Пособие по безработице во Франции в 2020-2021 году: система социального обеспечения

Адресная социальная помощь: опыт Франции

Для Франции борьба с бедностью — крупнейшая стратегическая задача, решение которой осуществляется двумя главными способами. Первый — обеспечение основных минимальных доходов (заработной платы и пенсий), достаточных для действующих в обществе стандартов потребления. И второй — система адресной социальной помощи тем, кто находится в худшем относительно других положении.

Для многих Франция — страна всеобщего благосостояния, вместе с тем, по данным эксперта в сфере социальной защиты отдела международных отношений и исследований Министерства солидарности и здравоохранения Франции Марии Ромэри [1] , доля бедных в стране составляет 13,6%. К самым уязвимым группам населения относятся: в разрезе домохозяйств — одинокие родители (35% бедных), в возрастном разрезе — молодежь 20–24 лет (22%), в разрезе статуса занятых — безработные (38%).

Расходы на социальную помощь во Франции составляют почти 32% ВВП (рисунок 1). Это все социальные расходы, включая выплату пенсий, здравоохранение и т. д. По словам Ромэри, действующая система социальной защиты в стране способствует сокращению бедности: «Если убрать социальные трансферты, исключая пенсии, то уровень бедности с 13,6 процента поднимется до 23,6». То есть социальные меры помогают снизить уровень бедности более чем на десять пунктов (рисунок 2), и в этом немалую роль играет адресность программ социальной защиты.

Во французской системе социальной помощи предусмотрено несколько уровней пособий/льгот для защиты разных групп населения от риска бедности и социального исключения. Главный уровень (рисунок 3) предполагает помощь лицам в трудоспособном возрасте (программа RSA), нетрудоспособным инвалидам (программа AAH), пожилым людям (программа ASPA). Также на этом уровне есть и другие программы для вдов, вдовцов, беженцев и т. д.

Несколько слов о так называемом пособии активной солидарности — программе RSA. На данный вид пособия имеют право лица, чей доход на семью ниже установленного минимума. Сумма RSA составляет 535 евро на одинокого и бездетного бенефициара. Выплачивается ежемесячно, при этом раз в три месяца необходимо сообщать о своих доходах.

Кроме того, все перечисленные выше группы могут претендовать и на дополнительные пособия: семейные пособия при наличии семьи, жилищные субсидии, прочие льготы в натуральном выражении. Например, социальная помощь может быть предоставлена для оплаты счетов за воду, телефон, электричество и газ. Однако чтобы приобрести такое право, человек должен пройти через механизмы проверки и оценки нуждаемости.

Адресность социальной помощи обеспечивается тремя способами: 1) самоотбор; 2) выявление социальными работниками; 3) выявление администрацией (находится на этапе эксперимента). Первый метод, по словам французского эксперта, является главным. Он предполагает, что граждане информированы о наличии пособий, о своих правах на данную помощь и у них нет препятствий для ее получения (одно из препятствий — отсутствие банковского счета). Если человек хочет воспользоваться правом на социальную помощь, он должен заявиться, то есть подать заявление в уполномоченный государственный орган — CAF. На местном уровне есть отделения данного органа.

Кроме того, гражданин должен собрать документы, подтверждающие его личность, уровень его дохода за последние три месяца или его отсутствие, структуру домохозяйства — женат/замужем, есть ли дети и т. д. После административной обработки информации и ее проверки назначается пособие, право на которое необходимо подтверждать каждый квартал. На каждый вид пособия нужно подавать отдельное заявление и собирать новый пакет документов.

Несмотря на то что описанный выше способ обеспечения адресности социальной помощи является основным, здесь есть определенные риски. Главный из них — риск малого охвата наиболее уязвимых категорий. Кроме того, претенденты на социальное пособие зачастую испытывают трудности со сбором достаточно объемного пакета документов, не имеют банковского счета и т. д. Эти риски минимизирует второй способ обеспечения адресности — выявление нуждающихся социальными работниками.

Соцработник вам в помощь

Социальные работники во Франции присутствуют везде, где есть целевой контингент: в мэрии, в больницах, в школах и т. д. В стране порядка 43 тысяч человек работают в системе социальной помощи. Эти люди информируют претендентов на получение пособий, помогают открыть счет или организовать получение пособий почтовым переводом, проверяют документы, чтобы на этапе обработки их не вернули.

«Это неплохой метод обеспечения адресности, поскольку мы действительно охватываем лиц, находящихся в сложной жизненной ситуации, а также тех, перед кем стоит риск социального отторжения, — считает Мария Ромэри. — Но для его реализации нужно задействовать большое количество соцработников: на 100 тысяч бедных приходится 500 соцработников». И этого явно недостаточно, так как на каждого работника ложится не одна сотня дел. В итоге соцработник информирует целевой контингент, помогает собирать документы, но он не способен отследить каждого претендента на всех этапах прохождения цепочки. Когда, например, получателю пособия приходит время подтверждать полученное право, он может пропустить срок предоставления документов, ошибиться в перечне необходимых документов, и тогда он теряет право на пособие.

Интервью с претендентом

Последний метод — выявление администрацией. Механизм rendez-vous des droits применяется с 2014 года в экспериментальном порядке. Его цель — повысить уровень информированности и степень охвата. В чем его суть? С претендентом на пособие проводят 30-минутное интервью. Данная работа идет с тремя разными целевыми группами:

1. Претенденты на получение пособия RSA. Им назначают встречу и на протяжении 30 минут рассказывают обо всех прочих пособиях, назначаемых на основании нуждаемости, на которые человек имеет право: жилищная субсидия, на детей и т. д. По итогам этого собеседования человек подает заявки на все эти пособия. Также его информируют об определенных мерах, воспользовавшись которыми он может трудоустроиться. Такой способ помогает человеку активизироваться на рынке труда, найти работу.

2. Лица, у которых недавно произошло жизненное событие (рождение ребенка, смерть, развод или началось раздельное проживание).

3. Прочие граждане, которых обычно направляют организации — партнеры CAF (например, агентства занятости).

О. В. ИЗУТОВА

[1] Выступление эксперта на региональном семинаре «Эффективная социальная поддержка населения», проведенном НИФИ.

Пособие по безработице в Германии: кто, сколько и как долго получает

Из-за коронавируса наемные работники повсюду в мире теряют работу. В ФРГ они на такой случай застрахованы, но размер и длительность выплат зависят от трех ключевых факторов.

Жители восточногерманского Цвиккау перед местным отделением агентства по труду

Все последние годы безработица в Германии в условиях экономического подъема и нарастающего дефицита кадров неуклонно снижалась, в конце 2019 года ее уровень упал до рекордно низких 4,8%, а число не имеющих работы сократилось примерно до 2,2 миллиона человек. Для сравнения: в середине 2000-х годов безработица держалась в ФРГ на уровне 11-13%, а на пособия жили порядка 4,5 и в какой-то момент даже около 5 миллионов человек.

Страховка от безработицы в ФРГ: 2,4% от брутто-зарплаты

Однако в этом году пандемия коронавируса ввергла многие страны мира, в том числе и Германию, в глубокую рецессию, что вызвало значительный, хотя пока еще не обвальный рост безработицы. В июне ее уровень в ФРГ достиг 6,2%, а число не имеющих работы превысило 2,85 миллиона человек. Таковы актуальные данные Федерального агентства по труду (Bundesagentur für Arbeit, BA), штаб-квартира которого находится в Нюрнберге. Именно оно регистрирует в ФРГ безработных, платит им пособия (Arbeitslosengeld) и помогает в трудоустройстве.

Логотип Федерального агенства по труду

Бюджет BA формируется, прежде всего, благодаря действующей в ФРГ страховке от безработицы. Она обязательна для всех наемных работников за исключением тех, кто выполняет одноразовые работы или получает меньше 450 евро в месяц. Страховой взнос составляет с 2020 года 2,4% от зарплаты до вычета налогов и отчислений (брутто-зарплата), работодатель автоматически переводит его агентству по труду. Для сравнения: в 2006 году с работников взимали 6,5%, но начавшееся затем устойчивое оздоровление рынка труда позволило постепенно снизить ставку до нынешнего рекордно низкого уровня. Это, естественно, способствовало росту получаемой на руки зарплаты (нетто-зарплаты) и покупательной способности занятых.

