Налогообложение в Республике Беларусь в 2020-2021 году: подоходный, транспортный и другие

Латвию ждут налоговые изменения в период с 2021 по 2023 год – какими они будут

Министерство финансов Латвии сообщило, какие налоговые изменения планируется в три этапа произвести в республике.

Минфин Латвии раскрыл подробности грядущих налоговых изменений, которые предлагается ввести в стране в три этапа, передает tvnet.lv.

Налоговую реформу планируется начать в 2021 году с введения обязательного страхования здоровья. Взнос составит 5% за счет перераспределения обязательных взносов социального страхования, налога солидарности и подоходного налога. Таким образом, общая налоговая нагрузка на рабочую силу не увеличится.

Для предотвращения налоговой нагрузки для лиц с низкими и средними доходами дифференцированный необлагаемый минимум будет повышен с 300 до 350 евро в месяц. Также Минфин предлагает ввести минимальные взносы социального страхования для работников, которые используют специальные налоговые режимы и у которых доход не достигает минимальной зарплаты.

Второй этап налоговых изменений вступит в силу в 2022 году. Согласно предложениям, любой, у кого доходы от хозяйственной деятельности составляют более 20 004 евро в год, или 1667 евро в месяц, должен будет платить социальные взносы со всего объема доходов.

Табак и транспорт

Третий этап начнется в 2023 году. Он обяжет всех совершать обязательные взносы социального страхования с фактических доходов.

При этом на всех этапах налоговой реформы предусмотрено постепенное повышение акциза на табачные изделия.

Кроме того, изменится налог на транспортные средства при определенном уровне выбросов CO2. Чтобы предотвратить ввоз в республику старых автомобилей, предлагается восстановить налог на регистрацию легковых автомобилей.

Налоги на недвижимость

Премьер-министр Кришьянис Кариньш пообещал, что при введении новой методики расчета кадастровой стоимости с 2022 года введутся разумные налоги.

“Главная задача – упорядочить систему”, – отметил Кариньш, добавив, что не станет поддерживать проект новой кадастровой стоимости, если не будут проведены расчеты с целью не допустить повышения ставок налога на недвижимость.

Согласно новому проекту расчета кадастровой стоимости, увеличится кадастровая стоимость квартир в новостройках, которые появились после 2000 года в Риге, Юрмале и других городах Латвии. Кроме того, ожидается и рост в сфере семейного жилья, которое появилось после 2000 года в Риге, ее окрестностях, Валмиере, Елгаве и Огре.

Увеличение кадастровой стоимости ждет и частные дома, появившиеся после 2000 года в Риге, пригороде, Юрмале и других городах, где наблюдался рост цен. Также изменения коснутся индустриальных объектов и земли в сельскохозяйственной сфере.

С увеличением кадастровой стоимости вырастет налог на недвижимость. В Минюсте предлагают называть первичным или основным любое жилье, в котором задекларированы жители, и применять необлагаемый минимум в размере 100 тысяч евро не к недвижимости, а к задекларированным в нем лицам.

Подписывайтесь на Baltnews в Яндекс.Дзен и присоединяйтесь к нам в Facebook

С 2021 года изменятся налоги для разработчиков и предпринимателей

В России есть старая новогодняя традиция: 1 января государство дарит бизнесу новые законы. В 2021 году предприниматели получат много налоговых подарков. Например, в упрощённой системе налогообложения появятся новые ставки и лимиты, единый налог на вменённый доход отменят, а для IT-компаний будет целый мешок с новогодними льготами. Рассказываем, к чему готовиться российскому бизнесу в новом году и как теперь предпринимателям платить налоги.

Введут переходный режим для тех, кто превысил лимиты по упрощёнке

Предприниматели на упрощённой системе налогообложения (УСН) платят единый налог — либо шесть процентов с доходов бизнеса, либо 15% с разницы между доходами и расходов. Мы подробно рассказывали о ставках по упрощёнке в этом материале.

Сейчас на УСН два основных ограничения — по суммарному доходу за календарный год и по размеру штата. Если предприниматель заработает больше 150 млн рублей или примет на работу 101-го сотрудника, то автоматически перейдёт на общую систему налогообложения (ОСНО). Тогда до конца года компаниям придётся сдавать больше отчётности и платить НДС с налогом на прибыль, а ИП — НДФЛ.

С 1 января 2021 года для «нарушителей» введут переходный налоговый режим. Появятся дополнительные лимиты:

  • 200 млн рублей — по доходу за календарный год;
  • 130 сотрудников — по размеру штата.

Теперь если предприниматели примут на работу 101-го сотрудника или заработают больше 150 млн рублей, то останутся на упрощёнке, но будут платить налоги по увеличенным ставкам: 8% с доходов или 20% с разницы между доходами и расходами.

Ставки единые для всех регионов. Они применяются начиная с квартала, в котором доходы или штат превысили стандартные лимиты. Если предприниматель не нарушит лимиты переходного режима, то с 1 января нового года автоматически вернётся на стандартные ставки. Если нарушит — перейдёт на ОСНО.

Пример. Московский предприниматель Денис занимается поставками продуктов из крупных оптовых сетей в супермаркеты. Он работает на упрощёнке и платит 15% с разницы между доходами и расходами. За первый квартал 2021 года Денис закупил продуктов на 30 млн рублей и продал на 40 млн. Во втором квартале закупил на 80 млн и продал на 100 млн, а в третьем и четвёртом закупил по 15 млн и продал по 20 млн.

За первый квартал прибыль Дениса составит 10 млн рублей, поэтому ему начислят 10 000 000 × 15% = 1,5 млн рублей. За второй он заработает 20 млн, поэтому начислят 3 млн рублей. Но в третьем квартале ему суммарный доход за календарный год вырастет до 160 млн рублей. Из-за этого в третьем и четвёртом квартале налоги будут считать по ставке 20%. Они составят 5 000 000 × 20% = 1 млн рублей.

Предоставят льготы по налогам и взносам для отечественных разработчиков

Отечественные IT-компании постоянно «переезжают» в другие страны из-за высоких налогов. Чтобы предприниматели оставались и развивали свои продукты в России, государство совершило «налоговый манёвр» — резко снизило ставки по налогам и страховым взносам.

Таблица. Какие ставки снизятся для российских IT-компаний

Чтобы получить налоговые льготы в 2021 году, организация должна состоять в двух реестрах:

  • Реестре аккредитованных IT-компаний;
  • Реестре российских программ.

В реестр аккредитованных IT-компаний попадают организации со среднесписочным штатом не менее 7 сотрудников, которые получают не меньше 90% дохода с продажи собственного ПО и лицензий на него. Если ваша компания подходит под оба критерия, напишите заявление на предоставление госаккредитации и отправьте его в Минкомсвязи.

В реестр российских программ попадает ПО, которое разрабатывают и поддерживают в России по требованиям закона о персональных данных и сертификатов ФСТЭК и ФСБ. Кроме того, разработчиком должна быть российская компания, в которой иностранные учредители имеют долю меньше 50% и получают не больше 30% прибыли в качестве дивидендов.

Отменят «нулевой» НДС для разработчиков, не включенных в реестр российских программ

Сейчас российские разработчики не платят НДС при реализации собственного программного обеспечения и лицензий на его использование. Но когда одни IT-компании получат льготы, другие начнут платить больше налогов. Чтобы компенсировать затраты на «налоговый манёвр», государство ограничило «нулевой» НДС.

Теперь от уплаты налога освободят только компании, чьё ПО включено в реестр российских программ. По оценкам журнала «Коммерсант», из-за этого остальное программное обеспечение подорожает примерно на 16,6%. В итоге государство заработает 42,5 млрд рублей в 2021 году, хотя на льготы по «налоговому манёвру» потратит всего 23,1 млрд рублей.

Новые налоги меньше всех затронут только разработчиков, которые продают свои программы за границу. Они смогут принимать НДС к вычету, поэтому будут экономить на налогах.

