Правовой статус беженца в россии: как получить, что дает переселенцам в рф

Правовой статус беженца в россии: как получить, что дает переселенцам в рф

Анализ правового и фактического положения беженцев и вынужденных переселенцев дает возможность сделать ряд выводов :

Проблема беженцев в России и СНГ признана одной из острых мировых проблем.

П равовой статус беженцев и вынужденных переселенцев является самостоятельным институтом конституционного права РФ, органично входящим в состав комплексного института основ правового статуса человека и гражданина РФ.

Правовой статус беженца и вынужденного переселенца представляет собой специальный статус физических лиц и соотносится с основами правового статуса человека и гражданина, как особенное с общим, а со статусами иных физических лиц как части одного целого.

Можно выделить особенности правового статуса беженцев и вынужденных переселенцев и элементы, раскрывающие этот статус. Беженцы в Российской Федерации обладают 4-мя группами прав: личные права и права, вытекающие из семейных отношений, определенные законами страны его гражданства или страны его постоянного проживания; права, предоставляемые наравне с иностранными гражданами; права, предоставляемые наравне с гражданами государства пребывания; специальные права, предоставляемые исключительно беженцам. Статус вынужденных переселенцев складывается из прав, принадлежащих им как гражданам Российской Федерации и комплекса специальных прав, предоставляемых исключительно вынужденным переселенцам законодательством РФ.

Согласно проведенного дипломного исследования, хотелось бы выделить основные проблемы правового статуса беженцев и вынужденных переселенцев.

Если смотреть на проблему вынужденных переселенцев и беженцев с позиции УВКБ ООН по другим странам, то главная задача, которая ставится и решается, в том числе и сотрудниками УВКБ ООН – это в конечном счёте содействие безопасному и добровольному возвращению мигрантов домой. Что же касается России, в абсолютном своём большинстве граждане – мигранты покидают места своего жительства насовсем и возвращаться не намерены.

Ведомствам, которые сталкиваются с проблемами беженцев и вынужденных переселенцев, следует оказывать им более действенную помощь: по возможности, сокращать сроки получения статуса, гражданства, помогать беженцам и переселенцам в получении необходимых документов, направляя официальные запросы, а не быть сторонним наблюдателем в обустройстве мигрантов.

Ещё одной проблемой является то, что зачастую беженцы и вынужденные переселенцы не имеют доступа к необходимой информационной базе, которая не создана в нужных объёмах и организационных форм.

При защите своих прав беженцы и вынужденные переселенцы часто вынуждены использовать средства судебной защиты: это и для установления фактов, имеющих юридическое значение, и в случаях несогласия с решениями отдельных ведомств и т.п. Однако, и здесь они сталкиваются, как с вышеприведенной проблемой, так и с неимением возможности из-за отсутствия средств пригласить квалифицированного защитника, способного представлять их интересы в суде. Большая работа по оказанию юридической помощи беженцам и вынужденным переселенцам, в том, числе в суде проводится общественными организациями во всех регионах. К сожалению, объёмы этой помощи явно недостаточны.

Психологическая и культурная депривация, свойственная беженцам и вынужденным переселенцам, усугубляет трудности их адаптации. Данные категории лиц испытывают хронические посттравматические стрессовые расстройства, что сказывается на их последующем психосоциальном, личностном развитии.

Нельзя не отметить, что на федеральном уровне имеется хоть какой-то прогресс в развитии и конкретизации правовой базы. Законы о беженцах и вынужденных переселенцах более детально прорабатываются, приобретают прямое действие. Сделаны попытки облегчить легализацию граждан бывшего Советского Союза на территории России. Принятие Правительством такого рода актов несколько облегчает репатриацию, которая происходит и будет происходить еще долгие годы, вне зависимости от того, будет она подкреплена законодательно или нет.

В то же время процесс возникновения региональных законов, постановлений, распоряжений, противоречащих Конституции РФ и федеральному законодательству, начинает приобретать пугающие масштабы. Отсутствие соответствующего юридического контроля приводит к правовой неразберихе, произволу в действиях правоохранительных органов и административных структур, действия которых не подчиняются единым правилам, а, следовательно, в каждом конкретном случае зависят от личных нравственных качеств сотрудников МВД, ФМС, местных миграционных служб.

Почти полностью в Российской Федерации отсутствует забота о беженцах из дальнего зарубежья. Их пребывание в России не легализуется. Органы МВД не регистрируют даже тех немногих, чьи ходатайства о предоставлении статуса взялась рассматривать миграционная служба. Не была оказана реальная помощь даже той небольшой группе албанцев, которые прибыли в Россию в связи с беспорядками на их родине, хотя почти все прибывшие являлись гражданами Российской Федерации. Хотелось бы надеяться, что слабые сдвиги в сторону улучшения отношения к беженцам из дальнего зарубежья, которые можно наблюдать со стороны ФМС в самое последнее время, превратятся в тенденцию. Свою роль в этом должен сыграть новый вариант Закона «О беженцах», разумеется, если он будет применяться на практике.

Несколько прецедентов обращения в Конституционный суд и в органы прокуратуры, приведшие к отмене правил, приказов или подзаконных актов местных властей, указывают нам практический способ улучшения правовой обстановки. Реакция общественности на каждый конкретный случай нарушения прав беженцев и вынужденных переселенцев, как и других групп населения России, представляется необходимой и демонстрирует огромную важность создания сети общедоступных пунктов специализированных юридических консультаций. Подготовка квалифицированных юристов для работы в таких консультациях – одна из важнейших задач общества в целом и правозащитного движения в частности.

На основании вышеизложенного, хочется подчеркнуть, что в настоящее время в Российской Федерации крайне важно принятие новых законов «О беженцах» и «О вынужденных переселенцах». Только путем коренного преобразования правового регулирования затронутых проблем возможно нормальное обеспечение правового статуса беженцев и вынужденных переселенцах.

Статья 5. Порядок принятия решения о признании лица вынужденным переселенцем

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 18 июля 2006 г. N 121-ФЗ в статью 5 настоящего Закона внесены изменения

Статья 5. Порядок принятия решения о признании лица вынужденным переселенцем

ГАРАНТ:

См. комментарии к статье 5 настоящего Федерального закона

1. Признание лица вынужденным переселенцем осуществляется в соответствии с настоящим Законом.

Информация об изменениях:

Пункт 2 изменен с 8 января 2019 г. – Федеральный закон от 27 декабря 2018 г. N 528-ФЗ

2. Решение о признании лица вынужденным переселенцем принимается соответствующим территориальным органом федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел в течение трех месяцев со дня регистрации ходатайства независимо от возможности лица самостоятельно обустроиться в данной местности.

Территориальный орган федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел в течение пяти дней со дня принятия решения выдает или направляет уведомление о результатах рассмотрения ходатайства в письменной форме или в форме электронного документа с использованием единого портала.

Решение о признании лица вынужденным переселенцем является основанием для предоставления ему гарантий, установленных настоящим Законом, федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.

