Пример заполнения акта обследования жилищно бытовых условий учащегося

Пример. АКТ обследования жилищно-бытовых, социальных условий жизни семьи …….. и несовершеннолетних детей ……. посещающих МБДОУ № «………….»
материал

О бследование печного отопления, электропроводки, наличие датчиков пожарной сигнализации.

Скачать:

Вложение Размер
АКТ обследования жилищно-бытовых, социальных условий жизни семьи …….. и несовершеннолетних детей ……. посещающих МБДОУ № «………… 14.89 КБ

Предварительный просмотр:

обследования жилищно-бытовых, социальных условий жизни

и несовершеннолетних детей …….

Дата обследования « » января 20 г.

Проживают по адресу :

Статус: многодетная семья

Сведения о родителях ребенка:

Ф.И.О. год рождения

Сведения о детях:

– общая визуальная оценка физического развития соответствует возрасту детей

– внешний вид (соблюдены нормы личной гигиены детей, наличие, качество и состояние одежды и обуви, соответствуют сезону, также возрастам и т.д.)

Родители принимают активное участие в жизни детей. Посещают родительские собрания и всегда интересуются поведением и развитием мальчиков.

– Тип жилья /нужное подчеркнуть/ отдельная квартира, частный дом , общежитие, коттедж, барак, комната, иное.

– Тип здания, состояние здания /нужное подчеркнуть/ новое, удовлетворительное , ветхое, аварийное, иное.

– Коммунальные удобства /нужное подчеркнуть/ холодная и горячая вода, холодная , колонка, колодец, канализация , электроснабжение, душ,

– Отопление печное : печь кирпичная, новая, чистая, побеленная. Спички лежат в недоступном для детей месте. Со слов родителей, печные колодцы и труба, чистят один-два раза в год. Дети к печи не подходят.

В доме имеется датчик пожарной сигнализации.

-Электроснабжение: вся проводка, розетки и выключатели новые.

-Территория вокруг дома: дорожки к дому очищены, сосульки – отсутствуют, снег с крыши скинут.

Жилье составляет 43 кв.м., состоит из 3 комнат.

Санитарно–гигиенические условия жилой площади /нужное подчеркнуть/ хорошее, удовлетворительное, неудовлетворительное.

Санитарно-гигиенические условия для организации питания детей соблюдаются.

Наличие необходимой мебели имеется.

Наличие необходимой бытовой техники (холодильник, телевизор, стиральная машина, пылесос, микроволновая печь.

Дети проживают в отдельной комнате. Старшие мальчики спят на двухъярусной кровати, Левон на односпальной кровати. У детей имеется место для игр, шкаф для одежды, игрушки по возрасту, книги, канцелярские принадлежности.

Рекомендации: провели беседу о мерах пожарной безопасности для домов с печным отоплением, о гололеде и вручили памятки.

Состав комиссии: Подпись

О тветственный за работу по _____________________

охране прав детства

Подпись родителя (законного представителя ребенка) _______________________________

Акт обследования жилищно-бытовых условий — образец заполнения

Жилищный фонд России требует обновления. Многие семьи с детьми проживают в неблагоприятных условиях, в квартире не хватает места на всех членов семьи. Социальная политика государства позволяет претендовать на расширение жилой площади. Для этого нужно встать на учет в качестве нуждающегося в улучшении условий проживания.

Но чтобы заявка была одобрена, необходимо приложить акт обследования жилищно-бытовых условий. Без этого документа семья не сможет встать в очередь и получить долгожданную квартиру. О том, что это за акт, как его заполнить, кем оформляется и как выглядит – читайте в нашей статье.

Что такое акт и зачем он нужен?

Жилое помещение должно отвечать санитарно-эпидемиологическим и техническим нормативам. Их перечень можно найти в положении СНИП и СанПиНа. Одно дело, когда они расписаны на бумаге, и совсем другое — на практике, в жизни российских семей. Для этого и нужен акт осмотра квартиры.

Такой акт подтверждает/опровергает, что семья действительно нуждается в улучшении социально-бытовых условий.

Особенности составления акта проверки:

  1. Второе название акта – справка о проверке жилищных условий заявителя или его семьи. Не стоит пугаться, если в отделении соцзащиты вам назовут не акт, а справку – это один и тот же документ. Правда, за счет своей структуры акт считается более подробным документом. Сюда могут включить не только общее описание, но и отдельные нюансы, например – сумму задолженности перед ЖКХ, успеваемость учащегося, роль домашних животных и т.д.
  2. Обследование жилищно-социальных условий бывает двух разновидностей: очередное и внеплановое. Обычно о приходе комиссии предупреждают заранее. Заявитель знает дату и время посещения квартиры. Цель обследования – выявление обстоятельств, которые требуются для постановки семьи на учет в качестве нуждающейся в улучшении жизни. Внеплановые проверки проводятся для ДОУ, опеки и МВД.
  3. Оформление акта нужно для всех ситуаций с улучшением условий проживания:
  • расширение жилой площади – соответствие учетной норме на одного человека (от 15 до 18 кв. метров);
  • субсидия на покупку квартиры – государство погашает часть ипотеки;
  • жилье инвалидам – первый этаж, наличие пандуса, лестниц и т.д.
  1. Заявителем может выступить кто-то из членов семьи или представитель службы опеки. Нередко с инициативой выступает директор школы, соцработник, учитель или воспитатель.
  2. Составленный протокол о жизни семьи можно обжаловать в жилищной инспекции. Если заявитель не согласен с выводами инспекторов, он подает жалобу – на ее основании проводится повторная проверка. Но даже ее результаты можно оспорить в судебном порядке.

Основная цель обследования – оценить аспекты условий проживания, сопоставить результаты с требованиями ГОСТ и дать рекомендации на будущее (при необходимости).

Какие бывают виды жилищно-бытовых условий?

Социальная среда, в которой живет и воспитывается ребенок может быть как положительной, так и отрицательной. Задача комиссии – установить истинные причины и вынести вердикт.

Варианты жилищно-бытовых условий:

  • Комфортные – условия выше средних, когда есть все основные, но присутствуют и дополнительные удобства. Скажем, новый дом, большой метраж квартиры, охрана, консьерж, парковка, шаговая доступность школы, магазинов, аптек, торговых центров, детских площадок. Обычно это присуще новостройкам в элитных районах с развитой инфраструктурой. Шанс на улучшение материальных условий – невысокий.
  • Удовлетворительные – наличие всех коммунальных удобств: электричества, отопления, воды, газоснабжения. Вместе с тем семья может нуждаться в расширении жилплощади. Например, если у пары есть ребенок и они живут в 1-комнатной квартире.
  • Неудовлетворительные – нарушения санитарно-гигиенических и технических норм в жилом помещении. Для примера: повышенная влажность, недостаточное освещение, признаки плесени и грибка, «ржавая» вода, шаткость стен, осыпание штукатурки, насекомые и мыши в квартире, а также низкие доходы семьи, наличие иждивенцев и т.д.

Чем хуже условия, тем выше вероятность постановки на учет в качестве нуждающейся семьи.

Но не стоит думать, что намеренное ухудшение условий жизни ускорит принятие решения в пользу заявителя. Напротив, если факт махинаций будет установлен, семья рискует остаться без очереди на 5 лет (ст. 53 ЖК РФ). Согласитесь, приятного мало?

Где получить справку?

Акт о проверке условий проживания входит в общий пакет документов для администрации. Заявитель подает его в департамент жилищной политики или соответствующий отдел при МО. Именно туда можно обратиться с заявлением и встать на учет как нуждающийся в жилом помещении.

Примерный порядок действий:

  1. Заявитель обращается в соцзащиту, пишет заявление, передает документы.
  2. Заявка регистрируется в книге записей, соискателю выдают талон о принятии.
  3. Формирование межведомственной комиссии по оценке жилищных условий.
  4. Назначение даты и времени посещения квартиры.
  5. Осмотр жилого помещения, опрос членов семьи, соседей, сотрудников ЖЭК, УК и участкового.
  6. Составление акта обследования жилищно-бытовых условий граждан.
  7. Подписание акта членами комиссии и семьей заявителя.
  8. Оформление акта, подпись должностными лицами – передача копии заявителю или его представителям: лично или по почте ценным письмом с уведомлением о вручении.
  9. Подготовка справки о проведении обследования по адресу заявителя.

Далее, гражданину нужно обратиться в отделение соцзащиты и взять справку для дальнейших целей. Справка действительна только в отношение указанной квартиры.

Как правильно заполнить?

Оформлением акта занимается представитель инспектирующей группы. Граждане не участвуют в заполнении протокола. Однако знать о структуре акта все же нужно – хотя бы для того, чтобы иметь возможность оспорить написанное.