Отменят единый налог на вменённый доход

Вменёнка позволяет платить налоги не с реальных доходов, а с рассчитанного государством. Благодаря этому некоторые предприниматели платили в семь раз меньше налогов, чем их коллеги, работающие на упрощёнке.

С нового года ЕНВД отменят. Если предприниматели не выберут до конца 2020 года другой налоговый режим, то с 1 января их автоматически переведут на общую систему налогообложения, с НДС, налогом на прибыль или НДФЛ.

Если вы не знаете, какую систему налогообложения выбрать после того, как отменят «вменёнку», читайте наш подробный разбор. Мы рассказали, какие налоговые режимы можно выбрать, чем они отличаются от ЕНВД и какие у них плюсы и минусы.

Объединят 6-НДФЛ и 2-НДФЛ в одну декларацию

Если в вашей компании трудоустроены сотрудники, то вы точно сдаёте в налоговую две декларации:

  • 6-НДФЛ. Показывает, сколько вы тратите на зарплаты сотрудников и сколько удерживаете налогов. Декларацию сдают каждый квартал.
  • 2-НДФЛ. Показывает, сколько вы платите конкретному сотруднику и сколько удерживаете с него налогов. Декларацию сдают ежегодно.

С 2021 года декларации превратятся в единый документ. Основной формой будет 6-НДФЛ — её нужно сдавать каждый квартал, а приложением станет справка 2-НДФЛ. Справка нужно заполнить на каждого сотрудника и сдать вместе с 6-НДФЛ только по итогам четвёртого квартала.

Декларации 6-НДФЛ и 2-НДФЛ сдают до 1 марта. За 2020 год нужно сдать два отдельных документа по старым образцам, а за первый квартал 2021 году заполнять новую форму.

Отменят декларации по земельному и транспортному налогу

Компании всегда платили земельный и транспортный налог по декларациям, которые они сдавали до 1 февраля за предыдущий год. Последний раз предприниматели сдали отчётность за 2019 год — 1 февраля 2020 года. За 2020 год заполнять декларацию не придётся: теперь налоговые инспекторы сами проверят имущество вашей компании по базам Росреестра и ГИБДД, чтобы посчитать налоги.

Уплатить оба налога нужно до 1 марта. Если вам покажется, что инспектор ошибся в расчётах, учёл лишнее имущество или забыл про налоговые льготы, вы сможете написать возражение с правильным расчётом. Возможно, инспектор признает ошибку, и вам пришлют новую квитанцию.

Налогообложение в Республике Беларусь в 2020-2021 году: подоходный, транспортный и другие

Согласно информации РУП “Белтелеком”, СООО “МТС”, ИП “Велком”, средний месячный размер счета (без НДС): Br32 тыс., Br36,4 тыс., Br41 тыс. 49. При среднемесячной зарплате по Беларуси (за январь-апрель 2012 года Br3 млн. 64 тыс. 287) за счет отмены льготы по НДС расходы населения на оплату услуг связи составят 1,4% среднемесячной зарплаты, увеличение расходов произойдет на 0,2%.

Сегодня законодательство Беларуси о бухгалтерском учете совершенствуется с учетом международных стандартов финансовой отчетности. Определенные изменения произошли в прошлом году и будут происходить в этом. В следующем году планируется принятие нового закона о бухгалтерском учете. В этой связи мы главу “Налог на прибыль” Налогового кодекса будем стараться максимально приблизить к законодательству о бухгалтерском учете для того, чтобы те корректировки, которые у нас производятся в налоговом учете, были минимальными, а бухгалтерам требовалось меньше времени для начисления этого налога.

Второе направление, которое мы планируем проводить, это работа с электронными сервисами – нужно выходить на более высокое качество обслуживания наших плательщиков. В частности, речь идет о направлении запроса в налоговый орган, в электронном виде когда информация предоставляется в режиме свободного запроса. Постараемся все документы, которые предоставляются сегодня в налоговые органы, формализовать – сделать определенного рода форматы, для того чтобы по ним без сбоев в налоговые органы могла проходить любая информация.

Третье направление – это развитие колл-центра (центра информирования плательщиков), который сегодня существует в министерстве. Сегодня любой предприниматель или физическое лицо с 9.00 до 18.00 имеет право обратиться по телефону 229-79-79 с любым вопросом по применению налогового законодательства. С января 2013 года мы планируем подключить к данной системе также консультирование юридических лиц. Однако в таком случае консультации будут проводиться по строго определенным вопросам. Для начала – более простым. Сегодня к нам поступают различные вопросы от организаций, и предоставить ответ на них сходу бывает достаточно сложно, и, наверное, это было бы неправильно, ведь прежде, чем дать ответ, нужно провести доскональный анализ информации и только после этого отвечать. Сегодня различные виды деятельности развиваются очень быстро. Свои особенности есть и при строительстве, и в логистике, производстве отдельных товаров и услуг, поэтому консультация без соответствующего анализа ситуации довольно опасная вещь. Но на наиболее распространенные, простые вопросы консультации для организаций, конечно же, будут организованы. Это европейская практика, и мы идем по пути развития таких колл-центров по предоставлению любой информации, доступной в сфере налогообложения.

Если сравнивать нашу структуру с Российской Федерацией, то можно сказать, что у нас количество платежей меньше. У них 13 платежей, в Казахстане – более 20 видов налоговых платежей.

Говоря о ставках, тоже нужно отметить, что наши ставки достаточно конкурентоспособны в странах Таможенного союза. Это может быть видно на примере конкретных налогов. Ставка налога на прибыль составляет 18%, в России и Казахстане – 20%. Подоходный налог у нас – 12%, в России – 13%, в Казахстане – 10%. Это тоже достаточно привлекательно.

Акцент, конечно, делается на налог на добавленную стоимость. У нас ставка 20%, в России – 18% и Казахстане – 12%. Конечно же, предложения вносятся, чтобы мы пошли по пути снижения ставки НДС. Но прежде чем говорить о снижении ставки, надо все-таки призадуматься, исходя из каких доходов формируется бюджет в России, Казахстане и у нас. В Беларуси налог на добавленную стоимость является основным источником доходов бюджета. Доля этого налога составляет в бюджете 27-28%. Если взять Россию и Казахстан, то у них этот уровень гораздо ниже. У них основной доходный источник бюджета – налог на добычу природных ресурсов, в России он составляет 21%, в Казахстане – 15%. У нас же нет и 2%. То есть, эти сырьевые страны, которые формируют свои доходы из иных источников, а не за счет НДС, могут позволить себе более низкие ставки по НДС. Мы же можем идти по снижению этой ставки, если это позволит доходная часть бюджета, то, как он пополняется и если будут найдены другие неналоговые источники его пополнения.

Если говорить о странах Европейского союза, то можно сказать, что Европа идет, наоборот, по пути поднятия ставки НДС. В среднем, она составляет 21%. К примеру, Великобритания за последние два года увеличила ставку НДС с 17,5% до 20%, Франция с 19 до 21%, Италия – с 21 до 23%, Венгрия – с 25 до 27%, Испания – с 16 до 18%.

Для баланса интересов со странами Таможенного союза мы создаем для наших плательщиков такие условия администрирования этого налога, чтобы они могли возвращать платежи, уплаченные при приобретении и ввозе товаров, в более быстрые сроки. На конкретном примере объясню. У нас сегодня для экспортеров возвращается налог в течение 35 дней. Они могут получить его из бюджета. Если брать Россию, то у них этот возврат может быть осуществлен только лишь по результатам проверки и только лишь по истечении трех месяцев. В Казахстане и того более: там этот механизм действует на протяжении полугода. И то, деньги нельзя получить на счет плательщика. Можно произвести лишь зачет этого налога в счет уплаты других налогов. Мы же принимаем все меры для того, чтобы нашим экспортерам в максимально короткие сроки возвращать суммы налога на добавленную стоимость, чтобы у них были свободные оборотные средства для их деятельности.