ГАРАНТ:

См. Административный регламент Министерства внутренних дел Российской Федерации по предоставлению государственной услуги по предоставлению статуса вынужденного переселенца и продлению срока его действия, утвержденный приказом МВД России от 4 сентября 2019 г. N 602

Информация об изменениях:

Пункт 3 изменен с 8 января 2019 г. – Федеральный закон от 27 декабря 2018 г. N 528-ФЗ

3. Лицу, признанному вынужденным переселенцем, выдается соответствующее удостоверение. Сведения о признанных вынужденными переселенцами членах семьи, не достигших возраста восемнадцати лет, заносятся в удостоверение одного из родителей. Удостоверение не может быть выдано в форме электронного документа.

Форма удостоверения вынужденного переселенца и порядок его выдачи определяются федеральным органом исполнительной власти в сфере внутренних дел.

Сведения о лице, получившем свидетельство о регистрации ходатайства, и членах его семьи, сведения о лице, признанном вынужденным переселенцем, и членах его семьи предоставляются в письменной форме либо в электронной форме посредством единой системы межведомственного электронного взаимодействия федеральными органами исполнительной власти и их территориальными органами, а также органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления по межведомственному запросу территориального органа федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел в связи с предоставлением этим территориальным органом государственных услуг.

Сведения о лице, признанном вынужденным переселенцем, и членах его семьи предоставляются в письменной форме либо в электронной форме посредством единой системы межведомственного электронного взаимодействия территориальным органом федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел по межведомственным запросам органов, предоставляющих государственные услуги, органов, предоставляющих муниципальные услуги, подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организаций в связи с предоставлением государственных или муниципальных услуг лицу, признанному вынужденным переселенцем, и членам его семьи.

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 30 декабря 2015 г. N 467-ФЗ пункт 4 статьи 5 настоящего Закона изложен в новой редакции

4. Статус вынужденного переселенца предоставляется на пять лет. Федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления в пределах своих полномочий принимают меры, предусмотренные статьей 7 настоящего Закона, по обеспечению обустройства вынужденного переселенца и членов его семьи на новом месте жительства на территории Российской Федерации.

Информация об изменениях:

Пункт 5 изменен с 8 января 2019 г. – Федеральный закон от 27 декабря 2018 г. N 528-ФЗ

5. Срок действия статуса вынужденного переселенца продлевается территориальным органом федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел на каждый последующий год по заявлению вынужденного переселенца при наличии одновременно следующих оснований:

1) вынужденный переселенец и (или) члены семьи вынужденного переселенца, в том числе не имеющие статуса вынужденного переселенца, не являются нанимателями жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилого помещения на территории Российской Федерации;

2) неполучение вынужденным переселенцем и (или) членами семьи вынужденного переселенца, в том числе не имеющими статуса вынужденного переселенца, денежной компенсации за утраченное жилье;

3) неполучение вынужденным переселенцем и (или) членами семьи вынужденного переселенца, имеющими статус вынужденного переселенца, долговременной беспроцентной возвратной ссуды на строительство (приобретение) жилья до 1 января 2003 года;

4) неполучение вынужденным переселенцем и (или) членами семьи вынужденного переселенца, имеющими статус вынужденного переселенца, безвозмездной субсидии на строительство (приобретение) жилья до 16 октября 2010 года;

5) неполучение вынужденным переселенцем и членами семьи вынужденного переселенца, в том числе не имеющими статуса вынужденного переселенца, социальной выплаты на приобретение (строительство, восстановление) жилого помещения;

6) неполучение вынужденным переселенцем и членами семьи вынужденного переселенца, в том числе не имеющими статуса вынужденного переселенца, в установленном законодательством Российской Федерации порядке от органа государственной власти или органа местного самоуправления бюджетных средств на строительство (приобретение) жилого помещения;

7) непредоставление вынужденному переселенцу и (или) членам семьи вынужденного переселенца, в том числе не имеющим статуса вынужденного переселенца, в установленном порядке от органа государственной власти или органа местного самоуправления земельного участка для строительства жилого дома.

Информация об изменениях:

Пункт 6 изменен с 8 января 2019 г. – Федеральный закон от 27 декабря 2018 г. N 528-ФЗ

6. Вынужденный переселенец для продления срока действия статуса вынужденного переселенца предоставляет в территориальный орган федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел следующие документы:

1) заявление о продлении срока действия статуса вынужденного переселенца;

2) заявление члена семьи, не имеющего статуса вынужденного переселенца, о согласии на обработку персональных данных;

3) документ, удостоверяющий личность гражданина Российской Федерации;

4) удостоверение вынужденного переселенца.

Информация об изменениях:

Пункт 7 изменен с 8 января 2019 г. – Федеральный закон от 27 декабря 2018 г. N 528-ФЗ

7. Заявление о продлении срока действия статуса вынужденного переселенца предоставляется в территориальный орган федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел в письменной форме или в форме электронного документа, подписанного простой электронной подписью.

Заявление о продлении срока действия статуса вынужденного переселенца может быть предоставлено в многофункциональный центр, а также с использованием единого портала в форме электронного документа, подписанного простой электронной подписью.

>
Права и обязанности вынужденного переселенца
Содержание
Закон РФ от 19 февраля 1993 г. N 4530-I “О вынужденных переселенцах” (с изменениями и дополнениями)

© ООО “НПП “ГАРАНТ-СЕРВИС”, 2020. Система ГАРАНТ выпускается с 1990 года. Компания “Гарант” и ее партнеры являются участниками Российской ассоциации правовой информации ГАРАНТ.

Беженцы из Украины в Российской Федерации

Издатель Комитет «Гражданское содействие»
Дата публикации 2015
Цитировать как Комитет «Гражданское содействие», Беженцы из Украины в Российской Федерации, 2015, доступ по следующему адресу: https://www.refworld.org.ru/docid/57a45f854.html [последняя дата доступа 5 ноября 2020]
Оговорка Данный документ не является публикацией УВКБ ООН. УВКБ ООН не несет за нее ответственности и не обязательно одобряет ее содержание. Мнения, изложенные в данной публикации, принадлежат исключительно автору или издателю и не обязательно отображают взгляды УВКБ ООН, Организации Объединенных Наций или государств-членов.

Особенности потока украинских беженцев.

До 2014г. поток беженцев из Украины в Россию исчислялся единицами. При этом на территории России проживали и работали сотни тысяч граждан Украины. Активизация потока обращений за убежищем началась весной этого года в то время, когда на востоке Украины начались военные действия.

Впервые в России поток беженцев был встречен сочувствием общества и поддержкой государства.

Специфика этого потока лиц, ищущих убежища, в том, что их родной язык русский, они получили такое же образование, как и жители России, с большинством населения у них совпадают традиции и религия. Поэтому интеграция украинских беженцев в российское общество не представляет проблемы.

Читайте также:  Реально ли переехать за границу без накоплений

Можно отметить, что поддержка беженцев из Украины сплотила российское общество, включая ту его часть, которая рассматривает аннексию Крыма и вторжение российских вооруженных сил в Украину.

