Что такое эмиграция: русская внутренняя эмиграция

Независимое аналитическое обозрение

Чем, на ваш взгляд, увенчается политика санкций Запада в отношении России?

23.05.2006 Новая “внутренняя эмиграция” в России начала ХХI века

Термин “внутренняя эмиграция” датируется 1933 годом. В зарубежных справочниках обычно дается ссылка на письмо немецкого писателя Франка Тисса директору департамента министерства пропаганды Германии. Значение термина “внутренняя эмиграция” неоднократно изменялось в зависимости от контекста исторических событий. Принято считать, что наличие в той или иной стране “внутренней эмиграции” является признаком авторитарного или тоталитарного режима, господствующего в конкретной стране. Существует ли в России начала ХХI века внутренняя эмиграция?

Термин “внутренняя эмиграция” часто употреблялся в начале 90-х годов прошлого века интеллектуалами, объяснявшими свое существование в СССР в рамках тоталитарной системы. Сам термин “внутренняя эмиграция” понятен в контексте советской эпохи, когда свободная эмиграция для большинства граждан страны была практически невозможной. Термин “внутренняя эмиграция” является производной от практически невозможной внешней эмиграции и в то же время является символом неучастия в делах государства и жизни общества по тем правилам, которые были жестко заданы в СССР.

Можно ли сегодня говорить о внутренней эмиграции, в то время, когда любой человек трудоспособного возраста при желании может покинуть Российскую Федерацию? Анализ критического числа публичных выступлений представителей различных стратов российского общества позволяет утверждать, что в России на сегодняшний день можно выделить и классифицировать новую внутреннюю эмиграцию, причем как “левую”, так и “правую”. Знаковым для представителей новой внутренней эмиграции является постоянное подчеркивание в рамках риторики своего неучастия в жизни государства и общества. Для пояснения вышеизложенного необходим небольшой экскурс в этимологию, Именно он позволит нам объективизировать новую российскую внутреннюю эмиграцию.

Новая “левая” внутренняя эмиграция

Для того чтобы выявить представителей новой российской внутренней эмиграции, относящихся к левой части политического спектра, достаточно ознакомиться с широко представленными в сети Интернет материалами о развале – распаде СССР и будущем развале – распаде России. В поисковой системе YANDEX словосочетания “развал России” и “распад России” находятся приблизительно в равных пропорциях. Но словосочетание “развал СССР” применяется значительно чаще, чем словосочетание “распад СССР”. Казалось бы, не существует принципиальной разницы между словом “развал” и словом “распад”, и что именно дает знание о числе граждан, использующих то или иное словосочетание. Все дело в том, что использование одного из двух словосочетаний автоматически позиционирует произносящего эти слова по отношению к данным событиям.

Если человек говорит о распаде СССР, то это подразумевает его внутреннюю сопричастность к крушениям некогда великой Империи. Если человек говорит о развале СССР, то употребление данного словосочетания говорит о видении им не только враждебных могущественных сил, разваливших его страну, но и наглядно демонстрирует внутреннюю непричастность говорящего к данному событию. Более частое употребление словосочетаний “развал СССР” говорит о том, что люди внутренне сняли с себя ответственность за произошедшее. Человек, безусловно, слаб и немощен, но одно дело считать себя непричастным к крушению СССР и совсем другое дело уже сегодня считать себя непричастным к гипотетически возможному краху России.

Необходимо обратить внимание на то, что все те, кто употребляет словосочетание “развал России”, видит в числе врагов и виновных в будущей трагедии как внешние силы в лице США и НАТО, так и нынешнюю российскую власть. В большинстве своем это представители “левых”, народно – патриотических сил, и практически все они сознательно или бессознательно используя словосочетание – символ “развал России” тем самым обозначают свою непричастность к этому. Они как бы заранее выписывают себе индульгенцию, освобождающую их души от участия в грехе уничтожения собственной страны. Это и есть внутренняя эмиграция.

Кроме постоянного использования словосочетания “развал России” представители “левой” внутренней эмиграции постоянно используют слова, обозначающие их неспособность изменить что-либо в стране, невозможность эффективного противостояния внутренним и внешним врагам. Таким образом, российская “левая” внутренняя эмиграция лишь изображает свое присутствие в общественно – политической сфере страны, заранее расписываясь в своей полной неспособности аккумулировать волю народа и направлять ее на созидательные цели.

“Правая” внутренняя эмиграция

Символы, позволяющие идентифицировать “правую” внутреннюю эмиграцию в течение последних пятнадцати лет неоднократно изменялись. В середине девяностых годов прошлого века правую внутреннюю миграцию можно было распознать по словосочетанию “эта страна”. Данное словосочетание, неоднократно произнесённое реформатором Е. Гайдаром, включает в себя вполне определенное позиционирование от собственной страны. Сегодня словосочетание “эта страна” практически не употребляется.

В начале XXI века для представителей правых взглядов, особенно в предпринимательской среде стали обычными словосочетания: “я никому ничем не обязан”, “всё, что я имею – это моё”, “ни о каких чужих проблемах я не хочу ничего знать” и ряд других аналогичных типовых высказываний. В рамках данных высказываний, человек позиционирует себя и от общества и от государства, подчеркивает отсутствие каких-либо взаимосвязанностей и взаимозависимостей в рамках восприятия самого себя и общества. Причём, чаще всего он воспринимает и государство как сугубо враждебную инстанцию. А это является признаком внутренней эмиграции.

Для внутренней эмиграции в целом характерным является ощущение внутренней непричастности к подавляющему большинству событий, происходящих в общественно–политической жизни страны. “Сейчас не наше время” – заявил бывший лидер СПС Б. Немцов. У лидеров маргинализованных либералов есть надежда, что их время еще настанет, но для большинства либералов из глубинки переход к славословию в адрес партии “Единая Россия” – это и форма социальной мимикрии, а может быть и внутренней эмиграции. “Я все-таки хотел бы еще раз поддержать и еще раз сказать, что “Союз правых сил” поддерживает основную линию “Единой России” – заявил в ходе выборов в Законодательное собрание Нижегородской области (март 2006 года) И. Юдинцев, один из лидеров регионального СПС. А другой региональный лидер СПС С. Иванушкин усилил это: “Я действительно горжусь, что СПС является кузницей кадров даже для нашей ведущей партии на сегодняшний день.

Не стоит забывать, что в начале 90-х годов внутренними эмигрантами стали называть себя очень многие из тех, кто за несколько лет до 1991 года с гордостью говорил “я член КПСС с 19.. года”. Парадокс ситуации, сложившейся в России к сегодняшнему дню, заключается в том, что по своим масштабам правая внутренняя эмиграция в России уже превосходит всю внутреннюю эмиграцию в СССР. И им не на кого надеяться. Именно это позволяет предположить, что “ядро” внутренней эмиграции в России находится внутри партии “Единая Россия”. И если ЕР постигнет участь КПСС, а вероятность этого нарастает с каждым днем, то мы еще наслушаемся то, что вошло в анналы под названием “Исповедь на заданную тему”.

Есть один вопрос, на который каждый может ответить самостоятельно. Можно ли считать «куршавельную публику» новой правой внутренней эмиграцией в России? Многие скажут, что это «хозяева жизни» и их нельзя отнести к внутренней эмиграции. Но этот вопрос позволяет отложить на некоторое время осмысление того, к какой именно страте можно отнести этих людей.

Почему внутренняя эмиграция в России не порывает со своей страной?

“Внутренняя эмиграция” – явление сложное. Достаточно вспомнить одно из предсмертных интервью Станислава Лема, в котором он заявил, что уехал бы из Польши, если бы ему это позволил возраст. Возраст и страх не адаптироваться в инородной среде, безусловно, являются важнейшими факторами, ограничивающими трансформацию “внутренней эмиграции” в России в реальную эмиграцию. К этому нужно добавить, что значительная часть творческой элиты России живет “на две страны”. Можно ли считать людей, постоянно проживающих в Германии, Великобритании или Франции, периодически наезжающих в Россию, внутренними эмигрантами? Безусловно, нет.

Внутренняя эмиграция состоит их людей, грубо говоря, не выездных. К внутренним эмигрантам не могут быть отнесены те люди, которые постоянно присутствуют на различных форумах, в том числе таких, как экономический форум в Давосе или Лондоне, или форум на острове Корфу. Это нечто иное. Поведенческие модели внутренней эмиграции известны с советских времен, и это позволяет нам сегодня тезисно изложить кредо внутреннего эмигранта в России.