Итак, пособия по безработице выплачиваются в Германии не из госбюджета, они финансируются из фонда, который формируется из отчислений всех работающих. Соответственно, первое ключевое условие для его получения: претендовать на деньги от BA может только тот, кто хотя бы минимально поучаствовал в наполнении “общего котла”.

Взносы в “общий котел” надо платить как минимум год

А именно: пособие полагается тому, кто в последние 30 месяцев до подачи заявки платил взносы как минимум 12 месяцев, причем неважно, трудился ли он все время на одном месте или менял работодателей. Таково основное правило, хотя из него есть целый ряд исключений, касающихся, например, тех, кто растил ребенка в возрасте до трех лет, добровольно служил в армии, долго болел. Им могут засчитать соответствующие периоды.

Такой фактор, как гражданство, на получение пособия в Германии никак не влияет. Оно полагается любому иностранцу, который легально работал в ФРГ, будучи гражданином одной из стран ЕС или обладателем вида на жительство.

Работники универмагов Karstadt и Kaufhof протестуют против сокращения штатов: они не хотят жить на пособие

В свою очередь, время, в течение которого можно получать пособие по безработице, зависит от того, как долго наемный работник пополнял своими взносами “общий котел”. Но тут вступает в силу и второй фактор: возраст.

Если заявку на пособие подает наемный работник моложе 50 лет, то он будет получать его целый год – 12 месяцев, при условии, что платил взносы на протяжении не менее 24 месяцев за последние 5 лет. Тот, кто пополнял “общий котел” меньший срок, но более 12 месяцев, будет получать пособие полгода – 6 месяцев.

Если же претенденту свыше 50 лет, то продолжительность получения пособия поэтапно увеличивается до 24 месяцев. Максимальный двухлетний срок полагается всем, кто старше 58 лет, при условии, что они в течение своей трудовой жизни платили взносы в общей сложности не менее 48 месяцев.

Размер пособия: 60 или 67 процентов от нетто-зарплаты

А вот на размер пособия ни возраст, ни то, как долго работник платил взносы, уже не влияют. Тут вступает в силу третий фактор: наличие детей у претендента на пособие или у того, с кем он живет в оформленном или не оформленном браке. Бездетному претенденту полагается 60% предшествовавшей нетто-зарплаты, а если есть хотя бы один ребенок – 67%.

Пособия у безработных с детьми выше, чем у бездетных

Механизм подсчета тут такой. Берется брутто-зарплата последних 12 месяцев, суммируется и делится на 365 дней. Из полученной дневной брутто-зарплаты вычитают подоходный налог и взнос солидарности с восточными землями, а также социальные отчисления в размере 20 процентов, и получают чистый заработок в день. И уже от этой нетто-зарплаты начисляют 60% либо 67%.

Сколько же реально получается в месяц? Скажем, 1200 или 1340 евро, если исходить из довольно типичной для Германии чистой зарплаты приблизительно в 2000 евро, хотя разброс в зависимости от профессий и регионов очень большой.

Вся эта система может показаться излишне усложненной и забюрократизированной, особенно если учесть немалое число исключений. Но это – результат длительного законотворческого процесса, направленного на совершенствование механизма поддержки безработных и призванного максимально учесть различные жизненные ситуации, в которых они могут оказаться.

Hartz IVпереход в качественно иную категорию получателей

Ну, а что происходит после того, как безработный молодого или среднего возраста получал пособие целый год, а представитель предпенсионного возраста – даже два года, но так и не смог найти подходящую работу, которую он, таково требование Федерального агентства по труду, обязан искать?

Для получения пособия Hartz IV молодой семье придется заполнить примерно столько формуляров

В Германии безработный и в этом случае не оказывается без поддержки, но получает ее уже не из “общего страхового котла”, а от государственной системы социальной помощи, официально именуемой “пособие по безработице 2” (Arbeitslosengeld II). В Германии ее чаще всего называют Hartz IV – по имени ее разработчика, менеджера Петера Харца (Peter Hartz). Эта система еще более сложная, а потому нуждается в отдельной статье.

Укажем лишь на несколько принципиальных отличий. Если попавший под сокращение несемейный наемный работник до 50 лет получает 60% своей прежней зарплаты, то по истечении года ему начинают выплачивать деньги, исходя уже из прожиточного минимума. Стандартная ставка такого пособия составляет сейчас 432 евро. При этом, правда, учитываются реальные потребности получателя, так что ему могут приплачивать, например, за жилье.

Однако для подсчета этих реальных потребностей претендент обязан представить агентству по труду полный отчет о своем имущественном положении, и BA вправе урезать определенные выплаты и потребовать, например, сначала истратить имеющиеся сбережения. Получателю же “обычного” пособия по безработице платят независимо от того, сколько у него накоплений, автомобилей или, скажем, ценных бумаг.

Кто станет жертвой коронавируса на рынке труда?

Цирк остался, артисты уехали

Легендарный Cirque du Soleil подал заявление о защите от банкротства после трех месяцев простоя в связи с пандемией коронавируса. Знаменитый цирк объявил о сокращении 3480 из 5000 своих сотрудников. Cirque du Soleil, базирующийся в канадском Монреале, назвал причиной таких шагов “огромный сбой и принудительное закрытие шоу в результате пандемии COVID-19”.

Кто станет жертвой коронавируса на рынке труда?

Под крылом, но без защиты

О массовых сокращениях предупредил и европейский авиакосмический концерн Airbus. Он намерен сократить около 15 тысяч рабочих мест в связи с падением спроса в результате пандемии коронавируса. Работу может потерять каждый шестой сотрудник секции транспортных самолетов – самой важной и крупной в Airbus. Только в Германии должны быть сокращены 5100 рабочих мест.

Кто станет жертвой коронавируса на рынке труда?

Вопрос повис в воздухе

Крупнейший авиаперевозчик в Германии Lufthansa попал в турбулентную зону из-за коронавируса. Авиаконцерн был исключен из фондового индекса Dax, в котором числился 32 года. Компания получит девять млрд евро в виде прямой финансовой помощи и госгарантий по кредиту, но под угрозой – 26 тысяч рабочих мест. “В случае аварийной ситуации мы спасаем вас, а кто спасет нас?” – спрашивает стюардесса.

Кто станет жертвой коронавируса на рынке труда?

Под одним небом

Британский авиаперевозчик British Airways планирует сократить 12 тысяч сотрудников из 42 тысяч. Его французский конкурент Air France в связи с пандемией сокращает более 7500 сотрудников. Британский авиаперевозчик Easy Jet исходит из долгосрочного падения спроса. Концерн планирует сократить численность сотрудников на 30 процентов: работу могут потерять до 4500 человек.

Кто станет жертвой коронавируса на рынке труда?

Тише едешь, дальше будешь

И хотя автоконцерны пока не озвучивали страшных сценариев, мировой рынок сбыта автомобилей может сократиться на 18 процентов в 2020 году. Немецкий эксперт по автомобильной отрасли Фердинанд Дуденхеффер уже сделал свой неутешительный прогноз: под угрозой – примерно 100 тысяч рабочих мест в Германии. Автомобильная отрасль является здесь работодателем для 800 тысяч человек.

Кто станет жертвой коронавируса на рынке труда?

Тяжелое оборудование

Немецкий концерн MTU Aero Engines AG планирует сократить численность сотрудников на 15 процентов. На производителя авиационных двигателей из Мюнхена работают 10 тысяч человек по всему миру. Под угрозой сокращений оказались до 1500 мест. В 2019 году MTU Aero Engines AG вошел в топ-лигу биржевого индекса DAX.

Читайте также:  Злата Прага

Кто станет жертвой коронавируса на рынке труда?

Мода отменяется?

Сидение дома, запрет на массовые мероприятия отбили у многих охоту обзаводиться обновками. Спад потребительской активности ощутила торговля. Концерн Galeria Karstadt Kaufhof допускает закрытие сразу около 80 из 170 своих универмагов, ассортимент которых в значительной мере составляет одежда. Более 5000 сотрудников из 28 000 могут потерять работу. На фото – протесты в Ганновере.