Большую работу по приему беженцев проделали волонтерские организации, граждане легко жертвовали на беженцев из Украины свои небольшие пенсионные деньги, принимали к себе в дом семьи беженцев. В территориальных органах ФМС России были открыты отдельные приемные для украинцев. На границе с Украиной МЧС разбило хорошо оборудованные лагеря.

Этот энтузиазм к концу лета начал угасать. Начались конфликты между хозяевами и гостями. Приемные ФМС прекратили прием документов, МЧС начало сворачивать лагеря.

Немного статистики

Официальные лица в СМИ оценивают число прибывших из Украины беженцев различно, но всегда огромными числами. Говорят о 800 тыс. и даже миллионе беженцев.

Однако мы оцениваем число беженцев из Украины приблизительно 150-170 тыс. человек. Это чисто экспертная оценка, исходящая из того, сколько обращается граждан Украины к нам в Сеть «Миграция и Право», имеющую пункты юридических консультаций в 45 регионах РФ, а также из официальной информации об обращениях за убежищем на границе.

В то же время есть официальные данные ФМС России, которым можно доверять, поскольку они основаны не на оценочных, а на реальных данных о том, кто, где и когда обратился в территориальные органы.

Согласно этим данным по гражданам Украины с 1 января до 10 сентября 2014г.

5,5 тыс. человек обратились с ходатайством о предоставлении статуса беженца, при это всего
115 человек признаны беженцами;
160 тыс. человек подали заявление на временное убежище,
110 человек получили временное убежище.

Эти данные подтверждают наши оценки, поскольку сотрудники ФМС предлагали всем лицам, ищущим убежища, прибывшим из Украины, обращаться за временным убежищем.

Относительно остальных прибывших в Россию украинских гражданах можно предположить, что они, как и в предыдущие годы приехали в Россию работать, учиться или в гости родственникам.

Кроме того, наша оценка также косвенно подтверждается Постановлением правительства РФ от 22 июля 2014г. № 691 «Об утверждении распределения по субъектам РФ граждан Украины, прибывших на территорию РФ в экстренном массовом порядке». Пунктом 2 указанного постановления предлагается исходить из общего числа беженцев в 150 тыс. в 2014г.

Предоставление убежища.

Из приведенных данных видно, что гражданам Украины предоставляется, как правило, временное убежище, которое дается на один год, не дает никакой социальной защиты, хотя и дает право работать. Специальным Постановлением Правительства от 22 июля 2014г. № 690 процедура принятия решения о предоставлении убежища была упрощена и срок принятия решений был сокращен до 3-х дней.

Вначале временное убежище украинцы получали достаточно легко. Но с в июле 2014г в миграционных органах выросли огромные очереди, для подачи заявлений в Москве и Петербурге назначалось время в конце 2014г. и даже в первой половине 2015г.

Начались и отказы в предоставлении убежища на том основании, что люди прибыли из регионом, где не идут военные действия, или до их начала.

Более того, прием документов у граждан Украины в Москве, Московской области, Петербурге, Ростовской области, Крыму и Севастополе был прекращен полностью. Основанием для этого послужило это же Постановление № 691, согласно которому на эти субъекты РФ не была возложена обязанность по приему украинских беженцев. При этом, обращающимся заявляют, что в Москве «нет квот на предоставление убежища».

Такие действия, очевидно, противоречат Закону РФ «О беженцах» и Конвенции ООН 1951г. «О статусе беженца». Разумеется, государство имеет право распределять лиц, ищущих убежища по регионам. Однако никаких квот для них быть не может, и они должны иметь возможность обратиться за убежищем там, куда они прибыли. О приеме беженцев регионами можно говорить в плане их обеспечения государством крышей над головой, питанием и т.п., т.п.

Однако у нас есть украинские заявители, которым были предложены хорошо оплачиваемые рабочие места в Москве, они не оказались бы нагрузкой на российский бюджет, а принесли бы нашей стране и ее экономике большую пользу. Предлагать им отправиться в районы, где они не смогут найти себе применения, а поступят на государственное обеспечение, по меньшей мере, невыгодно для страны и негуманно по отношению к людям.

Какой смысл послать PR-менеджера или переводчика в далекую деревню, где им никогда не найти работу?

У многих украинских беженцев в России есть близкие родственники, которые готовы предоставить им приют на долгий срок. Есть случаи, когда дети приезжают к родителям, или престарелые родители к детям. Но перед ними встает альтернатива покинуть Москву или стать через три месяца иностранным гражданином, незаконно пребывающим на территории России.

Правовые льготы для лиц, ищущих убежища, из Украины

Как уже отмечалось, Правительство РФ сделало некоторые позитивные шаги в направлении некоторого облегчения легализации граждан Украины, ищущих убежища в России. Мы уже назвали Постановление Правительства РФ № 690, сократившим принятие решение о предоставлении временного убежища с 3 месяцев до 3-х дней, хотя и сохранившим обязательное медицинское обследование. Кроме того, совсем недавно было опубликовано Постановление Правительства от 2 сентября 2014г. № 856 о в выдаче разрешений на работу вне квот «для граждан Украины, прибывших на территорию РФ в экстренном массовом порядке».

Светлана Ганнушкина как член Правительственной комиссии по миграционной неоднократно предлагала разрешить гражданам Украины работать в России. Теперь как будто такое решение принято, однако четкое понимание того, как будет применяться указанное постановление: относится ли оно ко всем гражданам Украины или к такой невнятной категории как «прибывших в экстренном массовом порядке».

Разработаны и приняты также поправки в закон РФ «О гражданстве РФ», направленные на облегчение его получения, в первую очередь, гражданами Украины. Однако эти поправки пока еще не применяются на практике, а для того, чтобы ими воспользоваться, необходимо постоянно проживать в России.

Последние тенденции

В августе 2014г. ФМС России начала кампанию агитации украинских лиц, ищущих убежища, по привлечению их в Государственную программу добровольного переселения соотечественников в Россию. Эта программа, действующая с 2007г., не стала популярной среди бывших граждан СССР и не оправдала надежд российской власти по привлечению в Россию славянского населения. Причиной этой неудачи была исходная установка на решение за счет соотечественников проблем депрессивных районов России с отсутствующей инфраструктурой. Часто, приехав на место, люди убеждались в том, что для них не приготовлено ни жилья, ни рабочих мест, обещанных им при вступлении в программу. Региональные власти, отчитавшись в подготовке мест для переселенцев, отказываются принимать их. Единственное, что дает статус участника Госпрограммы, возможность быстро получить гражданство РФ. Но для этого необходимо не только приехать по направлению, но и получить на месте регистрацию по месту жительства. Эту регистрацию очень сложно получить, поскольку вновь прибывший житель либо снимает жилье, либо поселяется в общежитии. В обоих случаях он получает регистрацию по месту пребывания, т.е. временную регистрацию.

Руководство ФМС обещает внести в Закон «О гражданстве» изменения, в силу которых для приобретения гражданства участниками Госпрограммы в упрощенном порядке будет требоваться только регистрация по месту пребывания. Это было бы правильным и давно назревшим решением проблемы. В этом случае Госпрограмма стала бы долгосрочным решением для беженцев из Украины и для всех тех, кто стремится остаться в России навсегда.