Читайте также:  КНУТД Киевский национальный университет технологий и дизайна

Действительно, Министерство по налогам и сборам не первый год проводит работу по оптимизации налоговых льгот. Такая работа будет проводиться и в следующем году. Ее проведение предусмотрено, в частности, программой социального развития страны на 2011-2015 годы в разделе “Бюджетно-налоговые отношения”.

Во-первых, с 1 января 2013 года предусматривается отмена льготы на услуги сотовой связи для физических лиц. Также будет отменена льгота доверительных управляющих, которые управляют имуществом, как граждан, так и организаций. Такое решение принято после анализа этой льготы. Мы увидели, что эта операция, по сути, является посреднической. На сегодняшний день посреднические операции, такие как операции по договорам комиссии, по договорам поручения, у нас облагаются налогами. Исходя из этого и был сделан вывод, что такая льгота должна быть оптимизирована.

Кроме того, отменяется льгота на добавленную стоимость в отношении операций, которые совершают ломбарды по выдаче гражданам краткосрочных займов.

Что касается налога на прибыль, то будет отменена такая льгота, как отчуждение государственного имущества в случае, если по результатам отчуждения производится распределение средств – часть, например, идет в бюджет, часть – в другие источники. Мы ее (льготу. – Прим. БЕЛТА) уровняли с положениями налога на добавленную стоимость.

Это основные льготы, которые будут отменены с января 2013 года.

Транспортный налог в 2021 году в Беларуси

В Беларуси, чтобы транспортное средство было допущено до дорожного движения, нужно обязательно уплатить пошлину – транспортный налог. Основной причиной ввода такого вида налога считается желание правительства отремонтировать дороги, все средства из уплаты таких налогов будут идти на ремонт старых, строительство новых дорог. Без уплаты транспортного (дорожного) налога машина не будет допущена к техосмотру. Некоторые водители думают, что транспортный налог освобождает от уплаты самого прохождения технического осмотра. На самом деле это не так. Транспортный налог, оплата техосмотра – две разные платежки, платить нужно и сам налог, и за техосмотр. Стоит отметить, что для юридических лиц (владельцы компаний, предприятий), физических лиц (простые граждане страны) сумма транспортного налога разная, зависит от нескольких критериев.

За последние годы в Республике Беларусь правки в закон о сборе транспортного налога не вносились. Тем не менее, вконце девятнадцатого года водители предложили отвязать транспортный налог от техосмотра. Окончательного решения пока нет, но у правительства уже есть несколько идей, каким будет транспортный налог 2021 в Беларуси.

Зачем платить транспортный налог?

Государственный налог, который оплачивается во время прохождения технического осмотра машины, водители начали оплачивать, начиная с четырнадцатого года. Правительство, таким образом, решило пополнить казну, все вырученные средства от оплаты налогов, а также плата за проезд по платным дорогам, идут на строительство, ремонт дорог. Согласно подсчетам, принятому на двадцатый год бюджету, в государственную казну Беларуси поступит примерно двести семьдесят миллионов белорусских рублей от платы за проезд по платным дорогам, триста три миллиона рублей составят поступления от оплаты транспортного налога.

Из общей суммы около ста пятидесяти миллиона рублей будет разделено по местным бюджетам для ремонта дорог в районе, области. Вначале двадцатого года на рассмотрение был внесен проект об изменениях системы оплаты транспортного налога, поэтому какой будет окончательной ставка транспортного налога в Беларуси 2021 пока неизвестно.

Как определяют сумму транспортного налога в Беларуси?

При уплате транспортного налога учитываются нормы закона, возможные льготы. Величина дорожного сбора (государственной пошлины за допуск машины к эксплуатации, поездкам) зависит от нескольких критериев:

  • к какому типу относится средство передвижения, его предназначение (легковик, грузовая машина или КамАЗ, мотоцикл, маршрутное такси);
  • сколько весит легковик, грузовая машина, пассажирский транспорт;
  • сколько мест в салоне, от этого зависит, сколько людей поместится;
  • кому принадлежит машина, автобус, КамАЗ;
  • возраст автомобиля.

На возраст машины влияет периодичность прохождения диагностики, техосмотра. Например, автомобили до десяти лет проходит техосмотр один раз на два года, поэтому данный вид налога платится на два года вперед. За машины, проходящие технический осмотр два раза в год, транспортный налог платится два раза. В двадцатом году, начиная с января месяца, базовые величины увеличились до двадцати семи базовых величин, соответственно, увеличилась сумма в денежном эквиваленте. Транспортный налог платится согласно налоговому кодексу Беларуси, нормы, правила уплаты дорожного сбора указаны в пятом пункте данного кодекса.

Оплата транспортного налога в Беларуси

Юридические, физические лица уплачивают налог на авто в Беларуси различными способами. Представители, владельцы компаний платят налог из своих расчетных счетов, деньги поступают сразу в филиал Главного Министерства финансов, которое находится в области, районе. Если возникают проблемы со счетом (такое случается, но не часто), налог проплачивается через кассу банка. Платить налог могут как владельцы компаний, предприятий, так и представители этих компаний.

Новости по теме:

  • Транспортный налог 2020 в Беларуси
  • Ставки единого налога в 2020 году в Беларуси
  • Беспошлинный ввоз/вывоз товаров в Беларусь 2020 года
  • Налог на самозанятость в Беларуси 2020 года
  • Подоходный налог в РБ в 2020 году
  • Налог на тунеядство 2020 в Беларуси

Физические лица могут оплатить налог тремя способами:

  • на почте в ближайшем отделении;
  • в кассе любого государственного банка;
  • через систему единого расчетного информационного пространства (ЕРИП).

ЕРИП – электронная система, позволяющая оплатить налоги, коммунальные тарифы, другие услуги через Интернет. Пользоваться данной системой очень просто. Достаточно зайти на сайт, войти в систему ЕРИП. Услуга находится в разделе «Прочие республиканские услуги», в разделе «Белтеохосмотр». Через данную систему могут оплачивать налоги не только физические, но и юридические лица, в специальной строке нужно выбрать статус. Затем вводится необходимая сумма, подтверждается оплата с помощью ввода кода. После успешно проведенной операции на экран выводится чек, который можно сохранить на компьютере, затем распечатать.

Что такое калькулятор дорожного сбора?

Калькулятор дорожного налога в Беларуси – онлайн-система, позволяющая в любое время рассчитать сумму дорожного сбора (транспортного налога). Для этого достаточно зайти на сайт (ввести в поисковой системе нужный запрос), заполнить поля, указав следующие данные:

  • статус владельца транспортного средства (указывается, физическое, юридическое лицо);
  • тип транспортного средства (легковой автомобиль, мотоцикл или мотороллер, грузовой тип транспорта, прицеп или полуприцеп, пассажирский автобус);
  • вес машины, пассажирского транспортного средства (данную информацию можно посмотреть в техническом паспорте машины).

Калькулятор – элементарная расчетная система, которая находится в свободном доступе круглые сутки.

Владельцы машин до десяти лет проходят процедуры тщательного осмотра исправности своего авто раз на два года, старше десяти лет – два раза в год. Есть еще машины, перевозящие опасные грузы, они также проходят техосмотр и дорожный сбор, цена при этом устанавливается с коэффициентом 0,5%.

Льготы на оплату транспортного налога

Система оплаты транспортного (дорожного) налога по льготам с каждым годом меняется, поэтому людям, которые претендуют на льготы, должны сначала ознакомиться с актуальной информацией. Раньше на льготы могли претендовать пенсионеры, сейчас льготы на оплату налогов людям пенсионного возраста не предоставляются.

На скидку в 50% могут рассчитывать ветераны Великой Отечественной войны, инвалиды первой, второй группы только в том случае, если они имеют справку о состоянии водить транспортное средство мощностью больше пяти лошадиных сил.