Кто станет жертвой коронавируса на рынке труда?

Все отдыхают

Один из крупнейших в мире туристических концернов TUI из-за пандемии коронавирусной инфекции объявил о сокращении 8000 рабочих мест. В руководстве компании, уже получившей финансовую помощь от государства, заявили, что эти меры являются вынужденными, чтобы сохранить представительства концерна в мире. Концерн рассчитывает добиться уменьшения административных издержек на 30 процентов.

Правительство Франции планирует сократить пособия по безработице

Правительство Франции, ободренное недавно достигнутыми договоренностями об изменениях трудового законодательства, хочет обсудить с профсоюзами и работодателями еще одну тревожную тенденцию: растущую финансовую «дыру» в системе социального обеспечения.

Долговой кризис в еврозоне затормозил экономический рост во Франции, уровень безработицы достиг максимума за 13 лет, сумма выплат пособий по безработице значительно выросла. Согласно опубликованному на прошлой неделе докладу счетной палаты дефицит по этой статье в 2013 г. может составить 5 млрд евро ($6,71 млрд).

Пенсионная система также оказывает давление на бюджет страны. В 2010 г. тогдашнее правительство увеличило минимальный пенсионный возраст с 60 до 62 лет, надеясь таким образом сбалансировать пенсионную систему к 2018 г. Однако в конце прошлого года появились данные о том, что дефицит пенсионного фонда в наступившем году может достичь 12 млрд евро, а к 2020 г. – 20 млрд евро, если не будет принято никаких дополнительных мер.

Президент Франсуа Олланд дал понять, что он не хочет дальнейшего повышения налогов. Если в экономике не произойдет внезапного роста, работодателям и профсоюзам придется обсуждать сокращение пенсий, долгое время бывших во Франции «священной коровой». Министр труда Мишель Сапан в одном из недавних интервью сказал:«Мы больше не можем финансировать дефицит за счет повышения налогов».

Французская система социального обеспечения, одна из самых щедрых в Европе, в последнее время становится все более обременительной для экономики. По данным европейского статистического агентства Eurostat, в 2011 г. на нее приходилось 23,9% ВВП Франции (больше только в Дании и Финляндии). В 2010 г. на выплату пенсий и пособий во Франции приходилось 13,5% ВВП, тогда как в Германии — 9,9%, а в Великобритании — 8,4%. Эти цифры включают и государственные, и частные пенсии.

Экономист Natixis Жан-Кристоф Каффе уверен: «У правительства нет иного варианта, кроме сокращения социальных выплат. Лучшим выходом стало бы, если бы бизнес и профсоюзы смогли прийти к соглашению, как это произошло с рынком труда».

В прошлом попытки пересмотреть систему социального обеспечения неоднократно вызывали протесты, ослабляли позиции правительств и даже приводили к их отставке. Бывший президент страны Николя Саркози заплатил высокую цену за закон о повышении пенсионного возраста. На улицы вышли миллионы протестующих, Саркози удержался на своем посту, но утратил политический капитал, необходимый для проведения реформ в оставшуюся часть своего президентского срока.

Сапан, близкий друг и соратник Олланда, говорит, что опыт переговоров между бизнесом и профсоюзами по вопросам трудового законодательства можно использовать для решения других экономических проблем. «Мы преуспели в решении очень деликатной и сложной проблемы путем переговоров, мы продолжим переговоры и по другим деликатным вопросам», – заявил он.

Однако аналитики полагают, что достичь компромисса по системе социального обеспечения будет гораздо труднее, чем по реформе трудового законодательства. Сокращение социальных выплат может быть воспринято сторонниками Олланда как предательство самой системы, которую они всегда защищали.

Аналитик Eurasia Group Антонио Баррозо говорит: «Реформировать систему пенсионных выплат и пособий по безработице одинаково трудно. Даже в случае переговоров соглашение может остаться недостигнутым, и Олланду придется принудительно внедрять реформу».

Сапан отказался говорить о том, к какому варианту склоняется правительство. Счетная палата, возглавляемая социалистом Дидье Миго, выдвинула несколько спорных предложений. Необходимо «тщательно изучить» уровень пособий по безработице и ограничить выплаты тем, кто получал высокие зарплаты, считают аудиторы.

По мнению аудиторов счетной палаты, Франция платит слишком щедрые пособия по безработице. На пособие можно претендовать, проработав всего 4 месяца, и в течение 2 лет получать значительную долю от зарплаты. Например, если человек получал по месту работы 7200 евро в месяц, он может получить пособие по безработице до 5000 евро в месяц — в 2 раза больше, чем получал бы в Германии.

Попытки правительства последовать советам аудиторов, вне всякого сомнения, встретят враждебную реакцию со стороны профсоюзов. Вероник Дескак, представляющая на переговорах профсоюз CFDT, говорит: «Мы не допустим никакого сокращения пособий по безработице».

Глава ассоциации предпринимателей Франции (MEDEF) Лоранс Паризо ранее в этом месяце заявляла, что пенсионный возраст необходимо снова пересмотреть. MEDEF отказалась комментировать свою позицию на предстоящих переговорах по размерам пособий по безработице.

Во время переговоров по закону о рынке труда правительство оказывало давление на участников, грозя провести закон, даже если соглашение не будет достигнуто.

Сейчас Сапан выражает надежду, что французское общество становится более склонным к достижению консенсуса, но возможность конфронтации остается. «Нельзя избежать конфронтации там, где присутствуют различные интересы. Мы же не мишки с поздравительных открыток, чтобы обмениваться исключительно поцелуями», – сказал он.

Перевела Надежда Дмитриенко

Отвлекает реклама? С подпиской вы не увидите её на сайте

  • Подписка
  • Реклама
  • Справочник компаний
  • Об издании
  • Редакция
  • Менеджмент
  • Архив
  • Наши проекты

    • HBR Россия
    • Как потратить
    • Ведомости&
    • Карьера
    • Конференции
    • Практика

    Контакты

    Рассылки «Ведомостей» — получайте главные деловые новости на почту

    Ведомости в Facebook

    Ведомости в Twitter

    Ведомости в Telegram

    Ведомости в Instagram

    Ведомости в Flipboard

    Электронное периодическое издание «Ведомости» (Vedomosti) зарегистрировано в Федеральной службе по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия 22 декабря 2006 г. Свидетельство о регистрации Эл № ФС77–26576.

    Рекламно-информационное приложение к газете «Ведомости». Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) за номером ПИ № ФС 77 – 77720 от 17 января 2020 г.

    Любое использование материалов допускается только при соблюдении правил перепечатки и при наличии гиперссылки на vedomosti.ru

    Новости, аналитика, прогнозы и другие материалы, представленные на данном сайте, не являются офертой или рекомендацией к покупке или продаже каких-либо активов.

    Сайт использует IP адреса, cookie и данные геолокации Пользователей сайта, условия использования содержатся в Политике по защите персональных данных

    Все права защищены © АО Бизнес Ньюс Медиа, 1999—2020

    Любое использование материалов допускается только при соблюдении правил перепечатки и при наличии гиперссылки на vedomosti.ru

    Новости, аналитика, прогнозы и другие материалы, представленные на данном сайте, не являются офертой или рекомендацией к покупке или продаже каких-либо активов.

    Все права защищены © АО Бизнес Ньюс Медиа, 1999—2020

    Электронное периодическое издание «Ведомости» (Vedomosti) зарегистрировано в Федеральной службе по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия 22 декабря 2006 г. Свидетельство о регистрации Эл № ФС77–26576.

    Рекламно-информационное приложение к газете «Ведомости». Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) за номером ПИ № ФС 77 – 77720 от 17 января 2020 г.

    Сайт использует IP адреса, cookie и данные геолокации Пользователей сайта, условия использования содержатся в Политике по защите персональных данных

    Вопросы и уроки экономического кризиса 2020 года

    Экономика РФ: уточнение прогноза до 2024 года

    • Обновление прогноза на 2020–2024 годы состояло в учете негативного эффекта пандемии коронавируса, последствий прекращения и возобновления сделки ОПЕК+ для конъюнктуры нефтяного рынка и влияния компенсирующих мер Правительства РФ и Банка России на российскую экономику. Необходимые карантинные меры в рамках борьбы с пандемией привели к резкому спаду активности в секторе услуг и нарушению производственных цепочек в большинстве стран мира. Наблюдаемая ситуация сохранится как минимум в течение 2020 года и усугубит эффект промышленного спада 2019 года в некоторых странах. Продолжительность и глубина кризисных явлений будут в первую очередь зависеть от длительности острого периода пандемии, а в случае увеличения данного периода все большую роль будут играть достаточность государственной поддержки компаний и населения и эффективность банковских систем пострадавших стран.
    • Базовый сценарий для России предполагает снижение реального ВВП на 4–4,5% в 2020-м и восстановление на 2–3% в 2021-м. Этот сценарий основан на предположении, что карантинные ограничения примут периодически повторяющийся характер и будут полностью сняты в случае появления эффективного лекарства или когда большая часть населения перенесет заболевание или вакцинируется и таким образом приобретет иммунитет. Длительность восстановления экономики критическим образом зависит от того, насколько банковская система будет способна закрыть разрывы ликвидности в пострадавших трудоемких отраслях, а также от того, будет ли государство увеличивать поддержку потребительского спроса. Пессимистичный сценарий предусматривает падение реального ВВП на 7–7,5% и начало восстановления экономики лишь в 2022-м.
    • Некоторые выводы из текущего экономического кризиса можно сделать уже сейчас. Основные параметры российского бюджетного правила наконец настроены на шоки нефтяных цен, однако в случае шока, не связанного с нефтяным рынком, гибкость бюджетного правила может оказаться недостаточной. Течение кризиса будет зависеть от способности банковского сектора поддерживать ликвидность компаний малого и среднего бизнеса (МСБ), что в свою очередь потребует помощи со стороны правительства и Банка России. Наконец, здоровье населения и здравоохранение — это не просто один из факторов нематериального благосостояния, а экономическая категория, оказывающая прямое влияние на производство, доходы и богатство.

    Таблица 1. Основные показатели базового сценария * макроэкономического прогноза

    Показатели

    Ед. изм.

    Факт

    Прогноз

    2017

    2018

    2019

    2021

    2022

    2023

    2024

    Цена нефти марки Urals
    (среднегодовая)

    Темпы прироста реального ВВП

    Курс доллара к рублю
    (среднегодовой)

    Реальные располагаемые доходы населения

    Ключевая ставка
    (на конец года)

    Ставка пятилетней бескупонной ОФЗ
    (на конец года)

    Сальдо
    федерального бюджета

    * Показатели оптимистичного сценария приведены в Приложении.
    1 Методология Всемирного банка, реальный прирост.
    2 Экономически активное население.
    3 Индекс потребительских цен.
    Источник: АКРА

    Таблица 2. Основные показатели пессимистичного сценария макроэкономического прогноза

    Показатели

    Ед. изм.

    Факт

    Прогноз

    2017

    2018

    2019

    2021

    2022

    2023

    2024

    Цена нефти марки Urals
    (среднегодовая)

    Темпы прироста реального ВВП

    Курс доллара к рублю
    (среднегодовой)

    Реальные располагаемые доходы населения

    Ключевая ставка
    (на конец года)

    Ставка пятилетней бескупонной ОФЗ
    (на конец года)

    Сальдо федерального бюджета

    Четыре главных фактора неопределенности, определяющих выбор сценария 2020 года

    Согласно данным на официальном сайте, представляющем информацию о пандемии коронавируса в России, стопкоронавирус.рф, первичные испытания вакцины будут завершены в середине июня, а доступной она станет через 11 месяцев.

    1. Как будет развиваться ситуация с коронавирусом? Все сценарии развития ситуации объединяет тот факт, что распространение коронавируса, будучи основным фактором текущего экономического кризиса, не завершится ни через месяц, ни в течение 2020 года, вакцина же в лучшем случае будет создана в 2021 году.

    Согласно оптимистичному сценарию, либо к лету этого года вирус трансформируется в сторону меньшей летальности, либо проведенные выборочно тесты покажут, что на самом деле значительная часть населения уже перенесла заболевание в легкой или бессимптомной форме. При реализации этого предположения существенная часть карантинных мер может быть признана избыточной уже летом. В противном случае экономическая деятельность будет по-прежнему ограничена карантинными мерами, а ситуация может развиваться по двум другим сценариям.

    Базовый сценарий предполагает снятие значительной части ограничений при сокращении до минимума активных случаев болезни (по аналогии с Китаем после третьего месяца карантина). При этом карантинные меры могут быть введены снова только в случае подозрения на новую вспышку заболевания. Такое развитие событий также возможно, если вирус продемонстрирует сезонность и его распространение летом естественным образом сократится. В описанных случаях ограничения, вероятно, примут периодически повторяющийся характер (один-два раза в год) и будут полностью сняты после появления эффективного лекарства или когда большая часть населения перенесет заболевание или вакцинируется, приобретя таким образом иммунитет. При этом необходимость быстро реагировать на возможные новые вспышки может привести к частичному сохранению ограничений междугородних пассажирских перевозок и режима закрытых для пассажиров границ России.

    Пессимистичный сценарий предусматривает также существенное ограничение сектора «социальных» услуг до момента приобретения основной частью населения иммунитета к коронавирусной инфекции.

    «Социальные» услуги — условно выделенная группа услуг, включающая наземный пассажирский транспорт, развлечения, образование и т. д. Практически совпадает со списком «наиболее пострадавших» от пандемии отраслей, который используют Правительство РФ и Банк России.

    Описанные варианты развития событий соответствуют трем макроэкономическим сценариям АКРА и непосредственно влияют на глубину и продолжительность кризиса (табл. 3, строка 1). Пессимистичный сценарий, помимо введения более жестких ограничений, предусматривает, что период ожидания эффективного медицинского ответа (появления вакцины от вируса или лекарства) может превысить два года от момента начала пандемии.

    2. Насколько банковский сектор в России готов поддержать МСБ? В отличие от 2014–2015 годов, когда кризис ликвидности и доверия возник именно в банковской системе и под вопросом была ее собственная устойчивость, текущий кризис ликвидности возник в первую очередь в секторе пассажирских перевозок, в сфере «социальных» услуг, а также в МСБ различных отраслей.

    Помимо регуляторных послаблений Банк России дал компаниям МСБ из уязвимых отраслей возможность заявить о переносе процентных платежей на полгода, а также запустил механизм поддержки кредитования МСБ (ставка привлечения средств на эти цели составляет 4%).

    Поскольку сумма платежей в консолидированный бюджет за докризисный год (включая страховые взносы) со стороны наиболее страдающих от карантина отраслей составляет порядка 3–3,5% ВВП, именно этой величиной и ограничена максимально возможная поддержка данных отраслей в виде налоговых стимулов. В текущих условиях размер поддержки даже меньше: она представляет собой сумму начисленных налогов и части страховых взносов за первый квартал 2020 года, что соответствует примерно 0,6–0,7% ВВП. Это объясняется тем, что с середины февраля основные налоговые базы в уязвимых секторах сильно сократились, а значит налоги за второй квартал уже стали бы низкими и перестали быть значительным направлением оттока ликвидности даже без налоговых отсрочек.

    Поддержка бизнеса налоговыми стимулами в размере 0,6–0,7% ВВП покрывает лишь малую часть реальных потребностей компаний в ликвидности: по оценкам АКРА, в указанных уязвимых отраслях в условиях отсутствия кризиса порядка 3–5% ВВП суммарно должно было бы быть направлено на выплату заработных плат, оплату аренды и процентные платежи второго квартала (сумма, не покрытая депозитами). При этом компании не могут полностью обеспечить покрытие постоянных платежей за счет внутренних источников ликвидности: объем операционной деятельности во втором квартале сократился, налоговый стимул в третьем квартале уже не будет оказывать существенного влияния, а рассматривать продажу недвижимости или оборудования в качестве источника ликвидности бизнес не готов, учитывая серьезность последствий подобных действий.

    Если крупному бизнесу может быть оказана адресная поддержка ликвидностью непосредственно Правительством РФ, то многочисленным и напрямую не контактирующим с государством компаниям МСБ финансовая помощь может реально поступить только посредством банков. Следовательно, от уровня проникновения банковских услуг и эффективности банковского сектора (в данном случае от способности правильно оценить и принять на себя кредитные риски малого бизнеса и сектора услуг) зависит глубина текущего экономического кризиса в России. Если при поддержке со стороны Банка России и Правительства РФ банки не смогут оперативно закрыть разрыв ликвидности, то уязвимые отрасли станут эпицентром банкротств, дефолтов и безработицы. В результате всего этого произойдет сокращение совокупного предложения, которое быстро обернется падением спроса.

    Рассматриваемые нами макроэкономические сценарии отличаются друг от друга степенью успешности поддержки предложения посредством банковского кредитования. В пессимистичном сценарии она минимальна, и для некоторых компаний кризис ликвидности перерастет в кризис платежеспособности с более долгосрочными последствиями (табл. 3, строка 5).

    3. Будет ли государство поддерживать потребительский спрос? Прямой экономический эффект карантинных мер заключается в том, что население не может тратить деньги на «социальные» услуги, транспорт и ряд товаров, а в отдельных отраслях из-за введенного режима самоизоляции работники не могут физически присутствовать на своих рабочих местах. Если бы эффект карантина заключался только в этом, то восстановление экономической деятельности после снятия ограничений наступило бы очень быстро, в течение нескольких недель. Однако с увеличением продолжительности карантинных мер повышается вероятность роста безработицы и возрастает объем недополученных доходов, что отрицательно влияет на совокупный спрос. В этом случае на снижение уровня безработицы и восстановление спроса могут потребоваться месяцы или даже кварталы в связи с поиском нового равновесия на рынке труда.

    На данный момент самой значимой объявленной мерой поддержки спроса теоретически являются кредитные каникулы для населения, но эффект данной меры может быть недостаточным для компенсации потерь: максимально возможный объем перенесенных платежей по кредитам населения АКРА оценивает в 1,1–1,4% ВВП, тогда как совокупное сокращение денежных доходов в пессимистичном сценарии в 2020 году может превысить 3% ВВП.

    Варианты государственной поддержки спроса в форме сопоставимых с трудовыми доходами пособий по безработице и прямых трансфертов широким категориям населения до настоящего времени в России никогда не применялись. Если такие решения и будут приняты, то, скорее всего, при реализации пессимистичного сценария, в рамках которого величина шока будет явно превышать компенсирующий эффект тех мер, которые объявлены к середине апреля. В оптимистичном или базовом сценарии АКРА не ожидает принятия подобных решений (табл. 3, строка 4).

    4. Устойчива ли координация усилий разных стран на рынке нефти? От трети до половины величины падения нефтяных цен в марте 2020 года было вызвано прекращением сделки ОПЕК+. Новое соглашение о сокращении добычи, достигнутое в середине апреля, улучшит ценовую конъюнктуру в 2020 году относительно сценария с резким ростом добычи. Однако горизонт действия этого соглашения реально не определен, несмотря на прописанные даты. Стратегические цели стран, входящих в картель, в основном совпадают: они заключаются в долгосрочном ограничении возможностей производителей сланцевой нефти и сохранении при этом среднесрочной устойчивости национальных бюджетов. Бюджеты стран ОПЕК+ балансируются при различных условиях (цена, объемы добычи и экспорта), поэтому достижение консенсуса возможно только в том случае, когда для большинства участников отсутствие координации реально угрожает достижению хотя бы одной из указанных выше целей. Неопределенный срок действия соглашения вызван как решениями, принимаемыми странами вне ОПЕК+ (например, введение импортных пошлин в США существенно обострит конкуренцию и осложнит сохранение сделки в текущем виде), так и глубиной экономического кризиса. Стоит отметить, что из-за неблагоприятного прогноза в отношении спроса во всех сценариях в 2020 году координация на рынке должна сохраниться.

    В случае особенно глубокого экономического шока страны будут склонны действовать скоординорованно в течение более длительного периода времени, тогда как восстановление экономики сделает выгодность сделки для всех сторон менее очевидной (табл. 3, строка 6). Соответственно, в зависимости от макроэкономического сценария ограничения по добыче будут смягчаться либо будут полностью сняты в 2021 году. В 2020-м среднегодовые цены на нефть составят 25/35/35 долл./барр. в пессимистичном, базовом и оптимистичном сценариях соответственно.

    Национальная платежная система подождет до конца года

    Банк России объявил третий, окончательный, срок перехода на выплаты социальных пособий исключительно на карты национальной платежной системы «Мир». Ранее предполагалось, что это произойдет 1 июля, затем срок был сдвинут на 1 октября, а теперь — на 1 января 2021 года. Впрочем, госбанки заметного изменения спроса на «Мир» не увидели, отмечая сохранение большого числа клиентов с картами других платежных систем. Судя по позиции ЦБ, новый срок может быть не таким уж окончательным.

    За перечисление выплат, отнесенных к компетенции Пенсионного фонда России (ПФР), на карты платежной системы, иных чем «Мир», никаких мер к банкам до конца года применяться не будет. Об это проинформировал Банк России в письме, размещенном 30 сентября на своем сайте. При этом ЦБ рекомендовал банкам «организовать дистанционное взаимодействие» с физлицами, получающими эти выплаты, «для выпуска им национальных платежных инструментов и их доставки при наличии такой возможности».

    Ранее перевод социальных платежей на карты российской платежной системы планировался на 1 июля, но в связи с пандемией коронавируса его передвинули на 1 октября. Как пояснила директор департамента национальной платежной системы Банка России Алла Бакина, большинство пенсионеров уже переведены на карту «Мир», но часть из них еще такие карты не получили. Поэтому было принято решение продлить срок.

    Впрочем, эти выплаты касаются не только пенсионеров. Согласно постановлению правительства №1466 от 1 декабря 2018 года на карту «Мир» переводятся и другие федеральные выплаты — государственные стипендии, пособия по безработице, пособия по беременности и родам, разовые и регулярные пособия на детей и другие.

    Как сообщили в НСПК, на 1 сентября выпущено 86,1 млн карт «Мир». С начала года было эмитировано более 15 млн карт. Чтобы обеспечить все совершеннолетнее население России (около 120 млн человек) этими картами, потребуется около года. Обеспечить картами всех пока их не имеющих получателей социальных выплат вполне реально до конца года.

    В Почта-банке отметили, что спрос на «Мир» в августе-сентябре принципиально не изменился по сравнению с июнем и июлем. В банке «ФК Открытие» сообщили, что изменения спроса в последние месяцы не увидели, но отметили, что около 10% клиентов получают социальные выплаты на карты международных платежных систем. В ПСБ примерно треть социальных платежей поступает клиентам на карты международных платежных систем.

    В банках без госучастия картина заметно отличается, однако и клиентов там значительно меньше. Так, в банке «Русский стандарт» отметили рост заявок на открытие карт «Мир» на 50% относительно июня и июля 2020 года. В Росбанке в августе и сентябре увидели более чем двукратный рост по сравнению с аналогичным периодом прошлого года.

    По мнению независимого эксперта на рынке платежных карт Дмитрия Вишнякова, многие региональные банки, среди клиентов которых тоже есть пенсионеры, сами не спешат пропагандировать карты «Мир», поскольку для них в этом нет коммерческой выгоды.

    « Многие банки ждут окончания срока действия карт, которые были выданы ранее пенсионерам, и, конечно, же банки не стимулируются платежной системой для эмиссии своих кар»,— считает эксперт.

    Стоит отметить, что клиенты, не открывшие карту российской платежной системы, без выплат все равно не останутся. «Важно подчеркнуть, что для наших пенсионеров сохранится возможность получать пенсии любым способом, каким они привыкли это делать до настоящего времени»,— заявила Алла Бакина. Эти слова вполне можно распространить и на другие социальные пособия. Так что окончательная дата перевода выплат может быть сдвинута еще не раз.

    Правительство Саратовской области

    Саратовская область выбирает вектор лидерства

    • Саратовская область
      • О регионе
      • Устав Саратовской области
      • Официальная символика
      • Административно-территориальное устройство
      • Экономика и инвестиции
      • Промышленность, наука и инновации
      • История
      • Экология и право
      • Отдых и туризм
      • Антитеррористическая комиссия
      • Антинаркотическая комиссия
    • Губернатор
      • Новости
      • Выступления и интервью
      • Биография
      • Предвыборная программа «Только вперед!»
      • Фотогалерея
      • Видеоматериалы
    • Власть
      • Губернатор
      • Саратовская областная Дума
      • Состав Правительства
      • Главный федеральный инспектор
      • Заседания Правительства
      • Органы судебной власти
      • Органы исполнительной власти
      • Органы прокуратуры
      • Аппарат Губернатора
      • Территориальные органы
      • Иные государственные органы
      • Органы местного самоуправления
    • Пресс-центр
      • Контакты пресс-службы Губернатора
      • Анонсы мероприятий
      • План работы Правительства со СМИ
      • Печатные СМИ
      • Электронные СМИ
      • Интернет-сайты
      • Официальные СМИ
      • Пресс-службы ведомств
      • Аккредитация
      • Цифровое телевидение в Саратовской области
    • Законодательство
      • Официальный интернет-портал правовой информации
      • Официальный источник опубликования нормативных правовых актов Саратовской области
      • Основные нормативно-правовые акты
      • Информационно правовой блок (Консультант)
      • Информационно правовой блок (Гарант)
      • Постановления по делам о признании недействующими нормативных правовых актов
      • Оценка регулирующего воздействия проектов нормативных правовых актов, экспертиза нормативных правовых актов

    События Правительства области

    Посол Франции в России посетила Саратовскую Областную универсальную научную библиотеку

    Для просмотра видео включите JavaScript в вашем браузере. Проверить совместимость вашего браузера можно по этой ссылке.

    Региональная культурно-просветительская общественная организация «Альянс Франсез-Саратов» в этом году отмечает своё 15-летие. 8 ноября для участия в юбилейных торжествах, посвященных празднованию этой даты, в Саратов приехала Чрезвычайный и Полномочный Посол Французской Республики в Российской Федерации госпожа Сильви Берман.

    Посол Франции в России посетила областную универсальную научную библиотеку, где её встретила директор библиотеки Людмила Канушина. Она представила выставку работ известного французского фотохудожника и режиссера Жан-Марка Годеса «Книги в жизни», открытие которой состоится 11 ноября. Были проведены экскурсии по выставкам «Исторический портрет Франции: издания XVIII–XX вв. из фонда отдела редкой книги», «Россия – Франция: грани взаимовыгодного сотрудничества», «Саратовская область: история, экономика, культура».

    Состоялось заседание «круглого стола» с участием Посла Франции в России и сопровождающих её лиц с заместителем Председателя Правительства Саратовской области Валентиной Гречушкиной, министром культуры области Татьяной Гараниной, директором областной библиотеки Людмилой Канушиной, доцентом кафедры истории России и археологии НИУ СГУ имени Н.Г. Чернышевского, автором книги «Саратовский край и наполеоновские войны» Виктором Тотфалушиным. Виктор Тотфалушин рассказал о своих исследованиях и книгах, посвященных французским военнопленным Великой армии Наполеона на территории Саратовской губернии. Госпожу Берман интересовало, сколько потомков французских пленных проживает в настоящее время на территории нашей области, и изучается ли этот вопрос русско-французской истории в школах.

    Одна из участниц встречи, Маргарита Сулье-Прозорова рассказала Послу о своем прямом предке – французском военнопленном офицере Жан Жаке Николя Сулье, который остался на жительстве в России, а также об истории своей семьи.

    Людмила Канушина поблагодарила Посла за комплектование Французского читального зала отличной литературой на языке оригинала и отметила, что читатели библиотеки будут всегда рады новым поступлениям из Франции. В знак признательности госпоже Берман были подарены книги.

    Чрезвычайный и Полномочный Посол Французской Республики в Российской Федерации госпожа Сильви Берман сделала запись в Книге почетных гостей областной универсальной научной библиотеки. Она поблагодарила за интерес и «сохранение памяти о французских пленных Великой армии Наполеона в Саратове».

    Министерство культуры области

    А как у них? Соцподдержка семей во Франции

    17 Сен А как у них? Соцподдержка семей во Франции

    Каждый раз, оказываясь в различных районах Франции (в Париже, в Страсбурге, в Каннах), за массой организационных вопросов и ответственностью никогда не вникала в правдивость того, что читала когда-то в СМИ и книгах, а позже в интернете. Посещение Нормандии совпало с приступом любознательности и пристрастия к информации «из первых уст», то есть непосредственно от людей там живущих, работающих, рожавших там детей, получавших жильё и проч. В чём же был диссонанс?

    До сих пор я читала и верила, что на первого ребенка родители во Франции вовсе не получают пособий. Однако, моя знакомая на первого ребёнка получила: 900 евро – единовременное пособие, 4500 евро от своей медицинской страховой компании, и до трёх лет она получала по 190 евро ежемесячно. Это независимо от доходов и работы родителей ребёнка.

    Во Франции большое количество льготных категорий, по которым государство оказывает различную социальную и материальную помощь. Например, если человек признан малообеспеченным, то ему выплачивается пособие.

    Резиденты Франции в возрасте от 25 лет, находящиеся на территории страны большую часть года, имеющие доход на семью ниже установленного минимума, имеют право на пособие Revenu de solidarité active(RSA), которое составляет от €560 до €1080 в месяц. Сумма меняется в зависимости от количества членов семьи, возраста и прочих критериев.

    Так простая арабская женщина, без образования, приехавшая с мужем и детьми на ПМЖ во Францию, даже не получившая гражданство, не работающая, реально получает пособия порядка 4500 евро при условии постоянного проживания на территории данного государства. У неё пять детей.

    Хотя до сих пор я читала информацию лишь только о том, что «во Франции только на второго ребёнка выплачивают 131,16 € в месяц, с тремя –299,20 € , доплата за каждого последующего ребенка составляет 168,04€ , если он старше 14 лет – 65,58 €. Пособие выплачивается до 16 лет или 18 лет, если ребенок является безработным или имеет низкий заработок, а также до 20 лет, если находится на дневном обучении». Согласитесь, калькуляция прочитанного ранее мною как-то не бьётся с реальностью.

    Пытаясь неоднократно помочь людям решить свои жилищные вопросы, я регулярно слышала от чиновников о том, что бесплатное жильё давалось только в Советском Союзе. Что нигде в мире такого понятия, как социальное жильё нет! Однако, во Франции получить социальное жильё может абсолютно реально каждый человек, легально живущий на её территории. Причём легальность – это не обязательно факт рождения на территории данной страны и даже не обязательно гражданство! Основной документ, который нужно чаще всего предоставлять – это квитанция об оплате электроэнергии, её спрашивают абсолютно в любой инстанции, она, по сути, является тем документом, который подтверждает ваше легальное пребывание в стране.

    При наличии вида на жительство, при постоянном пребывании на территории страны, иностранец имеет те же привилегии, что и гражданин Франции.

    Да, жильё в Париже придётся ждать долго, лет 6, а может даже 10 (без статуса приоритетности). Но в пригороде, например, 4 км от французской столицы, буквально за пару месяцев, вам могут предоставить от государства социальное жильё. Не трущобы, а вполне-таки пригодные для жилья двухуровневую квартиру или дом с гаражом и участком. Социальное жильё во Франции предоставляется в соответствии с законодательством. То есть семье с двумя разнополыми детьми не предложат жильё меньше, чем с тремя спальнями. Да, этот жилой объект не будет находиться в вашей собственности, вы не сможете его продать, подарить, обменять, сдать третьему лицу, но жить в нём сможете хоть до конца своих дней (и в некоторых случаях даже передать детям!).

    Через 10 лет вашего проживания в социальном жилье, государство, как правило, предлагает его выкупить. Если вы соглашаетесь купить дом или квартиру, в котором прожили уже 10 лет, государство вычитает всё, что вами было выплачено за это жильё за все эти годы. Живёте вы в социальном жилье не абсолютно бесплатно. Помимо оплаты за газ, электроэнергию, воду, есть сумма, которую вы будете платить ежемесячно государству. Суммы разные: в пригороде ежемесячная оплата составит 100 евро. За двухкомнатную квартиру в старом фонде города это может быть 200-250 евро. За такую же квартиру в новом доме, построенном из дорогих материалов с использованием современных технологий в элитном районе, может дойти и до 1000 евро. На оплату жилья также есть пособия, которые могут вам помочь (об этом чуть позже). Так вот, когда вам предложат, а вы решите это жильё выкупить, всё, что вы платили каждый месяц, суммарно вычитают из его стоимости. Оставшуюся часть вы должны погасить. Жилищная ипотека в банке 1,1%. И для этого не нужно быть ни многодетным, ни передовиком труда.

    И да, есть ещё жилищное семейное пособие Allocation de logement familiale(ALF) , которое является финансовой помощью, предназначенной для уменьшения количества месячных выплат по аренде или ипотеке для семей с малым достатком. То есть можно платить ипотеку и меньше, чем 1,1%?

    О, Боги! Да, чуть не забыла: есть ещё пособие Aide personnalisée au logement(APL) , оно позволяет уменьшить стоимость аренды или сумму ежемесячных выплат по ипотеке. При принятии решения о его предоставлении учитывается довольно много критериев: доход, состав семьи, место нахождения жилья, статус занятости. Если вы по каким-то причинам не можете получать ни ALF, ни APL, то есть ещё одно пособие – Allocation de logement sociale(ALS), на которое имеют право люди с малым достатком (зависит также от типа жилья и состава семьи).

    В каждом департаменте существует Солидарный Фонд Жилья (FCL), оказывающий различную помощь (финансовую , гарантийную, страховую, оплата аренды жилья за первый месяц). Социальная помощь может также предоставляться для оплаты счетов за электричество, воду, телефон и газ.

    Что касается труда: проработав шесть месяцев, большинство увольняются, поскольку раньше им платили 70-75% от зарплаты на прежнем месте работы пожизненно. Сейчас экономическая ситуация ухудшилась. Поэтому платят 70% только… первый год. На второй и последующие годы процент уменьшается. Однако, попадая в ряды малообеспеченных, мы помним сколько будет пособие «по бедности».

    Многие выходят на работу раз в пару-тройку лет на полгода, а потом пользуются только выплатой процентов от последней зарплаты. Так что работать большинству людей невыгодно (если не считать очень хорошо оплачиваемых, трудоголиков, бизнесменов, людей высокого социального и материального уровня). Организация экономического сотрудничества и развития заявляет: «Уровень бедности во Франции снизился бы вдвое, если бы в каждой французской семье работу имел хотя бы один человек».

    И кому-то из моих соотечественников, читающих о высоком уровне безработицы и бедности в этой красивой стране, слушая доклад ЮНИСЕФ о том, что более 3 миллионов детей, то есть каждый пятый ребенок, живет во Франции за чертой бедности, хочется «обнять и плакать». В категорию бедных социологи зачисляют людей, имеющих доход ниже 60% от среднего дохода по стране. Во Франции черта бедности находится на уровне 1015 евро в месяц на человека. Французы назвали мне цифру «бедности» 1200 евро.

    «Да, у них выше МРОТ, но огромные налоги, платное образование и медицина»,- возразите вы. Конечно, налоги немалые, один только НДС 20% чего стоит (хотя у нас он… тоже 20%!)

    А вот что касается бесплатного образования, то оно есть. С трёх лет. Относительно недавно сделали обязательным с 3-х, до этого было с 6-ти. Интересные особенности: домашнее задание, каникулы и классное руководство. Домашнее задание задают, но никогда не проверяют во избежание стрессовых ситуаций из-за такого пустяка. Каникулы у них часто, но летние всего месяца полтора.

    Вся Франция поделена на три каникулярные зоны, каждая выходит на каникулы в своё время, чтобы не было каникул у всех одновременно. Каникулярный график меняется, например, в этом году красная зона выходит на каникулы в такие-то числа, жёлтая в такие-то, зелёная в другие. Все три зоны каждый год меняются датами каникул.

    Что же касается учителя, ведущего класс (мы называем его классный руководитель), то он не на весь период обучения, а лишь на один год. Квалификация, знания и опыт данного педагога должны соответствовать именно этому году обучения, воспитания и образования. Так что основной учитель меняется ежегодно, как, впрочем, и ученики в классе обязательно миксуются каждый год. Делается это для более лёгкой социальной адаптации детей в обществе. Родители уже по достоинству оценили такой подход в системе образования, дети действительно легко социализируются.

    Ну, и про поддержку материнства и детства: многие мамы уже 2 детей не работают, так как это не выгодно. Оплата няни дорого, но большинство могут себе это позволить, поскольку есть социальное пособие на оплату няни! Те, у кого 3 и более детей, но небогатые люди, совершенно спокойно живут на пособия в хороших домах, предоставляемых государством. И, несмотря на всё вышеперечисленное, рождаемость в стране крайне низкая…

    Налог для вкладчиков: десять вопросов о грядущем НДФЛ на проценты по депозитам и облигациям

    Владимир Путин анонсировал налог на процентный доход по вкладам и долговым ценным бумагам. Что это значит, кого коснется и когда нужно будет платить? Аналитики, опрошенные Банки.ру, отвечают на десять самых популярных вопросов.

    Что произошло?

    Президент России Владимир Путин 25 марта выступил с обращением и рассказал о мерах поддержки населения и бизнеса в условиях распространения коронавируса. Однако меры социальной помощи, разумеется, потребуют дополнительного финансирования. И Путин сразу же раскрыл один из источников пополнения бюджета. Он предложил для граждан, чей общий объем банковских вкладов или инвестиций в долговые ценные бумаги превышает 1 млн рублей, установить налог на процентный доход в размере 13%. Президент подчеркнул, что такое налогообложение распространено во многих других странах. Кроме того, Владимир Путин предложил ввести налог в размере 15% на доходы в виде дивидендов, которые выводятся за рубеж, в офшоры.

    Какие доходы от вкладов и облигаций облагаются налогом сейчас?

    Президент был не совсем прав, когда сказал, что сейчас процентный доход по вкладам не облагается налогом. На самом деле облагается, если ставка по вкладу превышает ключевую ставку ЦБ на 5 процентных пунктов, то есть на данный момент 11% годовых. Ставка НДФЛ при этом составляет 35%. Другое дело, что массовому клиенту финансовые учреждения сейчас такой доходности по вкладам не предлагают.

    Что касается долговых ценных бумаг, процентный доход по ним в большинстве случаев не облагается налогом:

    • Купонный (или процентный) доход ОФЗ и муниципальных облигаций освобожден от НДФЛ. Налогом облагается только доход от разницы между ценой продажи и покупки, однако и его можно избежать, если бумаги приобретены после 1 января 2014 года и находятся в собственности больше трех лет.
    • По корпоративным облигациям, выпущенным после 1 января 2017 года, купонный доход также не облагается НДФЛ. При этом если размер купонной доходности превышает ключевую ставку ЦБ более чем на 5%, то разница облагается налогом по ставке 35%. По облигациям, выпущенным до 2017 года, ставка налогообложения составляет 13%.
    • Процентный доход корпоративных еврооблигаций облагается налогом по ставке 13%. А вот еврооблигации Минфина от него освобождены.

    Кого коснется новый налог?

    По словам российского президента, введение налога на процентный доход затронет лишь порядка 1% вкладчиков. Примерно такую же оценку недавно давал министр финансов Антон Силуанов. Он говорил, что у 99,7% вкладчиков размеры вкладов не превышают 1,4 млн рублей.

    По данным АСВ на 31 декабря 2019 года, доля вкладов от 1 млн до 1,4 млн рублей в общем объеме депозитов составляла 12,3%, от 1,4 млн до 3 млн рублей — 10,9%, свыше 3 млн рублей — 32,1%. То есть на вклады свыше 1 млн рублей приходилось порядка 55,3% от всего объема вкладов физлиц и индивидуальных предпринимателей в банках.

    По оценке руководителя департамента финансов и стратегии банка «Зенит» Галины Лобовой, нововведение коснется около трети вкладчиков.

    «Мера затронет граждан с достаточно существенным уровнем сбережений. И будет ощутимой в сегменте состоятельных частных лиц, например, при сумме инвестиций от 20—30 миллионов рублей», — считает инвестиционный стратег «БКС Премьер» Александр Бахтин.

    Начальник управления торговых операций на российском фондовом рынке ИК «Фридом Финанс» Георгий Ващенко предположил, что физлица-резиденты во всяком случае по счетам ИИС сохранят льготу по уплате налогов на доходы по ценным бумагам. «Налогообложение купонов по гособлигациям и мелким депозитам тоже представляется крайней мерой», — отметил он.

    По мнению налогового менеджера IBFS united Константина Асабина, налог с большой вероятностью не станут распространять на государственные и муниципальные ценные бумаги, которые традиционно пользовались льготными условиями, и доходы по которым не облагались даже до 2017 года.

    Когда изменения вступят в силу?

    Пока все изменения в части налогообложения вкладов и облигаций существуют только на словах, хоть это и слова президента. О грядущем законопроекте, равно как и о его параметрах, пока ничего неизвестно. Аналитики тем не менее не сомневаются, что поправки к Налоговому кодексу, как и все предыдущие поручения президента, быстро примут форму закона.

    «В любом случае, в соответствии с пятой статьей Налогового кодекса, любой закон, который будет ухудшать положение налогоплательщика, будет вступать в силу только с 1 января 2021 года в нашем случае», — подчеркнул Константин Асабин.

    Что будет с действующими договорами по вкладам?

    Будет ли новый налог распространяться на действующие договоры вкладов и уже выпущенные облигации, станет понятно, когда появится текст поправок. По мнению Асабина, позиция может быть двоякой. Либо проценты по таким вкладам подпадут под налогообложение НДФЛ с 1 января 2021 года, либо будет выбран сценарий аналогичный ситуации с купонными доходами по облигациям российских эмитентов, когда новый режим налогообложения (а именно освобождение купонов от НДФЛ) распространился только на облигации, эмитированные после 1 января 2017 года, то есть с сохранением старых правил для облигаций, эмитированных ранее.

    А что если разделить вклады по разным банкам?

    Много вопросов вызвала формулировка Владимира Путина об «общем объеме банковских вкладов или инвестиций в долговые ценные бумаги, превышающем 1 млн рублей». Вопрос в том, как это будет учитываться и есть ли смысл дробить депозиты по разным банкам, чтобы избежать налогообложения.

    «Взимание налога со вкладов, превышающих 1 миллион рублей, может подтолкнуть часть вкладчиков к разделению своего депозита на несколько. Однако это будет иметь смысл только в том случае, если не появится единая система учета вкладов в разных банках, о чем давно говорится», — считает управляющий директор рейтингового агентства НКР Станислав Волков.

    Скорее всего, россияне выберут другой способ: разделить вклады между родственниками. Считать доходы в рамках домохозяйства российское правительство пока не научилось, хотя премьер Михаил Мишустин уже заявлял эту цель в числе приоритетных в выступлении в Госдуме накануне своего назначения. Так что введение налога на процентный доход от вкладов наверняка приведет к тому, что формально количество клиентов у банков в ближайшее время возрастет.

    Будут ли банки компенсировать уплаченный налог клиенту?

    Банки еще не успели сформулировать свою позицию по новым предложениям президента. Одним из первых инициативу прокомментировал глава ВТБ Андрей Костин. «Практика получения налога с доходов от банковских депозитов и других ценных бумаг — это всеобще принятая практика… Это, конечно, дополнительная нагрузка, но это справедливо и коснется не очень большой части населения», — сказал он в интервью телеканалу «Россия-1».

    «С учетом новых изменений, если не повысятся текущие ставки по вкладам, граждане будут получать значительно меньший доход, и привлекательность вкладов уменьшится», — констатирует партнер юридической группы «Novator» Александр Катков. Станислав Волков считает, что банки со своей стороны могут предложить компенсировать налог повышением ставки. «Это вполне вероятно с учетом общего тренда на повышение стоимости фондирования», — отмечает он.

    Руководитель департамента финансов и стратегии банка «Зенит» Галина Лобова также допускает, что кредитные организации, чтобы избежать снижения спроса, будут включать налог в ставку, и ставки по вкладам в целом вырастут. В итоге это может сказаться и на ставках по кредитам, поскольку стоимость ресурсов увеличится. «В целом эта инициатива может повлиять на маржинальность розничных операций для банков, так как банк будет вынужден выбирать: перекладывать этот налог на клиентов (оставляя ставки на прежнем уровне, либо при увеличении ставок по вкладам увеличивать ставки по кредитам) либо жертвовать прибылью банка по розничным операциям», — пояснила она.

    Константин Асабин, наоборот, считает, что повышение уровня процентной ставки по вкладам вряд ли возможно для банков. «Если оно и возможно, то, соответственно, в убыток банковскому сектору», — добавляет он.

    Кто будет заполнять декларацию?

    Сейчас агентом по выплате налога на доходы от инвестиций или вкладов выступает брокер или банк. В случае введения НДФЛ на доходы с вкладов, превышающих 1 млн рублей, налоговым агентом также будет назначен банк, уверен партнер IBFS united Александр Гуськов. «Такая практика во всем мире. И трудно представить, что каждый вкладчик будет подавать декларацию», — считает он.

    Зачем правительству понадобилось вводить налог сейчас?

    Как утверждает Владимир Путин, все дополнительные поступления в бюджет от объявленных мер должны целевым образом быть направлены на поддержку семей с детьми, безработных или граждан, находящихся на больничном. Так, в связи с коронавирусом будут выплачиваться по 5 тыс. рублей на детей до трех лет, повысится пособие по безработице до уровня МРОТ и будет введена новая формула расчета выплат по больничному листу.

    Тем не менее аналитики сомневаются, что эффект от введения налога на доход с вкладов будет значительным. «Потенциал собираемости налогов по ставке 13% ориентировочно на уровне 150—200 миллиардов рублей в год. Не копейки, но и не та сумма, которую не могло бы правительство взять в моменте из резервов», — считает Георгий Ващенко.

    В каких еще странах процентные доходы по вкладам и облигациям облагаются налогом?

    В США доходность, полученная с банковских вкладов или инвестиций в фондовый рынок, облагается федеральным налогом по той же ставке, что и основной доход человека. То есть если человек платит 35% подоходного налога со своих основных доходов, то и проценты, полученные в банке или на бирже, будут облагаться по ставке 35% независимо от суммы набежавших процентов. На данный момент в США действует семь градаций федерального подоходного налога от 10% до 37%. Банковская доходность ниже 10 долларов налогами не облагается, хотя отчитаться вкладчик должен о любом полученном доходе, даже если он ниже этих 10 долларов. Существуют некоторые исключения, когда проценты по вкладам освобождаются от налогов. Например, владельцы индивидуальных пенсионных счетов могут не отчитываться о налогах и не уплачивать их до того момента, пока они не снимают наличные деньги со счета. Оплата налога происходит исходя из той суммы, что была снята.

    Во Франции доходность по инвестициям облагается налогом по единой ставке 30%.

    Любопытная система действует в Великобритании. Там, как и в США, доходность, полученная от вложений в банки и в фондовый рынок, облагается по той же ставке подоходного налога, что и основной доход инвестора. На данный момент действуют три ставки: 20%, 40% и 45%. Правда, есть нюанс. С 1999 года в стране действует ISA, индивидуальный сберегательный счет, который может быть использован и для сбережений, и для инвестиций в ценные бумаги и биржевые инструменты. В текущем налоговом году размер этого счета не может превышать 20 тыс. фунтов стерлингов, на него вкладчик помещает деньги с дохода, с которого он уже уплатил налог, и поэтому государство не облагает еще раз прибыль, которую получит гражданин от этих вложений.

    В Германии доходы от любых инвестиций облагаются налогом по ставке 25%, однако есть ежегодная налоговая скидка: от уплаты налогов освобождается доход в сумме до 801 евро (1 602 евро для супружеской пары).