Федеральный закон страховые взносы 2020-2021

Налоги ИП в 2021 году: важные изменения, новые законы и многое другое

Добрый день, уважаемые ИП!

Моя традиционная сводная статья, в которой я собираю изменения по налогам и взносам для ИП на 2021 год.

Для каждого изменения будет дан краткий анонс и ссылка на поясняющую статью моего блога, в которой я более подробно все рассказываю. Поэтому, рекомендую прочесть статьи по ссылкам, а не только сами анонсы =)

Важно: Новые реквизиты с 2021 года при оплате налогов и взносов

Обязательно возьмите на заметку, иначе будете платить налоги и взносы по неверным реквизитам в 2021 году.

С 1 января 2021 года необходимо указывать новые реквизиты Федерального казначейства при оплате налогов и взносов.

Более того, появится еще один обязательный реквизит, который необходимо будет заполнить в платежном поручении. Это номер счета, входящий в состав единого казначейского счета. Информация об этом изменении уже опубликована на официальном сайте ФНС:

Взносы ИП «за себя» на 2021 год

Понятно, что в первую очередь ИП интересует размер страховых взносов ИП «за себя», так как они меняются каждый год.

Предварительно, взносы ИП “за себя” в 2021 году составят:

  • Взносы ИП на обязательное пенсионное страхование «за себя» – 32448 руб.
  • Взносы ИП на медицинское страхование «за себя» – 8426 руб.
  • Итого: 40874 руб за полный 2021 год.
  • И, конечно, не забываем про дополнительный взнос в ПФР в размере 1% от суммы, превышающей 300 000 рублей годового дохода.

Почему предварительно? Это пока законопроект, о котором писал большую статью по этой ссылке.

Новый МРОТ на 2021 год

МинТруд подготовил проект приказа об установлении прожиточного минимума для трудоспособного населения на второй квартал 2020 год в размере 12392 руб.

Напомню, что согласно закону 421-ФЗ от 28.12.2017 МРОТ с 1 января 2021 года должен быть равен этому значению (если приказ будет утвержден).

Отмена ЕНВД

Пожалуй, главное событие, которое скоро случится. Правительство РФ на протяжении всего 2020 года неоднократно заявляло, что с 1 января 2021 года ЕНВД будет отменен.

Не исключено, что в в конце года откажутся от этого изменения (как было в прошлые годы).

Следите за новостями моего блога, если это случится, то обязательно напишу:

Но пока дело идет к тому, что ЕНВД отменят. Советую заранее присмотреться к УСН или ПСН, чтобы заранее подготовиться к отмене ЕНВД, если все-таки отменят этот налог.

Сплошное статистическое наблюдение в 2021 году

ИП со стажем более 5 лет помнят такое интересное мероприятие, которое называется «сплошное статистическое наблюдение». Последнее было в 2016 году, а я о нем несколько раз писал на своем блоге, и сам сдавал эту анкету в Росстат.
Чего ждать?

Если кратко, то по итогам 2020 года Росстат будет собирать статистические данные по всем субъектам малого и среднего бизнеса (в том числе ИП).

54-ФЗ, похоже, отменят с 1 января 2021 года. А правила применения касс перенесут в НК РФ

Интересная новость для тех, кто применяет (или будет применять) онлайн-кассы.

Оказывается, Минфин подготовил новый законопроект, согласно которому, знаменитый 54-й федеральный закон будет отменен с 1 января 2021 года.

Но это не значит, что ФНС забудет про многочисленные правила и ограничения по применению онлайн-касс.

Разумеется, это не так.

Напоминаю, что на мой видеоканал на Youtube можно подписаться по этой ссылке:

Налоговые каникулы продлят до конца 2023 года (для ИП, которые регистрируются впервые)

Закон уже принят. Он называется так: Федеральный закон от 31.07.2020 № 266-ФЗ «О внесении изменений в главу 26-2 части второй Налогового кодекса Российской Федерации и статью 2 Федерального закона «О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации»

Вот, что написано во второй статье законопроекта:

В части 3 статьи 2 Федерального закона от 29 декабря 2014 года № 477-ФЗ «О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2015, № 1, ст. 30) цифры «2021» заменить цифрами «2024».

Напомню, что как раз 477-ФЗ вводил налоговые каникулы для ИП на УСН и ПСН, которые впервые открываются и выполняют ряд других условий.

Напоминаю, что на мой видеоканал на Youtube можно подписаться по этой ссылке:

Новые лимиты по УСН с 2021 года

Закон уже принят. Он называется так: Федеральный закон от 31.07.2020 № 266-ФЗ «О внесении изменений в главу 26-2 части второй Налогового кодекса Российской Федерации и статью 2 Федерального закона «О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации»

  • Если предприниматель на упрощенке превысит лимит по доходу в размере 150 миллионов рублей (но не более чем 200 миллионов рублей)
  • Если средняя численность сотрудников превысит 100 человек (но не более чем 130 человек),

То налоговая ставка по УСН изменится (начиная с квартала, в котором произошло превышение).

  • Для УСН с признаком “доходы” она станет равной 8%;
  • Для УСН с признаком “доходы минус расходы” она станет равной 20%.

Потом, через определенное время, выполнив ряд условий, можно будет вернуться на стандартные ставки 6% и 15%.

Декларация по УСН изменится в 2021 году. Значит, отчет за 2020 год будем сдавать по новой форме

Как и ожидалось, декларация по УСН будет изменена. Нет, глобальных изменений не будет, но все-равно, об этом нужно знать заранее, чтобы в 2021 году не сдать декларацию по «устаревшей» форме, которая действует сейчас.

ФНС опубликовала проект приказа, где обозначены изменения в декларации по УСН.

Готовится новая электронная книга по налогам и страховым взносам для ИП на УСН 6% без сотрудников на 2021 год:

“Какие налоги и страховые взносы платит ИП на УСН 6% без сотрудников в 2021 году?”

В книге рассмотрены:

  1. Вопросы о том, как, сколько и когда платить налогов и страховых взносов в 2021 году?
  2. Примеры по расчетам налогов и страховых взносов “за себя”
  3. Приведен календарь платежей по налогам и страховым взносам
  4. Частые ошибки и ответы на множество других вопросов!

Важные изменения для ИП на ПСН в 2021 году

Законопроект уже находится на рассмотрении в Госдуме, можете почитать его по этой ссылке.

Кратко напомню, что ждет ИП на ПСН, если закон будет принят

1. Добавят новые виды деятельности для ПСН

Пока рано говорить какие виды деятельности будут добавлены, так как список может не раз и не два поменяться. Но уже сейчас в законопроекте написано, что в список будут включены: наружная реклама, автостоянки, реклама на транспорте, уход за домашними животными, ремонт очков и так далее.

Но еще раз подчеркну, что о финальном списке новых видов деятельности для ПСН пока рано говорить.

2. Предлагают разрешить делать вычет из налога взносов на страхование

Например, как это делают сейчас ИП на УСН, когда вычитают из налога по УСН взносы на пенсионное и медицинское страхование «за себя» и страховые взносы за наемных сотрудников.

Многие ИП на ПСН будут рады этому изменению, так как сейчас они не имеют право делать такой налоговый вычет.

3. А также ждем увеличение площади торговых помещений (и залов обслуживания для общепита) до 150 м.кв.

Сейчас, напомню, площадь торгового зала на ПСН не может превышать 50 м.кв.

Важно: Изменения по видам деятельности на ПСН с 1 января 2021 года

Еще летом 2018 года писал, что будет расширен список видов деятельности, которые разрешены на патентной системе налогообложения (ПСН). Тогда было предложено добавить еще два вида деятельности:

  • 64) животноводство; услуги в области животноводства; (мой комментарий: добавили)
  • 65) растениеводство, услуги в области растениеводства. (мой комментарий: переименовали)

Соответствующий закон от 06.02.2020 № 8-ФЗ был недавно принят и опубликован.

Но кроме добавления нового вида деятельности (животноводство) на ПСН, были изменены некоторые формулировки для действующих сейчас видов деятельности.