Ниже мы рассмотрим основные пункты акта обследования социальных условий проживания:

  • Наименование документа. По центру, жирным шрифтом;
  • Дата заполнения в формате «чч.мм.гггг»;
  • Город (населенный пункт);
  • Состав комиссии. Кто входит в число инспектирующих жилое помещение (например, сотрудник соцзащиты, СЭС, инспектор по делам несовершеннолетних, завуч школы, социальный работник ОУ, участковый, старший по подъезду);
  • Сведения о семье, проживающей по конкретному адресу;
  • ФИО того, чьи жилищные условия проверяются (например, ученика или пенсионера);
  • ФИО членов семьи заявителя, включая несовершеннолетних детей: место работы, дата рождения, статус в семье (например, мать или отец);
  • Характеристика жилого помещения: число комнат, метраж, учетная норма;
  • Общий доход семьи – как обстоятельство для постановки на учет в качестве нуждающейся или малоимущей категории граждан;
  • Характеристики жилищно-бытовых условий: описание удобств, санитарного состояния, мест для проживания, готовки еды, занятий с ребенком, домашних животных и т.д.
  • Заключение комиссии. Вывод о результатах проведенной проверки жилья. Представитель комиссии дает рекомендации по дальнейшим действиям (например, может быть установлено, что семья проживает в неудовлетворительных условиях, при нехватке квадратных метров на человека, в социально-нездоровой среде, плохом районе, вредной экологии);
  • Подписи всех членов комиссии;
  • Роспись родителей несовершеннолетнего (по их желанию);
  • Печать организации (при необходимости).

Образец заполнения акта обследования жилищно-бытовых условий

Выделяют несколько разновидностей справок о проверке условий проживания.

Рассмотрим, что входит в акт обследования ЖБУ в зависимости от заявителей.

Несовершеннолетнего

Проверяются жилищно-бытовые условия среды, в которой проживает ребенок до 18 лет. Он может быть школьником или студентом.

Обследование уровня жизни выявляет:

  • статус семьи – полная или неполная;
  • доходы родителей и несовершеннолетнего – общий заработок, доходы на каждого члена семьи, в том числе ребенка, источник получения денежных средств и т.д.
  • степень здоровья несовершеннолетнего;
  • санитарно-гигиенические нормы в жилом помещении, нет ли жалоб, получает ли ребенок коммунальные услуги, оценка их качества, общее состояние дома, чистота и порядок в квартире;
  • наличие одежды и обуви, степень их изношенности, комфорта, сезонности – зимняя и летняя;
  • социальные характеристики, поведение ребенка, реагирование на общение с посторонними людьми, возможные жалобы и проблемы;
  • организация рабочего/учебного места для детей, зона отдыха и досуга;
  • степень рисков проживания в квартире, предпосылки для ухудшения здоровья несовершеннолетних жильцов.

С учетом вышеперечисленных особенностей образец акта может иметь следующую форму:

Учащегося

Аналогично обследуются условия жизни учащегося средней школы или средне специальных учебных заведений.

Комиссия оценит, соответствует ли обстановка в квартире домашней подготовке к занятиям. Обычно смотрят, есть ли письменный стол, кресло, диван или кровать для отдыха. Имеются ли в квартире осветительные приборы, каков уровень света, нет ли предпосылок для ухудшения зрения обучающегося.

Инспекторы также проверят, есть ли у ребенка школьные принадлежности: ручки, тетради, карандаши, фломастеры, кисточки, альбомы и т.д.

Из разговора с родителями и ребенком станет ясно, кто участвует в подготовке ребенка к учебным занятиям, кто проводит с ним больше времени, чьим советам он следует.

Примерный бланк для школы вы можете скачать на нашем сайте:

Неблагополучной семьи

Особое внимание уделяется материально бытовому характеру неблагополучной семьи. Отчет может понадобиться для ООиП, для МВД и других социальных служб.

Обследуя квартиру, комиссия установит состав семьи, доходы родителей, отсутствие работы и ее причины. Обычно в состав группы входит психолог или соцработник. Его задача ознакомиться с характеристикой родителей, их поведением, нравственным состоянием. Если окажется, что они продолжают употреблять алкоголь, вести аморальный образ жизни, игнорировать воспитание ребенка или применять физическую силу – встанет вопрос о лишении их родительских прав.

О том, что описать в акте обследования – смотрите ниже:

Молодой семьи

Исследуются жилищно-социальные условия, доходы матери и отца, их степень вовлеченности в жизнь ребенка.

Цель обследования – установить, что текущие жилищные условия не соответствуют нормам. Например, на долю каждого из членов семьи приходится менее 10 кв. метров – при учетной норме 18 кв. метров.

Выводом будет включить молодую семью в число получателей субсидии на новую квартиру. Или выделить им муниципальную квартиру с большим метражом.

Сроки

Итогом обследования становится акт с выводами членов комиссии.

Срок на его оформление – 3 рабочих дня. Должностное лицо формирует два экземпляра, которые затем передаются на подпись руководству социальной службы. Далее, в течение 3-х дней экземпляры направляются адресатам.

Срок действия акта обследования жилищных условий – 30 дней. Если семья не успеет подать на субсидию в течение месяца, придется заказывать новый протокол. Аналогично и в случае с изменением жилищно-социальных условий, например – смена места жительства. Придется заново приглашать комиссию и оформлять новый акт проверки.

Оспорить заключение инспекции можно в течение 10 рабочих дней после получения копии акта. Для этого подается заявление на имя руководителя учреждения. Если реакции не последует – нужно идти в суд и отстаивать интересы в исковом производстве.

Заключение

Итак, акт требуется в большинстве случаев — начиная от улучшения жилищных условий, и заканчивая вопросами опекунства.

Основные моменты:

  • Акт обследования жилищно-бытовых условий даёт представление о жизни семьи и несовершеннолетних детей
  • Оформляется в ходе плановой или внеплановой проверки ЖБУ.
  • Определяет, в каких условиях живёт проверяемая семья: комфортные, удовлетворительные или плохие.
  • Справку можно получить в органе соцзащиты.
  • Акт включает сведения о жильцах, квартире, обустроенности, жалобах, доходах семьи и прочее. После осмотра квартиры в конце документа ставятся подписи проверяющих, родителей и третьих лиц.
  • Если условия неудовлетворительные, акт послужит основанием для постановки на жилищный учёт, например – молодой семьи, инвалидов, военнослужащих.
  • Органы опеки также участвуют в проверках, если в семье живут дети до 18 лет.
  • Родители могут не пустить комиссию, но это сыграет не в их пользу (даже если всё в порядке).

ЗАДАТЬ ВОПРОС ЮРИСТУ БЕСПЛАТНО

  • В связи с частыми изменениями в законодательстве информация порой устаревает быстрее, чем мы успеваем ее обновлять на сайте.
  • Все случаи очень индивидуальны и зависят от множества факторов. Базовая информация не гарантирует решение именно Ваших проблем.

Поэтому для вас круглосуточно работают БЕСПЛАТНЫЕ эксперты-консультанты!

  1. Задайте вопрос через форму (внизу), либо через онлайн-чат
  2. Позвоните на горячую линию:
    • Москва и Область – +7(499)648-11-59
    • Санкт-Петербург и область – +7(812)655-72-96

Акт обследования жилищных условий

В сфере защиты прав несовершеннолетних детей предусмотрена возможность осмотреть место его проживания и составить акт обследования жилищных условий. Такой документ составляется и при усыновлении ребенка, поступлении жалобы в государственный орган, правоохранительные органы, оформления опеки и попечительства и т.п. Одной из обязанностей классного руководителя в образовательных учреждениях является проверка условий, в которых растут и воспитываются его ученики. Кстати, акт обследования жилищно-бытовых условий может составляться и в отношении работников организации при наличии необходимости.

В общем случае официальных требований к содержанию актов нет. Однако Приказом Минпросвещения России от 10.01.2019 N 4 установлен специальный порядок и введена форма акта при проведении обследования условий жизни несовершеннолетних граждан и их семей

Акт обследования условий жизни несовершеннолетнего гражданина и его семьи

Пример акта обследования жилищных условий

Акт обследования жилищно-бытовых условий

20 апреля 2017 г. г. Жуковский Московская область

Комиссия в составе: учитель МБОУ «Средняя школа № 125» г. Жуковский Соларова Анна Викторовна, социальный педагог МБОУ «Средняя школа № 125» г. Жуковский Лазарев Игорь Александрович, член родительского комитета 7 «Б» класса Колосов Петр Валерьевич,

20 апреля 2017 г. проверила жилищно-бытовые условия ученика 7 «Б» класса МБОУ «Средняя школа № 125» г. Жуковский Щербинина Богдана Дмитриевича.

Состав семьи: полная. Мать – Щербинина Анна Романовна, отец – Щербинин Дмитрий Тимурович, младшая сестра – Щербинина Алиса Дмитриевна.

Все члены семьи проживают совместно квартире № 48 по адресу: Московская область, г. Жуковский, пр-кт Ленина, 205. Квартира с удобствами, расположена на 6 этаже 12-этажного кирпичного дома, общая площадь 56 кв. м.

Ученик Щербинин Б.Д. проживает в жилой комнате, площадью 25 кв. м., совместно с младшей сестрой (посещает детское дошкольное учреждение). Часть помещения выделена в раздельные спальные зоны. Оборудовано 2 отдельных рабочих места, обеспеченных канцелярскими предметами и школьными принадлежностями. Оборудован турник для занятий спортом, игровая зона совместная. Ребенку созданы условия для полноценного отдыха, сна и учебы.

Нарушений санитарно-гигиенических норм при проверке не установлено. В квартире чисто, тепло, вещи разложены аккуратно. Все члены семьи выглядят опрятно.

Мать и отец работают на постоянном месте работы, доход семьи средний. Дети обеспечены одеждой, полноценным питанием, посещают дополнительные секции и кружки. Родственники семьи (бабушка, дедушки) проживают отдельно. Посещают их еженедельно.

Вывод комиссии: явных признаков неблагополучия при посещении семьи не обнаружено. Между членами семьи хорошие доброжелательные отношения. Ребенок обеспечен всем необходимым соответственно возрасту.

Для чего составляется акт обследования жилищных условий

Цель составления документа состоит в фиксации жилищно-бытовых условий и подготовке заключения: обеспечивают ли основные потребности ребенка лица, с которыми он проживает, или готовы ли они принять ребенка (при восстановлении родительских прав и др.). Или нуждается ли гражданин в улучшении жилищных условий и др. При причинении ущерба квартире правильным будет составить Акт осмотра квартиры.

Акт обследования жилищных условий необходим при рассмотрении исковых заявлений о лишении родительских прав, их восстановлении, определении местожительства ребенка, усыновлении ребенка и т.п. Обязанность составить такой документ возложена при постановке ребенка на учет в детской комнате полиции, в случаях привлечения несовершеннолетнего к административной или уголовной ответственности.

От цели составления акта обследования жилищных условий зависит состав комиссии. Это могут быть и сотрудники полиции (как правило, участковые уполномоченные), работники органов опеки и попечительства, педагоги школы, работники БТИ, жилищно-эксплуатационной организации и т.п. Провести обследование жилищных условий могут и на основании жалобы соседей, обращения врача.

Содержание акта обследования жилищных условий

Акт обследования жилищных условий составляется в свободной форме, а структура его определяется целью. Общим требованием к такого рода документам (чтобы иметь силу доказательства по гражданскому делу или иметь юридическое значение) является:

  1. Наличие даты проведения проверки жилищных условий. Она может совпадать с датой составления акта, а может отличаться (акт должен быть составлен не позднее 3 дней после посещения жилья)
  2. Наименование документа (акт), дата и место его издания
  3. Члены комиссии и цель проверки (проверяем ученика, в связи с жалобой от соседей и т.п.)
  4. Объект исследования (адрес) и характеристика жилья (дом, квартира, площадь, сколько комнат, кому принадлежит, в каком доме расположена, благоустроенность и т.п.)
  5. Кто проживает в квартире – состав семьи, другие родственники или иные совместно проживающие лица, иногда место их работы и доход, поведение, внешний вид
  6. Наличие домашних животных, чистота, обустройство и т.п.

Документ может содержать выводы и заключение о соответствии жилищных и санитарных условий нормам. Подписывается акт обследования жилищных условий только членами комиссии, но лица, чьи жилищные условия проверялись, и их законные представители имеют право ознакомиться с документом.

Порядок проведения обследования органом опеки по Приказу Минпросвещения России от 10.01.2019 N 4

Обследование осуществляется с целью выявления обстоятельств, свидетельствующих об отсутствии родительского попечения над несовершеннолетним гражданином, и принятия мер по защите прав и интересов детей в случаях смерти родителей, лишения их родительских прав, ограничения их в родительских правах, признания родителей недееспособными, болезни родителей, длительного отсутствия родителей, уклонения родителей от воспитания детей или от защиты их прав и интересов, в том числе при отказе родителей взять своих детей из образовательных организаций, медицинских организаций, организаций, оказывающих социальные услуги, или аналогичных организаций, при создании действиями или бездействием родителей условий, представляющих угрозу жизни или здоровью детей либо препятствующих их нормальному воспитанию и развитию, а также в других случаях отсутствия родительского попечения.

Обследование проводится органом опеки и попечительства либо образовательной организацией, медицинской организацией, организацией, оказывающей социальные услуги, или иной организацией, в том числе организацией для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которой в соответствии с Правилами осуществления отдельных полномочий органов опеки и попечительства в отношении несовершеннолетних граждан образовательными организациями, медицинскими организациями, организациями, оказывающими социальные услуги, или иными организациями, в том числе организациями для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 18 мая 2009 г. N 423, передано полномочие органа опеки и попечительства по выявлению несовершеннолетних граждан, нуждающихся в установлении над ними опеки или попечительства, включая обследование условий жизни таких несовершеннолетних граждан и их семей.

Основанием для проведения обследования являются поступившие в орган опеки и попечительства или организацию по месту фактического нахождения детей устные и письменные обращения юридических и физических лиц, содержащие сведения о детях.

Обследование проводится уполномоченным специалистом (специалистами) органа опеки и попечительства либо организации в течение трех дней со дня получения сведений.

Что выясняется при проведении обследования

При проведении обследования выявляются:

1. Уровень обеспечения основных потребностей ребенка:

  • Состояние здоровья: общая визуальная оценка уровня физического развития и его соответствие возрасту ребенка, наличие заболеваний, особых потребностей в медицинском обслуживании, лекарственном обеспечении; наличие признаков физического и (или) психического насилия над ребенком; объяснение от родителей и/или лиц, проживающих совместно с ребенком, признаков насилия у ребенка; наличие случаев жестокого обращения с ребенком в прошлом.
  • Внешний вид: соблюдение норм личной гигиены ребенка, наличие, качество и состояние одежды и обуви, их соответствие сезону, а также возрасту и полу ребенка и другое.
  • Основной уход: удовлетворение базовых потребностей ребенка – в пище, жилье, гигиене, обеспечении одеждой, предоставлении медицинской помощи; режим дня ребенка, режим сна, их соответствие возрасту и индивидуальным особенностям.
  • Социальная адаптация: наличие навыков общения с окружающими, навыков самообслуживания в соответствии с возрастом и индивидуальными особенностями развития ребенка, адекватность поведения ребенка в различной обстановке и другое.
  • Воспитание и образование: наименование(я) организации(ий), осуществляющей(их) образовательную деятельность, в том числе учреждений дополнительного образования детей, которую(ые) посещает ребенок, форма и успешность освоения образовательных программ в соответствии с возрастом и индивидуальными особенностями развития ребенка; организация свободного времени и отдыха ребенка; наличие развивающей и обучающей среды.
  • Удовлетворение эмоциональных потребностей ребенка.

2. Семейное окружение ребенка:

  • Состав семьи, кто фактически осуществляет уход и надзор за ребенком; наличие и место жительства близких родственников ребенка, степень участия родителей и других совместно проживающих лиц, родственников в воспитании и содержании ребенка; степень привязанности и отношения ребенка с родителями и членами семьи.
  • Отношения, сложившиеся между членами семьи, их характер; особенности отношений между членами семьи, влияние этих отношений на ребенка, изменения в составе семьи в настоящем и прошлом, распределение обязанностей в семье.

3. Жилищно-бытовые и имущественные условия:

  • Жилищно-бытовые условия, в которых проживает ребенок: наличие и принадлежность жилого помещения, его общая и жилая площадь, количество комнат, благоустройство и санитарно-гигиеническое состояние; наличие у ребенка отдельного оборудованного места (комнаты, уголка) для сна, игр, занятий; наличие личных вещей (игрушек, книг и другого) в соответствии с возрастом ребенка и другое.
  • Обеспечение безопасности ребенка в соответствии с его возрастом (отсутствие доступа к опасным предметам в быту, медикаментам, электроприборам, газу и тому подобному, риск нанесения ребенку вреда как в домашних условиях, так и вне дома).
  • Структура доходов семьи: основные источники дохода (доходы родителей и иных членов семьи, алименты, пенсии, пособия, иные социальные выплаты); среднемесячный и среднедушевой доход семьи; сведения об имуществе и имущественных правах ребенка; сведения об обеспечении основных потребностей ребенка.

4. Наличие обстоятельств, которые создают угрозу жизни и здоровью ребенка, его физическому и нравственному развитию либо нарушают его права и охраняемые законом интересы; факты пренебрежительного, жестокого, грубого, унижающего человеческое достоинство обращения, оскорбления или эксплуатации ребенка, физического или психического насилия над ребенком, покушения на его половую неприкосновенность.

В ходе обследования используются такие формы получения сведений, как беседа с ребенком, его родителями и другими членами семьи, опрос лиц, располагающих данными о взаимоотношениях родителей с ребенком, их поведении в быту, наблюдение, изучение документов, учебных и творческих работ ребенка и другие.

При проведении обследования обеспечивается конфиденциальность персональных данных граждан.

Оформление результатов

По результатам обследования составляется акт обследования условий жизни несовершеннолетнего гражданина и его семьи, содержащий:

  • оценку выявленных в ходе обследования обстоятельств;
  • выводы о наличии условий, представляющих угрозу жизни или здоровью ребенка либо препятствующих его нормальному воспитанию и развитию;
  • выводы о наличии обстоятельств, свидетельствующих об отсутствии родительского попечения над ребенком;
    рекомендации о форме защиты прав и законных интересов ребенка.

Акт обследования оформляется в течение 3 дней со дня проведения обследования, подписывается проводившим обследование уполномоченным специалистом органа опеки и попечительства или организации и утверждается руководителем органа опеки и попечительства или организации.

Акт обследования, проведенного организацией, оформляется в двух экземплярах, один из которых направляется в соответствующий орган опеки и попечительства в течение 1 дня, следующего за днем его утверждения, второй хранится в организации.

Копия акта обследования, заверенная уполномоченным должностным лицом органа опеки и попечительства субъекта Российской Федерации или органа местного самоуправления (если законом субъекта Российской Федерации органы местного самоуправления наделены полномочиями по опеке и попечительству в соответствии с федеральными законами) или руководителем организации, проводившей обследование, направляется родителям (законным представителям) ребенка в течение 3 дней со дня утверждения акта обследования при наличии сведений о месте жительства или месте пребывания родителей (законных представителей) ребенка.

При выявлении по результатам обследования обстоятельств, свидетельствующих об отсутствии родительского попечения над ребенком, организация обязана в течение 1 дня, следующего за днем проведения обследования, сообщить об этом в орган опеки и попечительства по месту фактического нахождения ребенка.

Уточняющие вопросы по теме

Из скольких человек должна состоять комиссия?

Пример заполнения акта обследования жилищно бытовых условий учащегося

Директор Слободской СШ

_________ Т.В. Иванова

АКТ

обследования условий жизни и воспитания несовершеннолетнего

1. Дата обследования: 15.09.2010г.

2. Фамилия, имя, отчество несовершеннолетнего: Иванова Марина Александровна, Иванов Александр Александрович

3. Возраст, год рождения, место рождения: Марина 14 лет, 05.05.1996 г.р., д. Ратичи, Александр 5 лет, 01.01.2005 г.р., д. Ратичи

4. Адрес, телефон: д. Ратичи, д.23, т. 99-99-99 (указать постоянное место жительства)

5. Сведения о родителях (имеет одного (обоих) из родителей, место жительства родителей, возраст, занимаемая должность или занятие, место работы, стаж работы, доходы (доходы указываются в рублях за предшествующий месяц на основании справки с места работы), состоят ли в браке):

Отец – Иванов Александр Максимович, 01.01.1968 г.р., СПК «Нива – 2003», полевод, стаж работы 4 года, заработная плата составляет 320 тыс. руб. в месяц.

Мать – Иванова Наталья Викторовна, 25.09.1970 г.р., СПК «Нива – 2003», полевод, стаж работы 4 года, заработная плата составляет 320 тыс. руб. в месяц.

Родители состоят в браке с 03.03.1994 года, проживают по адресу: д. Ратичи, д.23.

6. Участие каждого из родителей в воспитании и содержании несовершеннолетнего: Родители ненадлежащим образом выполняют обязанности по воспитанию и содержанию несовершеннолетних: не обеспечивают детей необходимой одеждой, оставляют без присмотра, не интересуются обучением, не контролируют занятость детей в свободное время.

7. Состав семьи (фамилия, имя, отчество, родственные отношения, возраст, занятость и др.):

Иванов Александр Максимович – отец, 01.01.1968г.р., СПК «Нива – 2003», полевод;

Иванова Наталья Викторовна – мать, 25.09.1970 г.р., СПК «Нива – 2003», полевод;

Иванова Марина Александровна – дочь, 05.05.1996 г.р., ученица 9 класса Ратичской СШ;

Иванов Александр Александрович – сын, 01.01.2005 г.р., воспитанник ДУ д.Подлабенье.

8. Сведения о несовершеннолетнем:

а) занятие (учреждение образования, группа (класс), не получает общее базовое образование): Марина – ученица 9 класса Ратичской СШ, Александр – воспитанник ДУ д.Подлабенье.

б) успеваемость: средний уровень.

в) занятость в свободное время: Марина посещает студию «Имидж», секцию по настольному теннису, дома делает уроки. Александр – гуляет на улице.

г) режим дня и условия проживания несовершеннолетнего: режим дня не соблюдается, условия проживания неудовлетворительные: минимальный запас продуктов питания, в комнате грязно. У несовершеннолетних имеются спальные места, для Марины организовано место для подготовки уроков. У Александра отсутствуют игрушки в соответствии с возрастом.

д) кто осуществляет уход за несовершеннолетним: родители ненадлежащим образом осуществляют уход за детьми.

е) состояние здоровья несовершеннолетнего (жалобы на состояние здоровья, имеются ли отклонения в развитии, учёт у врачей узкой специальности и др.): группа здоровья основная, жалоб со стороны родителей на состояние дочери нет. У Александра 2 гр. здоровья, несовершеннолетний часто болеет простудными заболеваниями.

ж) организация отдыха (каникулярное время, летнее): проходит оздоровление в лагере «Сузорье», посещает студию «Имидж», спортивную секцию по настольному теннису. Александр посещает дошкольное учреждение.

9. Взаимоотношения несовершеннолетнего с родителями, другими членами семьи: между девочкой и родителями отсутствуют доверительные отношения, характерна эмоциональная отчуждённость, недопонимание. Мать больше внимания уделяет Александру. Отец часто ругает детей, присутствуют телесные наказания.

На несовершеннолетнего выплачивается пенсия – нет, пособие – нет, алименты – нет, получает заработную плату – мать – 320 000 рублей, отец – 320 000 рублей (указывается в рублях за предшествующий месяц на основании информации, полученной из комитета (управления, отдела) по труду, занятости и социальной защите и других организаций).

11. Кто является нанимателем данного жилого помещения (собственником либо членом организации граждан застройщиков) (указывается на основании информации жилищно-эксплуатационной службы (товарищества собственников): дом принадлежит СПК «Нива – 2003», нанимателем является Иванов Александр Максимович – отец.

12. Проживают в данном жилом помещении: 4 человека, родители с несовершеннолетними детьми.

13. Общая площадь жилого помещения и вид благоустройства (водопровод, канализация, газ и др.): Общая площадь – 41м.кв., жилая – 32,5 м.кв. Жильё благоустроенное, состоит из 2-х комнат, кухни.

14. В какой помощи нуждается несовершеннолетний (семья):

– педагогической: осуществлять контроль за посещаемостью несовершеннолетними учреждений образования, за успеваемостью Марины по учебным предметам (классный руководитель, воспитатель);

– проводить консультирование родителей по вопросам воспитания,

взаимоотношения с дочерью (педагог-психолог, педагог социальный);

– осуществлять просвещение родителей с целью формирования критического отношения к социально опасным явлениям (педагог социальный, инспектор по делам несовершеннолетних);

– проводить работу, направленную на формирование гигиенических навыков (классный руководитель, врач-педиатр);

– психологической: осуществлять просвещение родителей по вопросам создания условий для сохранения и укрепления нервно-психического здоровья несовершеннолетней (педагог-психолог);

– проводить коррекционно-развивающие мероприятия, направленные на стабилизацию или налаживание детско-родительских отношений (педагог- психолог, педагог социальный);

– материальной: обеспечить семью дровами (председатель сельского совета); оказать гуманитарную помощь в виде одежды, постельного белья (ТЦСОН).

15. Выводы и мотивированное заключение с указанием целесообразной помощи несовершеннолетнему:

Родители ненадлежащим образом занимаются воспитанием и содержанием несовершеннолетних, в доме беспорядок, холодно, минимальный запас продуктов питания. Необходимо рассмотреть на заседании Совета по профилактике вопрос о целесообразности признания несовершеннолетних, находящимися в социально опасном положении.

Документ подписывается всеми специалистами, проводившими обследование, и утверждается руководителем учреждения.

Министерство образования Республики Беларусь
Отдел образования Светлогорского райисполкома
Государственное учреждение образования “Гимназия г. Светлогорска
Администратор сайта Карпенкова Елена Анатольевна

Пример заполнения акта обследования жилищно бытовых условий учащегося

Акт обследования – жилищно-бытовых условий

Акт обследования жилищно-бытовых условий семьи, примеры, бланк, образец.

Акт обследования жилищно-бытовых условий семьи – юридически значимый документ, который может потребоваться в различных жизненных ситуациях. Чаще всего, составляется в интересах соблюдения прав несовершеннолетних. Рассматриваемый акт отображает не только соответствие жилищных условий установленным требованиям, но и выявляет моральную обстановку в семье, где есть несовершеннолетние или социально-незащищённые граждане.

Когда составляется акт.

Цель документа – установление условий проживания и выявление имеющихся нарушений. Составляется акт в следующих случаях:

  • Лишение родительских прав – ребёнок воспитывается в потенциально опасной среде;
  • Расширение жилплощади – маленький метраж квартиры, у несовершеннолетнего отсутствует место для игр и школьных занятий;
  • Целевое использование маткапитала – по закону, приобретённая при помощи таких средства квартира должна удовлетворять техническим нормам и санитарно-эпидемиологическим требованиям;
  • Усыновление – ребёнок должен воспитываться в семье, с нормальными жилищными условиями;
  • Восстановление в родительских правах – документ становится доказательством, что родитель исправился, и может создать несовершеннолетнему все условия для комфортного проживания;
  • Определение места проживания ребёнка – заполняется при разводе родителей, если имеются разногласия по данному вопросу.

Обследование жилплощади проводится по инициативе заинтересованных лиц, в присутствии специальной комиссии. Здесь нужно уточнить, что заинтересованными лицами являются не только владельцы недвижимости, но и представители организаций, занимающихся вопросами детства и юношества. Это могут быть:

  • Соцработники;
  • Медицинские работники;
  • Учителя;
  • Участковые инспекторы полиции.

В состав комиссии могут входить представители районной и городской администрации, работники органов опеки и полиции. Всё зависит от целей составления документа.

Особенности составления акта обследования жилищно-бытовых условий

Унифицированные бланки для составления таких документов не предусматриваются. Акт пишется в свободной форме, но в обязательном порядке должен отображать такие сведения:

  1. Состав комиссии и цель инспектирования ЖУ;
  2. Дата проведения осмотра;
  3. Полное наименование документа, в рассматриваемом случае, это «Акт обследования жилищно-бытовых условий»;
  4. Характеристики осматриваемого объекта: точный адрес, местоположение, метраж, текущее состояние;
  5. Сведения о составе семьи: вписываются все граждане, проживающие на данной жилплощади, в том числе, не имеющие постоянной прописки;
  6. Дополнительные факторы: домашние животные, благоустройство помещений, семейный доход, и прочие сведения, имеющие значение.

Заполняется акт только членами сформированной комиссии, заверяется их подписями. При этом расписаться в документе должны лица, в отношении которых инициирована проверка.

Важно! Акт обследования ЖБУ составляется в 3х-дневный срок с момента проведения осмотра. В самом документе ставятся две даты: проведения осмотра и составления акта.

Правовые нюансы

Акт составляется в двух экземплярах: один передаётся собственнику жилья, второй остаётся у руководителя инстанции, проводившей проверку. Согласно действующему законодательству, срок действия акта – 30 дней с момента его оформления. Если в течение этого периода, документ не использован по целевому назначению, обследование проводится повторно.

Обжаловать решение комиссии можно в 10-дневный срок с момента вынесения заключения о жилищных условиях семьи.

РЕКВИЗИТЫ АКТА ОБСЛЕДОВАНИЯ – ЖИЛИЩНО-БЫТОВЫХ УСЛОВИЙ ПОДОПЕЧНОГО

1. ______________________________________________

Фамилия Имя Отчество ребёнка дата рождения

( год, место рождения )

2. _____________________________________________

Фамилия Имя Отчество опекуна _______________

. решение исполкома о назначении опеки (попечительства).

3. Где обучается или работает подопечный _____________

(учебное заведение, класс, курс, место работы).

4. Состояние ребёнка__________ (здоров, состоит ли на диспансерном учёте, с каким диагнозом, имеет ли статус инвалида)

5. Какие были предприняты меры для оздоровления ребёнка в летний период

6. Нуждается ли в санитарном лечении. В случае необходимости приложить справку ВКК, подтверждённую потребность ребёнка в санитарном лечении.

7. Когда в последний раз проходил медицинский осмотр. Приложить медицинскую справку.

8. Оказывается ежемесячная материальная помощь со стороны государства (пенсия по утери кормильца, пособие по опеке, государственная помощь пенсия по инвалидности), в каком размере._______________________________________________

9. Получает ли опёку (попечитель) алименты на подопечного, взыскание судом с родителей, в каком размере.__________________________________________________

10. Как опекун (попечитель) распорядился денежными средствами, полученными на содержание подопечного. Имеются ли случаи нецелевого использования опекуном (попечителем) денежных средств, полученных в виде государственной помощи на содержание подопечного.______________________________________________________

11. Имеется у подопечного принадлежащее ему жильё и имущество. Если имеется, указать какое; ________________ (адрес, документ, подтверждающий право собственности) составлена ли опись имущества, обеспечивается сохранность жилья и имущества.

12. Сохраняется ли право подопечного на жильё ________________

(указать адрес и решение исполкома о сохранении за ребёнком жильё)

13. Обеспечивается ли право ребёнка на бесплатное питание.

14. Имеет ли подопечный «Единый льготный билет» __________________ (если не имеет то указать причину).

15. Организация свободного времени ребёнка в ________________ (посещение кружков, студий, указать наименование организации, при которых они работают).

16. Условия проживания ребёнка в семье опекуна или попечителя ________________ (наличие отдельной комнаты, уголка, санитарное состояние жилых помещений, взаимоотношения в семье)

17. Выводы комиссии_______________________________________

Когда и кем составляется акт обследования жилищно-бытовых условий

  • Когда составляется акт обследования жилищно-бытовых условий
  • Зачем составляется акт обследования жилищно-бытовых условий семьи
  • Образец акта обследования жилищно-бытовых условий несовершеннолетнего

Акт обследования жилищно-бытовых условий составляется специально уполномоченными на то должностными лицами по установленной законом форме. О случаях, когда необходимо составление такого документа, речь пойдет ниже.

Когда составляется акт обследования жилищно-бытовых условий

Акт проверки жилищных условий может составляться в нескольких случаях.

  1. Если у работников образовательных или медицинских организаций либо правоохранительных органов имеются основания полагать, что условия содержания ребенка не отвечают установленным требованиям (нарушаются правила гигиены и санитарии, родители не исполняют своих обязанностей, ребенок подвергается жестокому обращению и т. д.).
  2. В случае обращения гражданина для оформления опеки или попечительства.
  3. При получении ребенком травмы и обращения за медицинской помощью — с целью выявления характера данной травмы (несчастный случай или намеренное причинение вреда).
  4. При переезде семьи в иное жилое помещение, в котором условия проживания ребенка оцениваются как худшие в сравнении с предыдущим.
  5. Акт обследования жилищно-бытовых условий может составляться в случае агрессивного, нервозного, неуравновешенного поведения ребенка в школе, а также при поступлении в правоохранительные органы заявления на несовершеннолетнего о совершении им административного правонарушения или преступления.
  6. Составляется акт обследования жилищно-бытовых условий семьи и в случае постановки ребенка на учет в детской комнате полиции либо при принятии решения о возвращении ребенка в семью, из которой ранее он был изъят по решению суда.

Также проверка может производиться на основании заявления соседей, педагогов, участкового и т. п.

В зависимости от каждого конкретного случая, акт проверки жилищно-бытовых условий семьи может быть составлен с участием представителей органов опеки и попечительства, образовательного учреждения, в котором учится несовершеннолетний, участкового, сотрудника подразделения по делам несовершеннолетних, отдела здравоохранения, санитарно-эпидемиологической службы, БТИ и т. д.

Зачем составляется акт обследования жилищно-бытовых условий семьи

Бланк акта обследования

жилищно-бытовых

условий

Проверка условий, в которых проживает ребенок, является одним из способов защиты прав несовершеннолетних. В ходе проверки проверяющие должны оценить обеспеченность ребенка жилой площадью (в размере учетной нормы площади на каждого члена семьи, а также личной комнатой в установленных законом случаях), необходимой мебелью (в т.ч. письменным столом, кроватью), игрушками, местом для игр. Помимо этого проверяется наличие у ребенка одежды на разные сезоны, пищи, соответствующей возрасту ребенка и его индивидуальным особенностям (например, когда по мед. показаниям ребенку необходимо придерживаться определенной диеты).

Также специалисты оценивают состояние жилья: наличие необходимого ремонта, чистоту, соблюдение правил хранения бытовой химии, ядов и т. п. Например, если в доме имеются животные, то их места должны содержаться в чистоте, ребенок не должен иметь доступа к продуктам жизнедеятельности животных. Помимо этого, проверяющие оценивают внешний вид родителей и ребенка: опрятность одежды, не имеется ли следов насилия. В акте также может отражаться наличие у родителей места работы, не страдают ли они пагубными привычками (наркоманией, алкоголизмом, токсикоманией).

Необходимо сказать и о том, что акт обследования жилищно-бытовых условий семьи является неотъемлемой частью пакета документов при решении судом вопросов о лишении родительских прав, определении места жительства несовершеннолетнего, вынесения решения о привлечении его к административной или уголовной ответственности; при принятии уполномоченными государственными органами решения о постановке ребенка на учет, при оформлении опеки и попечительства и т. п.

Следует также сказать, что в большинстве случаев проверка проводится по предварительной договоренности проверяющего с семьей. Исключение составляют случаи проведения проверки в семьях, где родители ведут аморальный образ жизни, злоупотребляют алкоголем и наркотиками, применяют насилие над ребенком в качестве воспитательной меры и т. п.

С составленным актом родители могут ознакомиться, однако их подписи в документе не требуется.

Образец акта обследования жилищно-бытовых условий несовершеннолетнего

Для понимания того, как должен выглядеть заполненный акт, приведем пример (образец) его составления.

Акт обследования жилищно-бытовых условий несовершеннолетнего

Комиссия в составе: учителя МБОУ «Средняя школа № 12» г. Москвы Иванов Иван Иванович, социальный педагог МБОУ «Средняя школа № 12» г. Москвы Петров Петр Петрович, член родительского комитета Сидоров Иван Иванович,

–.–.—- года комиссия проверила жилищно-бытовые условия ученика 5 «В» класса МБОУ «Средняя школа № 12» г. Москвы Перевозчикова Ивана Сергеевича

Состав семьи: полная. Мать – Перевозчикова Оксана Ильинишна, отец – Перевозчиков Сергей Иванович.

Все члены семьи проживают совместно квартире № 1 по адресу: г. Москва, ул. Новостроителей, 12-13. Квартира с удобствами, расположена на 1 этаже 12-этажного кирпичного дома, общая площадь 60 кв. м.

Ученик проживает в жилой комнате, площадью 15 кв. м. Оборудовано рабочее место, обеспеченное канцелярскими предметами и школьными принадлежностями. Оборудован турник для занятий спортом. Ребенку созданы условия для полноценного отдыха, сна и учебы.

Нарушений санитарно-гигиенических норм при проверке не установлено.

Мать и отец работают на постоянном месте работы, доход семьи стабильный, средний. Ребенок обеспечен одеждой, полноценным питанием, посещает дополнительные секции и кружки. Родственники семьи (бабушки, дедушки) проживают отдельно. Посещают их еженедельно.

Вывод комиссии: явных признаков неблагополучия при посещении семьи не обнаружено. Между членами семьи хорошие доброжелательные отношения. Ребенок обеспечен всем необходимым соответственно возрасту.

Иванов Иван Иванович /Иванов/

Петров Петр Петрович /Петров/

Сидоров Иван Иванович /Сидоров/

Еще больше материалов по теме в рубрике: “Акт”.

Как заполнить акт обследования жилищно-бытовых условий образец или бланк?

Жизнь в современном обществе заставляет следовать определенным требованиям законодательства и неписанным правилам гражданского общества. Зачастую, для отстаивания своих законных прав и интересов, требуется документальное подтверждение наличия того или иного факта. В настоящей статье мы рассмотрим процессуальные особенности составления акта обследования жилищно-бытовых условий и предложим типовые образцы и бланки такого документа.

Итак, для чего же нужен такой акт?

Прежде всего, для документального подтверждения наличия того или иного обстоятельства, к ним можно отнести:

1. В рамках существующих и потенциально возможных судебных разбирательств для:

  • подтверждения материального достатка истца, ответчика и иных лиц,
  • наличия того или иного имущества в исследуемых помещениях,
  • подтверждения факта проживания того или иного лица,
  • технического состояния жилых помещений, возможного наличия причиненного ущерба, осуществления ремонта и иных процессуально важных обстоятельств судебного дела.

2. Для письменной фиксации и предоставления составленных в рамках обследования документов в компетентные государственные органы и организации любой организационно-правовой формы.

  • для постановки на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий,
  • для решения вопроса о лишении родительских прав,
  • для усыновления или удочерения,
  • для выделения субсидий при возникновении чрезвычайных ситуаций,
  • другие обстоятельства.

Не смотря на то, что единого бланка акта обследования условий в действующем законодательстве РФ не существует, заинтересованные органы и организации вправе устанавливать требования к таким документам. Если такие требования не противоречат действующим нормам права, то они подлежат обязательному применению заинтересованными лицами. Не соответствующие законодательству акты обследования не подлежат применению вне зависимости территории субъекта РФ или издавшего органа/организации.

Тем не менее, все акты обследования бытовых условий должны соответствовать определенным требования, проанализируем их:

1. Обследование жилищно-бытовых условий должно производиться комиссионно. В состав комиссии, в обязательном порядке, включаются все заинтересованные лица, вне зависимости от их гражданско-правовой принадлежности. Все участники мероприятия заблаговременно уведомляются о проведении такого обследования жилого помещения, а, в некоторых случаях, с участниками процесса требуется дополнительное согласование даты, времени обследования, возможности участия третьих лиц, в том числе экспертов и технических работников.

Обычаи делового оборота требуют предоставления не менее трех рабочих дней для принятия решения о направлении своих представителей для участия в процессе. При этом, данный срок должен исчисляться с момента фактического получения такого уведомления, а не с момента его направления.

Членами комиссии может избираться ее председатель, который руководит всеми действиями участников обследования, а также секретарь, который оформляет событие процессуально.

2. Обязательное составление письменного документа о проведенных в рамках обследования действий. Это может быть как анализируемый здесь акт обследования жилищно-бытовых условий, так и любой иной документ, соответствующий предъявляемым требованиям. Образцы таких документов можно найти перейдя по ссылке или в разделе “Образцы документов”. На нашем сайте также доступны функция поиска необходимого документа по названию, расположенная в правом верхнем углу любой страницы ресурса.

3. Возможность использования для документальной фиксации технических средств и любого иного оборудования, обусловленного спецификой проводимого обследования. Данное решение должно быть принято с учетом мнения всех участников и членов комиссии. Любые возражения должны быть документально зафиксированы в итоговом акте.

4. Возможность приобщения к акту обследования документации и иных вещественных доказательств.

5. Наличие в акте оригинальных подписей всех участников мероприятия. В случае, если кто-то отказывается от подписи, об этом делается соответствующая запись. Любому участнику комиссионного обследования дается право делать устные и письменные заявления, которые должны найти свое отражение в акте.

По итогам обследования, составляется и подписывается необходимая документация. При этом, акт обследования может составляться как в единственном экземпляре, так и в большем количестве. Каждый из участников события может потребовать себе один экземпляр такого документа, либо его копию.

Любой составленный акт может быть обжалован заинтересованными лицами во внесудебном и судебном порядке.

Если у Вас есть вопросы по данной теме, Вы можете ознакомиться с другими статьями аналогичной тематики, размещенным в разделе “Вопрос-ответ” или обратиться к нам в индивидуальном порядке через заполнение Интернет – заявки в соответствующем разделе нашего сайта. Желаем удачи!

Составление акта обследования жилищно бытовых условий семьи

Цель и повод составления

Проверку условий проживания семьи проводят:

  • для участия в программах государственной поддержки малоимущих и нуждающихся в жилье;
  • для получения субсидий по коммунальным услугам;
  • для проверки условий проживания граждан, особенно социально незащищенных.

На предмет проживания граждан

Чаще всего обследуют ЖБУ детей, недееспособных, престарелых, инвалидов.

Цель инспекции — выяснить, обеспечены ли условия по достойному содержанию, воспитанию, отдыху, учебе, физическому и моральному развитию граждан.

Это требуется:

  • в суде, при рассмотрении вопросов о месте проживания ребенка после развода, лишении или восстановлении прав родителя, усыновлении;
  • для отделов опеки и попечительства (ООиП) при проверке, находятся ли дети на родительском попечении или в семейную ситуацию должно вмешаться государство;
  • если ребенок поставлен на учет в полиции при неудовлетворительном поведении в школе, агрессии, совершении административных проступков или преступлений;
  • для ООиП при проверке новых бытовых и социальных условий жизни несовершеннолетнего после переезда на новый адрес;
  • по жалобе от врача или соседей на состояние или поведение ребенка.

Состав комиссии

Как правило, инспекцию ЖБУ проводят несколько должностных лиц. Комиссия из 3 или более человек формируется в зависимости от цели проверки.

Если ребенок ставится на учет в полицию, в нее входят:

  • сотрудник МВД, участковый;
  • сотрудник ООиП;
  • педагог;
  • представитель родительского комитета школы и др.

Для решения семейных споров в комиссию могут входить сотрудники кадастровой палаты (Росреестра) или ТСЖ. Если речь идет о постановке на учет в качестве нуждающихся в жилье, участвует представитель органов соцзащиты.

Право проводить обследование в одиночку имеют только работники ООиП, например при инспекции нового места жительства несовершеннолетних.

Правила

При инспекции комиссия или уполномоченный специалист составляют акт обследования.

Сведения об условиях проживания проверяющие получают не только в ходе визуального осмотра жилого помещения, но и:

  • из беседы с членами семьи, с несовершеннолетними;
  • опроса соседей, должностных лиц ТСЖ, ответственных жильцов;
  • изучения документов, например квитанций об оплате ЖКХ;
  • ознакомления со школьными работами, тетрадями, дневниками, результатами его творчества, хобби и др.

На основании собранных данных формируется акт. Семья, в отношении которой проводилось обследование, вправе ознакомиться с ним.

Заключение комиссии можно оспорить в течение 10 дней в той организации, которая заказывала или проводила инспекцию.

Особенности проведения процедуры

Комиссия не вправе войти в квартиру, где проживает несовершеннолетний или недееспособный гражданин, без разрешения родителей или попечителей. Единственное исключение — проверка, инициированная правоохранительными органами согласно постановлению.

ООиП, курирующий опекунов и попечителей, организует плановые и внеплановые проверки ЖБУ регулярно. Первичное обследование проводится до переезда несовершеннолетнего в квартиру. Далее в первый год опекунства инспекции устраивают каждые 1–3 месяца, со 2-го года — раз в полгода.

Сроки

Комиссии дается 3 дня на оформление акта в готовом виде после посещения. Поэтому дата составления документа и дата обследования могут различаться.

  • Акт составляют в 2 экземплярах. Первый остается у инициатора обследования, второй отправляется в ООиП, если в помещении проживает ребенок. Заверенную копию документа в течение 3 дней направляют взрослым представителям семьи.
  • Акт имеет ограниченный срок действия. Для постановки на учет на получение государственной субсидии документ актуален 30 дней. Если ЖБУ изменились, семья может сама инициировать повторную проверку или оспорить выводы инспекции и принятое на его основании решение.

Содержание документа при обследовании

Любой акт обследования ЖБУ независимо от цели его составления и инстанции включает следующие пункты:

  • даты обследования и изготовления документа. Они могут различаться не более чем на 3 дня;
  • цель проверки;
  • перечень лиц, входящих в состав комиссии, с ФИО и должностями;
  • оценка обстоятельств, выявленных в ходе проверки;
  • выводы, соответствующие цели посещения;
  • заверение всех инспекторов;
  • подписи взрослых членов семьи о том, что они ознакомлены с актом.

Без этих обязательных пунктов документ не имеет юридической силы. Чтобы не ошибиться, можно использовать образец составления из Постановления Минобрнауки РФ № 334 от 14.09.2009.

Для несовершеннолетнего

При обследовании ЖБУ несовершеннолетнего комиссия отмечает:

  • полная или неполная семья, примерный доход и источник получения средств родителей, их участие в жизни и воспитании ребенка;
  • состояние здоровья несовершеннолетнего, наличие визуальных признаков болезни или насилия, необходимость в специальном уходе;
  • соблюдение норм гигиены, обеспечение одеждой, ее соответствие сезону, изношенность, качество;
  • социальные навыки (проявил ли ребенок агрессию, заинтересованность или безразличие, испуг, как отреагировал на появление чужих взрослых людей);
  • навыки и умения ребенка, уровень успеваемости в школе, режим дня;
  • организацию досуга ребенка вне школы;
  • вероятные риски для жизни и здоровья ребенка, доступ к воспламеняющимся, ядовитым веществам и предметам (созданы ли условия безопасности) и др.

Неблагополучной

Проверяя неблагополучную семью, комиссия оценивает:

  • состав семьи;
  • работу и доходы матери и отца;
  • их поведение и нравственное состояние;
  • уход за ребенком;
  • отношения между членами семьи, несовершеннолетним и его сверстниками, учителями и др.

Для учащегося

Внимание заостряется на условиях проживания ученика:

  • соответствует ли обстановка нормальной подготовке к школе, выполнению домашних заданий;
  • обеспечен ли ребенок учебными принадлежностями, книгами;
  • есть ли возможность для полноценного отдыха, как организован режим дня;
  • кто и как участвует в обучении ребенка;
  • какие оценки получает ученик и др.

Образец заполнения 2020 года

Образец заполнения и правила его составления зависят от цели, с которой проводится проверка. В общем случае можно скачать и использовать приложение № 3 к Постановлению Минобрнауки № 334.

В ООиП действует несколько форм для обследований, проводимых с разной целью.

Например, для проверки жилья граждан, желающих усыновить ребенка, главное место занимает описание их мотивов и личных качеств. Эти сведения сотрудник органа опеки большей частью собирает не в квартире, а из опросов соседей, коллег, друзей и др.

Как заполнить

Не существует законодательно закрепленных бланков и формуляров акта. Он составляется в произвольной письменной форме, а его структура определяется в зависимости от цели обследования.

Данные в акт вносит вручную один из членов комиссии. На заполненном документе каждый ставит свою подпись. Расписываются также взрослые члены семьи, ЖБУ которых инспектируют.

Пример для Соцзащиты

Так может выглядеть акт обследования ЖБУ семьи, претендующей на статус нуждающейся в улучшении условий проживания, оформленный соцзащитой:

  • старшего инспектора Департамента социальной защиты населения гор. Москвы Иванова П.М.;
  • инспектора Департамента социальной защиты населения Алферова Р.О.;
  • представителя Отдела опеки и попечительства Уланова И.Р.
  • мать Снежнева О.Л. В настоящее время находится в отпуске по беременности;
  • отец Снежнев Р.П. Работает строителем в (название организации);
  • несовершеннолетний сын Снежнев В.Р. Учащийся (название школы).

Подпись Алферова Р.О.

Подпись Уланова И.Р.

Куда нужно предоставить

Акты обследования используются в разных инстанциях. Это суды, учебные заведения, органы опеки и соцзащиты, правоохранительные органы и др.

В ДОУ

Представители дошкольного учреждения могут организовать обследование, если воспитанник неряшливо выглядит, неадекватно реагирует на других детей и взрослых, имеет признаки насилия. В состав комиссии обязательно привлекают ООиП (органы опеки).

Для школы

Акты для школы часто требуются, если поведение ребенка неудовлетворительно:

  • он не ладит с учителями и сверстниками, часто проявляет агрессию;
  • плохо успевает;
  • часто появляется в запущенном, грязном виде;
  • имеет следы насилия, грубого обращения и др.

В органы опеки

В ООиП документ требуется:

  • при решении вопросов об установлении опеки, попечительства, усыновлении;
  • при жалобе или заявлении в Опеку от соседей, учителей;
  • в любом другом случае, если в помещении проживает несовершеннолетний.

В Собес

В Собес акты нужны:

  • для постановки семьи на учет на квартиру или получение субсидии;
  • для проверки жилой площади инвалида с целью ее приспособления к особым потребностям и повышения доступности;
  • для получения льгот на оплату услуг ЖКХ и др.

Для МВД

Для МВД акт составляют в следующих случаях:

  • если есть признаки неблагополучия при посещении;
  • ребенок участвует в противозаконной деятельности, поставлен на учет в детскую комнату полиции, привлекался к ответственности по КоАП или УК РФ;
  • соседи, учителя и посторонние люди заявляют о нарушении прав ребенка и др.

В Жилинспекцию

Акт для ЖИ составляют с целью:

  • получить статус нуждающихся;
  • признать помещение не пригодным для жизни;
  • оформить льготы на оплату ЖКХ;
  • стать участником федеральной или региональной программы по улучшению условия жилья.