Есть категории транспортных средств, которые полностью освобождаются от оплаты дорожного налога:

  • пассажирские транспортные средства, представляющиеся государством, входящие в список Министерства транспорта;
  • скорые помощи;
  • транспортные средства, предназначены для перевозки людей с ограниченными возможностями;
  • машины социальных служб, на которых есть соответствующая надпись;
  • транспортные средства спасателей;
  • военные машины.

Налог на техосмотр в РБ в 2021 на вышеперечисленные транспортные средства также распространяться не будет.

Сумма налога на машину в 2020 году

В двадцатом году размер дорожного налога в РБ был увеличен на двадцать семь базовых величин, это повышение сказалось на увеличении налога на авто в денежном эквиваленте.

Сумма зависит, согласно налоговому кодексу Республики Беларусь, от веса транспортного средства, вида и назначения, кому принадлежит – физическому, юридическому лицу.

Для юридических лиц стоимость налога в двадцатом, двадцать первом году будет выглядеть следующим образом:

  • легковые машины весом до одной тонны – 189 рубля (семь базовых величин);
  • легковые транспортные средства весом от одной до двух тонн – 243 рубля (девять базовые величины);
  • легковушки, которые весят от двух до трех тонн – 297 рублей (одиннадцать базовых величин);
  • легковые машины с тоннажем больше трех тонн – 378 рублей (четырнадцать базовых единиц);
  • грузовой вид транспорта весом до двух с половиной тонн – 324 рубля (двенадцать базовых величин);
  • грузовики, тягачи от двух с половиной до трех с половиной тонн – 459 рублей (семнадцать базовых величин);
  • грузовой, грузопассажирский транспорт от трех с половиной до двенадцати тонн – 594 рубля (двадцать две базовые величины);
  • автобус на двадцать посадочных места – 324 рубля (двенадцать базовых величин);
  • автобус, где есть от двадцати одного до сорока сидений – 459 рубля (семнадцать базовых величин);
  • большие автобусы, где есть больше сорока посадочных мест – 594 рубля (двадцать две базовые величины);
  • мотоцикл – 81 рубль.

Учитывая все нюансы, нормы, льготы, сумма дорожного сбора в двадцатом году в денежном эквиваленте, базовой величине для граждан Беларуси, физических лиц, выглядела следующим образом:

  • легковые автомобили, вес которых не превышает полтора тонны – 81 белорусский рубль (три базовые величины);
  • легкое машины весом от полутора до двух тонн – 162 рубля (шесть базовых величин);
  • машины-легковушки весом от двух до трех тонн – 216 рублей (восемь базовых величин);
  • легковик, вес которого превышает три тонны – 297 рублей (одиннадцать базовых величин);
  • грузовик, который весит максимум две с половиной тонны – 216 рублей (восемь базовых величин);
  • грузовики, грузопассажирские машины, тягачи весом от двух с половиной до трех с половиной тонн – 459 рублей (семнадцать базовых единиц);
  • грузовые транспортные средства всех типов весом от трех с половиной до двенадцати тонн – 594 рубля (двадцать две условные единицы);
  • грузовики, грузопассажирские средства, тягачи больше двенадцати тонн – 675 тонн (двадцать пять условных единиц);
  • автобусы с двадцатью местами – 324 рубля (двенадцать базовых величин);
  • автобусы с количеством мест от двадцати одного до сорока – 459 белорусских рубля (семнадцать базовых величин);
  • автобус, в котором могут сесть от сорока пассажиров и больше – 594 рубля (двадцать две условные единицы);
  • мотоцикл – 54 рубля (две базовые величины).

Налог также нужно оплачивать на прицепы. Цена транспортного налога для прицепа весом до 0,75 тон составляет 54 рубля для физического лица (две базовые величины), 135 рублей (пять базовых величин) для юридического лица. За прицепы, которые весят большое 0,75 тонн, придется заплатить 297 рублей, что составляет одиннадцать базовые величины, физическому лицу, 324 рубля (двенадцать базовых величин) юридическому лицу. Для прицепа-дачи, домика на колесах цена устанавливается в размере 54 рубля (это две базовые величины) для простых граждан Беларуси, 135 рубля (пять базовых величин). Стоимость дорожного сбора в Беларуси 2021 году, согласно словам экономических экспертов, политологов изменится только в том случае, если правительство примет предложения водителей, отвяжет транспортный налог от технического осмотра транспортного средства.

Дорожный налог в РБ в 2021 году

После внесения законопроекта на рассмотрение, все водители стали интересоваться, когда отвяжут дорожный сбор от техосмотра в РБ. Такое решение было принято после того, как много водителей стали избегать прохождения технического осмотра, чтобы только не платить транспортный налог. Чтобы не подвергать риску самих шоферов, пешеходов (поскольку машина без техосмотра может поломаться в любую минуту, стать причиной аварии), было решение отвязать дорожный сбор от техосмотра.

В девятнадцатом году уже были внесены некие изменения: дорожный сбор при техосмотре в РБ отвязывался частично. Водители могли при самом прохождении техосмотра не платить налог, владельцы машин могли сами выбирать срок выплаты налогов, но этот строк не должен превышать один месяц со дня прохождения технического осмотра.

О налогообложении нерезидента

На странице информация представлена в упрощённом варианте, различия в налогообложении могут быть вызваны различными фактическими обстоятельствами.

О резидентстве

Житель зарубежного государства, который получает доход из Эстонии или, находясь в Эстонии, с точки зрения налогообложения считается нерезидентом. Нерезидентом Эстонии считается также и житель Эстонии, у которого есть место жительства в зарубежном государстве, но на основании налогового договора об избежании двойного налогообложения установлены более тесные связи с иностранным государством (центр жизненных интересов, более длительное время пребывания).

Э-резидент не считается резидентом Эстонии, он является нерезидентом Эстонии, и его доходы облагаются в Эстонии только в части доходов, полученных из находящихся в Эстонии источников доходов.

Э-резидентство не является автоматическим основанием для освобождения от уплаты налогов в других странах.

Доход нерезидента облагается в государстве его резидентства и в других государствах, где возникал доход, при этом в государстве резидентства применяются правила избежания двойного налогообложения.

Налогооблагаемый доход

Нерезидент платит в Эстонии подоходный налог только с доходов, полученных из находящихся в Эстонии источников доходов.

Ставка подоходного налога:

  • 20%
  • 10% с платы за выступление спортсмена и артиста
  • 10% с лицензионной платы
  • 7% с дивидендов, если получателем является физическое лицо и к дивидендам применяется более низкая налоговая ставка 14%

Дополнительная информация

  • Налогообложение заработной платы иностранцев в Эстонии »

С заработной платы, с платы за услугу, с вознаграждения члену правления, с платы за найм или аренду, с платы за лицензию, с пенсии, стипендии, с платы за выступление спортсмену или артисту подоходный налог обязано удерживать лицо, производящее выплату.

Лицо, производящее выплату, при начислении подоходного налога не вычитает из налогооблагаемого дохода физического лица – нерезидента необлагаемый доход, учитывается только удерживаемый платёж по страхованию от безработице при условии, что уплата этого платежа в Эстонии была обязательной.

Если подоходный налог в Эстонии был удержан в полном объёме, тогда нерезидент не должен представлять декларацию о доходах.

Если с государством резидентства получателя выплаты у Эстонии заключён налоговый договор, который предусматривает более льготное налогообложение подоходным налогом дохода нерезидента в Эстонии, и получатель выплаты подтверждает свое налоговое резидентство документом, утвержденным налоговым управляющим соответствующего государства (например, форма TM 3 (547.39 КБ, PDF) ), или есть справка о резидентстве (на англ. языке certificate of residency), то уменьшение налоговой обязанности в соответствии с налоговым договором можно применить уже при совершении выплаты. Лицо, производящее выплату, представляет Налогово-таможенному департаменту вместе с формой TSD действующую справку о резидентстве, если справка ранее не представлена департаменту (справка действует 12 месяцев для физических лиц и 36 месяцев для юридических лиц). В этом случае на основании налогового договора к выплате будет применена окончательная льготная ставка подоходного налога, и получатель выплаты не должен будет представлять декларацию о доходах в Эстонии в части данного дохода.

