Защита прав матери

Защита прав несовершеннолетних

Нормативная документация по правам ребенка:

  1. Конвенция ООН о правах ребенка
  2. Конституция РФ
  3. Федеральный закон «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» от 24.07.1998 года
  4. гражданский кодекс РФ
  5. Семейный кодекс РФ
  6. Декларация прав ребенка

На основании Федерального закона «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» от 24.07.1998 года « ребенку от рождения принадлежат и гарантируются государством права ….».

Когда детям оказывается медицинская помощь, на них распространяются права пациента, закрепленные в «Основах законодательства РФ об охране здоровья граждан».

В силу возрастных особенностей, физического и умственного развития, дети не в состоянии в полной мере осознавать свои интересы, использовать свои права и в случае необходимости самостоятельно отстаивать их, это – возлагается на законных представителей ребенка (мать, отец) до исполнения ребенку 15 лет, после чего ребенок имеет право принимать решения самостоятельно.

Краткая информация о Конвенции ООН о правах ребенка

20 ноября 1989 года Генеральная Ассамблея ООН приняла Конвенцию о правах ребенка, которая сегодня является международным законом.

СССР ратифицировал данную Конвенцию (дата ратификации Верховным Советом СССР 13 июня 1990 года), Конвенция вступила в силу для Российской Федерации 15 сентября 1990 года.

Конвенция о правах ребенка закрепляет равные права детей и подростков, не достигших 18 лет. Право на жизнь и развитие. Право на спокойное детство и на защиту от насилия. Право быть уважаемым за свой образ мыслей. В первую очередь всегда должны учитываться интересы ребенка.

Страны, присоединившиеся к Конвенции, обязаны максимально использовать все имеющиеся средства для обеспечения прав ребенка.

Краткое содержание Конвенции о правах ребенка

Конвенция ООН о правах ребенка состоит из 54 статей. Все они одинаково важны и действуют как в мирное время, так и во время вооруженных конфликтов.

Ребенок — это каждый человек в мире, не достигший 18 лет.

Каждый ребенок, независимо от расы, цвета кожи, пола, языка, религии, достатка и социального происхождения, обладает всеми правами, предусмотренными данной Конвенцией. Никто не должен подвергаться дискриминации.

В первую очередь всегда должны учитываться интересы ребенка.

Государства, ратифицировавшие Конвенцию, должны стремиться в меру всех имеющихся в их распоряжении ресурсов осуществлять социальные, экономические и культурные права ребенка. Если ресурсов не хватает, необходимо искать решения путем международного сотрудничества.

Каждый ребенок имеет право на жизнь и государство обязано обеспечивать выживание и здоровое развитие ребенка, поддерживая его психический, эмоциональный, умственный, социальный и культурный уровень.

Ребенок имеет право на имя и национальность. Ребенок имеет право, насколько это возможно, знать, кто его родители. Ребенок имеет право рассчитывать на заботу со стороны родителей.

Ребенок не должен жить отдельно от своих родителей против своего желания, кроме случаев, когда это отвечает его интересам. Ребенок, который не живет с родителями, имеет право встречаться с ними регулярно.

Запросы членов семей, живущих в разных странах и желающих соединиться, должны рассматриваться доброжелательно, гуманно и быстро,

Ребенок имеет право высказывать свое мнение по всем имеющим к нему отношение вопросам. При рассмотрении судом и властями дел, касающихся ребенка, необходимо заслушать его показания и действовать прежде всего в его интересах. Права ребенка на свободу мысли, совести и вероисповедания должны уважаться.

Родители имеют общую и первичную ответственность за воспитание и развитие ребенка. Они обязаны в первую очередь думать об интересах ребенка

Ребенок имеет право на защиту от физического и психического насилия, от отсутствия ухода или использования родителями или опекунами в их интересах.

Ребенок, лишившийся семьи, имеет право на альтернативное попечение. При усыновлении государства обязаны позаботиться об интересах ребенка в соответствии с действующими законами.

Ребенок-беженец, прибывший один, со своими родителями или третьим лицом, имеет право на защиту и помощь.

Любой ребенок с физическими или психическими недостатками имеет право на полноценную и достойную жизнь, обеспечивающую активное участие в жизни общества.

Ребенок имеет право на полноценное медицинское обслуживание. Все страны обязаны работать над понижением уровня детской смертности, бороться с болезнями и недоеданием, а также над ликвидацией традиционных и опасных для здоровья обычаев.

Беременные женщины и молодые мамы имеют право на медицинское обслуживание.

Ребенок имеет право на бесплатное начальное образование. Обучение обязано подготовить ребенка к жизни, развивать уважение к правам человека и воспитывать в духе понимания, мира, терпимости и дружбы между народами.

Ребенок, принадлежащий к национальному меньшинству или коренному населению, имеет право на свой язык, культуру и религию.

Ребенок имеет право на игры, отдых и досуг.

Ребенок имеет право на защиту от экономического использования и тяжелой работы, которая вредит или мешает образованию и подвергает опасности здоровье ребенка.

Ребенок имеет право на защиту от незаконного потребления наркотиков.

Ребенок имеет право на защиту от всех форм сексуального насилия и использования в проституции и порнографии.

Кража, продажа или торговля детьми обязаны пресекаться.

Ребенок не должен подвергаться пытке или другой жестокости, бесчеловечному или унижающему обращению и наказанию. Ребенок не должен незаконно или произвольно лишаться свободы. Ребенок не должен караться пожизненным заключением или смертной казнью. С каждым лишенным свободы ребенком следует обращаться гуманно и с уважением. Ребенок имеет право незамедлительно получить юридическую помощь. Ребенок, находящийся в заключе­нии, имеет право на контакты и встречи со своей семьей.

Ребенок, не достигший 15 лет, не должен использоваться для прямого участия в вооруженных конфликтах. Запрещается вербовать в солдаты детей такого возраста для участия в вооруженных конфликтах.

Ребенок, оказавшийся жертвой плохого ухода, использования, пренебрежения, пытки, вооруженных конфликтов или другого бесчеловечного обращения, имеет право на ре­абилитацию и приспособление к жизни общества.

Ребенок, обвиняемый в преступлении или судимый за наказуемые действия, имеет право на обращение, способствующее развитию чувства уважения как к себе, так и к правам и основным свободам других людей.

Права Конвенции не действуют, если другие национальные законы предоставляют ребенку лучшие возможности для осуществления его прав.

Государства, присоединившиеся к Конвенции, берут на себя обязанность распространять информацию о постановлениях и принципах Конвенции среди взрослых и детей.

Постановления о деятельности стран, присоединившихся к Конвенции, по ее претворению в жизнь. Наблюдательный комитет ООН контролирует отчеты стран — участниц Конвенции. Органы ООН и добровольные организации также имеют право на участие в информировании ООН.

Правила, касающиеся присоединения государств к Конвенции и сроков начала их действия. Оговорки, которые противоречат целям и задачам Конвенции, не могут быть допущены.

Защита интересов матери и ребенка по новому законодательству Российской Федерации

Главная > Реферат >Государство и право

Раздел I. Конституционно-правовые основы защиты интересов матери и ребенка.

1.1. Правовые (законодательные) основы защиты материнства и детства………..…..6

1.2. Общие вопросы защиты материнства и детства……..………………….……..……9

1.3. Проблемы защиты интересов матери и ребёнка……………………………….…..14

Раздел II. Права матери и ребенка и механизм их защиты.

2.1. Механизмы защиты материнства и детства в семейном праве ……………….…..18

2.2. Механизмы защиты материнства и детства в трудовом праве……………….…. 24

2.3. Механизмы защиты материнства и детства в праве социального обеспечения. 33

Список нормативно-правовых актов………………………………………………….….….…. 41

Любая организация стремится к созданию эффективной системы организации труда: больше производства, услуг, прибыли. Однако такая «система организации» – это частные интересы компании, тогда как есть еще интересы работников, в том числе такой категории как женщин-матерей и детей.

Рыночные отношения чаще всего не способствуют социальной политике в рамках конкретной организации (в том числе охране прав матери и ребенка) и даже прямо ей противоречат. Недобросовестным работодателям «выгодно» использовать детский труд – как наиболее низкооплачиваемый, увольнять будущих матерей (беременных женщин), как бы избавляясь от «лишнего социального груза», неликвидного работника. В результате дети используются на работах с тяжелым трудом, опасных и ночных работах, что сказывается на их здоровье, здоровье нации в целом. Молодые женщины «боятся» становится матерьми, дабы не потерять работу и не остаться без средств к существованию, а отсюда падение уровня рождаемости. Рыночная экономика диктует свои условия труда, однако здесь, на страже материнства и детства встает государство и право.

Защита материнства является одной из приоритетных задач Российского государства, особенно в последние годы, поскольку переход к рыночной экономике и обусловленные им социально-экономические проблемы оказали негативное влияние на многие аспекты семьи, материнства и детства.