Еще больше предпринимателей будет обязаны принимать карты “Мир” к оплате в 2021 году

Три года назад я писал, что если годовая выручка от реализации товаров (работ, услуг) за предшествующий год превышает 40 миллионов рублей , то предприниматель обязан предоставлять своим клиентам возможность оплаты картой “Мир”.

Напомню, что это требование действует с 1 октября 2017 года.

Что изменится в 2021 году?

P.S. Обратите внимание, что у меня есть аналогичная статья на 2019 год:

Уважаемые читатели, готовится новая электронная книга для ИП на 2021 год:

“ИП На УСН 6% БЕЗ Дохода и Сотрудников: Какие Налоги и Страховые Взносы Нужно платить в 2021 году?”

Это электронная книга для ИП на УСН 6% без сотрудников, у которых НЕТ дохода в 2021 году. Написана на основе многочисленных вопросов от ИП, которые имеют нулевой доход, и не знают как, куда и сколько платить налогов и страховых взносов.

Готовится подробное пошаговое руководство по открытию ИП в 2021 году. Эта электронная книга предназначена прежде всего для новичков, которые хотят открыть ИП и работать на себя.

Она так и называется:

“Как открыть ИП в 2021 году? Пошаговая Инструкция для начинающих”

Из этой инструкции Вы узнаете:

  1. Как правильно оформить документы на открытие ИП?
  2. Выбираем коды ОКВЭД для ИП
  3. Выбираем систему налогообложения для ИП (краткий обзор)
  4. Отвечу на множество сопутствующих вопросов
  5. Какие органы надзора нужно уведомить после открытия ИП?
  6. Все примеры приведены на 2021 год
  7. И многое другое!

Что еще изменится для ИП в 2021 году?

  1. Налоги ИП в 2021 году: важные изменения, новые законы и многое другое
  2. Фиксированные взносы ИП “за себя” на 2021 год
  3. Налоги и взносы ИП на УСН 6% без сотрудников в 2021 году: сколько платить + несколько примеров!
  4. Как открыть ИП в 2021 году? Пошаговая инструкция для начинающих предпринимателей
  5. Патент для ИП в 2021 году: новые виды деятельности и другие изменения
  6. Как закрыть ИП в 2021 году?
  7. ИП на УСН 6% без дохода и сотрудников в 2021 году: сколько налогов и взносов нужно платить?

Получайте самые важные новости для ИП на Почту!

Будьте в курсе изменений!

Нажимая на кнопку “Подписаться!”, Вы даете согласие на рассылку , обработку своих персональных данных и соглашаетесь с политикой конфиденциальности .

1 комментарий к “Налоги ИП в 2021 году: важные изменения, новые законы и многое другое”

Я занимаюсь грузоперевозками на собственном камазе. Работников у меня нет. И таких как я много ребят.Подскажите что для таких как я будет лучше.

Увеличение страховых взносов экономически не оправдано

О проекте федерального закона о внесении изменений в Налоговый кодекс

13 ноября 2019 г. на федеральном портале проектов нормативных правовых актов размещен разработанный Минфином России проект федерального закона «О внесении изменений в статью 430 части второй Налогового кодекса Российской Федерации» (ID 02/04/11-19/00097048).

Проект определяет размер страховых взносов, уплачиваемых в том числе адвокатами, в фиксированном размере, на период с 2021 по 2024 г. включительно.

– страховые взносы на обязательное пенсионное страхование «в случае, если величина дохода плательщика за расчетный период не превышает 300 000 рублей, – в фиксированном размере 36 455 рублей за расчетный период 2021 года, 40 433 рубля за расчетный период 2022 года, 43 057 рублей за расчетный период 2023 года, 45 907 рублей за расчетный период 2024 года»;

– «страховые взносы на обязательное медицинское страхование в фиксированном размере – 8763 рубля за расчетный период 2021 года, 9114 рублей за расчетный период 2022 года, 9479 рублей за расчетный период 2023 года, 9858 рублей за расчетный период 2024 года».

Всего фиксированные страховые взносы в сумме составят:

– за 2021 г. – 45 218 рублей;

– за 2022 г. – 49 547 рублей;

– за 2023 г. – 52 536 рублей;

– за 2024 г. – 55 765 рублей.

В Форме сводного отчета о проведении оценки регулирующего воздействия проекта акта со средней степенью регулирующего воздействия, также размещенного на портале, указано, что существует проблема неопределенности положений ст. 430 ч. 2 Налогового кодекса РФ для расчетных периодов 2021–2024 гг. (п. 3.1).

«Негативные эффекты, возникающие в связи с наличием проблемы:

Неопределенность в отношении размера страховых взносов на обязательное социальное страхование, подлежащих уплате плательщиками страховых взносов, не производящих выплаты и иные вознаграждения в пользу физических лиц за расчетные периоды 2021–2024 годов, а также в отношении прогнозирования доходов бюджетов государственных внебюджетных фондов в 2021–2024 годах» (п. 3.2, приведен полностью в редакции Формы сводного отчета).

Предложенный способ решения проблемы не связан с появлением рисков (п. 12.1).

В п. 9.9 Формы имеется ссылка на финансово-экономическое обоснование к проекту федерального закона. Однако на портале он не размещен. В связи с этим проверить обоснованность увеличения страховых взносов не представляется возможным.

Уместным будет продемонстрировать историческую динамику изменений размера страховых взносов:

за 2015 г.: 18 610 + 3650,58 = 22 260,58* 100% / 300 000 = 7,42%

за 2016 г.: 19 356 + 3796,85 = 23 152,85 * 100% / 300 000 = 7,718%

за 2017 г.: 23 400 + 4590 = 27 990 * 100% / 300 000 = 9,33%

за 2018 г.: 26 545 + 5840 = 32 385 * 100% / 300 000 = 10,795%

за 2019 г.: 29 354 + 6884 = 36 238 * 100% / 300 000 = 12,079%

с 2020 г.: 32 448 + 8426= 40 874 * 100% / 300 000 = 13,624%

Федеральный законодатель регулярно пересматривает размер фиксированных платежей. Вместе с тем сумма, на которую исчисляются эти платежи, остается неизменной – 300 000 рублей. С 2015 по 2020 г. ставка выросла почти в два раза. При этом доход, с которого исчисляются страховые взносы (300 000 рублей), не менялся.

Предлагаемый проект делает ставку еще выше:

– за 2021 г.: 36 455 + 8763 = 45 218 * 100% / 300 000 = 15,07%

– за 2022 г.: 40 433 + 9114 = 49 547 * 100% / 300 000 = 16,51%

– за 2023 г.: 43 057 + 9479 = 52 536* 100% / 300 000 = 17,51%

– за 2024 г.: 45 907 + 9858 = 55 765 * 100% / 300 000 = 18,59%

Такой подход нельзя назвать ни экономически оправданным, ни справедливым. Если и говорить об обоснованности ежегодного повышения страховых взносов, то правильным было бы и одновременное увеличение суммы дохода с сохранением первоначальной ставки (7,42%). Тогда сумма должна составлять не 300 000 рублей, а в 2021 г. – 609 407 рублей (45 218*100%/7,42%), 2022 г. – 688 153 рубля, 2023 г. – 729 667 рублей, 2024 г. – 774 514 рублей.

Очевидно, что законопроект нуждается в доработке в этой части, а возможно, и не только в этой. Срок проведения публичного обсуждения заканчивается 3 декабря 2019 г. Желающие могут зарегистрироваться на портале и высказать свое мнение, а также проголосовать.

Федеральный закон «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам назначения и выплаты пенсий», Вопросы-ответы

Какие изменения в части увеличения пенсионного возраста предусмотрены законом?

Предусмотрено поэтапное повышение пенсионного возраста. К 2028 году общеустановленный пенсионный возраст будет установлен на уровне 65 лет для мужчин и 60 лет для женщин (сейчас – 60 и 55 лет соответственно). Изменение пенсионного возраста будет проводиться постепенно, начиная с 2019 года, в течение переходного периода до 2028 года. Пенсионный возраст будет увеличиваться в первые 2 года на 6 месяцев, с 2021 года по году от нового возраста.