Программы по улучшению качества жилья

В 2020 г. полностью изменился план нацпроекта «Жилище». Сейчас акт ЖБУ фактически требуется для участия только в 2 программах (Постановление Правительства РФ от 30.12.2017 N 1710):

  • «Молодая семья». Получить госдоплату для оформления ипотеки, строительства или покупки квартиры или жилого дома могут граждане до 35 лет, состоящие в браке, признанные нуждающимися в жилплощади;
  • «Ипотека и арендное жилье». На помощь в покупке помещения могут рассчитывать малообеспеченные жители аварийных и подлежащих сносу МКД, которые не участвуют в иных программах переселения.

Нуждающиеся могут рассчитывать на помощь государства при съеме социальных квартир. Региональные власти поддерживают своих жителей скидками на оплату услуг ЖКХ и другими льготами.

Образец Акта обследования жилищно-бытовых условий несовершеннолетнего и его семьи (неблагополучная семья)

жилищно-бытовых условий несовершеннолетнего и его семьи

Дата обследования/посещения ______________

Обучающегося (щейся) _____________________________________________________ ____ класса ______________________________________________________________________________________ .

Дата рождения ____________

Проживающего по адресу: ____________________________________

Регистрация по адресу_____________________________________________________________________

родители морально устойчивы, владеют культурой воспитания, эмоциональная атмосфера семьи положительна

педагогически некомпетентная (родители не владеют культурой воспитания): отсутствует единство требований, ребенок безнадзорен, жестокое обращение, систематические физические наказания, низкая осведомленность об интересах, о поведении ребенка вне школы

нравственно-неблагополучная (асоциальная; родители ведут аморальный образ жизни: пьянствуют, тунеядствуют, содержат притоп, имеют судимость, воспитанием детей не занимаются)

конфликтная (в семье неблагополучная эмоциональная атмосфера, между родителями постоянные конфликты, родители повышенно раздражительны, жестоки, нетерпимы).

Семья стоит на учете в КДН, ЦСОН «Гармония»

Несовершеннолетний состоит на учете ВШК, ПДН, КДН

СТАТУС СЕМЬИ многодетная/малообеспеченная/мать одиночка/отец одиночка/опекаемая

СВЕДЕНИЯ О РОДИТЕЛЯХ

Мать (законный представитель) .

ФИО, место работы

3.2 Отец (законный представитель) _________________________________________________________

ФИО, место работы

Родители в зарегистрированном браке состоят/не состоят; проживают совместно/раздельно

СЕМЕЙНОЕ ОКРУЖЕНИЕ: (ФИО РЕБЕНКА)

ФИО, год рождения

Степень родства (мать, отец, брат, сестра, тетя, дядя, бабашка, дедушка)

проживает постоянно/временно/не проживает

участвует/не участвует в воспитании и содержании ребенка

ЖИЛИЩНО-БЫТОВЫЕ И ИМУЩЕСТВЕННЫЕ УСЛОВИЯ

Жилая площадь, на которой проживает несовершеннолетний , дата рождения

Составляет ___ кв.м., в частном доме, состоит из __ комнат и кухни.

Собственником (нанимателем) жилой площади является __________________

ФИО, степень родства по отношению к ребенку

Качество дома (кирпичный, панельный, деревянный и т.д.; состояние: ветхий, аварийный; чистота комнат, посторонний запах и др.) финский щитовой дом, состояние дома удовлетворительное, в комнатах чистые полы, но вся мебель старая протертая, грязная. В комнатах имеется посторонний специфический запах. .

Благоустройство дома и жилой площади (водопровод, канализация, ванна, лифт, телефон и др.) канализация, водопровод отсутствует, вода приносная из колодца, в доме имеется вся необходимая мебель, техника, несколько кроватей. На некоторых кроватях отсутствует постельное белье, а если и имеется, то грязное. В доме требуется капитальный косметический ремонт. .

Каким способом отапливается дом отопление имеется печь для водяного отопления дома на дровах, работает за счет сжигания дров. .

Способы приготовления пищи (газ, плитка и т.д., качество пищи и наличие продуктов) пища готовиться на двухкомфорочной электроплитке, имеется электрический термопот, м ультиварка —бытовой кухонный электроприбор, предназначенный для приготовления блюд.

Состояние электропроводки с наружи дома поставлен новый электросчетчик и электропроводка. В доме требуется срочная замена электропроводки т.к. она на вид сухая, твердая имеются трещины на оплетке, изоляция сильно постарела и очень много мест, где провода изолирует изолента. .

Санитарное состояние жилой площади санитарное состояние удовлетворительное, гигиенически нормы частично соблюдены. .

Условия для полноценного развития ребенка

Обеспеченность одеждой, обувью по сезону: сезонная одежда, обувь заменяется редко, очень часто ребенка одевают педагоги школы. В школу из дома ребенок приезжает в старых, поношенных иногда дырявых вещах, которые не соответствуют возрасту. .

Имеются ли средства для подготовки учащегося в школу недостаточно

Обеспеченность учебниками, школьными принадлежностями школьно-письменными и канцелярскими принадлежностями обеспечиваются в достаточном объеме.

Наличие отдельной комнаты (место для сна, игр, отдыха, шкаф, состояние мебели и др.) имеется отдельная комната для сна и отдыха ребенка, игрушек нет, состояние мебели неудовлетворительное, на момент посещения на кровати ребенка не имелось постельного белья, подушка состояла из каких-то кусков поролона, на стенах нет обоев- комната неуютная.

СТРУКТУРА ДОХОДОВ СЕМЬИ (основные источники доходов: з/п, пенсия, пособие, алименты, иные соц. выплаты) основной источник дохода – это зарплата и детское пособие в совокупности составляет примерно рублей. .

Достаточность доходов семьи для обеспечения основных потребностей ребенка (питание, одежда, обувь, игрушки, мед. обслуживание, канц. принадлежности и т.д.) доход не достаточен для обеспечения несовершеннолетних основными потребностями в питании, одежде, игрушек, мед. обслуживании, школьно-письменными и канцелярскими принадлежностями. .

ОБЕСПЕЧЕНИЕ БЕЗОПАСНОСТИ (отсутствие доступа к опасным предметам в быту, медикаментам, электроприборам, газу и т.п., риск нанесения ребенку вреда, как в домашних условиях, так и вне дома) чистящие и моющие средства, бытовая химия, медикаментозные препараты, содержатся в недоступном для детей месте. Электропроводка вызывает опасение за жизнь и здоровье несовершеннолетних. Риск нанесения вреда ребенка в домашних условиях, так и в не дома, минимальный .

ХАРАКТЕР ВЗАИМООТНОШЕНИЙ С РЕБЕНКОМ

систематическое подавление инициативы и чувства собственного достоинства ребенка

удовлетворение всех потребностей ребенка, ограждение от трудностей, забот, усилий

уклонение от активного участия в воспитании ребенка, пассивность, признание полной автономности ребенка

отношение взаимного уважения, совместное переживание радостей, горя и т.д

МЕТОДЫ И ПРИЕМЫ ВОЗДЕЙСТВИЯ ВЗРОСЛЫХ НА ДЕТЕЙ

Детям все разрешено, они не ограничены запретами, игнорируются неподобающие поступки. Часто используются словесное наказание. .

СЕМЕЙНЫЙ ДОСУГ, ДОМАШНИЕ ОБЯЗАННОСТИ Семейный досуг не предусмотрен. У ребенка имеются домашние обязанности, по очереди с братьями моют посуду, пылесосит ковры.

ОТНОШЕНИЕ РЕБЕНКА К ТЕМ, КТО ЕГО ВОСПИТЫВАЕТ К педагогам школы относится с уважением, теплотой. Свою семью очень сильно любит, относится тепло и трепетно.

НАЛИЧИЕ КОНТРОЛЯ ЗА ШКОЛЬНОЙ И ВНЕШКОЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ (посещение школы, родительских собраний, заинтересованность в получении образования, контроль за выполнением домашних заданий и др) низкий уровень общения и взаимодействия «родители-дети». Мать предъявляет к детям минимум требований, часто демонстрирует безразличное или пренебрежительное отношение к своим детям. Родительские собрания посещает без желания и интереса. Она не сотрудничает с педагогами в вопросах воспитания, избегает контактов с педагогами. Фактический уход за детьми осуществляет мать.

ПОМОЩЬ, В КОТОРОЙ НУЖДАЕТСЯ РЕБЕНОК психолого-педагогическая

ПОМОЩЬ, В КОТОРОЙ НУЖДАЕТСЯ СЕМЬЯ социально-психологическая

ЗАКЛЮЧЕНИЕ семья И. многодетная, малообеспеченная, педагогически некомпетентная- отсутствует единство требований, низкая осведомленность об интересах, о поведении ребенка вне школы. Преобладающий стиль воспитания индифферентный. Санитарно-гигиеническое состояние в доме удовлетворительное. Требуется срочная замена электропроводки, косметический ремонт.

Акт составлен в ___ экземплярах