Читайте также:  Возраст, стаж, правила начисления: что изменилось в пенсионной системе в 2020 году

В общем случае при налогообложении доходов нерезидента не применяются налоговые льготы (вычеты), предусмотренные для резидентов.

Супруги не могут представить совместную декларацию.

Дополнительная информация

  • Формы деклараций о доходах нерезидента »
  • Если лицо, делающее выплату, не удержало подоходный налог, но у нерезидента возникает обязанность по подоходному налогу в Эстонии, тогда нерезидент обязан за период налогообложения (календарный год) представить о своих доходах декларацию о доходах (форма А1) не позднее, чем к 31 марта следующего календарного года.

НОВОЕ! Срок представления формы А1 о доходах, полученных с 1 января 2020 года — 30 апреля (2021).

НОВОЕ! С 1 января 2020 года срок уплаты налоговой декларации V1 изменился: при отчуждении недвижимости нерезидент обязан представить декларацию о доходах – форму V1 к 30 апреля 2021 года.
Также в случае прочего имущества с 2020 года полученная прибыль или переносимый убыток от отчуждения ценных бумаг представляется декларация о доходах – форма V1 за период налогообложения (календарный год) не позднее, чем к 30 апреля следующего года (2021).

Расходы можно вычесть только на основании подтверждающего документа. Прибыль рассчитывается на основании данных, указанных в декларации. Доход от продажи, стоимость приобретения и расходы, связанные с отчуждением, декларируются в отдельных графах.

    Если нерезидент получил в Эстонии предпринимательский доход, тогда он обязан в соответствии с установленным в части 5 статьи 44 Закона о подоходном налоге представить декларацию о доходах – форму E1.

Предприниматель – физическое лицо, зарегистрированный в коммерческом регистре или регистре страны – участницы договора, может в декларации из облагаемого дохода вычесть им самим произведённые и документально подтверждённые расходы, непосредственно связанные с предпринимательством. Прибыль от предпринимательской деятельности рассчитывается на основании данных, представленных в декларации, доходы и расходы следует отражать отдельно.

Форму E1 надо представить в течение шести месяцев, следующих за периодом налогообложения — к 1 июля.

НОВОЕ! Срок представления формы E1 о доходах, полученных с 1 января 2020 года — 30 апреля (2021).

НОВОЕ! C 2020 года полученный доход
Декларация Срок представления Оплата (часть 5 статьи 46 Закона о подоходном налоге)
Форма A1 30 апреля 1 октября
Форма E1 30 апреля 1 октября
Форма V1 30 апреля 1 октября
До 31 декабря 2019 года полученный доход
Декларация Срок представления Оплата (часть 5 статьи 46 Закона о подоходном налоге)
Форма A1 31 марта в течение 3 месяцев от срока представления декларации
Форма E1 6 месяцев* в течение 3 месяцев от срока представления декларации
* при прекращении предпринимательства декларация в течение 2 месяцев от даты прекращения деятельности
Форма V1 31 марта** в течение 3 месяцев от срока представления декларации
** при отчуждении недвижимости декларация в течение 1 месяца после получения прибыли

Вычеты, предусмотренные для нерезидента

Физическое лицо – резидент другой страны – участника Соглашения о Европейском экономическом пространстве для получения льгот, предусмотренных для резидента Эстонии, может представить декларацию о доходах резидента Эстонии 1 раз в год — к 31 апреля следующего года.

В декларации о доходах физического лица резидент другой страны – участника Соглашения о Европейском экономическом пространстве должен в графе «Являетесь ли Вы резидентом другой страны – члена Европейской экономической зоны, который получил доход в Эстонии и желает использовать налоговые льготы в Эстонии на основании условий, установленных в части 2 статьи 31 1 Закона о подоходном налоге ?» указать «ДА». В этом случае нерезидент должен декларировать все свои мировые доходы, потому что, хоть в Эстонии и облагается только в Эстонии полученный доход, налоговые льготы (вычеты) учитываются частично, в зависимости от отношения дохода, полученного в Эстонии, ко всему доходу, полученному нерезидентом в период налогообложения. Нерезидент отражает свои полученные за рубежом доходы только в таблице 8.9, другие таблицы нерезидент не заполняет.

Для декларирования необходимы общие данные

Если у лица отсутствует личный код, присвоенный ему в Эстонии, тогда в декларации о доходах указывается регистрационный код, выданный Налогово-таможенным департаментом.

Если к сроку представления декларации у Вас нет регистрационного кода, выданного Налогово-таможенным департаментом, тогда Вы можете заполнить соответствующее ходатайство (см руководство и формы).

Регистрационный код, выданный Налогово-таможенным департаментом можно проконтролировать по электронному запросу нерезидентов.

Для перечисления подоходного налога нужен персональный номер ссылки. Если персонального номера ссылки нет, то после представления декларации персональный номер ссылки выдаётся нерезиденту, и на основании его можно сделать перечисление на расчётный счёт Налогово-таможенного департамента.

НОВОЕ! Срок уплаты подоходного налога, рассчитываемого по формам A1, E1 и V1 доходов (с 2020 года) — 1 октября (2021).

Необходимые для уплаты подоходного налога реквизиты (данные о банковских счетах и информацию о персональном номере ссылки) найдёте на странице Налогово-таможенного департамента под рубрикой «Реквизиты для уплаты налогов».

Налоговый кодекс ждут очередные изменения в 2021 году – EY

МИНСК, 4 сентября – ПраймПресс. В начале августа Министерство финансов вынесло на общественное обсуждение проект изменений в Налоговый кодекс Республики Беларусь (далее – проект НК). Планируется, что многие из предложенных изменений вступят в силу с 1 января 2021 г. О наиболее важных изменениях в налоговом регулировании для белорусского и иностранного бизнеса в комментарии агентству ПраймПресс рассказали Андрей Кулагин и Елена Говша, налоговые консультанты EY в Беларуси.

Андрей Кулагин отметил, что все изменения в проекте НК можно условно разделить на три группы. Первая группа – это индексация установленных в белорусских рублях ставок налогов, налоговых вычетов, критериев применения упрощенной системы налогообложения, что делается ежегодно для адаптации их к инфляционным процессам. Вторая группа – это приведение в соответствие отдельных статей Налогового кодекса с принятыми ранее законодательными актами, включая несколько указов президента по вопросам налогообложения, действующих с начала этого года. Третья группа – это то, что можно назвать нововведениями, о которых рассказано ниже.

Постановка на учет иностранных организаций

Иностранные организации, которые открыли свое представительство в Беларуси, или приобрели недвижимость в Беларуси, или осуществляют деятельность через постоянное представительство в Беларуси, или оказывают электронные услуги физическим лицам в Беларуси, сейчас становятся на учет в белорусских налоговых органах по заявительному принципу. В случае, если заявление о постановке на учет не подано, налоговые органы будут вправе по своей инициативе поставить на учет иностранную организацию в качестве налогоплательщика на основании имеющихся документов и информации о таком налогоплательщике, объектах налогообложения.

Курсовые разницы

Положительные и отрицательные курсовые разницы, возникшие в связи с затратами, не учитываемыми при налогообложении прибыли, при исчислении налога на прибыль сейчас учитываются по-разному: отрицательные разницы не включаются в состав внереализационных расходов, а положительные разницы включаются в состав внереализационных доходов и облагаются налогом на прибыль. С 2021 г предлагается применять единообразный подход, и в состав внереализационных доходов, соответственно, не будут включаться суммы курсовых разниц, возникающих при пересчете выраженной в иностранной валюте или белорусских рублях в сумме, эквивалентной определенной сумме в иностранной валюте, стоимости активов и обязательств, возникших в связи с осуществлением затрат, не учитываемых при налогообложении прибыли.