Причины обращений украинских беженцев

Сотрудники Комитета «Гражданское содействие» в Москве и Сети «Миграция и Право» Правозащитного центра «Мемориал» ведут регулярный прием лиц, ищущих убежища, из Украины. Им разъясняется российское законодательство, их права и обязанности, правовые и практические последствия вступления в Госпрограмму. Заявителям помогают в получении медицинской помощи, устройстве детей в школу, получении документов.

Основные жалобы украинских беженцев следующие:
– невыдача свидетельства о предоставлении временного убежища из-за отсутствия бланков. Вместо документа государственного образца, удостоверяющего личность заявителя, выдается справка, которую не принимают ни в одном учреждении. Из 110 тыс. человек, которым было предоставлено временное убежище, только 64 тыс. получили свидетельство;
– сложность прохождения медицинского обследования для получения временного убежища. Обследование не делается бесплатно, беженцы вынуждены обращаться к врачам и платить за каждый визит;
– отсутствие возможности получить легальный статус в месте обращения (Москва, Петербург и т.д), несмотря на наличие работы и родственников;
– отказ в приеме детей в школу;
– отказ в постановке на патронажное обслуживание беременных женщин и детей;
– отказ в предоставлении убежища, в некоторых случаях судебное решение о выдворении, помещение в закрытые учреждения для иностранных граждан, недопуск в эти учреждения представителей общественных организаций;
– отсутствие жилья и средств существования.

В конкретных случаях представителям общественных организаций удается помочь беженцам из Украины, может быть, чаще, чем беженцам других потоков, поскольку государственные структуры так или иначе настроены на их поддержку и сотрудничество с неправительственными организациями. Однако системные проблемы общего характера не решаются достаточно эффективно, что связано с состоянием государственных институтов в целом.

В сентябре 2014г. наблюдается тенденция возвращения украинских беженцев на родину. Поэтому увеличилось число обращений за деньгами на билеты, в таких случаях наши сотрудники предпочитают сами заказывать билеты в авиа и железнодорожных компаниях.

Социальная сфера

ЕСТЬ ЛИ БЕЖЕНЦЫ В НИКОЛЬСКЕ?

Помните фразу из кинофильма «Любить по-русски»: «Беженцы – это те, кто бежит из России»? Эти слова как нельзя верно отражают сегодняшнюю ситуацию с гражданами Украины. Они приезжают в Россию в поисках убежища от войны, угроз и политических распрей. И раз они приехали к нам – значит, они наши, российские люди. Поэтому только от нас зависит, останутся украинцы в России или уедут обратно. О том, какая ведется работа по регистрации лиц, прибывших в Никольский район из стран Ближнего Зарубежья, наш сегодняшний разговор с начальником УФМС России по Пензенской области в Никольском районе майором внутренней службы Еленой Мартышкиной.

– Елена Ивановна, есть ли в Никольском районе граждане других государств, официально признанные беженцами?

– В настоящий момент как таковых беженцев в Никольском районе не зарегистрировано. Большинство переселенцев прибыли к нам на короткий срок и при первой возможности готовы вернуться на Украину. Они не теряют надежду вернуться на родину, ведь там остался их дом, родные и знакомые. Российская Федерация предоставляет убежище иностранным гражданам и лицам без гражданства, ищущим убежища на ее территории, путем предоставления политического убежища, признания беженцем или предоставления временного убежища. Временное убежище — это своего рода «гуманитарный статус» или отложенная высылка. Для получения временного убежища в Российской Федерации заявитель обращается с соответствующим заявлением в УФМС России по Пензенской области. При приеме заявления ему выдается справка о рассмотрении заявления о предоставлении временного убежища на территории России, которая дает право на пребывание в Никольском районе на период рассмотрения заявления. Срок рассмотрения заявления — до трех месяцев. При положительном решении выдается свидетельство о предоставлении временного убежища на территории Российской Федерации. Временное убежище предоставляется на один год и может продлеваться ежегодно на 12 месяцев.

Порядок же признания беженцем регулируется Федеральным законом от 19 февраля 1993 года № 4528–1 «О беженцах». В соответствии с положениями Закона иностранный гражданин, находящийся за пределами государства гражданской принадлежности, может обратиться с ходатайством о признании беженцем в российское загранпредставительство, на границе либо на территории Российской Федерации. Ходатайства, принятые загранпредставительствами, рассматривает и принимает по ним решения ФМС России. Ходатайства о признании беженцами подаются всеми совершеннолетними заявителями, а также несовершеннолетними несопровождаемыми лицами. Заявителям предоставляется квалифицированный переводчик. Процедура рассмотрения ходатайства двухступенчатая и состоит из предварительного рассмотрения ходатайства и рассмотрения ходатайства по существу. Предварительное рассмотрение ходатайства осуществляется в срок до 5 дней, рассмотрение по существу — до трех месяцев. Все лица, ходатайствующие о предоставлении убежища в Российской Федерации, проходят обязательное медицинское освидетельствование и дактилоскопическую регистрацию. На период рассмотрения ходатайства по существу заявителю выдается свидетельство о рассмотрении ходатайства о признании беженцем по существу, которое является документом, удостоверяющим личность заявителя, и дает ему право на пребывание на период рассмотрения ходатайства и возможного обжалования отказа в признании беженцем. Национальные документы заявителя сдаются на хранение в территориальные органы ФМС России.

Заявитель признается беженцем, если он имеет вполне обоснованные опасения стать жертвой преследований по признаку расы, вероисповедания, гражданства, национальности, принадлежности к определенной социальной группе или политических убеждений, находится вне страны своей гражданской принадлежности и не может пользоваться защитой этой страны или не желает пользоваться такой защитой вследствие таких опасений. Лицу, признанному беженцем, выдается удостоверение беженца. Удостоверение является документом, удостоверяющим личность владельца, и дает право на нахождение в России. Сведения о несовершеннолетних детях беженцев заносятся в удостоверение одного из родителей. Статус беженца предоставляется без указания срока. Каждые полтора года беженец проходит переучет. В ходе переучета решается вопрос о сохранении статуса беженца либо об утрате или лишении статуса.

Читайте также:  Пять тёплых стран, куда стоит полететь на; море в; ноябре

На сегодняшний день в Никольском районе находятся порядка 20 человек, приехавшие из Украины, вставшие на миграционный учет и проживающие у родственников. Находиться на территории Пензенской области без постановки на миграционный учет гражданин Украины может в течение 90 дней. За это время человек может либо получить разрешение на временное проживание, что дает право находиться на территории РФ в течение 3 лет, либо оформить статус беженца, при условии, если есть квота. Получив тот или иной правовой статус, человек получает возможность принять участие в программе содействия переселению соотечественников и, как следствие, сможет воспользоваться господдержкой в вопросах трудоустройства, размещения, социальной помощи. В настоящий момент лица, желающие оформить статус беженца, к нам не обращались.

Что касается граждан других государств, прибыв в Россию, они должны встать на миграционный учет в течение 7 рабочих дней с момента прибытия. Граждане Армении, Казахстана, Белоруссии могут находиться в нашей стране без постановки на миграционный учет до 30 дней, граждане Таджикистана – до 15 дней.