Подтверждение государственной политики в данной области в Конституции Российской Федерации соответствует международно-правовым актам ООН по правам человека и свидетельствует о том значении, которое придается в современном обществе семье, женщине-матери, детям.

Между тем, на практике, данные нормы как умышлено, так и не умышленно широко нарушаются: используется детский труд, увольняются молодые мамы, или же, наоборот, принудительно привлекаются к работе. С этим мы сталкиваемся каждый день.

Исследование правовых основ защита интересов матери и ребенка – традиционно актуальная тема. Пока в данной сфере в нашей стране не будет созданы законодательные механизмы и стабильная практика применения, не будет «здорового государства», о котором так любит говорить исполнительная власть.

Тем более актуально для рассмотрения основ защиты интересов матери и ребенка по новому законодательству Российской Федерации, т.к. гарантирование прав материнства и детства это не только закрепление равенства прав мужчины и женщины, но и гарантии по использованию труда матери (женщины) и ребенка в тяжелых условиях труда.

Актуальность моего исследования подтверждается следующими обстоятельствами:

Во-первых, представляет важность сопоставление действующих разноотраслевых норм (конституционных, трудовых, семейных) направленных на защиту интересов материнства и детства. Только совокупное использование разноотраслевых норм позволит сформировать действенный институт защиты материнства и детства.

Во-вторых, требует четких ответов следующие вопросы: Какие меры входят в институт защиты материнства? Охватывает ли охрана материнства только трудовое право или также и иные отрасли права? Представляется актуальным анализ судебной практики по данным вопросам.

В-третьих, представляет актуальность рассмотрения генезиса защиты прав матери и ребенка. В настоящее время разрабатывается ряд мер по совершенствованию института охраны материнства и детства, однако многие из этих мер носят популистский характер, и не могут быть воплощены на практике. В тоже время, необходимы реалистичные меры, проверенные практикой, отвечающие интересам всех граждан Российской Федерации, а не узких кругов населения.

Итак, цель данной курсовой работы – исследовать защиту интересов матери и ребенка по новому законодательству Российской Федерации. Исходя из поставленной цели я ставлю перед собой следующие задачи:

– рассмотреть правовые (законодательные) основы защиты и материнства и детства;

– проанализировать общие вопросы защиты материнства и детства;

– выделить механизмы защиты интересов матери и ребенка в семейном праве;

– исследовать механизмы защиты интересов матери и ребенка в трудовом права;

– выделить механизмы защиты интересов матери и ребенка в иных отраслях права;

– проанализировать проблемы защиты интересов матери и ребенка в современном обществе, предложить решения таких проблем, рекомендации по их преодолению.

В заключение работы подвести итоги проделанному исследованию.

В работе использовано действующее законодательство Российской Федерации: право социального обеспечения, трудовое, семейное, уголовное законодательство, материалы Конституционного суда РФ, материалы судебно практики.

Объектом курсового исследования являются правовые аспекты защиты интересов матери и ребенка в законодательстве РФ. Предметом исследования являются: действующие нормы социального обеспечения, конституционного, семейного, трудового законодательства о матери и ребенке, детском труде, гарантиях и их социальной защите.

Научная значимость исследования заключается в том, что в данной работе учитываются все наработки, и итоги дискуссий на середину 2010 года, а также материалы судебной практики по рассматриваемому вопросу.

Раздел I. Конституционно-правовые основы защиты интересов матери и ребенка

1.1. Правовые (законодательные) основы защиты и материнства и детства

В ч.2 ст.7 Конституции РФ 1 закреплено, что «в Российской Федерации … обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства. » Пункт 1 ст.38 Конституции РФ провозглашает, что «материнство и детство, семья находятся под защитой государства».

Данные принципы выступают базисом для принятия государством в лице его полномочных органов мер по охране интересов матери и ребенка, правовых механизмов такой охраны, поощрения института материнства, направленные на создание здоровой семьи, общества, и государства в целом.

Нормы, направленные на реализацию данных принципов закреплены в абсолютном большинстве отраслей Российского законодательства. Созданы и специальные институты, направленные на защиту интересов матери и ребенка.

Определяющее значение в определении пределов охраны материнства и детства имеют международно-правовые акты. В силу ч.4 ст.15 Конституции РФ общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора.

Международно-правовая защита материнства и детства находит свое отражение в основополагающих актах и декларациях, пактах и хартий о правах человека с начала 20 века. Всеобщая декларация прав человека (принята на третьей сессии Генеральной Ассамблеи ООН резолюцией 217 А (III) от 10 декабря 1948 г.) 2 закрепила (п.2 ст.25), что материнство и младенчество дают право на особое попечение и помощь. Охрана материнства и детства, как один из ключевых признаков выделяется в:

– Европейской Социальной Хартии ETS №163 (Страсбург, 3 мая 1996 г.);

– Хартии социальных прав и гарантий граждан независимых государств (утв. Межпарламентской Ассамблеей государств-участников Содружества Независимых Государств 29 октября 1994 г.) 3 .

Нормы о защите материнства и детства содержатся в более чем тридцати 1 международных актах (конвенциях, рекомендациях международных организаций, двухсторонних межгосударственных договорах).

С начала 20 века было разработано и принято ряд специальных международно-правовых актов, направленных на охрану рассматриваемого института, в частности необходимо выделить следующие акты:

– Конвенция Международной Организации Труда №103 об охране материнства (пересмотренная в 1952 году) (Женева, 28 июня 1952 г.) 2 ;

– Конвенция Международной Организации Труда №3 об охране материнства (1919г.) (не ратифицирована РФ) 3 ;

– Конвенция Международной Организации Труда № 156 о равном обращении и равных возможностях для трудящихся мужчин и женщин: трудящиеся с семейными обязанностями (Женева, 3 июня 1981 г.);

– Рекомендация Международной Организации Труда от 15 июня 2000г. №191 о пересмотре рекомендации 1952 года об охране материнства 4 ;

– Рекомендация Международной Организации Труда от 28 июня 1952 г. №95 об охране материнства 5 .

Защите интересов детства посвящены, в том числе, следующие специальный конвенции МОТ: №138 «О минимальном возрасте для приема на работу» 6 , №29 «О принудительном или обязательном труде» 7 и №182 «О запрещении и немедленных мерах по искоренению наихудших форм детского труда» 8 .

Национальное законодательство Российской Федерации, как мы уже подчеркнули, базируется на конституционных принципах, а также международно-правовых нормах. Данные принципы и нормы конкретизированы в ряде федеральных законодательных актах (в том числе кодифицированных), подзаконных актах, актах принимаемых на уровне субъектов Российской Федерации (в том числе Республики Татарстан). В этой связи подчеркнем, что координация вопросов материнства и детства отнесено к совместному ведению Российской Федерации и субъектов РФ (п.»к» ч.1 ст.72 Конституции РФ; Ст.II Федеративного договора РФ).

На федеральном уровне, прежде всего, необходимо выделить:

– Трудовой кодекс Российской Федерации от 30 декабря 2001 г. № 197-ФЗ 1 (с изм. и доп. от 24, 25 июля 2002 г., 30 июня 2003 г., 27 апреля, 22 августа, 29 декабря 2004 г.);

– Семейный кодекс РФ от 29 декабря 1995 г. № 223-ФЗ 2 (с изм. и доп. от 15 ноября 1997 г., 27 июня 1998 г., 2 января 2000 г., 22 августа, 28 декабря 2004 г.);

– Основы законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан от 22 июля 1993 г. № 5487-1 3 (с изм. и доп. от 24 декабря 1993 г., 2 марта 1998 г., 20 декабря 1999 г., 2 декабря 2000 г., 10 января, 27 февраля, 30 июня 2003 г., 29 июня, 22 августа, 1, 29 декабря 2004 г.);

– Федеральный закон от 29 декабря 2004 г. № 202-ФЗ «О бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации на 2005 год» 4 ;

– Федеральный закон от 19 мая 1995 г. № 81-ФЗ «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей» 5 (с изм. и доп. от 24 ноября 1995 г., 18 июня, 24 ноября, 30 декабря 1996 г., 21, 29 июля 1998 г., 17 июля 1999 г., 10 июля, 7 августа 2000 г., 30 мая, 28 декабря 2001 г., 25 июля 2002 г., 22 августа, 29 декабря 2004 г.) и иные законодательные акты.

Читайте также:  Министерство здравоохранения крыма написать жалобу

В целях реализации норм конституционного, трудового, семейного и иных отраслей права, направленных на охрану материнства и детства, полномочными государственными органами принимаются программы по совершенствованию существующих механизмов и претворению в жизнь деклараций. Так, например, можно выделить Постановление Правительства РФ от 3 октября 2002г. №732 «О федеральной целевой программе «Дети России» на 2003 – 2006 годы» 6 (с изм. и доп. от 6 сентября 2004 г.) среди перечня основных мероприятий которой названы: государственная поддержка материнства и детства, совершенствование системы охраны здоровья матери и ребенка.

