Знакомство с йогой и буддизмом в индии

Лама Палджор. Знакомство

авиабилеты | визы | фото

Я познакомился с Ламой Палджором около десяти лет назад. Мои друзья тогда сильно увлекались буддизмом и принадлежали к модному на западе течению «Буддизм Алмазного пути», возглавляемому датчанином Ламой Оле. У них по всему дому были развешаны его портреты и различные буддийские тханки. Я над ними немного подтрунивал тогда.

Звонит мне как-то мой друг и говорит:
– Завтра к нам в гости приезжает настоящий лама из Тибета, монах, настоятель монастыря. Он тут с частным визитом по приглашению одной нашей знакомой. Не хочешь подъехать?

Я тогда подумал, что такие приглашения не выбрасывают, купил тортик, сел в машину и отправился в путь. По дороге попал в цепную аварию, но разве это может быть препятствием.

Лиора – та самая знакомая – еще 30 лет назад прочитала статью в «National Geografic» про исследования туммо (внутреннего тепла) у тибетских монахов и под впечатлением от статьи отправилась в Гималаи на поиски того самого монастыря и молодого монаха, чью фотографию она увидела в журнале. С тех пор она ученица Ламы Палджора и активная пропагандистка буддизма.

Народу в доме было много, как потом выяснилось, это были в основном члены местной буддийской общины, приглашенные Лиорой, мои друзья и несколько общих знакомых, приехавших поглазеть на настоящего тибетского монаха. Я чувствовал себя крайне неловко, пока не встретился глазами с виновником торжества – в его глазах я прочел абсолютно такое же чувство, будто смотрел в зеркало.

Мы проговорили на разные темы часа два. Он спрашивал меня про наш образ жизни, технику, медицину, общественное устройство, взаимоотношения в браке, детей, одним словом, про все.

Рассказывал про буддизм, йогов, современную Индию, жизнь в монастыре, суровые зимы на высокогорье. Народ был очень недоволен, иногда задавали вопросы, всем хотелось получить наставления по буддийским практикам, благословения и прочие важные для буддиста вещи.

Я узнал, как формально становятся буддистами. Для этого нужно принять прибежище в Трех драгоценностях Будды – полном развитии ума, дхарме (его учении) и сангхе (друзьях и помощниках на пути к просветлению). В Ламаистких течениях, каким и является и Ваджраяна (Алмазная колесница), олицетворением трех драгоценностей является лама – учитель, который дает адепту защиту и благословение.

У меня никогда не было духовного учителя. Не то, чтобы я не искал истину. Я искал её во внешнем мире и как инженер-физик, искал ее и внутри себя, пытаясь заниматься йогой и различными духовными практиками. Изучал различные религии, много беседовал с представителями и духовными лицами из различных конфессий. Но до сих пор никто не смог ответить мне на самые сокровенные вопросы, пока я двигался в одиночку.

За несколько часов общения с Ламой Палджором я осознал – вот та душа, которая намного светлее и опытнее, чем моя. Вот тот человек, который отвечая на самые сокровенные вопросы освещает самые темные закоулки моей души ясным светом, убирая все сомнения.

Под этим светом я впервые разглядел собственное эго и отделил его от своей истинной сути.

Я принял Прибежище. Перед церемонией у меня были пятиминутные сомнения – ведь я преподношу свои тело, речь и ум Ламе, как же так – я теперь не самостоятелен, не самодостаточен. Это и было мое эго – оно хотело оставить все как прежде. Но я отбросил сомнения.

Да, Лама может осветить твою душу безграничным светом, это незабываемо. Но надо научиться светиться самому и давать этот свет другим – этому помогает буддийская практика. Сначала Нендро – комплекс очистительных практик, включающих в себя простирания, ваджрасатву, мандалу и гуру йогу по 100 000 раз. Лама благословил меня на них и пригласил посетить монастырь, как только я смогу.

Я практиковал иногда по 8 часов в день. От простираний болело все тело. Сознание постепенно менялось. Я стал менее раздражительным, перестал противопоставлять себя другим людям, наоборот, ощутил какую то глубинную связь со всей вселенной, со всеми живыми существами. Странным образом все проблемы, мучившие меня ранее и казавшиеся неразрешимыми, обратились мне во благо. Удивительным было то, что меняя отношение к происходящему, меняя себя, ты как бы убираешь причину. Только потом я узнал, что мистики не мыслят категориями причинно-следственных связей, которые и есть самсара.

Я собирался в Индию в монастырь Карданг Гонпа в местечке Кейлонг в штате Химачал-Прадеш к Ламе Палджору.
Сорокаградусная жара в Дели, сутки тряски в автобусе – сначала по жарким равнинам, а потом по предгорьям Гималаев, и вот я в Кейлонге. Маленькая деревенька на берегу реки Беас, за знаменитым перевалом Рохтанг пасс, воротами в Высокие Гималаи. Шелковый путь. Кейлонг находится в узком ущелье, на другом берегу, а на триста метров выше – деревенька Карданг, от нее вверх серпантином идет тропинка к монастырю Карданг, цели моего путешествия.

Мне было как-то боязно идти сразу в монастырь. Я вспомнил о том, что миряне иногда по десять лет метут ступени, прежде чем быть допущенными вовнутрь.

Остановился в хостеле и решил идти в монастырь завтра. Полнолуние, из окна в лунном свете блестят медные крыши монастыря.

Утром в деревне было оживленно — народ вереницей поднимался в гору. Оказалось, что над Келонгом есть другой монастырь — Шаршур Гонпа. В нем живет всего несколько монахов, но каждый год летом проводится фестиваль ритуальных танцев Цам. Поднимаюсь вместе с народом. Женщина несет на руках двухлетнего ребенка, видно, что ей тяжело, предлагаю свою помощь, и она охотно мне его отдает. Поднимаемся дальше, ребенок у меня на руках ведет себя на удивление спокойно, иногда показывает пальцем на монастырь, улыбается и произносит «гонпа». Мать говорит, что это его первое слово, наверное станет монахом. У них в краях часто такое – ведь монахи сознательно перерождаются около своего монастыря. Она говорит это с такой обыденностью, что у меня нет никаких сомнений.

На амфитеатре вокруг монастырской площади нет свободного места. Местные жители, индусы, западные туристы, репортеры с камерами на штативах. На сцене под навесом целый оркестр – бубны, барабаны трубы. Фестиваль в разгаре. У флагштока монах в микрофон объявляет очередной танец и объясняет его сакральный смысл. Танцы Цам – это сложная динамическая медитация. Каждое движение, каждая мудра подчинены своим законам, порядку, ритму. Сложнейшая практика, ей учатся многие годы.

На сцене четыре монаха в костюмах скелетов волокут тряпичную куклу к погребальному костру, бросают ее туда и кружатся в ритмичном танце. Ведущий объясняет, что танец показывает иллюзорность жизни и смерти. Вдруг монахи начинают с хохотом хватать зрителей за руки и волочь их к костру, зрители в испуге. Ко мне тоже подбегает монах, хватает меня за руку и шепчет: «Дождись меня после представления!» – это был Лама Палджор.

Монастырская микролитражка, до отказа набитая монахами, медленно ползет по горной дороге. Лама Палджор лихо объезжая ухабы отчитывает меня за то, что я остановился в гестхаусе. «Я же тебя пригласил,» – говорит он. На узкой дороге никак не можем разъехаться с встречной машиной. Лама Палджор выходит, долго говорит с водителем, грозит ему большим пальцем, водитель понурив голову слушает. Спрашиваю: «Что случилось?». Оказалось, что водитель был в стельку пьян по поводу праздника и Лама объяснял, что он подвергает опасности жизни многих людей.

За ужином в общей монастырской кухне я познакомился со всеми монахами и монахинями.
Этот монастырь – смешанный. Таких всего пять. Тут проживает двадцать монахов и двенадцать монахинь.

После ужина все расходятся и Лама показывает мне мою комнату. Она очень маленькая – кровать, вешалка, огромное окно с видом на горы и полка в стене.

– Это алтарь, – говорит Лама, показывая на полку, тут ты можешь поставить своих богов.
– Но у меня нет богов, – удивляюсь я.
– Правильно, бог здесь, – говорит Лама, показывая на сердце. – Спокойной ночи.
– Спокойной ночи, Лама Палджор.

Лежу на кровати, смотрю на бревенчатый потолок, такое впечатление, что я его видел много-много раз когда-то очень-очень давно, но не могу вспомнить где и когда. «Наконец-то я дома,» — подумал я и заснул.

Автор – Семен Смирнов
Фото – Семен Смирнов и Валерий Гаркалн

Знакомство с йогой и буддизмом в индии

Основы индийской культуры

Составитель – Торчинов Е.А.

Тема 1. Генезис индийской цивилизации – 2 часа

Автохтонное население Индии. Дравиды. Культуры Хараппа и Мохенджо-Даро. Индо-арии. Арийское завоевание Индии. Веды и ведическая религия. Брахманский ритуализм. Взаимодействие индоевропейского и дравидийского субстратов в культуре Индии. Сословная (варновая) система, фазы жизненного пути (варнашрама). Ценности древнеиндийского общества. Дхарма как духовная ценность и социальный регулятор. Касты и кастовая система. Санскрит и санскритская литература. Пракриты и современные языки Индии. Этно-конфессиональная ситуация в современной Индии и этапы ее складывания. Отношение индийской культуры к инокультурным традициям. Инклюзивизм индуизма.

Тема 2. Фундаментальные категории и идеологемы индийской культуры – 4 часа

Доктрины кармы, сансары и мокши (нирваны). Цикличность времени и космические циклы. Понимание истории в индийской культуре. Формирование доктрины кармы. Учение о “пяти огнях” и “трех путях”. Роль буддизма в утверждении доктрины кармы. Карма и причинность. Идея сансары (“циклическое существование”, “круговорот бытия”). Сансара и всеобщность страдания. Проблема самопознания. Концепция Атмана. Атман и Брахман. Самопознание как путь освобождения (мокша дхарма). Отрицание идеи атмана в буддизме, понимание личности как бессубстратного процесса. Идея освобождения. Освобождение (мокша, мукти, нирвана) как высшая ценность индийской культуры. Психотехника (йога). Йога как брахманская система (даршана) и как универсальный психотехнический метод. Психологизм индийской философии. Представление о Боге и творении в индийской культуре. Безличный абсолют (Брахман) и личный Бог (Ишвара). Творение как эманация. Творение как иллюзия, доктрина майи. Майя как божественная сила. Динамизм женского принципа (шакти). Идея недвойственности (адвайта, адвая). Абсолютный монизм, относительный монизм, дуализм и плюрализм в философских учениях и религиях Индии.

Тема 3. Брахманизм и индуизм в истории индийской культуры – 6 часов

Веды и ведический корпус. Самхиты, брахманы, араньяки, упанишады. Учение о жизненных силах (пранах). Атман и Брахман. Кризис ведического жертвенного ритуализма. Неортодоксальные движения. Шраманские школы. Индийский эпос (“Махабхарата” и “Рамаяна”). Эпическая религия. Бхагаватизм и “Бхагавадгита”. Религиозно-этическая доктрина “Гиты” . “Законы Ману” и дхармашастры. Пураны и средневековый индуизм. Кастовая система. Шиваизм (шайвизм) и вишнуизм (вайшнавизм). Доктрина аватаров (боговоплощений). Движение бхакти и кришнаизм. Учение Чайтаньи и Валлабхи. Шактизм и тантры. Гетеродоксальные секты и направления. Сикхи и сикхизм. Гуру Нанак. Священные тексты Адигрантх. Этно-конфессиональная специфика сикхизма. Реформаторские и либеральные движения в индуизме XIX – ХХ вв. (Рамакришна, Вивекананда, Ауробиндо Гхош, Кришнамурти). Индуистский фундаментализм и этно-конфессиональные проблемы современной Индии.

Тема 4. Буддизм и джайнизм в истории индийской культуры – 4 часа

Возникновение альтернативных традиций. Брахманы и кшатрии. Кшатрийские корни буддизма и джайнизма. Махавира – основатель джайнизма. Основы вероучения джайнизма. Этика ненасилия (ахимса) в джайнизме. Будда и ранний буддизм. Трипитака – буддийский Канон. Памятники буддийской архитектуры в Индии. Основные направления буддизма. Хинаяна и Махаяна. Ваджраяна (тантрический буддизм). Упадок буддизма в Индии. Буддизм как мировая религия.

Тема 5. Специфика философской традиции Индии – 6 часов.

Генезис индийской философии. Психологизм индийской философии и ее религиозный характер. Связь философии с религиозной доктриной и психотехникой (йогой). Носитель философского знания в традиционной Индии. Сутры и шастры. Даршаны. Ортодоксальные и неортодоксальные системы. Неортодоксальные системы: чарвака (локаята) – индийский материализм, джайнская философия, философские школы буддизма (вайбхашика, саутрантика, мадхьямика, йогачара, теория татхагатагарбхи). Шесть ортодоксальных брахманских систем: ньяя, вайшешика, санкхья, йога, пурва миманса, веданта (школы Гаудапады – Шанкары, Рамануджи и Мадхвы). Неоведантизм. Традиционная философская традиция и западная философия. Философия в современной Индии.

Тема 6. Эстетическая мысль в традиционной Индии – 2 часа

Эстетические идеи в ранней индийской литературе. Эллинистические влияния, Гандхарский период. Философские основы эстетической мысли Индии. Эстетическая проблематика в шастрах. Эстетические концепции в средневековой Индии. Становление индийской поэтики. Калидаса. Бхамаха. Основные категории индийской эстетической мысли. Воплощение эстетических канонов в индийском искусстве. Архитектура и скульптура. Влияние буддизма. Индийский театр. Влияние индийской традиции на формирование китайского театра. Иранское влияние на индийское искусство в период Великих Моголов. Рецепция европейской эстетики в Индии. Традиции и новации в современном индийском искусстве.

Тема 7. Рецепция индийской культуры на Востоке за пределами Индии – 4 часа

Южноазиатский цивилизационный ареал. Роль буддизма в распространении индийской культуры в Южной и Юго-Восточной Азии. Буддизм Тхеравады и страны Юго-Восточной Азии. Махабхарата и Рамаяна за пределами Индии. Влияние индийского искусства на культуру стран Южной и Юго-Восточной Азии. Распространение буддизма в Тибете. Школы тибетского буддизма и их связь с индийской традицией. Ганджур (Кангьюр) и Данджур (Тангьюр). Памятники санскритской литературы в Данджуре. Элементы индийской культуры в монгольской традиции. Центральная Азия и распространение буддизма в Китае. Школы китайского буддизма и их связь с индийской религиозно-философской традицией. Влияние индийской культуры на китайскую цивилизацию (архитектура, театр, литературные сюжеты, наука). Китайские тексты (записки Фа-сяня и Сюань-цзана, географические сочинения эпохи Сун) как источники для изучения индийской культуры. Арабская культура и Индия. “Индия” ал-Бируни. Влияние индийской науки (математика, астрономия) на развитие науки в мусульманских странах.

Тема 8. Рецепция индийской культуры на Западе – 4 часа

Античные и средневековые источники об Индии. “Жизнеописание царевича Иосафата” и образ Будды. Византийская литература и индийские влияния. Знакомство средневековой Европы с индийской наукой, посредничество арабов. Великие географические открытия. Образ Индии в Европе XYII – XYIII вв. Анкетиль Дюперрон и его переводы. Немецкие романтики о религиях и философских школах Индии. Братья Шлегели. Гегель об индийской философии. А. Шопенгауэр и рецепция индийской философии в Европе. Индийское философское и культурное наследие у Ф. Ницше и М. Хайдеггера. Просветительская роль европейской индологии XIX – начала ХХ вв., П. Дейссен. Вивекананда и массовый интерес к культуре Индии в Европе и Америке. Формы индийской религиозности на Западе (распространение буддизма, интерес к йоге, кришнаизм). Взаимодействие культур Индии и Запада на рубеже третьего тысячелетия.

Тема 9. Рецепция индийской культуры в России – 2 часа

Индия и древняя Русь. Распространение буддизма на территории России. Буддизм у бурят, калмыков и тувинцев (исторический очерк). А. Никитин и его восприятие Индии. Россия и Индия в XYII – XYIII вв. Русское Просвещение, Новиков и первые переводы санскритских религиозно-философских памятников. Вл. С. Соловьев об индийской философии. Образ Индии в русской культуре начала ХХ века. А. Белый, Н.К. Рерих. Российская буддологическая школа. И.П. Минаев, В.П. Васильев. Ф.И. Щербатской и его школа. Институт буддийской культуры. Упадок отечественной буддологии (40-е – 50-е годы). Попытки возрождения индологических традиций в 60-е – 70-е годы. А.М. Пятигорский и О.Ф. Волкова. Г.М. Бонгард-Левин и его школа. Возрождение традиций академической буддологии в Санкт-Петербурге (80-е – 90-е годы). Распространение индийских религиозных учений в современной России. Россия и Индия – перспективы межкультурного взаимодействия.

Абу Рейхан Бируни. Индия. Под ред. А.Б. Халидова, Ю.Н. Завадовского, В.Г. Эрмана. М., 1995.

Альбедиль М.Ф. Забытая цивилизация в долине Инда. СПб., 1991.

Бонгард-Левин Г.М. Древнеиндийская цивилизация. М., 1993.

Бонгард-Левин Г.М., Герасимов А.В. Мудрецы и философы древней Индии. М., 1975.

Буддизм: Словарь. М., 1992.

Буддийский взгляд на мир. СПб., 1994.

Бэшем А. Чудо, которым была Индия. М., 1977.

Гусева Н.Р. Индуизм: История формирования. Культовая практика. М., 1977.

Древняя Индия. Язык. Культура. Текст. М., 1985.

Ермакова Т.В. Буддийский мир глазами российских исследователей XIX – первой трети XX века (Россия и сопредельные страны). СПб., 1998.

Индуизм. Джайнизм. Сикхизм: Словарь. М., 1996.

Кейпер Ф.Б.Я. Труды по ведийской мифологии. М., 1986.

Лысенко В.Г., Терентьев А.А., Шохин В.К. Ранняя буддийская философия. Философия джайнизма. М., 1994.

Невелева С.Л. Махабхарата. Изучение древнеиндийского эпоса. М., 1991.

Ольденбург С.Ф. Культура Индии. М., 1991.

Радхакришнан С. Индийская философия. В 2-х томах. М., 1993.

Розенберг О.О. Труды по буддизму. М., 1991.

Рудой В.И., Островская Е.П. Классическая йога. М., 1992.

Сахаров П.Д. Мифологическое повествование в санскритских пуранах. М., 1981.

Семенцов В.С. Проблемы интерпретации брахманической прозы. Ритуальный символизм. М., 1981.

Семенцов В.С. Бхагавадгита в традиции и в современной научной критике. М., 1985.

Упанишады. В 3-х книгах. Пер. с санскрита А.Я. Сыркина. М., 1992.

Шохин В.К. Древняя Индия в культуре Руси ( XI – середина XY вв.). Источниковедческие проблемы. М., 1988.

Щербатской Ф.И. Избранные труды по буддизму. М., 1989.

Эрман В.Г. Очерк истории ведийской литературы. М., 1980.

Eliade M. Yoga: Immortality and Freedom. N.Y., 1948.

Hajime Nakamura. Ways of Thinking of Eastern Peoples. India, China, Tibet, Japan. Honolulu, 1971.

Читайте также:  Образцы квитанции: Форма ПД-4 сбербанк (налог)

Йога и медитация – Дели + Ришикеш, мин 2 чел, без а/п

Маршрут тура:
Дели – Ришикеш

Индия – страна невиданных красот, загадок и родина йоги. Поближе познакомиться с этой удивительной страной, проникнуться ее духом, историей, традициями и архитектурой Вам поможет тур “Йога и медитация”. Любители йоги получат истинное удовольствие, проводя сеансы йоги и медитации на берегах Ганга. Спокойствие, релакс, равновесие, любование местными красотами, знакомство с историей и традициями Индии – все это ждет Вас в йога-туре в Ришикеш.

  • Скачать

Программа тура

  • 1 день: Прибытие в Дели
По прибытии в Дели трансфер и размещение в отеле (SK Premium (Standard class) или The Suryaa New Delhi (First class)). Ночь в отеле в Дели.
  • 2 день: Дели – Ришикеш

Дели – столица современной Индии. Множество династий и правителей помнит эта земля за прошедшие 3000 лет. Наследие их все еще живет во многих памятниках – от мавзолея Лоди 13-ого века до построек времен британской империи,- таких как Здание парламента или Президентский дворец. В программу включен осмотр Ворот Индии, Президентского Дворца и Здания правительства (со стороны), храма Лотоса и Кутуба Минара. Храм Лотоса (закрыт по понедельникам) — один из самых удивительных храмов Индии. Построенный в форме цветка лотоса, он является самым большим и красивым бахаистским храмом и служит символом для приверженцев этой веры по всему свету. Ещё одно культовое место – 72-х метровый минарет Кутуб Минар, построенный в XII – XIV веках и украшенный каллиграфической вязью. Неофициально он является символом мусульманского владычества в Дели.

Далее трансфер на железнодорожную станцию для посадки на поезд в Харидвар (15:25-19:35), по прибытию в Харидвар встреча на вокзале и трансфер в Ришикеш (25 км, около 1 часа).

  • 3 день: Ришикеш

06:00 – 08:30 – Урок йоги
09:00 – 10:00 – Завтрак
10:00 – 13:00 – Возможна экскурсия по Ришикешу (80 usd на человека)
Достопримечательности Ришикеша с посещением Рам Джула, Лакшман Джула, подвесной мост через реку Ганга. Легенда гласит, что бог Лакшман пересек в этом месте реку по веревочному мосту. С этого моста открывается панорамный вид : горы, река, храмы и ашрамы. Позже посетите Муни-ки-Рети, дословно это пески мудреца. Песчаные берега реки Ганга всегда использовались мудрецами для медитаций, таким образом дав этому месту название. Оно известно своими храмами, заполняющими это место.

16:00 – 17:30 – Занятие йогой
18:00 – 19:00 Посещение церемонии Аарти в Ришикеше (по желанию)

Будда Пурнима – День Рождения Гаутамы Будды

Будда Пурнима — День рождения Будды, основателя буддизма. Этот праздник является самым важным событием для всех буддистов Индии.

Весак (Будда Пурнима, Будда Джаянти) является буддийским праздником. Он приходится на день майского полнолуния. Согласно легенде Будда родился в один день в 623 году до н.э., в тот же день достиг просветления и в 543 году до н.э. в тот же день умер достигнув полной нирваны. Таким образом, одновременно отмечаются все три важнейших события в жизни Будды.
Символом праздника является Дхармчакра, деревянное колесо с восемью шпицами, представляющее собой учение Будды на пути к просветлению. Восемь шпиц символизируют благородный восьмеричный путь буддизма.

Программа тура

Вылет из Москвы.

Прибытие в Дели. Встреча в аэропорту, трансфер в отель. Размещение и отдых. Далее в согласованное с принимающей стороной время выезд на осмотр достопримечательностей. Экскурсия по Дели начнется с посещения храмового комплекса Чаттарпур, относящегося к старейшей религии – индуизму. Далее Вас ждет знакомство с религией джайпнов в храме Ахимса Стхал, существующей только в Индии. Затем Вы направитесь в храм Лотоса (храм религии Бахаизма), который также известен под названием Храм Всех Религий и храм Сикхов – Гурудвару. Во второй половине дня экскурсия по Старому Дели, вы проедете мимо Красного Форта и мечети Джама Масджид (самой большой мечети в Индии, где одновременно могут
молиться 25 тысяч человек). Ночь в отеле.

Дели – Лакнау (Поезд: 06:15 – 12:30 ч.), Лакнау – Сравасти (170 км / 4.5 ч.)
После завтрака трансфер на железнодорожный вокзал для отправления в Лакнау. По приезду в Лакнау последующий переезд в Сравасти, столицу бывшего государства Кошала, и место, где Будда провёл большую часть своей жизни, передал
большую часть своих учений, и где, по преданиям, совершил 15 чудес. Именно здесь, по дошедшим до наших дней письменным источникам, Гаутама Будда прожил 25 лет, 19 из которых – в монастыре Джетаван. По прибытии размещение в отеле и отдых. Ночь в отеле.

Сравасти – Капилвасту – Лумбини (250 км / 6 ч.)
После завтрака посетщение монастыря Джетаван. Здесь вы сможете увидеть останки хижины, в которой проживал Будда и ступу, основание которой датируется III веком до нашей эры.
Переезд в Лумбини. По дороге – посещение Капилвасту, бывшей столицы клана Сакья, и одной из первых
республик. Именно в изобильных, процветающих окрестностях Капилвасту принц Сиддхарт (Гаутам Будда) провёл первые 29 лет своей жизни. Капилвасту представляет большой интерес для буддийских паломников, там есть несколько Ступ. В ходе
археологических раскопок были обнаружены каменные шкатулки, где хранились реликвии, принадлежащие Будде.
По прибытии размещение в отеле и отдых. Ночь в отеле.

Лумбини – Кушинагар (150 км / 4 ч.)
Лумбини: Согласно историческим и религиозным источникам, в Лумбини родился принц Гаутам Сиддхартха, известный впоследствии как Будда. В течение тысячелетия в Лумбини сооружались монастыри, храмы, ступы. Индийский император, буддист Ашока Маурья, в 250 г. до н.э. посетил Лумбини, и здесь по его указанию была воздвигнута колонна. Колонна была расколота ударом молнии и позднее погребена под землей. В 1896 г при Археологических раскопках колонна Ашоки была найдена. Позднее
рядом с ней были обнаружены руины храма, посвященного матери Будды царице Майа Деви, возраст которого археологи исчисляют примерно в 2500 лет. Колонну Ашоки и храм Майа Деви окружают остатки различных культовых сооружений, – большая
квадратная ступа II века н.э. и группа из 16 малых ступ (8-9 вв.), священный бассейн Пускарни, в котором, по преданию, Майя Деви совершила омовение после рождения Будды, и другие. Недалеко от колонны Ашоки и храма Майя Деви расположены два буддийских монастыря, представляющих две основные школы буддизма: махаяну и тхераваду.
Переезд в Кушинагар. В Кушинагаре 2,5 тысяч лет назад Будда Шакьямуни покинул физическое тело и отправился в Паранирвану.
Во археологических раскопок были обнаружены монастырь и несколько ступ разных размеров. Центром Кушинагара является Храм Нирваны (Махапаринирвана), в котором выставлена 6-метровая Статуя Будды, покрытая золотом. Статуя относится к 5 веку и является одной из самых больших святынь для буддистов всего мира. В наше время, начиная с 1992 года Кушинагар был застроен множеством монастырей представителей разных буддийских стран. Здесь монастыри Бирмы, Кореи, Вьетнама, Тибета, Камбоджи, Японии, Тайланда,
Шри-Ланки, Китая. По прибытии размещение в отеле и отдых. Ночь в отеле.

Кушинагар – Вайшали – Патна (280 км / 6,5 ч.)
Завтрак. Экскурсия по Кушинагару. Позже переезд в Патну (Патлипутра), в древности бывшей столицей Королевства Магда.
По дороге – посещение Ваишали, города в VI веке до н.э. служивший столицей Личчхавию. Здесь Будда произнес своё последнее учение, в котором рассказал о своем приблежающемся уходе и по просьбе учеников, продлил свою жизнь на 3 месяца, победив тем самым время и смерть. В честь этого была построена Ступа Полной Победы. Здесь раньше был Буддийский Университет, привлекавший десятки тысяч студентов из далеких стран. В нем изучались такие дисциплины, как философия, логистика и медицина.
Сейчас здесь можно увидеть остатки ступы и множество украшенных настенными изображениями комнат, в которых жили студенты.
Царь Ашока воздвиг огромную колонну в память о прочитанной здесь Буддой последней проповеди. На вершине восемнадцатиметровой
Колонны Ашоки фигура льва в натуральную величину. Рядом с колонной есть небольшой водоём, известный как Рамкунд.
Раскопки в Вайшали окрыли миру Ступу Будды 1 (IV в. до н.э.) и Ступу Будды 2, построенную из кирпича и содержащая пепел Будды. Другие исторические достопримечательности Вайшали: Храм Чатурмукхи Махадева с лингамом, на котором высечены четыре
лика Господа Шивы; Храм Бхаван Пакхар, где несколько индуистких божеств собраны в одном месте.
После посещения Вайшали переезд в Патну. По прибытии в Патна – регистрация в отеле. Ночь в отеле.

Патна – Наланда – Раджгир – Бодхгая (225 км / 5 ч.)
День начнется с посещения местного Археологического Музея Патны, где выставлены прекрасные статуи Будды. Затем – переезд в Бодхгая. по дороге – экскурсия по Наланде и Раджгир.
Наланда – знаменитый Буддийский Университет и Монастырский Комплекс, существовавший на протяжении около 1000 лет, в котором работали, преподавали и обучались многие выдающиеся буддийские философы Индии и зарубежных стран, сюда съезжались многочисленные паломники. это был один из самых крупных образовательных центров. Когда-то университету принадлежали девятиэтажные строения, 6 храмов и 7 монастырей, а в его богатейшей библиотеке хранилось 9 миллионов книг. Сейчас же это все руины, но и они не перестают удивлять посетителей своим величием и красотой.
Раджгир Будда посещал часто и много раз проповедовал здесь. Когда Будда посетил Раджгир, его встретил царь Бимбисара. Царь, впечатлённый этой встречей, убедил Будду остаться. Он подарил ему бамбуковые рощи, названные Венувана, которые стали любимым местом Будды. Свободные от москитов, располагавшиеся вдалеке от города, с чистым воздухом и водоёмами с прохладной водой, эти рощи были идеальным местом для медитации.
На вершине холма, где Будда давал учения, сегодня воздвигнута японская Ступа Шанти, куда можно подняться на канатной дороге. В нишах ступы, расположенных согласно четырём сторонам света, установлены золотые статуи Будды, каждая из которых
символизирует важные моменты его жизни: рождение, просветление, проповедь и уход. Рядом со ступой построен Японский Буддистский Храм. Неподалёку начинается тропа, ведущая к маленькой площадке, расположенной над обрывом. Табличка, установленная здесь, оповещает о том, что именно здесь, на Холме Гирдхкут (Скале Грифов), было дано учение о
Праджняпарамите. Посещение Тюрьмы Бимбасара – Король Бимбисар был заключен здесь своим сыном Аджатсатру.
По прибытии в Бодхгая – регистрация в отеле. Ночь в отеле.

Бодхгая
Бодхгая где Сиддхарта Гаутама обрёл просветление и стал Буддой. Санскритский корень бодх обозначает пробуждённый. Дерево баньян, под которым Будда обрёл пробуждение, называют деревом Бодхи. Рядом с деревом Бодхи находится – Храм Махабодхи. Пядисятиметровый пирамидальный шпиль храма виден со всех концов города и является самым внушительным сооружением Бодхгайи. Этот Храм Великого Просветления был воздвигнут на том самом месте, где царь Ашока в III веке до нашей эры построил первый храм. Под его сводами находится большая позолоченная Статуя Будды. Храм окружён многочисленными каменными ступами, в разные времена построенными пилигримами в качестве подношения. Огромная Статуя Будды Гаутамы —
достопримечательность Бодхгаи – её подарили Бодхгае японские буддисты. Высота этого Будды целых 25 метров – смотрится впечатляюще. Ваджрасан или Алмазный Трон, лежащий между деревом Бодхи и Храмом Махабодхи, отмечает место, где Будда
сидел в медитации и достиг высшего знания.
Большинство стран, в которых развито направление буддизма, имеют в Бодхгае свои храмы и монастыри, обычно построеные в характерном для их страны стиле. В Бодхгае можно увидеть Тайский, Тибетский, Китайский, Японский, Бирманский, Вьетнамский,
Бутанский, Корейский, Лаосский и Непальский храмы. Бодхгая предоставляет уникальную возможность посетителям ознакомиться с различными направлениями и школами буддизма. Здесь очень наглядно ощущается их разнообразие, общие
черты и различия. Бодхгая представляет собой крупный центр по изучению буддизма. Здесь сосредоточено множество курсов медитации и различных обществ, проводящих ретриты и семинары. Это место часто посещается сильнейшими мастерами различных традиций буддизма. Огромное количество западных учеников притягивается в Бодхгаю этим средоточием знания.
Многие из них приезжают, чтобы принять участие в семинарах, другие – чтобы совершить паломничество вместе с массой остальных пилигримов, а третьи – просто окунуться в безмятежную атмосферу самого святого для буддистов места.

Бодхгая – Варанаси (255 км / 6 ч.)
После завтрака Вы отправитесь в Варанаси. Регистрация в отеле в Варанаси. Отдых.

Варанаси
Варанаси, “Вечный Город”, служил центром цивилизации и науки на протяжении более 2000 лет. Священный город, лежащий на берегу реки Ганга, является индуистской святыней. Наполненный поломниками Варанаси, считается благоприятным местом для умирания и обеспечивает прямой путь на небеса. Варанаси с его материальной грязью и великой духовной чистотой ломает привычные концепции, изменяет сознание и заставляет задуматься.
Утром посетите Гаxты святой реки Гангa (особая лестница, нисходящая к воде для исполнения религиозных церемоний).
Насладитесь прогулкой на лодке по Ганге, наблюдая за восходом солнца. В этом городе более ста гхатов. Есть особые гхаты, где сжигают тела умерших и отправляют прах в воды реки. Также посетите храм Вишванатх, построенный династией Бирлас по проекту Пандита Мадан Мохана Малавия. Храм Бхарат Мата известен тем, что вместо статуй богинь и богов здесь находится огромная карта индийского субконтинента. Обзорная экскурсия по Бенаресский индуистский университет – Один из самых лучших высших учебных заведений в Индии, а также одной из популярных достопримечательностей города. Основан в 1916 году Маданом Моханом Малвией. Главный кампус, занимающий территорию в 5,5 км², был построен на земле, пожертвованной раджей Варанаси Каши
Нарешем. Возвращение в отель. Завтрак. Отдых.
После обеда посетите Сарнат. 25 веков тому назад в Сарнате Будда впервые да своё учение о просветлении. Вечером Участие в особой церемонии индуизма – вечерней аарти, куда вы направетись на велорикше. Это красочная церемония на берегах священной реки Ганг. Ночь в отеле.

Варанаси – Дели
После завтрака вы отправитесь в аэропорт Варанаси для перелета в Дели. По прибытии в Дели самостоятельный Трансфер в международный аэропорт для перелета домой. Отправление из Дели.

Знакомство с йогой и буддизмом в индии

01 День: Прибытие в Дели. Трансфер и размещение в отеле. Завтрак. Обзорная экскурсия по Дели с осмотром храма Лакшминараян, Ворот Индии Президентского Дворца и здания Парламента. Во второй половине дня экскурсия по Старому Дели – Радж Гхат – Мемориал Махатмы Ганди, Красный Форт, мечеть Джама Масджит (крупнейшая мечеть Азии). Далее знакомство с Чандни-Чоук — одной из самых оживленных торговых улиц Востока. Возвращение и ночь в отеле.

02 День: Завтрак. Переезд в Джайпур. (5-6 ч). Прибытие в Джайпур, размещение, свободное время (возможно посещение ресторана, где проходит представление с классическими индийскими танцами за дополнительную плату), ночь в отеле.

03 День: Завтрак. Утром экскурсия в Форт Амбер (11 км) (по пути можно увидеть дворец Хава Махал), Подъем к форту на слонах, осмотр дворца. После обеда обзорная экскурсия по Джайпуру с осмотром Городского Дворца и его оружейной коллекции, обсерватории Джантар Мантар. Свободное время для посещения местных рынков и совершения покупок. Возвращение в отель, ночь в отеле

04 День: Рано утром (по желанию) полет на воздушном шаре над Джайпуром (за дополнительную плату). Завтрак. Отправление в Агру (6-7 ч). По пути посещение знаменитого города-призрака Фатихпур-Сикри. Прибытие в Агру, экскурсия с посещением мавзолея Тадж Махал (закрыт в пятницу), построенном императором Шах Джаханом в память о своей жене Мумтаз Махал. Размещение и ночь в отеле.

05 День: Завтрак. Обзорная экскурсия по Агре – столице империи Великих моголов, построенной на западном берегу реки Ямуна с осмотром Красного Форта – выдающегося памятника архитектуры 16 в. Поездка в Сикандру -места, где расположена гробница Акбара. Свободное время для шоппинга. Возвращение и ночь в отеле.

06 День: Завтрак. Переезд в Дели (265 км, 5ч).. По прибытии – возможна организация экскурсии в храм Акшардхам (самый большой современный индуистский храм в мире) и храм Лотоса (за дополнительную плату). Вечером трансфер в отель. Ночь в отеле в Дели.

07 День: Завтрак. Трансфер в аэропорт для перелета в Паро- Королевство Бутан (12.10-15.00) Прибытие в Паро – живописнейшую долину реки Паро Чу, где находятся крепость Паро Дзонг и смотровая башня. Встреча в аэропорту, трансфер в Тхимпху (55 км) – столицу Бутана. Посещение Мемориального чортена— буддийского монастыря, построенного в 1974 году в память о Третьем короле Бутана Джигме Дорджи Вангчуке (1928—1972). Монастырь является одной из главных достопримечательностей города и посвящен миру на земле.Трансфер в отель, ночь в отеле в Тхимпху.

08 День: Завтрак. Обзорная экскурсия по Тхимпху с посещением Национальной Библиотеки, где хранятся древнейшие буддийские тексты и манускрипты. Продолжение тура и ознакомление со школой традиционной живописи -Национальным институтом Зориг-Чусум, посещение Музея Текстиля, величественной крепости Траши-Чхо-Дзонг – размещающей на своей территории дворец Верховного Ламы и королевскую резиденцию. Возвращение и ночь в отеле.

09 День: Завтрак. Переезд в Пунакху через перевал Дочу-Ла (3088 м), откуда открывается потрясающий вид на сосновые леса, многочисленные деревушки, а в ясную погоду – на соседние вершины гималайских гор – Масаганг (7,158 м), Цендаганг (6,960 м), Териганг (7,060), Джеджегангпхуганг (7,158 м), Кангпхуганг (7,170), Зонгпхуганг (7,060) и Гангкар (7,497) – самую высокую точку Бутана. По дороге – посещение монастыря Вангду Дзонг, расположенного в месте слияния двух рек. Продолжение пути до Пунакхы, прибытие, размещение в отеле. Пешеходная прогулка до Чими-Лакханг – Храма Изобилия и Плодородия – считается местом паломничества бездетных пар. Возвращение и ночь в отеле.

Читайте также:  Виза в Россию для граждан Филиппин

10 День: Завтрак. Пешеходная прогулка вдоль реки Мо Чху до чортена Кхамсум Юэлли. На обратном пути посещение величественного и уникального храмового комплекса Пунакха Дзонг (1637 г) – бывшей столицы Бутана и зимней резиденции короля, а ныне резиденцией главы бутанского буддизма. Переезд в Паро (125 км, 4 ч) через долины рек Ванг Чху и Паро Чху. Прибытие в Паро, размещение в отеле. Обзорная экскурсия по городу- осмотр Бутанского Национального музея Та-Дзог, размещенного в древней башне (1651-1656 г), РинпунгДзонга (1646 г) – монастыря и здания администрации округа Паро. Возвращение и ночь в отеле.

11 День: Завтрак. Экскурсия в монастырь Тактшанг (5 ч пешеходной прогулки) – один из самых знаменитых монастырей в Бутане, находящимся на высоте 3120 м. На обратном пути – посещение монастыря Друкгьель Дзонг, основанного в 1649 г. в удобном месте для контроля за путями, ведущими в Тибет.

12 День: Ранний завтрак. Трансфер в аэропорт для вылета в Дели (9.00 -11.10). Прибытие в Дели. Свободное время. Возможность организации шоппинга или посещения шоу «Королевство Грез» (www.kingdomofdreams.co.in) – за дополнительную плату. Вылет.

Цены 2020
Город Ночей 5 Star Отели 4 Star Отели 3 Star Отели
. 2 Golden Tulip Signature
. 2 Golden Tulip Hawa Mahal
. 2 Clarks Shiraz Taj Resort
. 2 Namgay Heritage Hotel Riverview
. 1 Uma Resort Hotel Dragon Nest
. 2 Tiger Nest Hotel Namseychoting
01 . $0 $2860 $2581
?? 2 . $0 $2309 $2137
?? 3 . $0 $2243 $2070
?? 4 . $0 $2209 $2037

*Цены действительны 01.10.2019 – 30.04.2020

1 Чел. = цена на одного человека (Single) и один человек в туре.
От 2 Чел. = цена на одного человека при двухместном размещении.
От 3 Чел. = цена на одного человека при трехместном размещении.
От 4 Чел. = цена на одного человека при двухместном размещении и два номера в отеле.

Включено в стоимость:

  • Размещение в отелях по программе
  • Полный пансион в 3 звезд отелях в Бутане и завтрак в Дели, 5 звезд завтрак только в Дели и оплачивается завтрак, обед и ужин туристам в Бутан (приближительно 50 USD на день на человека)
  • Входные билеты по программе
  • Все трансферы по программе

Услуги русскоговорящего гида: 900 USD (Дополнительно)

Авиабилеты (приближительно) Дели – Паро – Дели: 840 USD на человека (Дополнительно)

Не включено в стоимость:

  • Авиа перелеты
  • Чаевые
  • Напитки
  • Виза
  • Расходы личного характера

Волонтерство в Индии

Чем притягивает путешественников Индия

Индия – страна, где реальность повседневности преобладает на легендами и мифами. Вместо популярного мистицизма древних вероисповеданий эта страна предлагает богатство её народа, культуры и ландшафта.

Удивительное государство Южной Азии – колыбель древнейшей цивилизации, месторождение буддизма и индуизма. Если ты жаждешь невероятных эмоций и открытий, то тебе именно себя. Индия навсегда влюбит тебя в свой колорит и самобытность.

Сказочная страна Индия! Загадочность, яркость и многогранность делают её совсем непохожей ни на один другой край на нашей планете. Фейерверк красок, благоуханий, традиций и обрядов. Шокирующие своей красотой дворцы, старинные храмы вместе нищими лачугами и оживленными базарами на фоне потрясающими пейзажами, которые щедры на красоты. Роскоши здесь нет, а есть жизнь! Каждый, кто был в Индии, видит мир совершенно под другим ракурсом. Эту страну посещают для того, чтобы найти просветления, покорить свирепые волны и постичь истинный смысл искусства йоги.

После ее посещения не останется никого равнодушного. Она покоряет своим колоритом, экзотикой, богатой культурой и потрясающей природой. Огромная разновидность животных, шикарные пляжи и нежнейшие воды Индийского океана. Древнейшая цивилизация пронизана старинными памятниками, улицы которой пропитаны пряным ароматом специй.

Индия полна загадок! Она завораживает сочетанием святых, пронырливыми рикши, красочными сари и белозубо улыбающимся населением.

Официальный государственный язык – хинди, а также вспомогательный – английский. Помимо этого, в этой стране имеет статус официального – 21 язык! Самые большие города – Мумбаи, Дели, Бангалор, Калькутта, Ченнаи, Хайдарабад, Ахмадабад, Пуна, Сурат, и Канпур. А в качестве денежной валюты используют индийскую рупию.

Вы удивитесь, когда уже в аэропорту заметите многообразие народов этой страны. Зеленоглазые кашмирцы и тибетцы, шатены, туземцы Северной и Центральной части страны, говорящие на языках Европы, темнокожие дравиды. Понятия «типичный» индиец не существует.

Ландшафты этой страны также поражают своими контрастами: жаркие пустыни, тропические леса, горные вершины и болотистые низменности. На таком богатом фоне расположилась прелестная архитектура, которые свидетельствует существование крупнейших цивилизаций и вероисповеданий. Они то и внесли детали, из которых теперь состоит Индия.

Культура Индии богата. Существует бесконечное количество достояний, которыми гордится местный народ: гопуры – башни храмов, гаты Варанаси, монастыри в пещерах Аджанты и Эллоры, потрясные эротические статуи Каджурахо, богатые дворцы и крепости, здания в необычном стиле восточной готики.

Единственное, что здесь постоянно – люди. Везде и всюду, будь то пустыня или плато: уроженец на верблюде или барышня, которая несёт стопку дров или изящно держит на голове большой кувшин воды.

Толпа в Индии – это образ жизни. Но каждый здесь уступает дорогу священному животному – корове. Она имеет право ходить везде. Абсолютно неважно, центр города это или скоростная автомагистраль. Со временем можно увидеть её сверхъестественный взгляд, будто она знает, что священна.

На это нельзя не обращать внимание, поскольку эта страна вездесущей религии. По конституции современности Индия наделена статусом светской страны, но религия здесь играет очень важную роль. Её орнамент и символы представлены на улицах и архитектурных памятниках. Нигде нет такого многообразия вероисповеданий.

Другим важным достоинством Индии считается вежливость. Ты быстро заметишь, что индийский народ очень услужлив и дружелюбен. У иностранцев здесь часто интересуются их нацией, именем, семейным положением и наличием детей. Вот такое, на первый взгляд, странное любопытство – часть очарования этой страны. Индийцы так же и вам расскажут о себе и своей стране. Беседа будет интересной и увлекательной.

Ещё одна особенность этой страны – времена года. Здесь их не 4, а целых 6! По календарю Индуизма, главной религии страны, здесь есть лето, сезон муссонов, осень, зима, предвесенний сезон, весна. Многообразие прослеживается и в языках! Вам вряд ли поможет здесь разговорник, так как здесь люди говорят на 1000 различных языках и диалектах, которые очень отличаются друг от друга.

Праздники так же контрастны и разнообразны. Каждое торжество превращается в невероятное событие – красочное, сочное, наполненное ритуалами и обрядами. Например, Понгал – фестиваль урожая. На нём проводятся веселые уличные пиры, угощают сладким рисом с орехами. А чего стоит зрелище на массовое паломничество к индуистским святыням с обязательным омовением в Ганге или эффектное шествие полуобнаженных аскетов-садху.

Особенности волонтерских проектов в Индии

Волонтёрские проекты Индии так же разнообразны. Здесь создаётся общее рабочее пространство, налаживается сотрудничество и коммуникация волонтеров из разных стран. Например, такие проекты направлены на защиту экологии, обмен культурой, социальное взаимодействие. Нашим волонтёрам предстоит взять на себя обучение базовым знаниям и навыкам, уроки английского, приучение к процедурам личной гигиены, игры и организации развлекательных и развивающих мероприятий, а также распределение выделенных продуктов питания и средств личной гигиены для детей из малоимущих семей и детей-беженцев.

Так же Индия ждёт волонтёров для помощи на плантации быстрорастущих деревьев. Этот район подвержен оползням и эрозии почвы. Необходимо выполнять работы, чтобы стабилизировать почву и увеличить зеленый покров. Это уход за фруктовыми деревьями: гуава, манго и амла с луком и имбирем. Работы касаются мульчирования, удаления сорняков, обрезки и подготовки органического компоста.

Помимо этого, в Индии вам удастся познать искусство йоги. В рамках таких проектов наши волонтеры изучают основные практики йоги под руководством опытного инструктора.

Частью волонтёрских индийских проектов является культурный обмен, поэтому лагеря посещает местное население и рассказывает о повседневной жизни в Индии. Именно так можно проникнуться во все сферы жизни и культуру страны. Очень увлекательно!

Рекомендации для волонтеров:

  • Понимайте цель проекта. Отвечайте на вопрос: зачем и почему вы здесь?
  • Готовьтесь к трудностям и неудобствам. Волонтер должен понимать, что такое волонтерские путешествия, и чем они отличаются от туризма.

Важная информация:

  • Взять с собой необходимую одежду и обувь. Индия – солнечная страна. Не лишним будет солнцезащитная одежда, очки, крема и головные уборы.
  • Возьмите аптечку и оформите медицинское страхование для путешественников.
  • Лучше обезопасить себя от неприятностей в весьма экзотической стране и сделать прививки от малярии, брюшного тифа, менингита и гепатита А.
  • Спишитесь с другими участниками проекта. Их контакты можно взять у принимающей стороны.

Требования к участникам:

  • Возраст от 18 лет
  • Гражданство РФ или Казахстана
  • Базовые знания английского языка
  • Отсутствие серьезных заболеваний, которые могут принять острую форму
  • Искренний интерес к миссии проекта
  • Любовь к путешествиям и познанию окружающего мира

Как попасть в волонтерский проект в Индии

Чтобы стать волонтером в Индии, тебе нужно подать заявку, и ALT подберет тебе подходящий проект на интересующие даты. Для участия тебе необходимо написать мотивационное письмо о том, почему тебе интересно принять участие именно в этом проекте, и чем ты можешь быть полезен. Организаторы волонтерского проекта пришлют тебе приглашение и все необходимые инструкции для путешествия. Пора открывать мир, и волонтерские проекты помогут тебе сделать это максимально интересно и с минимальными затратами!

В Индию за духовным

Индия буквально пропитана святостью и религиозным экстазом. Стоит только надавить — и духовность сочится, как вода из губки.

Мода на Индию прошла. Слетать туда стало уже обычным делом и для менеджеров всех звеньев, и для беззаботных хиппи. Некоторые пляжи Гоа сейчас до боли напоминают курорты Краснодарского края. Народ против и осваивает новые территории. Кто-то отправляется на тропические острова, в Южную Америку, Африку. А кто-то открывает для себя новую Индию. Без пляжей, транса, коктейлей и дешевой травки — с мантрами, медитациями, храмами и тысячелетней культурой.

Вариантов духовного отдыха масса — для последователей традиционного индуизма и всех его ответвлений, для буддистов, для любителей йоги и пранаямы, и просто для стремящихся к чему-то светлому. Есть несколько мест, мимо которых ни новичок, ни более или менее просветленный путешественник не может и не должен проезжать.

Центр мира — Бенарес

В первую очередь, это, конечно, Варанаси, или Бенарес. Для индуистов — это одно из главных мест на земле, практически центр мира. Один из древнейших городов на земле. Средоточие учености и святости. Место это поистине сказочное. Когда ходишь по его узким улочкам, буквально ощущаешь, что попал в параллельный мир, который наполнен удивительными персонажами — туристы со всего света, как будто стараются перещеголять друг друга в необычности наряда и прически. Варанаси — место не для слабонервных: не каждый выдерживает коктейль из коровьих лепешек, смеси языков, роскоши шелков и дыма погребальных костров.

Бенарес — одно из немногих мест в Индии, где обряд кремации проходит по древней традиции. Сожжение происходит прямо на берегу Ганга на одном из центральных гатов (так называют спуск к реке), но все устроено так, что церемония почти незаметна для отдыхающих и в то же время ограждена от диких белых туристов. Приезжие индусы не интересуются чужими похоронами, они приезжают в Бенарес, чтобы искупаться в водах священной реки. То, что в воду сбрасываются нечистоты и трупы людей и животных — чистая правда, но хинду это не останавливает. Зато европейцам, даже очень стремящимся к нирване, стоит хорошо подумать, прежде чем нырять в Ганг. Кстати, на всякий случай: умереть в Варанаси очень хорошо для последующих инкарнаций. Пожилые индусы иногда переезжают сюда в конце жизни и радостно ждут своего последнего часа. Каждый вечер здесь, на берегу реки, проводится пуджа (молитва), посвященная Гангу, — действо прекрасное и одухотворяющее с песнями, танцами огнями и благовониями.

Варанаси входит в семерку святых городов для исповедующих индуизм. Каши (Варанаси), Канчи, Майя, Айодхья, Авантика, Матхура, Дваравати. Но для тех, кто еще не осознал себя как полноценного хинду, достаточно посетить только Бенарес. Тем более что с точки зрения самих индусов, белый человек (как, впрочем, и желтый и черный) никогда не станет индуистом, даже если очень проникнется древней религией. Хинду можно только родиться. И иностранцев даже не пускают в некоторые храмы или части храмов, предназначенных только для урожденных верующих.

Особенное место — Пушкар. Этот город часто называют “тиртхарадж” — “царь всех мест паломничества”. Это один из древнейших городов Индии. Дата его основания неизвестна, но индуистские предания ассоциируют появление города с творцом Вселенной Брахмой, который, по преданию, совершал в этом месте суровые аскезы в течение 60 тысяч лет. Здесь на двух горах расположены храмы двух жен Брахмы — Саватри и Гаятри, к которым обращаются по семейным вопросам. С Брахмой, озером, горами и женами связана премилая история в духе мелодрамы — представители касты браминов, прогуливающиеся по берегам священного озера Пушкар, с удовольствием расскажут вам эту историю и организуют мини-пуджу в обмен на пожертвование. В самом озере купаются верующие. Оно почище Ганга, но слегка замусорено увядшими жертвенными цветами. По берегам его, кроме браминов, поджидающих жертвователей, прогуливаются обезьяны, коровы и голуби. Все животные здесь священные, но несмотря на свою священность, они с удовольствием берут корм прямо из рук. Зерна и морковку для них можно купить тут же на площади.

Стоит помнить, что в любом индийском священном месте нужно быть готовым заплатить за приобщение к духовности. Либо купить цветы для подношения богам, либо дать денег на развитие храма. Все религиозные поборы носят добровольно-принудительный характер и распространяются как на иностранцев, так и на местных. Индусы, скорее всего, жертвуют самостоятельно, а иностранцам “помогают” специальные служители. Они рассказывают вам историю храма, предлагают сделать подношения или помолиться, а потом просят подкрепить свой духовный порыв определенной суммой. Служители культа надеются получить от вас не менее чем 500 рупий. Предложенная сотня вызывает у них искреннее недоумение.

Своя энергетика у города Хампи. Здесь сохранились руины Виджаянагарской империи, сравнимой с Древним Римом. Здесь сотни храмов и алтарей, посвященных Шиве, Ганешу, Хануману и другим богам и богиням. Многие религиозные сооружения расположены в пещерах или под гигантскими валунами. Лучший способ посмотреть их — договориться о речном путешествии с одним из лодочников и прокатиться на круглой, как тарелка, плетеной лодке, на рассвете, когда вокруг еще нет толп туристов.

Хампи находится в нескольких сотнях километров от Гоа, поэтому там частенько можно услышать русскую речь. К сожалению, наши соотечественники не всегда корректно ведут себя в священном городе, поэтому на русских здесь смотрят довольно косо.

Условности стоит соблюдать не только в Хампи, но и в любом месте, священном для хинду. Женщинам, например, не стоит носить слишком короткие юбки и открывать плечи. Мужчинам легче, им нужно только уважительно относиться к индийским дамам. Кстати, вопрос одежды, подходящей для паломничества или любого околодуховного тура, в Индии решить очень легко — на рынках продается масса дешевой, удобной, подходящей климату и соответствующей традициям одежды.