Инвестиционный вычет

С 2021 г планируется предоставить право применять инвестиционный вычет по объектам основных средств, приобретаемых по договору финансовой аренды (лизинга), предусматривающему выкуп объекта. При возврате объекта лизинга лизингодателю суммы инвестиционного вычета, исчисленного от первоначальной стоимости объекта лизинга и включенного в затраты при исчислении налога на прибыль, будут включаться в состав внереализационных доходов на дату осуществления такого возврата. Напомним, что инвестиционный вычет позволят включать в затраты одномоментно 15% от стоимости приобретенных зданий и сооружений, 30% от стоимости приобретенных машин и оборудования, транспортных средств.

Проектом НК также устанавливаются специальные временные пределы для реализации налогоплательщиком права на инвестиционный вычет: сумма инвестиционного вычета может быть включена в затраты для целей налога на прибыль не позднее двух лет, начиная с отчетного периода, на который приходится месяц, в котором налогоплательщик начинает начисление амортизации по соответствующим объектам основных средств.

Резервы по сомнительным долгам

В налоговом учете налогоплательщики смогут создавать резервы по сомнительным долгам по дебиторской задолженности не только в отношении задолженности за товары, работы, услуги или имущественные права, но также в отношении задолженности по операциям по сдаче имущества в аренду или передаче в лизинг. Это позволит арендодателям и лизингодателям фактически не платить налог на прибыль по договорам, по которым образуется задолженность при просрочке со стороны арендаторов и лизингополучателей более 90 дней.

Тонкая капитализация

К контролируемой задолженности, вычет затрат по которой для целей налога на прибыль может ограничиваться правилами тонкой капитализации, не будет относиться задолженность организации перед третьими лицами, если этим третьим лицам со стороны учредителя или взаимозависимого лица организации были предоставлены гарантии погашения задолженности.

Сумма контролируемой задолженности будет рассчитываться путем суммирования всех хозяйственных операций в течение года, в результате которых возникает такая задолженность, без учета суммы непогашенной задолженности на начало года. В настоящее время при расчете контролируемой задолженности учитывается и непогашенная задолженность на начало года.

Трансфертное ценообразование

Проектом НК не предусмотрено каких-либо изменений в части трансфертного ценообразования. Вместе с тем планируется скорректировать порядок создания электронных счет-фактур по НДС, чтобы учесть существующие требования об информировании о контролируемых сделках. Так, будет прямо предусмотрено, что налогоплательщики обязаны создавать электронный счет-фактуру для информирования налоговых органов о совершении сделки, подпадающей под налоговый контроль с точки зрения соответствия рыночным ценам. Электронный счет-фактуру для целей информирования о контролируемых сделках необходимо будет создавать и в тех случаях, когда создание электронного счета-фактуры по общему правилу не требуется (например, при оказании услуг, местом реализации которых не признается территория Беларуси).

Инвестиционные фонды

Проектом НК на период до 2025 г предусмотрен ряд льгот, связанных с деятельностью зарегистрированных в Беларуси инвестиционных фондов. Прибыль инвестиционных фондов от осуществления инвестиционных операций, а также дивиденды, получаемые инвесторами – юридическими лицами от участия в таких фондах, планируется освободить от налогообложения. Доходы инвесторов – физических лиц от участия в инвестиционных фондах также будут освобождаться от налогообложения. К доходам, получаемым инвесторами – иностранными организациями от участия в инвестиционных фондах, в течение трех лет с момента возникновения прибыли будет применяться ставка налога на доходы в размере 6%.

Постоянное представительство иностранной организации

Иностранные организации, выполняющие работы или оказывающие услуги на территории Беларуси в течение периода, превышающего 180 дней в любом двенадцатимесячном периоде, при постановке на учет в налоговых органах Беларуси будут обязаны открывать текущий (расчетный) счет в белорусском банке.

При наличии у одной иностранной организации нескольких постоянных представительств в Беларуси налоговые декларации по НДС и налогу на прибыль будут представляться по месту нахождения одного из таких представительств по выбору иностранной организации. И если декларация по НДС будет представляться в целом по всей деятельности в Беларуси, то в декларации по налогу на прибыль должны отражаться показатели отдельно по каждому постоянному представительству.

Для подтверждения затрат, понесенных за рубежом, в налоговые органы Беларуси может представляться как заключение аудитора, так и заключение налогового консультанта страны, в которой эта иностранная организация является налоговым резидентом. В заключении среди прочего должны быть указаны реквизиты контрагентов и заключенных с ними договоров, на основании которых понесены эти затраты.

Иностранные организации, осуществляющие строительство, монтаж или сборку объектов или иные относящиеся к строительной деятельности работы или услуги, продолжительность которых по заключенному с заказчиком договору не превышает 180 дней, будут обязаны становиться на учет в налоговых органах Беларуси, если фактическая продолжительность таких работ или услуг превысит 180 дней в любом двенадцатимесячном периоде. Со дня превышения иностранная организация будет обязана самостоятельно уплачивать НДС по выполняемым работам и оказываемым услугам в Беларуси.

Налог на доходы иностранных организаций

Участие в конференциях, форумах, саммитах, симпозиумах, конгрессах не будет рассматриваться как услуга в сфере образования, облагаемая налогом на доходы иностранных организаций, если в ходе таких мероприятий не осуществляется обучение. Таким образом, будут сняты вопросы, возникающие по налогу на доходы при направлении сотрудников для участия в международных конференциях и аналогичных мероприятиях.

Сегодня сертификат налогового резидентства, выданный в иностранном государстве, может использоваться в Беларуси для целей избежания двойного налогообложения в течение указанного в нем периода. Планируется разрешить использование такого сертификата дополнительно в течение шести месяцев после истечения срока его действия при условии, что в течение этих шести месяцев иностранная организация не изменит свое налоговое резидентство и представит сертификат с новым сроком действия.

Затраты на оплату труда

В состав затрат, учитываемых при налогообложении прибыли, по общему правилу будут включаться расходы на оплату труда, включая любые начисления физическим лицам, работающим в организациях по трудовым договорам, в денежной или натуральной формах, премии, доплаты, компенсации, надбавки, связанные с режимом работы или условиями труда, предусмотренные законодательством или трудовым договором (контрактом), соглашением, коллективным договором, на основании законодательства. Исключение, как и ранее, будут составлять выплаты, не предусмотренные законодательством, или сверх размеров, установленных законодательством, а также некоторые другие виды выплат.

Одновременно с этим нормируемыми затратами для налога на прибыль больше не будут являться вознаграждения, выплачиваемые по итогам работы за год, а также доплаты, компенсации и пособия, размер которых в соответствии с законодательством может устанавливаться или повышаться по решению работодателя.

Отчетность по подоходному налогу

В проекте НК не содержится каких-то существенных изменений для работодателя в части подоходного налога, удерживаемого при выплате доходов своим работникам. Однако стоит напомнить, что согласно уже действующему законодательству организации, являющиеся налоговыми агентами по подходному налогу, будут обязаны представлять в налоговые органы, начиная с 1 января 2021 г, сведения о доходах физических лиц. Перечень таких сведений, порядок и сроки преставления должен определить Совет министров. Сегодня сведения о доходах физических представляются на ежегодной основе преимущественно в отношении работников, являющихся иностранными гражданами.

В заключение Елена Говша отметила, что сейчас сложно прогнозировать, будет ли текущий проект изменений Налогового кодекса значительным образом отличаться от того, что окажется в принятом в итоге законопроекте. Нельзя исключать и вероятность того, что текущая экономическая и общественно-политическая ситуация в стране отразится на том, как будет выглядеть налоговое законодательство в 2021 г, включая изменение ставок, пересмотр налоговых льгот и расширение налоговой базы по отдельным налогам.

