Федеральные резервные банки сша

Федеральные резервные банки сша

  1. Новости
  2. Банкноты стран мира
  3. Федеральная Резервная система США: новые подходы

Федеральная Резервная система США: новые подходы

В рамках рубрики «Визитка банка» представляем вниманию наших читателей очередной материал о центральном банке — на этот раз о Федеральной резервной системе США, чья политика оказывает влияние на экономику не только Соединенных Штатов, но и всего мира. Банкнота Федерального Резерва на протяжении долгих лет являлась гарантированным вложением денег для многих жителей нашей планеты. Зачем была создана в свое время Федеральная резервная система, какие задачи она решала и решает, какие новые технологии и подходы к организации денежного обращения применяет сейчас с целью добиться оптимизации своей деятельности и максимально сконцентрироваться на основных задачах, стоящих перед центральным банком — ответы на все эти вопросы Вы найдете в данной статье.

Федеральная резервная система США (ФРС) является центральным банком Соединенных Штатов. Она была создана согласно Закону о Федеральной резервной системе от 23 декабря 1913 г.

ФРС была основана с целью стабилизации системы денежного обращения США, жестоко страдавшей от регулярных экономических кризисов. Тогдашнее руководство страны приняло решение создать единый государственный орган, чьей задачей стало поддержание финансовой стабильности путем регулирования денежного обращения и влияния на рынок ценных бумаг, а также банковского надзора.

С тех пор функции ФРС претерпели ряд изменений, что соответствовало веяниям времени и взглядам правящей элиты США на роль центрального банка.

Сегодня перед ФРС ставится четыре основные задачи:

  • реализация государственной монетарной политики путем влияния на условия денежного обращения и кредита, конечной целью которой является обеспечение полной занятости и стабильных цен;
  • контроль и регулирование деятельности банковских институтов для обеспечения безопасности и «прозрачности» национальной финансовой системы и защиты прав клиентов банков;
  • поддержание стабильности финансовой системы и сдерживание системных рисков, которые могут возникнуть на финансовом рынке;
  • оказание отдельных финансовых услуг правительству США, частным лицам и финансовым организациям, а также иностранным официальным учреждениям на основе управления государственной системой перевода платежей.

ФРС состоит из Совета директоров, собирающегося на регулярные заседания в столице страны Вашингтоне, и двенадцати Федеральных резервных банков, расположенных в основных городах страны. Совет директоров состоит из семи членов, назначаемых президентом США и утверждаемых Сенатом (верхняя палата Конгресса США). Нынешним председателем Совета директоров ФРС является г-н Алан Гринспэн (занимает этот пост с 1987 г.). В штате аппарата Совета директоров ФРС насчитывается 1700 сотрудников.

Сеть из двенадцати резервных банков и двадцати пяти отделений выполняет различные функции ФРС, включая управление государственной системой перевода платежей, распространение банкнот и монет, контроль и регулирование деятельности коммерческих финансовых институтов. Также ФРС выступает в качестве банкира по отношению к Министерству финансов США. Каждый из двенадцати федеральных регионов (по одному резервному банку на регион) обозначается буквой от A до L. Все банкноты США содержат в серийном номере литеру и число, соответствующие федеральному резервному банку, впервые выпустившему ее в обращение. Помимо федеральных функций резервные банки выполняют функцию депозитариев для коммерческих банков своего региона.

Федеральная резервная система проводит денежную политику, используя следующие механизмы:

  • операции на открытом рынке — приобретение и продажа ценных бумаг правительства США на открытом рынке с целью контроля за размерами резервов в депозитарной системе;
  • нормативы обязательного резервирования — изменение показателей размеров сумм, которые коммерческие банки и другие депозитарные институты обязаны резервировать против депозита;
  • установление ставки рефинансирования — повышение или понижение показателя ставки рефинансирования, устанавливаемой для коммерческих банков и других депозитарных институтов при заимствовании денег у федеральных резервных банков.

Коммерческие банки в США делятся на три группы в зависимости от уровня их регистрации в государственных органах и членства в Федеральной резервной системе. Банки, зарегистрированные федеральным правительством (Министерством финансов), являются общенациональными банками и обязаны иметь статус члена Федеральной резервной системы. Банки, зарегистрированные в отдельных штатах, могут быть членами ФРС или не иметь такого статуса. Банки штатов не обязаны его иметь, но могут получить статус члена ФРС в случае, если удовлетворяют установленным самой Системой критериям. В 2004 г. примерно 40% от общего числа американских банков являлись членами ФРС. Банки-члены ФРС обязаны депонировать в региональном Федеральном резервном банке в качестве обязательных резервов 3% от своего капитала и остатков на счетах. За это они получают право участия в формировании Совета директоров регионального резервного банка.

Американская государственная платежная система сегодня является крупнейшей в мире. Каждый год в ней совершаются миллиарды сделок, сум-

марно составляющие триллионы долларов. В соответствии со своими полномочиями ФРС выступает посредником в прохождении денежных сумм и взаиморасчетах между банками. Федеральные резервные банки выполняют эту функцию, так как все основные депозитарные институты имеют в них свои резервы или клиринговые счета. Таким образом ФРС может эффективно справляться с этой функцией, дебитуя счета плательщиков и кредитуя счет получателя платежа.

ФРС предлагает депозитарным институтам широкий спектр услуг, связанных с осуществлением платежей. В частности, ФРС оказывает услуги по распространению банкнот и монет, а также выводу из обращения ветхих и не годных к обращению банкнот. Безналичные услуги включают в себя прием чеков, обработку электронных платежей и др.

Одной из важнейших функций ФРС как центрального банка является обеспечение сферы налично-денежного обращения США достаточным количеством банкнот и монет для удовлет-

ворения насущных потребностей экономики. Спрос на наличные деньги со стороны общественности и банковских организаций варьируется в разное время. Спрос возрастает или сокращается в прямой зависимости от уровня экономической активности и времени года. Излишки наличности в обращении возвращаются коммерческими банками в ФРС, где заносятся на их счета. Если депозитарный институт испытывает потребность в дополнительном объеме наличных денег, то процесс протекает в обратном порядке.

Фактически, все банкноты, находящиеся в обращении в США — банкноты Федеральной резервной системы. Все двенадцать федеральных резервных банков наделены правом эмитировать банкноты. Банкноты обеспечиваются в основном ценными бумагами Министерства финансов США и федеральных агентств, находящимися в распоряжении ФРС. В отличие от банкнот монеты являются прямыми обязательствами Министерства финансов, поэтому ФРС платит Бюро по чеканке при Министерстве финансов номинальную стоимость монет, а не стоимость их изготовления.

Банкноты ФРС печатаются на производственных мощностях Бюро гравирования и печати (БГП), находящегося в ведении Министерства финансов (фабрики в Вашингтоне и Форт-Уорте). ФРС оплачивает БГП только стоимость изготовления банкнот. Например, в 2003 г. ФРС заплатила за изготовление банкнот 494,4 млн. долларов. БГП ежедневно производит около 35 млн. штук банкнот общей номинальной стоимостью около 517 млн. долларов. 48% всех производимых банкнот приходится на однодолларовые банкноты.

Банкноты эмитируются через региональные банки Федеральной резервной системы. При поступлении обратно в федеральный резервный банк монеты и банкноты пересчитываются и идентифицируются и затем этот результат сравнивается с данными, предоставленными депонирующей организацией. В случае разночтения разница либо дебитуется либо кредитуется на счет организации. После механического пересчета банкноты автоматически сортируются. В каждом федеральном резервном банке установлены высокоскоростные сортировщики, которые обрабатывают банкноты со скоростью около 1250 банкнот в минуту. Например, Резервный банк в г. Сан-Франциско имеет в своем распоряжении семь таких сортировщиков, шесть из которых работают в три смены для обеспечения бесперебойной обработки поступающих наличных денег. Машина «перехватывает» ветхие и негодные к дальнейшему обращению банкноты, которые сразу уничтожаются в шредерах, а также подозрительные банкноты. Последние несколько раз дополнительно прогоняются через небольшой сортировщик, после чего изучаются экспертом. В случае, если подозрение в фальсификации подтверждается, банкнота направляется в Секретную службу Министерства финансов США для проведения необходимых следственных и экспертных действий. Обычно большая часть фальшивок, выявляемых в США, не доходит до резервных банков и «перехватывается» на уровне коммерческих банков или розничной сети. Около 20% выявляемых фальшивок идентифицируются в резервных банках. В случае обнаружения фальшивки счет финансовой организации, от которой она поступила, дебитуется на соответствующую сумму.

В США установлены требования для признания банкноты негодной к дальнейшему обращению. В связи с широким распространением, которое в последние годы получили банкоматы, критерии годности банкнот к обращению были ужесточены. В 2004 г. эти критерии дважды пересматривались (в январе и в июле). Эти критерии призваны стать руководством для банков при сортировке банкнот и последующей отсылке негодных банкнот в банки ФРС. В настоящее время средний срок обращения банкнот номиналом в 1 доллар составляет 22 месяца, 5 долларов — 16 месяцев, 10 долларов — 18 месяцев, 20 долларов — 2 года, 50 долларов — 5 лет и 100 долларов — 8,5 лет. Более длительный срок обращения однодолларовых банкнот по сравнению с номиналами в 5 и 10 долларов объясняется использованием более долговечной бумаги, которая, например, не содержит водяных знаков.