Защита прав матери

Бесплатная юридическая помощь семьям погибших военнослужащих.
Мы заставим чиновников отвечать за беззаконие и хамство

05/11/2020 Прения сторон по делу о гибели Сослана Газзаева
02/11/2020 Судебная реформа + пандемия = подвал
02/11/2020 Нальчик: очередная победа фонда “Право Матери” – 160 тысяч рублей матери погибшего
30/10/2020 Судебные процессы фонда “Право Матери” в ноябре (анонсы)

МБО Фонд “Право Матери” более 27 лет занимается оказанием бесплатной профессиональной юридической помощи родителям и вдовам погибших солдат, отстаивает их справедливые интересы в судах и регулярно добивается успеха. Мы беремся за самые возмутительные и вопиющие дела по всей стране.

Благотворительный Фонд Право Матери

Несмотря на наличие разных мнений, российская армия, к сожалению, далека от идеализированного представления о воинской службе. Это подтверждается горькой статистикой. Ежегодно из-за халатности сослуживцев или офицеров, жестокого обращения или неприемлемых условий оказания медпомощи, в российской армии погибают люди. За каждой цифрой этой статистики скрывается тяжелейшая трагедия конкретной семьи. Она неизбежно теряется в коридорах бюрократической машины, упорно не признающей очевидное и отказывающейся наказывать виновных должностных лиц.

Бороться за справедливость сложно, но нужно и можно! Поддержите фонд “Право Матери”! Сегодня внести свой вклад в работу фонда можно практически любым способом, даже не выходя из дома. Это возможность для каждого положительно повлиять на жизни других людей. Благотворительность – не удел богатых. Это моральный долг каждого сострадательного человека. Армия защищает всех нас. Защитим все вместе матерей погибших солдат!

Аудио-подкаст об одном из самых громких дел фонда “Право Матери”:

  • Подробнее о Аудио-подкаст об одном из самых громких дел фонда “Право Матери”:

МБО Фонд “Право Матери” включен в реестр СО НКО Минэкономразвития РФ

  • Подробнее о МБО Фонд “Право Матери” включен в реестр СО НКО Минэкономразвития РФ

Аудиторское заключение за 2019 год

  • Подробнее о Аудиторское заключение за 2019 год

Результаты обязательного аудита фонда “Право Матери” за 2019 год опубликованы в Едином Федеральном Реестре Сведений о Фактах Деятельности Юридических Лиц

Межрегиональный благотворительный общественный фонд «Право матери”сообщает о результатах обязательного аудита за 2019 год — опубликовано в Едином Федеральном Реестре юридически значимых сведений о фактах деятельности юридических лиц: https://fedresurs.ru/sfactmessage/BD787A134FFC4C8492BED293F9F2CFDF

  • Подробнее о Результаты обязательного аудита фонда “Право Матери” за 2019 год опубликованы в Едином Федеральном Реестре Сведений о Фактах Деятельности Юридических Лиц

Отчет за 2018 год

Фонд “Право Матери” – некоммерческий негосударственный благотворительный общественный фонд, защищающий права родителей, чьи сыновья погибли в армии в мирное время на территории России в результате уголовных преступлений, антисанитарных условий жизни, ненормального психологического климата и по другим причинам. Ведет свою историю с 1989 года, официально зарегистрирован Министерством Юстиции РФ 04.03.1993 г. В соответствии с ФЗ “Об общественных объединениях” прошел перерегистрацию 16.06.1999 г. в Управлении Юстиции г. Москвы. Сведения в Единый Государственный Реестр юрлиц внесены 19.12.2002 г.

Фонд «Право Матери» оказывает бесплатную юридическую помощь своим подопечным для того, чтобы родители погибших солдат понимали, что даже бедный человек имеет право на справедливость, и своевременно обращались в нашу организацию за бесплатной квалифицированной поддержкой.

Эффективность работы фонда «Право Матери»: на 6 миллионов 356 тысяч 259 рублей поступивших в 2018 г. на работу средств из пожертвований граждан РФ и государственного гранта, Фонд выиграл семьям погибших солдат в судах 45 миллионов 295 тысяч 686 рублей выплат (столько мы отсудили конкретным людям компенсаций, пенсий, пособий и пр. доплат, в которых им незаконно отказывали чиновники). Т.е. каждый 1 (один) рубль, вложенный в Фонд, дал эффект на 7 рублей 13 копеек. Иными словами, наша эффективность в 2018 году составила 713%.

Таким образом, фонд «Право Матери» в очередной раз продемонстрировал уникально-высокую эффективность своей деятельности.

  • Подробнее о Отчет за 2018 год

Подпишитесь на регулярную помощь фонду “Право Матери” через Сбербанк Онлайн!

Клиентам Сбербанка теперь удобно оформить автоплатеж, то есть регулярное списание средств, в адрес нашего фонда через Сбербанк Онлайн, причем банк не берет комиссию за эти платежи:

1. В вашем личном кабинете в Сбербанк Онлайн выберите пункт «Мои автоплатежи» — «Подключить автоплатеж»;
2. В строке поиска введите фонд «Право матери», нажмите «Найти». Внизу Вы увидите наш логотип, название, краткие реквизиты:

4. На следующей странице выберите частоту списания средств (раз в месяц), укажите дату первого списания, любую сумму и то произвольное название, под которым автоплатеж будет отображаться у Вас в меню (например, ПравоМатери или 500-ФПМ, или НаСправедливость – любое понятное Вам обозначение, написанное слитно);

5. Подтвердите автоплатеж при помощи SMS (или другим, выбранным Вами способом);
6. Теперь автоплатеж подключен и должен быть виден у вас в меню. Огромное спасибо!
7. Обо всех переводах Вы будете получать уведомления банка и сможете отменить автоплатеж в любой момент.

  • Подробнее о Подпишитесь на регулярную помощь фонду “Право Матери” через Сбербанк Онлайн!

Прения сторон по делу о гибели Сослана Газзаева

СЕГОДНЯ, 5 ноября Фонд «Право Матери» продолжал работать в Наро-Фоминском гарнизонном военном суде по уголовному делу о гибели в армии Сослана Газзаева (1994 г. р.). Дело слушает судья Сергей Халин.

В предыдущем судебном заседании 30 октября (интересы отца погибшего в суде в этот день представляла юрист Фонда «Право Матери» Надежда Кузина) суд допросил Рустама Гатауллина (начальника инфекционного отделения военного госпиталя N 1586 в Подольске). Он пояснил, что Сослану Газзаеву оказывалось надлежащее лечение в полном объеме, и в случае более раннего обращения за медицинской помощью благоприятный исход был вероятен. (Именно из-за этого Виктор Згура, непосредственный командир Сослана Газзаева, оказался на скамье подсудимых – он до последнего игнорировал жалобы солдата на ухудшение состояния здоровья, не давая солдату возможности обратиться за квалифицированной медпомощью; теперь Згуре предъявлено обвинение по ч. 2 ст. 293 УК РФ – халатность, повлекшая по неосторожности причинение тяжкого вреда здоровью или смерть человека).

В сегодняшнем судебном заседании 5 ноября в суде состоялись прения сторон.

  • Подробнее о Прения сторон по делу о гибели Сослана Газзаева

Вторая победа фонда “Право Матери” для матери Героя РФ в Смоленске

Фонд «Право Матери» одержал очередную судебную победу – на этот раз в Смоленском областном суде, где 27 октября рассматривалась апелляционная жалоба ответчика на решение Промышленного районного суда г. Смоленска от 19 августа 2020 года, вынесенное по иску Фонда «Право Матери» в пользу 68-летней матери Героя Российской Федерации Нины Алексеевны Пановой.

  • Подробнее о Вторая победа фонда “Право Матери” для матери Героя РФ в Смоленске

Нальчик: очередная победа фонда “Право Матери” – 160 тысяч рублей матери погибшего

СЕГОДНЯ, 02 НОЯБРЯ Фонд «Право Матери» одержал очередную победу в Нальчикском городском суде по иску, поданному Фондом «Право Матери» от имени 71-летней матери погибшего военнослужащего Светланы Шабалиной. Ее сын старшина контрактной службы в/ч 6838 Сергей Шаталов погиб 12 сентября 2006 года при исполнении обязанностей военной службы, будучи ветераном боевых действий на территории Северо-Кавказского региона. Посмертно Сергей Шаталов был награжден Орденом Мужества. МВД по Кабардино-Балкарской Республике (это ведомство в этом году проиграло нам уже несколько аналогичных дел) отказало матери погибшего в повышении пенсии по случаю потери кормильца (на 32%), на которое у нее есть право по закону. В поисках справедливости мать погибшего обратилась к нам. Фонд «Право Матери» направил иск в суд (иск составлен ведущим юристом Фонда «Право Матери» Татьяной Сладковой).

Интересы матери погибшего представляла юрист Фонда «Право Матери» Надежда Кузина.

  • Подробнее о Нальчик: очередная победа фонда “Право Матери” – 160 тысяч рублей матери погибшего

Судебная реформа + пандемия = подвал

СЕГОДНЯ, 02 НОЯБРЯ Фонд «Право Матери» одержал победу в Первом кассационном суде общей юрисдикции (г. Саратов), куда ответчик направил кассационную жалобу по дважды выигранному Фондом «Право Матери» делу (частично в суде первой инстанции 7 февраля 2020 года и полностью в апелляции 18 июня 2020 года) матери погибшего военнослужащего Светланы Арчаковой.

Третья победа обошлась нам дорого: наш ведущий юрист Татьяна Сладкова, прилетевшая из Москвы, провела на улице перед входом в здание суда при температуре + 4 С полтора часа, прежде чем ее впустили внутрь. После полуторачасовой заморозки оказалось, что само судебное заседание будет проходить по видеоконференцсвязи из подвального помещения того же самого суда. Интересно, как это издевательство над приехавшими в суд людьми поможет им не заболеть. В подвале были стол, стул, на столе компьютер, слышимость во время видеоконференцсвязи была очень плохая. Вот такая судебная реформа в период пандемии.

Защита прав матери

Права детей, равно как и права родителей, определены Семейным кодексом РФ.

Ребёнком, в соответствии со ст. 54 Семейного кодекса РФ, признаётся лицо, не достигшее совершеннолетия, т.е. возраста восемнадцати лет.

Основополагающими правами ребёнка являются следующие:

  • право жить и воспитываться в семье;
  • право знать своих родителей;
  • право на совместное проживание с родителями, их заботу и воспитание, за исключением случаев, когда это противоречит его интересам;
  • право на обеспечение своих интересов, всестороннее развитие и уважение своего человеческого достоинства.

При отсутствии родителей, при лишении их родительских прав и в других случаях утраты родительского попечения право ребёнка на воспитание в семье обеспечивается органом опеки и попечительства в порядке, установленном законодательством.

Помимо перечисленных прав, ребёнок имеет право, в соответствии со ст. 55 Семейного кодекса РФ на общение с обоими родителями, дедушкой, бабушкой, братьями, сёстрами и другими родственниками. Расторжение брака родителей, признание его недействительным или раздельное проживание родителей не влияют на права ребёнка. В случае раздельного проживания родителей ребёнок имеет право на общение с каждым из них. Ребёнок имеет право на общение со своими родителями также в случае их проживания в разных государствах.

Ребёнок, находящийся в экстремальной ситуации (задержание, арест, заключение под стражу, нахождение в лечебном учреждении и другое), имеет право на общение со своими родителями и другими родственниками в порядке, установленном законодательством.

Также ребёнок имеет право на защиту своих прав и законных интересов в соответствии со ст. 56 Семейного кодекса РФ. Защита прав и законных интересов ребёнка осуществляется родителями (лицами, их заменяющими), а в некоторых случаях, предусмотренных законодательством, органом опеки и попечительства, прокурором и судом.

Несовершеннолетний, признанный в соответствии с законом полностью дееспособным до достижения совершеннолетия, имеет право самостоятельно осуществлять свои права и обязанности, в том числе право на защиту. Возможность приобретения полной дееспособности до достижения совершеннолетия закреплена в ст. 27 Гражданского кодекса РФ. Сама процедура именуется эмансипацией, т.е. объявлением несовершеннолетнего полностью дееспособным. Основаниями для такового объявления являются: достижение ребёнком шестнадцатилетнего возраста, работа по трудовому договору, либо занятие предпринимательской деятельностью (с согласия родителей или лиц их заменяющих). При наличии согласия обоих родителей (лиц их заменяющих) объявление полностью дееспособным производится органом и опеки и попечительства, а при отсутствии такого согласия – по решению суда.

Право на защиту своих прав и законных интересов, помимо всего прочего, подразумевает и право ребёнка на защиту от злоупотреблений со стороны родителей, либо лиц, их заменяющих.

При нарушении прав и законных интересов ребёнка, в том числе при невыполнении или при ненадлежащем выполнении родителями (одним из них) обязанностей по воспитанию, образованию ребёнка либо при злоупотреблении родительскими правами, ребёнок может самостоятельно обращаться за их защитой в орган опеки и попечительства, а по достижении возраста четырнадцати лет в суд.

Ребёнок также имеет право выражать своё мнение при решении в семье любого вопроса, затрагивающего его интересы, а также быть заслушанным в ходе любого судебного или административного разбирательства. Учёт мнения ребёнка, достигшего возраста десяти лет, обязателен, за исключением случаев, когда это противоречит его интересам.

Право ребёнка на имя

В статье 58 Семейного кодекса РФ закреплено право ребёнка на имя, отчество и фамилию. Имя ребёнку даётся по соглашению родителей, отчество присваивается по имени отца, если иное не предусмотрено законами субъектов Российской Федерации или не основано на национальном обычае. Фамилия ребёнка определяется фамилией родителей. При разных фамилиях родителей ребёнку присваивается фамилия отца или фамилия матери по соглашению родителей, если иное не предусмотрено законами субъектов Российской Федерации. При отсутствии соглашения между родителями относительно имени и/или фамилии ребёнка, возникшие разногласия разрешаются органом опеки и попечительства. Если отцовство не установлено, имя ребёнку даётся по указанию матери, отчество присваивается по имени лица, записанного в качестве отца ребёнка, фамилия — по фамилии матери.

Исходя из интересов ребёнка, по совместной просьбе родителей, до достижения ребёнком возраста четырнадцати лет орган опеки и попечительства вправе разрешить изменить имя ребёнку, а также изменить присвоенную ему фамилию на фамилию другого родителя.

Если родители проживают раздельно и родитель, с которым проживает ребёнок, желает присвоить ему свою фамилию, орган опеки и попечительства разрешает этот вопрос в зависимости от интересов ребёнка и с учётом мнения другого родителя. Учёт мнения родителя не обязателен при невозможности установления его места нахождения, лишении его родительских прав, признании недееспособным, а также в случаях уклонения родителя без уважительных причин от воспитания и содержания ребёнка.

Если ребёнок рождён от лиц, не состоящих в браке между собой, и отцовство в законном порядке не установлено, орган опеки и попечительства исходя из интересов ребёнка, вправе разрешить изменить его фамилию на фамилию матери, которую она носит в момент обращения с такой просьбой.

Изменение имени и/или фамилии ребёнка, достигшего возраста десяти лет, может быть произведено только с его согласия.

Имущественные права ребёнка

Имущественные права ребёнка определены ст. 60 Семейного кодекса РФ. В соответствии с указанной статьёй, ребёнок имеет право на получение содержания от своих родителей и других членов семьи в порядке и в размерах, которые установлены законодательством. Суммы, причитающиеся ребёнку в качестве алиментов, пенсий, пособий, поступают в распоряжение родителей (лиц, их заменяющих) и расходуются ими на содержание, воспитание и образование ребёнка.

Суд по требованию родителя, обязанного уплачивать алименты на несовершеннолетних детей, вправе вынести решение о перечислении не более пятидесяти процентов сумм алиментов, подлежащих выплате, на счета, открытые на имя несовершеннолетних детей в банках.

Ребёнок имеет право собственности на доходы, полученные им, имущество, полученное им в дар или в порядке наследования, а также на любое другое имущество, приобретённое на средства ребёнка.

Право ребёнка на распоряжение принадлежащим ему на праве собственности имуществом определяется Гражданским кодексом РФ. Так, согласно ст. 26 ГК РФ, несовершеннолетние (в возрасте от четырнадцати до восемнадцати лет) вправе самостоятельно, без согласия родителей, усыновителей и попечителя:

  • распоряжаться своими заработком, стипендией и иными доходами;
  • осуществлять права автора произведения науки, литературы или искусства, изобретения или иного охраняемого законом результата своей интеллектуальной деятельности;
  • в соответствии с законом вносить вклады в кредитные учреждения и распоряжаться ими;
  • совершать мелкие бытовые сделки, сделки, направленные на безвозмездное получение выгоды, не требующие нотариального удостоверения либо государственной регистрации, а также сделки по распоряжению средствами, предоставленными законным представителем или с согласия последнего третьим лицом для определённой цели или для свободного распоряжения.

Все остальные сделки несовершеннолетние в возрасте от четырнадцати до восемнадцати лет совершают с письменного согласия своих законных представителей — родителей или лиц их заменяющих.

За несовершеннолетних, не достигших четырнадцати лет (малолетних), в соответствии со ст. 28 Гражданского кодекса РФ, сделки могут совершать от их имени только их родители, усыновители или опекуны, за исключением следующих сделок, которые малолетние вправе совершать самостоятельно:

  • мелкие бытовые сделки;
  • сделки, направленные на безвозмездное получение выгоды, не требующие нотариального удостоверения либо государственной регистрации;
  • сделки по распоряжению средствами, предоставленными законным представителем или с согласия последнего третьим лицом для определённой цели или для свободного распоряжения.
Читайте также:  Благодарность за оказанную помощь; образцы, примеры

Имущественную ответственность по сделкам малолетнего, в том числе по сделкам, совершенным им самостоятельно, несут его родители, усыновители или опекуны, если не докажут, что обязательство было нарушено не по их вине. Эти лица в соответствии с законом также отвечают за вред, причинённый малолетними.

Что касается имущественной ответственности несовершеннолетних в возрасте от четырнадцати до восемнадцати лет, то они самостоятельно несут имущественную ответственность по сделкам, которые вправе совершать.

При осуществлении родителями правомочий по управлению имуществом ребёнка, на них распространяются правила, установленные ст. 37 Гражданского кодекса РФ, по распоряжению имуществом подопечного. В данной статье имеется требование расходовать доходы подопечного только на его нужды, запрет совершать сделки с подопечным, за исключением передачи имущества подопечному в качестве дара или в безвозмездное пользование, а также запрет представлять интересы подопечного при заключении сделок или ведении судебных дел между подопечным и супругом опекуна или попечителя и их близкими родственниками.

Имущественные права ребёнка имеют свои пределы, которые указаны в ст. 60 Семейного кодекса РФ, согласно которой ребёнок не имеет права собственности на имущество родителей, родители не имеют права собственности на имущество ребёнка. Дети и родители, проживающие совместно, могут владеть и пользоваться имуществом друг друга по взаимному согласию. В случае возникновения права общей собственности родителей и детей их права на владение, пользование и распоряжение общим имуществом определяются гражданским законодательством.

  • Договор пожизненной ренты
  • Договор социального найма
  • Социальные выплаты и компенсации
  • Гражданам, подвергшимся воздействию радиации
  • Социальная защита детей
    • Опека и попечительство
    • Права и обязанности родителей
    • Лишение родительских прав
    • Информация органов опеки
    • Памятка опекунам
  • Обеспечение техническими средствами реабилитации
  • Выдача листков нетрудоспособности по уходу за больным
  • Новости, объявления, сообщения Фонда социального страхования
  • Прямые выплаты
  • Электронный больничный
  • Информация для граждан Украины
  • О городе
    • История
    • Символика
    • ТранспортТуризм
    • Фотогалерея
    • Социальные проекты
    • Городские конкурсы
    • Значимые события
    • Справочная информацияВидеоАфиша
  • Официальная Вологда
    • Власть
    • Приемная
    • Кадровое обеспечение
    • Противодействие коррупции
    • Экономика и финансы
    • Система стратегического управления города
    • Социальная сфера, льготы
    • Градостроительство
    • Городское хозяйство
    • Гражданская оборона
    • Имущественная поддержка субъектов МСП
    • Муниципальные услуги
    • Учреждения
    • Закупки, продажи, конкурсы
    • Границы города
    • Устав города
    • Официальные документы
  • Новости
    • COVID-19
    • Безопасность дорожного движения
    • Департамент градостроительства
    • Департамент имущественных отношений
    • Департамент финансов
    • Инфографика
    • Общество
    • Правовое управление
    • Экономика
    • Образование
    • Спорт
    • ЖКХ
    • Культура
    • Видеоновости
    • Тематические рубрики
  • Приемная
    • Направить вопрос
    • Информирование о работе с обращениями граждан
    • Прием граждан в Администрации города
    • Мобильная общественная приемная
    • Общественная приемная
    • Ответы Общественной приёмной
    • Обращения граждан по транспорту
    • Трансляции
    • Контакты
  • Служебные
    • Версия для слабовидящих
    • Авторизация
    • Регистрация
    • Карта сайтаБлоги
    • Сервисы
    • Ссылки

© 2005–2020 Администрация города Вологды (http://vologda-portal.ru)

При полном или частичном использовании материалов сайта ссылка на источник обязательна. Настоящий ресурс может содержать материалы 16+
Информационное и техническое сопровождение сайта: МАУ «ИИЦ «Вологда – Портал» . Ваши замечания и пожелания по сайту ждём на webmaster@vologda-portal.ru

Телефоны: служба новостей – 8 (8172) 21-13-16, редактор газеты – 75-82-49, техническая поддержка – 75-88-76.

Защита прав ребенка

Действия Франции в защиту прав детей

Содержание

  • На международном уровне
  • По линии Европейского союза и Совета Европы
  • Защита детей в ходе вооруженных конфликтов
  • Деятельность Франции для обеспечения действенного соблюдения прав ребенка

На международном уровне

Франция присоединилась ко всем международным актам, защищающим и продвигающим права ребенка, первым среди которых следует упомянуть Международную конвенцию о правах ребенка, подписанную и ратифицированную в 1990 году, а также три факультативных протокола к ней: протокол, касающийся участия детей в вооруженных конфликтах (2000 год), протокол, касающийся торговли детьми, детской проституции и детской порнографии (2000 год), и протокол, касающийся процедуры сообщений (ратифицирован в 2014 году).

Совместно с Группой латиноамериканских и карибских государств Франция как член Европейского союза ежегодно представляет Генеральной Ассамблее ООН и Совету по правам человека резолюцию, подтверждающую права ребенка. Франция активно отстаивает в них необходимость усиления защиты детей в свете современных проблем. Кроме того, она выступает за более внимательное отношение к правам девочек и девушек, за доступ всех девочек и мальчиков к образованию и за интенсификацию борьбы со всеми формами насилия в отношении детей.

Франция также периодически представляет в соответствующий комитет периодический доклад о соблюдении Конвенции о правах ребенка. При рассмотрении последнего доклада в январе 2016 года Комитет по правам ребенка подчеркнул конструктивный характер диалога с французской делегацией. В своем заключении комитет приветствовал ратификацию многочисленных международных инструментов, а также принятие внутренних законодательных актов для усиления защиты детей.

По линии Европейского союза и Совета Европы

По случаю 30-й годовщины Конвенции о правах ребенка и в рамках своего председательства в Комитете министров Совета Европы Франции провела масштабную конференцию, посвященную современным проблемам защиты прав ребенка, в частности в свете развития цифровых технологий. Кроме того, Франция выступила одним из инициаторов кампании Совета Европы по защите детей от сексуальной эксплуатации и сексуального насилия и одной из первых подписала Конвенцию Совета Европы о защите детей от сексуальной эксплуатации и сексуального насилия, вступившую в силу 1 июля 2010 года.

Франция также активно участвовала в принятии Руководящих принципов Европейского союза, касающихся прав ребенка (2007 год), и Руководящих принципов Европейского союза по вопросу о детях и вооруженных конфликтах (2003 год, пересмотрены в 2008 году).

Защита детей в ходе вооруженных конфликтов

В 2018 году в мировом масштабе более 13 600 детей были освобождены из-под контроля вооруженных группировок или вооруженных сил. Однако в отношении детей было совершено еще 24 000 серьезных нарушения их прав, и был отмечен тревожный рост числа убийств и калечения детей.

Франция сыграла ключевую роль в принятии резолюций 1539 (2004 год) и 1612 (2005 год) Совета Безопасности ООН, в которых предусматривается создание механизма мониторинга и отчетности в отношении серьезных нарушений прав детей в ситуациях вооруженных конфликтов. Благодаря этому механизму, Генеральный секретарь ООН публикует каждый год доклад, в котором приводит список сторон, участвующих в вооруженных конфликтах и виновных в серьезных нарушениях прав детей (вооруженные группировки или части регулярной армии). Вслед за этим проводится заседание рабочей группы Совета Безопасности, указывающей действия, которые должны быть предприняты различными участниками в ситуациях, вызывающих наибольшее беспокойство. Специальный представитель Генерального секретаря ООН по вопросу о защите детей в вооруженных конфликтах обсуждает со сторонами, упомянутыми в ежегодном докладе, конкретные планы действий. К серьезным нарушениям прав детей относятся убийство или калечение детей, вербовка и использование детей-солдат, сексуальное насилие в отношении детей, нападения на школы и больницы, блокирование гуманитарной помощи детям, а также похищение детей.

В феврале 2007 года Франция совместно с Детским фондом ООН (ЮНИСЕФ) провела конференцию «Освободим детей от войны». По ее итогам были приняты Парижские принципы и обязательства, определяющие основные направления борьбы с вербовкой детей в вооруженные силы. С тех пор их одобрило 109 государств. В развитие этой инициативы Франция совместно с ЮНИСЕФ организовала 21 февраля 2017 года конференцию на уровне министров «Защитим детей от войны», чтобы подвести итоги проделанной работы и придать новый импульс мобилизации мирового сообщества для решения этой проблемы.

Деятельность Франции для обеспечения действенного соблюдения прав ребенка

Деятельность Франции в защиту прав девочек принимает конкретные формы. Совместно с национальным комитетом ЮНИСЕФ Франция создала в этом году механизм встречного финансирования для расширения прав и возможностей девочек в Мавритании, основанный на инновационном принципе: государство перечисляет один евро за каждый евро, привлеченный в рамках кампании по сбору средств для проекта. Благодаря этой программе, служащей для улучшения подготовки, поддержки культурных мероприятий и повышения гражданского сознания, девочки смогут сами определять свое будущее и принимать активное участие в жизни общества. Кроме того, Франция начала долгосрочную работу, направленную на улучшение образования и профессиональной подготовки девочек, а также на борьбу с гендерно мотивированным насилием с школьной среде. Эта работа ведется посредством многострановых проектов.

Франция убеждена в том, что доступ к образованию является ключевой проблемой. В свете этого она финансирует многочисленные проекты по всему миру, направленные на обеспечение доступа всех детей к качественному образованию в интересах долгосрочной стабилизации кризисных районов.

Вписываясь в давнюю традицию, Франция поддерживает участников системы охраны здоровья матери и ребенка в наиболее нуждающихся зонах посредством, в частности, Французского агентства развития.

В июне 2019 года Франция возглавила Глобальное партнерство, созданное для достижения целей в области устойчивого развития (Альянс по достижению цели 8.7 в области устойчивого развития). Его деятельность направлена на искоренение к 2025 году детского труда за счет объединения усилий всех участников, государств, международных организаций, а также социальных партнеров, предприятий и неправительственных организаций.

Уполномоченный по правам ребенка в Санкт-Петербурге

Митянина Анна Владимировна

Уполномоченный по правам ребенка защищает права и законные интересы детей, определенные в Конвенции ООН о правах ребенка, Всеобщей декларации прав человека, Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод, Конституции Российской Федерации, Семейном кодексе Российской Федерации и другими федеральными законами и законами Санкт-Петербурга .

Деятельность Уполномоченного строится на основе принципов независимости, гласности, справедливости, инициативности, ответственности, гуманности, открытости, объективности и доступности.

Приоритетной задачей Уполномоченного является защита прав и интересов детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и детей, находящихся в трудной жизненной ситуации.

В соответствии с действующим законодательством Уполномоченный по правам ребенка:

  • осуществляет прием граждан, рассматривает обращения, касающиеся нарушения прав и законных интересов ребенка, и жалобы на решения или действия (бездействие) органов государственной власти Санкт-Петербурга , органов местного самоуправления в Санкт-Петербурге , их должностных лиц, организаций Санкт-Петербурга , нарушающие права и законные интересы ребенка;
  • проверяет самостоятельно или совместно с органами государственной власти Санкт-Петербурга , органами местного самоуправления в Санкт-Петербурге и их должностными лицами сообщения о фактах нарушения прав и законных интересов ребенка;
  • оказывает детям и их законным представителям бесплатную юридическую помощь по вопросам защиты прав и законных интересов ребенка;
  • осуществляет в установленном действующим законодательством порядке судебную защиту прав и законных интересов ребенка;
  • вносит в органы государственной власти Санкт-Петербурга , органы местного самоуправления в Санкт-Петербурге предложения о совершенствовании деятельности по осуществлению защиты прав и законных интересов ребенка;
  • направляет в федеральные органы государственной власти, в органы государственной власти и местного самоуправления в Санкт-Петербурге и организации Санкт-Петербурга ходатайства о возбуждении дисциплинарного или административного производства либо уголовного дела в отношении должностных лиц, в решениях или действиях (бездействии) которых он усматривает нарушения прав и законных интересов ребенка;
  • информирует общественность о состоянии соблюдения и защиты прав и законных интересов детей;
  • осуществляет правовое просвещение граждан в сфере реализации, соблюдения и защиты прав и законных интересов ребенка.

Приемная Уполномоченного по правам ребенка

Санкт-Петербург , переулок Гривцова, д.11.
Почтовый адрес: 190 000, Санкт-Петербург , BOX 1163
Телефон/факс: 576-70-00

Права детей

Сфера защиты прав детей последнее время находится на переднем крае законодательного процесса. Например, запретили усыновление в США, из последних сил защищают детей от «вредной информации», пытаются что-то предпринять, чтобы «увеличить усыновление«… Но только сотрудникам органов опеки — не легче. Чем больше на них наваливается забот, тем меньше выходит методических материалов и каких-то разъяснений: что же с этим всем делать. Как, например, вести себя органу опеки, если поступил запрос о продаже квартиры ребенка? Ведь нет никакого законодательства — очень общие фразы, и все. Или, например, лишение родительских прав… Вопросов больше, чем строчек в законе.

Команда адвоката Жарова старается что-то изменить в создавшейся ситуации. В частности, мы принимаем активнейшее участие в подготовке новых нормативных актов в этой сфере. Но этого — мало. Методическая помощь, разъяснения, рекомендации, расшифровки тягуче завернутой мысли законодателя — вот, чем мы по мере сил заняты денно и нощно.

Мы старались, чтобы каждый сотрудник сферы защиты детства нашел ответ на вопрос в любой сложной ситуации. И продолжаем эту работу каждый день. Пользуйтесь, пожалуйста. Ведь у нас с вами одна забота — интересы детей.

Статьи, рекомендации, руководства

  • Лёгкий способ избавиться от ребёнка (о «бэби-боксах», статья 16.02.2016)
  • Зачем определять место жительства ребёнка с одним из родителей, если спора и так нет (статья, 04.06.2015)
  • О возможности определения места жительства детей до вступления в силу решения суда на разных стадиях судопроизводства (статья, 28.01.2015)
  • Участие представителей органов опеки и попечительства в судебных заседаниях по гражданским делам (статья, 31.07.2014)
  • Вернуть ребенка родителю! Даже из-за границы (комментарий к изменениям в ГПК, 22.06.2014)
  • Применение Конвенции о похищении детей: ребенка увезли в Россию (статья-руководство, 22.06.2014)
  • Родительские и аналогичные права усыновителя и опекуна: проблема восстановления (статья, 21.01.2014)
  • Опекун ребенка и родители — права, обязанности, споры (статья, 03.10.2013)
  • Сменить фамилию ребенку (статья, 26.09.2013)
  • Лишение родительских прав. Порядок действий. Документы. Законы (брошюра по заказу органов опеки и попечительства Москвы, 09.09.2013)
  • Разрешение на выезд за границу ребенка с одним из родителей (статья, 09.09.2013)
  • Социальный патронат. У государства не получится никогда (статья, 30.10.2012)
  • Кто такая “опека” или третий — лишний (статья, 17.03.2012)
  • Лишение родительских прав: ответственность родителя или мера защиты прав ребенка (статья, 15.01.2012)
  • Ответственность родителей, оставивших своих детей без попечения (реплика, 12.02.2010)
  • Отчимы: усыновлять или устанавливать отцовство? (статья, 02.12.2009)
  • Лишение родительских прав матерей «отказников»: зачем? (статья, 28.10.2009)
  • Лишение родительских прав в отношении детей, оставшихся без попечения родителей (статья)
  • Восстановление родительского попечения после лишения родительских прав или иных случаев утраты родительского попечения (статья)
  • Если вы опекун (попечитель) ребёнка —льготы и выплаты (в Москве), список необходимых документов, с комментариями и перечнем нормативных актов (на 2008 год).
  • Опека. Инструкция по применению. Какие документы должны быть у подопечного «с собой»? (глава из книги)