EY является международным лидером в области аудита, налогообложения, сопровождения сделок и консультирования. Компания взаимодействует c компаниями из стран СНГ, помогая им в достижении бизнес-целей. В 19 офисах фирмы (в Москве, Владивостоке, Екатеринбурге, Казани, Краснодаре, Новосибирске, Ростове-на-Дону, Санкт-Петербурге, Тольятти, Алматы, Атырау, Нур-Султане, Баку, Бишкеке, Ереване, Киеве, Минске, Ташкенте, Тбилиси) работают 5500 специалистов. В Беларуси EY работает с 1994 г. Штат сотрудников насчитывает более 550 человек.

Как меняются налоги для россиян в этом году

Каждый год власти корректируют правила взимания налогов с населения. 2020 год – не исключение. «Ведомости» выяснили, как действуют некоторые важные нововведения в налоге на доходы физических лиц (НДФЛ) и имущественных налогах в текущем году.

Имущественные налоги

Вскоре налоговые органы начислят гражданам имущественные налоги за 2019 г. Речь идет о налоге на имущество физических лиц (НИФЛ), земельном и транспортном налогах. Извещения об уплате обычно поступают россиянам летом или осенью в зависимости от региона. К примеру, в Москве это происходит в сентябре-октябре.

В этом году впервые при расчете налога на имущество и землю сотрудники ФНС будут учитывать новые преференции для людей, достигших к 2019 г. «старого» пенсионного возраста – 55 лет для женщин и 60 лет для мужчин. Таким гражданам предоставили льготы, которые прежде полагались лишь пенсионерам.

Во-первых, с налогового периода 2019 г. им предоставляется вычет по земельному налогу в размере кадастровой стоимости 600 кв. м (6 соток) по одному земельному участку. Владельцы нескольких участков должны сами уведомить налоговую, к какому участку его применить. По умолчанию налоговики возьмут ту землю, по которой сумма налога будет наибольшей.

Во-вторых, эту категорию предпенсионеров освободили и от уплаты налога на имущество за 2019 г., если объект (квартира, комната, жилой дом или его часть, гараж или машино-место, хозяйственная постройка) не используется в предпринимательской деятельности. Льгота предоставляется в отношении одного объекта налогообложения каждого вида, причем площадь этого объекта не должна превышать 50 кв. м, разъяснила ФНС летом 2019 г.

Для того чтобы воспользоваться этими льготами, предпенсионерам нужно подать заявление в налоговую инспекцию, а та сделает запрос в ПФР для подтверждения статуса.

Путин поручил проверить эффективность налоговых льгот

Семьи с тремя и более несовершеннолетними детьми теперь также имеют право на вычет по земельному налогу в 6 соток. Кроме того, им также предоставлено освобождение от налога на имущество по части площади жилья: 7 кв. м на ребенка в жилом доме, 5 кв. м квартиры и комнаты, указывает Алексей Артюх из Taxology.

С этого года максимальный рост платежей по земельному налогу за налоговый период не может превышать 10%. Ранее такое ограничение действовало лишь в отношении налога на имущество. Новое правило применяется к земельным участкам физических лиц, однако не распространяется на землю, приобретенную для жилищного строительства и индивидуального жилищного строительства (ИЖС), указывает руководитель налоговой практики аудиторско-консалтинговой компании Finexpertiza Сергей Зубков.

Между тем собственникам земли следует быть готовыми к более значительному повышению налоговой нагрузки – в случае если личный участок под жилую застройку используется для ведения бизнеса. По словам Зубкова, максимальная ставка налога в этом случае может быть повышена с прежних 0,3% до 1,5% от кадастровой стоимости земли.

Налог на доходы

С 1 января 2020 г. владельцы единственного жилья (квартиры, комнаты или доли) освобождаются от уплаты налога с дохода от его продажи при условии, что объект пробыл в собственности минимум три года (ранее – пять лет). «Правило распространяется на любое единственное жилье вне зависимости от его происхождения», – подчеркивает старший юрист налоговой практики Bryan Cave Leighton Paisner Russia Дмитрий Парамонов. До этого года от налога освобождались лишь те собственники, которые продавали подаренную, унаследованную, полученную по договору пожизненного содержания с иждивением недвижимость спустя три года владения ею. Всем остальным, кто хотел продать единственное жилье без уплаты НДФЛ, приходилось ждать минимум пять лет. Новая норма распространяется на сделки, зарегистрированные после 1 января 2020 г., а применяется к объектам, приобретенным за три года до этого срока, уточняет Зубков. ФНС разъяснила, что льгота применяется при продаже квартиры, купленной уже в конце 2016 г.

Причем жилье в данном случае считается единственным и в течение 90 дней после покупки налогоплательщиком второго жилого объекта. «Зачастую при смене жилья сначала приобретается новая недвижимость, а после продается старая. Чтобы избежать налогообложения, вводятся “каникулы” на 90 дней, в течение которых новоселы могут продать старое жилье без уплаты подоходного налога», – объясняет Зубков.

Какие письма налоговые инспекторы рассылают малому бизнесу

Изменились правила налогообложения выручки от продажи некогда подаренной недвижимости. По общему правилу, при получении в дар от близких родственников (детей, родителей, супругов, а также братьев, сестер, бабушек и дедушек) квартиры, дома, гаража и другой недвижимости налог на доход в виде их стоимости не взимается. В остальных случаях получатель подарка платит 13% НДФЛ с кадастровой стоимости недвижимости.

При последующей продаже подарка в течение первых трех лет владения им также нужно платить налог с вырученной суммы. Ранее в этом случае получатель подарка мог применить имущественный вычет – уменьшить полученную от продажи сумму на 1 млн руб., указывает налоговый консультант «Дювернуа лигал» Анна Орлова. С 2020 г. продавец может выбирать: применить этот вычет, уменьшить выручку от продажи на сумму, с которой уплатил НДФЛ при получении дара, или на сумму расходов дарителя на приобретение объекта, если тот ранее не заявлял их к вычету. В определенных ситуациях учет НДФЛ или расходов на приобретение может быть выгоднее вычета в 1 млн руб., считает Орлова. Такие же правила будут применяться и при продаже унаследованной и приватизированной недвижимости, добавляет она.

Эта новелла применяется к сделкам, заключенным с 2019 г. Обычно доход от продажи имущества декларируется и налог уплачивается после завершения налогового периода, в котором прошла сделка. Поэтому впервые воспользоваться новой возможностью можно в текущем году.

С 1 января этого года ФНС не станет требовать с граждан уплаты НДФЛ, который должен был и мог удержать налоговый агент, но неправомерно этого не сделал. Такой агент будет обязан уплатить доначисленные налоговой службой в ходе проверки суммы НДФЛ из собственных средств вместо гражданина. «Неважно, по какой причине не был удержан налог: по незнанию, по ошибке или какой-то иной», – говорит партнер Five Stones Consulting Екатерина Болдинова.

В целом уплата НДФЛ за счет средств налоговых агентов по-прежнему не допускается, но с этого года исключением стал случай доначисления налога инспекцией по результатам проверки, уточняет Зубков. «Обязательство физического лица по уплате налога в данном случае будет считаться исполненным. Уплаченная агентом за счет собственных средств сумма налога доходом физического лица не является и, соответственно, не облагается НДФЛ. Налоговый кодекс (НК) не обязывает физическое лицо возмещать уплаченный за него налог агенту», – резюмирует он. Взыскать НДФЛ с налогового агента по результатам проверки легче, чем выставлять требование на уплату человеку и ждать, когда он заплатит, объясняет появление новации Болдинова. А вот имеет ли право налоговый агент впоследствии каким-либо образом востребовать с гражданина уплаченную за него в бюджет сумму, неясно.

