столкнулось мировое сообщество, начиная с начала 2000-х годов и по настоящее время. Проблемы, связанные с беженцами и переселенцами в современных геополитическими условиях, являются весьма актуальными для Российской Федерации.

Ключевые слова: беженец, вынужденный переселенец, ходатайство, статус, миграционная служба.

Сегодня на законодательном уровне не существует достаточных гарантий защиты человека от угроз, связанных с негативными информационными воздействиями, результатом которых может быть: причинение вреда здоровью человека, блокирование на неосознаваемом уровне свободы волеизъявления человека, искусственное привитие ему синдрома зависимости; манипуляция общественным сознанием и др. Эти угрозы реализуются через разработку, создание и применение специальных средств и методов воздействия.

Ежегодно тысячи людей покидают свои места жительства из-за разразившихся войн, спасая собственные жизни и имущество. Однако на международно-правовом и национальном уровнях устанавливаются различные стандарты, благодаря которым беженцы могут получить надежду на достойное существование в другом государстве. Существование такой категории как беженцы и вынужденные переселенцы влечет определенные правовые последствия для любого государства: установление обязанности органов государственной власти и должностных лиц по реализации прав мигрантов и ответственность по их защите.

Лицо, желающее приобрести статус беженца или вынужденного переселенца, обращается с ходатайством в течение одного года с момента оставления своего места жительства, или же непосредственно из места своего жительства, его не оставляя, в диппредставительство или консульство РФ в иностранном государстве, либо в ГУВМ МВД или его территориальное отделение в предполагаемом месте переселения. Первые два учреждения его рассмотрением не занимаются, но перенаправляют пакет документов в соответствующий тер. Орган ГУВМ МВД. К ходатайству, заполненному по определенной форме, прилагаются соответствующие документы, обозначенные в ст. 3 ФЗ «О вынужденных переселенцах», и образованная тем самым общая совокупность подлежит количественной оценке [1]. Если все предусмотренные документы в наличие, то тер. Орган ГУВМ МВД принимает решение о регистрации ходатайства в следующие сроки. Стандартный статус регистрации — в течение 3-х дней подачи ходатайства. Исключением является случаи, когда сведения из ходатайства не требуют дополнительных проверок — в течение дня подачи ходатайства; при массовом прибытии переселенцев на территорию РФ решение принимается незамедлительно. В отношении последнего исключения скажем, что формулировка «на территорию Российской федерации» звучит дискриминационно для тех лиц, которые в массовом порядке прибудут по обстоятельствам, дающим им право на приобретение статуса переселенцев, из территории одного субъекта РФ в территорию другого, ибо сроки для них будут общие. Полагаем, что стоит изменить в данном положении текст абзаца 5 пункта 27 Административного регламента, в соответствии с формулировкой из абзаца 2 п. 3 ФЗ «О вынужденных переселенцах»: «при экстренном массовом прибытии на территорию Российской Федерации либо с территории одного субъекта Российской Федерации на территорию другого субъекта Российской Федерации».

Если решение положительное, то лицу выдается уведомление и свидетельство о регистрации ходатайства. Последнее является статусообразующим документом, ведь на основании него лицо наделяется правами и обязанностями, предусмотренными для лиц со свидетельством о регистрации ходатайства. В него же вносятся сведения о членах семьи заявителя. Далее начинается процедура принятия решения о признании лица вынужденным переселенцем, длящаяся, согласно норме, в течение трех месяцев со дня регистрации ходатайства. Она связана с доскональной проверкой документов и обстоятельств убытия лица из места своего жительства. По утвердительному итогу лицу выдается удостоверение вынужденного переселенца, срок действия которого ограничен пятью годами. По его истечению лицо утрачивает статус переселенца, если, конечно, не обратится с заявлением о продлении срока в тер. орган ГУВМ МВД того субъекта, где состоит на учете. Продление же в свою очередь возможно в ряде случаев, предусмотренных подпунктом 5 пункта 5 рассматриваемого ФЗ.