Кредо внутреннего эмигранта

Представляется, что понятие “олигарх”, презентованное П. Авеном: “У нас больше не будет олигархов. Олигархи – это люди, которые имеют деньги и занимаются политикой” (“Большой Бизнес” апрель, 2004), – позволяет нам профессионально позиционировать и интеллектуалов, находящихся во внутренней эмиграции. Внутренний эмигрант должен или почти полностью отказаться от написания каких-либо работ в сфере политического, или свести свое позиционирование в сфере политического к нескольким простейшим форматам.

Полный внутренний эмигрант не только отказывается от какой-либо критики действия властей, но и в принципе отказывается анализировать динамично изменяющуюся реальность. Внутренний эмигрант может прикрыться стандартным словесным “щитом”: “Политика – дело грязное”. И эта позиция позволяет внутреннему эмигранту мысленно приобщить себя к людям в “белых одеждах”.

В советские времена внутренние эмигранты предпочитали анализировать события давно минувших дней, дабы у властей не возникло желания зачислить их в диссиденты. Сегодня необходимо отметить, что внутренних эмигрантов данного типа в России предостаточно, и именно этим можно объяснить резкое “обмеление” Рунета и значительное уменьшение числа авторов пишущих на общественно-политические темы на наиболее посещаемых российских политических сайтах.

Внутренний эмигрант в современной России может перейти к написанию параэзотерических или, грубо говоря, “мутных” текстов. Классическим образцом такого “мутного” текста необходимо признать текст С. Белковского “Смерть последнем человеке” (Сайт АПН). Данный текст, состоящий из намеков и полунамеков, можно анализировать как тексты Нострадамуса и предсказания Ванги. Но лучше этого не делать. Кредо внутреннего эмигранта в России С. Белковский заключил во фразу: “Я хочу снять бомбоубежище с полупансионом. С медной ванной и медленным Интернетом. Я буду следить за Новейшим средневековьем, пока хватит моих пальцев и глаз.

Данный текст Белковского можно считать манифестом новых внутренних эмигрантов России. Но данный текст интересен также и тем, что в нем наиболее четко сформулировано и неприятие США в качестве страны, несущей “свет всему человечеству”. Неприятие реальности в собственной стране, а также отсутствие представлений о позитивных образцах общественно-политической жизни в других странах мира обессмысливает тексты российских внутренних эмигрантов из-за их полной предсказуемости. Это тексты как бы для себя и для виртуальных избранных, которые в состоянии приподняться до заданной высоты интеллектуальной мысли. И всё. Но это позволяет нам выявить особенности презентационных моделей данного типа внутренних эмигрантов в России. А они базируются на постоянном позиционировании властей в России в формате “чужие”.

Еще одним распространенных типом внутреннего эмигранта в России является тип интеллектуалов, живущих в рамках мифа об “оккупации России”. Данный миф для них является реальностью. И они воспринимают мир в формате представления о глобальном всевластии США и наличии “оккупационного режима” в России. Это реальность “данная им в ощущениях”.

Все происходящее в нашей стране данный тип внутреннего эмигранта сознательно или бессознательно трактует, исходя из представлений о нынешней федеральной власти, как власти “оккупационной”. Всеобъемлющая критика нынешней власти дополняется апокалиптическим видением будущего России. Данный тип внутренних эмигрантов легко определить по частому употреблению слова сочетания “развал России”. Гипотетически можно предположить, что в рамках апокалиптического видения будущего России словосочетание “развал России” и “распад России” равнозначны. Но между ними существует принципиальная разница .

В кредо внутреннего эмигранта в России входит и отсутствие собственных инициатив, и отсутствие стремления поддержать чужие инициативы, направленные на изменение системы власти в стране. Мотивация при этом может быть абсолютно различной. Кто-то не делает этого, исходя из своих представлений о том, что любые инициативы, направленные на какие-либо изменения в стране, тормозят процесс энтропии, а нужно всего лишь дождаться естественного исхода. Другие считают, что собственные инициативы и собственные интеллектуальные проекты нужно хранить “до лучших времен”. В любом случае внутренний эмигрант, за исключением апокалиптических алармистов, это пассивное интеллектуальное существо. Поэтому нынешней федеральной власти нет смысла опасаться новой нарождающейся внутренней эмиграции в России.

Безусловно, при желании можно значительно расширить круг лиц, входящих в новую внутреннюю эмиграцию в России, включив в нее всех тех, кто искренне считает, что негативные тенденции в общественно – политической жизни страны, лично его не коснутся. Но данных людей нельзя считать внутренними эмигрантами. Великобритания их называет термином “lodger”. В России наиболее близко к понятию “lodger” известное старое понятие «обыватель”. А обывателей нельзя считать внутренними эмигрантами. Oни просто так живут, или, вернее, существуют.

Что такое эмиграция: русская внутренняя эмиграция

  • ЧИТАТЕЛЯМ
    • Визит в библиотеку
    • Фонды и читальные залы
    • Услуги
    • Виртуальная справочная служба
    • Тематические выставки
    • Вебинары и семинары
  • РЕСУРСЫ
    • Фонды
    • Электронный каталог
    • Имидж-Каталог
    • Электронная библиотека
    • Электронные ресурсы удаленного доступа
    • Больше.
  • ДEЯТЕЛЬНОСТЬ
    • Проекты
    • Наши конференции
    • Мероприятия
    • Планы НИР
    • Научно-образовательная деятельность
    • Международная деятельность
    • Издательская деятельность
    • Ученый совет
    • Публикации сотрудников
  • О БИБЛИОТЕКЕ
    • Общие сведения
    • Официальные документы
    • Попечительский совет
    • Кабинет научного руководителя
    • Наша история
    • СМИ о библиотеке
    • Письма, поздравления, благодарности
    • Фотогалерея
  • КОНТАКТЫ
    • Как проехать
    • Телефонный справочник
  • ГЛАВНАЯ