В последние годы объем банкнот, выпущенный в обращение ФРС, существенно возрос. В 1980 г. в обращении находилось банкнот на общую номинальную сумму в 160 млрд. долларов. В 2000 г. эта цифра возросла до 690 млрд. долларов, а к 2004 г. — до 750 млрд. долларов.

В основном этот рост произошел за счет резкого увеличения количества банкнот высокого номинала в обращении (сто- и пятидесятидолларовых). Так, общий объем купюр в 100 долларов в обращении вырос за 20 лет (с 1980 г. по 2000 г.) на 465%, а в 50 долларов — на 150%. Для сравнения: число десятидолларовых купюр за тот же период возросло только на 25%. Две трети всех эмитированных долларов обращаются за пределами США. Рост количества банкнот в обращении во многом обусловлен началом использования долларов в качестве резервной валюты в начале 1990-х годов в странах бывшего СССР и Восточной Европы. При этом порядка 80% от общего количества долларовых купюр, находящихся в обращении за пределами территории США, составляют всем известные «Франклины» (100-долларовые банкноты. — Прим. ред.). Сегодня темпы прироста долларовых купюр в обращении уже не столь значительны, зато американские власти серьезно обеспокоены расширяющимся использованием евробанкнот в мире и укреплением некоторых других региональных валют, которые могут частично вытеснить доллар, как механизм сбережения.

В свете последних тенденций в сфере наличного денежного обращения такой консервативный институт как ФРС начал рассматривать возможность внедрения новых подходов к обработке наличных денег в своих банках. При этом ФРС делает акцент на использовании самых современных технологий. Этот путь призван снизить стоимость обработки наличных денег. В современных условиях, когда срок «жизни» одной серии банкнот приблизительно равен 7—10 годам, гибкие, легко настраиваемые системы обработки банкнот выходят на передний план. В конечном итоге, использование современных технологий должно привести к общей экономии и сокращению расходов банка на обработку банкнот.

Другим направлением политики ФРС в сфере обработки наличных денег является стремление снять с центробанка часть второстепенных функций и передать их коммерческим банкам или внешним организациям. Конечная задача этой политики опять сводится к экономии (повышение расходов коммерческих банков при этом является темой для отдельного разговора). Одной из первых функций, которую ФРС стремится передать коммерческим банкам, станет возврат в обращение ранее выпущенных банкнот. ФРС несет значительные расходы из-за так называемого кросс-шиппинга, когда банки депонируют в федеральном резервном банке определенный объем наличных денег, а затем в течение той же недели снова заказывают аналогичное количество банкнот. Фактически, в этом случае федеральный резервный банк выступает в качестве сортировщика, который обрабатывает и тут же выпускает банкноты в обращение. Новая политика ФРС предполагает уменьшить зависимость коммерческих банков от поставок банкнот резервными банками и стимулировать обработку и выпуск банкнот в обращение самими коммерческими банками. Подобная политика уже была опробована Банком Англии и принесла положительные результаты.

В основу новой политики положены два момента — это программа подотчетных хранилищ (Custodial Inventory Program), предполагающая создание коммерческими банками собственных хранилищ для размещения банкнот перед выпуском их в повторное обращение, и взимание дополнительной платы с банков, посылающих резервному банку наличность и заказывающих у него же приблизительно аналогичное количество банкнот в течение непродолжительного периода времени. В подотчетных депозитариях, находящихся под управлением коммерческих банков или организаций, оказывающих последним услуги по хранению наличности, будут храниться банкноты, принадлежащие ФРС. Банки будут экономить на транспортировке банкнот в федеральный резервный банк и обратно. В такие хранилища коммерческие банки смогут помещать излишки денежной массы, которые в тот момент не востребованы банком. Тем не менее, банки будут вынуждены хранить в своих депозитариях значительный объем наличности для повторного выпуска в обращение, так как они получат право переводить в подотчетное хранилище не более 25% от находящихся в их распоряжении наличных средств. Эта схема будет работать только для банкнот низких номиналов, исключая одно- и двухдолларовые купюры (от 5 до 20 долларов). 50-ти и 100-долларовые банкноты пока будут обрабатываться по старой схеме. Такой порядок принят в связи с тем, что высокие номиналы подделываются чаще и ФРС хотела бы иметь точные сведения об их обращении. Размер штрафа для коммерческих банков, посылающих банкноты на обработку в центральный банк, составит около 5—6 долларов за пачку, что соответствует стоимости их обработки в ФРС. Ежегодная экономия от введения новой политики должна составить, по расчетам Совета директоров ФРС, около 35 млн. долларов. Новая система взаимоотношений коммерческих банков и ФРС пока не вступила в силу, но уже проходит «обкатку» в отдельных подразделениях резервных банков. Ожидается, что окончательно она будет внедрена к 2008 г.

Делегирование части функций центральными банками сторонним организациям, в т. ч. отказ от функций, не относящихся к ключевым, в пользу коммерческих банков, стало тенденцией в развитых западных странах. ФРС — не первый центробанк, который пошел по этому пути, но его руководство уверено в успехе.

Федеральные резервные банки ФРС США — их 12

Федеральный резервный банк (банк Федерального резерва) — это особый региональный банк в США, созданный на основе закона о Федеральном резерве. 12 региональных банков составляют основу структуры Федеральной резервной системы США.

Банки Федрезерва имеют статус самостоятельного юридического лица, но они отчитываются и подчиняются (назначаемому Президентом США и одобряемому Сенатом США) Совету управляющих ФРС.

Функции Федеральных резервных банков

Федеральные резервные банки обеспечивают банковские услуги для депозитных учреждений и для федерального правительства. Они обслуживают счета депозитарных институтов и обеспечивают различный сервис выплат, включая:

  • инкассацию чеков;
  • электронный перевод денежных средств;
  • распределение и аккумулирование (сбор) денежных средств (бумажных) и монет.

Для федерального правительства резервные банки действуют в качестве фискальных агентов, то есть как учреждение, осуществляющее управление денежными фондами государства, в том числе:

  • управляющее счетами государства, выделенными для отражения налоговых и иных поступлений в бюджет, а также для осуществления государственных расходов;
  • хранящее официальные государственные золотовалютные резервы (ЗВР);
  • управляющее внешним и внутренним государственным долгом, в частности организующее размещение государственных облигаций и иных подобных государственных ценных бумаг.

Роль такого (фискального) агента выполняет центральный банк страны.

Сеть из 12 таких банков и 25 филиалов по всей территории страны США осуществляет функции ФРС в закреплённых за каждым банком штатах, называясь по имени тех городов, в которых расположены их штаб-квартиры:

  • Бостон;
  • Нью-Йорк;
  • Филадельфия;
  • Кливленд;
  • Ричмонд;
  • Атланта;
  • Чикаго;
  • Сент-Луис;
  • Миннеаполис;
  • Канзас-Сити;
  • Даллас;
  • Сан-Франциско.

Основными функциями федеральных резервных банков являются:

  • Устанавление учётных ставок с разрешения Совета управляющих ФРС;
  • Отслеживание состояния местных экономических и финансовых учреждений;
  • Предоставление финансовых услуг правительству США и другим депозитариям.

Federal Reserve Bank — How it Works, and What it Does:

Совет управляющих Федерального резервного банка ФРС США

Каждый федеральный резервный банк имеет собственный совет управляющих, который состоит из 9 членов и разбит на классы A, B и C, по три человека в каждом:

  • Три управляющих класса A выбираются банками-членами ФРС из числа собственных представителей (один от крупных банков, один от средних, один от малых);
  • Три управляющих класса B выбираются банками-членами ФРС из числа людей, не работающих в банковской системе (один от крупных банков, один от средних, один от малых). Ни один из управляющих класса В не может быть должностным лицом, управляющим или служащим любого другого банка;
  • Три управляющих класса C назначаются Советом управляющих ФРС. Также как и управляющие класса В они не имеют права быть должностным лицом, управляющим, служащим, а также акционером любого другого банка.

Президент каждого регионального отделения назначается с согласия Совета управляющих ФРС.

Каждый регион имеет цифровое и буквенное обозначение в алфавитном порядке согласно таблце:

Здания 12 Федеральных Резервных Банков ФРС США в 1936 году.

Федеральный резервный банк Чикаго:

Федеральная резервная система США (ФРС)

Роль центрального банка США выполняет Федеральная резервная система (Fed), функционирующая на основании Акта о Федеральной резервной системе от 23 декабря 1913 года.

С самого начала деятельности Федеральной резервной системы ее первоочередные задачи совпали с направлениями национальной экономической и финансовой политики.

Эти цели:
– рост экономики;
– высокий уровень занятости;
– стабильность покупательной способности доллара;
– приемлемый баланс в сделках с иностранными государствами
были закреплены Конгрессом в законе о занятости от 1946 года, а затем вы Законе о полной занятости и сбалансированном росте от 1978 года.

Более подробно о целях ФРС.

Как и другие центральные банки, Федеральная резервная система США оказывает влияние на валютный рынок тремя традиционными способами:

Методы 1. Изменением учетной ставки: В США используются две ставки: Federal funds rate

Процентная ставка по федеральным фондам – это процентная ставка, по которой одни банки одалживают федеральные фонды (резервные требования) другим банкам системы.

Дисконтная ставка – это процентная ставка, под которую Федеральная резервная система США выдает кредиты для поддержания ликвидности банков. Дисконтная ставка является менее значимой, нежели процентная ставка по федеральным фондам и обычно отличается от ставки по федеральным фондам.

2. Инструментами финансового рынка (операции на открытом рынке);

В наиболее значимых масштабах прямые операции с ценными бумагами осуществляются в США Федеральным комитетом по операциям на открытом рынке, специально созданным в рамках ФРС.

При покупке ценных бумаг на открытом рынке федеральными резервными банками платеж осуществляется в виде чека, выписанного на резервные банки. Продавцами покупаемых федеральными резервными банками ценных бумаг могут являться банки (входящие или не входящие в систему ФРС) , промышленные или финансовые компании, а также физические лица. Если продавцом ценных бумаг выступает банк – член ФРС, то чеки, полученные им в качестве оплаты за проданные ценные бумаги, направляются в федеральный резервный банк соответствующего округа, который увеличивает размеры своих резервов. Во всех других случаях продавцы ценных бумаг, получая чек, выписанный на ФРС, помещают его в банк, открывая тем самым депозит. Банк, в свою очередь, депонирует его на свой счет в федеральном резервном банке, увеличивая свои резервы на сумму проведенной операции.

Покупка ФРС ценных бумаг на открытом рынке обусловливает увеличение резервов банков членов этой системы, что дает им возможность расширять кредитные операции по обслуживанию различных предприятий в разных отраслях экономики. Таким образом, покупая ценные бумаги на открытом рынке, ФРС стимулирует развитие экономики. Если покупателями ценных бумаг являются коммерческие банки, то они уменьшают свои депозиты в федеральных банках на соответствующую сумму.

В случае покупки ценных бумаг физическими лицами или нефинансовыми компаниями наблюдается сокращение депозитов соответствующего банка – члена ФРС в резервном банке данного округа, поскольку чеки при операциях на открытом рынке выписываются на резервные банки. Одновременно уменьшаются денежные средства на счетах покупателей ценных бумаг в обслуживающих их банках – членах ФРС. Таким образом, продажа ФРС ценных бумаг на открытом рынке способствует сокращению резервов банков и, соответственно, уменьшает их кредитные возможности. Отсюда следует, что продажа ФРС ценных бумаг на открытом рынке является инструментом, используемым для оказания сдерживающего воздействия на экономику.

Банки ФРС США осуществляют операции на открытом рынке преимущественно с краткосрочными государственными ценными бумагами, то есть казначейскими векселями.

3. Изменением резервных требований;

ФРС может определять норму минимального резервного покрытия кредитов: чем норма выше, тем меньше кредитов могут предоставлять коммерческие банки, и это ограничивает денежную массу в стране, поскольку уменьшает кредитные ресурсы и снижает кредитный мультипликатор.
Изменение норм минимального резервного покрытия является более жестким инструментом, резко меняющим конъюнктуру денежного рынка, поэтому его стараются использовать как можно реже.

4. Посредством валютных операций.

Что касается валютных операций, наиболее действенными являются соглашения об обратном выкупе (repurchase agreements), предусматривающие обратную продажу системой тех же самых купленных ранее у клиентов валют по той же цене в обусловленное время в будущем (обычно в течение 15 дней) и с определенной процентной ставкой. Объем сделки по такому соглашению соответствует объему временного вливания резервов в банковскую систему.
Такие действия имеют целью увеличит цену доллара США.
Соглашение об обратном выкупе может накладывать обязательства либо на клиента, либо на систему.
Согласованные договоры о купле-продаже (matched sale-purchase agreements) противоположны соглашениям об обратном выкупе. Выполняя согласованный договор о купле-продаже, федеральная система продает валюту с целью ее немедленной доставки дилеру или зарубежному центральному банку, соглашаясь выкупить эту валюту обратно по той же цене в обусловленное время в будущем (обычно в течение 7 дней). Такой договор направлен на временный сброс резервов.
Объем сделки по такому соглашению соответствует объему временного сброса резервов. Влияние на рынок направлено при этом на то, чтобы сделать доллар более сильным.

Основные центральные банки работают на валютном рынке большим числом способов нежели просто интервенция на открытом рынке. К числу их операций относятся размещение денег в других центральных банках или международных агентствах. Кроме того, Федеральная резервная система, начиная с 1962 г., заключила ряд соглашений с другими центральными банками о валютном обмене. Например, для оказания помощи союзникам по войне против оккупации Ираком Кувейта в 1990-1991 гг., Бундесбанк и Японский банк размещали деньги в Федеральной системе. Через другие центральные банки производятся также американские взносы во Всемирный банк и Организацию Объединенных Наций.
Интервенции на валютном рынке со стороны казначейства и Федеральной резервной системы США направлены на обеспечение упорядоченности на рынке или регулирование обменных курсов. Они не направлены на то, чтобы влиять на состояние финансовых резервов.

Известны два вида валютных интервенций: неприкрытая (naked intervention) и стерильная (sterilized). Неприкрытая, или не стерильная интервенция связана исключительно с валютной торговлей. Все, что происходит при этом, – это покупка или продажа Федеральной системой долларов за иностранную валюту. Помимо влияния на валютный рынок, при этом имеет место изменение финансовой ситуации из-за притока или оттока денег. Заметное изменение финансовых потоков вызывает необходимость корректировать размер выплат по дивидендам, менять цены и вносить другие поправки на всех уровнях экономики. Поэтому влияние неприкрытой валютной интервенции является долговременным.

Стерильная интервенция нейтральна, с точки зрения ее влияния на денежные поступления. Поскольку не многие центральные банки испытывают желание, чтобы их интервенции на валютных рынках влияли на все стороны экономики, стерильная интервенция является предпочтительной. То же относится и к Федеральной резервной системе. Стерильная интервенция включает в себя дополнительную меру в рамках первоначальной валютной сделки. Эта мера заключается в продаже государственных ценных бумаг, компенсирующей прирост резервов из-за интервенции. Это легче понять, если представить себе, что центральный банк намерен финансировать валютную сделку за счет продажи определенного количества государственных ценных бумаг. Поскольку стерильная интервенция влияет лишь на уровень спроса и предложения отдельной валюты, ее эффект является кратковременным или среднесрочным.

Выработка монетарной политики и ее воплощение осуществляется Советом управляющих (Board of Governers) Федеральной резервной системы и Комитетом по операциям на открытом рынке (Federal Open Market Committee, FOMC).

Совет управляющих ФРС устанавливается дисконтную ставку (Discount rate), и ставку по федеральным фондам (Federal funds rate), а также требования к банковским резервам.

Центром организации Федеральной резервной системы является Совет управляющих в Вашингтоне. Основной функцией Совета является формирование кредитно-денежной политики. Кроме того, Совет регулирует и контролирует деятельность банковских учреждений и операций Федеральных резервных
банков. У Совета есть функции в области национального платежного механизма и федерального регулирования потребительского кредита Совет состоит из 7 человек назначаемых президентом и утверждаемых Сенатом Полный срок работы члена Совета – 14 лет. И семь сроков организованы так, что срок одного члена заканчивается в каждый четный год (1 Февраля). Нельзя быть повторно назначенным после полного срока работы.

Председатель и вице-председатель Совета назначаются президентом США на 4 года из числа членов и утверждаются Сенатом. Они могут быть назначены повторно, если срок их работы в качестве членов Совета не истек.

Члены Совета составляют большинство в Комитете по операциям на открытом рынке, который руководит операциями ФРС и общим курсом финансовой и кредитно-денежной политики. В Комитете Совет рассматривает и утверждает деятельность Федеральных резервных банков по дисконтированию и издаёт постановления по управлению “дисконтным окном” в этих банках Совет может также использовать резервные требования как инструмент кредитно-денежной политики посредством осуществления своего права изменения некоторых резервных норм депозитных учреждений в предписываемых законом пределах.

Совет выполняет широкую контролирующую функцию над операциями 12 Федеральных резервных банков Эта функция включает контроль за их деятельностью по обслуживанию депозитных учреждений а также проверку и контроль некоторых банковских учреждений Каждый банк обязан представить Совету свой бюджет для утверждения Некоторые статьи расходов(например на строительство или реконструкцию зданий банка выплату заработной платы президентом и первым вице-президентом) подлежат специальному утверждению со стороны Совета Назначение президента и первого вице-президента каждого федерального резервного банка утверждает Совет.

Совет выполняет контролирующую и регулирующую функцию по отношению к банкам – членам ФРС к банковским холдинговым компаниям банковским объединениям международным банковским образованиям в США по отношению к зарубежной деятельности банков членов ФРС и к деятельности филиалов иностранных банков в США Совет устанавливает границы использования кредитов для покупки и продажи ценных бумаг.
Совет выполняет основные Федеральные законы регулирующие деятельность по кредитованию потребителя(Закон о частном кредитовании Закон оравных кредитных возможностях Закон об открытой информации по жилищным ипотекам.

Совет предоставляет Конгрессу ежегодный доклад о его операциях и дважды в год – доклады о состоянии экономики и действиях Системы по росту денежной массы и кредитов Ежемесячный Бюллетень ФРС публикует статистические данные и другую информацию о деятельности системы. Материалы,относящиеся к регулирующим функциям Совета, представлены в другом печатном органе – -Регулирующая деятельность ФРС. Совет оплачивает затраты на выполнение своих обязанностей не из фондов, выделяемых Конгрессом, а из сумм обложений на Федеральные резервные банки. Каждый год общественная аудиторская фирма ревизует финансовые отчеты Совета. Данные отчета также подлежат ревизии со стороны Главного бухгалтерского – контрольного управления.

Комитет по операциям на открытом рынке (Federal Open Market Committee – FOMC)

Комитет по операциям несет ответственность за сделки, проводимые ФРС. Сделки с ценными бумагами правительства и федеральных ведомств, увеличивают или сокращают резервные фонды депозитных учереждений. Комитет также дает разрешение на операции и руководит ими на зарубежных рынках иностранных валют.
В комитет входят 7 членов Совета управляющих и президенты 5 резервных банков, один из которых является президентом Федерального резервного банка Нью-Йорка. Президенты других банков работают в комитете в течение одного года на условиях ротации.
Несмотря на то что Комитет является оргаеном формально независимым от Совета управляющих по традиции он избирает своим председателем председателя Совета управляющих, а вице-председателем президента ФРБ Нью-Йорка.

Члены Комитета по операциям на открытом рынке на 2015 год:

  • Джанет Йеллен – член Совета управляющих, председатель ФРС США
  • Стенли Фишер – Вице-председатель
  • Дэниэл Тарулло – Совет управляющих ФРС.
  • Джером Пауэл – Совет управляющих ФРС
  • Лаел Брэйнард – Совет управляющих ФРС
  • Чарльз Эванс – федеральный резервный банк Чикаго
  • Ричард В. Фишер – федеральный резервный банк Далласа
  • Блэйк Причард – федеральный резервный банк Филадельфии
  • Нараяна Кочерлакота – федеральный резервный банк Миннеаполиса
  • Дэнис Локхарт – федеральный резервный банк Атланты
  • Джефри М. Лакер федеральный резервный банк Ричмонда
  • Лоретта Мейстер – федеральный резервный банк Кливленда
  • Джон Вильямс – федеральный резервный банк Сан-Франциско
  • Эстер Джорж – федеральный резервный банк Канзас-Сити
  • Джеймс Буллард – федеральный резервный банк Сент-Луиса
  • Эрик Розенген -федеральный резервный банк Бостона
  • Фильям Дадли – федеральный резервный банк Нью-Йорка

Расписание заседаний Комитета открытого рынка на 2006 год:

Доллар США

Доллар США (обозначают знаком $ или USD) – национальная валюта Соединенных Штатов Америки. Один доллар равен 100 центам.

Помимо Соединенных Штатов Америки доллар США служит законным средством платежа в независимых государствах Восточный Тимор, Либерия, Маршалловы Острова, Палау, Панама, Сальвадор, Федеральные Штаты Микронезии, Эквадор. Также доллар США официально находится в обращении зависимых территорий – Американские Виргинские острова, Американское (Восточное) Самоа, Гуам, Пуэрто-Рико, Северные Марианские острова (принадлежат США), Бермудские Острова, Британские Виргинские острова, Тёркс и Кайкос (Великобритания).

Доллар США – свободно конвертируемая валюта, входит в список CLS (англ. Continuous Linked Settlement – система связанных непрерывных расчетов) – это международная система для осуществления расчетов по конверсионным операциям, действующая для стран-членов Международного валютного фонда (МВФ). Доллар США неофициально признан ключевой резервной валютой наряду с евро – валютой стран еврозоны, британским фунтом стерлингов, швейцарским франком и японской йеной. При этом доллар США является ведущей мировой резервной валютой: больше половины золотовалютных резервов ведущих мировых держав хранится в долларах США, они используются для совершения большинства международных торговых операций.

Производство, распространение и учет долларов США с 1913 года контролирует Федеральная Резервная Система США (Federal Reserve System). Она выполняет функции центрального банка страны и включает в себя двенадцать региональных Федеральных резервных банков — фискальных агентов Казначейства США и частные банки, которые предоставляют резервный капитал в обмен на неотчуждаемые акции Федеральных резервных банков с фиксированной доходностью. В обращении находятся купюры, выпущенные не ранее 1928 года, номиналом – 1, 2, 5, 10, 20, 50, 100, 500, 1000, 5000, 10 000 и 100 000 долларов, монеты номиналом 1 доллар, 1, 5, 10, 25 и 50 центов.

Банкноты в 500 долларов и крупнее запрещены к вывозу из США. Банкноты достоинством 100 000 долларов используются только для внутренних расчетов между Федеральными резервными банками и казначейством, в свободное обращение такие банкноты никогда не поступали.

По данным Федеральной резервной системы США, в мировом обращении находится около 900 млрд. долларов США, причем две трети из них, по оценкам экспертов, обращаются за пределами Соединенных Штатов Америки.

Курс доллара США по отношению к другим валютам устанавливается в ходе торгов на международном валютном рынке в зависимости от спроса и предложения. Этот принцип свободной конвертации валют действует в рамках Ямайской валютной системы, сформированной в середине семидесятых годов XX века странами-участниками МВФ. Особенностью этой системы является свободно плавающие курсы валют, значение которых устанавливается в зависимости от спроса и предложения на валютных рынках.

Курс доллара США

Название «доллар» возникло в результате искажения названия немецкой серебряной монеты «талер», которую ввели в оборот голландские колонисты в Северной Америке. «Долларами» называли любые серебряные монеты, похожие на талер, в том числе испанские серебряные песо (Spanish Dollars), получившие широкое хождение во время войны за независимость США. Однако до 1861 года единой банкнотной системы в США не существовало.

Впервые банковские билеты США, получившие название Demand Notes, выпустили во время Гражданской войны (1861-1865), чтобы профинансировать военные расходы. Однако более известны выпущенные в войну позднее United States Notes, получившие прозвище «greenbacks» – в переводе с английского – зеленые спинки или просто ««green» – зеленые. Они были черного цвета с лицевой стороны и зеленого – с оборотной. Выпуск таких банкнот был прекращен в 1971 году.

В 1785 году, после провозглашения независимости Соединенных Штатов Америки, Конгресс США своим Актом о чеканке монеты от 2 апреля 1792 года объявил доллар национальной денежной единицей. Первые бумажные купюры были отпечатаны 29 августа 1862 года, первые монеты были отчеканены в 1793 году.

До 1866 года в США доллары печатало около 1600 частных банков по соглашению с правительствами штатов (State Bank Notes). Из-за неконтролируемого выпуска денег в обороте находилось купюры, имевшие до 30 тыс. вариаций дизайна. Это создавало проблемы, и в 1866 году, чтобы упорядочить денежное обращение, все выпущенные бумажные доллары заменили на купюры единого образца (National Bank Notes). С 1933 года в США прекратили чеканку золотых монет для наличного обращения.

Доллар США играет особую роль на мировом валютном рынке. На рынке Forex это самая популярная валюта, во-вторых, при заключении большинства сделок он используется либо в качестве базовой валюты, либо в качестве валюты котировки. Кроме того, доллар США используется в качестве основы для пересчета курса кроссовых валют. В силу этих двух факторов изменение курса доллара США влияет на движение большинства валют на Forex, поэтому курс доллара является одним из основных финансовых инструментов для валютных трейдеров и важным показателем для биржевых трейдеров.

Движение доллара США находится в сильной зависимости от цен на золото и нефть. Существует стабильная взаимосвязь: чем выше стоимость золота и нефти, тем ниже курс доллара США. Соответственно прогнозировать изменение курса доллара США необходимо с учетом динамики цен на золото и нефть.

Колебания курса доллара США зависят от макроэкономических показателей экономики Соединенных Штатов Америки. Эти показатели отражаются в отчетах Министерства торговли США (United States Department of Commerce). Таким образом, на основе официальной американской макроэкономической статистики можно спрогнозировать значение курса доллара США на тот или иной срок.

В то же время не существует прямой зависимости курса доллара США от поступления информации об улучшении или ухудшении состояния американской экономики. Для средне- и краткосрочных периодов (четырехчасовые и часовые таймфреймы) колебания курса доллара в большой степени определяются валютными спекуляциями Консорциума Коммерческих банков (12 крупнейших коммерческих банков мира). Такие спекуляции могут поднимать и опускать курс валюты без какой-либо связи с динамикой макроэкономических показателей страны-эмитента.

В последнее десятилетие сформировался тренд на снижение курс доллара США по отношениям к другим валютам. В марте 1973 года состоялся переход к плавающим курсам валют развитых стран и с этого момента рассчитывается специальный индекс – U.S. Dollar Index (USDX), играющий роль показателя стоимости доллара США. Индекс показывает изменение стоимости доллару США по отношению к стоимости корзины из шести валют (валюты стран, на которые приходится основной внешнеторговый оборот США: евро, йена, фунт стерлингов, канадский доллар, шведская крона и швейцарский франк). Величина USDX возрастает по мере укрепления курса доллара и уменьшается при его снижении относительно корзины валют.

За базовое значение USDX, равное 100,00, взята стоимость доллара США на март 1973 года. Обновление индекса происходит непрерывно, 24 часа в сутки, семь дней в неделю. Максимальное значение USDX было зафиксировано в 1973 году – оно достигало отметки 165,00. Минимальный уровень был достигнут в марте 2008 года – 70,4.

По USDX как по товарному контракту ведутся торги на товарной бирже NYBOT. Максимальный курс доллара США, например, по отношению к евро, был зафиксирован в 2000 году: – EURUSD = 0.8225, а минимальный – в марте 2008 года: EURUSD = 1,5806.

Федеральные резервные банки сша

ФРС (Федеральная Резервная Система, Federal Reserve System, Fed) —центральный банк США. ФРС образована Актом о федеральной резервной системе от 23 декабря 1913 года, который подписал президент Вудро Вильсон.

ФРС — акционерный (частный) банк. Капитал ФРС образован за счет паевых взносов частных коммерческих банков, вступающих в члены ФРС.

На сегодняшний день монетарная политика ФРС является ключевым фактором, определяющим глобальные тенденции на финансовых рынках — и рынках валют, и сырьевых рынках, рынке облигаций, акций и в экономике.

Главное здание ФРС США в Вашингтоне:

Организационная структура ФРС

Современная струтура ФРС установлена законом о банках 1933 года. Чтобы переместить власть из Нью-Йорка в Вашнигтон, был создан Комитет по операциям на открытом рынке (FOMC). В комитет входило по одному представителю от каждого федерального округа, к-й назначался советом директоров каждого регионального резервного банка. Комитету принадлежит право формулировать и начинать какие-либо операции на рынке.

Закон требовал, чтобы каждый федеральный резервный банк проводил политику в соответствии с требованияими управляющего совета ФРС (governing council). Совет управляющих может одобрить или запретить политику комитета FOMC.

Требования Комитета FOMC исполняют окружные резервные банки. Окружные банки не могли инициировать операции, но могли отказаться от их исполнения.

Монетарная политика

Причины создания ФРС

  • люди перестали доверять частным банкам
  • недостаток эластичности денежной массы
  • отсутствие эффективного инструмента влияния на экономические циклы в стране
  • отсутствие централизованного субъекта, который мог бы координировать борьбу с кризисами

История создания ФРС

Попытки создать центральный банк в истории США предпринимались неоднократно: В 1791 Александр Гамильтон впервые создал центральный банк — Первый Банк Соединенных Штатов. Чартер его истек в 1811 году и не был продлен. В 1816 году был создан Второй Банк Соединенных Штатов. В 1836 чартер не был возобновлен. Следующие 70 лет США обходились без центрально банка.

В США банковская система была долгое время децентрализована, в то время как в Европе уже существовали центральные банки — Банк Англии, Рейхсбанк (Германия). До 1914 года, США были единственной крупной державой в мире, не имеющей центрального банка. Право проводить эмиссию денег принадлежало группе крупных «национальных банков», имевших государственную лицензию.

Адепты австрийской школы экономики [1] полагают, что в основе создания ФРС лежала нужда крупного бизнеса в картелировании экономики. По сути, за созданием центрального банка США стояли две фигуры — Рокфеллер и Морган, чьи люди долгие годы активно участвовали в подготовке создания централизованной системы. Задача создания центробанка растянулась на долгие годы — необходимо было убедить общество и влиятельных банкиров в необходимости создания центрального банка (некоторые крупные национьные банкиры боялись утраты влияния, поскольу их банки зачастую выполняли функцию резервирования для региональных банков). В то же время, общество необходимо было убедить в том, что центральный банк не будет контролироваться Уолл-стрит или монополистическими кругами.

  • 12.01.1897 — движение за реформу денежной системы (конференция в Индианаполисе)
  • 09.1897 — создание Комитета по денежной реформе, который проспонсировали Уильям Додж, Генри Герц, Жд.П.Морган. Рассылка анкет по денежно-кредитной политике
  • 1898 — активисты убеждают банковские круги в необходимости реформ
  • 03.1900 — закон о золотом стандарте.
  • 1901 — министр финансов Лиман Гейдж открыто призвал к созданию государственного центрального банка.
  • 1903-1905 — министр финансов США Шоу пытался использовать минфин как центральный банк, но попытка провалилась
  • 01.1906 — Джейкоб Шифф (банк Kuhn, Loeb & Co) выразил недовольство тем, что в 1905 когда страна нуждалась в деньгах, министерство финансов сократило средства на счетах национальных банков, спровоцировав финансовый кризис.
  • Создание Комитета при торговой палате для разработки плана денежной реформы (Фрэнк Вандерлип). Рассылка анкет. Агитация за создание центрального банка.
  • 10.1906 — доклад комитета торговой палате о необходимости создать центральный эмисионный банк. Осуждение попытки минфина (Шоу) действовать как центробанк.
  • 10.1906 — АБА, создание комитета по денежному обращению (15 человек).
  • 01.1907 — Пол Мориц Варбург (банк Kuhn, Loeb & Co) — публикация 2 статей, начало борьбы за создание центробанка.
  • 10.1907 — банковский кризис, который подтолкнул общество к созданию центрального банка. Концепция еще не была выработана до конца, + необходимо было заручиться всеобщей поддержкой.
  • 1908 — закон Олдрича-Риланда, создание Национальной комисии по денежному обращению.
  • 12.1908 — Варбург, доклад о необходимости банковской реформы.
  • 1909 — «вербовка» крупных банкиров за идею создания центробанка.
  • 22.09.2909 — газета Уолл Стрит Джорнал — серия из 14 статей «Эмисионный центральный банк» (анонимно писал Чарльз Конант — пропагандист комисии по денежному обращению)
  • 11.1909 — Виктор Моровиц — речь с призывом создать региональные банковские округа под надзоров центрального органа. Идея была в том, что хранить резервы и эмитировать банкноты будет не Нью-Йорк или Вашингтон, а региональные резервные банки, под руководством центробанка. В статьях излагались основные идеи банковской реформы, а также аргументы в пользу создания центрального банка:

* эластичность денежной массы
* защита банковских резервов с помощью манипулирования учетной ставкой и международными потоками золота
* предотвращение кризиса поддержкой отдельных банков
* возможность регулировать процентные ставки и потоки капитала с помощью избыточного капитала

  • 23.03.1910 — Пол Варбург, речь «Единый резервный банк соединенных штатов». Речь была широко растиражирована.
  • 1910: Пол Варбург «Реформа денежного обращения».
  • 11.1910 — конференция по денежному обращению. Начало выполнения реального плания создания федеральной резервной системы.
  • 22.11.1910 — сенатор Олдрич и группа соратников секретно выехали в специальном вагоне на остров Джекилл-Айленд, где находился загородный клуб Дж.П.Моргана и Рокфеллера.
  • Эти 6 человек в течение недели написали текст законопроекта о федеральном резерве. В группу входили: сенатор Олдрич, Генри Дэвисон, Пол Варбург, Фрэнк Вандерлип (National City Bank of NY), Пьятт Эндрю (рук-ль комиссии по денежному обращению). Также были два человека были от Дж.П.Моргана (Дэвисон и Нортон), Олдрич и Вандерлип представляли интересы Рокфеллера, один от Куна-Лёба (Варбург), а Эндрю был экономист. Законопроект получил название закон Олдрича.
  • 01.1911 — законопроект представлен на рассмотрение Национальной комисии по денежному обращению.
  • Закон был отложен на год из-за перетряски Конгресса после выборов 1910 года. Реформаторы за этот год усилили агитацию.
  • 11.1911 — все члены Американской Банковской Ассоциации оказались на стороне законопроекта.
  • 01.1912 — провал плана Олдрича в конгрессе.
  • 11.1912 — президентом США становится Вудро Вильсон.
  • 12.1913 — принятие закона о Федеральной резервной системе после небольших изменений внесенных Картером Глассом (план Гласса), которые предполагали создание множества автономных региональных организаций — резервных банков, которые контролировались местными банкирами.
  • 23.12.1913 — президент США Вудро Вильсон подписан закон о создании ФРС (Federal Reserve Act)
  • 5.10.1914 — федеральный резервный банк Нью-Йорка объявил, что первым его управляющим назначен Бенджамин Стронг.

Председатель и вице-председатель ФРС назначаются на 4 года.из членов управляющего совета ФРС и утверждаются сенатом США.

Председатель готовит повестку дня к заседанию Совета Управляющих (governing council). Все вопросы решаются голосованием.

Основная задача ФРС в период паники на фондовом рынке — не допустить паралич финансовой системы, т.е. неконтролируемую ситуацию, когда компании и банки прекращают взаимные платежи и экономика рушится.

ФРС и политические силы США

Теоретически, ФРС является ведомством, независимым от политической конъюнктуры. В теории, проводя денежно-кредитную политику, ФРС принимает решения исходя из экономической целесообразности (обеспечение экономического роста и высокой занятости при стабильном уровне цен), а не политических требований.

Управляющие ФРС назначается президентом США. Глава ФРС выбирается на 4 года.

Два раза в год глава ФРС отчитывается перед конгрессом.
ФРС самостоятельно распоряжается распределением своих финансовых ресурсов.

Федеральный комитет по операциям на открытом рынке (FOMC)
занимается тем, что устанавливает процентную ставку по федеральным фондам — основной инструмент денежно-кредитной политики США.

Комитет состоит из 7 членом Совета управляющих и президенты 12 федеральных резервных банков, голосовать из которых могут только 5.

Обычно председатель ФРС и возглавляет комитет FOMC, но формально, председатель комитета ежегодно переизбирается и члены Комитета могут предложить на эту должность кого-то другого.

Как менялась длина текста сопроводительного комментария FOMC к решению по процентной ставке?

Все управляющие ФРС

1914-1928 Бенджамин Стронг
1928-1930 Джордж Харрисон
1930-1933 Юджин Мейер Мл.
1933-1934 Юджин Блэк
1934 – Маринер Экклс
Рой Янг
15.04.1948 — 31.03.1951 Томас Б. МакКабе
02.04.1951 — 31.01.1970 Уильям Макчесни Мартин младший
31.01.1970 — 31.03.1978 Артур Бёрнс
08.03.1978 — 06.08.1979 Вильям Миллер
06.08.1979 -11.08.1987 Пол Волкер
11.08.1987-31.01.2006 Алан Гринспен
01.02.2006 — 31.01.2014 Бен Бернанке
31.01.2014 Джаннет Йеллен

Филиалы ФРС

ФРС включает в себя 12 банков, распределенных по всей стране. Они кредитуют коммерческие банки в своих регионах и регулируют их деятельность.

Федеральный резервный банк Нью-Йорка
.

см. также:

все самые свежие записи и новости по теме ФРС на смартлабе
Сайт ФРС

Источники:
[1] История денежного обращения и банковского дела США. М.Ротбард

Статья не закончена. Чтобы добавить свою информацию, пишите в комментарии.

ФЕДЕРАЛЬНАЯ РЕЗЕРВНАЯ СИСТЕМА (ФРС) (FEDERAL RESERVE SYSTEM)

Центральная банковская система США, созданная согласно закону о федеральной резервной системе от 23 декабря 1913 г.
Со временем ФРС превратилась в одну из наиболее мощных банковских систем мира.
Целями образования ФРС были: создание здорового экономического климата в стране, поддержка и контроль за деятельностью банков.

По структуре ФРС представляет собой сложный организм.
Решающую роль в нем выполняют 3 основных звена:

  • Совет управляющих ФРС (в Вашингтоне);
  • федеральные резервные банки;
  • банки – члены ФРС.

В ФРС входят 12 федеральных резервных банков, являющихся центральными для округов, на территории которых они расположены.
Помимо этого, банками-членами ФРС являются около 6 тыс. коммерческих банков (из примерно 12 тыс.).
В настоящее время наблюдается тенденция к большей централизации ФРС.

Банки-члены ФРС – наиболее крупные частные коммерческие банки, на долю которых приходится свыше 70% всех депозитов кредитной системы США.
Они являются акционерами федеральных резервных банков и получают на свой акционерный пай 6%-ный дивиденд.
Помимо этого, банки-члены ФРС становятся клиентами одного из федеральных резервных банков и пользуются его услугами, в т. ч. и в получении необходимых денежных сумм путем займа или учета коммерческих бумаг.

Причем, если возможность получения ссуды в коммерческом банке ограничена ресурсами этого банка, то при обращении банка – члена ФРС в федеральный резервный банк такого ограничения фактически нет, поскольку этот банк может в активных операциях рассчитывать на ресурсы всей ФРС.
Банки же, которые не являются членами системы, для пополнения кассы прибегают к услугам своих корреспондентов, банков – членов ФРС.

Для выполнения своей главной задачи – способствовать поддержанию благоприятных экономических условий в стране ФРС обладает рядом средств воздействия на состояние банковского кредита и денежного обращения.
Объектом непосредственного воздействия всего комплекса средств ФРС служат банковские резервы.
Федеральные резервные банки выступают держателями депозитов банков-членов ФРС.
Эти депозиты – основная часть всех определенных законом резервов банков – членов ФРС.
Увеличение или сокращение резервов, обусловленное использованием ФРС того или иного метода денежно-кредитного регулирования, оказывает либо стимулирующее, либо сдерживающее воздействие на экономические процессы; проводится политика кредитной экспансии или политика кредитной рестрикции.
ФРС независима в финансовом отношении, имеет собственный бюджет и финансирует свою деятельность за счет доходов от операций и прибыли от эмиссии денег.

Право «чеканить монету» и регулировать ее стоимость, которое согласно Конституции принадлежит Конгрессу, было передано ФРС, а точнее, Федеральному комитету по операциям на открытом рынке.
Этот комитет был учрежден в 1936 г. при Совете управляющих.
Со временем он превратился по существу в основной оперативный орган ФРС.
После покрытия, своих расходов и выплаты дивидендов, банкам – членам ФРС ежегодно передает в государственную казну от 15 до 20 млрд долл.
Независимость ФРС выражается и в том, что Президент США не имеет права отдать ФРС какой-либо приказ или сместить ее управляющих.

По закону каждый банк-член ФРС должен определенную долю привлеченных средств держать в форме бездоходных резервов (часть – в виде наличных денег, а часть – в виде депозита в федеральном резервном банке своего округа).

Банки-не члены ФРС тоже должны держать резервы (кроме штата Иллинойс), но, во-первых, нормы резервов в разных штатах разные в соответствии с местным законодательством; во-вторых, этим банкам резервы нередко разрешается держать в формах, приносящих доходы (срочные вклады в других банках, вложения в некоторые виды краткосрочных государственных ценных бумаг и т. д.).
Поэтому нередко банки штатов либо не желают вступать в ФРС, либо выходят из нее.
Последнее свидетельствует о том, что в США нет единой государственной политики регулирования банковской деятельности.

Федеральная резервная система (ФРС)

Федеральная резервная система (ФРС) – организация, выполняющая функции Центрального банка США.

Свою историю ФРС ведет с 1913 года, когда был принят закон «О федеральном резерве». Предшественниками ФРС были последовательно несколько частных банков, которые оказались не в состоянии создать эффективную централизованную финансовую систему страны. Создание ФРС явилось результатом противодействия ряду межбанковских кризисов в 1873-м, 1893-м и 1907 году, из-за которых стала очевидной необходимость в едином регулирующем и эмиссионном органе.

На сегодняшний день ФРС берет на себя следующие функции:

  • выполнение задач Центрального банка страны;
  • соблюдение баланса между общественными интересами в США и интересами коммерческих банков;
  • надзор и регулирование банковской системы страны, защита интересов инвесторов и клиентов кредитных организаций;
  • проведение эмиссии денег – долларов США;
  • регулирование и стабилизация финансовых рынков, контроль за рисками;
  • оказание депозитарных услуг для правительства США и официальных международных учреждений;
  • участие в функционировании системы международных и внутренних платежей;
  • устранение проблем с ликвидностью на местном уровне и предоставление займов кредитным организациям;
  • укрепление роли США в мировой экономике.

На сегодняшний день ФРС включает следующие основные структурные подразделения: совет управляющих, состоящий из семи человек, назначаемых президентом США и утверждаемых конгрессом сроком на 14 лет; Федеральный комитет по открытым рынкам, Федеральный консультационный совет, 12 федеральных резервных банков, являющихся региональными представителями ФРС, и остальные кредитные организации – участники системы.

Особенность ФРС (в отличие от традиционных ЦБ других стран, например Банка Англии или Центрального банка РФ) в том, что она построена не на государственном, а частном капитале. Любая кредитная организация, соответствующая требованиям ФРС, может приобрести ее акции. Это позволяет получать фиксированный дивидендный доход, а также дает право голоса при избрании шести из девяти управляющих региональных отделений.

Контроль за деятельностью ФРС осуществляют палата представителей конгресса США, перед которой нужно отчитываться ежегодно, и Банковский комитет конгресса (отчет два раза в год). ФРС ежегодно проходит аудиторскую проверку. Кроме того, с точки зрения закона президент США может уволить любого управляющего ФРС, но эта норма до настоящего времени никогда не применялась.

Одна из самых важных функций ФРС – денежная эмиссия. На практике она производится следующим образом. Выпущенные деньги идут в основном на покупку долговых операций правительства США – казначейских обязательств. Лишь потом банкноты поступают в обращение.

Часть прибыли ФРС, получаемая по госбумагам, а также в результате операций на открытых рынках, идет на выплаты зарплат сотрудникам, дивидендов банкам – участникам системы. Основная доля доходов перечисляется в доход федерального бюджета.

Новости центрального банка ФРС США

Новости банков

Дальнейший путь восстановления по-прежнему покрыт неопределенностью

Спад экономики неравномерно ударил по американцам

ФРС ожидает, что политика будет оставаться мягкой, пока не будут достигнуты цели касаемо занятости и инфляции

ФРС продолжит покупки активов, по меньшей мере, текущими темпами

Комитет по операциям на открытом рынке ФРС проголосовал 10 против 0

ФРС оставила дисконтную ставку на уровне 0,25%

Экономика продолжает восстанавливаться, но уровень экономической активности остается ниже, чем до пандемии

Путь восстановления экономики зависит от развития ситуации с коронавирусом

Пандемия коронавируса создает значительный риск для перспектив экономики

Ослабший спрос, низкие цены на энергоносители сдерживают инфляцию

ФРС придерживается новой опережающей индикации касаемо сроков сохранения низких процентных ставок

ФРС продолжит покупки облигаций, по крайней мере, темпами близко к текущим

ФРС по-прежнему готова использовать полный набор инструментов для помощи экономике

Сегодня в 19.00 GMT станут известны результаты двухдневного заседания Федеральной резервной системы. Ожидается, что ФРС вряд ли сделает какие-либо новые политические комментарии, решив подождать, прежде чем определять, следует ли и как расширять экономическую поддержку, оказываемую за счет сверхнизких процентных ставок.

Центральный банк покупает казначейские и ипотечные облигации, чтобы удерживать ставки по долгосрочным займам и стимулировать расходы. И он сохранил ключевую краткосрочную ставку, которая влияет на многие корпоративные и индивидуальные кредиты, около нуля.

Заседание ФРС проходит на фоне тревожной недели выборов, когда результаты голосования все еще не определены. Экономика и рынок труда снова ослабли после первоначально сильного восстановления после спада, вызванного пандемией, разразившегося ранней весной. Если рост числа подтвержденных случаев COVID приведет к повсеместным остановкам бизнеса или ограничениям в связи с наступлением холодов, потребители могут сократить расходы и еще больше замедлить экономику.

Увеличивая риски, истек срок стимулирующей помощи в размере нескольких триллионов долларов, которую Конгресс принял в марте. Законодателям до сих пор не удалось согласовать какие-либо новые меры по спасению малых предприятий и экономики в целом.

Большинство экономистов говорят, что, в отличие от Конгресса, центральный банк, возможно, уже оказал экономике почти всю помощь, которую мог, посредством своей политики низких процентных ставок.

В марте, когда пандемия впервые разразилась, ФРС снизила ключевую ставку до сверхнизкого диапазона от 0% до 0,25%. В августе центробанк объявил, что планирует удерживать ставки около нуля даже после того, как инфляция превысит годовой целевой уровень ФРС в 2%. А в сентябре директивные органы дали понять, что их ключевая ставка, скорее всего, останется около нуля как минимум до 2023 года, а возможно, и дольше.

Тем не менее, в последние недели различные должностные лица ФРС выразили обеспокоенность тем, что может потребоваться еще большая помощь, особенно если вирус вызовет новый раунд блокировок в Соединенных Штатах, аналогичный тому, что уже испытывает Европа.

Некоторые наблюдатели из ФРС считают, что политики могут обсуждать вопрос о том, следует ли усилить их другую крупную программу – усилия по покупке облигаций, которые призваны стимулировать экономику за счет снижения ставок по долгосрочным займам. Но такое объявление вряд ли будет сделано до следующего заседания.

На пресс-конференции, которую глава ФРС Джером Пауэлл проведет в четверг, он вряд ли много расскажет о возможных будущих действиях ФРС. Это особенно актуально с учетом того, что политики могут питать надежду на то, что тупик может быть преодолен и что можно будет добиться большего экономического облегчения во время сессии Конгресса с настоящего момента до начала января.

“ФРС безнадежно надеется, что в ближайшее время мы получим новый пакет мер по спасению от Конгресса”, – сказал Марк Занди, главный экономист Moody’s Analytics. “Чиновники ФРС довольно ясно дали понять, что им нужна помощь Конгресса на данном этапе”.

Информационно-аналитический отдел TeleTrade

Несмотря на “обнадеживающий” ранний отскок от первоначального удара по экономике США, нанесенного пандемией COVID-19, восстановление было неравномерным и потребует постоянной поддержки со стороны Федеральной резервной системы и фискальных органов, чтобы обеспечить его широкую и устойчивую основу, заявила в среду председатель совета директоров Федеральной резервной системы Лаэль Брейнард.

Брейнард, выступая на онлайн-конференции Общества профессиональных экономистов, сказала, что общие успехи экономики после худшего периода кризиса маскируют большие различия между секторами и среди американцев, которые могут сдержать общее восстановление.

По ее словам, ФРС стремится обеспечивать “устойчивое приспособление” к экономике до тех пор, пока это необходимо. В то же время самый большой риск для ее перспектив восстановления заключается в том, что фискальная поддержка со стороны федерального правительства будет прекращена слишком рано.

“Мощная поддержка со стороны денежно-кредитной политики – в сочетании с дополнительной целевой фискальной поддержкой – может превратить K-образное восстановление в широкомасштабное и всеобъемлющее восстановление, которое в целом приведет к лучшим результатам”, – сказала Брейнард.

“Преждевременное прекращение фискальной поддержки может привести к закреплению рецессионной динамики, сдерживанию занятости и расходов, увеличению шрамов от длительных периодов безработицы, что приведет к закрытию большего числа предприятий и, в конечном итоге, нанесет ущерб производственному потенциалу”, – сказала Брейнард.

Брэйнард дала понять, что ФРС не только будет удерживать ставки на текущем почти нулевом уровне в течение многих лет, но и будет, даже после старта, повышать их постепенно, чтобы удерживать ставки на уровнях, предназначенных для стимулирования экономического роста.

По ее словам, в ближайшие месяцы у центрального банка будет возможность прояснить, как программа покупки активов ФРС может работать лучше всего в сочетании с прогнозом по ставкам.

Информационно-аналитический отдел TeleTrade

Экономика США сильно восстанавливается после сильного удара из-за пандемии коронавируса, но может пройти еще год, прежде чем экономика вернется к докризисному уровню и потребуется еще больше времени, чтобы рынок труда восстановил утраченные позиции, заявил в понедельник вице-председатель Федеральной резервной системы Ричард Кларида.

По словам Клариды, пандемия бросила экономику США в “очень глубокую дыру”. Хотя экономическая активность, вероятно, сильно восстановилась в третьем квартале, перспективы “необычно неопределенны”, сказал он.

“Хотя восстановление экономической активности после весеннего коллапса было устойчивым, давайте не будем забывать, что до полного восстановления экономики после рецессии COVID-19 еще предстоит пройти долгий путь”, – сказал Кларида.

Уровень безработицы в США значительно снизился – до 7,9% с максимума в 14,7%, наблюдавшегося ранее этой весной – но, согласно прогнозам ФРС, он может не опуститься ниже 4% снова до конца 2023 года.

Кларида сказал, что для поддержки экономики на протяжении всего периода восстановления необходимы дополнительные меры денежно-кредитной и фискальной политики, и он сказал, что ФРС продолжит вносить свой вклад. “Говоря от имени ФРС, я могу заверить вас, что мы намерены использовать весь наш спектр инструментов для поддержки экономики и обеспечения того, чтобы восстановление после этого трудного периода было максимально устойчивым и быстрым», – заявил Кларида.

Информационно-аналитический отдел TeleTrade

Для возврата к полной занятости потребуется больше времени

Экономические данные с мая «удивительно сильны», хотя перспективы остаются неопределенными и зависят от вируса и успешных усилий по смягчению последствий.

Сектор услуг отстает, но восстанавливается в основном «стабильно»

Новая концепция повышает важность сохранения инфляционных ожиданий на уровне 2%

Максимальная занятость может быть ниже, чем мы думали

Хотя восстановление экономики после весеннего коллапса было устойчивым, давайте не будем забывать, что до полного восстановления экономики после рецессии, связанной с COVID-19, еще предстоит пройти долгий путь

Информационно-аналитический отдел TeleTrade

Большинство руководителей ФРС обеспокоены ослаблением налогово-бюджетной поддержки

Многие в ФРС считают, что дальнейшая налогово-бюджетная поддержка важна для оказания помощи экономике

Многие руководители ФРС учитывают дальнейшую налогово-бюджетную поддержку в своих прогнозах

Руководители ФРС считают неопределенность вокруг перспектив экономики очень высокой

Все члены комитета поддержали новую концепцию ФРС

Информационно-аналитический отдел TeleTrade

Темпы восстановления немного замедлились с начала лета

Есть риск, что быстрое восстановление может замедлиться и быть более длительным, чем ожидается

Восстановление будет уверенней, если денежно-кредитная и налогово-бюджетная политика будут “работать вместе”

Риск того, что экономика получит слишком большую помощь, мал

Агрессивная поддержка экономики не пропадет впустую

Недостаточная помощь экономике приведет к трудностям

Финансовые условия мягкие, кредитование доступно для большинства желающих

Сильная налогово-бюджетная поддержка жизненно важна для домохозяйств

Есть риск, что рост случаев заражения Covid-19, может замедлить восстановление

Безработным все еще нужна поддержка правительства

Помощь правительства для компаний предотвратила рост банкротств

Сейчас в условиях пандемии не время беспокоиться о дефицитах

ФРС не спешит завершать экстренные программы поддержки

У ФРС по-прежнему нет планов и желания прибегать к отрицательным процентным ставкам

Выступая сегодня на Bloomberg TV, Заместитель главы ФРС США Ричард Кларида заявил, что пока рано думать о повышении ставок. Он сообщил, что даже не собирается думать о повышении ставок, пока фактическая инфляция не достигнет отметки 2%.

Кларида отметил, что текущая ситуация в мире оказывает понижательное давление на инфляцию и повышательное – на безработицу.

“Соединенным Штатам придется какое-то время пожить с инфляцией выше 2%, чтобы компенсировать все то время, пока инфляция оставалась ниже этой отметки”

Кларида ожидает, что возвращение к низкой безработице и инфляции в районе целевого уровня может произойти через три года

Кларида также заявил, что для поддержки восстановления экономики США может потребоваться дополнительная фискальная поддержка властей.

“Экономика добилась ощутимого прогресса, но она все равно переживает глубокий спад, учитывая высокую безработицу и риски для малого бизнеса”, – сказал чиновник.

Информационно-аналитический отдел TeleTrade

Помощь мелкому бизнесу лучше оказывать в виде грантов

Экономика будет восстанавливаться быстрее при слаженной совместной работе денежно-кредитной и налогово-бюджетной политики

Большая часть хороших экономических данных, которые мы видели, была обусловлена налогово-бюджетной поддержкой

Большинство экспертов ожидают еще одного налогово-бюджетного пакета мер в следующие месяцы

Экономика, в конечном итоге, начнет ощущать негативное влияние закончившейся налогово-бюджетной поддержки

Президент Федеральной резервной системы Далласа Роберт Каплан заявил в понедельник, что центральный банк США должен держать процентные ставки на текущих почти нулевых уровнях до тех пор, пока экономика не выйдет на путь полной занятости и ценовой стабильности, что может занять два с половиной – три года.

“Я не уверен, что сейчас уместно решать, что в этот момент мы должны оставить ставки на нулевом уровне; я бы предпочел оставить эти решения будущим комитетам.” – сказал Каплан в интервью Bloomberg News.

Эти комментарии были первым публичным заявлением Каплана с тех пор, как на прошлой неделе он проголосовал против решения ФРС пообещать низкие ставки до тех пор, пока инфляция не достигнет цели «умеренно превысить» 2%.

Информационно-аналитический отдел TeleTrade

Президент Федеральной резервной системы Атланты Рафаэль Бостик заявил в пятницу, что будет уделять больше внимания тому, насколько быстро растет инфляция, а не ее квартальному уровню, при реализации нового подхода ФРС, который стремится подтолкнуть инфляцию выше целевого уровня 2%, чтобы обеспечить достижение цели в среднем с течением времени.

На этой неделе ФРС начала формулировать эту стратегию более конкретными словами, но каждый политик будет интерпретировать ее по-разному. Со своей стороны Бостик сказал, что если инфляция вырастет до 2,3%, но будет казаться стабильной, “это будет хорошо . Напротив, если бы мы были на уровне 2,2%, а в следующем квартале на 2,4%, а затем на 2,6%, эта траектория вызвала бы у меня беспокойство” и, возможно, потребовала бы усилия по охлаждению экономики.

Информационно-аналитический отдел TeleTrade

Федеральная резервная система должна была принять более энергичное руководство вперед, чтобы вернуть экономику США к полной силе, заявил в пятницу президент ФРС Миннеаполиса Нил Кашкари, пообещав отложить повышение процентных ставок до тех пор, пока базовая инфляция не останется на уровне 2% примерно на год.

Центральный банк США ранее на этой неделе дал понять, что будет держать процентные ставки в текущем диапазоне от 0% до 0,25% до тех пор, пока экономика не достигнет максимальной занятости, инфляция повысится до 2% или «будет на пути» к тому, чтобы немного превысить это значение.

Но это обещание все же может означать, что ФРС может в конечном итоге повысить ставки до того, как экономика действительно достигнет полной занятости, сказал Кашкари в эссе, объясняя, почему он не согласен с решением Федерального комитета по открытым рынкам, определяющего политику.

“Я бы предпочел, чтобы Комитет взял на себя более твердое обязательство не повышать ставки до тех пор, пока мы не будем уверены, что достигнем наших целей двойного мандата”, – написал Кашкари.

По его словам, ФРС вообще не должна связывать повышение ставок с показателями рынка труда, которые она неверно истолковала после последней рецессии и, в результате, в конечном итоге задушила восстановление, повысив ставки слишком рано.

“Отказ от повышения ставок в течение примерно года после того, как базовая инфляция впервые превысит 2%, соответствует стратегии стремления к небольшому превышению для достижения средней инфляции в 2%”, – сказал Кашкари.

Информационно-аналитический отдел TeleTrade

ФРС США снова начнет скупать активы

Федеральная резервная система (ФРС) США вскоре возобновит покупку казначейских бумаг, но сделано это будет не в рамках денежно-кредитной политики и не для стимулирования экономики, заявил председатель ФРС Джером Пауэлл. В сентябре американский рынок однодневных репо пережил мини-кризис, ставки на нем взлетали до 10% из-за нехватки ликвидности. Причиной стало сокращение резервов банков, размещенных на счетах в ФРС, вследствие сокращения баланса самого центробанка.

Восстановить стабильность именно в этой части финансового рынка и намерена ФРС за счет скупки краткосрочных бумаг.

ФРС в августе прекратила сокращать собственный баланс, когда бумаги, по которым наступал срок погашения, не заменялись новыми. Это было сделано в рамках мер по страховке от замедления экономики и инфляции, которые включали также два снижения процентной ставки – по 0,25 процентного пункта в июле и сентябре. Однако управляющие не говорили о планах увеличить баланс. Тем временем та часть баланса, которая приходится на депозиты коммерческих банков в ФРС или резервы, продолжала сокращаться.

В общей сложности баланс ФРС сократился с более чем $4,5 трлн до $3,9 трлн. В 2014 г., когда ФРС прекратила покупать новые бумаги, резервы составляли $2,8 трлн, а в начале сентября этого года – уже $1,34 трлн, с тех пор сумма сократилась до $1,26 трлн. Быстрее всего резервы уменьшались в последние два года, когда ФРС стала сокращать баланс, не заменяя погашаемые бумаги.

Для банков резервы – наиболее ликвидные и легкодоступные активы. В ФРС полагали, что их достаточно, чтобы банки использовали резервы в том числе для кредитования по однодневным репо, где залогом выступают казначейские бумаги, отмечает Financial Times (FT). Такие инструменты используются для краткосрочных займов под различные нужды, например, когда компаниям надо платить налоги. Ежедневно совершается операций репо более чем на $1 трлн.

Ставка федерального финансирования, базовая ставка ФРС, используется как ориентир для ряда рыночных ставок, в том числе по репо. Однако 16 и 17 сентября ставки по репо резко подскочили (взлет достигал 10%); оказалось, что банки не готовы продолжать использовать свои резервы для кредитования. Это заставило Федеральный резервный банк Нью-Йорка несколько раз предложить рынку десятки миллиардов долларов, чтобы вернуть ставки к уровню базовой. «ФРС фактически недооценила спрос системы на ликвидность и слишком сильно сократила свой баланс», – прокомментировал The Wall Street Journal (WSJ) Роберто Перил, аналитик Cornerstone Macro.

Выступая во вторник на конференции Национальной ассоциации бизнеса и экономики, Пауэлл заявил: «Как мы отмечали в мартовском заявлении о нормализации баланса, в какой-то момент мы начнем увеличивать наш портфель ценных бумаг, чтобы поддерживать достаточный уровень резервов. Это время пришло». Пауэлл не сообщил деталей относительно новых покупок, но сказал, что план, по-видимому, будет готов к ближайшему заседанию управляющих 29–30 октября. Они, по его словам, рассматривают возможность приобретения казначейских векселей, а не долгосрочных казначейских и ипотечных облигаций, скупавшихся после кризиса.

В ФРС считают, что долгосрочные бумаги стимулируют экономику и финансовые рынки, снижая долгосрочные процентные ставки и побуждая инвесторов вкладываться в акции и облигации. Портфель же из краткосрочных бумаг такого стимула не создает. Некоторые нынешние и бывшие управляющие считают, что самый простой путь исправить ситуацию на рынке репо – увеличить резервы на $150–250 млрд за счет скупки казначейских векселей, пишет WSJ.

Пауэлл особо подчеркнул, что цель новой скупки – именно улучшить ситуацию на рынке краткосрочного кредитования, а не поддержать экономику, как после кризиса, с помощью программы денежного стимулирования, которое еще называют количественным смягчением (QE). «Это не QE. Ни в каком виде», – заявил он.

Выступление Пауэлла помогает лучше понять долгосрочные и краткосрочные планы ФРС, полагает Джим Вогель, стратег по процентным ставкам FTN Financial. «Это полезное заявление, которое позволит инвесторам сосредоточиться на самом решении по ставкам и прогнозам, которые ФРС представит через три недели, а не на технических аспектах», – сказал он WSJ.

«Есть риск того, что это по ошибке будет воспринято как QE. С операционной точки зрения это во многом так и выглядит, но все-таки им не является», – считает Прия Мисра, директор по стратегии на мировых рынках процентных ставок TD Securities (цитата по FT).

И все-таки, «когда пыль рассеется», рынок может интерпретировать этот шаг ФРС как чуть более мягкую денежную политику и включить такую оценку в цены, полагает Субадра Раджаппа, директор по стратегии на рынке процентных ставок США Societe Generale.