НДФЛ с нерезидентов РФ в 2020 году

  • Подоходный налог с нерезидентов РФ: когда применяются другие ставки
  • НДФЛ-2020: иностранцы продают недвижимость
  • Могут ли нерезиденты воспользоваться налоговыми вычетами?
  • Можно ли все-таки снизить доход нерезидентов?
  • Итоги

Подоходный налог с нерезидентов РФ: когда применяются другие ставки

Согласно п. 3 ст. 224 НК РФ ставка налога на доходы нерезидентов составляет 30%.

Перечислим все возможные случаи, когда ставка НДФЛ для нерезидентов будет составлять отличную от 30% величину:

  1. Налоговая ставка равна 15%, если любые физические лица, которые не признаны резидентами РФ, получали доходы в виде дивидендов как участники российских компаний (п. 3 ст. 224 НК РФ).
  2. Налоговая ставка равна 13%, если доходы получены от трудовой деятельности в РФ следующими категориями нерезидентов:
  • иностранцами, работающими по патенту (п. 3 ст. 224, ст. 227.1 НК РФ);
  • иностранцами, являющимися высококвалифицированными специалистами (п. 3 ст. 224 НК РФ);

Не все доходы высококвалифицированных иностранцев облагаются по ставке 13%. Подробнее об этом – в материале «По какой ставке НДФЛ облагаются доходы высококвалифицированного иностранного сотрудника?».

  • соотечественниками, ранее работавшими за рубежом и ныне являющимися участниками госпрограммы по их добровольному переселению в Россию, а также членами их семей (п. 3 ст. 224 НК РФ);
  • гражданами зарубежных стран или не имеющими гражданства, если они признаны беженцами или им предоставлено временное убежище в РФ (п. 3 ст. 224 НК РФ);
  • членами экипажей тех судов, которые приписаны к портам РФ и ходят под ее флагами (п. 3 ст. 224 НК РФ);
  • иностранцами, если их страны входят в Евразийский экономический союз (ст. 73 Договора о ЕАЭС от 29.05.2014, который вступил в силу с 1 января 2015 года). Важный нюанс по этой категории лиц — здесь.

Отдельно следует указать, что на нерезидентов распространяется тот же принцип, что и на резидентов: доходы, освобожденные от налогообложения для отечественных налогоплательщиков, не нужно облагать НДФЛ. Подробнее об этом — в письме Минфина России от 29.10.2012 № 03-04-05/4-1226.

Кто является нерезидентом в целях исчисления НДФЛ объяснили эксперты КонсультантПлюс. Получите бесплатный пробный доступ к системе и переходите к Готовому решению.

О том, как подтверждается резидентство, читайте в статье «Запущен сервис для подтверждения статуса налогового резидента РФ» .

НДФЛ-2020: иностранцы продают недвижимость

Для налогообложения доходов нерезидентов, полученных от продажи имущества, срок владения им не имел значения до конца 2018 года, и НДФЛ в любом случае взимался. Но с января 2019 года в п. 17.1 ст. 217 НК РФ внесены правки, согласно которым доход, полученный от продажи недвижимости после 01.01.2019, освобождается от налогообложения НДФЛ при соблюдении минимального предельного срока владения.

Напомним минимальный срок владения имуществом:

  • для приобретенного до 2016 года — более 3 лет;
  • для приобретенного начиная с 2016 года (закон РФ «О внесении изменений…» от 29.11.2014 № 382-ФЗ) — более 5 лет, при этом для некоторых ситуаций получения имущества сохраняется 3-летний срок.

Минфин России в письме от 26.12.2018 № БС-3-11/10138 разъясняет тонкости процесса продажи квартиры нерезидентом. Если срок владения продаваемого имущества менее 5 лет, то нерезидент уплачивает налог с суммы дохода по ставке 30%. При этом имущественные вычеты применить он не вправе.

Кроме приведенного письма аналогичное утверждение содержится в письмах Минфина России от 27.05.2019 № 03-04-05/38392, от 14.06.2019 № 03-04-05/43619 и некоторых других.

Г-н Ключник С. И. продал в апреле 2019 года загородный дом, принадлежавший ему на праве собственности менее 5 лет.

Как и все физические лица, получившие самостоятельный доход, в 2020 году он должен до 30.04.2020 подать налоговую декларацию по форме 3-НДФЛ, а затем до 15.07.2020 заплатить причитающийся налог, рассчитанный по ставке 30%.

Могут ли нерезиденты воспользоваться налоговыми вычетами?

Если физические лица не признаны резидентами РФ, то имущественные налоговые вычеты им не положены. Такой вывод можно сделать, если рассмотреть в комплексе положения подп. 3 и 4 ст. 210, подп. 1 п. 1 ст. 220, п. 3 ст. 224 НК РФ.

Более того, им недоступна элементарная операция по уменьшению дохода, полученного от продажи имущества, на величину затрат, произведенных при приобретении данного имущества. То, что нерезидентам нельзя пользоваться подп. 2 п. 1 ст. 220 НК РФ и вычитать расходы из доходов, отражено в нескольких письмах Минфина России, например, от 08.04.2013 № 03-04-05/4-347, от 26.03.2013 № 03-04-05/4-285 и от 11.10.2010 № 03-04-06/6-248.

Авторы приводят в пользу такого утверждения следующие аргументы. Снижение величины доходов на сумму произведенных затрат, по их мнению, не что иное, как налоговый вычет. А в абз. 1 данного пункта мы уже нашли решение: вычеты нерезидентам недоступны. Значит, и операция «доходы минус расходы» тоже.

О том, надо ли взимать НДФЛ с доходов иностранных работников — фрилансеров, узнайте из материала «Дистанционный работник — иностранец: как быть с НДФЛ».

Можно ли все-таки снизить доход нерезидентов?

Судебной практики на этот счет не сложилось, поэтому альтернативная точка зрения теоретически существовать может, но нигде не проявилась и свою состоятельность не доказала.

Тем не менее приведем аргументы в пользу такого подхода. Итак, в п. 4 ст. 210 НК РФ указано, что налоговые вычеты, определяемые ст. 218–221 НК РФ, для нерезидентов не применяются. Однако эта норма не говорит, что налоговую базу нельзя уменьшить на сумму расходов, если они связаны с покупкой впоследствии реализованного имущества. То есть прямого запрета на такую операцию в НК РФ нет.

А поскольку она не носит название налогового вычета, то и ссылаться на п. 4 ст. 210 НК РФ как на содержащий запретительную норму некорректно.

Кроме того, есть еще одна говорящая в пользу такого решения позиция. Она содержится в самом определении дохода, установленном в ст. 41 НК РФ. Доход представляет собой экономическую выгоду в натуральной или денежной форме, если такую выгоду можно оценить.

Применительно к данной ситуации НДФЛ должен взиматься лишь с той части дохода, которую можно признать экономически выгодной. А оценить эту выгоду можно лишь путем вычитания из общего дохода расходов по приобретению имущества. Такое право предоставляет подп. 2 п. 2 ст. 220 НК РФ. То есть подоходный налог с нерезидентов теоретически можно взимать с чистого дохода, определение которого содержится в постановлении Конституционного суда РФ от 01.03.2012 № 6-П (п. 2), от 13.03.2008 № 5-П (п. 3).

Однако, учитывая отсутствие судебной практики по данному вопросу, перед сдачей налоговой декларации лучше все-таки сделать запрос в налоговый орган с просьбой указать наиболее правильный путь.

Узнайте как платить страховые взносы по высококвалифицированным специалистам, получив пробный бесплатный доступ к КонсультантПлюс.

Итоги

Доход нерезидентов, полученный от источников в РФ, облагается НДФЛ по ставке 30%, за исключением дохода в виде дивидендов и трудовых доходов отдельных категорий нерезидентов. При этом нерезиденты не могут уменьшить полученные доходы на налоговые вычеты, предусмотренные ст. 218-221 НК РФ.