Теперь обратимся к беженцам. Процедура, равно как и в случае с переселенцами, начинается с подачи лицом ходатайства исключительно в письменной форме с приложением к нему ряда документов в следующие учреждения: в консульство или диппредставительство РФ; в пограничный орган ФСБ, в ГУВМ МВД и территориальный орган ГУВМ МВД. Непосредственно осуществлением процедуры занимаются ГУВМ МВД и его территориальный орган — в полном объеме; диппредставительство и консульство — в части предварительного рассмотрения ходатайства. Оставшиеся из перечисленных органы обязаны передать пакет документов в соответствующий тер. орган ГУВМ МВД в трехдневный срок. За этапом подачи ходатайства начинается уже упомянутая процедура предварительного рассмотрения ходатайства, причем приоритет в очередности ее проведения отдан документам лиц, находящихся вне пределов территории России. В этом случае диппредставительство или консульство принимают решение о выдаче свидетельства, которое непосредственно лицу вручается уже тер. органом ГУВМ МВД, регистрирующим ходатая в качестве лица, чье ходатайство находится на рассмотрении по существу. На этом этапе тер. орган ГУВМ МВД идентифицирует личность заявителя, устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств для отказа в рассмотрении ходатайства по существу, а также формирует из всех собранных материалов личное дело лица. На это уходит не боле пяти дней. Затем, если оснований для отказа не выявлено, лицу выдают свидетельство, являющееся его новым документом, удостоверяющим личность — паспорт и иные документы подобного рода ходатай отдает на проверку тер. органу ГУВМ МВД.

Читайте также:  10 вопросов и ответов о загранпаспорте при смене фамилии

Также можно рассмотреть практику обращения в суд о признании незаконным решении об отказе в признании беженцев в РФ. Так, Правобережный районный суд г. Липецка рассмотрел в открытом судебном заседании в г. Липецке дело по административному иску Айман А. Х. М к УМВД России по Липецкой области о признании незаконным решения об отказе в признании беженцем в РФ [2]. Административным ответчиком доказано соблюдение нормативных актов при принятии оспариваемого решения об отказе в признании истца беженцем. Административным истцом не представлено доказательств, свидетельствующих о нарушении его прав действиями административного ответчика. Принятое решение об отказе в предоставлении статуса беженца не препятствует истцу легализовать свое пребывание на территории РФ другими установленными законом способами. При установленных обстоятельствах правовые основания для удовлетворения иска Айман А. Х. М отсутствуют, поскольку оспариваемое решение принято в полном соответствии с законом, права истца со стороны ответчика не нарушены. Судом было принято решение об отказе в удовлетворении исковых требований.

Противоположное решение было принято Кировским районным судом г. Иркутска по административному исковому заявлению о признании незаконными решений об отказе в предоставлении временного убежища на территории РФ. Судом было признано, что оспариваемые административными истцами решения не отвечают требованиям гуманизма, справедливости и приняты без учета и оценки всех обстоятельств в их совокупности, противоречат ст. 1 ФЗ «О беженцах». Руководствуясь ст.175–180 КАС РФ суд решил удовлетворить исковое заявление [3].

Рассмотрение по существу ходатайств лиц, подавших оные в диппредставительство, консульство, осуществляет ГУВМ МВД в двухмесячный срок. Иными ходатайствами занимается соответствующий территориальный орган миграционной службы в период до трех месяцев. Этап включает в себя всестороннее изучение причин и обстоятельств прибытия лица, проверку сведений из документов, проведение дополнительных собеседований. По итогу принимается решение о предоставлении статуса беженца (либо об отказе такого предоставления). Оно направляется в трехдневный срок лицу, которому после этого выдается удостоверение беженца. Это удостоверение является основанием постановки лица на учет путем регистрации его в территориальном органе ГУВМ МВД.

  1. Закон РФ от 19.02.1993 № 4530–1 «О вынужденных переселенцах» // Собрание законодательства РФ. 25.12.1995. № 52. Ст. 5110
  2. Решение Правобережного районного суда г. Липецка Липецкой области № 2А-3861/2017 2А-3861/2017

Программа переселения

Информация о Государственной программе по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом

В Российской Федерации действует Государственная программа по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом (далее – Госпрограмма) утвержденная Указом Президента РФ от 22 июня 2006 года № 637.

В Калининградской области проводится работа по реализации региональной программы «Оказание содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом, на 2018-2020 годы» (далее – региональная программа переселения). Региональная программа переселения реализуется как подпрограмма государственной программы Калининградской области «Развитие гражданского общества», утвержденной постановлением Правительства Калининградской области от 17 декабря 2013 года № 954.

Уполномоченным органом, ответственным за реализацию региональной программы, является Министерство по муниципальному развитию и внутренней политике Калининградской области.

Кто может стать участником Госпрограммы

  • Соотечественниками за рубежом (далее – соотечественники) являются граждане Российской Федерации, постоянно проживающие за пределами территории Российской Федерации.