Есть ограничения и в еде. Как и во многих религиозных местах Индии, в Хампи нельзя есть мясо и даже рыбу, нельзя употреблять алкоголь. Если вы и найдете эти продукты в здешних кафе, это будет случайность — и только в угоду туристам. Коренных жителей могут даже побить, если узнают, что те ели мясо в городе. Любители животной пищи и алкоголя все же нашли выход — в соседней деревне, километрах в 20 от Хампи, все запреты сняты, и можно пить и есть все, за исключением, конечно, говядины.

Для интересующихся йогой идеальное место — Ришикеш. Вообще, в каждом более или менее популярном местечке есть несколько школ йоги, но Ришикеш — чемпион в этой области. Здесь жили тысячи лет назад великие мастера йоги, а сейчас практикуют их последователи. В Ришикеше работают, пожалуй, сотни йога-центров — от комфортабельных и обустроенных до расположенных в лачугах. Но, конечно, самый раскрученный из них — это Пармат Никетан. Знаменит он в том числе и благодаря The Beatles. Именно в этом месте ливерпульская четверка встретилась с гуру Махариши Махеш Йоги. Ришикеш считается воротами в Гималаи. Это место паломничества для странников, садху, паломников, желающих поклониться Гангу. Здесь, на севере, ближе к истоку, купание в священной реке вполне возможно, вода здесь гораздо более чистая, но от этого не менее священная.

Читайте также:  Гражданство РФ после вида на жительство – как всё сделать по закону

Есть еще Манали, Калькутта, Пури, Ладак. Перечислять святые места в стране, где тысячи богов и сотни религиозных сект, “устанет рука”.

Выход есть: можно выбрать для знакомства с религиозной культурой индуистов не только подходящее место, но и подходящее время. В течение года проходит несколько больших религиозных праздников, которые связаны с теми или иными индийскими богами. Это наилучшее время для молитв, пения мантр и духовного очищения.

Все праздники в Индии красочные и веселые, но ни один из них не сравнится с Холи. Этот праздник связан с легендами о Кришне и Радхе или, по другой версии, с богом любви Камадевой. Празднование Холи продолжается три дня, его отмечают по всей стране. Первый день Холи — день полнолуния. В этот день на подносах раскладывают разноцветный порошок, в медные горшочки разливают подкрашенную воду. Старший член семьи (мужчина) начинает празднование с того, что обсыпает цветным порошком каждого члена семьи. Затем то же проделывают остальные. На второй день, особенно в деревнях, вечером жгут большие костры, много поют, танцуют. Третий день, самый бурный, называется “Парва”. Тут резвятся все без исключения! Касты, возраст, национальность отходят на второй план. Дети, молодежь, мужчины и женщины бросают в воздух разноцветный порошок, красят им друг друга и все вокруг.

Самый важный праздник, который отмечают по всей Индии, — Шиваратри, ночь Шивы, одного из главных индийских богов. Этот праздник проходит примерно в конце февраля — начале марта. Как и большинство индийских праздников, он празднуется по лунному календарю, поэтому дата все время передвигается. В день перед Шиваратри проходит ярмарка, в огромных шатрах всех желающих бесплатно кормят прасадом. Верующие возводят импровизированные шива-лингамы, читают истории про Шиву и поют песни в его честь. В день перед праздником по улицам городов провозят гигантские колесницы, украшенные цветами, а участники празднества кидают в колесницу бананами.

Считается, что тот, кто бодрствует в праздничную ночь, обеспечивает себе место в раю. А сила медитации в это время увеличивается в сто раз!

Другой крупный праздник посвящен женским божествам, он называется Наваратри. В переводе с санскрита слово “наваратри” означает “девять ночей”. В 10 дней и 9 ночей этого праздника, индуисты поклоняются девяти ипостасям богини Деви (Шакти). Это лучшее время, чтобы обратиться к богине-матери с просьбой и быть услышанным.

Все девять дней проходят в молитвах разным ипостасям богини, а главное действо с красочным шествием, символизирующим окончательную победу Деви над всеми демонами, происходит на десятый день. В этот же день часто сжигается чучело главного демона. Дата праздника приходится примерно на наш октябрь.

В каждом индийском штате Шиваратри и Наваратри празднуются с небольшой разницей в ритуалах и традициях. Отличным местом для проведения Шиваратри считается Гокарна, а на Наваратри советуют ехать в юго-восточную часть Индии, например в Майсур.

Религиозная и духовная культура Индии удивительно многообразна. Так что здесь есть к чему приобщиться и тем, кого больше привлекает не индуизм, а, например, буддизм.

После того, как буддисты ушли из Тибета, они разместились во множестве мест на севере Индии и на границе Индии с Непалом. В этих же краях живет и главный буддист далай-лама. Его резиденция находится в местечке Дхарамсала. Приехав сюда, можно не выезжая из Индии посетить Тибет — такую атмосферу создали в этих краях буддисты. Здесь же находится несколько буддистских монастырей, в которые можно ходить на службу. Не исключено, что удастся встретить здесь и самого лидера тибетского буддизма — он проводит публичные лекции и молитвы.

Сама атмосфера Гималаев (Дхарамсала находится как раз в индийских Гималаях) способствует расслаблению и умиротворению. А если на минуту отвлечься от духовного, нельзя не вспомнить, что в тибетских кафе самая вкусная и дешевая еда во всей Индии.

Путешественник, отправившийся к буддистским святыням, непременно должен посетить Сарнатх и олений парк, где Будда причитал свою первую проповедь, а также Ботхгайю, место, где находится знаменитое дерево, под которым Будда достиг просветления. Ну и, конечно, Кушинагар, где Будда умер, то есть ушел в нирвану.

Откровения от гуру

Кроме официальных служителей культа, в Индии довольно много тех, кого называют “учителями”. Это люди, которые создали на основе традиционного буддизма или индуизма свои учения и проповедуют его для всех, кто готов внимать и присоединяться. Как правило, у учителя есть своя резиденция — ашрам, это территория, где каждый может приобщиться к учению данного гуру. Некоторые из учителей живы и проповедуют сами, другие умерли, но дело их живет.

В ашрамах действуют свои законы и правила поведения. Где-то мужчины живут отдельно от женщин, где-то практикуется определенная униформа или определенный тип приветствия. На первый взгляд, ашрамы напоминают какие-то секты, но если подходить к слову учителя разумно и не увлекаться слишком сильно, в любом близком по духу ашраме можно просто хорошо и духовно отдохнуть, пройти курс йоги или медитации, поесть здоровой пищи, очиститься и поехать домой. Многие наши соотечественники так и делают. Для россиян уже протоптаны дорожки в ашрамы Ошо, Саи-Бабы и Шри-шри Равви Шанкара. Учителя проповедуют не бесплатно. Курс лекций, йоги или медитаций, в зависимости от длительности, может стоить несколько тысяч рупий. Деньги тратятся на благотворительность или на развитие ашрама. Если гуру жив, большая удача и радость для учеников попасть на лекцию и быть благословленным самим учителем.

Все десять тысяч богов не дадут соврать: писать об Индии можно бесконечно, и те, кто уже определился с духовным выбором и бывал в священных местах, наверняка скажут, что в этой статье нет и половины информации. Зато все остальные, возможно, узнали, что Индия это не только кусочек побережья Индийского моря, и уже разглядывают в Гугле карту Индии, планируя свой высокодуховный отпуск.

«Йога в Армении существовала всегда»

Йога, пожалуй, — одно из самых далеких от Армении понятий в стереотипном сознании. Легко ли представить, что в эту южнокавказскую республику едут практиковать йоги из разных стран, а ее собственные граждане также все более интересуются данной традицией? Однако, это так. Более того, в Армении, стране хачкаров, хаша, шашлыка и куркута, живут и вегетарианцы, и веганы, и сыроеды, не говоря уже об адептах нехристианских религиозных традиций — например, буддизма. Об этом и многом другом мы поговорили с учителем йоги, чайным мастером и путешественником из Еревана Грантом Дандуровым. Грант не только преподает йогу, но и развивает и пропагандирует чайную культуру в Армении, организовывая чайные церемонии, лекции и просто беседы, на которых он рассказывает о традициях употребления данного напитка, его видах и полезных свойствах.

— Грант, когда и как появилась йога в Армении?

Вероятно, в твоем вопросе слово «йога» означает различные физические и дыхательные упражнения, плюс медитации. В моем понимании йога — это большое количество методов, инструментов, практик, образ жизни и мышления, которые ведут разными путями в одном направлении — в направлении самопознания, понимания устройства мира, психического и физического здоровья. В этом смысле йога в Армении, как и в большинстве других древних культур существовала всегда. Форма была разной, но стремление к высшему было всегда и везде.

Йогу в общепринятом смысле, как комплекс упражнений, в Армении стали практиковать как минимум с 70-х годов ХХ века

Йогу в общепринятом смысле, как комплекс упражнений, в Армении стали практиковать как минимум с 70-х годов ХХ века. Насколько я слышал и читал в разных источниках, в СССР к йоге относились вполне терпимо. С Индией были хорошие отношения, и даже есть версия, что, популярный тогда комплекс упражнений «На зарядку становись» был подсказан одним из индийских мастеров йоги. В те же годы вышел док. фильм «Индийские йоги — кто они?», вызвавший огромный интерес к йоге и Индии. Сейчас в Армении йога стала настолько популярна, что почти в каждом фитнес-спортивном центре есть свой йога-инструктор и большие или маленькие группы практикующих.