– Имеют ли право иностранцы, приехавшие в Никольский район, трудоустраиваться?

– Лица, получившие статус беженца, политическое или временное убежище в Российской Федерации, имеют доступ на внутренний рынок труда – они могут работать без получения специального разрешения. Те же, кто имеет временную регистрацию, не могут осуществлять трудовую деятельность на территории России без специального разрешения. Так, в этом году несколько граждан Узбекистана были привлечены к административной ответственности за то, что работали без такого разрешения.

Правовой статус беженцев и вынужденных переселенцев в РФ

Как всякая демократическая страна, Россия сталкивается с проблемой миграции. Миграционные потоки, часто весьма мощные, порождают необходимость решения сложных вопросов граждан­ства и обеспечения прав человека. Законодательство закрепляет в отношении таких людей два правовых статуса:

    1. беженца – Федеральным законом от 19 февраля 1993 г. N 4528-I “О беженцах”;
    2. вынуж­денного переселенца – Законом РФ от 19 февраля 1993 г. N 4530-I.

Беженцами признаются лица, не имеющие российского граж­данства, прибывшие или желающие прибыть на территорию РФ. Эти лица не могут или не желают пользо­ваться защитой страны своей гражданской принадлежности из опасений стать жертвами преследований по признаку расы, на­циональности, гражданства, вероисповедания, принадлежности к определенной социальной группе или политическим убеждениям.

Беженцем не может быть признано лицо, совершившее пре­ступление против мира, человечности, военное преступление или другое тяжкое преступление неполитического характера. Право­вой статус беженцев регулируется Международной конвенцией о статусе беженцев, принятой 28 июля 1951 г., к которой в 1992 г. присоединилась и Россия.

Ходатайство лица, желающего получить статус беженца, рас­сматривается компетентными органами, которые при наличии не­обходимых данных выдают ему свидетельство, предоставляющее ряд прав (проживать в центре временного размещения, получать питание, пользоваться медицинской помощью, получать посо­бие). Такое лицо несет обязанность соблюдать Конституцию РФ, законы и иные правовые акты, своевременно прибыть в центр временного размещения, проходить медицинские осмотры и др.

Компетентный орган МВД принимает решение о признании лица беженцем и выдает ему удостоверение, на основании кото­рого лицо пользуется правами российского гражданина, а также рядом льгот по налогам и сборам. Лицо, ходатайствующее о при­знании его беженцем и находящееся на территории РФ, в соответствии с законодательством РФ проходит процедуру идентификации личности, включая обязательную государственную дактилоскопическую регистра­цию, по месту подачи ходатайства. Лицо признается беженцем на срок до трех лет. При сохранении обстоятельств, вынудивших его покинуть свою страну, этот срок может продлеваться на каждый последующий год.

Статус беженца позволяет:
    • работать по найму или заниматься предпринимательской деятельностью,
    • приобре­тать в собственность недвижимое имущество (на условиях для иностранных граждан),
    • ходатайствовать о получении российско­го гражданства.

Беженец не может быть возвращен против его воли в страну, которую он покинул, но он при определенных ус­ловиях утрачивает статус беженца (при получении гражданства РФ или другого государства, выезде за преде­лы России на постоянное жительство, при умышленном пред­ставлении ложных сведений, добровольном принятии защиты го­сударства, территорию которого он был вынужден покинуть). Го­сударство оказывает помощь в приеме, признании, размещении и обустройстве беженцев. Согласно постановлению Правительст­ва РФ иностранным гражданам и лицам без гражданства, кото­рые не признаются беженцами в соответствии с Федеральным за­коном «О беженцах», но по гуманитарным соображениям не мо­гут вернуться на свою родину, предоставляется возможность временного убежища на территории России.

Вынужденными переселенцами признаются граждане России, которые вынуждены или имеют намерение покинуть место постоянного жительства на территории другого государства или на территории России. Причиной этого служат те же основания, что и для беженцев, но они связываются Законом с проведением враждебных кампаний применительно к отдельным лицам или группам лиц, массовыми нарушениями общественного порядка и другими обстоятельствами, существенно ущемляющими права человека. При определенных условиях вынужденными пересе­ленцами могут быть признаны лица, не имеющие гражданства России, а также граждане бывшего СССР. Статус выдается на пять лет (допускается продление).

Права вынужденных переселенцев во многом схожи с права­ми беженцев. Практически в той же мере определены обязанно­сти органов государственной власти, органов местного само­управления в отношении вынужденных переселенцев, гарантии их прав и др.

Для граждан, имеющих право на обеспечение жильем по категории «Граждане, признанные в установленном порядке вынужденными переселенцами»

Администрация муниципального образования Ленинградский район доводит до Вашего сведения, что в соответствии с Законом Российской Федерации от 19 февраля 1993 года №4530-I «О вынужденных переселенцах»статус«вынужденный переселенец» может получить:

– гражданин Российской Федерации, покинувший место жительства вследствие совершенного в отношении его или членов его семьи насилия или преследования в иных формах либо вследствие реальной опасности подверг-нуться преследованию по признаку расовой или национальной принадлежности, вероисповедания, языка, а также по признаку принадлежности к определенной социальной группе или политических убеждений, ставших поводами для проведения враждебных кампаний в отношении конкретного лица или группы лиц, массовых нарушений общественного порядка.

– гражданин Российской Федерации, вынужденный покинуть место жи-тельства на территории одного субъекта Российской Федерации и прибывший на территорию другого субъекта Российской Федерации.

– гражданин бывшего СССР, постоянно проживавший на территории республики, входившей в состав СССР, получивший статус беженца в Российской Федерации и утративший этот статус в связи с приобретением гражданства Российской Федерации, при наличии обстоятельств, препятствовавших данному лицу в период действия статуса беженца в обустройстве на территории Российской Федерации.

Лицу, признанному вынужденным переселенцем, выдается соответст-вующее удостоверение. Сведения о признанных вынужденными переселенцами членах семьи, не достигших возраста восемнадцати лет, заносятся в удостоверение одного из родителей.

Удостоверение действительно на всей территории Российской Федерации.

При наличии обстоятельств, препятствующих вынужденному переселенцу в обустройстве на новом месте жительства, срок действия его статуса продлевается территориальным органом федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции, на каждый последующий год по заявлению вынужденного переселенца.

В соответствии с Законом Краснодарского края от 28 июля 2006 года № 1077-КЗ «О мерах социальной поддержки по обеспечению жильем граждан отдельных категорий» граждане, признанные в установленном порядке вынужденными переселенцами, относятся к отдельной категории федеральной подведомственности.

К членам семьи вынужденного переселенца относятся несовершеннолетние дети, внесенные в удостоверение, либо родившиеся у вынужденного переселенца после получения удостоверения, включенные в состав семьи, состоящей на учете в качестве нуждающихся в жилом помещении, либо граждане, признанные членом семьи в судебном порядке.

Формой государственной финансовой поддержки обеспечения вынужденных переселенцев жильем в рамках реализации подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» является предоставление им за счет средств федерального бюджета социальной выплаты на приобретение жилья, право на получение которой удостоверяется государственным жилищным сертификатом.

В рамках подпрограммы получить социальную выплату, удостоверяемую сертификатом, могут вынужденные переселенцы, не обеспеченные жилыми помещениями и изъявившие такое желание (далее – граждане – участники подпрограммы).

Не обеспеченными жилыми помещениями для постоянного проживания в целях настоящих Правил считаются граждане – участники подпрограммы категории «Вынужденные переселенцы», при наличии одновременно оснований, установленных подпунктами 1 – 7 пункта 5 статьи 5 Закона Российской Федерации «О вынужденных переселенцах»:

1) вынужденный переселенец и (или) члены семьи вынужденного переселенца, в том числе не имеющие статуса вынужденного переселенца, не являются нанимателями жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилого помещения на территории Российской Федерации;

2) неполучение вынужденным переселенцем и (или) членами семьи вынужденного переселенца, в том числе не имеющими статуса вынужденного переселенца, денежной компенсации за утраченное жилье;

3) неполучение вынужденным переселенцем и (или) членами семьи вынужденного переселенца, имеющими статус вынужденного переселенца, долговременной беспроцентной возвратной ссуды на строительство (приобретение) жилья до 1 января 2003 года;

4) неполучение вынужденным переселенцем и (или) членами семьи вынужденного переселенца, имеющими статус вынужденного переселенца, безвозмездной субсидии на строительство (приобретение) жилья до 16 октября 2010 года;

5) неполучение вынужденным переселенцем и членами семьи вынужденного переселенца, в том числе не имеющими статуса вынужденного переселенца, социальной выплаты на приобретение (строительство, восстановление) жилого помещения;

6) неполучение вынужденным переселенцем и членами семьи вынужденного переселенца, в том числе не имеющими статуса вынужденного переселенца, в установленном законодательством Российской Федерации порядке от органа государственной власти или органа местного самоуправления бюджетных средств на строительство (приобретение) жилого помещения;

7) непредоставление вынужденному переселенцу и (или) членам семьи вынужденного переселенца, в том числе не имеющим статуса вынужденного переселенца, в установленном порядке от органа государственной власти или органа местного самоуправления земельного участка для строительства жилого дома.

За более подробной информацией и консультацией по вопросу возможности постановки на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий обращаться в отдел ЖКХ администрации муниципального образования Ленинградский район по адресу: ст.Ленинградская, ул.Красноармейская, 17, тел. 3-61-46.

Получение статуса беженца и вынужденного переселенца в России

Два таких статуса, как беженцы и вынужденные переселенцы имеют определенные отличия, в первую очередь, заключающиеся в гражданстве. На сегодняшний день уже более сотен тысяч лиц оформили такие удостоверения в Российской Федерации. Под статусом беженца следует понимать гражданина другой страны, не имеющего гражданства. Причин тому, чтобы скоропостижно переехать, может быть множество, например:

  • такому человеку и его семье на территории его страны могли угрожать, преследовать на почве различных религиозных, политических или языковых причин;
  • возможно, было гонение человека из страны, и его нежелание больше там проживать.

Что касается вынужденных переселенцев, то к этой категории относятся немножечко иные категории лиц:

  • россияне, проживающие внутри страны, принявшие решение покинуть ее пределы, чтобы начать проживание в ином государстве;
  • российские граждане, живущие в ином государстве, но по каким-либо причинам вынуждены его покинуть, поселившись в РФ;
  • граждане Советского Союза, живущие в одной из его бывших республик и вынужденные переселиться в Россию;
  • иностранный подданный, официально живущий внутри России, который по каким-то причинам должен изменить свое место проживания.

Закон о вынужденных переселенцах гласит, что основной мотивацией к переезду служат гонение и угроза человеческой жизни, все вышеупомянутые причины.

Факторы, влияющие на отказ лицу в получении этого статуса:

  1. 1. Лицо, совершившее преступление относительно людей и мира в целом. Это преступление должно быть признано законодательством России;
  2. 2. По причине того, что человек прожил в державе год и не подал соответствующее ходатайство в ФМС;
  3. 3. Если личность потеряла статус беженца по причине получения гражданства страны и в течение месяца не осуществилось обращение в соответствующие органы с ходатайством;
  4. 4. Если переезд был осуществлен в период эпидемии, катастроф экологического или техногенного характера.

Способ получения статуса

Беженцы и вынужденные переселенцы в России имеют возможность получения статуса по одинаковой схеме. Следует предоставить соответствующий пакет документации и ходатайство в отделение миграции. Если человек, претендующий на получение статуса, находится за пределами страны, то документы должны подаваться в консульство России.

Документы, которые нужно предоставить, чтобы получить статус вынужденного переселенца:

  • заполненный бланк ходатайства;
  • две фотографии, выполненных на матовой бумаге. Если в бланке были вписаны и другие члены семьи, то их фото также необходимо;
  • документ, удостоверяющий личностные данные заявителя;
  • свидетельство, подтверждающий гражданство РФ (для граждан страны);
  • если есть в наличии: имеющиеся удостоверения, типа пенсионного, инвалидного, матери-одиночки; свидетельство о браке и если был развод, то его расторжения; документы, показывающие дату выезда из родной страны и въезда в РФ;
  • наличие справок, подтверждающих факт гонения, преследования относительно заявителя и всех членов семейства.

Вся документация должна быть оригинальной. Если претендента нет в стране, то подача документов может осуществляться доверенным лицом, с наличием доверенности. Получить правовой статус беженцев и вынужденных переселенцев можно на портале Госуслуги, подав нужные документы.

Порядок оформления и получения

Заполнять ходатайство необходимо разборчивым почерком, черными или синими чернилами. Если человек, желающий получить данный статус, обладает не одним гражданством и подданством, то нужно указывать каждый из них. Если в бланк были вписаны еще люди, то они должны присутствовать во время оформления. Заявитель должен пройти фотографирование и дактилоскопическую регистрацию.

Читайте также:  Кредит для иностранных граждан в Сбербанке

Правовой статус вынужденных переселенцев в РФ можно получить в такие сроки:

  • лица, находящиеся в пределах России – в течение пяти дней;
  • лица, пребывающие за пределами государства – один месяц.

Если комиссия дает положительный ответ, то человек получает на руки удостоверение вынужденного переселенца РФ.

Выдаваться удостоверение может при условии наличия документа, удостоверяющего личность или расписки. Затем в родительское удостоверение вписываются данные об несовершеннолетних в составе семьи, которые также переезжают в Российскую Федерацию. ФМС очень строго проверяют всю подаваемую документацию, поэтому, в случае неправдивых данных или же фальшивых документов, удостоверение и жилье вынужденным переселенцам не предоставляется.

Бесплатная юридическая консультация

Федеральный: 8 800 350-83-47

Москва и МО:
+7 499 938-45-32

Санкт-Петербург и ЛО: +7 812 425-14-42

Главное за сегодня

Тарифы разработаны по принципу “дальше едешь – меньше платишь”.

Банк ВТБ запустил новый сервис “Личный кабинет пассажира”.

С 4 ноября все собственные поезда ЦППК, курсирующие по МЦД, стали тематическими.

Популярные статьи

Инфографика

  • Инфографика ЖКХ
  • Недвижимость
  • Как сделать ремонт квартиры
  • Всё об авто
  • Красота и здоровье
  • Спорт и здоровый образ жизни
  • Беременность и роды
  • Главная страница
  • Жизнь в Москве
  • Правовые отношения и личные документы
  • Беженцы и иммигранты

Статус беженца: как получить, продлить срок действия, и в каких случаях можно лишиться

В статье пойдет речь о порядке предоставления статуса беженца и вынужденного переселенца, продлении срока действия статуса и об основаниях для его утраты.

Материалы по теме:

Содержание

  • Правовой статус вынужденного переселенца и беженца
  • Предоставление статуса
  • Оформление пакета документов
  • Продление срока действия статуса беженца (вынужденного переселенца)
  • Утрата и лишение статуса вынужденного переселенца

Юридическая база разрешения вопросов беженцев и вынужденных переселенцев состоит из: Конституции РФ, федеральных законов «О беженцах» и «О вынужденных переселенцах», «Административного регламента Федеральной миграционной службы по исполнению государственной функции по предоставлению статуса вынужденного переселенца, продлению срока его действия, утрате и лишению статуса вынужденного переселенца, а также по учету вынужденных переселенцев» (утвержден приказом ФМС России № 465) и «Административного регламента МВД России по предоставлению государственной услуги по рассмотрению ходатайств о признании беженцем на территории Российской Федерации и заявлений о предоставлении временного убежища на территории Российской Федерации», утвержденный приказом ФМС России от 19.08.2013 г. №352.

Прекращение существования СССР вызвало, по ряду причин, несколько волн переселения в Россию русских и русскоязычных бывших советских граждан, внезапно ставших, помимо своей воли, жителями иностранных государств. Острые межнациональные конфликты в регионах самой России также приводили и приводят к вынужденному переселению большого числа граждан внутри нее.

Правовой статус вынужденного переселенца и беженца

Понятия «беженец» и «вынужденный переселенец» отличаются друг от друга. Главное отличие здесь – в гражданстве. Беженец не является гражданином РФ. Определение понятия «беженец» в международном праве содержится в двух основных документах: Конвенции ООН 1951 года «О статусе беженцев» и Протоколе 1967 года к ней же.

Беженец – не является гражданином РФ и находится вне страны своей гражданской принадлежности (для бывших граждан СССР, потерявших после распада гражданство, – вне страны своего прежнего обычного места жительства).

Вынужденный переселенец – гражданин РФ, либо иностранный гражданин, постоянно проживающий на законных основаниях на территории России, вынужденный покинуть прежнее место жительства и переселиться в другой субъект РФ. К примеру, человек, проживавший во Владивостоке, в силу преследования его по этническому признаку, переехал на постоянное жительство в Москву.

Также вынужденным переселенцем может быть также признан бывший советский гражданин, постоянно проживавший на территории одной из республик бывшего Союза, который получил статус беженца РФ и утратил его в связи с приобретением российского гражданства, если в период действия статуса беженца он был вынужден сменить место проживания и переехать в другой субъект Федерации.

Беженцы и вынужденные переселенцы – люди, подвергавшиеся гонениям и враждебному отношению по различным признакам на родине, вынужденные по этой причине покинуть ее в силу обоснованных опасений за свои здоровье и жизнь, а также за здоровье и жизнь близких. Основные признаки, по которым иностранцы и граждане РФ могут получить статус беженца или переселенца, следующие:

  • расовая или национальная принадлежность,
  • принадлежность к социальной группе,
  • политические убеждения,
  • вероисповедание,
  • язык.

Правовой статус беженца и правовой статус вынужденного переселенца совпадают с точки зрения оснований миграции, предоставления и создания благоприятных условий для их жизни в РФ.

Порядок оформления статуса беженца и порядок оформления статуса вынужденного переселенца аналогичны.

Предоставление статуса

Статус беженца или переселенца может получить как один человек, так и его домочадцы, в случае, если все они были подвергнуты гонениям на родине по перечисленным выше признакам.

В соответствии с положениями закона «О беженцах» иностранный гражданин, находящийся за пределами государства гражданской принадлежности может обратиться с ходатайством о признании беженцем в российское загранпредставительство, на границе либо на территории Российской Федерации. Ходатайства, принятые загранпредставительствами, рассматривает и принимает по ним решения МВД России.

Для получения статуса нужно подать ходатайство вместе с определенным набором документов в территориальный орган Главного управления МВД РФ по вопросам миграции (ГУВМ).

Бланк ходатайства выдается в этой же миграционной службе. В случае, когда лицо, желающее стать беженцем, еще находится за границей РФ, ему нужно обращаться в дипломатическое представительство или консульство РФ в государстве пребывания. При отсутствии возможности самостоятельно подать ходатайство, оно может быть подано уполномоченным представителем на основании доверенности.

Для получения статуса вынужденного переселенца необходимо:

  1. ходатайствоо предоставлении временного убежища на территории Российской Федерацииhttps://www.gosuslugi.ru/api/catalog/v3/srfile/358829/download?version=2
  2. паспорт или иной документ, удостоверяющий личность
  3. Документы и материалы, представленные заявителем в обоснование своего ходатайства о признании беженцем или заявления о предоставлении временного убежища
  4. Дактилоскопическая карта
  5. Анкета лица, ходатайствующего о признании беженцем на территории Российской Федерацииhttps://www.gosuslugi.ru/api/catalog/v3/srfile/358851/download?version=2
  6. документ, подтверждающий принадлежность к гражданству Российской Федерации (для граждан РФ),
  7. свидетельство о рождении (для лиц, не достигших 14-летнего возраста).

Все документы подаются в оригинале.

Если лицо, претендующее на получение статуса беженца или переселенца, еще не оставило свое текущее место жительства, прилагает к ходатайству нотариально заверенные копии этих документов.

Оформление пакета документов

Ходатайство заполняется черными или синими чернилами на русском языке, разборчивыми буквами. Степень родства указывается по отношению к лицу, подающему ходатайство. При наличии гражданства или подданства нескольких государств указывается каждое из этих государств.

К ходатайству должны быть приложены черно-белые фотографии заявителя и членов его семьи.

Сведения о родных, не достигших 18 лет, заносятся в ходатайство одного из родителей, опекуна или либо одного из членов семьи, достигшего возраста восемнадцати лет, с которыми они прибыли на территорию РФ и которые добровольно взяли на себя ответственность за их воспитание и содержание.

Также, если в семье заявителя родственники, достигшие 18 лет, ходатайство о признании беженцем (вынужденным переселенцем) подается каждым из них.

При подаче ходатайства должны присутствовать все члены семьи, сведения о которых заносятся в ходатайство.

Заявитель в установленном порядке проходит дактилоскопическую регистрацию и фотографирование. Все лица, ходатайствующие о предоставлении убежища в Российской Федерации, проходят обязательное медицинское.