Читайте также:  Можно ли получить полис омс в мфц москва бланк заявления

В переходный период должны выйти на пенсию мужчины 1959-1963г. рождения и женщины 1964-1968г. г. рождения.

Касается это только тех, кто заработает страховую пенсию. Сейчас для этого надо иметь соответствующий страховой стаж и накопить необходимые индивидуальные пенсионные коэффициенты. По общему правилу, с учетом поэтапного ежегодного увеличения требований, к 2024 году потребуется иметь не менее 15 лет страхового стажа и к 2025 году 30 коэффициентов.

Например, мужчина, родившийся в мае1959 года, при наличии права на страховую пенсию в 2019 году, выйдет на пенсию не в 60 лет, а в 60 лет 06 мес., в ноябре 2019 года, при условии, что в 2019 году, с учетом переходных положений, его страховой стаж составляет не менее 10 лет и индивидуальный пенсионный коэффициент не менее 16,2. Если мужчина рожден во втором полугодии 1959 года, он выйдет на пенсию в 2020 году, но также по достижении возраста 60 лет 06 мес.

Мужчина, родившийся в 1960 году, выйдет на пенсию уже в возрасте 61 год 06 мес. также при наличии на это права.

В итоге к 2028 году предусматривается установление нормативного пенсионного возраста на уровне 65 и 60 лет для мужчин и женщин соответственно.

Повышение пенсионного возраста

год повышения

год рождения

возраст

год назначения пенсии

Кто сохранил право досрочного выхода на пенсию?

Законом не предусматривается повышение пенсионного возраста для:

– граждан, работающих на рабочих местах с опасными, вредными и тяжелыми условиями труда, по результатам специальной оценки условий труда в пользу которых работодатель производит уплату страховых взносов (Списки 1 и 2, «малые списки»).При этом периоды работы, имевшие место после 1 января 2013 года, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, при условии начисления и уплаты страхователем дополнительных страховых взносов по соответствующим тарифам, установленным Налоговым кодексом РФ.

– лиц, пенсия которым назначается ранее общеустановленного пенсионного возраста по социальным мотивам и состоянию здоровья (например, женщины, родившие пять и более детей и воспитавшие их до достижения 8 летнего возраста, один из родителей детей инвалидов с детства, инвалиды по зрению, имеющие I группу инвалидности, и др.);

– лиц, пострадавших от радиационных и техногенных катастроф, в том числе в результате аварии на ЧАЭС.

Из 16,2 тыс. пенсий по старости, в среднем ежегодно назначаемых на территории области, 25% составляют указанные пенсии. Т.е. более 4-х тыс. граждан будут уходить на пенсию в том же возрасте, как и сейчас.

Что изменилось для учителей, медицинских и творческих работников?

Для педагогов, медиков, творческих работников продолжительность специального стажа не меняется. Год, в котором эти работники выработают специальный стаж, будет зафиксирован, а назначить досрочную пенсию можно будет, исходя из общего увеличения возраста выхода на пенсию, по истечении определенного срока так же, как и для всех других граждан.

Сроки назначения страховой пенсии по старости педагогическим, медицинским и творческим работникам. Для тех, кто должен был выйти на пенсию в 2019-2020г.г. предусмотрена льгота: выход на пенсию на полгода раньше нового пенсионного возраста

Год, когда выработан специальный стаж

Срок назначения страховой пенсии

II полугодие 2019-1 полугодие 2020

II полугодие 2021-1 полугодие 2022

2023 и последующие годы

Не ранее чем через 60 месяцев со дня выработки специального стажа

Например, учителю в возрасте 45 лет, выработавшему в марте 2019 года 25 – летний специальный педагогический стаж, страховая пенсия будет назначена не ранее, чем через 6 месяцев со дня возникновения такого права, т.е. в сентябре 2019 года, выработавшему специальный стаж в 2020 году – не ранее, чем через 1год и 6 месяцев. Если школьный учитель, например, в 2021 году выработает необходимый стаж, пенсия ему будет назначена через 3 года, то есть в 2024 году.

Когда выйдут на пенсию работники северных регионов?

Изменения ждут и работников, которые выходят на пенсию досрочно в связи с работой в районах Крайнего Севера и местностях, приравненных к районам Крайнего Севера.

Для северян, которые сегодня выходят на пенсию в 55 лет (мужчины) и 50 лет (женщины), также предусмотрено поэтапное, как и для граждан, выходящих на пенсию на общих основаниях, повышение возраста выхода на пенсию на 5 лет до 60 лет и 55 лет соответственно, при условии, что к этому возрасту они выработают необходимый северный стаж – не менее 15 календарных лет в районах Крайнего Севера или не менее 20 календарных лет в приравненных к ним местностях. Страховой стаж этих граждан должен составлять не менее 20 лет для женщин и не менее 25 лет для мужчин. При этом ничего не меняется для женщин, имеющих необходимый северный стаж и родивших двух и более детей. Они по-прежнему смогут выйти на пенсию в возрасте 50 лет.

Что поменялось в пенсионном обеспечении государственных и муниципальных служащих?

Для лиц, замещающих на постоянной основе государственные и муниципальные должности, должности государственной гражданской и муниципальной службы пенсионный возраст начал постепенно увеличиваться уже с 2017 года. С 1 января 2021 года пенсионный возраст для этой категории граждан будет увеличиваться по темпам повышения возраста, как и для всех остальных граждан.

Кому новый закон даст право выйти на пенсию досрочно?

Женщины со стажем не менее 37 лет и мужчины со стажем не менее 42 лет смогут выйти на пенсию на два года раньше общеустановленного пенсионного возраста(с учетом переходного периода), и не ранее достижения возраста 60 лет для мужчин и 55 лет для женщин.

При этом в страховой стаж будут засчитываться только периоды работы и (или) иной деятельности (лица, работавшие по договору гражданско-правового характера, индивидуальные предприниматели, адвокаты, нотариусы, священнослужители и др.), которые выполнялись на территории Российской Федерации, при условии, что за эти периоды начислялись и уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации, а также периоды получения пособия по обязательному социальному страхованию в период временной нетрудоспособности.

Право досрочного выхода на пенсию также получат многодетные матери с тремя и четырьмя детьми. Если у женщины трое детей, она сможет выйти на пенсию на три года раньше нового пенсионного возраста, т.е. в 57 лет. Если у женщины четверо детей – на четыре года раньше нового пенсионного возраста, т.е. в 56 лет. Переходные положения законодательства при определении права указанных женщин на пенсию не применяются. Если женщина, 1964 г.р., имеющая 4-х детей, достигает возраста 55 лет в 2019 году, то она выйдет на пенсию на общих основаниях – в 55 лет 06 мес. Женщина, родившаяся в 1 полугодии 1965 года, имеющая 4-х детей, выйдет на пенсию в 2021 году не в 56 лет 06 мес., а в 56 лет. При этом женщины, имеющих троих или четверых детей, должны соответствовать и другим условиям, предусмотренным законом, а именно, воспитать детей до достижения ими возраста 8 лет, иметь страховой стаж не менее 15 лет и соответствующий году выхода на пенсию индивидуальный пенсионный коэффициент.

Женщины, родившие и воспитавшие до 8-летнего возраста 3-х детей

год повышения возраста

возраст возникновения права на пенсию

год назначения пенсии

II полугодие 2019г.-

1 полугодие 2020г.

II полугодие 2021г.-

1 полугодие 2022г.

Женщины, родившие и воспитавшие до 8-летнего возраста 4-х детей

год повышения возраста

возраст возникновения права на пенсию

год назначения пенсии

II полугодие 2019г.-

1 полугодие 2020г.

Дети, в отношении которых женщина была лишена родительских прав, не учитываются.

Сохранится ли возможность выйти на страховую пенсию досрочно гражданам, потерявшим работу?

Да. Для граждан предпенсионного возраста сохранена возможность выйти на пенсию раньше установленного пенсионного возраста при отсутствии возможности трудоустройства. Пенсия, как и ранее, будет устанавливаться гражданам по предложению службы занятости не более чем на два года раньше установленного пенсионного возраста и наличия права на такую пенсию, с учетом предусмотренного законом переходного периода.

Какие пенсионные льготы предусмотрены для тружеников сельского хозяйства?

С 1 января следующего года водится 25-процентная надбавка к фиксированной выплате страховой пенсии по старости и по инвалидности для неработающих пенсионеров, живущих на селе, имеющих не менее 30 лет стажа в сельском хозяйстве (в 2019 году фиксированная выплата к страховой пенсии по старости составит 5334,19 х 25%=1333,5 руб.). Для осуществления перерасчета пенсий должны быть утверждены Списки работ, производств, профессий, должностей, специальностей, в соответствии с которыми будет устанавливаться повышение, и Правила исчисления периодов работы, дающей право на повышение фиксированной выплаты.

Перерасчет осуществляется с 1 января 2019 года без подачи пенсионером заявления при наличии в выплатном деле необходимой информации.

В каком случае назначается социальная пенсия, изменен ли возраст ее назначения ?

Если у гражданина не хватает коэффициентов или стажа, если человек работал нелегально или вообще не работал, устанавливается не страховая, а социальная пенсия. Возраст выхода на социальную пенсию также постепенно будет увеличен на 5 лет. В итоге женщины смогут получить социальную пенсию не в 60 лет, а в 65, мужчиныне в 65, а в 70 лет. У граждан, имеющих значительные нарушения жизнедеятельности, не достигших указанного возраста, имеется право обратиться за установлением инвалидности и, при положительном решении, получать социальную пенсию по инвалидности (независимо от возраста). Важно отметить, что в полном объеме сохраняются пенсии по инвалидности. Лицам, потерявшим трудоспособность, эти пенсии назначаются независимо от возраста при установлении группы инвалидности.

Будет ли выплачиваться накопительная пенсия?

В отличие от страховой пенсии, возраст для получения накопительной пенсии не меняется. Выплачивать ее будут, как и сейчас, по достижении женщинами возраста 55 лет, мужчинами- 60 лет, при соблюдении условий для назначения страховой пенсии по старости (наличие необходимого страхового стажа и установленной величины индивидуального пенсионного коэффициента (баллов), а для лиц, выходящих на пенсию досрочно, также стажа на соответствующих видах работ.

Право на накопительную пенсию имеют граждане 1967 года рождения и моложе, за которых работодателями, начиная с 2002 года, производилась уплата страховых взносов на накопительную пенсию.

Кто такие предпенсионеры?

Это новое понятие в законодательстве – «граждане предпенсионного возраста». В переходный период предпенсионный возраст исчисляется в течение пяти лет до наступления возраста, дающего право на страховую пенсию по старости. Введено это понятие в целях защиты интересов граждан, достигших возраста соответственно 55 лет (женщины) и 60 лет (мужчины). В частности, введена административная и уголовная ответственность за увольнение таких работников и за отказ в приеме на работу. За работодателями закреплена обязанность ежегодно предоставлять им 2 дня на бесплатную диспансеризацию с сохранением заработной платы. Гражданам предпенсионного возраста будет устанавливаться пособие по безработице в повышенном размере, осуществляться переобучение и повышение их квалификации. Все льготы, как региональные, так и федеральные, которыми пользуются сейчас пенсионеры, будут сохранены для предпенсионеров.

По запросу органов исполнительной власти, местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждений, в целях предоставления гражданам преденсионного возраста налоговых льгот и (или) мер социальной поддержки, а также работодателей, в целях предоставления льгот, предусмотренных трудовым законодательством, органами Пенсионного фонда РФ будет предоставляться информация в рамках межведомственного электронного взаимодействия, что исключает личное обращение граждан в учреждения ПФР по этим вопросам.

Ставки (тарифы) сраховых взносов с 01.01.2020

Эта сатья (часть 2) является продолжением (начало (часть 1)) комментария изменений законодательства о страховых взносах.

На период 2015 г. – 2022 г.установлены пониженные тарифы страховых взносов, ставки которых приведены ниже.

1 января 2015 года вступил в силу Закон от от 28.06.2014 № 188-ФЗ “О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам обязательного социального страхования”.

1 января 2014 года вступил в силу Закон от 02.12.2013 № 333-ФЗ “О внесении изменений в статьи 58 и 58.2 Федерального закона “О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования”.

Надо также учитывать, что Федеральным законом от 03.12.2011 № 379-ФЗ “О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ по вопросам установления тарифов страховых взносов в государственные внебюджетные фонды”, далее – Закон № 379-ФЗ, внесены существенные изменения, которые вступают в силу с 01.01.2012.

На какие же из этих изменений стоит обратить особое внимание?

Предлагаем обзор самых существенных изменений:

Страховые взносы, установленные на период 2015 – 2021 годы

Ставки страховых взносов для работодателей в 2020 году

Наименование Предельная база (руб.) Ставка страховых взносов (%)
Пенсионный фонд До 1 292 000 22
Выше 1 292 000 10
ФФОМС (медицина) Предельной базы нет 5,1
ФСС (соцстрах) До 912 000 2,9
Выше 912 000

Страховые взносы для предпринимателей в 2020 году

Наименование Сумма Срок платежа
Пенсионные взносы 32 448 рублей 31.12.2020
На мед. страхование 8 426 рублей 31.12.2020
В ПФР если сумма дохода ИП выше 300 000 руб. 1% от суммы выше 300 000 (максимум 259 584 рублей) 01.07.2021

Страховые взносы, установленные на 2018 – 2019 годы

1. Тарифы страховых взносов для страхователей, производящих выплаты физическим лицам

1.1. Тарифы страховых взносов по ОПС, ОСС, ОМС
для плательщиков, производящих выплаты физическим лицам

Для страхователей, производящих выплаты физическим лицам, в том числе организаций, индивидуальных предпринимателей, физических лиц (за исключением плательщиков страховых взносов, для которых ст. 58, ст. 58.1, ст. 58.4, ст. 58.5, ст. 58.6 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ и ст. 33 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ) установлены следующие пониженные тарифы страховых взносов:

База для исчисления страховых взносов Обязательное пенсионное страхование (ОПС) Обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством (ОСС) Обязательное медицинское страхование (ОМС)
в отношении выплат и иных вознаграждений в пользу физических лиц в отношении выплат и иных вознаграждений в пользу граждан РФ в отношении выплат и иных вознаграждений в пользу*: иностранных граждан и лиц без гражданства, временно пребывающих в РФ в отношении выплат и иных вознаграждений в пользу физических лиц
С суммы выплат в пределах установленной предельной величины базы для исчисления страховых взносов:
на ОПС – 1021000 руб.; на ОСС – 815000 руб.
22,0%
(max 224620 руб.)
2,9%
(max 23635 руб.)
1,8%
(max 14670 руб.)
5,1% **
С суммы выплат свыше установленной предельной величины базы для исчисления страховых взносов на ОПС 10,0% _ _

* – За исключением иностранцев, признанных высококвалифицированными специалистами.
** – Для исчисления страховых взносов на ОМС предельная величина базы не устанавливается, соответственно страховой тариф взимается с полной суммы выплат, подлежащих обложению страховыми взносами.

1.2. Пониженные тарифы по ОПС, ОСС, ОМС для отдельных категорий плательщиков, производящих выплаты физическим лицам

Пониженные тарифы для организаций и ИП, применяющих УСН

Указанный тариф установлен на 2018 год для организаций и ИП, одновременно отвечающих следующим условиям:

Читайте также:  Уступка прав требований: что нужно знать и как не ошибиться

основным видом экономической деятельности является один из видов, указанных в пп. 5 п. 1 ст. 427 НК;

доходы за налоговый период не превышают 79 млн. рублей.

База для исчисления страховых взносов Обязательное пенсионное страхование (ОПС) Обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством (ОСС) Обязательное медицинское страхование (ОМС)
С суммы выплат в пределах установленной предельной величины базы для исчисления страховых взносов:
на ОПС – 1021000 руб.;
на ОСС – 815000 руб.
20,0%
(max 204200 руб.)
0,0% 0,0%

Для индивидуальных предпринимателей, применяющих ПСН

Для ИП, применяющих ПСН, – в отношении выплат и вознаграждений, начисленных в пользу физических лиц, занятых в виде экономической деятельности, указанном в патенте (за исключением определенных видов предпринимательской деятельности), на 2018 г. установлены следующие тарифы:

База для исчисления страховых взносов Обязательное пенсионное страхование (ОПС) Обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством (ОСС) Обязательное медицинское страхование (ОМС)
С суммы выплат в пределах установленной предельной величины базы для исчисления страховых взносов:
на ОПС – 1021000 руб.;
на ОСС – 815000 руб.
20,0%
(max 204200 руб.)
0,0% 0,0%

Для некоммерческих организаций, применяющих УСН

Для некоммерческих организаций, применяющих УСН, и осуществляющих деятельность в области социального обслуживания граждан, научных исследований и разработок, образования, здравоохранения, культуры и искусства (деятельность театров, библиотек, музеев и архивов) и массового спортана на 2018 г. установлены следующие тарифы:

База для исчисления страховых взносов Обязательное пенсионное страхование (ОПС) Обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством (ОСС) Обязательное медицинское страхование (ОМС)
С суммы выплат в пределах установленной предельной величины базы для исчисления страховых взносов:
на ОПС – 1021000 руб.;
на ОСС – 815000 руб.
20,0%
(max 204200 руб.)
0,0% 0,0%

Пониженные тарифы для плательщиков, получивших статус участника свободной экономической зоны на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя

Для плательщиков страховых взносов, получивших статус участника свободной экономической зоны в соответствии с Федеральным законом от 29.11.2014 N 377-ФЗ “О развитии Крымского федерального округа и свободной экономической зоне на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя” на период 2015 г. и последующие годы установлены следующие пониженные тарифы по пенсионному страхованию (на основании ст. 58.4 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ и п. 14 ст. 33 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ):

База для исчисления страховых взносов Обязательное пенсионное страхование (ОПС) Обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством (ОСС) Обязательное медицинское страхование (ОМС)
С суммы выплат в пределах установленной предельной величины базы для исчисления страховых взносов:
на ОПС – 1021000 руб.;
на ОСС – 815000 руб.
6,0%
(max 61 260руб.)
1,5%
(max 12225 руб.)
0,1%

1.3. Дополнительные тарифы по ОПС в установленных случаях проведения специальной оценки условий труда

Дополнительные тарифы страховых взносов по ОПС, если специальная оценка условий труда не проводилась

Плательщики, применяющие дополнительный тариф страховых взносов на ОПС Дополнительный тариф на ОПС
В отношении выплат и иных вознаграждений в пользу физических лиц, занятых на видах работ, указанных в п. 1 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ “О страховых пенсиях” 9,0%
В отношении выплат и иных вознаграждений в пользу физических лиц, занятых на видах работ, указанных в п. п. 2 – 18 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ “О страховых пенсиях” 6,0%

Дополнительные тарифы страховых взносов по ОПС, если специальная оценка условий труда была проведена

Плательщики, применяющие дополнительный тариф страховых взносов на ОПС, в отношении выплат и иных вознаграждений в пользу физических лиц, занятых на видах работ, указанных в п. 1 – п. 18 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ “О страховых пенсиях”
Класс условий труда Подкласс условий труда Дополнительный тариф страхового взноса
Опасный 4 8,0%
Вредный 3.4 7,0%
3.3 6,0%
3.2 4,0%
3.1 2,0%
Допустимый 2 0,0%
Оптимальный 1 0,0%

2. Фиксированные размеры и тарифы страховых взносов для страхователей, не производящих выплаты физическим лицам

фиксированный размер 26 545 руб. + 1,0% суммы дохода плательщика, превышающего 300 000 рублей за расчетный период,

но не более: 8 х 26 545 руб. = 212360 руб.

Сроки уплаты за 2018 г.:

по ОПС (если доход не превышает 300 000 руб.) – не позднее 31.12.2018 (Внимание! В связи с тем, что 31 декабря 2018 г. (понедельник) – в 2018 г. является выходным днем (Постановление Правительства РФ от 14.10.2017 N 1250), последний день уплаты переносится на первый рабочий день 2019 г.);

по ОПС (если доход превышает 300 000 руб.) – не позднее 01.07.2019;

по ОМС – не позднее 31.12.2018 (Внимание! В связи с тем, что 31 декабря 2018 г. (понедельник) – в 2018 г. является выходным днем (Постановление Правительства РФ от 14.10.2017 N 1250), последний день уплаты переносится на первый рабочий день 2019 г.).

Предельная величина базы для начисления страховых взносов на ОПС, ОСС, ОМС с 2014 г. по 2018 г.

Год Предельная величина базы для исчисления страховых взносов
на обязательное пенсионное страхование(ОПС) на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством(ОСС) на обязательное медицинское страхование(ОМС)
2018 год 1 021 000 руб. 815 000 руб. – *
2017 год 876 000 руб. 755 000 руб. – *
2016 год 796 000 руб. 718 000 руб. – *
2015 год 711 000 руб. 670 000 руб. – *
2014 год 624 000 руб. 624 000 руб. 624 000 руб.

* – В районах и местностях, в которых в установленном порядке применяются районные коэффициенты к заработной плате, размер пособия определяется с учетом этих районных коэффициентов.

При подготовке были использованы материалы рассылки СПС “Консультант Плюс”

Статья написана и размещена 19 декабря 2011 года. Дополнена – 13.12.2012, 13.01.2014, 07.11.2015, 23.01.2016, 11.09.2018, 08.01.2020.

Государственная Дума РФ приняла во втором чтении проект бюджета Федерального фонда ОМС на 2019 год и на плановый период 2020-2021 годов

«На 2019 год заложено 12 млрд, на 2020 год – 35 млрд, на 2021 год – уже более 50 млрд рублей. Больше денег в ФОМС заложено на помощь онкологическим больным, начинается работа государственной программы по борьбе с онкологией. В базовую программу ОМС включается несколько видов высокотехнологичной медпомощи, предусмотрены средства на ежегодную диспансеризацию лиц предпенсионного возраста».

Проект бюджета сформирован на основе базового варианта прогноза социально-экономического развития Российской Федерации.
Общий объем доходов бюджета Фонда на 2019 год предусмотрен в размере 2 098,2 млрд. рублей, на 2020 год – 2 349,9 млрд. рублей, на 2021 год – 2 495,8 млрд. рублей.
Страховые взносы за работающих граждан рассчитаны по методике, утвержденной Федеральной налоговой службой.
Страховые взносы за неработающих граждан определены в соответствии с законопроектом, принятым 23 октября в первом чтении, по внесению изменений в Федеральный закон № 354-ФЗ в части методики расчета тарифа страховых взносов на обязательное медицинское страхование неработающего населения.
В доходах бюджета Федерального фонда учтены трансферты из федерального бюджета:
– на оказание медицинской помощи больным с онкологическими заболеваниями;
– начиная с 2020 года на обеспечение нестраховых расходов (высокотехнологичная медицинская помощь, не включенная в базовую программу ОМС, и родовой сертификат);
– на компенсацию выпадающих доходов.
Общие расходы в 2019 году составят 2 190,4 млрд. рублей, в 2020 году – 2 350,5 млрд. рублей, в 2021 году – 2 501,5 млрд. рублей.
В целях реализация Указа Президента № 204 важнейшее значение приобретает совершенствование методики расчета субвенции на реализацию базовой программы ОМС.
За последние 2 года с учетом реализации Указа Президента по повышению заработной платы изменилась структура расходования субвенции. В связи с этим в Методике по распределению субвенции учтена фактически сложившая структура соотношения заработной платы и прочих расходов – 70% на 30%, (было 60% на 40%).
Размер субвенции составит на 2019 год 2 068,5 млрд. рублей, на 2020 год – 2 225,5 млрд. рублей, на 2021 год – 2 371,8 млрд. рублей. Прирост субвенции в 2019 году – 198,1 млрд. рублей (10,6%), в 2020 году – 150,0 млрд. рублей (7,6%), в 2021 году – 146,3 млрд. рублей (6,6%).
Субвенция учитывает:
– сохранение соотношения заработной платы врачей на уровне 200%, среднего медицинского персонала – 100% к среднему трудовому доходу по региону;
– увеличение заработной платы младшего медицинского персонала ежегодно на индекс потребительских цен с 1 января;
– увеличение численности медицинского персонала первичного звена в целях устранения кадровых диспропорций и дефицита по отдельным специальностям в соответствии с Указом Президента
Российской Федерации № 204.
– увеличение предельного значения индекса бюджетных расходов с 3 до 4,5.
– оказание медицинской помощи больным с онкологическими заболеваниями.
Целевые средства на высокотехнологичную медицинскую помощь, не включенную в базовую программу ОМС, составят в 2019 году 100,8 млрд. рублей, в 2020 году – 103,9 млрд. рублей, в 2021 году – 109,0 млрд. рублей. Включены четыре новых видов ВМП, в том числе протонная терапия с 2020 года.
Планируются средства на родовой сертификат в 2019 году –
15,9 млрд. рублей, в 2020 году – 15,9 млрд. рублей, в 2021 году – 15,6 млрд. рублей.
Дефицит бюджета Фонда в 2019 году и плановом периоде обеспечен доходами с учетом переходящих остатков средств бюджета Фонда.

Страховые взносы в 2020 и 2021 году

Автор статьи — Аналитик-эксперт Контур.Бухгалтерии

Содержание статьи
  • Кто платит страховые взносы
  • Выплаты, подлежащие обложению страховыми взносами
  • Предельная база для начисления страховых взносов
  • Тарифы страховых взносов в 2020 и 2021 году
  • Сроки уплаты страховых взносов в 2020 и 2021году

Кто платит страховые взносы

Простой и удобный расчет страховых взносов в онлайн-сервисе Контур.Бухгалтерия!

Любой работодатель каждый месяц платит различные страховые взносы с выплат своим сотрудникам. Если они работают по трудовому договору, то это взносы:

  • в Пенсионный фонд России (в ПФР);
  • в Фонд медицинского страхования (в ФФОМС);
  • на социальное страхование от болезней и травм или по материнству (в ФСС).
  • на страхование от несчастных случаев и профессиональных заболеваний (тоже в ФСС).

Также взносы платятся с выплат тем сотрудникам, которые оформлены в компании по гражданско-правовым договорам:

  • в ПФР;
  • в ФФОМС;
  • на социальное страхование от несчастных случаев и профессиональных заболеваний, если это прописано в договоре.

Мы поговорим о взносах за сотрудников на пенсионное, медицинское страхование и страхование от болезней и травм или по материнству. Они регламентируются главой 34 НК РФ. О страховании от несчастных случаев и профессиональных заболеваний читайте в ФЗ от 24.07.98 N 125-ФЗ.

Выплаты, подлежащие обложению страховыми взносами

Страховыми взносами облагаются выплаты сотрудникам исходя из трудовых отношений и согласно гражданско-правовым договорам по выполнению работ, оказанию услуг и авторским заказам.

Выплаты, с которых взносы не уплачиваются, перечислены в ст. 422 НК РФ:

  1. Государственные и социальные пособия;
  2. Компенсационные выплаты при увольнении, выплаты по возмещению вреда, оплате жилья или питания, оплате спортивной или парадной формы, выдаче натурального довольствия и т.д.;
  3. Призы, доплаты к пенсии бывших сотрудников и стипендии по ученическим договорам;
  4. Полевое довольствие;
  5. Суммы единовременной материальной помощи, например, при рождении или усыновлении ребенка, при потере члена семьи, при стихийном бедствии и других чрезвычайных обстоятельствах;
  6. Доходы, помимо оплаты труда, полученные членами общин коренных малочисленных народов от реализации продукции традиционного промысла;
  7. Страховые платежи по обязательному и добровольному личному страхованию;
  8. Оплата обучения сотрудников, связанная с профессиональной необходимостью;
  9. Другие компенсации и выплаты.

Предельная база для начисления страховых взносов

Простой и удобный расчет страховых взносов в онлайн-сервисе Контур.Бухгалтерия!

Взносы в ПФР и ФСС ограничены предельными базами для начисления взносов, которые ежегодно индексируются исходя из роста средней зарплаты:

Предельная база для взносов в ПФР в 2020 году — 1 292 000 рублей.

Предельная база для взносов в ПФР в 2021 году — 1 465 000 рублей.

Предельная база рассчитывается исходя из дохода работника нарастающим итогом. Как только его доход за год достигнет предельной базы — в дальнейшем взносы нужно платить по новым правилам. При выплате взносов по основному тарифу при превышении этой базы взносы уплачиваются по уменьшенной ставке — 10%. Если организация на льготном тарифе, то при превышении взносы не платятся.

Предельная база для взносов в ФСС в 2020 году — 912 000 рублей.

Предельная база для взносов в ФСС в 2021 году — 966 000 рублей.

Если база превышена, то взносы платить не нужно.

Для взносов на ОМС и травматизм предельная база не устанавливается, поэтому весь доход, полученный работником, облагается взносами.

Тарифы страховых взносов в 2020 и 2021 году

Простой и удобный расчет страховых взносов в онлайн-сервисе Контур.Бухгалтерия!

Рассмотрим основные тарифы страховых взносов за работников в 2020 и 2021 году. Они остаются неизменными:

  1. На обязательное пенсионное страхование — 22 %.
  2. На обязательное медицинское страхование — 5,1 %.
  3. На случай временной нетрудоспособности и материнства — 2,9 %;
  4. На травматизм — от 0,2 % до 8,5 % в зависимости от класса профессионального риска, присвоенного основному осуществляемому виду деятельности.

В таблице указаны специальные пониженные тарифы взносов для некоторых категорий плательщиков, установленные в 2020 и 2021 году.

В 2021 году большинство работодателей на УСН будут платить взносы по общему тарифу в 30 %, так как переходный период подошел к концу. До 2024 года льготной ставкой в 20 % смогут пользоваться благотворительные и некоммерческие организации на УСН.

С 2020 года на основные тарифы перешли еще несколько категорий страхователей:

  • хозяйственные общества и партнерства, которые применяют или внедряют результаты интеллектуальной деятельности, права на которые принадлежат их участникам или учредителям — бюджетным или автономным научным учреждениями либо образовательным учреждениям высшего образования;
  • организации и предприниматели, которые осуществляют технико-внедренческую деятельность и платят сотрудникам, работающим в технико-внедренческих или промышленно-производственных особых экономических зонах;
  • организации и ИП, заключившие соглашение о ведении туристско-рекреационной деятельности, которые платят сотрудникам, ведущим эту деятельность в особых экономических зонах.

С 2020 года эти категории платят взносы по общему тарифу — 30%, а при превышении предельной базы для начисления взносов на обязательное пенсионное страхование не отменяют уплату, а снижают процент взносов в ПФ до 10%.

Сроки уплаты страховых взносов в 2020 и 2021 году

Простой и удобный расчет страховых взносов в онлайн-сервисе Контур.Бухгалтерия!

Страховые взносы перечисляются в ИФНС за каждый месяц до 15-го числа последующего месяца. Если последний день уплаты — выходной или праздничный, то уплатить взносы можно в ближайший рабочий день. Со взносами на травматизм порядок аналогичный, но уплачивать их надо по-прежнему в ФСС.

Предприниматели уплачивают страховые взносы за себя в другие сроки. Взносы за прошедший год нужно уплатить до его окончания или в ближайший следующий рабочий день. За 2019 год деньги перечисляйте в налоговую до 31 декабря, а если ваш доход превысил 300 000 рублей, то сумму доплаты переведите в ИФНС до 1 июля 2020 года.

Читайте также:  Учет реализации и расчетов с покупателями

Автор статьи: эксперт Контур.Бухгалтерии Наталья Потапкина

Ведите учет в Контур.Бухгалтерии — удобном онлайн-сервисе для расчета зарплаты и отправки отчетности в ФНС, ПФР и ФСС. Сервис подходит для комфортной совместной работы бухгалтера и директора.

COVID-19: налоговые сверхполномочия Правительства, НДФЛ на доходы по вкладам, страховые взносы

Юридическая компания Пепеляев Групп сообщает о принятии Государственной Думой 31 марта 2020 г. Федерального закона[1], предусматривающего первые законодательные налоговые меры по поддержке экономики в условиях пандемии коронавируса.

1. Правительство РФ в период с 1 января по 31 декабря 2020 г. наделяется правом издания нормативно-правовых актов, которые могут изменять и/или дополнять нормы Налогового кодекса по следующим вопросам:

– приостановление, отмена или перенос на более поздний срок назначения и проведения налоговых проверок, продление сроков направления и исполнения требований об уплате налогов, а также решений о взыскании;

– продление установленных Кодексом сроков уплаты налогов, сборов, страховых взносов, в т.ч. по региональным и местным налогам;

– продление сроков представления в налоговые органы налоговых деклараций (расчетов), бухгалтерской (финансовой) отчетности и (или) иных документов;

– определение дополнительных оснований предоставления в 2020 г. отсрочки (рассрочки) по уплате налогов, страховых взносов, пеней, штрафов, процентов, изменение порядка и условий ее предоставления;

– определение оснований и условий неприменения или особенности применения способов обеспечения исполнения обязанности по уплате налогов, сборов, страховых взносов;

– определение оснований и условий неприменения ответственности за непредставление (несвоевременное представление) в налоговые органы налоговых деклараций (расчетов), бухгалтерской (финансовой) отчетности и (или) иных документов (сведений).

Органы региональной исполнительной власти наделяются правом продлить сроки уплаты региональных и местных налогов, если соответствующие меры не были введены Правительством РФ, либо устанавливать более длительные сроки продления, в том числе для отдельных категорий налогоплательщиков.

Аналогичные расширенные полномочия Правительства РФ на период с 1 января по 31 декабря 2020 г. устанавливаются и в Федеральном законе от 24.07.1998 № 125-ФЗ «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний», в том числе по следующим вопросам: продление сроков уплаты страховых взносов, сроков представления расчетов и (или) иных документов, сроков направления и исполнения требований об уплате недоимки по страховых взносам, пеней и штрафов, а также сроков принятия решений о взыскании; установление дополнительных оснований предоставления в 2020 г. отсрочки (рассрочки) по уплате страховых взносов, пеней и штрафов; установление оснований и условий неприменения ответственности.

Акты Правительства РФ могут предусматривать их применение к правоотношениям, возникшим с 1 января 2020 г.

Правительство и органы исполнительной власти субъектов на текущий год наделяются широкими полномочиями по основным вопросам налогообложения и налогового администрирования, которые в обычное время являются прерогативой законодателя. По нашему мнению, соответствующие акты должны приниматься не в ущерб правам налогоплательщиков, а исключительно в целях устранения негативного эффекта на экономику пандемии коронавируса и принятых в связи с нею ограничительных мер.

2. Для целей Кодекса уточнено понятие «рабочий день», которым считается день, не признаваемый выходным, нерабочим праздничным и (или) нерабочим днем. Соответственно, когда истечение установленного НК РФ срока приходится на такой день, днем окончания срока считается первый рабочий день.

Данная поправка позволяет устранить возникшую неопределенность о том, как должны исчисляться сроки, приходящиеся на объявленные Президентом РФ нерабочие дни с 30 марта по 3 апреля 2020 г. В частности, это касается срока подачи отчетности по налогу на прибыль за 2019 г.

3. Отменен особый порядок определения налоговой базы при получении доходов в виде процента (купона), получаемого налогоплательщиком по обращающимся облигациям российских организаций, номинированным в рублях и эмитированным после 1 января 2017 г. Теперь такие доходы будут облагаться в общем порядке с иными доходами по операциям с ценными бумагами.

4. С 1 января 2021 г. совокупные доходы физического лица в виде процентов, полученных по всем вкладам (остаткам на счетах) в банках, находящихся на территории РФ, подлежат обложению НДФЛ по ставке 13% в части, превышающей сумму процентов, рассчитанную как произведение 1 миллиона рублей и ключевой ставки ЦБ РФ, действующей на первое число соответствующего календарного года.

От налогообложения освобождаются доходы по вкладам (остаткам на счетах) в рублях в банках, находящихся на территории РФ, процентная ставка по которым в течение всего налогового периода (года) не превышает 1% годовых, а также по счетам эскроу.

При получении доходов в виде процентов в иностранной валюте, такие доходы пересчитываются в рубли по официальному курсу ЦБ РФ, установленному на дату фактического получения дохода.

Расчет суммы налога, подлежащего уплате по итогам года, осуществляется налоговым органом на основании представленных банками не позднее 1 февраля следующего года сведений о суммах выплаченных процентов (за исключением процентов по рублевым вкладам, процентная ставка по которым в течение всего года не превышала 1% годовых, и по счетам эскроу) в отношении каждого физического лица, которому производились такие выплаты в течение налогового периода.

Уплата налога физическими лицами осуществляется на основании направленных налоговыми органами уведомлений не позднее 1 декабря года, следующего за годом получения доходов в виде процентов.

До сих пор доходы в виде процентов по вкладам (остаткам на счетах) подлежали обложению НДФЛ только в случае превышения процентной ставки более чем на 5 п.п. над ставкой рефинансирования ЦБ РФ (по валютным вкладам – 9% годовых), поэтому фактическое налогообложение процентных доходов физических лиц НДФЛ не осуществлялось. Новые нормы вводятся в строгом соответствии с положениями п. 1 ст. 5 НК РФ (не ранее следующего налогового периода).

Использование ключевой ставки ЦБ РФ для определения необлагаемой суммы дохода применительно к общей сумме вкладов (остатков на счетах) в пределах 1 миллиона рублей позволяет исключить вопросы определения налоговой базы при наличии у физического лица нескольких вкладов (счетов) с разными процентными ставками.

5. Предусмотрены пониженные тарифы страховых взносов для плательщиков, признаваемыми субъектами малого и среднего предпринимательства (подп. 16 п. 1 статьи 427 НК РФ).

Для указанных плательщиков начиная с 2021 г. применяются следующие пониженные тарифы страховых взносов:

  • 10% – на обязательное пенсионное страхование (как в пределах установленной предельной величины базы для исчисления страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, так и сверх предельной величины[2]);
  • 0 % – на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством;
  • 5% – на обязательное медицинское страхование.

Несмотря на то, что пониженные тарифы улучшают положения налогоплательщика они устанавливаются с 01.01.2021.

Однако Закон специально определяет, что в период с 1 апреля 2020 года до 31 декабря 2020 года для субъектов МСП будут действовать такие же пониженные ставки тарифов страховых взносов, что вводятся в действие в 01.01.2021.

Пониженный тариф страховых взносов как на период с 01.04.2020 по 31.12.2020, так и с 2021 г. будет применяться, как и предлагал Президент РФ, только в отношении той части выплат в пользу физического лица, которая превышает величину МРОТ (в настоящее время 12 130 руб.). В отношении величины выплат, не превышающей или равной МРОТ, сохраняются общие ставки тарифов страховых взносов (статья 425 НК РФ):

  • 22% и 10% на обязательное пенсионное страхование (в пределах установленной предельной величины и сверх такой величины соответственно);
  • 2,9% – на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством;
  • 5,1% – на обязательное медицинское страхование.

Таким образом, анонсированное 25 марта 2020 г. Президентом РФ снижение в два раза с 30% до 15% размера страховых взносов для малых и средних предприятий (на суммы зарплаты, превышающую минимальный размер оплаты труда) фактически учтено в Законе.

6. Вносятся соответствующие изменения в статью 33 Федерального закона от 15.12.2001 № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации», в частности пониженные тарифы страховых взносов для страхователей, признаваемых субъектами малого и среднего предпринимательства.

Начиная с 2021 года для таких страхователей – субъектов МСП будут применяться следующие тарифы страховых взносов:

  • в пределах установленной предельной величины базы для исчисления страховых взносов на обязательное пенсионное страхование:

– 22% – в отношении части выплат в пользу застрахованных лиц, определяемой по итогам каждого календарного месяца, не превышающей величину МРОТ;

– 10% – в части превышения над величиной МРОТ.

  • сверх предела установленной предельной величины базы для исчисления страховых взносов на обязательной пенсионное страхование:

– 10% – в отношении части выплат в пользу застрахованных лиц, определяемой по итогам каждого календарного месяца, не превышающей величину МРОТ;

– 10% – в части превышения над величиной МРОТ.

Там же утверждены таблицы тарифов страховых взносов по обязательному пенсионному страхованию на финансирование страховой пенсии и накопительной пенсии, распределяемые Пенсионным фондом РФ на основании данных индивидуального (персонифицированного) учета в соответствии с выбранным застрахованным лицом вариантом пенсионного обеспечения (0,0 или 6,0 процента на финансирование накопительной пенсии).

Точно такие же ставки страховых взносов для страхователей, признаваемых субъектами МСП, предусмотрены и на период с 1 апреля 2020 до 31 декабря 2020 года. Положения Закона в этой части распространяются на период с 01.04.2020, несмотря на более позднее вступление его в силу.

[1]Федеральный закон «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации»

[2] Предельная величина установлена на 2020 год Постановлением Правительства РФ от 06.11.2019 № 1407 и составляет в отношении каждого физического лица сумму, не превышающую 1 292 000 рублей нарастающим итогом с 1 января 2020 г.

Страховые взносы в 2021-2023 гг.

Установлены размеры по страховым взносам на ОМС и на пенсионное страхование, которые должны будут уплачивать в 2021-2023 гг. предприниматели, адвокаты, нотариусы и прочие лица, которые занимаются частной практикой.

Президентом РФ была утверждена величина страховых взносов на пенсионное страхование и ОМС для тех, кто занимается частной практикой. Новая ставка будет действовать два года – с 01.01.2021 по 31.12.2023 гг. Соответствующий закон № 322-ФЗ подписан президентом Российской Федерации.

Напомним, до 31.12.2020 года величина ставки по страховым взносам устанавливалась статьей 430 Налогового кодекса Российской Федерации. Действуют установленные ставки уже почти три года – с 2018.

Согласно поправкам к 430 статье Налогового кодекса, утвержденным 322-ФЗ, начиная с 2021 года, размер ставки по страховым взносам останется таким же, каким он был в 2020 году. Зато, начиная с 2022 года, величина ставки страховых взносов на ОМС и на пенсионное страхование начнет расти. Увеличение будет определяться темпами роста размера среднемесячной начисленной заработной платы сотрудникам в соответствии с прогнозами Министерства экономического развития Российской Федерации.

Таким образом, с 01.01.2021 года для сотрудников частной практики будут действовать следующие ставки по взносам на обязательное медицинское страхование:

  • 8 426 руб. в 2021 году;
  • 8 776 руб. в 2022 году;
  • 9 119 руб. в 2023 году.

В свою очередь, с 01.01.2021 года величина страховых взносов на пенсионное страхование составит (для индивидуальных предпринимателей, которые не делают выплаты физлицам):

  • 32 448 руб. в 2021 году;
  • 34 445 руб. в 2022 году;
  • 36 723 руб. в 2023 году.

Используйте СБИС Электронная отчетность для автоматического и корректного расчета величины ставок по всем стразовым взносам независимо от того, к какой отрасли относится ваша организация.

Справка для бухгалтера

Выплата фиксированных взносов по ОМС и пенсионному страхованию должна производиться не позднее последнего дня в году (то есть 31 декабря). В случае, когда 31 декабря является праздничным или выходным днем, то дедлайн переносится на ближайшие рабочий день, следующий за ним. Предприниматели могут вносить всю сумму единовременно или выплачивать ее частями в течение года.

Если годовой доход превышает триста тысяч рублей, то необходимо доплачивать страховые взносы на пенсионное страхование. Для этого платежа установлен другой дедлайн – 1 июля следующего за отчетным года. В случае снятия ИП с учета необходима оплата страховых взносов в пятнадцатидневный срок. То же касается прекращения деятельности адвокатов, нотариусов и других лиц, которые занимаются частной практикой.

СБИС Сверка возьмет все платежи с государственными органами под контроль: проверит уплаченные налоги, снизит риски доначислений, организует автоматическую сверку с бюджетом.

Обращайтесь к нашим специалистам, если у вас остались вопросы!

Страховые взносы

К страховым взносам во внебюджетные фонды относятся взносы:

Сроки сдачи отчетности можно найти в Календаре налогоплательщика.

Все материалы

ФНС РФ: Письмо № БС-4-11/16740@ от 13.10.2020

Какие доходы IT-компании учитываются для права на пониженные взносы

С 2021 года для IT-компаний устанавливаются следующие пониженные тарифы страховых взносов:

  • на ОПС — 6,0 %;
  • на ОСС — 1,5 %;
  • на ОМС — 0,1 %.

Речь идет о следующих налогоплательщиках:

российские организации, которые осуществляют деятельность в области IT, разрабатывают и реализуют разработанные ими программы для ЭВМ, базы данных на материальном носителе или в форме электронного документа по каналам связи независимо от вида договора или оказывают услуги (выполняют работы) по разработке, адаптации, модификации программ для ЭВМ, баз данных (программных средств и информационных продуктов вычислительной техники), устанавливают, тестируют и сопровождают программы для ЭВМ, базы данных.

Минфин в письме № 03-15-06/87608 от 07.10.2020 разъяснил, какие доходы имеются в виду.

В НК говорится о следующих доходах:

от реализации экземпляров разработанных программ для ЭВМ, баз данных, передачи исключительных прав на разработанные программы для ЭВМ, базы данных, предоставления прав использования указанных программ для ЭВМ, баз данных по лицензионным договорам, в том числе путем предоставления удаленного доступа, включая обновления к ним и дополнительные функциональные возможности, через Интернет, от оказания услуг (выполнения работ) по разработке, адаптации и модификации программ для ЭВМ, баз данных (программных средств и информационных продуктов вычислительной техники), а также услуг (работ) по установке, тестированию и сопровождению указанных программ для ЭВМ, баз данных (за исключением доходов от предоставления прав использования программ для ЭВМ, баз данных (в том числе путем предоставления удаленного доступа к ним через Интернет), если такие права состоят в получении возможности распространять рекламную информацию в Интернете или получать доступ к такой информации, размещать предложения о приобретении (реализации) товаров (работ, услуг), имущественных прав в сети Интернет, осуществлять поиск информации о потенциальных покупателях (продавцах) или заключать сделки).

— доходы от передачи исключительных прав на разработанный ею интернет-сайт;

— доходы от оказания услуг (выполнения работ) по модификации интернет-сайта, в том числе несобственной разработки, а также доходы от оказания услуг (выполнения работ) по сопровождению интернет-сайта, разработку или модификацию которого организация осуществляла.

При этом нельзя учесть в составе льготных доходы от предоставления организацией прав использования разработанного ею интернет-сайта другой организации (лицензиату) по лицензионному договору, если такие права состоят в получении лицензиатом возможности распространять рекламную информацию в сети Интернет или получать доступ к такой информации, размещать предложения о приобретении (реализации) товаров (работ, услуг), в сети Интернет, осуществлять поиск информации о потенциальных покупателях (продавцах) и (или) заключать сделки.