— Зачем, по-твоему, людям заниматься йогой?

Йога — это способ стать счастливым. Добавить к этому нечего.

— Как, по-твоему, йога воспринимается в современном армянском обществе? Присутствует ли некий диссонанс?

За последние 10 лет произошли кардинальные изменения во мнении большинства людей в Армении по отношению к йоге. После периода непонимания, страха, навешивания различных ярлыков, йога стала популярным способом поддержания хорошего здоровья. Уже 4 года подряд 21 июня в Армении отмечается день йоги, как и в большинстве стран мира.

Сам я давно изучаю и практикую учение Будды

— Как ты сам пришел к йогическим практикам? И почему решил учить других?

К йоге я пришел через практику медитации, изучение буддизма, Японии, даосизма и других восточных философских систем. В какой-то момент понял, что нужно заняться своим телом, познакомили с йогой, понравилось. Начал изучать глубже… А учить не собирался, просто, так получилось — пришлось как-то заменить своего учителя на пару занятий в Ереване. Так и пошло…

— Раз уж мы коснулись религиозных и философских систем, не могу не спросить, о твоем отношении к религии. Что исповедуешь ты?

Я с уважением и благодарностью отношусь ко всем школам и направлениям, сохранившим древнюю мудрость для человечества. Будь то буддизм, ислам, даосизм, шактизм, шиваизм, вайшнавизм или христианство. Мне не нравится любое проявление фанатизма и неспособность выслушать альтернативную точку зрения. Сам я давно изучаю и практикую учение Будды.

— Насколько я знаю, ты также практикуешь вегетарианство. Каково быть вегетарианцем в Армении, кухню которой, как известно, трудно себе представить без мяса и молочных продуктов?

Армения — рай для вегетарианцев. У нас много вегетарианских и даже веганских (строго растительных) блюд. У нас много фруктов, зелени и овощей. Мои знакомые рестораторы говорят, что в исконно армянской кухне всегда преобладали вегетарианские блюда. Мясо ели редко, по праздникам. Я никогда не испытывал трудностей в Армении. И уже несколько лет в большинстве хороших ресторанов Еревана вегетарианские блюда либо особо отмечены, либо даже есть отдельное вегетарианское меню.

— Много ли сейчас в Армении вегетарианцев, веганов, сыроедов? Кто эти люди? Как они воспринимаются в обществе?

Мы с друзьями были организаторами первого вегетарианского фестиваля в Ереване в 2013-м. С тех пор он проводился каждый год, кроме прошлого. Всегда приходит много людей, и не обязательно вегетарианцев. Люди постепенно понимают, что можно спокойно вкусно и счастливо жить без мяса. Все больше молодежи интересуется, пробует и приходит выводу, что без мяса этичнее, здоровее и даже дешевле.

Точного числа вегетарианцев никто не может сказать. Не все афишируют. Как каждый конкретный вегетарианец воспринимается в обществе, зависит от самого вегетарианца. У меня никогда не было никаких проблем с этим. И я бы очень хотел, чтобы было меньше этого разделения «мы-они».

Мои знакомые рестораторы говорят, что в исконно армянской кухне всегда преобладали вегетарианские блюда

— Расскажи о своих чайных церемониях и лекциях. Что несут они, и кому бы ты посоветовал к ним присоединяться?

Чай — одно из моих увлечений. Я люблю угощать качественным чаем и устраивать китайские или армянские чайные церемонии.

Чай и чайная церемония часто служат хорошим фоном для бесед и мероприятий на различные темы. Например, духовный рост, самопознание, путешествия, знакомства с интересными людьми.

К нам на чай всегда приходят люди, как бы на одной волне. Так что, если кому-то интересны темы, о которых я сказал выше — смело приходите, познакомимся!

— Приходилось ли тебе в твоих мероприятиях в Армении сталкиваться с какими-либо проблемами?

Я редко устраиваю массовые мероприятия. Обычно приходят друзья и люди, которым действительно интересно. Поэтому, наверно, не могу вспомнить какую-либо проблему в связи со своей деятельностью.

У нас очень развитая, умная, с независимым мышлением молодежь. Я вижу, что все больше людей практикуют йогу, ушу, вегетарианство, этичный и экологичный образ жизни

— Как ты видишь развитие культуры йоги в Армении в ближайшем и отдаленном будущем? Изменит ли она общество? Разукрасит его новыми цветами и оттенками или останется маргинальной и периферийной?

Как я уже сказал раньше, йога в Армении уже далеко не маргинальна или периферийна. В Армению все чаще приезжают туристы с целью практиковать именно у нас. Фрукты, солнце, люди и еда этому способствуют. К нам приезжают известные учителя и обучают наших йога-инструкторов. Так что, я уверен, йога будет развиваться в Армении не только количественно, но и качественно.

У нас очень развитая, умная, с независимым мышлением молодежь. Я вижу, что все больше людей практикуют йогу, ушу, вегетарианство, этичный и экологичный образ жизни и т.п. Общество точно меняется и это не остановить. Собственно, никогда нельзя было остановить…

Антон Евстратов,
кандидат исторических наук,
преподаватель Российско-Армянского (Славянского) университета,
журналист, заместитель главного редактора портала Kavnews

Знакомство с йогой и буддизмом в индии

«Ананда» означает «радость», «йога» – «единство».

Ананда йога основана на Учении Йогананды – великого индийского Мастера йоги, автора всемирно известной «Автобиографии йоги», чьей миссией было распространение йоги на Западе.

На занятиях Ананда йоги мы практикуем техники для подготовки к Крия йоге в традиции Лахири Махасая из Бенареса.

Практика начинается с выполнения техники волевой подзарядки каждой клеточки тела (Энергизирующих упражнений по системе Йогода). Эти упражнения помогают достичь расслабления и снять стресс, накопленный в мышцах и других тканях тела. Выполнение волевых упражнений обновляет и восстанавливает тканевые клетки, тренирует волю и концентрацию. Это простая, безопасная и очень эффективная пранаяма. Энергизирующие упражнения являются отличной разминкой перед выполнением йогических асан.

Ананда йога подходит к выполнению физических поз с точки зрения Раджа йоги: сочетает в себе физический подход с более тонкими методами гармонизации тела и ума. Цель практики заключается в работе над собой и для себя: лучшая поза та, которая позволяет вам в жизни твердо стоять на ногах. После каждой «активной» позы следует «пассивная» или «нейтральная» поза, во время которой углубляется эффект от активной асаны. Практика имеет индивидуальный подход и учитывает нужды практикующего, при необходимости позы модифицируются или выполняются их варианты, как более сложные, так и облегченные для тех, у кого есть травмы, заболевания или другие противопоказания.

Практика направлена на достижение третьей ступени йоги Панатджали – Асаны (позы для медитации), а также на снятие компрессии с позвоночника, физического и эмоционального стресса, общее оздоровление, гармонизацию работы системы энергетических каналов и узлов (чакр).

Система занятий основана на Учении Йогананды – великого индийского Мастера йоги, автора всемирно известной «Автобиографии йоги», чьей миссией было распространение йоги (в особенности Крия йоги) на Западе. Международное движение Ананда организовал Свами Криянанда – прямой и близкий ученик Йогананды.

Медитация – это не размышление и не блуждание в подсознательных или сознательных воспоминаниях, мечтах и мыслях. Это скорее развитие сознания до полной восприимчивости к реальности (Сверхсознания). Это остановка привычного процесса мышления, устранение неугомонной ряби с поверхности ума, делающее возможным четкое отражение в нем истины, как правильное отражение Луны становится возможным только в спокойных водах.

На занятиях мы практикуем йогические техники для подготовки к Крия йоге в традиции Лахири Махасая из Бенареса, которые подходят как начинающим, так и желающим полностью погрузится в науку и искусство Раджа йоги в традициях Санатан Дхармы.

Практика начинается с выполнения техники волевой подзарядки каждой клеточки тела (Энергизирующих упражнений по системе Йогода). Эти упражнения помогают достичь расслабления и снять стресс, накопленный в мышцах и других тканях тела. Выполнение волевых упражнений обновляет и восстанавливает тканевые клетки, тренирует волю и концентрацию. Это простая, безопасная и очень эффективная пранаяма. Энергизирующие упражнения являются отличной подготовкой тела (физического и энергетического) к медитации.

Чтение возвышенных цитат из Древних писаний, книг Гуру и его последователей, а также других источников позволяют настроить ум на наивысшую «волну» восприятия сознания.

Для подготовки к медитации могут исполняться чанты и мантры, выполняться пранаямы, мудры и другие несложные практики.

После подготовки проводится сопровождаемая и молчаливая практика концентрации и медитации в традиции Парамхансы Йогананды, могут практиковаться техники визуализации.

Медитация приносит радость, спокойствие и гармонию в жизнь:

– гармонизирует тело, энергию и сознание;
– развивает способность к концентрации;
– увеличивает умственную и физическую эффективность в повседневной жизни;
– углубляет осознание и интуитивное восприятие;
– позволяет обрести сознательный опыт спокойствия и возрастающего счастья;