  • ► 2020 (32)
    • ► Март (8)
      • • «Нескучные каникулы»
      • • МЭШ и не только
      • • О методике расчета КБПР
      • • Победители специализации «Наука» конкурса «Лидеры России»
      • • Вопрос о судьбе Российского фонда фундаментальных исследований
      • • Фальков о выходе вузов из инерционного режима
      • • Российские вузы в рейтинге QS
      • • Образовательная платформа Сбербанка
    • ► Февраль (17)
      • • Новая система оценки вузов
      • • В Липецке дали старт новому сезону Чемпионата «CASE-IN»
      • • Русский язык сохраняет статус языка науки и культуры
      • • Глава Минобрнауки видит в РАН партнера
      • • Пресс-конференция главы Минобрнауки для зарубежных СМИ
      • • Интервью министра науки и высшего образования
      • • Философы недовольны новой методикой расчета
      • • В столице открылся новый детский технопарк
      • • Уровень финансирования российской науки недостаточен
      • • Решения Правительства РФ от 6 февраля 2020 г.
      • • Совместное заседание президиума Госсовета и Совета по науке и образованию
      • • Лауреаты Премии «За верность науке»
      • • Доктора наук вызывали?
      • • Репетиторы vs. платформы для самообучения
      • • В Минобрнауки создан молодежный совет
      • • Премии молодым ученым
      • • Подготовка к «Лабе»
    • ► Январь (7)
      • • Международная конференция по образованию
      • • Котюков о пересмотре системы высшего образования
      • • Проект “Наука будущего”
      • • Scratch-олимпиада по креативному программированию
      • • Об избыточности научных журналов в России
      • • VI Всероссийская премия «За верность науке»
      • • Об «эффективных контрактах» в высшем образовании
  • ► 2019 (53)
    • ► Декабрь (13)
      • • Онлайн-обучение в России. Результаты исследования
      • • ВАК оттачивает номенклатуру научных специальностей
      • • Акция «Ночь карьеры»
      • • Неочевидные риски цифровизации
      • • Россия – в лидерах по третичному образованию
      • • Определены медалисты РАО
      • • Проект о защите диссертации в аспирантуре
      • • ВУЗПРОМЭКСПО-2019
      • • Шествие в Риге в защиту русского образования
      • • Проект «Академический класс»
      • • Цифровые аттестаты
      • • Летние школы
      • • Информационные ресурсы российским ученым
    • ► Ноябрь (1)
      • • Общероссийский форум “Россия студенческая”
    • ► Сентябрь (2)
      • • IX Всероссийский фестиваль науки «NAUKA 0+»
      • • “Правительственный час” в Государственной Думе РФ
    • ► Август (2)
      • • Вузы не для всех
      • • Сервис по оценки успеваемости студентов
    • ► Июль (8)
      • • Битва разумов
      • • Обсуждение Проекта закона о науке
      • • Хартия о цифровизации образовательного пространства
      • • Обучение на русском языке в Клайпедском университете
      • • Мониторинг иностранных СМИ
      • • Михаил Котюков о поддержке молодых ученых
      • • Минобрнауки об уровне доступности высшего образования
      • • Минобрнауки о научных суперпроектах в России
    • ► Май (1)
      • • IV Всероссийский форум в Сочи
    • ► Апрель (3)
      • • Всероссийский практический форум «Образование 2019»
      • • ММСО 2019
      • • Форум «Современное образование: код эпохи»
    • ► Март (8)
      • • Международный форум «Университеты, общество и будущее человечества»
      • • Рособрнадзор приглашает к общественному обсуждению
      • • Заседание Советов по изданию «Православной энциклопедии»
      • • «МЭШ» вошла в сотню мировых образовательных проектов
      • • Конкурс социальных проектов «Инносоциум»
      • • Вузы будут делать упор на практической подготовке студентов
      • • Запущен сайт национальной программы «Цифровая экономика»
      • • Электронная библиотека на Луне
    • ► Февраль (6)
      • • Проект о самообразовании
      • • В России создают конкурента «Сколково»
      • • Внутренняя эмиграция отечественной науки
      • • Объем финансирования Нацпроекта “Наука”
      • • О распределении субсидий ведущим университетам
      • • Лауреаты премии «За верность науке» 2019 года
    • ► Январь (9)
      • • Международная научно-просветительская акция «Открытая Лабораторная»
      • • Экспортный потенциал российской системы образования
      • • Российское образование глазами студентов
      • • Минобрнауки РФ выступило против системы распределения выпускников
      • • Перекрестный год науки Испания-Россия
      • • Минобрнауки об оценке качества работ ученых
      • • Бизнес-проект вместо диплома
      • • «Россия — Франция: новые технологии образования»
      • • О публикации диссертационных исследований
  • ► 2018 (35)
    • ► Декабрь (3)
      • • Нацпроект “Наука”
      • • О расширении видов деятельности РАО
      • • Нацпроект «Культура»
    • ► Ноябрь (3)
      • • О новом размере премий в области науки и культуры
      • • Тотальный диктант
      • • Университет Великого Новгорода вошел в программу «Библиотека Италия»
    • ► Октябрь (4)
      • • «Цифровая трансформация образования».
      • • Рейтинг лучших университетов мира
      • • Топ-5 научных держав мира за пять лет
      • • #EdCrunch2018
    • ► Сентябрь (6)
      • • Россия и Дания обменялись опытом внедрения шахмат в школы
      • • Корпорация «Российский учебник»
      • • Экспертиза школьных учебников
      • • Россия и Китай будут развивать образовательное сотрудничество
      • • «В. А. Сухомлинский. Научно-педагогическое наследие и современное образование»
      • • Образовательное сотрудничество
    • ► Июль (1)
      • • Замена бумажных учебников электронными
    • ► Май (13)
      • • Перечень опорных региональных вузов страны
      • • Заседание Оргкомитета по поддержке литературы, книгоиздания и чтения в Российской Федерации
      • • онлайн-курс для наставников технологических кружков
      • • Татьянин день
      • • Цифровизация культуры
      • • Стомиллионный тираж продукции издательства «Просвещение»
      • • Победители IV Всероссийской премии «За верность науке»
      • • Ольга Васильева: Невозможно заменить чистописание клавиатурой
      • • Научные рейтинги
      • • Законопроект «О научной, научно-технической и инновационной деятельности в Российской Федерации»
      • • заседание рабочей группы по проекту Национальной электронной библиотеки (НЭБ)
      • • «Лучшие книги и издательства года”
      • • Национальный агрегатор открытых репозиториев университетов
    • ► Апрель (1)
      • • «Современная цифровая образовательная среда в РФ»
    • ► Март (2)
      • • Глобальная платформа научных публикаций и документов
      • • Расширенное заседание коллегии Министерства образования и науки Российской Федерации.
    • ► Февраль (2)
      • • Цифровизация культуры
      • • Глава Минобрнауки России ответит на вопросы пользователей ВКонтакте в прямом эфире
Читайте также:  Крым – оторванное от жизни место: как россияне переезжают на полуостров и возвращаются обратно

Внутренняя эмиграция отечественной науки

Есть ли право на свой язык у российской науки, или нашим ученым пора полностью переходить на язык международного общения — английский? Такой вопрос большинству гуманитариев кажется абсурдным, однако в среде людей, занятых модными сейчас направлениями – молекулярной биологией, биоинформатикой и биоинженерией, этот вопрос стоит остро.

В открытом письме участников XXVI Международной конференции «Математика. Компьютер. Образование» (Пущино, 28 января – 2 февраля 2019 г.) выражена глубокая озабоченность ситуацией с русским языком, сложившейся в российской научно-образовательной среде.

Синонимы к словосочетанию «внутренняя эмиграция»
(а также близкие по смыслу слова и выражения)

Связанные слова и выражения

  • властители дум
  • государственный антисемитизм
  • диссидентское движение
  • интеллектуальная элита
  • деревенская проза
  • кукиш в кармане
  • зияющие высоты
  • московский концептуализм
  • смена вех
  • деятели культуры
  • гражданин мира
  • подвергать остракизму
  • эмигрантская жизнь
  • железный занавес
  • общество человека
  • форма протеста
  • собственная страна
  • замкнутый мирок
  • узник совести
  • безродные космополиты
  • пропагандистское клише
  • личная трагедия
  • глубокое подполье
  • старшие поколения
  • коммунистическая пропаганда
  • внутренняя эмиграция, внутренний эмигрант

Делаем Карту слов лучше вместе

Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать Карту слов. Я отлично умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!

Спасибо! Я обязательно научусь отличать широко распространённые слова от узкоспециальных.

Насколько понятно значение слова погребной (прилагательное):

Связанные слова (по тематикам)

  • Люди: эмигрант, диссидент, сионист, патриот, интернационалист
  • Места: страна, родина, чужбина, министерство, генерал-губернаторство
  • Предметы: германий, орган, виза, внутренности, обшивка
  • Действия: репатриация, высылка, организация, депортация, оккупация
  • Абстрактные понятия: эмиграция, умонастроение, интеллигенция, зарубежье, политический

Ассоциации к слову «внутренний&raquo

Ассоциации к слову «эмиграция&raquo

Предложения со словосочетанием «внутренняя эмиграция&raquo

  • Так было положено начало формированию массовой внутренней эмиграции евреев и сочувствующих им неевреев, которые перестали отождествлять себя с советской властью и с годами всё дальше отходили от коммунизма.