Законодательство

  • Семейный кодекс
  • Федеральный закон «Об опеке и попечительстве»
  • Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации (Глава 29)
  • Федеральный закон «Об актах гражданского состояния»
  • Федеральный закон «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей» от 19.05.1995 № 81-ФЗ (по состоянию на 07.04.2008
  • Федеральный закон «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ (с изменениями на 1 января 2013 года)
  • Федеральный закон от 29 декабря 2010 года № 436-ФЗ «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию»
  • Федеральный закон от 24 июня 1999 года N 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» (на 1 января 2014 года)
  • Постановление Правительства РФ от 29.03.2000 г. № 275 “Об утверждении правил передачи детей на усыновление (удочерение) и осуществления контроля за условиями их жизни и воспитания в семьях усыновителей на территории Российской Федерации и правил постановки на учет консульскими учреждениями Российской Федерации детей, являющихся гражданами Российской Федерации и усыновленных иностранными гражданами или лицами без гражданства» (действующая редакция)
  • Постановление Правительства РФ от 18.05.2009 г. № 423 «Об отдельных вопросах осуществления опеки и попечительства в отношении несовершеннолетних граждан» (действующая редакция)
  • Постановление Правительства РФ от 19.05.2009г. N 432 «О временной передаче детей, находящихся в организациях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в семьи граждан, постоянно проживающих на территории Российской Федерации»
  • Правила ведения государственного банка данных о детях, оставшихся без попечения родителей, и осуществления контроля за его формированием и использованием. Утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от 4 апреля 2002 г. N 217 (в ред. Постановления Правительства РФ от 11.04.2006 N 210)
  • Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 14 сентября 2009 г. N 334 «О реализации постановления Правительства Российской Федерации от 18 мая 2009 г. N 423″
  • Письмо Минобрнауки № 06-364 от 31 августа 2010 года «О применении законодательства по опеке и попечительству в отношении несовершеннолетних»
  • Административный регламент Министерства образования и науки Российской Федерации по исполнению государственной функции федерального оператора государственного банка данных о детях, оставшихся без попечения родителей, и выдачи предварительных разрешений на усыновление детей в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации
  • Регламент выдачи гражданам Российской Федерации, постоянно проживающим за пределами Российской Федерации, иностранным гражданам, лицам без гражданства направления на посещение ребенка, оставшегося без попечения родителей (город Москва)
  • Регламент взаимодействия органов исполнительной власти города Москвы и органов местного самоуправления ВГМО в городе Москве по решению вопроса об использовании жилищного фонда города Москвы при лишении родителей родительских прав в порядке применения части 2 статьи 91 ЖК РФ (утвержден распоряжением Правительства Москвы от 25 ноября 2009 года N 3018-РП)
  • Приказ Министерства образования и науки РФ от 20 августа 2012 г. N 623 «Об утверждении требований к содержанию программы подготовки лиц, желающих принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей, и формы свидетельства о прохождении такой подготовки на территории Российской Федерации»
  • Приказ Департамента семейной и молодежной политики города Москвы от 20.09.2012 № 648 (Программа подготовки усыновителей, опекунов… города Москвы) — внимание, в формате PDF, 10,6 мегабайт!
  • «Закон Димы Яковлева» (ФЗ от 29.12.2012 № 272-ФЗ «О мерах воздействия на лиц, причастных к нарушениям основопологающих прав и свобод человека, прав и свобод граждан Российской Федерации»)
  • Указ Президента Российской Федерации «О некоторых мерах по реализации государственной политики в свере защиты детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» от 28 декабря 2012 года № 1688
Читайте также:  Репатриация денежных средств по договорам займа с нерезидентами

Международные акты

Постановления Высших судов:

Воздействие Европейской конвенции о защите прав человека

Семейная жизнь

  • Европейская конвенция о защите прав человека защищает право на уважение семейной жизни.
  • Это включает права родителей опекать своих детей и поддерживать с ними контакт, а также право детей быть со своими родителями.
  • Европейский суд по правам человека помогает защищать семьи от незаконного разлучения– в том числе защищать права родителей возвращать себе похищенных детей

Примеры

Учителя прекратили бить детей после жалобы шотландских матерей в Страсбург

Грейс Кэмпбелл и Джейн Косанс отдали своих детей учиться в государственных школах, где всегда разрешались телесные наказания. Обе матери пожаловались в Страсбургский суд, который счел, что это нарушало право родителей на образование детей в соответствии с их собственными убеждениями. Вскоре после этого Соединенное Королевство отменило применение телесных наказаний в государственных школах.

Реформы после бесчеловечного обращения с 4-летней девочкой

Табита Митунга, когда ей было четыре года, была задержана бельгийскими властями и содержалась под стражей примерно в течение двух месяцев без семьи, друзей и без кого-либо, кто бы за ней присматривал. Она пережила психологический стресс и Страсбургский суд постановил, что ее права были нарушены. Ее дело выявило необходимость повышения уровня защиты несопровождаемых детей в Бельгии и привело к.

Правосудие для сапожника, который был в течение 20 лет лишен всех своих прав

В феврале 1992 года более 25 000 человек, живших в Словении, были автоматически лишены права на проживание. Многие из них, в том числе г-н Мустафа Курич, были лишены документов, выселены из квартир, не могли работать или передвигаться, потеряли личное имущество либо были вынуждены проживать в нищенских условиях. После решения Европейского суда по правам человека в закон были внесены изменения и.

Борьба мужчины приводит к легализации гомосексуализма в Ирландии

Дэвид Норрис страдал приступами страха и депрессии после того, как понял, что любое открытое выражение его гомосексуальности может привести к уголовной ответственности. Страсбургский суд постановил, что криминализация его сексуальной ориентации нарушала его основные права. В 1993 году это привело к полной легализации гомосексуальных отношений между взрослыми людьми на основании ирландского.

Отец выигрывает борьбу за право видеться с сыном – права для всех чешских родителей

Когда жена Владимира Завжела ушла из дома, она забрала с собой их шестилетнего сына и не позволила Владимиру видеться с ним. Владимир получил судебное решение, предписывавшее обеспечить его встречи с сыном, но власти оказались не в состоянии обеспечить его исполнение. Европейский суд постановил, что тем самым было нарушено право на семейную жизнь. Контакт был восстановлен, а закон был изменен.

Гражданка выигрывает знаковое дело в борьбе за права одиноких матерей и их детей

Паула Маркс не была замужем, когда у нее родилась дочь. Паула была шокирована, обнаружив, что, поскольку она не замужем, ее дочь не будет признана ее ребенком, если она не пройдет через процесс юридического оформления. И даже после этого ее дочь будет иметь пониженный правовой статус и не будет считаться ее наследницей. Европейский суд постановил, что это нарушает их право на семейную жизнь.

Реформы по защите семейной жизни после разлучения отца с дочерью

Когда супруга Теуво Хокканена умерла, он временно разрешил родителям жены присматривать за его дочерью Сини. Впоследствии бабушка и дедушка отказались вернуть Сини или позволить Теуво встречаться с ней. Финский суд обязал устраивать регулярные встречи Теуво с дочерью, однако власти не смогли обеспечить исполнение этого решения. Европейский суд постановил, что тем самым было нарушено право Теуво.

Реформы, проведенные после того, как мать была лишена опеки над своими детьми исключительно по причине своего вероисповедания

Ингрид Хоффман была свидетелем Иеговы. Когда она развелась с мужем, детский психолог рекомендовал, чтобы Ингрид получила опеку над своими двумя детьми по причине их тесных эмоциональных связей. Тем не менее суд решил, что по причине вероисповедания Ингрид опеку должен получить отец. Европейский суд постановил, что данное решение было дискриминационным. Это решение Суда привело к изменениям с.

Правосудие для тысяч «вычеркнутых» людей после 20 лет без прав

В феврале 1992 года 25 671 человек из Словении были автоматически лишены своего права там проживать. У многих – включая Ану Мезга – были отобраны документы, они были выселены из своих домов, не могли работать, потеряли личное имущество или же их семьи распались. Закон был изменен. После постановления Европейского суда по правам человека закон был изменен и была создана система компенсаций.

Реформы после того, как детей отобрали у родителей из-за их бедности

Пятерых детей Эмилии Валловой и Ярослава Валлы отобрали власти на основании того, что родители не имели достаточных финансовых для ухода за ними. Страсбургский суд постановил, что изъятие детей в таких обстоятельствах нарушило право родителей на семейную жизнь. Новое законодательство запрещает помещать детей в учреждения только из-за финансового положения их родителей.

Уязвимый ребенок был лишен права на полное удочерение, поскольку ее новая мать была одиночкой

С помощью международного агентства Жанна Вагнер удочерила ребенка из детского дома в Перу. Однако после того как они приехали в Европу, суды Люксембурга отказались признать полное удочерение, поскольку Жанна не была замужем. Европейский суд постановил, что это было несправедливо и нарушало право на семейную жизнь. Удочерение было признано, а запрету на удочерение или усыновление.

Борьба матери за то, чтобы быть со своими детьми, привела к обеспечению более эффективной защиты семейной жизни

М.Д. утратила опеку над своими двумя детьми после того, как власти установили, что ее бывший партнер их избивал, а она их не защищала. М.Д. положила конец своим отношениям с партнером, совершавшим акты насилия, и пыталась вернуть детей. Однако на основании права Мальты она потеряла навсегда опеку над детьми и не могла это обжаловать в национальных судах.

Правосудие для пожилой вдовы, которую госорганы заставили изменить свое имя

Тиборне Дарожи было 71 год, когда правительство заставило сменить ее имя – даже при том, что она использовала его на протяжении 50 лет. Т. Дарожи видела в своем имени сильную связь с ее покойным мужем. Она не хотела, чтобы ее заставляли сменить имя. Европейский суд вынес постановление в ее пользу и власти Венгрии разрешили Т. Дарожи сохранить ее старое имя.

Улучшение прав на опеку для отцов детей, родившихся вне брака

У Хорста Цаунеггера была дочь, он развелся с матерью ребенка. Немецкое законодательство ограничивало его возможности получить совместную опеку, поскольку он и мать ребенка не состояли в браке. После того как он выиграл свое дело в Страсбурге, закон был изменен и отцы в положении Х. Цаунеггера получили больше прав.

Справедливые права на опеку для отцов детей, родившихся вне брака

На основании австрийского законодательства опека над ребенком, родившимся вне брака, автоматически передавалось матери, за редкими исключениями. При этом опека над детьми, родившимися в браке, предоставлялась в соответствии с наилучшими интересами ребенка. В Страсбургском суде г-н Шпорер с успехом аргументировал, что это несправедливо – и дело привело к изменению в австрийском законодательстве.

