ФЗ о гражданстве: закон о гражданстве Российской Федерации

ФЗ 134: Федеральный закон от 24.04.2020 № 134-ФЗ “О внесении изменений в Федеральный закон «О гражданстве Российской Федерации» в части упрощения процедуры приема в гражданство Российской Федерации иностранных граждан и лиц без гражданства”

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН

О внесении изменений в Федеральный закон «О гражданстве Российской Федерации» в части упрощения процедуры приема в гражданство Российской Федерации иностранных граждан и лиц без гражданства

Принят Государственной Думой 17 апреля 2020 года

Одобрен Советом Федерации 17 апреля 2020 года

Внести в Федеральный закон от 31 мая 2002 года № 62-ФЗ «О гражданстве Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, № 22, ст. 2031; 2003, № 46, ст. 4447; 2006, № 2, ст. 170; № 31, ст. 3420; 2007, № 49, ст. 6057; № 50, ст. 6241; 2008, № 40, ст. 4498; 2009, № 1, ст. 9; № 26, ст. 3125; 2012, № 47, ст. 6393; 2013, № 27, ст. 3461, 3477; 2014, № 16, ст. 1828, 1829; № 23, ст. 2927; № 26, ст. 3363; № 42, ст. 5615; 2016, № 18, ст. 2500; 2017, № 31, ст. 4792; 2018, № 53, ст. 8454, 8470; 2019, № 27, ст. 3530) следующие изменения:

1) пункт «г» части первой статьи 13 признать утратившим силу;

а) часть первую изложить в следующей редакции:

«1. Лица без гражданства, достигшие возраста восемнадцати лет и обладающие дееспособностью, вправе обратиться с заявлениями о приеме в гражданство Российской Федерации в упрощенном порядке без соблюдения условий, предусмотренных пунктами «а» и «в» части первой статьи 13 настоящего Федерального закона, если указанные лица имели гражданство СССР, проживали и проживают в государствах, входивших в состав СССР, и не получили гражданство этих государств.»;

б) в части второй:

абзац первый изложить в следующей редакции:

«2. Иностранные граждане и лица без гражданства, постоянно проживающие на территории Российской Федерации, вправе обратиться с заявлениями о приеме в гражданство Российской Федерации в упрощенном порядке без соблюдения условий, предусмотренных пунктами «а» и «в» части первой статьи 13 настоящего Федерального закона, если указанные граждане и лица:»;

пункт «б» изложить в следующей редакции:

«б) состоят не менее трех лет в браке с гражданином Российской Федерации, проживающим на территории Российской Федерации;»;

в пункте «е» слова «не менее трех лет» заменить словами «не менее одного года»;

дополнить пунктами «к» и «л» следующего содержания:

«к) имеют хотя бы одного родителя, имеющего гражданство Российской Федерации и проживающего на территории Российской Федерации;

л) являются гражданами Республики Беларусь, Республики Казахстан, Республики Молдова или Украины.»;

в) часть вторую1 изложить в следующей редакции:

«21. Иностранные граждане и лица без гражданства, постоянно проживающие на территории Российской Федерации, признанные носителями русского языка в соответствии со статьей 331 настоящего Федерального закона, вправе обратиться с заявлениями о приеме в гражданство Российской Федерации в упрощенном порядке без соблюдения условий, предусмотренных пунктами «а» и «в» части первой статьи 13 настоящего Федерального закона.»;

г) дополнить частью второй2 следующего содержания:

«22. Иностранный гражданин или лицо без гражданства, временно или постоянно проживающие на территории Российской Федерации, вправе обратиться с заявлением о приеме в гражданство Российской Федерации в упрощенном порядке без соблюдения условия о сроке проживания, установленного пунктом «а» части первой статьи 13 настоящего Федерального закона, и без соблюдения условия, установленного пунктом «в» части первой статьи 13 настоящего Федерального закона, если указанный гражданин или указанное лицо состоит в браке с гражданином Российской Федерации, проживающим на территории Российской Федерации, и имеет в этом браке общих детей.»;

д) в части пятой слова «пунктами «а», «в», «г» и «д» части первой» заменить словами «пунктами «а», «в» и «д» части первой»;

е) в части восьмой слова «пунктами «а», «в», «г» и «д» части первой» заменить словами «пунктами «а», «в» и «д» части первой»;

а) в пункте «б» слова «седьмой или» исключить;

б) пункт «ж1» изложить в следующей редакции:

«ж1) принимают от граждан Российской Федерации уведомления о наличии или о прекращении у данных граждан гражданства иного государства и ведут учет указанных уведомлений. Правила осуществления такого учета устанавливаются Правительством Российской Федерации;»;

в) пункт «к» изложить в следующей редакции:

«к) рассматривают заявления о выдаче уведомления о возможности приема в гражданство Российской Федерации, поданные иностранными гражданами.»;

4) в части первой1 статьи 32 слова «либо временно пребывающим» исключить.

Настоящий Федеральный закон вступает в силу по истечении девяноста дней после дня его официального опубликования.

Получение российского гражданства – новый порядок

В текущем году в законодательство о гражданстве Российской Федерации внесено ряд изменений, согласно которых большое количество иностранных граждан и лиц без гражданства смогут приобрести гражданство Российской Федерации в упрощенном порядке.