Сочетаемость слова «внутренний&raquo

  • внутренние дела
    внутренний голос
    внутренний двор
  • во внутренний карман пиджака
    министр внутренних дел
    министерство внутренних дел
  • полезть во внутренний карман
    сунуть руку во внутренний карман
    вмешиваться во внутренние дела
  • (полная таблица сочетаемости)

Сочетаемость слова «эмиграция&raquo

  • русская эмиграция
    белая эмиграция
    еврейская эмиграция
  • в эмиграции во франции
    эмиграция евреев
    в эмиграции в германии
  • в среде русской эмиграции
    годы эмиграции
    в кругах русской эмиграции
  • находиться в эмиграции
    оказаться в эмиграции
    жить в эмиграции
  • (полная таблица сочетаемости)

Значение словосочетания «внутренняя эмиграция&raquo

Внутренняя эмиграция — уклонение от участия в политической и общественной жизни государства; духовное отделение от государства; пассивная конфронтация с государственной системой, вызванная внутренним несогласием с господствующей идеологией, при невозможности это несогласие выразить. Является красивой метафорой своеобразного бегства от действительности, неучастия в делах государства и в жизни общества по тем правилам, которые заданы политическим строем. Альтернативой внутренней эмиграции могут быть диссидентство, дистанционное партнерство (стремление найти способ сосуществования с режимом, при сохранении какой-то степени личной независимости), умеренное сотрудничество (в областях деятельности, наиболее идеологически нейтральных, напр., естественные науки), либо же настоящая эмиграция или, напротив, полное сотрудничество с государством. (Википедия)

Отправить комментарий

Дополнительно

  • Разбор по составу слова «внутренний» (морфемный разбор)
  • Разбор по составу слова «эмиграция» (морфемный разбор)
Значение словосочетания «внутренняя эмиграция&raquo

Внутренняя эмиграция — уклонение от участия в политической и общественной жизни государства; духовное отделение от государства; пассивная конфронтация с государственной системой, вызванная внутренним несогласием с господствующей идеологией, при невозможности это несогласие выразить. Является красивой метафорой своеобразного бегства от действительности, неучастия в делах государства и в жизни общества по тем правилам, которые заданы политическим строем. Альтернативой внутренней эмиграции могут быть диссидентство, дистанционное партнерство (стремление найти способ сосуществования с режимом, при сохранении какой-то степени личной независимости), умеренное сотрудничество (в областях деятельности, наиболее идеологически нейтральных, напр., естественные науки), либо же настоящая эмиграция или, напротив, полное сотрудничество с государством.

Предложения со словосочетанием «внутренняя эмиграция&raquo

Так было положено начало формированию массовой внутренней эмиграции евреев и сочувствующих им неевреев, которые перестали отождествлять себя с советской властью и с годами всё дальше отходили от коммунизма.

Удобная позиция, не спорю, если для тебя церковь форма внутренней эмиграции.

Остальные свыкаются со своим положением и даже находят во внутренней эмиграции необходимый для комфортной жизни эмоциональный баланс.

Значение словосочетания «внутренняя эмиграция»

  • Внутренняя эмиграция — уклонение от участия в политической и общественной жизни государства; духовное отделение от государства; пассивная конфронтация с государственной системой, вызванная внутренним несогласием с господствующей идеологией, при невозможности это несогласие выразить. Является красивой метафорой своеобразного бегства от действительности, неучастия в делах государства и в жизни общества по тем правилам, которые заданы политическим строем. Альтернативой внутренней эмиграции могут быть диссидентство, дистанционное партнерство (стремление найти способ сосуществования с режимом, при сохранении какой-то степени личной независимости), умеренное сотрудничество (в областях деятельности, наиболее идеологически нейтральных, напр., естественные науки), либо же настоящая эмиграция или, напротив, полное сотрудничество с государством.

Например, в письме А. Леонидова, опубликованном в журнале «Огонек» (1999 г., № 2), пишется о том, что внутренняя эмиграция появляется, когда мыслящему человеку надоедает, что государство считает его «быдлом».

Принято считать, что наличие в той или иной стране «внутренней эмиграции» является признаком авторитарного или тоталитарного режима, господствующего в данной стране.

внутренняя эмиграция

1. отстранение от общественно-политических интересов и деятельности ◆ В числе остальных видов внутренней эмиграции, есть и такой, пожалуй, наиболее популярный: уход в пьянство. И. Л. Солоневич, «Россия в концлагере», 1935 г. (цитата из НКРЯ) ◆ Волны эмиграции — это проявление постоянной внутренней эмиграции, народной эмиграции. Георгий Бурков, «Хроника сердца», 1953–1990 гг. г. (цитата из НКРЯ) ◆ Итак, к массовому исходу из страны, кажется, добавляется этакая внутренняя эмиграция. Михаил Гуртовой, «Робинзоны уходят в подполье» // «Огонёк», № 11, 1991 г. (цитата из НКРЯ) ◆ А то, что внутренняя эмиграция, прежде чем стать внешней, копится внутри страны не по собственной воле, а по воле страны, надо помнить и понимать. Андрей Битов, «Русский устный и русский письменный» // «Звезда», 2003 г. (цитата из НКРЯ) ◆ Внешняя или внутренняя эмиграция, принципиальный отказ от общественной деятельности или, напротив, поиск форм активности, которые затруднительно политизировать, — эти и другие личные стратегии лишают власть и опоры. Дарья Неклюдова, «Кремль модернизирует политическую систему, но не себя» // «Новый регион 2», 26 октября 2010 г. (цитата из НКРЯ) ◆ А я из поколения дворников и сторожей. Был такой способ внутренней эмиграции. Ты живёшь и не замечаешь того, что вокруг, как пейзаж за окном. Светлана Алексиевич, «Время second-hand» // «Дружба народов», 2013 г. (цитата из НКРЯ)

Делаем Карту слов лучше вместе

Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать Карту слов. Я отлично умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!

Спасибо! Я обязательно научусь отличать широко распространённые слова от узкоспециальных.

Насколько понятно значение слова пскович (существительное):

РУССКАЯ ЭМИГРАЦИЯ

В современной исторической науке сложилась общепринятая периодизация, включающая в себя дореволюционную, послереволюционную (после 1917 г.), именуемую «первой» волной; послевоенную, именуемую «второй» волной эмиграции; «третью» в рамках периода 1960- 1980-х гг.; и «четвертую» – современную (после 1991 г.) волну, совпадающую с постсоветским периодом истории нашей страны. Вместе с тем, ряд отечественных исследователей придерживаются иной точки зрения на проблему периодизации. В первую очередь, среди историков-американистов принято считать в качестве первой волны массовую дореволюционную эмиграцию за океан, преимущественно трудовую.

Русская эмиграция в XIX – начале XX в.

Потоки русских эмигрантов на протяжении XIX – XX вв. носят непостоянный, пульсирующий характер, и тесно связаны с особенностями политического и экономического развития России. Но, если в начале XIX в. эмигрировали отдельные личности, то уже с середины века мы можем наблюдать определенные закономерности. Наиболее значимыми компонентами дореволюционного миграционного потока из России во второй половине XIX-начале XX в., определившими лицо российского зарубежья дореволюционной эпохи, стала политическая, революционная эмиграция в Европу, складывающаяся вокруг университетских центров, трудовая миграция в США и национальная (с элементами религиозной) эмиграция. В 1870-1880-е годы российские эмигрантские центры сформировались в большинстве стран Западной Европы, США, Японии. Российские трудовые мигранты внесли свой вклад в колонизацию Нового света (США, Канада, Бразилия и Аргентина) и Дальнего Востока за пределами России (Китай). В 80-е гг. XIX в. к ним прибавились многочисленные представители национальной эмиграции из России: евреи, поляки, финны, литовцы, латыши, эстонцы. Достаточно многочисленная группа российской интеллигенции навсегда покинула родину после событий революции 1905 г. По сведениям официальной статистики в период с 1828 г. до начала Первой мировой войны количество россиян, покинувших империю, составило 4,5 миллиона человек.

«Первая» волна.

Революционные события 1917 года и последовавшая за ними Гражданская война привели к появлению большого числа беженцев из России. Точных данных о численности покинувших тогда родину не существует. Традиционно (с 1920–х годов) считалось, что в эмиграции находилось около 2 млн. наших соотечественников. Следует отметить, что массовый отток эмигрантов шел до середины 1920-х годов, затем он прекратился. Географически эта эмиграция из России была, прежде всего, направлена в страны Западной Европы. Основными центрами русской эмиграции первой волны стали Париж, Берлин, Прага, Белград, София. Значительная часть эмигрантов оседала также в Харбине. В США изобретатели и ученые И.И. Сикорский, В.Н. Ипатьев и другие смогли реализовать свои выдающиеся таланты. «Русским подарком Америке» называли изобретателя телевидения В.К. Зворыкина. Эмиграция первой волны представляет собой уникальное явление, поскольку большая часть эмигрантов (85-90 %) не вернулась впоследствии в Россию и не интегрировалась в общество страны проживания. Отдельно стоит сказать об известной акции советского правительства 1922 года: два знаменитых “философских парохода” доставили из Петрограда в Германию (Штеттин) около 50 выдающихся российских гуманитариев (вместе с членами их семей — примерно 115 человек). После декрета РСФСР 1921 г. о лишении их гражданства, подтвержденного и дополненного в 1924 г., дверь в Россию для них была навсегда закрыта. Но большинство из них были уверены в скором возвращении на родину и стремились сохранить язык, культуру, традиции, бытовой уклад. Интеллигенция составляла не более трети потока, но именно она составила славу Русского Зарубежья. Послереволюционная эмиграция претендовала достаточно успешно на роль главного носителя образа России в мире, идеологическое и культурное противостояние российского зарубежья и СССР в течении многих десятилетий обеспечивало такое восприятие эмиграции значительной частью российского зарубежного и иностранного сообщества.

Кроме Белой эмиграции, на первое пореволюционное десятилетие пришлись также фрагменты этнической (и, одновременно, религиозной) эмиграции – еврейской (около 100 000, почти все в Палестину) и немецкой (порядка 20-25 тысяч человек), а самый массовый вид эмиграции – трудовой, столь характерный для России до Первой мировой войны, после 1917 г. был прекращен.

Читайте также:  Миграционные процессы в России: кто, куда и зачем

«Вторая» волна.

Совершенно иной по сравнению с послереволюционной эмиграцией социальный срез представляли собой вынужденные эмигранты из СССР эпохи Второй мировой войны. Это жители Советского Союза и аннексированных территорий, которые в результате Второй мировой войны по тем или иным причинам покинули Советский Союз. Среди них были военнопленные, коллаборанты. Для того чтобы избежать насильственной репатриации и получить статус беженца, некоторые советские граждане меняли документы и фамилии, скрывая свое происхождение. В совокупности, общая численность советских граждан, находящихся за пределами СССР, составила около 7 миллионов человек. Их судьба решалась на Ялтинской конференции 1945 г., и по требованию Советского Союза они должны были вернуться на родину. На протяжении нескольких лет большие группы перемещенных лиц жили в специальных лагерях в американской, британской и французской зонах оккупации; в большинстве случаев их отправляли обратно в СССР. Более того, союзники передавали советской стороне бывших россиян, оказавшихся на противоположной стороне фронта (как, например, несколько тысяч казаков в Лиенце в 1945 г., оказавшихся в английской зоне оккупации). В СССР их репрессировали.

Не менее 300 тысяч перемещенных лиц так и не вернулись на родину. Основная часть тех, кто избежал возвращения в Советский Союз, или бежал от советских войск из Восточной и Юго-Восточной Европы, отправилась в Соединенные Штаты и в Латинскую Америку. Большое количество ученых уехали именно в США — им помогал, в частности, знаменитый Толстовский фонд, созданный Александрой Львовной Толстой. А многие из тех, кого международные власти относили к категории коллаборантов, уехали в Латинскую Америку. Менталитет этих людей в массе своей значительно отличался от русских эмигрантов «первой» волны, в основном они опасались репрессий. С одной стороны произошло определенное сближение между ними, но слияния в единое целое так и не произошло.

«Третья» волна.

Третья волна российской эмиграции пришлась на эпоху «Холодной войны». Диссидентское движение и холодная война стали причиной того, что многие люди добровольно покидали страну, хотя всё довольно сильно ограничивалось властями. В общей сложности эта волна вовлекла более 500 тысяч человек. Ее этнический состав формировали не только евреи и немцы, которых было большинство, но и представители других народов, имеющих собственную государственность (греки, поляки, финны, испанцы). Также среди них были те, кто бежал из Советского Союза во время командировок или турпоездок или был принудительно выслан из страны, т.н. «невозвращенцы». Именно так бежали: выдающийся солист балета М. Барышников, и хоккеист А. Могильный. Особо следует выделить подписание СССР Хельсинкского акта в 1975 г. Именно с этого момента у граждан Советского Союза появились правовые основания покинуть страну, обосновывая это не семейными или этническими мотивами. В отличие от эмигрантов первой и второй волн, представители третьей выезжали на законных основаниях, не являлись преступниками в глазах советского государства и могли переписываться и перезваниваться с родными и друзьями. Однако неукоснительно соблюдался принцип: человек, добровольно покинувший СССР, впоследствии не мог приехать даже на похороны самых близких родственников. Важным стимулом для многих советских граждан, уезжавших в США в 1970-1990-е годы, стал миф о «великой американской мечте». В массовой культуре за такой эмиграцией закрепилось ироничное название «колбасной», но были и в ней и представители интеллигенции. Среди наиболее ярких ее представителей – И. Бродский, В Аксенов, Н. Коржавин, А. Синявский, Б. Парамонов, Ф. Горенштейн, В. Максимов, А. Зиновьев, В. Некрасов, С. Давлатов. Кроме того, в третью волну эмиграции вошли видные диссиденты того времени, прежде всего, А.И. Солженицын. Деятели третьей волны много сил и времени уделяли тому, чтобы через издательства, альманахи, журналы, которыми они руководили, выражать различные, не имевшие права на выражение в СССР, точки зрения на прошлое, настоящее и будущее России.

«Четвертая» волна.

Последний, четвертый этап эмиграции связывается с политикой «Перестройки» в СССР и вступлением в 1986 г. в силу новых правил выезда, существенно упрощающих процедуру эмиграции (Постановление Совмина СССР от 28.08.1986 № 1064), а также принятием закона «О порядке выезда из СССР и въезда в СССР граждан СССР», вступившего в силу 1 января 1993 г. В отличие от всех трех предыдущих эмиграций четвертая не имела (и не имеет) никаких внутренних ограничений со стороны советского, а впоследствии — российского правительства. За период с 1990 по 2000 г. только из России выехало примерно 1,1 млн человек, из них не только представители разных этнических групп, но и русского населения. Этот миграционный поток имел четкую географическую составляющую: от 90 до 95% всех мигрантов направлялись в Германию, Израиль и США. Такое направление задавалось наличием щедрых репатриационных программ в первых двух странах и программ по приему беженцев и ученых из бывшего СССР в последней. В отличие от советского периода, люди больше не сжигали за собой мосты. Многих вообще можно называть эмигрантами с натяжкой, поскольку они планируют вернуться или живут “на два дома”. Другой особенностью последней эмиграции является отсутствие каких-либо заметных попыток с ее стороны к политической деятельности в отношении страны исхода, в отличие от предыдущих волн.

Во второй половине 1990-начале 2000-х годов наблюдался процесс реэмиграции в Российскую Федерацию ученых и специалистов, покинувших родину ранее.

В 2000-х годах начался новый этап истории российской эмиграции. В настоящее время это преимущественно экономическая эмиграция, которая подчиняется общемировым тенденциям и регулируется законами тех стран, которые принимают мигрантов. Политическая составляющая особенной роли уже не играет. В общей сложности число эмигрантов из России с 2003 по настоящее время превысило 500 тысяч человек.

Что такое эмиграция: русская внутренняя эмиграция

Виталина Витальевна Тхоржевская родилась в 1971 в Свердловске. Училась на филологическом факультете Свердловского (Екатеринбургского) университета, в московском литинституте, музыкальном училище. Автор книг «Птичья память» (Свердловск, 1991), «Путешествие в обратную сторону [тексты 1989—1993 годов]» (Самара, 1993). Публиковалась в журналах «Октябрь» (1996), «Урал» (1999), в «Антологии уральской поэзии» (1997), альманахах «Междуречье», «Кольцо “А”», самиздатовском журнале « Алконостъ » (Москва). Живёт в Харькове и/или Екатеринбурге.

Поступательная ненависть: книжка без картинок — неинтересная книжка
Save our souls — пока мы ещё являемся точкой на горизонте
пока закрытое пространство страны
не перешло в открытое безумие
пока нас в горсти сжимает родная речь
как леденцы без фантиков
как всегда кисловатую мелочь

Молочная поросль речи в устах младенца
делает своё дело:
они говорят и дышат
спрашивают и просят о разнообразных вещах
показать книжку достать игрушку звезду
но откуда она возникает
и почему непременно она

Поступательное отчаяние оторвавшегося на льдине
он мечется мечется крик
у него обрывается речь
становясь короткой как выстрел
на лай сторожевого животного
быстрой и обязательной как ответ
на вопрос: я умру?

Представь что ты проживаешь в оперённом воронами граде
прогибаются ветки
они затемняют пространство свинцовой метелью
ковыляют по небу на крыльях как на костылях
Женщины шепчутся: мы знаем мы знаем
почему их так много и чем они кормят птенцов
Н о когда их полёт дорастает до нужного неба
их речь прорезают слова
одиночные « never »

Тебя выгоняют из дому допустим события
хуже и реже эмоции
допустим тебе не нравится мир
и в поисках лучшего
ты слетаешь по лестнице
от тебя отделяется туфельк а-
лодочка
оставляешь её на бетоне
островом белизны
пусть себе тонет

Старый морской волк — тот кто уходит босым
от судьбы
и вот он уже в эмиграции
Змеиная кожа чужой речи ползёт за тобой
косвенная как отражённая в зеркале
косая сажень косной материи
ты знаешь
чужая речь никому ничего не говорит

Ты заводишь себе нищего и собаку
в надежде что нищий будет твоим другом
а собака твоим врагом
чтобы нищий тебя утешал
и рассказывал сказки
а в собачьих глазах ты читал бы
истину о себе

Представь что ты никак не можешь войти в свою комнату
постоянно что-то мешает
звонит телефон
рушится мебель
у двери отламывается ручка
и тебе кажется в этот миг
что ты сражаешься со всем материальным миром

Но речь не о том
У тебя как морского волка походка маятника
прохожие должны оборачиваться
и да если б не было так наплевать
на смешную твою походку
на все твои злые глаза
на худую тоску твоего опалённого чуждостью горла

Твоё движение по улицам маршеобразно
ты
следом нищий
и следом собака
Вы могли бы стать олицетворением
поступательной ненависти
или поступательного безразличия
но вам не хватает двух-трёх вербальных единиц
чтобы взорвать этот мир

Он отказался подписывать смертный приговор
когда прочитал своё имя среди осуждённых
и я спрашиваю: хороший ли он судья?

Говорят что у нищих вырастают под старость крылья
когда их тела как сморщенные плевки на тротуаре
когда со следами пороков стираются лица
в глазницах обесцвечиваются взоры
речь становится нечленораздельной
пульс нитевидным бессмысленным даже морщины
оседают как горы под старость
неужели, моншер , вы не слышали
этой прелестной легенды?

Всё, что тебе хочется — кормить голубей
чтобы солнечный день и скамейка
и мимо проковыляет девочка
ещё не вполне умеющая говорить
и у неё получится что-то вроде « гу’и-гу’и »

Когда улетит твой последний нищий
ты найдёшь себе женщину старую и слепую
чья речь шелестит как сухая вода
на донце колодца
она будет шагать впереди
с колокольчиком в древообразной руке
не приближайтесь! не подходите ближе!
прочь прочь отсюда!

(И он вспомнил
как в городе снежном суровая дева
факел — в руке её светлой
кувшин — в её тёмной руке
говоря: я залью этот ад
я сожгу это небо
чтобы стал бескорыстен твой жест
бесполезен твой жест)

Твой жест заключается
в непонимании слова
Т вой жест заключается
в пальцах а пальцы в руке
Твой жест заключается
в женщине женщина в нищем
нищий в собаке собака в тебе
две тонкие линии крика ручного
на котором (на чьём) языке

Родная речь — шагреневая кожа
её всё меньше думаешь
хватит ли утешить этого
окликнуть ту
до точки довести строку
(перевести свою слепую
сквозь мостовую полную огней)?

Ты думаешь: тем лучше что я становлюсь айсбергом
в мутной водице города белый как горностай
конечно я становлюсь на редкость удобной мишенью
со своею старухой экс-нищим
и своей собакой
и всё ж я плыву величественный и ненужный
и всё мировое пространство оплывает меня стороной
возможно со стороны я выгляжу самовлюблённым

ПРЕОДОЛЕНИЕ ВНУТРЕННЕЙ ЭМИГРАЦИИ В ПОЭЗИИ О. МАНДЕЛЬШТАМА

Результат исследований : Вклад в журнал › Статья

Аннотация

Предметные области WoS

  • Образование и исследования в области образования

ГРНТИ

  • 17.01.00 Общие вопросы литературоведения

Уровень публикации

  • Перечень ВАК

Ссылки

Цитировать

  • APA
  • Author
  • BIBTEX
  • Harvard
  • Standard
  • RIS
  • Vancouver

В: Филологический класс , Том 55, № 1, 2019, стр. 34-43.

Результат исследований : Вклад в журнал › Статья

T1 – ПРЕОДОЛЕНИЕ ВНУТРЕННЕЙ ЭМИГРАЦИИ В ПОЭЗИИ О. МАНДЕЛЬШТАМА

N2 – Внутренняя эмиграция, в которой оказались после Октябрьской революции такие крупнейшие русские поэты, как Ахматова, Мандельштам (далее – О. М.) и др., стала для них тяжелейшим, мучительным испытанием. В статье показан состав этого в советских условиях фатального социопсихического состояния, выражающего социальное отчуждение и изгойство поэтов. Реальной проблемой стало выживание уже не только художника, но просто человека. Состояние отчужденности и изгойства необходимо было избыть. В статье делается попытка ответить на вопрос: каким образом преодолевается деструктивная роль практически безвыходной ситуации внутренней эмиграции? Гипотеза автора: функцию духовного одоления-преодоления, а также компенсации разрушительной для хрупкой субъективности поэтов социальной реальности «советского» берет на себя поэзия. Отвечая на вопрос «как решается эта проблема в поэзии О. М.?», автор исходит из понимания искусства как продолжения, удвоения и реализации потенциала культуры. «Духовно-психическое убежище» поэтов – внутренних эмигрантов создается по общей логике и в общих структурах / матрицах культуры как процесса и результата освоения мира людьми. У культуры два «базовых» предметных направления освоения. Первое: преобразование-очеловечивание природы. Второе: организация совместной жизни людей, или производство социума. Поскольку поэт как человек – существо социальное, для своей нормальной жизни нуждающееся в общности, общении и идентификации, постольку альтернативой социальному отчуждению, изгойству и одиночеству выступает поэтически конструируемое виртуальное общество, ценностно близкое поэту. Анализируя этот «социум О. М.», автор, помимо культурологического подхода, опирается на теорию общества и общности Ф. Тённиса, идеи социального конструктивизма, социокультурной антропологии, герменевтики. В статье показаны основные составляющие «идеального» социума поэзии О. М., взятые из социокультурного прошлого и настоящего, и его духовно-психологические «эффекты»: обретение общности с другими людьми и реализация своей социокультурной идентичности. Отмечается, однако, что поэтическая «социальная реальность», помогая О. М., не устраняет драматизма и трагизма его существования.

AB – Внутренняя эмиграция, в которой оказались после Октябрьской революции такие крупнейшие русские поэты, как Ахматова, Мандельштам (далее – О. М.) и др., стала для них тяжелейшим, мучительным испытанием. В статье показан состав этого в советских условиях фатального социопсихического состояния, выражающего социальное отчуждение и изгойство поэтов. Реальной проблемой стало выживание уже не только художника, но просто человека. Состояние отчужденности и изгойства необходимо было избыть. В статье делается попытка ответить на вопрос: каким образом преодолевается деструктивная роль практически безвыходной ситуации внутренней эмиграции? Гипотеза автора: функцию духовного одоления-преодоления, а также компенсации разрушительной для хрупкой субъективности поэтов социальной реальности «советского» берет на себя поэзия. Отвечая на вопрос «как решается эта проблема в поэзии О. М.?», автор исходит из понимания искусства как продолжения, удвоения и реализации потенциала культуры. «Духовно-психическое убежище» поэтов – внутренних эмигрантов создается по общей логике и в общих структурах / матрицах культуры как процесса и результата освоения мира людьми. У культуры два «базовых» предметных направления освоения. Первое: преобразование-очеловечивание природы. Второе: организация совместной жизни людей, или производство социума. Поскольку поэт как человек – существо социальное, для своей нормальной жизни нуждающееся в общности, общении и идентификации, постольку альтернативой социальному отчуждению, изгойству и одиночеству выступает поэтически конструируемое виртуальное общество, ценностно близкое поэту. Анализируя этот «социум О. М.», автор, помимо культурологического подхода, опирается на теорию общества и общности Ф. Тённиса, идеи социального конструктивизма, социокультурной антропологии, герменевтики. В статье показаны основные составляющие «идеального» социума поэзии О. М., взятые из социокультурного прошлого и настоящего, и его духовно-психологические «эффекты»: обретение общности с другими людьми и реализация своей социокультурной идентичности. Отмечается, однако, что поэтическая «социальная реальность», помогая О. М., не устраняет драматизма и трагизма его существования.

Что такое эмиграция: русская внутренняя эмиграция

  • Викифицировать статью.
  • Найти и оформить в виде сносок ссылки на авторитетные источники, подтверждающие написанное.
  • Проставить для статьи более точные категории.
Читайте также:  Оформление приглашений для иностранцев

Wikimedia Foundation . 2010 .

  • Внутренняя сборная Туниса по футболу
  • Внутри Звука

Смотреть что такое “Внутренняя эмиграция” в других словарях:

Эмиграция — У этого термина существуют и другие значения, см. Эмигрант (значения). Эмиграция (от лат. emigro «выселяюсь») переселение из одной страны в другую по экономическим, политическим, личным обстоятельствам. Указывается по отношению к … Википедия

Эмиграция первой волны — Белая эмиграция (также Русская белая эмиграция, также Эмиграция первой волны) наименование волны эмиграции вследствие событий почти пятилетней Русской гражданской войны (1917 1922) гг. Белая эмиграция, которая с 1919 го года приняла массовый… … Википедия

Белая эмиграция — (также Русская белая эмиграция, также Эмиграция первой волны, также Русское Зарубежье) наименование волны эмиграции из России, возникшей вследствие событий почти шестилетней Гражданской войны (1917 1923 гг) … Википедия

СОЛОНЕВИЧ — Иван Лукьянович (1891 1953), политический мыслитель. В годы Гражданской войны участвовал в белом движении. В 1920 х гг. жил в Советской России, ок. 1930 был заключён в концлагерь, но вскоре бежал за границу. Издавал русские газеты в Софии (до… … Русская история

Эмигрант (значения) — Эмигрант: Эмигрант индивид, совершивший эмиграцию. Эмигрант (фильм, 1934) фильм киностудии Таджикфильм (режиссер Камиль Ярматов) 1934 год. Эмигрант (фильм) фильм 1972 года с Адриано Челентано в главной роли. Во множественном… … Википедия

ГЕРМАНИЯ. Часть II — Начало Реформации Мартин Лютер. Гравюра Лукаса Кранаха Старшего. 1521 г. Мартин Лютер. Гравюра Лукаса Кранаха Старшего. 1521 г. Широкое распространение представлений о «порче Церкви во главе и в членах» подготовило почву для попыток церковных… … Православная энциклопедия

ЕВГЕНИЙ ОНЕГИН — герой романа в стихах А.С.Пушкина «Евгений Онегин» (1823 1831). Блестящий столичный аристократ, последний отпрыск знатного дворянского рода и потому «наследник всех своих родных» (один из них престарелый дядюшка, в чью деревню отправляется Е.О. в … Литературные герои

РИФЕНШТАЛЬ Лени — (Leni Riefenstahl; полн. Хелена Берта Амалия Рифеншталь) (22 августа 1902, Берлин 8 сентября 2003, Пекинг, близ Мюнхена), немецкая актриса, кинорежиссер и фотограф. Дочь состоятельного коммерсанта Лени с детства отличалась волей, честолюбием,… … Энциклопедия кино

Рифеншталь Лени — (Riefenstahl) (р. 1902), немецкая актриса, кинорежиссёр. В кино как актриса с 1925 («Белый ад Пиц Палю», «Буря под Монбланом»). После прихода к власти А. Гитлера снимала документальные фильмы, пропагандировавшие нацистскую идеологию: «Триумф… … Энциклопедический словарь

Диссидент — (отступник, инакомыслящий) человек, политические взгляды которого радикально расходятся с господствующими в стране его проживания. Зачастую этот конфликт личных убеждений с господствующей доктриной приводит к гонениям, преследованиям и репрессиям … Википедия

внутренняя эмиграция

Содержание

  • 1 Русский
    • 1.1 Тип и синтаксические свойства сочетания
    • 1.2 Произношение
    • 1.3 Семантические свойства
      • 1.3.1 Значение
      • 1.3.2 Синонимы
      • 1.3.3 Антонимы
      • 1.3.4 Гиперонимы
      • 1.3.5 Гипонимы
    • 1.4 Этимология
    • 1.5 Перевод
    • 1.6 Библиография

Тип и синтаксические свойства сочетания Править

Устойчивое сочетание (фразеологизм). Используется в качестве именной группы.

Произношение Править

  • МФА: [ ˈvnutrʲɪnʲ(ː)ɪɪ̯ə ɛmʲɪˈɡrat͡sɨɪ̯ə ]

Семантические свойства Править

Значение Править
    отстранение от общественно-политических интересов и деятельности ◆ В числе остальных видов внутренней эмиграции , есть и такой, пожалуй, наиболее популярный: уход в пьянство. И. Л. Солоневич, «Россия в концлагере», 1935 г. (цитата из Национального корпуса русского языка, см. Список литературы) ◆ Волны эмиграции — это проявление постоянной внутренней эмиграции , народной эмиграции. Георгий Бурков, «Хроника сердца», 1953–1990 гг. (цитата из Национального корпуса русского языка, см. Список литературы) ◆ Итак, к массовому исходу из страны, кажется, добавляется этакая внутренняя эмиграция . Михаил Гуртовой, «Робинзоны уходят в подполье» // «Огонёк», № 11, 1991 г. (цитата из Национального корпуса русского языка, см. Список литературы) ◆ А то, что внутренняя эмиграция , прежде чем стать внешней, копится внутри страны не по собственной воле, а по воле страны, надо помнить и понимать. А. Г. Битов, «Русский устный и русский письменный» // «Звезда», 2003 г. (цитата из Национального корпуса русского языка, см. Список литературы) ◆ Внешняя или внутренняя эмиграция , принципиальный отказ от общественной деятельности или, напротив, поиск форм активности, которые затруднительно политизировать, — эти и другие личные стратегии лишают власть и опоры. Дарья Неклюдова, «Кремль модернизирует политическую систему, но не себя» // «Новый регион 2», 26 октября 2010 г. (цитата из Национального корпуса русского языка, см. Список литературы) ◆ А я из поколения дворников и сторожей. Был такой способ внутренней эмиграции . Ты живёшь и не замечаешь того, что вокруг, как пейзаж за окном. Светлана Алексиевич, «Время second-hand» // «Дружба народов», 2013 г. (цитата из Национального корпуса русского языка, см. Список литературы)
Синонимы Править
  1. ?
Антонимы Править
  1. ?
Гиперонимы Править
  1. отстранение, неучастие
Гипонимы Править
  1. интеллектуальная эмиграция

Этимология Править

Перевод Править

Библиография Править

Это незаконченная статья. Вы можете помочь проекту, исправив и дополнив её .
В частности, следует уточнить сведения о:

Хаз барагаз. Краткий курс внутренней эмиграции

В моей френдленте истерика: каждый день кто-то пишет о том, что пора валить. Кто-то не хочет находиться в одной стране с Дмитрием Киселевым, который превращает здравый смысл в радиоактивный пепел. Кто-то надеется убежать подальше от нравственной нагайки, кто-то боится присоединения Крыма. О том, как эмигрировать и не облажаться, кажется, написали уже почти все модные журналы. И даже Google Direct настойчиво предлагает помощь в экстренном переезде и оформлении визы в Великобританию за три дня. И все чаще звучит словосочетание «внутренняя эмиграция»

Поделиться:

Какое письмо «деятелей культуры» подписывать — в поддержку действий Путина или наоборот? Далеко не все могут и хотят совершать политический камин-аут, да и уезжать тоже не собираются. Кажется, единственный способ сохранить свою внутреннюю свободу — это уйти глубоко в себя. Если вы так считаете, то этот краткий курс внутренней эмиграции — для вас.

Де Жироден и щеголи эпохи Империи

Внутренняя эмиграция существует столько же, сколько и власть. Но сам термин в 1838 году впервые предложила французская писательница Дельфина де Жироден. Она употребила словосочетание «внутренняя эмиграция», описывая события Июльской монархии, и применила его к легитимистам, которые сохранили верность ушедшим Бурбонам. Они отказывались от участия в придворной жизни и, по мнению де Жироден, прозябали в тщетности и попросту уходили от реальности:

«Бал Мюзара можно уже назвать старинной забавой, она освящена временем и сделалась привычной. Молодые люди хорошего рода, наследники самых знатных родов являются туда, чтобы растратить хотя бы часть той силы, которая по причине их внутренней эмиграции и политических предрассудков остается совершенно невостребованной; они танцуют, галопируют, вальсируют исступленно, страстно, так, как сражались бы, веди Франция войну, как любили бы, сохрани Франция в своем сердце хоть каплю поэзии. Они не ездят на балы во дворец; как можно! Ведь там они рискуют встретить своего нотариуса и своего банкира; зато они ездят к Мюзару; там они наверняка встретят своего камердинера и своего кучера — но это пустяки! Танцевать в обществе этих людей — не значит себя компрометировать. Дух партий изобрел тысячи неслыханных аргументов, причудливых отговорок, в которых мы, к счастью, ровно ничего не смыслим; согласно новым понятиям о политической щепетильности, служить своей стране в качестве офицера, дипломата или чиновника — значит предать веру отцов и честь собственного рода; зато дни напролет курить, играть и пить до умопомрачения, рвать шпорами канапе танцовщицы, злословить с нею насчет женщин из высшего общества, которым хватает ума над вами смеяться и которые предпочитают вам старых щеголей эпохи Империи; хладнокровно изрыгать самые грубые проклятия; одним словом, не служить ни науке, ни любви, ни славе — это называется сберегать свои убеждения, хранить верность правому делу, наконец, исполнять все, чего требуют ваше звание и ваше имя».

Герцен и царство мглы

Через двадцать лет примерно о том же явлении размышлял Александр Герцен. Не выдержав «царства мглы» и «мучений с платком во рту», он эмигрировал и написал книгу «С того берега». Там можно встретить следующее рассуждение о «внутреннем отъезде»:

«Мысль сосредоточиться в себе, оторвать пуповину, связующую нас с родиной, с современностью, проповедуется давно, но плохо осуществляется; она является у людей после всякой неудачи, после каждой утраченной веры, на ней опирались мистики и масоны, философы и иллюминаты; все они указывали на внутренний отъезд — никто не уехал. Руссо?— и тот отворачивался от мира; страстно любя его, он отрывался от него — потому что не мог быть без него. Ученики его продолжали его жизнь в Конвенте, боролись, страдали, казнили других, снесли свою голову на плаху, но не ушли ни вон из Франции, ни вон из кипевшей деятельности».

Томас Манн и злая Германия

Особой популярностью внутренняя эмиграция пользовалась в нацистской Германии. Многие путают внутреннюю эмиграцию и диссидентство. Между этими понятиями есть существенная разница: диссидент активно и открыто заявлял о своем несогласии с режимом, внутренний эмигрант же помалкивал — его протест не выходил за пределы кухни. Эту ситуацию в 1933 году описал Франк Тисс в переписке с министром пропаганды Германии. Тисс не был согласен с происходящим в стране, но не уехал из нее. О том же писал и Клаус Манн в романе «Вулкан». У него Третий рейх — это «внутреннее», но внекультурное пространство, земля, населенная «чудовищами». Нахождение в этом аду сродни эмиграции.

Однако отец Клауса Манна, нобелевский лауреат и просто великий писатель Томас Манн ставит такую позицию под вопрос. По его мнению, нельзя, будучи немцем, отделить от себя темное нацистское прошлое, тем более если ты безбедно пережил его и бок о бок стоял с нацистами, хоть и не зиговал им в ответ:

«Нет двух Германий, доброй и злой… Злая Германия — это и есть добрая, пошедшая по ложному пути, попавшая в беду, погрязшая в преступлениях и стоящая теперь перед катастрофой. Вот почему для человека, родившегося немцем, невозможно начисто отречься от злой Германии, отягощенной исторической виной, и заявить: “Я — добрая, благородная, справедливая Германия; смотрите, на мне белоснежное платье. А злую я отдаю вам на растерзание”».

Троцкий и трусы

Природу советских внутренних эмигрантов желчно описывал Лев Троцкий в работе «Литература и революция». Он прошелся по многим неугодным авторам и пренебрежительно навешивал ярлык «внутренний эмигрант» на многих их них. «Трусость перед жизнью и трусость перед смертью» — так описывал ушедших в глубь себя авторов Троцкий.

«Кроме эмиграции заграничной есть и внутренняя. И путь к ней — отчужденность от революции. Кому незачем больше гнаться, тот и есть кандидат в духовные эмигранты. А это означает неизбежно и художественную смерть, ибо незачем же себя обманывать: привлекательность, свежесть, значительность молодых — вся от революции, к которой они прикоснулись. Если это отнять, на свете станет несколькими Чириковыми больше — и только».

Зиновьев и диссиденты

Знаменитый российский логик и писатель Александр Зиновьев не любил, когда его называли диссидентом. Однако действовал в соответствии с представлениями о советских бунтарях. После того как он опубликовал на Западе свой первый серьезный ненаучный труд, он, как сам утверждает, оказался в вынужденной внутренней эмиграции. Только она оказалась не метафорой, а реальной изоляцией:

«Я с семьей оказался выброшенным из моей привычной среды обитания и оказался в положении внутреннего эмигранта, но не в смысле моего внутреннего (идейного, морального, психологического) состояния, а буквально был выброшен из общества, но удержан внутри страны. […] Мои бывшие друзья, с некоторыми из которых я дружил по несколько десятков лет (с некоторыми — еще с довоенных лет), перебегали на другую сторону улицы при виде меня или моей жены».

Зиновьев вспоминает о приставленных к нему агентах КГБ, странных звонках и небольшом кружке инакомыслия, который начал формироваться вокруг него. В итоге советская власть механически поменяла статус внутреннего эмигранта: Зиновьева просто выслали из страны.

Померанц и мелкие пакости

Выдающийся русский философ Григорий Померанц не употреблял термин «внутренняя эмиграция». Но в «Записках гадкого утенка» он описывает прямые ее последствия:

«Допустим, вы хотите быть учителем, врачом, артистом. Для этого вы должны лгать, сдавая экзамены по некоторым специально придуманным предметам. Потом — лгать на собраниях. Или по крайней мере молчать, когда хочется возразить. Эти привычки легко становятся натурой. Учитель, врач, режиссер начинает помалкивать и подвирать не только в отношениях с большим начальством, но и с малым, способным на малые пакости. И в конце концов, ничего не остается не только от гражданской этики, но и от врачебной, и от всякой».

Еще одно последствие внутренней эмиграции описывает Елена Иванова:

«Проблема внутренней эмиграции имеет не только историческое значение и смысл, она актуальна и сегодня. Людям, единожды ушедшим в это состояние, трудно из него выходить, даже когда внешняя ситуация меняется. Оно становится привычным, как “вторая кожа”. Сформировалось специфическое сознание, тип поведения, взгляд на мир. И если в ситуации большей свободы это состояние как бы “дремлет” и находится в латентной фазе, то при тоталитаризации государства оно актуализируется и проявляется более явственно…»

Пелевин и хаз барагаз

Закончить этот небольшой экскурс во внутреннюю эмиграцию хочется цитатой Виктора Пелевина. В романе «Чапаев и Пустота» он рассказывает об одной румынской идиоме — «хаз барагаз», которая, пожалуй, наилучшим образом характеризует предмет нашего поверхностного изучения:

«[…]в румынском языке есть похожая идиома — “хаз барагаз” или что-то в этом роде. Не помню точно, как звучит. Означают эти слова буквально “подземный смех”. Дело в том, что в средние века на Румынию часто нападали всякие кочевники, и поэтому их крестьяне строили огромные землянки, целые подземные дома, куда сгоняли свой скот, как только на горизонте поднималось облако пыли. Сами они прятались там же, а поскольку эти землянки были прекрасно замаскированы, кочевники ничего не могли найти. Крестьяне, натурально, вели себя под землей очень тихо, и только иногда, когда их уж совсем переполняла радость от того, что они так ловко всех обманули, они, зажимая рот рукой, тихо-тихо хохотали. Так вот, тайная свобода, сказал этот румын, — это когда ты сидишь между вонючих козлов и баранов и, тыча пальцем вверх, тихо-тихо хихикаешь. Знаете, Котовский, это было настолько точное описание ситуации, что я в тот же вечер перестал быть русским интеллигентом. Хохотать под землей — это не для меня. Свобода не бывает тайной».