Правосудие для матери, которая утратила опеку над своим ребенком

Верика Шобота-Гажич после развода получила опеку над своими детьми. Однако ее бывший муж забрал их сына. Из-за бездействия властей В. Шобота-Гажич смогла восстановить опеку лишь спустя шесть лет. Данное дело привело к реформам для обеспечения права людей на опеку над ребенком.

Реформы, осуществленные после того, как ребенок не смог быть юридически признан в качестве дочери своего отца

Несса Вильямс-Джонстон не могла быть юридически признана в качестве дочери своего отца, поскольку ее отец был ранее женат на женщине, которая не являлась матерью Нессы. После того как Страсбургский суд принял постановление в пользу семьи, было принято новое законодательство, которое предоставило детям в ситуации Нессы должный юридический статус.

Дело матери, разлученной со своим ребенком

Когда Мария Иглесиас Хиль родила сына от своего бывшего мужа, она получила опеку над ребенком. Однако ее бывший муж забрал ребенка в США. Когда М. Иглесиас Хиль обратилась в суды Испании, они отказались выдать международный ордер на арест и закрыли дело. Страсбургский суд постановил, что это решение нарушило право М. Иглесиас Хиль на семейную жизнь.

Судебные реформы после того, как алименты по решению суда не выплачивалась в течение 13 лет

У Снежаны Буке родилась внебрачная дочь. Было вынесено решение о том, что отец должен выплачить алименты на ребенка. Власти не обеспечили исполнение данного решения и никаких выплат не производилось в течение 13 лет. Страсбургский суд постановил, что это нарушило право С. Буке на должное исполнение постановлений Суда. Данное дело привело к значительным реформам по улучшению исполнения судебных.

Ребенок не мог установить личность своего отца в течение пяти лет – и реформы по защите прав детей

Ребенок был рожден вне брака. Мать попросила суды установить, кто был отцом. В силу юридических задержек и отказа отца пройти тест ДНК, дело продолжалось более пяти лет. Страсбургский суд постановил, что права ребенка не были должным образом защищены. Законы были изменены для того, чтобы помочь предупредить аналогичные проблемы в будущем.

Реформы в отношении необоснованного правительственного контроля за зарегистрированной национальностью

Михай Чуботару является писателем и преподавателем. Он хотел, чтобы его этническое происхождение было зарегистрировано как румынское. Власти отказали ему в его просьбе, несмотря на его явные связи с румынской этнической группой. Страсбургский суд вынес решение в пользу М. Чуботару и проведенные позднее реформы дали людям больше контроля в отношении их зарегистрированного этнического происхождения.

Реформы для защиты семейной жизни после того, как отец не смог увидеть своего ребенка

С. Бьянки получил опеку над своим сыном при разводе с женой. Однако его жена забрала ребенку за границу и отказалась возвращаться. Когда С. Бьянки пожаловался швейцарским властям, они не приняли действий по воссоединению отца и сына. Страсбургский суд постановил, что это нарушало право С. Бьянки на семейную жизнь. В дальнейшем соответствующие процедуры были изменены.

ПОЛЕЗНЫЕ ССЫЛКИ

Информационные листки по судебной практике Европейского суда по правам человека

Права детей PDF (400 Ko)

Международные похищения детей PDF (300 Ko)

Права родителей PDF (500 Ko)

Защита несовершеннолетних PDF (320 Ko)

Содержание под стражей несопровождаемых несовершеннолетних мигрантов PDF (190 Ko)

Пособие по европейскому праву в сфере прав ребенка PDF (2,326 Mo)

Права человека в России

  • Права человека в России /
  • Общественная правозащита /
  • Правозащитные организации

Правозащитные организации

Фонд “В защиту прав заключенных”

Правозащитная организация, которая осуществляет защиту прав человека, нарушенных в системе исполнения наказания. Фонд рассматривает только те жалобы, которые касаются нарушений прав заключенного (человека, содержащегося в местах лишения свободы).

“За права человека”

Общероссийское общественное движение “За права человека” создано 20 ноября 1997 года. Изначально оно было задумано как федерация правозащитных организаций. Движение объединило десятки уже готовых, часто зарегистрированных региональных правозащитных организаций, так и постоянно возникающих инициативных групп. Девизом Движения стали слова: «Право. Справедливость, Сострадание».

Уставной целью Общероссийского Движения “За права человека” было провозглашено становление правового государства и развитие гражданского общества в России.

Комитет “Гражданское содействие”

Региональная общественная благотворительная организация помощи беженцам и вынужденным переселенцам. Комитет создан в 1990 году группой москвичей для помощи первым беженцам эпохи «перестройки» и распада СССР – жертвам армянских погромов в Азербайджане.

Комитет “За гражданские права”

Межрегиональная общественная благотворительная правозащитная организация. Основные виды деятельности – мониторинг соблюдения прав человека (в том числе – в местах заключения и предварительного содержания); заочно-правовые консультации; проведение семинаров, пресс-конференций и иных мероприятий.

“Комитет против пыток”

Российская некоммерческая организация, работающая в сфере защиты прав человека. В настоящее время Комитет имеет официальный статус межрегиональной общественной организации.

Комитет был основан в 2000 году рядом известных нижегородских правозащитников как правозащитная организация, задачей которой стало осуществление общественного контроля за ситуацией, связанной с проблемой распространения практики применения пыток и жестокого обращения в России и оказания профессиональной юридической и медицинской помощи жертвам пыток.

Международное общество “Мемориал”

«Мемориал» – это движение, основной задачей которого изначально было сохранение памяти о политических репрессиях в недавнем прошлом нашей страны. Сейчас это содружество десятков организаций в России, Беларуси, Германии, Италии, Франции, Казахстане, Латвии, Украине, ведущих исследовательскую, правозащитную и просветительскую работу.

Московская Хельсинкская группа

Старейшая из ныне действующих в России правозащитных организаций, она была создана в 1976 году в Москве. Инициатором и первым руководителем МХГ стал известный физик, член-корреспондент Академии наук Армянской ССР, профессор Юрий Федорович Орлов. Согласно Уставу, принятому в 1993 году, Московская Хельсинкская группа является неправительственной общественной организацией. Ее цель – содействие практическому выполнению гуманитарных статей Заключительного акта Хельсинкского совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе (СБСЕ).

Фонд “Общественный вердикт”

Фонд создан в феврале 2004 года и действует как неполитическая некоммерческая организация, оказывающая правовую помощь по защите прав человека гражданам, пострадавшим от неправомерных действий российских правоохранительных органов.

Целью фонда является формирование в стране атмосферы нетерпимости к практике нарушения прав человека правоохранительными органами. Фонд добивается создания гражданского контроля за их деятельностью.

“Россия без пыток”

“Общественный контроль как эффективный механизм предупреждения нарушений прав человека в местах принудительного содержания. Российская модель” – совместный проект Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации и Директората по защите прав человека Совета Европы, который проводится при содействии Общественной палаты Российской Федерации и Совета при Президенте Российской Федерации по развитию гражданского общества и правам человека.

Союз Комитетов Солдатских Матерей России

Защита прав военнослужащих по призыву, призывников и их родителей. Сейчас членами союза являются около 300 региональных организаций солдатских матерей. Это – самая крупная женская организация в России.

Трансперенси Интернешнл – Р

Центр антикоррупционных исследований и инициатив Трансперенси Интернешнл – Россия является автономной некоммерческой организацией, нацеленной на противодействие коррупции в России и распространение антикоррупционного мировоззрения.

Деятельность Центра “ТИ-Р” направлена на решение трех задач: оказание юридической помощи по делам о коррупции; институционализация прозрачности; предотвращение коррупции через обеспечение действенности антикоррупционных механизмов.

“Фонд защиты гласности”

Основная цель Фонда – содействие сохранению и развитию правового пространства, в котором работают отечественные печатные и электронные СМИ, а через них – содействие демократизации информационной среды, науки, политики, образования в современной России. Сотрудники Фонда защиты гласности поставили себя, свой опыт и знания служению правде, общественной пользе и закону во имя полноценного развития в России гражданского общества.

Центр содействия реформе уголовного правосудия “Тюрьма и воля”

Старейшая правозащитная организация, которая занимается проблемами заключенных, уголовного правосудия и исполнения наказания. Центр был создан в 1988 году Валерием Абрамкиным при поддержке академика Андрея Сахарова.

Деятельность Центра направлена на внедрение в российскую практику международных и европейских стандартов в области обращения с заключенными, включая прекращение пыток и унижающего человеческое достоинство обращения и наказания; отказ от неэффективных методов перевоспитания и исправления осужденных; вовлечение представителей различных социальных и профессиональных групп и организация гражданского общества в реабилитацию заключенных.

Перечень правозащитных организаций не является исчерпывающим, в нем указаны наиболее известные НКО.