17 июня вступил в силу Федеральный закон от 18 марта 2020 года № 58-ФЗ «О внесении изменений в статью 33 Федерального закона «О гражданстве Российской Федерации», освобождающий граждан Республики Беларусь и Украины, свободно владеющих русским языком, при признании их носителями русского языка, от прохождения собеседования в комиссиях по признанию иностранного гражданина или лица без гражданства носителем русского языка, предписывающий определить требования к уровню знаний, необходимых для признания иностранного гражданина или лица без гражданства носителем русского языка, критерии оценки данного уровня, порядка разработки, использования и хранения контрольных измерительных материалов, используемых при проведении комиссией по признанию иностранного гражданина или лица без гражданства носителем русского языка собеседования с иностранным гражданином или лицом без гражданства.

Также 17 июня вступил в силу Федеральный закон № 63-ФЗ «О внесении изменений в статьи 35 и 41 Федерального закона «О гражданстве Российской Федерации», устанавливающий сокращение с шести до трёх месяцев срока рассмотрения заявлений о приёме в гражданство Российской Федерации в упрощённом порядке, поданных на территории Российской Федерации.

24 июля вступил в силу Федеральный закон от 24 апреля 2020 года № 134-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О гражданстве Российской Федерации» в части упрощения процедуры приёма в гражданство Российской Федерации иностранных граждан и лиц без гражданства», направленный на упрощение порядка приобретения российского гражданства для лиц, являющихся гражданами Украины, Республики Беларусь, Республики Молдова и Республики Казахстан, а также для иностранных граждан и лиц без гражданства, состоящих в браке с гражданином Российской Федерации, проживающим на территории России и имеющих общих детей; исключаются условия о подтверждении наличия законного источника средств к существованию для отдельных категорий соискателей российского гражданства, отменяется для всех категорий соискателей российского гражданства, включая лиц, признанных носителями русского языка, требования об отказе от имеющегося у них иного гражданства.

12.10.2020 вступает в силу Федеральный закон от 13.07.2020 № 209-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О гражданстве Российской Федерации» и в Федеральный закон «О государственной дактилоскопической регистрации в Российской Федерации», направленный на упрощение порядка приобретения российского гражданства иностранных граждан и лиц без гражданства, имеющих дееспособных сына или дочь, достигших 18-летнего возраста и являющихся гражданами Российской Федерации.

Указанные изменения позволяют принимать заявления о приеме в гражданство Российской Федерации в упрощенном порядке без соблюдения условия о нетрудоспособности заявителей.

Также предусмотрено проведение обязательной государственной дактилоскопической регистрации иностранных граждан и лиц без гражданства, приобретающих гражданство Российской Федерации, в отношении которых обязательная государственная дактилоскопическая регистрация не проводилась.

Перечень документов, представляемых с заявлением о приеме в гражданство Российской Федерации, определен Положением о порядке рассмотрения вопросов гражданства Российской Федерации, утвержденным Указом Президента Российской Федерации от 14 ноября 2002 г. № 1325.

Материал подготовлен УВМ УМВД России по Новгородской области

ФЗ о гражданстве: закон о гражданстве Российской Федерации

17 июня 2020 года вступает в силу Федеральный закон от 18.03.2020 № 58-ФЗ «О внесении изменений в статью 33-1 Федерального закона «О гражданстве Российской Федерации» (опубликован 18.03.2020). В соответствии с изменениями граждане Республики Белоруссия и граждане Республики Украина, свободно владеющие русским языком, при подаче лично заявления о признании их носителями русского языка и при наличии оснований, предусмотренных законодательством Российской Федерации, могут быть признаны комиссией носителями русского языка без прохождения собеседования.

Законом также установлено, что единые критерии признания иностранного гражданина или лица без гражданства носителем русского языка, порядок разработки, использования и хранения контрольных измерительных материалов, используемых при проведении комиссией собеседования с иностранным гражданином или лицом без гражданства (в том числе требования к режиму защиты таких материалов, порядку и условиям размещения содержащейся в них информации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет»), определяются федеральным органом исполнительной власти в сфере внутренних дел по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере общего образования.

17 июня 2020 года вступает в силу Федеральный закон № 63-ФЗ «О внесении изменений в статьи 35 и 41.5 Федерального закона «О гражданстве Российской Федерации» устанавливающий сокращение с шести до трех месяцев срока рассмотрения заявлений о приеме в гражданство Российской Федерации в упрощенном порядке, поданных на территории России.

24 июля 2020 года вступает в силу Федеральный закон от 24.04.2020 г. № 134-ФЗ “О внесении изменений в Федеральный закон “О гражданстве Российской Федерации” в части упрощения процедуры приема в гражданство Российской Федерации иностранных граждан и лиц без гражданства». Данный закон радикально меняет правила получения российского гражданства для проживающих в России иностранцев:
а) для постоянно проживающих в России (имеющих вид на жительство):

– для всех претендентов на российское гражданство не будет требования отказа от имеющегося иного гражданства.

– необходимый стаж работы в России выпускников российских вузов для получения гражданства РФ сокращается с трех до одного года;

– упрощенный порядок пути к гражданству РФ дается гражданам Белоруссии, Украины и Молдавии;

б) тот, кто имеет супруга (супругу) – гражданина (гражданку) России, и они имеют общих детей, гражданство России сможет получить сразу после получения разрешения на временное проживание (вид на жительство не обязателен). При отсутствии детей – вид на жительство по-прежнему нужен, и в браке супругам нужно состоять, как и сейчас, не менее трех лет;

Читайте также:  3 простых шага

в) от всех, кто имеет право на получение гражданства РФ в упрощенном порядке (статья 14 ФЗ «О гражданстве РФ»), больше не будут требовать доказательство наличия законного источника средств к существованию;

г) право на получение гражданства России в упрощенном порядке для проживающих за рубежом оставлено только для тех из них, кто был гражданином СССР, проживает в постсоветских государствах, но не принял их гражданства. Эти лица могут и в России обратиться за гражданством после того, как получат вид на жительство. С вступлением в силу принятого закона будет отменено право стать гражданами РФ тем, кто проживает за рубежом, но имеет проживающего в России родителя-гражданина РФ. Пока это право до 25 июля есть в действующем законе.

24 апреля 2020 года Президентом Российской Федерации подписан Федеральный закон №135-ФЗ «О внесении изменений в статью 13-3 Федерального закона “О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации”, который вступил в силу 5 мая 2020 года. Данным законом снимается ограничение количества возможных продлений патента на работу в Российской Федерации. По действовавшему порядку до принятия этого закона патент можно было продлевать только один раз. Сейчас трудовые мигранты смогут работать, продлевая патент не выезжая из страны сколь угодно долго.

24 апреля 2020 года вступили в силу поправки в Налоговый кодекс Российской Федерации (Федеральный закон от 24 апреля 2020года № 129-ФЗ «О внесении изменений в статью 333.35 Налогового кодекса Российской Федерации»), предусматривающие освобождение от уплаты государственной пошлины лицами, постоянно проживающими на территориях отдельных районов Донецкой и Луганской областей Украины, при приеме в гражданство Российской Федерации с учетом положений Указа Президента Российской Федерации от 24 апреля 2019 года № 183 «Об определении в гуманитарных целях категорий лиц, имеющих право обратиться с заявлениями о приеме в гражданство Российской Федерации в упрощенном порядке».

Помимо этого, 28 апреля 2020 года вступило в силу постановление Правительства Российской Федерации от 17 апреля 2020 года № 525 «О внесении изменений в Положение об установление формы визы, порядка и условий ее оформления и выдачи, продления срока ее действия, восстановления ее в случае утраты, а также порядка аннулирования визы», предусматривающее расширение перечня оснований, при которых срок действия визы во время пребывания иностранного гражданина в Российской Федерации может быть продлен. К числу таких случаев отнесено отсутствие возможности покинуть территорию Российской Федерации в связи с введением государством гражданской принадлежности либо постоянного или преимущественного проживания иностранного гражданина на совей территории ограничительных мероприятий (карантина) в целях обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения. При наличии указанных обстоятельств срок действия имеющейся у иностранного гражданина визы может быть неоднократно продлен не более чем на 90 дней без взимания государственной пошлины.

По всем вопросам Вы можете обратиться в отдел по вопросам миграции МО МВД России «Славгородский» по адресу: Алтайский край г. Славгород, ул. Ленина, д. 131, также по телефону 8-38568- 5-01-51.

Об изменениях законодательства о гражданстве Российской Федерации

24 июля 2020 г. вступает в силу Федеральный закон от 24 апреля 2020 г. № 134 ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О гражданстве Российской Федерации» в части упрощения процедуры приема в гражданство Российской Федерации иностранных граждан и лиц без гражданства» (далее – Федеральный закон № 134 ФЗ), устанавливающий право обратиться с заявлением о приеме в гражданство Российской Федерации в упрощенном порядке для иностранных граждан, имеющих гражданство Республики Беларусь, Республики Казахстан, Республики Молдова или Украины, при наличии у них действительного вида на жительство, но без соблюдения установленного пунктом «а» части первой статьи 13 Федерального закона от 31 мая 2002 г. № 62 ФЗ «О гражданстве Российской Федерации» (далее Федеральный закон № 62 ФЗ) срока проживания в Российской Федерации.

В настоящее время на территории Муниципального образования город Ирбит и Ирбитского муниципального образования на основании вида на жительство проживает 19 граждан вышеназванных государств, которые являются потенциальными соискателями российского гражданства.

Кроме этого, Федеральным законом № 134 ФЗ предусмотрена возможность приобрести гражданство Российской Федерации в упрощенном порядке для иностранного гражданина, состоящего в браке с гражданином Российской Федерации, проживающим на территории Российской Федерации, и имеющего в этом браке общих детей.

В данном случае ребенок (дети) может быть рожден (усыновлен, установлено отцовство) до и после заключения брака.

Условия приобретения российского гражданства – состояние в браке не менее трех лет и наличие законного источника средств к существованию к данной категории иностранных граждан не применяются.

Также следует обратить внимание, что уведомление о возможности приема в гражданство Российской Федерации может выдаваться не только иностранным гражданам признанным носителями русского языка в соответствии со статьей 31.1 Федерального закона № 62 ФЗ, но и остальным соискателям российского гражданства по их заявлениям.

Перечень документов, предоставляемых с заявлением о приеме в гражданство Российской Федерации, определен Указом Президента Российской Федерации «О внесении изменений в Положение о порядке рассмотрения вопросов гражданства Российской Федерации, утвержденное Указом Президента Российской Федерации от 14 ноября 2002 г. № 1325», который также вступает в силу 24 июля 2020 г.

Кроме того, 17 июня 2020 года вступил в законную силу Указ Президента Российской Федерации от 17 июня 2020 г. № 398 «О внесении изменений в Положение о порядке рассмотрения вопросов гражданства Российской Федерации, утвержденное Указом Президента Российской Федерации от 14 ноября 2002 г. № 1325».

Обращаю внимание о расширении перечня документов, подтверждающего владением заявителем русским языком на уровне, достаточном для общения в устной и письменной форме в условиях языковой среды (решение о признании заявителя носителем русского языка).

По всем интересующим вопросам о получении гражданства Российской Федерации можно обратиться в отдел по вопросам миграции МО МВД России «Ирбитский» по адресу: Свердловская обл., г. Ирбит, ул. 50 лет Октября, д. 17, каб. 122, телефон: 8(343-55) 6-24-10

Начальник отдела по вопросам миграции
Аршинова Г.Н.

Информация об изменении норм законодательства о гражданстве Российской Федерации

24 июля 2020 г. вступает в силу Федеральный закон от 24 апреля 2020 г. № 134-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О гражданстве Российской Федерации» от 31 мая 2002 г. № 62-ФЗ в части упрощения процедуры приема в гражданство Российской Федерации иностранных граждан и лиц без гражданства».

Внесены изменения и при подаче заявлений об изменении гражданства:

– не представляют отказ от имеющегося гражданства (п. Г ч. 1 ст. 13 ФЗ-62 утратил силу);

– не представляют документ, подтверждающий законный источник средств к существованию (применяется к статье 14 ФЗ-62 (упрощенный порядок)).

Имеют право обратиться с заявлением об изменении гражданства по следующим основаниям:

– иностранные граждане и лица без гражданства состоят не менее 3-х лет в браке с гражданином Российской Федерации, проживающим на территории Российской Федерации (при наличии вида на жительства ИГ или ЛБГ);

– лица, получившие после 01 июля 2002 г. профессиональное образование по основным профессиональным образовательным программам, имеющим государственную аккредитацию, в образовательных или научных организациях Российской Федерации на ее территории и осуществляют трудовую деятельность в Российской Федерации в совокупности не менее 1 года (ранее было не менее 3-х лет) до дня обращения с заявлением о приеме в российское гражданство. При этом в указанный период в отношении таких иностранных граждан и лиц без гражданства работодателем должны быть начислены страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации (при наличии вида на жительства ИГ или ЛБГ);

– лица, являющиеся гражданами Республики Беларусь, Республики Казахстан, Республики Молдова или Украины (при наличии вида на жительства ИГ);

– иностранный гражданин или лицо без гражданства состоит в браке с гражданином Российской Федерации, проживающим на территории Российской Федерации, и имеет в этом браке общих детей. В данном случае ребенок (дети) может быть рожден (усыновлен, установлено отцовство) до и после заключения брака (состояние в браке не менее 3-х лет в данном случае не применяется).

13 октября 2020 г. вступает в законную силу Федеральный закон от 13 июля 2020 г. № 209-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О гражданстве Российской Федерации» и Федеральный закон «О государственной дактилоскопической регистрации в Российской Федерации», которым внесены следующие изменения;

Имеют право обратиться с заявление о приеме в гражданство РФ иностранные граждане и лица без гражданства:

– имеющие дееспособных сына или дочь, достигших возраста 18-ти лет и являющихся гражданами Российской Федерации (исключены слова – «являются нетрудоспособными и» (п. в ч. 2 ст. 14 ФЗ-62), при наличии вида на жительства ИГ или ЛБГ;

– в отношении иностранных граждан и лиц без гражданства, приобретающих гражданство Российской Федерации проводится обязательная государственная дактилоскопическая регистрация, в случаях её не проведения.

Заявления по вопросам гражданства Российской Федерации и документы, необходимые для приобретения или прекращения гражданства Российской Федерации, подаются по месту жительства заявителя в территориальный орган Министерства внутренних дел Российской Федерации.

Рассмотрение заявлений о приеме в российское гражданство осуществляется в срок до 3-х месяцев со дня подачи заявления и всех необходимых документов, оформленных надлежащим образом.

По вопросам получения консультаций о приеме в гражданство Российской Федерации, иностранным гражданам и лицам без гражданства необходимо обращаться в подразделение по вопросам миграции ОМВД России по г. Мичуринску, расположенное по адресу: г. Мичуринск ул. Промышленная д.4а, контактный телефон: 8 (4745) 2-35-50.

Отдел по вопросам миграции ОМВД России по г. Мичуринску

НазадПубликации

Новеллы законодательства о российском гражданстве

Татьяна МАРТИРОСЯН, заместитель начальника Управления по вопросам гражданства Главного управления по вопросам миграции МВД России, государственный советник Российской Федерации 3-го класса

Институт российского гражданства прошёл сложный путь развития. Каждый его этап отражал исторически сложившуюся политическую позицию государства, а принятый по тому или иному вопросу нормативный правовой акт был обусловлен потребностями политической обстановки и являлся средством упрочения государственного строя. Институт гражданства является важнейшим инструментом для формирования социально-политической структуры общества с учётом политико-экономических, демографических и миграционных интересов страны.

Принятие Декларации о государственном суверенитете Российской Федерации предопределило необходимость принятия Закона о гражданстве Российской Федерации в 1991 году, который действовал до 2002 года и, по оценкам международных экспертов, являлся самым либеральным законодательным актом в своей сфере. В соответствии с ним российское гражданство приобрело около 3,5 миллионов человек. Однако многие его положения не соответствовали складывающейся в российском обществе обстановке, и в мае 2002 года был принят ныне действующий Федеральный закон от 31 мая 2002 г. № 62–ФЗ «О гражданстве Российской Федерации» (далее – Закон о гражданстве).

Читайте также:  Чехия купить закладку ФЕНЦИКЛИДИН, ГГБ, GHB, Психоделики, МЕТИЛФЕНИДАТ

На протяжении последних 16 лет действия в его положения неоднократно вносились изменения, в первую очередь направленные на предоставление дополнительных преференций нашим соотечественникам, что позволило стать гражданами ещё 3,7 миллиона человек. Это продление срока действия нормы, предоставляющей возможность бывшим гражданам СССР, прибывшим в Россию из бывших союзных рес­публик, приобрести российское гражданство в упрощённом порядке, если они до 1 июля 2009 года заявили о таком желании (часть 4 статьи 14 Закона о гражданстве); преференции для участников Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом, и членов их семей (часть 7 статьи 14 Закона о гражданстве); урегулирование правового статуса отдельных категорий лиц, находящихся на территории Российской Федерации (глава VIII.1 Закона о гражданстве); льготные режимы для иностранных граждан, признанных носителями русского языка (часть 2.1 статьи 14 Закона о гражданстве). Последние изменения в Закон о гражданстве были внесены в декабре 2018 года.

Так, с 1 сентября 2017 года упрощён порядок подтверждения выхода из украинского гражданства для граждан Украины, признанных носителями русского языка. Для лиц, принятых в российское гражданство, введена обязанность приносить Присягу гражданина Российской Федерации, в случае отказа от принесения которой решение о приобретении российского гражданства будет отменено. В настоящее время гражданство Российской Федерации приобретается со дня принесения лицом Присяги гражданина Российской Федерации. Предусмотрена отмена решений о приёме в гражданство Российской Федерации лиц, совершивших преступление экстремистского или террористического характера. При этом в отношении родственников (супругов, детей) такого лица, которые приобретали гражданство Российской Федерации одновременно с ним, решения о приобретении гражданства Российской Федерации не отменяются (Федеральный закон от 29 июля 2017 г. № 243–ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О гражданстве Российской Федерации» и статьи 8 и 14 Федерального закона «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации»).

Также конкретизированы впервые введённые в 2014 году положения экономического характера, а именно: отдельные условия приёма в гражданство Российской Федерации иностранных граждан, являющихся индивидуальными предпринимателями, инвесторами, квалифицированными специалистами и выпускниками российских образовательных организаций, определён перечень документов, представляемых иностранным гражданином, необходимых для подачи заявления о приёме в гражданство Российской Федерации в соответствии с Законом о гражданстве. (Указ Президента Российской Федерации от 3 сентября 2017 г. № 410 «О внесении изменений в Положение о порядке рассмотрения вопросов гражданства Российской Федерации, утверждённое Указом Президента Российской Федерации от 14 ноября 2002 г. № 1325».)

При этом работа по совершенствованию законодательства о гражданстве Российской Федерации требует продолжения, поскольку в ходе его реализации выявляются определённые пробелы, являющиеся сдерживающим фактором для приёма в российское гражданство отдельных категорий лиц. На сегодняшний день назрела необходимость его модернизации с учётом реалий и требований экономической ситуации в России.

Президент Российской Федерации призвал разработать ускоренный порядок предоставления российского гражданства соотечественникам, носителям русского языка и русской культуры, прямым потомкам тех, кто родился в Российской империи и Советском Союзе, а также лицам, обладающим компетенциями, востребованными российской экономикой.

С 2007 года действует государственная программа, призванная собрать воедино и переселить на родину соотечественников из разных уголков мира. Она направлена на объединение потенциала соотечественников с потребностями развития российских регионов.

Субъекты Российской Федерации разрабатывают и утверждают свои региональные программы, определяя в них профессии и возраст потенциальных участников исходя из потребностей региона. МВД России в этом вопросе выполняет координирующую роль. На сегодняшний день всего в программе участвуют 74 субъекта Российской Федерации, за это время переселилось в Россию более 844 тысяч человек.

Вместе с тем с учётом систематических трудностей, возникающих у соотечественников, участвующих в государственной программе, были подготовлены и 29 марта 2019 года вступили в силу изменения в Закон о гражданстве (Федеральный закон от 27 декабря 2018 г. № 544–ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О гражданстве Российской Федерации»). Этими изменениями установлена возможность подачи участниками государственной программы, получившими разрешение на временное проживание в Российской Федерации или вид на жительство, заявления о приобретении гражданства Российской Федерации по месту пребывания, а не только по месту жительства, как это было ранее. Помимо этого Президент Российской Федерации был наделён полномочием определять в гуманитарных целях категории иностранных граждан, имеющих право приобрести российское гражданство в упрощённом порядке. Предоставление таких полномочий позволит принимать в российское гражданство соотечественников, проживающих в странах со сложной общественно-политической и экономической обстановкой, где происходят вооружённые конфликты и смена политического руководства.

В развитие нового федерального закона, а также в целях реализации данного полномочия Президента Российской Федерации изданы соответствующие нормативные правовые акты (Указы Президента Российской Федерации от 24 апреля 2019 г. № 183 «Об определении в гуманитарных целях категорий лиц, имеющих право обратиться с заявлениями о приёме в гражданство Российской Федерации в упрощённом порядке», а также от 29 апреля 2019 г. № 187 «Об отдельных категориях иностранных граждан и лиц без гражданства, имеющих право обратиться с заявлениями о приёме в гражданство Российской Федерации в упрощённом порядке»), которыми помимо категорий лиц также установлены и перечень предоставляемых ими документов, и сроки их рассмотрения, составляющие 3 месяца.

В целях защиты прав и свобод человека и гражданина, руководствуясь общепризнанными принципами и нормами международного права, Президент Российской Федерации включил в число лиц, имеющих право обратиться с заявлением о приёме в гражданство Российской Федерации на основании части 8 статьи 14 Закона о гражданстве, следующие категории граждан:

а) лиц, постоянно проживающих на территориях отдельных районов Донецкой и Луганской областей Украины;

б) граждан Украины, не имеющих гражданства (подданства) другого государства, и лиц без гражданства, родившихся и постоянно проживавших на территориях Республики Крым и города Севастополя, выехавших за пределы указанных территорий до 18 марта 2014 года, а также их детей, супругов и родителей;

в) граждан Украины и лиц без гражданства, имеющих разрешение на временное проживание в Российской Федерации, вид на жительство, удостоверение беженца, свидетельство о предоставлении временного убежища на территории Российской Федерации или свидетельство участника государственной программы, постоянно проживавших на территориях отдельных районов Донецкой и Луганской областей Украины по состоянию на 7 и 27 апреля 2014 года соответственно, а также их детей, супругов и родителей;

г) иностранных граждан и лиц без гражданства, которые сами либо их родственники по прямой восходящей линии, усыновители или супруги которых были подвергнуты незаконной депортации с территории Крымской АССР, а также их родственников по прямой нисходящей линии, детей и супругов;

д) граждан Исламской Республики Афганистан, Республики Ирак, Йеменской Республики и Сирийской Арабской Республики, родившихся на территории РСФСР и состоявших в прошлом в гражданстве СССР, а также их детей, супругов и родителей.

Таким образом, последние изменения в законодательство о гражданстве Российской Федерации охватили значительное количество иностранцев, установив для них преференции приобретения российского гражданства.

Однако существует проблема, которая связана с отсутствием у значительного числа лиц без гражданства, находящихся на территории Российской Федерации, документов, удостоверяющих их личность. Это прежде всего бывшие граждане СССР, проживающие на территории России более 15 лет и по разным причинам не сумевшие стать гражданами Российской Федерации. Сюда же входят и освобождённые из мест лишения свободы, а также те, кто прибыл в Россию в детском возрасте.

На сегодняшний день в правовом поле действующего миграционного законодательства Российской Федерации отсутствуют механизмы, позволяющие урегулировать статус таких лиц без гражданства (Закон о гражданстве содержит нормы, позволяющие урегулировать правовой статус отдельных категорий лиц, находящихся на территории Российской Федерации. К ним относятся лица без гражданства, которые были до 1 июля 2002 года в нарушение действующего порядка документированы паспортом гражданина Российской Федерации, а также прибывшие на территорию России для проживания до 1 ноября 2002 года).

Закон о гражданстве, а именно его глава VIII.1, ориентирована на граждан, прибывших в Россию в более ранние периоды времени, и не учитывает лиц, въехавших и оставшихся в стране после 2002 года.

В этой связи в настоящее время осуществляется работа над законопроектом (Проект федерального закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части урегулирования правового статуса лиц без гражданства»), предусматривающим введение временного документа, удостоверяющего личность лица без гражданства на территории Российской Федерации, который будет выдаваться на основании заключения об установлении личности лица без гражданства (в соответствии со статьёй 10.1 Федерального закона от 25 июля 2002 г. № 115–ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации») и удостоверять личность его владельца в Российской Федерации.

Также в дальнейшем в целях урегулирования правового статуса тех категорий лиц, которые перечислены в главе VIII.1 Закона о гражданстве, после прекращения срока действия её норм (Федеральный закон от 19 декабря 2016 г. № 462–ФЗ «О внесении изменений в статью 3 Федерального закона «О внесении изменений в Федеральной закон «О гражданстве Российской Федерации» продлил до 1 января 2020 г. срок действия норм главы VIII.1 Закона о гражданстве, направленных на урегулирование правового статуса отдельных категорий лиц) законопроектом предлагается дополнить закон новой статьёй, вступающей в силу с 1 января 2020 года. Согласно проектируемой статье лица без гражданства, имеющие временный документ лица без гражданства на территории Российской Федерации, будут приниматься в гражданство Российской Федерации в упрощённом порядке.

Несмотря на объёмы проделанной работы, совершенствование регламентации институтов временного и постоянного проживания, а также российского гражданства, устранение противоречий и неопределённости в толковании отдельных положений Закона о гражданстве продолжается.

В октябре 2018 года утверждена новая Концепция государственной миграционной политики на 2019–2025 годы (Указ Президента Российской Федерации от 31 октября 2018 г. № 622 «О Концепции миграционной политики на 2019–2025 годы») и План мероприятий по её реализации в 2019–2021 годах (Распоряжение Правительства Российской Федерации от 22 февраля 2019 г. № 265-р «О плане мероприятий по реализации в 2019–2021 годах Концепции государственной миграционной политики Российской Федерации на 2019–2025 годы»), которыми задан вектор развития, в том числе института гражданства Российской Федерации, определены цели, принципы, задачи и основные направления государственной миграционной политики Российской Федерации.

Читайте также:  Отдел по вопросам миграции ОП №1 УМВД России по ку информирует жителей по вопросу выдачи паспорта гражданина Российской Федерации, удостоверяющего личность гражданина Российской Федерации за пределами территории Российской Федерации

Законодательство о гражданстве Российской Федерации будет и дальше модернизироваться. Предполагается, что удастся унифицировать и сократить действующий перечень документов при подаче заявления о приёме в гражданство Российской Федерации. Как следствие, порядок приобретения российского гражданства, в первую очередь для сооте­чественников, имеющих связь с Российской Федерацией, будет упрощён.

Правительство Амурской области

  • Размер:

АДМИНИСТРАЦИЯ ГОРОДА ЗЕИ

  • О городе
  • Администрация города Зеи
  • Совет народных депутатов
  • Территориальная избирательная комиссия
  • Противодействие коррупции
  • Градостроительная деятельность
  • Документы
  • Деятельность
  • Городской бюджет
  • Инвестору
  • Финансы
  • Административная реформа
  • Информация для населения
  • Работа с обращениями
  • Всероссийская перепись населения 2020
  • Коронавирус

АДМИНИСТРАЦИЯ ГОРОДА ЗЕИ

Приём в гражданство Российской Федерации (изменения в Федеральный закон № 62-ФЗ)

24 июля 2020 г. вступает в силу Федеральный закон от 24 апреля 2020 г. № 134-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О гражданстве Российской Федерации» в части упрощения процедуры приема в гражданство Российской Федерации иностранных граждан и лиц без гражданства» (далее – Федеральный закон № 134-ФЗ), устанавливающий право обратиться с заявлением о приеме в гражданство Российской Федерации в упрощенном порядке для иностранных граждан, имеющих гражданство Республики Беларусь, Республики Казахстан, Республики Молдова или Украины, при наличии у них действительного вида на жительство, но без соблюдения установленного пунктом «а» части первой статьи 13 Федерального закона от 31 мая 2002 г. № 62-ФЗ «О гражданстве Российской Федерации» – срока проживания в Российской Федерации.

Кроме этого, Федеральным законом № 134-ФЗ предусмотрена возможность приобрести гражданство Российской Федерации в упрощенном порядке для иностранного гражданина, состоящего в браке с гражданином Российской Федерации, проживающим на территории Российской Федерации, и имеющего в этом браке общих детей. В данном случае ребенок (дети) может быть рожден (усыновлен, установлено отцовство) до и после заключения брака. Условия приобретения российского гражданства – состояние в браке не менее трех лет и наличие законного источника средств к существованию к данной категории иностранных граждан не применяются.

Также следует обратить внимание, что уведомление о возможности приема в гражданство Российской Федерации может выдаваться не только иностранным гражданам, признанным носителями русского языка в соответствии со статьей 33.1 Федерального закона № 62-ФЗ, но и остальным соискателям российского гражданства по их заявлениям.

Перечень документов, представляемых с заявлением о приеме в гражданство Российской Федерации, будет определен Указом Президента Российской Федерации «О внесении изменений в Положение о порядке рассмотрения вопросов гражданства Российской Федерации, утвержденное Указом Президента Российской Федерации от 14 ноября 2002 г. № 1325», который также должен вступить в силу 24 июля 2020 г.

ГРАЖДАНСТВО

08.05.2020

Внесение поправок в Федеральный закон “О гражданстве Российской Федерации”

Согласно поправкам, внесенным в Федеральный закон от 31 мая 2002 г. № 62-ФЗ «О гражданстве Российской Федерации», полномочия по приему в гражданство на основании пункта «А» части 1 статьи 14 его действующей редакции (по родителю – гражданину России) передаются в исключительное ведение территориальных органов МВД России при условии проживания заявителя на территории Российской Федерации (должен состоять на регистрационном учете).

Текст соответствующего Федерального закона от 24.04.2020 г.
№ 134-Ф «О внесении изменений в Федеральный закон «О гражданстве Российской Федерации» в части упрощения процедуры приема в гражданство Российской Федерации иностранных граждан и лиц без гражданства» размещен на официальном интернет портале pravo.gov.ru. Закон вступает в силу 24 июля 2020 года по истечении девяносто дней после дня его официального опубликования.

Предусмотрен ряд мер по упрощенному приему в российское гражданство лиц, постоянно проживающих на территории Российской Федерации, в частности:

– Для всех категорий соискателей российского гражданства отменяется требование о выходе из имеющегося у них гражданства иностранного государства.

– Исключается условия о сроке проживания в России и наличии законного источника средств к существованию для лиц, приобретающих гражданство в упрощенном порядке.

– Сокращается с трех до одного года обязательный срок осуществления трудовой деятельности в Российской Федерации до подачи заявления о приеме в российское гражданство для лиц, получивших профессиональное образование на территории России после 1 июля 2002 г.

– Предоставляется право подачи заявления о приеме в российское гражданство в упрощенном порядке гражданам Белоруссии, Казахстана, Молдавии, Украины.

ПОСЛЕДНИЕ НОВОСТИ О ГРАЖДАНСТВЕ

16.10.2020 – Изменения, внесенные в Федеральный закон «О гражданстве Российской Федерации».

Хотел бы отметить некоторые изменения, внесенные в Федеральный закон «О гражданстве Российской Федерации»

02.10.2020 – Вопросы, связанные с проверкой наличия российского гражданства

Хотел бы обратить внимание на некоторые вопросы, связанные с проверкой наличия российского гражданства

28.07.2020 – О вступлении в силу поправок в Федеральный закон «О гражданстве Российской Федерации».

В связи с часто задаваемыми вопросами относительно изменений в Федеральном законе «О гражданстве Российской Федерации» хотели бы уточнить следующее.

13.07.2016 – Об электронном ресурсе для подготовки документов на российское гражданство

Введен в действие новый интернет-портал «Вопросы российского гражданства в консульских загранучреждениях».

12.02.2015 – Об изменении порядка подачи уведомлений об ином гражданстве либо виде на жительство

В связи с многочисленными обращениями граждан о порядке уведомления о наличии иного гражданства либо документа на право постоянного проживания в иностранном государстве разъясняем, что Федеральным законом от 31.12.2014 г. № 507-ФЗ “О внесении изменений в статью 6 Федерального закона “О гражданстве Российской Федерации” установлен срок подачи в ФМС России уведомлений о наличии иного гражданства или документа на право постоянного проживания в иностранном государстве российским гражданам, не сделавшим этого в связи с нахождением за пределами Российской Федерации, – не позднее 30 дней со дня въезда в Российскую Федерацию.

Вступил в силу Федеральный закон № 182-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О гражданстве Российской Федерации»

Уважаемые жители Санкт-Петербурга !

14 ноября 2012 вступил в силу Федеральный закон № 182-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О гражданстве Российской Федерации», который направлен на урегулирование правового статуса следующих категорий лиц, находящихся на территории Российской Федерации:

граждан бывшего СССР, получивших паспорт гражданина Российской Федерации до 1 июля 2002 года, у которых впоследствии полномочным органом, ведающим делами о гражданстве, не было определено наличие гражданства Российской Федерации, имеющих гражданство иностранного государства, при условии отсутствия у них действительного документа, подтверждающего право на проживание в иностранном государстве;

граждан бывшего СССР, прибывших в Российскую Федерацию для проживания до 1 ноября 2002 года, не приобретших гражданства РФ в установленном порядке, и их совершеннолетних и несовершеннолетних детей, если указанные лица не имеют гражданства иностранного государства и действительного документа, подтверждающего право на проживание в иностранном государстве.

Кроме этого, предусматривается, что лица, оформившие выход из гражданства РФ, могут быть восстановлены в гражданстве РФ не только в общем, но и в упрощенном порядке при наличии у них соответствующих условий.

Федеральным законом также определены основания для отклонения заявлений о признании, приеме в гражданство РФ и о восстановлении в гражданстве Российской Федерации.

Получить гражданство РФ в упрощенном порядке без представления разрешения на временное проживание и вида на жительство при отсутствии оснований отклонения заявлений, предусмотренных статьей 16 Федерального закона № 182-ФЗ, смогут:

а) дееспособные лица, состоявшие на 5 сентября 1991 года в гражданстве
СССР, прибывшие в Российскую Федерацию для проживания до 1 ноября 2002 года,
не приобретшие гражданства Российской Федерации в установленном порядке, если
они не имеют гражданства иностранного государства и действительного документа,
подтверждающего право на проживание в иностранном государстве;

б) дееспособные дети лиц, указанных в пункте «а» настоящей части,
достигшие возраста восемнадцати лет, если они не имеют гражданства
иностранного государства и действительного документа, подтверждающего право
на проживание в иностранном государстве;

в) дети лиц, указанных в пункте «а» настоящей части, не достигшие возраста
восемнадцати лет (далее — несовершеннолетние дети), если они не имеют
гражданства иностранного государства и действительного документа,
подтверждающего право на проживание в иностранном государстве;

г) совершеннолетние недееспособные лица, находящиеся под опекой лиц,
указанных в пункте «а» настоящей части, если они не имеют гражданства

иностранного государства и действительного документа, подтверждающего право на проживание в иностранном государстве;

д) лица, имевшие гражданство бывшего СССР, получившие паспорт гражданина Российской Федерации до 1 июля 2002 года, у которых впоследствии полномочным органом, ведающим делами о гражданстве Российской Федерации, не было определено наличие гражданства Российской Федерации, имеющие гражданство иностранного государства, при условии отсутствия у них действительного документа, подтверждающего право на проживание в иностранном государстве.

Вышеуказанные категории лиц, желающие приобрести гражданство РФ в упрощенном порядке, необходимо лично обратиться с заявлением в территориальные подразделения Управления федеральной миграционной службы по Санкт-Петербургу и Ленинградской области (УФМС) по месту жительства или месту пребывания заявителя (при наличии регистрации по месту жительства или месту пребывания) либо по месту фактического проживания заявителя, не имеющего регистрации по месту жительства или месту пребывания до 1 января 2017 года.

В соответствии со статьей 41.3 Федерального закона № 182-ФЗ рассмотрение заявления о приеме в гражданство Российской Федерации и принятие решения по такому заявлению осуществляются в срок, не превышающий шести месяцев со дня подачи такого заявления и всех надлежащим образом оформленных документов.

В случае необходимости установления личности заявителя срок может быть продлен, но не более чем на три месяца.

Основания, условия и порядок приобретения гражданства Российской Федерации определены Федеральным законом от 31.05.2002 № 62-ФЗ и Положением о порядке рассмотрения вопросов гражданства РФ, утвержденным Указом Президента Российской Федерации от 14.11.2002 № 1325.

Более подробную информацию и консультации по вопросам получения гражданства Российской Федерации, перечне необходимых документов можно получить в территориальных подразделениях УФМС России по Санкт-Петербургу и Ленинградской области, чьи адреса и телефоны можно найти на сайте: htth://www.ufms.ru.