Соотечественниками также признаются лица и их потомки, проживающие за пределами территории Российской Федерации и относящиеся, как правило, к народам, исторически проживающим на территории Российской Федерации, а также сделавшие свободный выбор в пользу духовной, культурной и правовой связи с Российской Федерацией лица, чьи родственники по прямой восходящей линии ранее проживали на территории Российской Федерации, в том числе:

  • Лица, состоявшие в гражданстве СССР, проживающие в государствах, входивших в состав СССР, получившие гражданство этих государств или ставшие лицами без гражданства;
  • Выходцы (эмигранты) из Российского государства, Российской республики, РСФСР, СССР и Российской Федерации, имевшие соответствующую гражданскую принадлежность и ставшие гражданами иностранного государства или лицами без гражданства.
  • Решение об участии принимается добровольно на основе осознанного выбора места проживания, работы и (или) учебы и реализации своих потенциальных трудовых, образовательных, творческих и иных возможностей на территории Российской Федерации.

    Решение соотечественника об участии в Госпрограмме оформляется путем подачи им личного заявления в уполномоченный орган в стране своего постоянного проживания.

    Соотечественники, являющиеся иностранными гражданами, постоянно или временно проживающие на законном основании на территории Российской Федерации либо прибывшие на территорию Российской Федерации в экстренном массовом порядке, признанные беженцами на территории Российской Федерации или получившие временное убежище на территории Российской Федерации, вправе подать заявление об участии в Госпрограмме и получить на территории Российской Федерации свидетельство участника Госпрограммы.

    Соотечественники, подающие заявление об участии в Госпрограмме на территории Калининградской области в соответствии со статьей 16 Госпрограммы, должны иметь документально подтверждаемую трудовую, предпринимательскую и иную не запрещенную законодательством Российской Федерации деятельность на территории Калининградской области (не менее 3 месяцев на дату подачи заявления соотечественника об участии в Госпрограмме), желающие постоянно проживать в Калининградской области.

    Стратегической целью региональной программы, является обеспечение социально-экономического развития Калининградской области путем восполнения потребностей в трудовых ресурсах, востребованных на рынке труда Калининградской области, за счет высококвалифицированных специалистов.

    С перечнем необходимых документов, а также порядком действий для получения статуса участника Госпрограммы, можно ознакомиться на официальном сайте Главного управления по вопросам миграции МВД России https://гувм.мвд.рф.

    Государственные гарантии

    Участник Госпрограммы и члены его семьи имеют право:

    1. на освобождение от уплаты таможенных платежей в соответствии с таможенным законодательством Таможенного союза;
    2. на получение разрешения на временное проживание вне квот, вида на жительство, а также на приобретение гражданства Российской Федерации в упрощенном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации о гражданстве Российской Федерации;
    3. на получение дошкольного, начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования, а также начального, среднего, высшего и послевузовского профессионального образования, дополнительного профессионального образования;
    4. на получение медицинской помощи в рамках программ государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи в соответствии с законодательством Российской Федерации;
    5. на предоставление мест в учреждениях социального обслуживания населения и оказание иных услуг в соответствии с законодательством Российской Федерации о социальном обслуживании граждан;
    6. на получение услуг в области содействия занятости населения в части содействия в поиске подходящей работы, организации профессиональной ориентации граждан в целях выбора сферы деятельности (профессии), трудоустройства, организации проведения оплачиваемых общественных работ, ярмарок вакансий и учебных рабочих мест, информирования о положении на рынке труда в субъекте Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации.

    Также Участник Государственной программы и члены его семьи имеют право на получение государственных гарантий и социальной поддержки в зависимости от выбранной территории вселения, в том числе:

    1. на компенсацию за счет средств федерального бюджета расходов на переезд к будущему месту проживания, включая оплату проезда и провоз личных вещей в соответствии с разделом VII Государственной программы;
    2. на компенсацию за счет средств федерального бюджета расходов на уплату государственной пошлины за оформление документов, определяющих правовой статус переселенцев на территории Российской Федерации;
    3. на получение за счет средств федерального бюджета подъемных.

    Порядок и условия компенсации расходов на переезд и провоз личного имущества определяются Правительством Российской Федерации.

    Уполномоченный орган по осуществлению выплат участнику Госпрограммы и членам его семьи: Управление по вопросам миграции УМВД России по Калининградской области (г. Калининград, ул. Фрунзе, д. 6).

    Прием документов для осуществления выплат пособий и компенсаций проводится в Отделении по работе с соотечественниками, беженцами и вынужденными переселенцами отдела по вопросам гражданства по адресу: г. Калининград, ул. Фрунзе, д. 6, первый этаж, тел.: (4012) 558-185, 558-188.