Ходатайства, принятые на границе и на территории страны, рассматривают и принимают по ним решения соответствующие территориальные органы МВД России. Ходатайства о признании беженцами подаются всеми совершеннолетними заявителями, а также несовершеннолетними несопровождаемыми лицами. Заявителям предоставляется квалифицированный переводчик. Процедура рассмотрения ходатайства двухступенчатая и состоит из предварительного рассмотрения ходатайства и рассмотрения ходатайства по существу.

Предварительное рассмотрение ходатайства осуществляется в срок до 5 дней, рассмотрение по существу — до трех месяцев. В отдельных случаях МВД России может разрешить продлить срок рассмотрения ходатайства еще на три месяца.

На период рассмотрения ходатайства по существу заявителю выдается свидетельство о рассмотрении ходатайства о признании беженцем по существу, которое является документом, удостоверяющим личность заявителя, и дает ему право на пребывание на период рассмотрения ходатайства и возможного обжалования отказа в признании беженцем. Национальные документы заявителя сдаются на хранение в территориальные органы МВД России.

При вынесении положительного решения лицу, признанному вынужденным переселенцем (беженцем) в территориальном органе ГУВМ (или же посольстве, консульстве) под расписку при предъявлении документа, подтверждающего личность, выдается удостоверение вынужденного переселенца (беженца). Сведения о детях, не достигших 18 лет, заносятся в удостоверение одного из родителей, опекунов либо родственников, достигших 18 лет.

Для выезда за пределы Российской Федерации беженцам оформляется проездной документ. Для выезда из Российской Федерации и въезда на ее территорию беженцу с проездным документом не требуется получение российских виз.

Отказ в признании человека беженцем или переселенцем может быть вынесено по нескольким основаниям:

  • человек умышленно сообщил ложные сведения либо предъявил фальшивые документы, служившие основанием для признания его вынужденным переселенцем,
  • человек совершившее тяжкое преступление,
  • человек не обратился без уважительных причин в уполномоченные органы с ходатайством о признании его вынужденным переселенцем (беженцем) в течение двенадцати месяцев со дня выбытия с места жительства либо в течение одного месяца со дня утраты статуса беженца.
  • если человек покинул место жительства по экономическим причинам, либо вследствие голода, эпидемии или природных и техногенных катаклизмов.

Продление срока действия статуса беженца (вынужденного переселенца)

Статус беженца предоставляется без указания срока. Каждые полтора года беженец проходит переучет. В ходе переучета решается вопрос о сохранении статуса беженца либо об утрате или лишении статуса.

В соответствии федеральным законом РФ «О вынужденных переселенцах», если у вынужденного переселенца (беженца) есть обстоятельства, препятствующих ему в обустройстве на новом месте жительства, статус сохраняется.

Для переучета к заявлению о переучете необходимо представить документы:

  • удостоверение вынужденного переселенца (беженца),
  • копия паспорта,
  • справка об отсутствии у заявителя и членов его семьи жилого помещения на правах собственности по месту его регистрации,
  • договора найма (аренды) или поднайма (субаренды) жилья (для вынужденных переселенцев, имеющих регистрацию в жилом помещении),
  • другие документы, подтверждающие наличие обстоятельств, препятствующих в обустройстве на новом месте жительства.

Документы подаются не позднее дня истечения срока действия ранее ободренного статуса каждым из беженцев, достигших 18 лет.

Срок действия статуса вынужденного переселенца не продлевается:

  • при отсутствии у вынужденного переселенца обстоятельств, препятствующих в обустройстве;
  • в случае пропуска без уважительных причин срока обращения с заявлением о продлении статуса.

Утрата и лишение статуса вынужденного переселенца

Cтатус вынужденного переселенца (беженца) утрачивается в случаях:

  • прекращения гражданства РФ,
  • выезда для постоянного проживания за пределы России,
  • истечения срока предоставления статуса вынужденного переселенца (беженца).

Решение о лишении статуса вынужденного переселенца (беженца) принимается территориальным органом ГУВМ в случае уличения переселенца (беженца) в том, что он умышленно сообщил ложные сведения или предъявил фальшивые документы.

Решения об утрате или лишении статуса беженца или вынужденного переселенца также может быть обжаловано. Отрицательные решения по ходатайству на каждом этапе заявители могут обжаловать в МВД России либо в Суд. Жалобы на решения территориальных органов ГУВМ МВД России рассматриваются обычными судами в рамках гражданского судопроизводства.

Правовой статус беженца в россии: как получить, что дает переселенцам в рф

  • О городе
    • История
    • Туризм
    • Лица города
    • Города-побратимы
    • Города-партнеры
    • ЧМ2018
  • Органы власти
    • Администрация города
      • Руководители
      • Территориальные подразделения
        • Администрация Ворошиловского района
        • Администрация Дзержинского района
        • Администрация Кировского района
        • Администрация Красноармейского района
        • Администрация Краснооктябрьского района
        • Администрация Советского района
        • Администрация Тракторозаводского района
        • Администрация Центрального района
      • Структурные подразделения
        • Департамент городского хозяйства
        • Департамент жилищно-коммунального хозяйства и топливно-энергетического комплекса
        • Департамент муниципального имущества
        • Департамент по градостроительству и архитектуре
        • Департамент по образованию
        • Департамент финансов
        • Комитет гражданской защиты населения
        • Комитет жилищной и социальной политики
        • Комитет молодежной политики и туризма
        • Комитет по культуре
        • Комитет по строительству
        • Комитет по физической культуре и спорту
        • Контрольное управление аппарата главы Волгограда
        • Организационное управление
        • Правовое управление
        • Управление по координации массовых мероприятий и взаимодействию с правоохранительными органами
        • Управление «Жилищная инспекция Волгограда» аппарата главы Волгограда
        • Управление бухгалтерского учета и финансово-экономического планирования
        • Управление зарубежных и региональных связей
        • Управление по взаимодействию с общественными объединениями и органами местного самоуправления
        • Управление по взаимодействию со средствами массовой информации
        • Управление экономического развития и инвестиций
      • Отделы администрации
        • Отдел кадров
        • Отдел мобилизационной, секретной работы и защиты информации
      • Подведомственные организации
    • Волгоградская городская Дума
    • Контрольно-счётная палата
  • Услуги
    • Муниципальные и государственные услуги (функции) Волгограда
    • Центры обслуживания ФГИС ЕСИА
    • Бесплатная юридическая помощь
  • Документы
    • Опубликованные нормативно-правовые акты
    • Проекты документов
    • Антимонопольный комплаенс
  • Открытые данные
  • Обратная связь
    • Приём граждан
    • Горячая линия
    • Интернет-приемная
    • Скажи наркотикам «НЕТ!»
    • Нарушены трудовые права?
    • Узнай задолженность
    • Формы обращения граждан
    • Опросы
    • Телефоны экстренных служб
  • Общественная палата
    • Новости
    • Состав палаты
    • Структура палаты
    • Документы
    • Контакты
  • Поиск по сайту
  • Поиск по контактам

Объявления

РОССИЯ – СВОБОДНЫЙ ВЫБОР ОТВЕТСТВЕННЫХ ЛЮДЕЙ (о реализации Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом)