Уровень безработицы в Финляндии: выплата пособия в 2020-2021 году

Безработица в Финляндии

Безработица в Финляндии, как и в других странах, является важной социальной проблемой. При её решении финны пошли не самым лёгким путём и создали разветвлённую систему субсидий. В 2020 году планируется ввести некоторые коррективы, но пока всё остаётся по-прежнему.

Особенности рынка труда

Безработица в Финляндии имеет средний уровень по Европе. К концу 2017 года она составила 11%. В то же время уровень занятости среди всего трудоспособного населения упал до 68%.

Несмотря на схожесть с соседними странами, рынок труда в Финляндии имеет свои особенности. Специфика экономики обуславливает повышенный спрос на квалифицированные кадры. 85% людей с высшим образованием имеют постоянную работу в Финляндии. Оставшаяся их часть может рассчитывать на трудоустройство в течение короткого времени.

Безработица среди людей без специального образования гораздо выше. Около половины из них постоянно ходит в службу занятости и живёт на пособие по безработице.

К 2020 году финны добились самого низкого уровня безработицы в Европе среди женщин.

В то же время среди молодёжи числится очень много безработных. Но это легко объяснить. В сложившейся ситуации молодые люди стремятся получить специальное образование в Финляндии и, вместе с тем, возможность получить достойную должность.

Размер государственных выплат зависит от ситуации. В Финляндии действует сразу несколько вариантов пособий.

Основное

На основное пособие может претендовать житель Финляндии в возрасте от 17 до 64 лет, если он:

  • имеет общий трудовой стаж за последние 2 года минимум 10 месяцев;
  • стоит на бирже труда;
  • подал документы на государственное обеспечение спустя 7 дней после обращения в службу занятости;
  • не имеет постоянной работы или места учёбы;
  • имеет возможность работать на полную ставку. В поисках частичной занятости субсидия не выдаётся.

Выплата начисляется по количеству рабочих дней в неделю и возможна только в течение 500 дней. Если у претендента на пособие есть дети, за каждого из них начисляется надбавка. Общий размер никак не зависит от полного семейного дохода.

Профсоюзная помощь

Чтобы получить это пособие, нужно минимум 10 месяцев быть членом профсоюза рабочих. Финские союзы создают специальные кассы страхования, из которых и выплачивается помощь потерявшим работе. Сумма в этом случае зависит от получаемой ранее зарплаты в Финляндии, и чаще всего она намного больше стандартных выплат.

Поддержка осуществляется в течение 500 дней или до момента получения новой работы.

Тенденции развития социальной поддержки безработным

В 2018 году в Финляндии введено единое пособие для всех категорий безработных. Сумма на каждого нуждающегося – 800 евро в месяц. В отличие от прежних денежных поступлений, эта сумма не будет облагаться налогом.

Реформа будет проводиться в 2 этапа. На первом частично останутся прежние субсидии, и все безработные начнут получать 550 евро каждый месяц. На втором этапе 800 евро полностью заменят все существующие льготы и пособия для безработных граждан.

В январе 2017 года правительство Финляндии повысило прожиточный минимум на 120 евро. Примерно на эту же сумму возросли пособия безработным. За вычетом налогов сейчас оно составляет примерно 540 евро. Точную сумму сказать невозможно из-за сложной системы расчётов и индивидуальных параметров расчёта суммы субсидий.

На данный момент система социальной помощи безработным немного запутанная. Нужно знать все тонкости, чтобы чётко понимать, какое именно пособие можно получить. Здесь играет роль образование, опыт работы, стаж на последнем месте и причина увольнения.

Следует помнить, что в определённых случаях на размер выплат как в позитивную, так и в негативную сторону влияет и состав семьи.

Материальная помощь безработным

Это пособие предназначено для тех, кто отвечает условиям:

  1. Ещё никогда не работал, или общих стаж за последние 2 года составляет меньше 10 месяцев.
  2. Нет противопоказаний к работе, и человек уже состоит на бирже труда.
  3. Не может найти подходящей вакансии или поступить на обучение.
  4. Встал на биржу не ранее 5 дней назад.
  5. Уже получал другую материальную поддержку в течение максимального периода – 500 дней.

Выплачиваемая сумма зависит от совокупного дохода. Если заработка супруга хватает на прожиточный минимум всем членам, велика вероятность, что в материальной помощи откажут.

Когда пособие не выплачивается

В законодательстве Финляндии предусмотрены ситуации, когда государство в праве временно отказать в выплате материальной помощи безработным:

  1. Если человек с образованием в течение полугода не являлся на биржу труда или отказался от работы, соответствующей его квалификации. Срок отказа – 2 месяца, но он сокращается до 1 в случае работы в течение 5 дней на предоставленном месте.
  2. При увольнении с последнего места работы по собственному желанию человек должен 3 месяца содержать сам себя.
  3. Право на получение помощи отменяется, если безработный 2 раза отказался от предложенной работы. Возобновить это право можно, если 3 месяца отработать или пойти учиться.

В течение первых 3 месяцев после постановки на биржу труда можно отказываться от предложенных должностей, но только если они не соответствуют уровню образования или квалификации соискателя.

Адаптация иммигрантов

Как и в прежние годы, в 2020 все, кто иммигрировал в Финляндию, имеют право на получение пособия по адаптации. Схема рассчитывается так же, как и материальная помощь безработным. Но для получения полной сумм, соискатель обязан активно принимать участие в программе адаптации. Если иммигрант отказывается от курсов переквалификации, пропускает занятия, не соглашается на предоставленную должность, выплаты могут уменьшить или отменить совсем. Повторно обратиться за получением пособия можно будет только спустя 3 месяца.

Стоит помнить, что иммигрантам, заинтересованным в помощи, не стоит спорить с сотрудниками биржи труда. Они действуют в соответствии с законом, а создание конфликта лишь усложнит положение.

Если в период адаптации подходящая работа так и не была найдена, можно получить стандартную материальную помощь безработным Финляндии.

Пособие матери-одиночке

Рожать и воспитывать детей сейчас – это дорогостоящий длительный процесс. Ситуация усугубляется, когда малыши растут они в неполных семьях. Одинокая мать не всегда может обеспечить должный материальный уровень. Раньше таких женщин государство поддерживало, предоставляя всевозможные денежные доплаты и субсидии.

Введение

Получить их можно и в 2019 году, но основным условием для этого будет не одинокий статус родителя, а его материальное положение. Основная часть регионов каждый месяц предоставляет выплаты родителям, если уровень их дохода не компенсирует величину прожиточного минимума на всех членов семьи. Одинокая мать тоже может их получать.

Льготы в отношении единственного родителя больше зависят от местных властей. И предоставляются на основании региональных нормативных актов. Самый обширный перечень льготного обеспечения предусмотрен для жителей столицы.

На федеральном же уровне основные льготы действуют в области ТК РФ и связаны с дополнительными отпусками и порядком расторжения трудовых отношений.

Кто имеет статус матери-одиночки?

На законодательном уровне статус матери-одиночки в России не имеет единого определения. Для его установления используют пояснения относительно единственного родителя, который содержится в Письмах Минфина (например, в Письме № 03-04-05/1-657 от 23.05.2012).

Матерью-одиночкой будет считаться женщина, соответствующая следующим условиям:

  • Она родила детей вне брака. Она могла в нем никогда не состоять или родить по прошествии 300 дней с момента официального расторжения.
  • Она усыновила детей, не будучи замужем.
  • Официальный супруг (действующий или бывший) оспорил свое отцовство по суду.

В свидетельстве о рождении ребенка такой женщины напротив сведений об его отце должен стоять прочерк или пояснительная запись, что данные вносятся со слов матери.

Как оформить пособие в 2020 – 2021 году?

На федеральном уровне дополнительных пособий матерям-одиночкам в 2019 году не предусмотрено. Они могут получать те выплаты, которые полагаются всем матерям с маленькими детьми:

  • Единовременное пособие по беременности и родам. Оформляется по месту работы, если женщина – наемный работник и в отделении соцзащиты, если она – студентка, ИП и пр.
  • Выплата за раннюю постановку на учет в ЖК при беременности.
  • Единовременная выплата при рождении ребенка. Подают документы по месту работы или в ФСС, если женщина – не наемный работник.
  • Ежемесячные детские пособия по уходу до достижения возраста полутора лет. Оформляют по месту работы. Безработные – в отделении соцзащиты.
  • Ежемесячные пособия на детей от полутора до трех лет. Размер выплаты составляет всего 50 руб. Получают только официально трудоустроенные матери-одиночки. Тем, кто не успеет оформить до конца 2019 года, выплачивать его не будут.
  • Малоимущая мать может получить путинские выплаты на первого и второго ребенка (ФЗ РФ № 418 от 28.12.2017). На одного за ними нужно с подтверждающими документами обращаться в соцзащиту. При рождении второго – в ПФР.

Дополнительные льготы матерям-одиночкам

На особые денежные льготы матери, воспитывающие в одиночку детей, могут не рассчитывать. На уровне федерального законодательства им лишь полностью или частично компенсируют покупку лекарств на детей по рецептам врача.

Плюс одинокая мама может рассчитывать, что ее малыша в первой очередности зачислят в детский сад.

Все прочее льготное обеспечение относится ко всем российским гражданам с низким уровнем дохода. Если женщина соответствует требованиям федерального и местного законодательства, она может рассчитывать на:

  • Ежемесячную субсидию. Размер ее варьируется по регионам. Как правило, зависит от уровня прожиточного минимума.
  • Компенсацию оплаты услуг ЖКХ. Обычно составляет она 50 % от основной стоимости.
  • Бесплатные продукты из молочной ухни.

А еще единственные родители вне зависимости от пола имеют право на налоговые преференции. Они могут оформить двойной налоговый вычет.

Плюс им полагается по желанию дополнительный неоплачиваемый отпуск на срок 2 недели. И такую женщину нельзя сократить на работе, пока ребенку не исполнится 14 лет.

Сумма пособия матерям в Москве и Санкт-Петербурге

Матери-одиночки из обеих российских столиц могут рассчитывать на дополнительные региональные пособия. Если такая женщина постоянно зарегистрирована в Москве, она кроме стандартных федеральных выплат получит:

  • Дополнительную выплату по БиР от 7 тыс. до 9, 7 тыс. руб.
  • Компенсацию при рождении (усыновлении) от 5,5 тыс. до 14,5 тыс. руб.
  • Единовременную лужковскую выплату при рождении, если на этот момент мать-одиночка не достигла 30 лет от 93,9 тыс. до 187,8 тыс. руб.
  • Ежемесячную выплату на детей до трех лет – 15 тыс. руб., на детей до 18 лет – 6 тыс. руб.
  • Ежемесячную выплату на ребенка-инвалида – 12 тыс. руб.
  • Ежемесячную компенсацию в связи с удорожанием стоимости жизни – 750 руб.
  • Ежемесячную компенсацию удорожания питания на детей до трех лет – 675 руб.; от трех до окончания учебы в вузе – 1 тыс. 875 руб.
  • Многодетные матери могут рассчитывать на дополнительные выплаты на детей до трех лет – 2,5 тыс. руб.
  • В Санкт-Петербурге дополнительно предоставят:
  • Ежемесячную выплату на малыша до полутора лет в размере 3 тыс. 552 руб.
  • Ежемесячную сумму на ребенка до семи лет – 1 тыс. 318 руб.

Заключение

Статус одинокой матери в России не приносит особых материальных дивидендов. На федеральном уровне выплат для них не предусмотрено. Но в ряде регионов такие предоставляют, поэтому вопрос всегда нужно уточнять в ближайшем отделе соцзащиты. Зато такую женщину согласно ТК РФ не получится уволить в связи с сокращением штата, и ее дети поступят в детский сад вне очереди, плюс ей предоставят дополнительный отпуск.

Основная часть льгот для таких родителей связана не с их одиноким статусом, а с материальным положением. Например, если оно находится на низком уровне, маленькая семья может претендовать на путинские выплаты и на местные дотации для людей с низким доходом. Исключением является лишь ряд регионов, включая Москву, которые не ставят предоставление выплат только в зависимость от материального положения.

Если же мама хорошо зарабатывает, государство будет предоставлять ей стандартную поддержку, полагающуюся для всех без исключения родителей.

Безработные в Финляндии: как без труда прожить на деньги государства

Есть такая профессия – жить на пособие

В конце 2017 года в Финляндии разразился скандал. Некто Осси Нюман издал книгу о том, как не работать и жить на государственные пособия. Осси называет себя идейным безработным. По его мнению, государство должно платить своим гражданам общественную зарплату, а граждане уж сами решат, хотят они работать или нет. Сам Осси, судя по его мемуарам, за свои 40 лет фактически не трудился ни одного дня, но никогда не испытывал ни угрызений совести, ни материальных затруднений.

Фото: hyser.com

«Наглость» – так называется учебник по тунеядству – расколола финское общество. Противники Осси Нюман назвали его лентяем и приспособленцем. А социальные службы заявили, что приостанавливают хитроумному безработному выплату всех пособий.

Однако нашлись у ушлого финна и сторонники. После публикации книги Осси, по его словам, получил сотни писем от таких же профессиональных бездельников, которые тоже живут за государственный счёт, но стесняются говорить об этом открыто.

Показательно, что «Наглость» вмиг стала бестселлером. Добропорядочные финны за считанные недели смели книгу с полок. Так что, несмотря на показное общественное порицание, у Осси Нюман оказалось немало сочувствующих и единомышленников.

На что живут безработные

В Финляндии существует два вида пособий по безработице: базовое и пособие от профсоюза .

Вы можете рассчитывать на пособие по безработице в Финляндии, если:

  • Находитесь в возрасте о от 17 до 65 лет
  • Являетесь гражданином страны или имеете вид на жительство в Финляндии
  • Зарегистрированы в качестве безработного в Бюро ТЕ (Управление труда и экономического развития Финляндии)
  • Ищите работу на полный рабочий день
  • Трудоспособны и согласны пойти на предложенную работу

Если новоиспечённый безработный до своего увольнения состоял в профсоюзе и, соответственно, платил членские взносы, он может рассчитывать на поддержку из профсоюзной кассы. Сумма пособия индивидуальна для каждого обратившегося, так как зависит от размера прежней зарплаты. К примеру, если человек получал 3000 евро в месяц, его пособие будет составлять около 1800 евро. Выплачивается профсоюзное пособие в течение 400 дней.

Фото: mtv.fi

Если безработный в профсоюзе не состоял или ранее по каким-либо причинам не работал вовсе, то у него одна надежда – на базовое пособие. Его размер фиксированный и значительно меньше профсоюзного. Оно составляет 32 евро за рабочий день – из расчета 5 рабочих дней в неделю. В месяц после вычета налогов получается примерно 680 евро . Если в семье есть дети, то безработному за одного ребёнка будут доплачивать 5,23 евро в день, за двух – 7,89, за трёх и более – 9,90. Кроме того, есть доплата за посещение языковых курсов (теми, для кого изучение языка актуально) – 9 евро в день. Дополнительные деньги также можно получать, если посещать специальные мероприятия, которые могут помочь в трудоустройстве: пробные рабочие дни в различных сферах, уроки по написанию грамотного резюме или правильному поведению на собеседованиях, курсы переквалификации и многое другое. Предполагается, что, посещая подобные встречи и занятия, соискатель показывает свою заинтересованность в поиске работы, а социальные службы поощряют это рвение. В итоге максимальное базовое пособие активного безработного с несколькими детьми может составлять около 1000 евро. Выплачивается базовое пособие, как и профсоюзное, в течение 400 дней, если трудовой стаж больше трёх лет, и 300 дней – если меньше .

Те, кто получает базовое пособие по безработице также имеют право на сторонний доход. Главное, чтобы ежемесячный заработок «на стороне» не превышал 300 евро. Если человек заработал больше, могут возникнуть проблемы – вплоть до приостановки выплат пособия.

Если в течение 400 дней человек так и не нашёл работу, то и тогда без помощи государство его не оставит. Ему назначается так называемое пособие по поддержке на рынке труда. Оно, как и базовое, составляет 32,4 Евро за рабочий день. Но, в отличие от базового, на размер этого пособия влияют иные доходы человека. Например, оно будет уменьшено, если супруг безработного зарабатывает более 1700 евро в месяц. А если супруг зарабатывает более 2800 евро в месяц, то пособие и вовсе не положено. Зато срок выплат не ограничен ничем, кроме наступления пенсионного возраста. То есть, теоретически, человек может жить сначала на одно пособие по безработице, затем – на другое, а потом, по достижении 65 лет, – на пенсионные выплаты. Однако, при видимом благополучии, все не так просто.

Читайте также:  Студенческая, туристическая виза во Францию

Деньги, которые трудно получить и легко потерять

Социальные службы могут изменить размер пособия или полностью его отменить, если видят, что человек раз за разом отказывается от предложенных вакансий . Но ведь профессиональному безработному Осси Нюман каким-то образом удавалось много лет подряд обходить систему!. По его словам, он приходил на все собеседования, куда его направляли, но с порога заявлял работодателю, что работать не желает, а пришёл только для того, чтобы не потерять пособие. Естественно, его на работу не брали. Осси отчитывался социальным службам об очередной неудаче и спокойно отправлялся отдыхать на любимый диван. Формально Нюман ничего не нарушал: он всего лишь честно отвечал на вопросы кадровиков. И все-таки идти по стопам Осси Нюман не стоит, особенно, если учесть, что после публикации его книги социальные службы Финляндии стали куда более придирчивы к поведению своих клиентов.

Фото: helsinkitimes.fi

Иммигранты, получившие вид на жительство в Финляндии, также имеют право на пособие . Иногда его называют пособием по адаптации, оно рассчитывается примерно также, как базовое по безработице, и их размеры примерно одинаковы. Никаких поблажек для вновь прибывших финские социальные службы не делают: если человек отказывается от курсов переквалификации, пропускает занятия, не соглашается на предложенную работу, выплаты могут приостановить. Повторно обратиться за пособием можно будет только через три месяца.

Также сложности с получением пособия по безработице могут быть у тех, кто уволился по собственному желанию. В этом случае первые три месяца человек должен содержать себя самостоятельно . Причём для социальных служб нет разницы, было ли последнее место работы в Финляндии или, например, в России.

Новоприбывшим в Финляндию важно помнить, что временное разрешение на пребывание (Oleskelulupa B) не даёт права на получение пособия по безработице . Такое разрешение выдаётся, например, тем кто приехал в Финляндию учиться или жить к партнеру. Обычно сроком на год, с возможностью продления. В дальнейшем вместо временного разрешения человек может получить постоянный вид на жительство. Но пока он живет по временному, многие льготы на него не распространяются.

Но и в такой ситуации не все безнадежно. В этом на своём примере убедился житель Петрозаводска Роман Михайлов. В 2017 году он переехал с семьей в Финляндию и теперь делится в социальных сетях рассказами о жизни в чужой стране. Роман, как обладатель временного разрешения на пребывание, не мог рассчитывать на пособие, но все же обратился в Управление труда и экономического развития Финляндии. Там ему составили индивидуальный план поиска работы и предложили участвовать в мероприятиях направленных на скорейшее трудоустройство. В январе 2017 Роман побывал на 10 таких мероприятиях, за каждое ему заплатили по 9 евро – всего 90. Конечно, говорить о том, что 90 евро – значительная сумма в Финляндии, не приходится, но ведь и дали её практически просто так.

Базовый доход в Финляндии: социальная утопия или шаг в светлое будущее?

Другие льготы безработным

Итак, максимальное пособие по безработице на семью с детьми со всеми доплатами вряд ли будет превышать 1000 евро. Прожить на такую сумму в Финляндии очень непросто. Но безработным положен ряд дополнительных выплат. Самая важная из них – жилищное пособие. Оно никогда не покрывает всей стоимости жилья, но все-таки может стать подспорьем .

Также безработные, как и другие жители Финляндии, могут подать заявку на пособие для поддержки доходов. Социальные службы высчитывают размер этого пособия индивидуально для каждого обратившегося таким образом, чтобы его хватало на расходы на питание, транспорт, другие обязательные траты. Сумма может быть и 100, и 600 евро .

Безработные могут рассчитывать также на оплату им и детям медицинской страховки и услуг стоматолога, кроме протезирования зубов, компенсацию стоимости лекарств для детей.

Фото: terveyskyla.fi

Борьба с безработицей

Сегодня пособия, сопутствующие выплаты и льготы человеку, оставшемуся без работы в Финляндии, позволяют выжить. Но вряд ли шиковать. Если только он не является последователем Осси Нюман, посвятившего свою жизнь «выбиванию» выплат у социальных служб.

По данным финских властей, таких, как Осси Нюман, с каждым годом становится все больше. Сегодня в Финляндии статус безработных имеют около 200 тыс. человек (при численности население на 2018 год в чуть более 5,5 млн человек). Большая часть из них – люди без специального образования и молодёжь. Более 20% финских мужчин в возрасте от 20 до 24 лет не работают, не учатся, и не стремятся заниматься ни тем ни другим. Газета «Talouselama» («Экономика») со ссылкой на социальные службы страны сообщает, что в 2016 году на пособия по безработицы Финляндия потратила больше 5 миллиардов евро . Финские чиновники заявили, что это катастрофа, и система государственной поддержки безработных требует изменений, иначе бюджет страны не выдержит нагрузки.

Сначала финские власти попытались действовать методом пряника, начав эксперимент по внедрению безусловного базового дохода.

Смысл эксперимента был в том, что в начале 2017 года 2 тыс. случайным путём выбранных безработных начали вместо своего пособия по безработице получать ежемесячно 560 евро базового дохода. В отличие от пособия эти выплаты не прекращались ни при каких обстоятельствах, даже если человек находил работу. Расчёт был на то, что человек, имея гарантированный доход будет более охотно соглашаться на предлагаемые ему непрестижные и низкооплачиваемые вакансии. Но идея не выдержала проверки реальностью: 2 тыс.счастливчиков обрадовались гарантированным деньгам, но пополнять армию дворников и почтальонов отказались.

Тогда власти Финляндии вспомнили про кнут: свернули эксперимент с безусловным доходом и начали закручивать гайки. С начала 2018 года в силу вступил закон о так называемой «модели активности»: если безработный не проявляет достаточной активности в поиске работы, его пособие будет сокращено на 4, 65% . «Проявлять активность» – значит, участвовать в различных мероприятиях, направленных на поиск работы, отправлять резюме, а также отработать минимум 18 часов за три месяца. За эти 18 часов работы или стажировки безработный должен заработать минимум 124 евро (6, 91 Евро в час), но не более 300 евро, иначе размер пособия будет уменьшен.

В апреле 2018 года пенсионное управление Финляндии (KELA) подвело первые итоги: с новыми условиями справились только 52,3% безработных. Пособия остальных были урезаны.

Фото: telesurtv.net

Закон подвергался критике со стороны профсоюзов, а безработные и сочувствующие устроили митинги протеста, но отменять поправки власти Финляндии не собираются. Вместо этого планируют новые ужесточения.

Одно из нововведений, которое должно вступить в силу в 2020 году, предполагает, что безработный должен подавать как минимум одно резюме в неделю и еженедельно отчитываться социальным службам о полученных отказах работе . Если это условие не будет выполняться, человеку грозит приостановка выплаты пособия на срок до 60 дней.

Также финские чиновники предлагают обязать безработных переезжать из бесперспективных с точки зрения занятости районов туда, где, по мнению экспертов рынка труда, найти работу более реально.

Фото: snowchange.org

Пока «принудительное переселения» только обсуждается на уровне идей и предложений, но, если чиновники заговорят об этом серьёзно, Финляндию может ожидать волна митингов и протестов.

Вопросы и уроки экономического кризиса 2020 года

Экономика РФ: уточнение прогноза до 2024 года

  • Обновление прогноза на 2020–2024 годы состояло в учете негативного эффекта пандемии коронавируса, последствий прекращения и возобновления сделки ОПЕК+ для конъюнктуры нефтяного рынка и влияния компенсирующих мер Правительства РФ и Банка России на российскую экономику. Необходимые карантинные меры в рамках борьбы с пандемией привели к резкому спаду активности в секторе услуг и нарушению производственных цепочек в большинстве стран мира. Наблюдаемая ситуация сохранится как минимум в течение 2020 года и усугубит эффект промышленного спада 2019 года в некоторых странах. Продолжительность и глубина кризисных явлений будут в первую очередь зависеть от длительности острого периода пандемии, а в случае увеличения данного периода все большую роль будут играть достаточность государственной поддержки компаний и населения и эффективность банковских систем пострадавших стран.
  • Базовый сценарий для России предполагает снижение реального ВВП на 4–4,5% в 2020-м и восстановление на 2–3% в 2021-м. Этот сценарий основан на предположении, что карантинные ограничения примут периодически повторяющийся характер и будут полностью сняты в случае появления эффективного лекарства или когда большая часть населения перенесет заболевание или вакцинируется и таким образом приобретет иммунитет. Длительность восстановления экономики критическим образом зависит от того, насколько банковская система будет способна закрыть разрывы ликвидности в пострадавших трудоемких отраслях, а также от того, будет ли государство увеличивать поддержку потребительского спроса. Пессимистичный сценарий предусматривает падение реального ВВП на 7–7,5% и начало восстановления экономики лишь в 2022-м.
  • Некоторые выводы из текущего экономического кризиса можно сделать уже сейчас. Основные параметры российского бюджетного правила наконец настроены на шоки нефтяных цен, однако в случае шока, не связанного с нефтяным рынком, гибкость бюджетного правила может оказаться недостаточной. Течение кризиса будет зависеть от способности банковского сектора поддерживать ликвидность компаний малого и среднего бизнеса (МСБ), что в свою очередь потребует помощи со стороны правительства и Банка России. Наконец, здоровье населения и здравоохранение — это не просто один из факторов нематериального благосостояния, а экономическая категория, оказывающая прямое влияние на производство, доходы и богатство.

Таблица 1. Основные показатели базового сценария * макроэкономического прогноза

Показатели

Ед. изм.

Факт

Прогноз

2017

2018

2019

2021

2022

2023

2024

Цена нефти марки Urals
(среднегодовая)

Темпы прироста реального ВВП

Курс доллара к рублю
(среднегодовой)

Реальные располагаемые доходы населения

Ключевая ставка
(на конец года)

Ставка пятилетней бескупонной ОФЗ
(на конец года)

Сальдо
федерального бюджета

* Показатели оптимистичного сценария приведены в Приложении.
1 Методология Всемирного банка, реальный прирост.
2 Экономически активное население.
3 Индекс потребительских цен.
Источник: АКРА

Таблица 2. Основные показатели пессимистичного сценария макроэкономического прогноза

Показатели

Ед. изм.

Факт

Прогноз

2017

2018

2019

2021

2022

2023

2024

Цена нефти марки Urals
(среднегодовая)

Темпы прироста реального ВВП

Курс доллара к рублю
(среднегодовой)

Реальные располагаемые доходы населения

Ключевая ставка
(на конец года)

Ставка пятилетней бескупонной ОФЗ
(на конец года)

Сальдо федерального бюджета

Четыре главных фактора неопределенности, определяющих выбор сценария 2020 года

Согласно данным на официальном сайте, представляющем информацию о пандемии коронавируса в России, стопкоронавирус.рф, первичные испытания вакцины будут завершены в середине июня, а доступной она станет через 11 месяцев.

1. Как будет развиваться ситуация с коронавирусом? Все сценарии развития ситуации объединяет тот факт, что распространение коронавируса, будучи основным фактором текущего экономического кризиса, не завершится ни через месяц, ни в течение 2020 года, вакцина же в лучшем случае будет создана в 2021 году.

Согласно оптимистичному сценарию, либо к лету этого года вирус трансформируется в сторону меньшей летальности, либо проведенные выборочно тесты покажут, что на самом деле значительная часть населения уже перенесла заболевание в легкой или бессимптомной форме. При реализации этого предположения существенная часть карантинных мер может быть признана избыточной уже летом. В противном случае экономическая деятельность будет по-прежнему ограничена карантинными мерами, а ситуация может развиваться по двум другим сценариям.

Базовый сценарий предполагает снятие значительной части ограничений при сокращении до минимума активных случаев болезни (по аналогии с Китаем после третьего месяца карантина). При этом карантинные меры могут быть введены снова только в случае подозрения на новую вспышку заболевания. Такое развитие событий также возможно, если вирус продемонстрирует сезонность и его распространение летом естественным образом сократится. В описанных случаях ограничения, вероятно, примут периодически повторяющийся характер (один-два раза в год) и будут полностью сняты после появления эффективного лекарства или когда большая часть населения перенесет заболевание или вакцинируется, приобретя таким образом иммунитет. При этом необходимость быстро реагировать на возможные новые вспышки может привести к частичному сохранению ограничений междугородних пассажирских перевозок и режима закрытых для пассажиров границ России.

Пессимистичный сценарий предусматривает также существенное ограничение сектора «социальных» услуг до момента приобретения основной частью населения иммунитета к коронавирусной инфекции.

«Социальные» услуги — условно выделенная группа услуг, включающая наземный пассажирский транспорт, развлечения, образование и т. д. Практически совпадает со списком «наиболее пострадавших» от пандемии отраслей, который используют Правительство РФ и Банк России.

Описанные варианты развития событий соответствуют трем макроэкономическим сценариям АКРА и непосредственно влияют на глубину и продолжительность кризиса (табл. 3, строка 1). Пессимистичный сценарий, помимо введения более жестких ограничений, предусматривает, что период ожидания эффективного медицинского ответа (появления вакцины от вируса или лекарства) может превысить два года от момента начала пандемии.

2. Насколько банковский сектор в России готов поддержать МСБ? В отличие от 2014–2015 годов, когда кризис ликвидности и доверия возник именно в банковской системе и под вопросом была ее собственная устойчивость, текущий кризис ликвидности возник в первую очередь в секторе пассажирских перевозок, в сфере «социальных» услуг, а также в МСБ различных отраслей.

Помимо регуляторных послаблений Банк России дал компаниям МСБ из уязвимых отраслей возможность заявить о переносе процентных платежей на полгода, а также запустил механизм поддержки кредитования МСБ (ставка привлечения средств на эти цели составляет 4%).

Поскольку сумма платежей в консолидированный бюджет за докризисный год (включая страховые взносы) со стороны наиболее страдающих от карантина отраслей составляет порядка 3–3,5% ВВП, именно этой величиной и ограничена максимально возможная поддержка данных отраслей в виде налоговых стимулов. В текущих условиях размер поддержки даже меньше: она представляет собой сумму начисленных налогов и части страховых взносов за первый квартал 2020 года, что соответствует примерно 0,6–0,7% ВВП. Это объясняется тем, что с середины февраля основные налоговые базы в уязвимых секторах сильно сократились, а значит налоги за второй квартал уже стали бы низкими и перестали быть значительным направлением оттока ликвидности даже без налоговых отсрочек.

Поддержка бизнеса налоговыми стимулами в размере 0,6–0,7% ВВП покрывает лишь малую часть реальных потребностей компаний в ликвидности: по оценкам АКРА, в указанных уязвимых отраслях в условиях отсутствия кризиса порядка 3–5% ВВП суммарно должно было бы быть направлено на выплату заработных плат, оплату аренды и процентные платежи второго квартала (сумма, не покрытая депозитами). При этом компании не могут полностью обеспечить покрытие постоянных платежей за счет внутренних источников ликвидности: объем операционной деятельности во втором квартале сократился, налоговый стимул в третьем квартале уже не будет оказывать существенного влияния, а рассматривать продажу недвижимости или оборудования в качестве источника ликвидности бизнес не готов, учитывая серьезность последствий подобных действий.

Если крупному бизнесу может быть оказана адресная поддержка ликвидностью непосредственно Правительством РФ, то многочисленным и напрямую не контактирующим с государством компаниям МСБ финансовая помощь может реально поступить только посредством банков. Следовательно, от уровня проникновения банковских услуг и эффективности банковского сектора (в данном случае от способности правильно оценить и принять на себя кредитные риски малого бизнеса и сектора услуг) зависит глубина текущего экономического кризиса в России. Если при поддержке со стороны Банка России и Правительства РФ банки не смогут оперативно закрыть разрыв ликвидности, то уязвимые отрасли станут эпицентром банкротств, дефолтов и безработицы. В результате всего этого произойдет сокращение совокупного предложения, которое быстро обернется падением спроса.

Рассматриваемые нами макроэкономические сценарии отличаются друг от друга степенью успешности поддержки предложения посредством банковского кредитования. В пессимистичном сценарии она минимальна, и для некоторых компаний кризис ликвидности перерастет в кризис платежеспособности с более долгосрочными последствиями (табл. 3, строка 5).

3. Будет ли государство поддерживать потребительский спрос? Прямой экономический эффект карантинных мер заключается в том, что население не может тратить деньги на «социальные» услуги, транспорт и ряд товаров, а в отдельных отраслях из-за введенного режима самоизоляции работники не могут физически присутствовать на своих рабочих местах. Если бы эффект карантина заключался только в этом, то восстановление экономической деятельности после снятия ограничений наступило бы очень быстро, в течение нескольких недель. Однако с увеличением продолжительности карантинных мер повышается вероятность роста безработицы и возрастает объем недополученных доходов, что отрицательно влияет на совокупный спрос. В этом случае на снижение уровня безработицы и восстановление спроса могут потребоваться месяцы или даже кварталы в связи с поиском нового равновесия на рынке труда.

Читайте также:  Высшее образование во Франции

На данный момент самой значимой объявленной мерой поддержки спроса теоретически являются кредитные каникулы для населения, но эффект данной меры может быть недостаточным для компенсации потерь: максимально возможный объем перенесенных платежей по кредитам населения АКРА оценивает в 1,1–1,4% ВВП, тогда как совокупное сокращение денежных доходов в пессимистичном сценарии в 2020 году может превысить 3% ВВП.

Варианты государственной поддержки спроса в форме сопоставимых с трудовыми доходами пособий по безработице и прямых трансфертов широким категориям населения до настоящего времени в России никогда не применялись. Если такие решения и будут приняты, то, скорее всего, при реализации пессимистичного сценария, в рамках которого величина шока будет явно превышать компенсирующий эффект тех мер, которые объявлены к середине апреля. В оптимистичном или базовом сценарии АКРА не ожидает принятия подобных решений (табл. 3, строка 4).

4. Устойчива ли координация усилий разных стран на рынке нефти? От трети до половины величины падения нефтяных цен в марте 2020 года было вызвано прекращением сделки ОПЕК+. Новое соглашение о сокращении добычи, достигнутое в середине апреля, улучшит ценовую конъюнктуру в 2020 году относительно сценария с резким ростом добычи. Однако горизонт действия этого соглашения реально не определен, несмотря на прописанные даты. Стратегические цели стран, входящих в картель, в основном совпадают: они заключаются в долгосрочном ограничении возможностей производителей сланцевой нефти и сохранении при этом среднесрочной устойчивости национальных бюджетов. Бюджеты стран ОПЕК+ балансируются при различных условиях (цена, объемы добычи и экспорта), поэтому достижение консенсуса возможно только в том случае, когда для большинства участников отсутствие координации реально угрожает достижению хотя бы одной из указанных выше целей. Неопределенный срок действия соглашения вызван как решениями, принимаемыми странами вне ОПЕК+ (например, введение импортных пошлин в США существенно обострит конкуренцию и осложнит сохранение сделки в текущем виде), так и глубиной экономического кризиса. Стоит отметить, что из-за неблагоприятного прогноза в отношении спроса во всех сценариях в 2020 году координация на рынке должна сохраниться.

В случае особенно глубокого экономического шока страны будут склонны действовать скоординорованно в течение более длительного периода времени, тогда как восстановление экономики сделает выгодность сделки для всех сторон менее очевидной (табл. 3, строка 6). Соответственно, в зависимости от макроэкономического сценария ограничения по добыче будут смягчаться либо будут полностью сняты в 2021 году. В 2020-м среднегодовые цены на нефть составят 25/35/35 долл./барр. в пессимистичном, базовом и оптимистичном сценариях соответственно.

Финляндия отказывается от выплаты безусловного дохода гражданам

Поделитесь в соцсетях:

  • Нажмите, чтобы поделиться на Twitter (Открывается в новом окне)
  • Нажмите здесь, чтобы поделиться контентом на Facebook. (Открывается в новом окне)
  • Нажмите, чтобы поделиться на LinkedIn (Открывается в новом окне)
  • Нажмите, чтобы поделиться записями на Pocket (Открывается в новом окне)
  • Нажмите, чтобы поделиться в Telegram (Открывается в новом окне)

Мы уже не один раз рассказывали о «безусловном доходе», концепции, рассматриваемой в качестве замены систем социальных пособий в нынешнем их виде. За последние несколько лет эксперименты по выплате безусловного дохода проводились в нескольких странах, но именно Финляндия январе 2017 года первой в Европе запустила национальный эксперимент, который должен был просуществовать два года. На днях власти Финляндии сообщили о своем решении прекратить эксперимент по выплате безусловного дохода гражданам страны. Выплаты по программе будут полностью прекращены по окончании 2018 года, после чего власти займутся подведением итогов.

Как было упомянуто выше, эксперимент стартовал в январе 2017 года. С того момента 2000 безработных финнов, отобранных случайной выборкой, стали получать по 560 евро каждый месяц с сохранением части пособий.

Ранее Госагентство социального страхования Финляндии (Kela) запросило у правительства 40-70 миллионов евро на расширение программы и присоединение к ней работающего населения. Изначальный план предусматривал, что средства выделят в начале этого года, но правительство отказалось выделять дополнительное финансирование.

Это весьма примечательно, учитывая, что первоначально Финляндия хотела ввести безусловный базовый доход вместо «забюрократизированной» системы социальных пособий. Пока что рано говорить, что власти полностью отказались от этой идеи, но, вероятно, сейчас они уже не столь уверены в том, что этот вариант является наиболее подходящим.

«Энтузиазм правительства куда-то испарился», — заметил представитель Kela Оли Кангас. Он также отметил, что «немного разочаровался» в решении и уточнил, что власти начали изучать другие варианты реформ социального сектора, например, введение новых льгот для безработных.

  • Идея безусловного дохода состоит в том, чтобы разорвать связь между занятостью и благосостоянием. Сторонники считают, что большинство жителей все равно продолжит работать, но по призванию, а не исключительно исходя из финансовых побуждений. Кроме того, безусловный доход рассматривают в качестве средства экономии на администрировании многочисленных льгот финансового необеспеченной части населения — заменить множество дотаций и субсидий фиксированной суммой соцпомощи.
  • Сторонниками безусловного базового дохода выступают такие известные люди, как Илон Маск, Марк Цукерберг, Билл Гейтс и Ричард Брэнсон и другие.
  • Критики утверждают, что при его введении люди перестанут искать работу или стремиться к получению образования. Против такой реформы в том числе выступают профсоюзы, влияющие на трудоспособных граждан.

Что за новая модель активности для безработных? Ответы на восемь важнейших вопросов о модели самостоятельного поиска работы

На прошлой неделе министр труда и экономического развития Яри Линдстрём представил новую модель самостоятельного поиска работы для получающих пособие по безработице. Министр планирует внести законопроект в парламент уже этой осенью, однако пока остается непонятным, как будет новая модель функционировать вместе с принятой в начале этого года моделью активности и будет ли новая модель вообще принята.

Сейчас законопроект о так называемой «модели самостоятельного поиска работы», который уже окрестили второй моделью активности, отправлен специалистам для оценки.

Новостная служба Yle собрала восемь важнейших вопросов о планирующемся нововведении и постаралась найти на них ответы.

1. Что будет требоваться от безработных?

Основным принципом модели самостоятельного поиска работы будет составление плана по трудоустройству. В нем будет прописано, на какое количество вакансий безработный должен в месяц претендовать, чтобы избежать негативных последствий.

Если человек способен сам искать себе работу, он должен ежемесячно подавать заявки как минимум на четыре рабочих места или места рабочей практики. Если безработному требуется поддержка при поиске работы или подходящих вакансий нет в районе проживания, количество может быть сокращено.

В расчет будут приниматься также требующие отдельного разрешения профессии. То есть оставшийся без работы школьный учитель имеет право в течение первых трех месяцев искать только работу учителя. Если там, где он проживает, открывается всего одна вакансия учителя в месяц, то этого будет достаточно для сохранения пособия.

Ежемесячно безработный будет должен отчитываться о ходе поисков через интернет. Если у него нет доступа к интернету, то это можно будет сделать по телефону или другим, отдельно оговариваемым со службой занятости способом.

2. Как можно избежать каренсии?

Помимо рассылки заявлений безработный может также участвовать в рекрутинговых мероприятиях, напрямую связываться с работодателями или внести свое имя в регистр фирмы, предлагающей аренду персонала.

Предприниматели могут доказать «самостоятельный поиск» участием в тендерах, привлечением потенциальных клиентов или рекламой собственных услуг.

План по трудоустройству может и вовсе не предполагать самостоятельного поиска работы, например, в случае участия в специальных курсах службы занятости или если безработный на время оказался нетрудоспособным.

Центральное объединение безработных опасается, что неоднозначность трактовки нового закона приведет к сложностям – как со стороны получателей пособия, так и со стороны сотрудников службы занятости.

3. Какие предусмотрены наказания?

В переданном на оценку проекте наказания стали менее жесткими, чем они были изначально. Они также мягче, чем система штрафов, использующаяся сейчас.

За первым несоблюдением правил будет следовать предупреждение, за вторым – лишение пособия на 10 дней, за третьим – лишение пособия на 20 дней, а затем требования ужесточаются.

Чтобы вернуть пособие после четвертого невыполнения требований, необходимо пройти «обязательную работу». На практике это понятие означает либо трудоустройство, либо посещение курсов занятости, либо учебу в качестве основного занятия в течение трех месяцев.

Помимо этого, если безработный без веских причин не придет на встречу по составлению плана трудоустройства с сотрудником службы занятости, выплата пособия будет приостановлена до момента составления этого плана.

4. Обрушится ли на работодателей шквал ненужных заявлений?

Если получение пособия будет зависеть исключительно от количества заявлений, у безработных будет соблазн подавать даже на те вакансии, для которых у них недостаточно квалификации.

Тимо Мелинг из министерства труда и экономического развития признается, что бессмысленная рассылка заявлений никому не принесет пользы. По его словам, законопроект исходит из того, что поиск будет осуществляться среди подходящих вакансий, однако никто не собирается проверять, отвечает ли безработный требованиям всех вакансий, на которые он подавал.

– В беседах с безработным будут выяснять, как продвигается поиск. Меры будут приниматься только в том случае, если обнаружится, что безработный намеренно рассылал совершенно необоснованные заявления, – говорит Мелинг.

В министерстве считают, что шквала бессмысленных заявлений не будет, поскольку безработные искали работу самостоятельно и до этого. Служба занятости постарается назначить клиенту реалистичный минимум мер, которые ему необходимо выполнить за месяц.

5. Можно ли отказаться от предложенной работы?

В прессе не раз обсуждались случаи, когда служба занятости предлагала безработному рабочие места, совершенно не отвечающие его знаниям и умениям. Например, в феврале этого года профессиональной скрипачке предложили занять вакантное место альтиста в оркестре.

Модель самостоятельного поиска будет предполагать, что безработный сам ищет подходящие вакансии – согласно своим профессиональным навыкам и интересам. Предложения от службы занятости будут продолжать поступать, но их игнорирование не будет приводить к наказанию.

Таким образом, в будущем от предложенных мест можно будет отказаться. Сейчас это может привести к потере пособия на 60 дней.

6. Что произойдет с нынешней системой наказаний?

Многие нынешние наказания либо будут полностью упразднены, либо заменены на более мягкие. Это затронет довольно большую часть безработных: министерство труда оценивает количество проштрафившихся в прошлом году в 70 тысяч человек.

Центральное объединение безработных считает такие изменения позитивными. Они довольны тем, что служба занятости сначала будет предупреждать вместо того, чтобы наказывать. При этом сохраняются опасения, что система наказаний может привести к длительным периодам, во время которых безработный будет лишен пособия.

– Это делает возможным так называемое вечное лишение пособия. Если человек не сможет найти работу, то он будет без денег постоянно – говорит председатель Объединения Ирма Хирсярви.

7. Как две модели будут работать вместе?

В начале этого года вступил в силу закон о модели активности, встретивший широкое недовольство в обществе. Согласно его положениям, безработный должен в течение трех месяцев быть на работе как минимум 18 часов, участвовать в мероприятий по трудоустройству или заработать как минимум 241 евро собственной предпринимательской деятельностью. В противном случае пособие по безработице будет урезано на 4,65 процента на следующие три месяца.

Наказания за невыполнение требований обеих моделей не могут налагаться одновременно. Если безработный в результате модели самостоятельного поиска работы потеряет пособие, то это пособие и не смогут урезать, как того предписывает модель активности.

При этом логичной и понятной взаимодействие двух моделей назвать нельзя. Ассоциация работников с высшим образованием Akava считает это самой большой проблема нового законопроекта.

– Есть две различные модели, одна из которых касается лишения пособия, а другая – сокращения его размера. Безработному может быть непросто понять, что и в каких ситуациях от него требуется, а также к каким последствиям это может привести – говорит экономист Akava Хейкки Таулу.

Ассоциация предложила объединить обе модели так, чтобы самостоятельном поиском работы можно было бы выполнить требование активности, предусмотренной первой моделью. Сейчас одного только поиска работы и рассылки заявлений недостаточно для того, чтобы пособие не урезали.

8. Будет ли вообще принята новая модель?

Вступление в силу модели самостоятельного поиска работы пока еще не является решенным делом. Модель привязана к реформе соцздрава и региональной реформе, которые могут провалиться. Пока предполагается их претворение в жизнь не ранее 2021 года.

В этого в Финляндии сменится состав парламента. Сейчас за место лидера позиции в рейтинге партий сражаются Коалиция и СДП, последняя из которых обещала отменить модель активности в случае попадения в правительство. Перспективы принятия проекта самостоятельного поиска в этой ситуации вряд ли будут радужные.

Министр труда и социального развития пообещал передать законопроект о модели самостоятельного поиска работы в парламент во время осенней сессии. В то же время уже начнется подготовка к парламентским выборам, запланированным на 14 апреля 2019 года, поэтому сложно представить, что депутаты будут массово поддерживать непопулярный в народе законопроект. На прошлой неделе издание Helsingin Sanomat опубликовало результаты опроса, согласно которым 61 процент жителей Финляндии выступает против новой модели при 30 процентах поддержки и 10 процентах неопределившихся.

Jatkossa muun muassa ammattiliitto voi järjestää työttömälle koulutusta. Tällä hetkellä koulutusta on voinut antaa vain työvoimaviranomainen. Фото: Emilia Malin / Yle

Прочтите также

SAK призывает правительство отозвать два законопроекта – «Мы готовы принять меры на рабочих местах»

Министр труда представил проект модели активности-2: безработный должен подавать на работу четыре раза в месяц, сроки лишения пособия изменились

Мнение: государству всеобщего благоденствия пришел конец

Свердловская область готовится к волне безработицы. В муниципалитетах заявили об отсутствии денег на организацию временной занятости

Депутаты ждут восстановления российской экономики только через полтора года

Власти Свердловской области готовят меры по противодействию резкому скачку безработицы. Негативные тенденции на рынке труда, полагают эксперты, будут иметь затяжной характер и ударят, в первую очередь, по малым городам. Только по официальным данным в регионе уже зарегистрировано более 60 тыс. безработных, и тенденции к их увеличению наблюдаются в большинстве территорий субъекта. В Заксобрании области говорят о необходимости срочного введения программ поддержки занятости, реализация которых, впрочем, будет крайне проблематична из-за сокращения поступлений в казну. В муниципалитетах, в свою очередь, заявляют об отсутствии средств на соответствующие программы и потенциальном росте социальной напряженности. Смягчить ситуацию может новый антикризисный пакет мер, свои предложения в который уже внесли власти Свердловской области. Впрочем, экономисты утверждают, что ожидать стремительного восстановления экономики в целом не стоит, и потрясения на рынке труда в краткосрочной перспективе, судя по всему, неизбежны.

По мнению специалистов Департамента труда и занятости, уровень безработицы по методике МОТ может быть еще выше и составлять порядка 6% (на начало апреля он был 4,5%). Однако в территориальном органе статистики официальные данные по этому вопросу не предоставляют, ссылаясь на требование Росстата не раскрывать информацию до особого распоряжения.

Впрочем, рост числа обращений в центры занятости специалисты связывают и с решением об увеличении пособий по безработице. В настоящее время выплаты в регионе получают около 10 тысяч. человек. На обеспечение господдержки из областного и федерального бюджетов выделено 132 млн рублей. При этом, как отмечают в Дептруда, при необходимости могут быть направлены заявки о дополнительном финансировании. Однако, по мнению заместителя руководителя департамента Натальи Бордюговой, резкое увеличение числа безработных, продлится еще месяц-полтора.

Такую оценку, между тем, разделяют далеко не все эксперты, а в Заксобрании говорят о дополнительных мерах поддержки занятости.

Читайте также:  Заключение брака во Франции

Негативные тенденции фиксируют и в муниципалитетах. На 1 мая в Екатеринбурге официально зарегистрировано 24,5 тысячи незанятых граждан (на 1 апреля – 6,4 тыс.), из них 8,6 тыс. признаны безработными (на 1 апреля – 4,1 тыс. человек). «Рост безработицы существенный и он, конечно, будет продолжаться. Однако есть надежда, что предпринятые меры поддержки МСБ, а также наиболее пострадавших отраслей со стороны органов власти всех уровней позволят сохранить рабочие места и после выхода из режима повышенной готовности быстро вернуться к прежним показателям. Однако рассматриваются и пессимистичные сценарии развития ситуации», – сообщили в мэрии Екатеринбурга.

В ряде территорий уровень безработицы уже превысил среднеобластной показатель. Так, в Реже он достиг 3,72% (за поиском работы в апреле обратились 1634 человека, на учет поставлены 885). Впрочем, местные чиновники предпочитают не комментировать эту ситуацию. В Пышминском городском округе показатель составил 2,95% на середину мая, в Среднеуральске – 2,67%. В администрации последнего ситуацию пока критической не считают, поскольку намеченного на февраль увольнения 870 работников птицефабрики «Среднеуральская» удалось избежать. При этом чиновники добавляют, что будут рады любой областной поддержке занятости.

Резкий скачок численности безработных вероятен в Верхней Салде и прилегающих к ней территориях. Градообразующее предприятие «ВСМПО-Ависма» начало высвобождение персонала. Как сообщают источники издания, близкие администрации города, официального приказа о сокращении работников не выпущено, сотрудникам якобы предлагают уволиться по собственному желанию. Сами работники предполагают, что штатная численность может уменьшиться на 2-4 тысячи человек.

Крайне обеспокоены ситуацией и в соседней Нижней Салде, из 17 тыс. населения которой 2,1 тыс. человек работает на производствах «ВСМПО-Ависмы». «У нас «Нижнесалдинский метзавод» набирает 100 человек. На предприятии нужны новые специалисты, среди работающих многие – люди глубоко пенсионного возраста. Сейчас в связи с вероятностью масштабного высвобождения сотрудников ВСМПО нужны новые рабочие места. С областной поддержкой возможно их открытие в ЖКХ, возможно расширение ремонтов дорог – это позволяет втянуть предприятия разных сфер», – делится мнением собеседник издания, близкий администрации Нижней Салды.

О необходимости создания в кратчайшие сроки программ сезонной и временной занятости и долгосрочных мерах говорят и в администрации Асбеста, где уровень официально регистрируемой безработицы за апрель вырос в 2 раза. Причем реальное действие такие проекты начнут через полтора-два месяца после выделения средств и определения подрядчиков.

«В 2008 году мы определяли портрет безработного (тогда это была женщина 50-55 лет), создавали программы переподготовки, обучали жителей на предпринимателей. Сейчас малый бизнес оказался в очень тяжелом положении. Для подготовки комплексной программы поддержки занятости нужен детальный анализ структуры вакансий, потребности рынка и других факторов. Причем для малых и моногородов городов стоит применять индивидуальный подход с учетом их специфики», – отмечает глава Асбеста Наталья Тихонова.

В областном Департаменте по труду пока комплексных программа снижения безработицы в условиях кризиса, как и расширения временной занятости, не реализуют. Впрочем, ряд вакансий на рынке труда удалось открыть благодаря Свердловскому областному фонду поддержки предпринимательства. За апрель-май 2020 года организация выдала 173 займа на сумму 182,3 млн руб. «На этих предприятиях работают более 1400 человек. Кроме этого, 4292 самозанятых получили региональные выплаты», – отметили в фонде.

Директор Департамента по труду и занятости населения Свердловской области Дмитрий Антонов

«Правда УрФО» продолжит следить за развитием ситуации.

США и Китай взяли паузу в торговой войне

Выступая почти c часовой речью по итогам подписания, американский президент заявил: «Переговоры были жесткими, честными. Было взаимное уважение». В свою очередь, Лю Хэ, возглавлявший все это время китайскую переговорную команду, зачитал письмо председателя КНР Си Цзиньпина: «Это соглашение хорошо и для Китая, и для США, и для мира». Так о чем же договорились господин Трамп и товарищ Си?

Условия сделки

Кстати, однозначного ответа на этот вопрос дать нельзя, потому что стороны прежде всего договорились о том, чтобы не публиковать полностью текст соглашения. По некоторым данным, в закрытой части документа якобы есть согласие Китая отказаться от закупок иранской нефти на государственном уровне. Можно только гадать, что же еще содержит закрытая часть. Но что известно наверняка?

Во-первых, стороны договорились не повышать больше таможенные пошлины, пока действуют условия сделки. Американцы, правда, тут же оговорились, что, если Китай условия сделки нарушит, они пошлины повысят. А снижать пошлины будут?

Да, Китай, который обязался вчетверо увеличить закупки ряда американских товаров, должен будет вернуть ставки пошлин на эти товары на уровень 2017 года, чтобы сделать такие закупки безубыточными для себя. Американцы же пока сохраняют 25% пошлины на товары китайского экспорта объемом около $250 млрд в год (это товары, по которым доля Китая в импорте США менее 10%) и 7,5% пошлины на $120 млрд китайских экспортных товаров (это товары, по которым доля Китая в американском импорте от 10 до 50%).

США же снижать пошлины намерены только после достижения договоренности по второй части сделки (фаза 2) и при условии, что Китай не нарушит условий фазы 1, то есть будет вести себя хорошо.

Во-вторых, в 2020–2021 годах Китай увеличит закупки американских товаров и услуг на $200 млрд (то есть на $100 млрд в год). Из этой суммы $75 млрд приходится на промышленные товары (авиатехнику и современное промышленное оборудование), $50 млрд – на закупку энергоносителей, $40 млрд – на сельскохозяйственные товары, $35–40 млрд – на услуги.

Много это или мало? Изменит ли эта договоренность структуру товарооборота США – КНР?

В 2019 году взаимная торговля США и Китая в результате военно-торговых действий уменьшилась на 14,6% и составила $541,22 млрд. Но если экспорт Китая сократился на 12,5% – до $418,5 млрд, то экспорт США упал на 21% и дефицит США в торговле с Китаем достиг $295,8 млрд. Таким образом, дополнительные закупки Китаем американских товаров и услуг на $100 млрд, конечно, уменьшат дефицит, но радикальных изменений в структуре взаимной торговли не произойдет.

К тому же после подписания соглашения Лю Хэ многозначительно пробросил: «Закупки Китаем американских товаров будут основываться прежде всего на потребностях Китая и американских ценах». Тем не менее, если этот намек не услышать, Дональд Трамп с чистой совестью может говорить своим избирателям: «Я выиграл войну. Цены на товары массового спроса расти не будут, потому что пошлины не будут увеличиваться, а новые рабочие места буду создаваться в больших масштабах, потому что Китай будет покупать много американских товаров и услуг».

В-третьих, Китай пообещал улучшить защиту авторских прав в КНР или, проще говоря, «не насиловать» американские компании, ставя им в качестве основного условия беспрепятственного доступа на китайский рынок со строительством заводов требование передачи современных технологий китайским партнерам. Ну, скорее всего, «не насиловать» так жестко и так цинично.

Наконец, в-четвертых. Китай обязался не использовать обменный курс юаня для получения торговых преимуществ. Напоминаю, что в 2019 году в ответ на 15% дополнительные пошлины, введенные США, Китай снизил курс юаня на 7%. В результате цены на китайские товары на американском рынке возросли всего на 2,3%. Так вот, Китай пообещал так больше не делать, если США не будут поднимать пошлины. Обрадованные США исключили Китай из «черного списка» стран-манипуляторов валютным курсом и тут же, чтобы место в списке не пустовало, записали туда Вьетнам – одного из самых серьезных конкурентов КНР в Азиатско-Тихоокеанском регионе.

Последствия сделки

Ну и что же вся эта американо-китайская сделка означает? Конец торговой войне? Или только перемирие? Вице-президент Торговой палаты США Майрон Бриллиант описал эту ситуацию так: «Соглашение вызвало вздох облегчения и остановило кровотечение, но не войну». На наш взгляд, сделку от 15 января можно назвать соглашением о временном прекращении огня для перегруппировки сил.

После ноябрьских выборов 2020 года Дональд Трамп с удвоенной силой развяжет боевые действия против Китая на торговом фронте, тем более что в фазе 2 переговоров будут обсуждаться такие столь чувствительные для Китая темы, как субсидии госкомпаниям КНР и его промышленная политика. К тому же очевидно, что не все условия фазы 1 США сочтут выполненными. А тут еще нарушение прав человека в Гонконге, уйгурский вопрос и т. д.

Впрочем, Трампу еще нужно дожить до президентских выборов. Конечно, вряд ли резолюция о его импичменте, переданная палатой представителей конгресса (где у демократов устойчивое большинство) в сенат, будет одобрена республиканским большинством в высшей палате парламента. Но сам этот процесс дополнительных предвыборных очков Трампу не добавит. Неприятный электоральный осадок наверняка доживет до ноября этого года. И победить оппонента из Демократической партии будет не так-то просто. Поэтому давление на Китай может оказаться не столь жестким.

В свою очередь, Китай, наученный опытом лобового противостояния с США в 2017–2019 годах, не будет снова играть на этой площадке, а займется тем, что будет методично и последовательно вытеснять США с их традиционных рынков в странах Латинской Америки, Африки и Ближнего Востока. Так, борьба США с китайским IT-гигантом Huawei привела к тому, что ее доходы в 2019 году возросли на 18% – до $120 млрд, а позиции компании в Индии, Японии и Австралии укрепились за счет уменьшения доли американских фирм.

Но почему воюют экономики № 1 и № 2 в мире? И почему сейчас? Потому что именно сейчас Республиканская партия США и Коммунистическая партия Китая реализуют сходную экономическую стратегию.

США. «Сделаем Америку снова великой» – то есть вернем в США операционный бизнес и инвестиции ТНК американского происхождения.

Китай. «Китайская мечта» – переведем инвестиции из экспорта на удовлетворение внутреннего рынка. Превратим Китай из фабрики мира в технологического лидера.

Жизнь, однако, сложнее любых стратегий. Так, в ответ на призывы и угрозы Дональда Трампа американская инновационная компания Tesla перенесла производство электромобилей Model 3 из США в Китай. В конце декабря 2019 года на ее заводе в Шанхае были выпущены первые машины, а китайские банки предоставили Tesla синдицированный кредит на развитие в размере $1,4 млрд. В ответ на вопрос «Почему в Китай и почему сейчас?» главный акционер компании Илон Маск ответил: «Да потому что в Китае этот завод стоил мне на 65% дешевле, чем в США». Американские компании, перенося производство в Китай, становятся более конкурентоспособными. Бизнес есть бизнес. Ничего личного.

Но одновременно будут вестись и военные действия на торговом фронте. Вдруг кто-нибудь из партнеров прогнется. Да и снарядов накоплено немало. Взгляните на рисунок, на котором показано, как возросли пошлины и объем охваченных ими товаров. Надо же их как-то использовать.

Правительство Саратовской области

Саратовская область выбирает вектор лидерства

  • Саратовская область
    • О регионе
    • Устав Саратовской области
    • Официальная символика
    • Административно-территориальное устройство
    • Экономика и инвестиции
    • Промышленность, наука и инновации
    • История
    • Экология и право
    • Отдых и туризм
    • Антитеррористическая комиссия
    • Антинаркотическая комиссия
  • Губернатор
    • Новости
    • Выступления и интервью
    • Биография
    • Предвыборная программа «Только вперед!»
    • Фотогалерея
    • Видеоматериалы
  • Власть
    • Губернатор
    • Саратовская областная Дума
    • Состав Правительства
    • Главный федеральный инспектор
    • Заседания Правительства
    • Органы судебной власти
    • Органы исполнительной власти
    • Органы прокуратуры
    • Аппарат Губернатора
    • Территориальные органы
    • Иные государственные органы
    • Органы местного самоуправления
  • Пресс-центр
    • Контакты пресс-службы Губернатора
    • Анонсы мероприятий
    • План работы Правительства со СМИ
    • Печатные СМИ
    • Электронные СМИ
    • Интернет-сайты
    • Официальные СМИ
    • Пресс-службы ведомств
    • Аккредитация
    • Цифровое телевидение в Саратовской области
  • Законодательство
    • Официальный интернет-портал правовой информации
    • Официальный источник опубликования нормативных правовых актов Саратовской области
    • Основные нормативно-правовые акты
    • Информационно правовой блок (Консультант)
    • Информационно правовой блок (Гарант)
    • Постановления по делам о признании недействующими нормативных правовых актов
    • Оценка регулирующего воздействия проектов нормативных правовых актов, экспертиза нормативных правовых актов

События Правительства области

Мининвест подвел итоги работы за 2017 год

В рамках неформальной встречи состоялось обсуждение итогов работы министерства инвестиционной политики и имущественных отношений области за 2017 год, а также перспектив на 2018

Для просмотра видео включите JavaScript в вашем браузере. Проверить совместимость вашего браузера можно по этой ссылке.

Участие в мероприятии приняли члены коллегии и Общественного совета при министерстве инвестиционной политики и имущественных отношений области, представители Торгово-промышленной палаты области, Общественной палаты области, СРО ООО «Опора России» и представители бизнес-объединений.

Ключевыми темами стало обсуждение перспективных инвестиционных проектов в регионе, а также трендов внешнеэкономического сотрудничества региона.

«Этот год был особенно насыщенным для министерства во всех направлениях. Область активно участвовала в выставках и презентационных мероприятиях в сфере инвестиций и внешнеэкономического сотрудничества. Это особенно важно – о регионе необходимо заявлять – будь то Российский инвестиционный форум в Сочи, Петербургский международный экономический форум в Санкт-Петербурге или другие мероприятия, способствующие презентации региона, обмену опытом и налаживаю контактов. Это важный способ поиска новых инвесторов для нашего региона», – отметил министр инвестиционной политики и имущественных отношений области Олег Галкин.

Напомним, в этом году был создан Центр поддержки экспорта Саратовской области, при участии которого были проведены бизнес-миссии региона в Республику Казахстан, Финляндию, Иран и Германию.

«Поддержку центра уже получили 130 региональных экспортеров, заключено 19 экспортных контракта. При этом три компании заключили экспортный контракт впервые», – сообщил министр.

Говоря о недавней поездке в Иран, министр подчеркнул, что торговое сотрудничество с Ираном может быть полезно региону по реализации зерновой продукции: «Иран заинтересован в сельскохозяйственной продукции области. Потребуется немало времени для перехода к реализации конкретных предложений, но, что абсолютно точно – если будут новые контракты региона с Ираном, то это на долгие годы и при хорошем надежном сотрудничестве».

В планах внешнеэкономической деятельности министерства на 2018 год – бизнес-миссии в Армению, Белоруссию, Швейцарию, Китай.

О реализации перспективных инвестиционных проектов участникам мероприятия доложил заместитель министра – начальник управления инвестиционной политики министерства Юрий Чурсин: «Работа направлена на активное привлечение в регион не только российских, но иностранных инвесторов. За 2 года, 2017 и 2018, в регионе будут завершены 10 инвестиционных проектов с участием иностранного капитала на сумму более 35 млрд руб, среди которых строительство завода по производству гидротурбинного обрудования ООО «ВолгаГидро» (Австрия), строительство завода по производству акриламида и полиакриламида ООО «СНФ Флопам» (Франция), реконструкция и модернизация завода по производству цемента ООО «Холсим Рус» (Швейцария). Совместная реализация проектов также ведется с партнерами из Германии, Канады и других стран».

В Год экологии прорывом для региона стало строительство 3 солнечных электростанций в Пугачевском, Ершовском и Новоузенском районах, 2 из которых уже запущены. «К 2020 году инвестор намерен увеличить совокупную мощность солнечных электростанций, установленных в регионе, до 100 МВт», – сообщил Юрий Чурсин.

Среди перспективных направлений реализации инвестполитики было отмечено инвестиционное наполнение ТОСЭР «Петровск» – поиск и привлечение резидентов. В настоящее время планируется диверсифицировать экономику Петровска за счет строительства новых заводов по выпуску автозапчастей, производству сжиженного природного газа, биодизельного топлива без применения спиртов. Также в Петровске появится сыроваренное предприятие и откроется тепличный комплекс. Это позволит создать более 600 постоянных рабочих мест, привлечь инвестиции в объеме более 7,6 млрд рублей.

Как для лидера сельскохозяйственного производства РФ, для Саратовской области актуально внедрение технологий по глубокой переработке сельскохозяйственных культур и их отходов, а также реализации инфрастурктурных проектов по хранению такой продукции, в частности, созданию зерновых перегрузочных узлов (хабов) Приволжской железной дороги РЖД.

«Нельзя не сказать об огромном взаимодействии с филиалом
ОАО «РЖД» – Приволжской железной дорогой. Это крупнейший региональный инвестор. В 2018-м и последующих годах продолжится реализация ряда крупных инвестиционных проектов, а именно по обновлению подвижного состава, строительству западного обхода вокруг Саратова, реконструкции железнодорожного вокзала, строительству экспресс-линии до нового аэропорта и другие», – подчеркнул заместитель министра Юрий Чурсин.

Коллеги и партнеры министерства поддержали концепцию работы ведомства, а также выразили благодарность за активное сотрудничество в 2017 году.

Министерство инвестиционной политики и имущественных отношений области