    Жилищное обустройство

    Госпрограммой не предусмотрено обеспечение участников и членов их семей постоянным жильем и бесплатным земельным участком. Участники Госпрограммы самостоятельно решают вопрос жилищного обустройства, на общих основаниях в рамках действующего законодательства Российской Федерации.

    В целях оказания поддержки соотечественникам в период их социальной адаптации в регионе и самостоятельного решения своего жилищного вопроса Правительством Калининградской области предусмотрена возможность временного размещения участников Госпрограммы и членов их семей в жилых помещениях маневренного фонда специализированного жилищного фонда Калининградской области в поселке Северный Багратионовского района Калининградской области (далее – центр временного размещения).

    Порядок, условия предоставления и сроки проживания в данных жилых помещениях регламентируются постановлением Правительства Калининградской области от 29 декабря 2007 года № 908 «О порядке и условиях предоставления участникам Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом, жилых помещений маневренного фонда специализированного жилищного фонда Калининградской области и заключения договора найма таких жилых помещений» (далее Постановление № 908) в соответствии с которым, участникам Госпрограммы предоставляются жилые помещения маневренного фонда в порядке очереди, с учетом преимущественного права.

    Постановка на первичный учет участников Госпрограммы и членов их семей, а также консультация по вопросам временного жилищного обустройства осуществляется в ГКУ КО «Миграционный центр» (адрес: г. Калининград, Советский проспект, д. 13, четвёртый этаж, каб. № 460, тел.: 8 (4012) 570-471, 8 (4012) 570-446).

    Трудоустройство

    Для получения государственной услуги содействия гражданам в поиске подходящей работы участники Госпрограммы и члены их семей обращаются в государственное казённое учреждение Калининградской области центр занятости населения Калининградской области (далее – центр занятости населения).

    Для постановки на учет в целях поиска подходящей работы граждане предъявляют следующие документы: заявление о предоставлении государственной услуги содействия гражданам в поиске подходящей работы; паспорт или документ, удостоверяющий личность иностранного гражданина; трудовую книжку (при наличии); документ, удостоверяющий профессиональную квалификацию; свидетельство участника Госпрограммы.

    Исходя из сведений о свободных рабочих местах и вакантных должностях, производится подбор гражданину подходящей работы. Кандидатура гражданина согласовывается с работодателем.

    Кто такие беженцы и вынужденные переселенцы

    В настоящее время в РФ живет примерно 20 тысяч беженцев и около 600 тысяч вынужденных переселенцев. Данные статусы присваиваются лицам, соответствующим требованиям, которые установлены законами России. Между этими двумя правовыми статусами есть разница, это не тождественные понятия.

    Понятия «беженцы» и «вынужденные переселенцы»

    Беженцем является человек, не имеющий российского гражданства, которого преследуют по политическим/религиозным/другим убеждениям либо угнетают по расовому/половому/национальному/другому признаку.

    Чтобы получить беженский статус, необязательно быть жертвой преследования. Беженцем можно стать, если есть вероятность того, что вас начнут преследовать/угнетать по перечисленным выше убеждениям/признакам.

    Особенности административно-правового статуса «беженец» таковы:

    • позволяет официально проживать в Российской Федерации;
    • предоставляется на период, не превышающий 3 года;
    • позволяет получать лекарственные препараты и медицинскую помощь;
    • позволяет проживать в центре временного пребывания (на бесплатной основе), получать питание и коммунальное обеспечение;
    • позволяет трудоустраиваться на работу к юрлицу/физлицу без оформления патента.

    Вынужденным переселенцем считается человек, который покинул собственное место проживания по причинам, аналогичным основаниям приобретения беженского статуса. Переселенцы располагают большим количеством прав, если сравнивать с беженцами, потому что считаются россиянами.

    Особенности правового статуса «вынужденный переселенец» следующие:

    • позволяет получать социальные выплаты;
    • позволяет бесплатно получать медпомощь;
    • предоставляется на пятилетний срок;
    • дает возможность жить в центре временного проживания;
    • избавляет от необходимости оформлять патент для работы;
    • накладывает следующие обязательства: уведомление миграционной службы при изменении адреса пребывания и ежегодное продление статуса.

    Конституционный статус не предоставляется в таких ситуациях:

    • возбуждение уголовного дела относительно заявителя;
    • наличие РВП/ВНЖ;
    • заявитель состоит в брачном союзе с россиянином/россиянкой, что позволяет ему получить РВП/ВНЖ;
    • заявитель опоздал с оформлением заявления на предоставление статуса;
    • человек приехал из страны, которая могла предоставить ему временное убежище;
    • заявитель незаконно выехал из родной страны.

    Отличия статусов

    Соответственно с законодательными нормами, беженцы и вынужденные переселенцы значительно отличаются. Установлены следующие критерии разграничения перечисленных групп лиц:

    1. Гражданская принадлежность. Обладатели беженского статуса – это лица, являющиеся иностранцами либо апатридами. Вынужденными переселенцами признаются только россияне.
    2. Процесс приобретения. Получить беженский статус намного труднее. Вынужденным переселенцам не требуется оформлять гражданский статус в РФ, что делает проще их жизнь в РФ. Беженцам нужно делать гражданство, чтобы в будущем поменять собственный статус.
    3. Период действительности. Беженский статус – бессрочный, но его нужно пролонгировать раз в 1.5 года. Статус «вынужденный переселенец» предоставляется на пятилетний срок. Продлить статус можно, если подать заявление.
    4. Документы. Для оформления беженского статуса обычно требуется только паспорт. Вынужденным переселенцам необходимо собирать множество иных документов.

    Закон о беженцах и переселенцах

    Правовые статусы «беженец» и «вынужденный переселенец» регламентируются следующими законодательными актами:

    1. Правительственный указ от 16 июня 1997 года номер 724 «О получении матпомощи вынужденными переселенцами».
    2. Правительственный указ от 23 мая 1998 года номер 484 «О получении матпомощи беженцами».
    3. ФЗ от 25 июля 2002 года номер 115 «О правах иностранцев в России».
    4. ФЗ от 19 февраля 1993 года «О беженцах».
    5. ФЗ от 19 февраля 1993 года «О вынужденных переселенцах».

    График показывает динамику роста и уменьшения числа прибывающих беженцев и вынужденных переселенцев в Россию.

    Проблемы и социальная работа

    И беженцы, и вынужденные переселенцы вправе получать пособия. Невзирая на то, что данное право закреплено в различных законодательных постановлениях, размер выплат для беженцев и вынужденных переселенцев одинаковый.

    Данным группам лиц выплачиваются такие пособия:

    1. Ежедневное – восемьсот рублей. Предоставляется лицам, содержащимся в центрах временного пребывания. При этом на руки деньги не выдают. Они затрачиваются на содержание беженцев и переселенцев (питание, оказание медпомощи).
    2. Единовременное. Размер данного пособия регламентирован правительственным указом от 23.05.1998 номер 484. В настоящее время его размер – сто рублей на человека. Для малоимущих (лица с инвалидностью, матери-одиночки, люди пенсионного возраста, многодетные семьи) величина пособия составляет сто пятьдесят рублей на человека.
    3. Компенсационные и иные выплаты. Соответственно со ст. 6 федерального закона номер 4528, беженцы и переселенцы вправе рассчитывать на содействие государства при проезде к центру временного проживания.

    Также они вправе использовать жилье, выделяемое государством для временного проживания. Оно предоставляется до момента, пока человек не найдет иное место для проживания.

    Кроме того, перечисленные группы лиц вправе:

    • получать содействие государства при направлении на обучение либо устройстве на работу;
    • устраивать малолетних детей в детсады, школы, колледжи, университеты вне очереди;
    • получать медпомощь и лекарства наравне с россиянами;
    • получать информацию о своих членах семьи, которые остались в родном государстве;
    • получать помощь переводчика.

    Для получения положенных по закону выплат требуется посетить миграционную службу. Понадобится написать заявление. В нем нужно указать информацию о себе и детях. Сотрудники службы миграции, рассмотрев ходатайство, в течение одного дня предоставят заявителю справку, дающую право на получение выплат. В справке указывается учреждение Сбербанка России, в котором возможно получить деньги. Действует документ одну неделю.

    Соответственно с законами РФ, выплаты предоставляются, если у людей нет денег для жизни в РФ и работы. Следовательно, люди, которые работают, не могут получить государственную помощь.

    Основания для прекращения выплат:

    • указание недостоверных сведений в заявлении;
    • утрата правового положения;
    • возврат в родное государство;
    • приобретение разрешения на временное проживание либо вида на жительство;
    • совершение правонарушений либо преступных деяний в Российской Федерации.

    Лица, которые имеют статус беженца либо переселенца, вправе получать социальную поддержку от государства. Главное – не нарушать обязанности, которые установлены законами относительно беженцев/переселенцев. Несоблюдение обязанностей может привести к выдворению за пределы России.

    Полезное видео

    Дополнительная информация о данной категории граждан в видео: