Пенсионное обеспечение Эстонии в 2020-2021 году: средний и минимальный размер

Пенсионное обеспечение Эстонии в 2020-2021 году: средний и минимальный размер

Пенсионная система Эстонии состоит из трех ступеней. I и II ступени – это государственные пенсии, а III ступень – частная. I и II ступени финансируются в основном за счет социального налога, а взносы в III ступень делает только сам человек или его работодатель.

Размер I пенсионных ступеней зависит от пенсионного стажа. Это формируется деятельностью, происходившей на вашем жизненном пути – обучением, воспитанием детей, работой и военной службой. Формула I ступени изменится с 2021 года.

Размер II и III пенсионных ступеней зависит главным образом от того, сколько взносов внес сам человек или работодатель за него, и как фондам удалось нарастить накопления. II пенсионная ступень до сих пор была обязательной для людей, родившихся начиная с 1983 года и позднее. III пенсионная ступень полностью добровольная.

Правительство планирует реформу II пенсионной ступени, которая станет также добровольной, а условия выплаты будут более гибкими. Более подробную информацию о реформе II пенсионной ступени можно найти на веб-сайте Министерства финансов.

Люди, родившиеся до 1983 года, не смогут с ноября 2010 года присоединиться к II пенсионной ступени. Однако в начале года люди, родившиеся в 1970- 1982 годах, независимо от реформы II ступени, смогут подать повторное заявление для этого. Чтобы присоединиться к пенсионной ступени, нужно подать заявление о своём выборе в банк или в Pensionikeskus не позднее 30 ноября 2020 года, взносы в выбранный вами пенсионный фонд, начнутся с 1 января 2021 года.

Государство временно приостанавливает взносы во II пенсионную ступень с 01.07.2020 по 31.08.2021

В качестве одной из антикризисных мер, вызванных чрезвычайным положением, государство приостанавливает свои взносы (4%) во вторую пенсионную ступень с 1 июля 2020 по 31 августа 2021 года. Исключение будет сделано для людей, рожденных в 1942–1960 годы. Государство продолжит уплату их взносов в обычном порядке.
С октября 2020 человек сможет также отказаться от уплаты пенсионных взносов в размере 2% ежемесячного дохода на период с 1 декабря 2020 по 31 августа 2021.
Всем, кто продолжит накопления во вторую ступень, в 2023–2024 годы государство компенсирует взносы, уплаченные с 01.07.2020 по 31.08.2021, задним числом и в двойном размере.
Дополнительные взносы по накопительной пенсии, которые Департамент социального страхования уплачивает на счета родителей, воспитывающих детей младше 3 лет, это изменение не затронет! Уплата дополнительных пенсионных взносов продолжится в обычном порядке.
Подробности о временной приостановке взносов во II пенсионную ступень размещены на сайте Министерства финансов.

Пенсионная формула изменится

С 2021 года изменится формула для вычисления размера пенсии I ступени.

Благодаря изменению пенсионной формулы, пенсии I ступени в будущем станут более равными, чем те, которые получились бы в случае продолжения применения нынешней пенсионной формулы.

В конце 2020 года накопление страховой части закончится. С начала 2021 года начнет накапливаться четвертая, объединенная часть.

При вычислении размера пенсии с начала 2021 года будут суммироваться четыре части: базовая часть, стажевая часть, страховая часть и объединенная часть.

Например: Пётр работает с 1986 года и хочет выйти на пенсию в 2026 году.

Для вычисления размера пенсии Петра суммируются:

базовая часть, которая одинакова для всех и которая изменяется ежегодно 1 апреля, когда пенсии индексируются;

стажевая часть, размер которой зависит от работы Петра с 1986 года до конца 1998 года. В стажевой части, помимо работы, учитывается и учеба Петра в 19831986 годах (прочтите подробнее, что входит в стажевую часть);

страховая часть, размер которой зависит от социального налога, уплаченного с заработной платы Петра с начала 1999 года до конца 2020 года;

объединенная часть, размер которой зависит от социального налога, уплаченного с заработной платы Петра с начала 2021 года до выхода на пенсию в 2026 году.

Новая объединенная часть состоит:

  • на 50% из страховой части.

Размер страховой части вычисляется на основе поступившего социального налога. Она вычисляется аналогично накапливающейся сейчас страховой части. Например, у человека, зарабатывающего среднюю эстонскую зарплату, размер страховой части составит 1,0;

  • на 50% из солидарного пая.

Солидарный пай равен 1,0, если за человека в течение года выплачивался социальный налог как минимум с минимальной ставки заработной платы. Если за него в течение года выплачивался социальный налог меньше минимальной ставки заработной платы, солидарный пай вычисляется пропорционально.

Метод вычисления объединенной части: (солидарный пай + страховая часть) ÷ 2 = объединенная часть пенсии.

Например: страховая часть у человека, получавшего двойную среднюю эстонскую зарплату, до конца 2020 года составляет 2,0. С 2021 года его страховая часть также будет составлять 2,0. К ней добавляется солидарный пай, который у человека, зарабатывавшего свыше минимальной ставки заработной платы в течение года, составит 1,0. В результате этого сумма паев составит 3,0. Полученную сумму мы делим на два, в результате чего у человека, получавшего двукратную среднюю зарплату, объединенный пай составит 1,5.

Для сравненияу человека, получавшего половину средней эстонской зарплаты, страховая часть составляет 0,5. К ней добавляется солидарный пай, который составляет 1,0. Сумма паев составляет 1,5. Если разделить ее на два, то выяснится, что объединенный пай у человека за этот год составляет 0,75.

Для получателя средней эстонской зарплаты ситуация не изменится. Его страховая часть до конца 2020 года составляет 1,0. Размер объединенного пая, который будет накапливаться с 2021 года, у него составит 1,0.

Пенсионный фонд представил расчеты по увеличению пенсий

Страховые пенсии по старости будут проиндексированы в 2019 году на 7,05%, в 2020 году — на 6,6%, в 2021 году — на 6,3%, следует из проекта основных характеристик бюджета Пенсионного фонда на 2019 год и плановый период 2020 и 2021 годов (есть у РБК). Указанные параметры индексации пенсий превышают прогноз Минэкономразвития по инфляции (4,3% — в 2019 году, 3,8% — в 2020 году и плюс 4% — в 2021 году) (*.pdf).

Правительство в середине июня предложило повысить пенсионный возраст для женщин до 63 лет и для мужчин до 65 лет. Госдума 19 июля поддержала законопроект об увеличении пенсионного возраста в первом чтении. Все средства, полученные благодаря пенсионной реформе, пойдут на увеличение пенсий неработающим пенсионерам, их пенсии в среднем будут расти на 1 тыс. руб. в год, говорил глава Минтруда Максим Топилин. По его словам, в 2019 году реальный рост пенсий будет такой, какого «никогда не было в истории Российской Федерации». «Человек получит 1 тыс. руб. при средней пенсии, которая составляет 14,4 тыс. руб.», — заявил Топилин.

Реальные пенсии

Согласно проекту основных параметров бюджета ПФР, среднегодовой размер пенсии в номинальном выражении будет расти почти на 1 тыс. руб. ежегодно — в соответствии с расчетами Минэкономразвития. В 2019 году средний размер пенсий вырастет до 15 367 руб., в 2020-м — до 16 284 руб., в 2021 году достигнет 17 212 руб.

Расходы ПФР на выплату пенсий определены с учетом ежегодного увеличения страховой пенсии по старости, обеспечивающего рост пенсии до 20 тыс. руб. к 2024 году, говорится в документе.

Реальный размер пенсий (скорректированный на уровень инфляции) будет расти медленнее: так, в 2019 году пенсии в реальном выражении вырастут до 14 748 руб. (по сравнению с 14 049 руб. в 2018 году), в 2020-м — до 15 718 руб., ​ в 2021 году — до 16 550 руб.

Социальные пенсии с 1 апреля будут повышаться в 2019 году на 0,4%, в 2020-м — на 2,9%, в 2021 году — на 2% (ежегодная индексация исходит из прогнозных темпов роста прожиточного минимума пенсионера). Социальные пособия на погребение с 1 февраля планируется повысить на прогнозный уровень инфляции (на 3,1% в 2019 году, на 4,3% в 2020-м и на 3,8% в 2021 году). ​​

Трансферт на 1 трлн

Доходы бюджета ПФР на 2019 год прогнозируются в сумме 8,685 трлн руб., из которых собственные доходы фонда (за счет страховых взносов от работодателей) составят 5,164 трлн руб., а суммарный трансферт из федерального бюджета — 3,425 трлн руб. За счет того что первое поколение граждан предпенсионного возраста (мужчины 1959 года рождения и женщины 1964 года рождения) в 2019 году, как предлагает правительство, задержится на рынке труда на один год, с их зарплат будут уплачены дополнительные взносы. В дальнейшем этот эффект будет нарастать, поскольку к 2028 году пенсионный возраст для мужчин повысится в общей сложности на пять лет, а для женщин к 2034 году — на восемь лет.

Читайте также:  Получение вида на жительство в Швеции

По расчетам Минфина, повышение пенсионного возраста поможет увеличить собственные доходы ПФР в 2019 году на 287 млрд руб. по сравнению с 2018 годом. Эффект от пенсионной реформы будет выражаться в росте собственных доходов Пенсионного фонда в 2019–2021 годах (плюс 5,9, 4,8 и 6,8% соответственно), подсчитало ведомство.

Минфин ранее прогнозировал (с учетом пенсионной реформы), что трансферт из федерального бюджета на обязательное пенсионное страхование в 2019 году вырастет (на 474 млрд руб., или 75%), но с 2020 года начнет снижаться. Однако из проектировок ПФР следует, что этот трансферт начнет сокращаться годом позже — с 2021 года. В 2020 году он составит 1,119 трлн руб., а в 2021 году — 1,029 трлн руб.

Расходы ПФР в 2019 году составят 8,783 трлн руб. и возрастут до 9,441 трлн руб. к 2021 году, следует из проектировок.

Базовая пенсия: когда пенсионерам в Германии не хватает денег

Вопреки клише, не все немецкие пенсионеры живут в достатке. Власти ФРГ долго спорили о том, как обеспечить нуждающимся достойную старость. DW – о найденном правительством компромиссе.

Бедных стариков в Германии относительно немного. Но тех, кому едва хватает пенсии на жизнь, становится больше – даже несмотря на то, что они проработали тридцать пять лет, платили пенсионные взносы, воспитывали детей и посвящали время уходу за близкими. После выхода на пенсию их ежемесячное пособие по возрасту нередко не выше, чем у тех, кто взносы в пенсионную кассу не платил, а жил на социальные выплаты. Это – очевидная несправедливость, устранить которую правящие коалиции в Германии пытаются еще с 2009 года.

Минимальный размер пенсии в Германии: все зависит от стажа

В Европе есть различные пенсионные модели, например, вполне знакомый читателям в России минимальный размер пенсии. В Германии минимальной пенсии в привычном виде нет. Ориентиром служит сумма в 512 евро – на нее может рассчитывать пенсионер, который получал зарплату на уровне МРОТ. Но, в принципе, размер пенсии определяется суммой пенсионных отчислений, накопленных за годы работы: чем они выше, тем выше пенсия.

Принцип простой, но не идеальный: сегодня уже свыше полумиллиона пожилых немцев оказались в ситуации, когда без помощи государства обойтись они не могут. Число таких пенсионеров с 2003 года, по данным Федерального статистического ведомства Destatis, выросло в два раза (тогда было всего 257 тысяч).

Когда в Германии старикам не хватает на жизнь

С какого момента пенсионер в Германии считается нуждающимся? Если суммарный доход лица не превышает 865 евро в месяц, то объединение немецких фондов пенсионного страхования Deutsche Rentenversicherung рекомендует обратиться за социальным пособием. Оно называется в Германии базовым материальным обеспечением (Grundsicherung).

Базовая пенсия в Германии – для тех, у кого большой стаж, но пенсии не хватает

Покрывает пособие расходы на аренду жилья и отопление, одежду, медицинские страховки. Размер пособия может отличаться в зависимости от конкретного случая, также он отличается в разных федеральных землях: где-то, например, дороже аренда жилья и так далее.

В Германии сложился консенсус, что модель такого социального пособия не подходит для пенсионеров. Хотя бы потому, что они заслужили пенсию “в знак уважения их труда”, как говорят политики. Во-вторых, считается, что за помощью государства уже сегодня могли бы обратиться еще как минимум полмиллиона человек, но из чувства стыда и по незнанию своих прав не делают этого.

Пенсия и вопрос справедливости в Германии

В споре о базовой пенсии немаловажное значение имели призывы к справедливости. Кто-то называет несправедливым, что введение базовой пенсии повысит нагрузку на молодых, которые сейчас платят пенсионные взносы; а кто-то полагает несправедливым, что базовая пенсия в нынешнем виде достанется многим из тех, кто в ней не нуждается. Классическим примером считается “супруга дантиста”: возможно, она сама получала мало, помогая в приемной у мужа-врача, но зато, мол, его большой пенсии хватит на них обоих.

Представители партий правящей коалиции объявляют о введении базовой пенсии: Маркус Зёдер, Аннегрет Крамп-Карренбауэр, Малу Драйер (слева направо)

В общественных дискуссиях в Германии нередко приводился пример соседей-голландцев как более удачный. В Нидерландах базовая пенсия существует, и многие немецкие пенсионеры с завистью смотрят на ее размер – 1200 евро ежемесячно при единственном условии: претендент на ее получение должен прожить 50 лет в стране. Если пенсионер еще и платил отчисления в пенсионный фонд, то размер пенсии будет выше.

В это же время в Германии 1200 евро – не минимальный, а средний уровень пенсии, после возможной выплаты налогов (именно так, ряд пенсий тоже облагается налогами) и отчислений за медицинскую страховку и страховку на случай необходимости в уходе.

Базовая пенсия: сколько и для кого

Чтобы гарантировать достойную старость, а также избавить нуждающихся пенсионеров от неприятных походов в социальные службы и подачи прошений о помощи, государство задумалось о путях решения проблемы. Один из них – базовая пенсия. Коалиционное правительство Германии, состоящее из консервативного блока Христианско-демократического союза (ХДС) канцлера Ангелы Меркель (Angela Merkel) и баварского Христианско-социального союза (ХСС), а также Cоциал-демократической партии (СДПГ), по итогам выборов 2017 года пообещало договориться о пенсионной реформе.

Переговоры затянулись, но в воскресенье, 10 ноября, стороны объявили о достижении компромисса. Основные пункты реформы: базовая пенсия должна быть выше существующего социального пособия не меньше, чем на 10 процентов. В 35-летний стаж засчитают годы, проведенные в декрете, и время ухода за родственниками.

Контекст

Выход на пенсию в 69 лет: о чем, собственно, идет сейчас речь в ФРГ

Новое повышение пенсионного возраста в Германии? В СМИ и социальных сетях начали бурно спорить о предложении бундесбанка, но не все поняли, кого именно оно касается. (23.10.2019)

Работа на пенсии: что разрешено в Германии

Даже на пенсии многие немцы не прекращают работать. Одни не хотят сидеть без дела, у других слишком маленькая пенсия. Сколько им можно подрабатывать? DW о правилах в Германии. (25.07.2019)

Политики – как внутри коалиции, так и в партии Меркель – долго спорили о том, стоит ли проверять и насколько досконально, действительно ли претенденты нуждаются в базовой пенсии. В итоге правительство решило проверять только доходы пенсионеров. От унизительных походов в социальные ведомства их избавят: данные о доходах автоматически поступят в пенсионные фонды из налоговых ведомств.

Прибавка ощутимая, особенно для женщин – их намного больше среди тех, кто сегодня получает низкую пенсию. Скажем, парикмахер, зарабатывавшая на уровне МРОТ и вышедшая на заслуженный отдых с пенсией в 513 евро, может рассчитывать на повышение до 961 евро.

Такой рост, по замыслу правительства, должен соответствовать принципу: “Кто работал, должен получать больше, чем тот, кто не работал”. Но точная формула вычисления базовой пенсии сложна и будет привязана к сумме отчислений в пенсионный фонд, чтобы не нарушить другой принцип: “Кто больше заплатил, тот должен больше и получать”.

Те лица, чей суммарный доход (включая, например, суммы от сдачи жилья в аренду) не превышает 1250 евро, и кто соответствует остальным условиям этой социальной программы, могут рассчитывать на базовую пенсию. Чтобы избежать злоупотреблений, в семьях будут рассчитывать необходимость базовой пенсии по общему доходу. Если суммарные доходы супругов превышают 1950 евро, то базовую пенсию они не получат. Кто 35 лет стажа не набрал, права на базовую пенсию также не получает.

Сумму дополнительных расходов на реформу власти пока не называется – по данным одного из министров, из бюджета понадобится до 1,5 миллиарда евро ежегодно. В силу изменения вступят с 1 января 2021 года.

Читайте также:  Визовая секция консульского отдела

Пенсионная реформа в России в карикатурах Сергея Елкина

Правительство дождалось результатов выборов

О необходимости повышать пенсионный возраст в России эксперты говорили уже давно. Правительство и чиновники тему не педалировали. до президентских выборов 18 марта 2018 года. А после переизбрания Владимира Путина и переназначения Дмитрия Медведева в должности премьера о пенсионной реформе было объявлено официально.

Пенсионная реформа в России в карикатурах Сергея Елкина

Плюс 5 лет для мужчин, плюс 8 – для женщин

Законопроект о постепенном повышении возраста выхода на пенсию правительство РФ одобрило 14 июня 2018 г. Согласно нему, пенсионный возраст для мужчин планируется повысить с 60 до 65 лет к 2028 году, для женщин – с 55 до 63 лет к 2034 году.

Пенсионная реформа в России в карикатурах Сергея Елкина

Поышение пенсионного возраста в России под шумок ЧМ-2018

Примечательно, что о планах повысить пенсионный возраст правительство РФ объявило во время ЧМ-2018. По мнению экспертов, власти сделали беспроигрышную ставку на спортивную эйфорию.

Пенсионная реформа в России в карикатурах Сергея Елкина

Профсоюзы – против повышения

Общероссийское объединение профсоюзов запустило адресованную президенту Путину петицию с требованием не повышать возраст выхода на пенсию. Лишь за первые две недели ее подписали уже более 2,5 миллионов россиян.

Пенсионная реформа в России в карикатурах Сергея Елкина

Пенсионерам приказано долго жить

Один из вопросов, которые волнуют граждан в случае повышения возраста, – это доживут ли они до пенсии. Для российских мужчин здесь ситуация особенно проблемная. Даже при нынешнем возрасте выхода на пенсию в 60 лет вероятность дожить до этого момента у 20-летних мужчин в России составляет 68%.

Пенсионная реформа в России в карикатурах Сергея Елкина

Какие пенсионеры нужны в России

В целом же перспективы пенсионеров выглядят так: пенсионный возраст возрастет до 65 лет для мужчин и 63-х для женщин. Вопрос лишь в том, возрастет ли продолжительность жизни? Сегодня средняя продолжительность жизни мужчин в России составляет 66,5 лет, а женщин – 77.

Пенсионная реформа в России в карикатурах Сергея Елкина

Ответ на пенсионную реформу, или Протест вместо дачи

В ответ на планы правительства повысить пенсионный возраст многие россияне вышли на улицы. Первые многочисленные акции, инициированные Алексеем Навальным, прошли 1 июля в трех десятках российских городов. С тех пор акции против повышения пенсионного возраста повторяются с заметной регулярностью.

Пенсионная реформа в России в карикатурах Сергея Елкина

Когда карикатуристу не до смеха

19 июля Госдума одобрила законопроект пенсионной реформы в первом чтении. Правда, не единодушно: “за” выступили 328 депутатов, “против” – 104.

Пенсионная реформа в России в карикатурах Сергея Елкина

Как дотянуть до пенсии в России

После того как Наталья Поклонская проголосовала против пенсионной реформы, ее жестко раскритиковали в “Единой России”. Пока единороссы спорят, россияне думают о шансах до этого возраста дожить.

Пенсионная реформа в России в карикатурах Сергея Елкина

Пенсионная реформа по-володински: а ну-ка, получи!

Вячеслав Володин на встрече с жителями Саратова на вопрос о том, как дожить до пенсии, посоветовал заниматься спортом. Слова спикера Госдумы вызвали резкую критику в стране.

Пенсионная реформа в России в карикатурах Сергея Елкина

Путин о пенсионной реформе: мягко стелет, но жестко спать?

Выступая со специальным посланием на тему пенсионной реформы, президент РФ предложил немного ее смягчить, например, повысить женщинам возраст выхода на пенсию не на 8, а на 5 лет.

Какая будет пенсия, если нет трудового стажа?

  • Право на пенсию по старости без стажа
  • Разница между страховой и социальной пенсиями
  • Условия для назначения социальной пенсии
  • Документы для социальной пенсии
  • Размер социальной пенсии по старости
  • Прекращение выплат социальной пенсии
  • Итоги

Право на пенсию по старости без стажа

Большинство населения РФ трудится, работает в той или иной форме. Если человек в состоянии подтвердить стаж работы (не менее 10 лет для получения пенсии в 2019 году, 11 лет в 2020 году и т. д. до величины минимального стажа не менее 15 лет) и факт уплаты с доходов в этот период взносов в ПФР, он может претендовать на выплату страховой пенсии по старости.

Подробнее о страховых взносах в ПФР, читайте в статьях:

Условия ее назначения содержатся в ст. 8 закона «О страховых пенсиях» от 28.12.2013 № 400-ФЗ. Причем в стаж работы, необходимый для такой пенсии, могут включаться и некоторые нестраховые (нетрудовые) периоды, если они были в промежутках между периодами труда (ст. 12 закона № 400-ФЗ).

Ряд периодов может быть учтен с увеличенной продолжительностью (пп. 6 и 7 ст. 13 закона № 400-ФЗ), а при необходимости стаж, заработанный до вступления в силу закона № 400-ФЗ, допускается учитывать по правилам, действовавшим во время соответствующего работе периода (п. 58 постановления Правительства РФ от 02.10.2014 № 1015).

ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ! Получение страховой пенсии по ряду параметров существенно выгоднее, чем социальной. Так что, прежде чем начинать заниматься оформлением социальной пенсии, рекомендуется оценить все свои шансы и, может быть, предпринять шаги, результатом которых станет выплата все-таки страховой пенсии.

Вопрос о социальной пенсии по старости становится актуальным для нетрудоспособных лиц, у которых либо отсутствует необходимый страховой стаж, либо его недостаточно для установления страховой пенсии.

Поскольку действующее законодательство РФ не предполагает оставление таких лиц без средств к существованию, они вправе претендовать на получение социальной пенсии, условия применения которой содержатся в законе «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» от 15.12.2001 № 166-ФЗ.

На нашем форуме можно узнать еще много полезного и интересного. Например, тут можно уточнить, в стаж для расчета пенсии включается период обучения от предприятия или нет?

Разница между страховой и социальной пенсиями

Разница между результатами начисления страховой (с учетом стажа) и социальной пенсии (без страхового стажа) весьма существенна:

  • Страховая пенсия позволяет раньше, по сравнению с социальной, выйти на пенсию по старости. Если же у человека есть право на досрочный выход на страховую пенсию, этот разрыв в возрасте увеличивается еще больше.
  • Величина страховой пенсии существенно выше. Так, по данным Пенсионного фонда, в 2020 году средний размер страховой пенсии по старости составляет 15 400 руб., а средняя величина социальной пенсии — только 9 400 руб.
  • Страховая пенсия пенсионера, продолжающего работать, ежегодно пересчитывается с учетом увеличения его стажа и суммы дополнительно уплаченных им взносов, что дает ощутимую прибавку к ней. Величина социальной пенсии, зависящей от других параметров, несмотря на обязательность ее ежегодной индексации, растет значительно медленнее.
  • Обе пенсии назначаются без ограничения срока, в течение которого они будут начисляться, но выплаты социальной пенсии в ряде случаев могут быть прекращены на время или навсегда.

Пошаговую инструкцию по оформлению страховой пенсии вы найдете в КонсультантПлюс. Получите бесплатный доступ к системе и переходите в материал.

А мы дальше будем говорить о социальной пенсии.

Условия для назначения социальной пенсии

Социальная пенсия представляет собой один из видов пенсий, выплата которых обеспечивается государством (п. 1 ст. 5 закона № 166-ФЗ). Так же как страховая, она выплачивается по случаю:

  • старости;
  • инвалидности;
  • потери кормильца.

Установление социальной пенсии возможно только для нетрудоспособных лиц (п. 6 ст. 5 закона № 166-ФЗ) и только для граждан РФ (п. 1 ст. 11 закона № 166-ФЗ).

Из перечисленных видов социальной пенсии со стажем работы (точнее, его отсутствием на момент достижения возраста, определяемого как пенсионный) связана только пенсия по старости (п. 4 ст. 11 закона № 166-ФЗ). Лица, которым она назначается, делятся на 2 группы:

  • граждане РФ, а также постоянно (не менее 15 лет) живущие на ее территории иностранцы и лица, не имеющие гражданства, которые достигли возраста, дающего право на пенсию;
  • представители малочисленных народов Севера, постоянно (в т. ч. на день установления пенсии) живущие в районах исторического существования этих народов, возраст которых достиг 55 лет для мужчин и 50 лет для женщин.
Читайте также:  Виза в Эстонию для россиян 2021

Таким образом, условиями для установления социальной пенсии по старости являются:

  • достижение возраста, с которого гражданин законодательно признается нетрудоспособным;
  • наличие гражданства РФ или постоянное длительное проживание на ее территории;
  • выбор гражданином именно этого вида пенсии из нескольких, если у него есть на них одновременное право.

Одновременное получение социальной пенсии по старости возможно вместе с пенсией по потере кормильца, также обеспеченной государством, но не являющейся социальной:

  • для родителей и жен (не заключивших новый брак) военнослужащих, погибших в результате военных действий во время службы (подп. 3–4 п. 3 ст. 3 закона № 166-ФЗ);
  • членов семей граждан, пострадавших при аварии на ЧАЭС или принявших участие в ликвидации ее последствий (подп. 5 п. 3 ст. 3 закона № 166-ФЗ);
  • членов семей умерших космонавтов (подп. 7 п. 3 ст. 3 закона № 166-ФЗ).

Социальная пенсия по старости должна быть назначена с 1-го числа месяца обращения за ней, а если право на нее возникает у лиц, получавших до наступления возраста нетрудоспособности пенсию по инвалидности, то со дня исполнения нужного количества лет (п. 1 ст. 23 закона № 166-ФЗ). Одновременно прекращается выплата пенсии по инвалидности.

Документы для социальной пенсии

Социальная пенсия устанавливается ПФР по месту жительства обращающегося за ней гражданина. Для оформления пенсии (если нет трудового стажа) по старости будут нужны такие документы:

  • заявление об установлении пенсии;
  • паспорт или иное удостоверение личности;
  • документ, подтверждающий нужный срок проживания в РФ (для иностранных лиц и лиц без гражданства);
  • документ, подтверждающий отношение к малочисленным народам Севера.

В случае, когда допускается одновременное установление пенсии по потере кормильца, не являющейся социальной, дополнительно потребуются документы, удостоверяющие соответствующее право.

О социальных пособиях по потере кормильца узнайте из этой статьи.

Размер социальной пенсии по старости

Величина социальной пенсии по старости прямо указана в подп. 1 п. 1 ст. 18 закона № 166-ФЗ:

  • 5 034 руб. 25 коп. — гражданам из числа малочисленных народов Севера, достигшим возраста 55 лет (мужчины) и 50 лет (женщины), инвалидам 2-й группы и др. гражданам, достигшим возраста 70 и 65 лет;
  • 12 082 руб. 06 коп. — инвалидам с детства 1-й группы и детям-инвалидам;
  • 10 068 руб. 63 коп. — инвалидам 1-й группы, инвалидам с детства 2-й группы и др.;
  • 4 279 руб. 14 коп. — инвалидам 3-й группы.

Она начисляется с соблюдением ряда условий, таких как:

  • Обязательная ежегодная индексация, определяемая ростом прожиточного минимума для пенсионеров, с 1 апреля (ст. 25 закона № 166-ФЗ).
  • Применение районного коэффициента для пенсий, выплачиваемых лицам, проживающим в районах Крайнего Севера и приравниваемых к ним (п. 2 ст. 18 закона № 166-ФЗ). При смене места жительства коэффициент меняется или исчезает согласно правилам его применения на соответствующей территории.

Если социальную пенсию назначают после страховой, связанной с инвалидностью, ее размер не может быть меньше величины начислявшейся по инвалидности пенсии на последний день ее выплаты (п. 3 ст. 18 закона № 166-ФЗ).

Прекращение выплат социальной пенсии

В связи с тем, что установление социальной пенсии по старости определено рядом вполне конкретных условий, ее выплата может быть прекращена, если гражданин:

  • Меняет место постоянного жительства в РФ на территорию, расположенную за ее пределами, или имеет 2 места постоянного жительства: на территории РФ и вне ее (п. 3.2 ст. 24 закона № 166-ФЗ).
  • Начинает работать, т. е. теряет статус нетрудоспособного лица (п. 5 ст. 11 закона № 166-ФЗ). Однако это не касается малочисленных народов Севера, не поименованных в указанном пункте.
  • Не получает пенсию в течение полугода (п. 4 ст. 24 закона № 166-ФЗ и подп. 1 п. 1 ст. 24 закона № 400-ФЗ). В этом случае происходит приостановка выплат на полгода, а затем, если не поступает заявление об их возобновлении, они прекращаются (подп. 2 п. 1 ст. 25 закона № 400-ФЗ).

О нюансах исчисления «северных» пенсий узнайте из статьи «Какой размер пенсии за работу в районах Крайнего Севера?».

Итоги

Действующее законодательство РФ не допускает оставления граждан, не имеющих необходимого стажа работы для назначения страховой пенсии, без средств к существованию. При обращении в ПФР возможно установление социальной пенсии по старости, если выполняется ряд необходимых условий.

4 важных изменения в пенсионной системе

В декабре парламент Эстонии принял четыре существенных изменения в пенсионной системе. Страховые паи заменят “объединёнными долями”, на пенсию можно будет выходить раньше, однако пенсионный возраст будет расти. Кроме того, некоторые люди получат право присоединиться ко второй ступени. ДВ на графиках и простых примерах объясняют, как будет работать новая система и как изменения повлияют на размер нашей пенсии.

До 1998 года включительно пенсия рассчитывалась на базе рабочего стажа. С 1999 года по сегодняшний день размер пенсии рассчитывается на базе уплаченного вами или за вас социального налога. С 2021 года нас ждёт ряд изменений в пенсионной системе, в том числе и в отношении расчёта государственной пенсии или пенсии первой ступени.

Изменение первое

Если просто, то c 2021 года при расчёте пенсии по старости будет учитываться как сумма уплачиваемого соцналога (то есть размер вашей зарплаты), так и нечто похожее на стаж. Если же говорить официальным языком, то размер пенсии будет зависеть от накопленных вами страховых и солидарных паёв, которые в сумме будут составлять «объединённую долю».

Общая схема расчёта пенсии с 2021 года

Как паи превращаются в деньги? Все накопленные паи (годы стажа, страховые паи и объединённые доли) в первой ступени суммируются и умножаются на годовую оценку пенсии, которая вместе с базовой пенсией ежегодно реиндексируется.

Объединённая доля = Страховые паи/2 + Солидарные паи/2 (так как каждый пай представляет лишь 50% объединённой доли)

Годовая оценка – это стоимость пенсионного стажа за один год, страхового пая или объединённой доли. С 1.04.2018 года годовая оценка пенсии составляет 6,161 евро.

50% вашей пенсии по-прежнему будет рассчитываться на базе страховых ­паёв, то есть по действующей системе, где размер страхового пая зависит от суммы уплачиваемого вами или за вас соцналога. Например, если человек получает среднюю зарплату, то страховой пай будет равен 1, соответственно половина средней зарплаты принесёт вам 0,5 страхового пая.

Главное же изменение – это другие 50% вашей пенсии, которые с 2021 будут рассчитываться на базе солидарных ­паёв, которые ошибочно сейчас пытаются сравнивать со стажем.

Важно понять, что расчёт солидарных паёв будет отличаться от расчёта стажа тем, что и тут выплаты социального налога будут играть свою роль. Если раньше до 1999 года стаж зависел от периодов работы, обучения и службы, и рассчитывался на основании трудовой книжки, то солидарные паи будут учитывать не количество проработанных вами лет, а уплаченную сумму социального налога за год.

В чём же тогда разница страховых и солидарных паёв?

За один год человек, вне зависимости от зарплаты, может максимально рассчитывать на 1 солидарный пай. Количество же страховых паёв не ограничено и зависит от уровня вашей зарплаты (см. схему).

Чтобы получить 1 солидарный пай, за год в госказну должно поступить 12 минимальных месячных ставок соцналога. То есть, если вы работали в течение всего года и получали минимальную зарплату, то за этот год вы накопите 1 солидарный пай в первой пенсионной ступени. По сути, можно говорить, что у солидарного пая есть своя стоимость – 12 минимальных месячных ставок соцналога.

Если в течение 12 месяцев вы получали зарплату выше минимальной, а, значит, и уплатили больше соцналога, то вне зависимости от этого, вы всё равно за этот год получите максимум 1 солидарный пай. В этом и заключается справедливость нового расчёта пенсии, так как он, по сути, не учитывает уровень зарплаты (это учитывается в страховых паях).

Однако размер зарплаты важен, если ваша заработная плата меньше минимальной. Если за год в казну от вас поступило, скажем, в два раза меньше 12 минимальных месячных ставок соцналога, то в первой ступени у вас будет накоплен за этот период лишь 0,5 солидарного пая.

Расчёт солидарного и страхового паёв, а также объединённой доли